важнейшей юридической гарантией является что
Статья 15. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Статья 15. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина
1. Каждому гарантируется право на защиту его прав и свобод посредством обращения:
1) в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в соответствии с их компетенцией;
2) в прокуратуру, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы;
3) к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае;
Информация об изменениях:
Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС в подпункт 4 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
4) в иные государственные органы и органы местного самоуправления.
Информация об изменениях:
Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 1-1, вступающим в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
1-1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Алтайском крае учреждаются должности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, а также могут учреждаться иные должности в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
Информация об изменениях:
Законом Алтайского края от 1 декабря 2015 г. N 118-ЗС в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
2. Должностные лица государственных органов Алтайского края и органов местного самоуправления не вправе препятствовать обращению лица с заявлением или жалобой в государственные органы и органы местного самоуправления, международные организации, осуществляющие защиту прав человека, а также в общественные организации и средства массовой информации.
3. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными федеральными законами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Защита прав и свобод человека
Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.
Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.
Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:
Внутригосударственная защита прав и свобод личности
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.
Международная защита прав и свобод личности
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.
В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.
В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.
Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Понятие и виды юридических гарантий Российского социального государства
Важное место в правообеспечительном механизме государства занимают юридические (правовые) гарантии. В Российской Федерации созданы и функционируют юридические гарантии как условия, средства и механизмы социальной государственности, реализация и эффективность которых в свою очередь зависит от многих факторов.
По мнению В.В. Лазарева, в качестве таковых можно указать степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственную атмосферу и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка.
В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Раскрывая сущность юридических гарантий, С.Н. Братусь обращал внимание на то, что «юридические гарантии заключены как в самих правовых нормах, имеющих своей целью регулирование путем установления прав и обязанностей общественных отношений, так и в тех нормах, в рамках которых осуществляется юрисдикция при нарушении этих обязанностей и тем самым обеспечивается посредством государственного принуждения реализация материального субъективного права и исполнения нарушенной или новой обязанности».
Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права средства надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений.
Ю.В. Кудрявцев предлагает под юридическими гарантиями понимать закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах условия и средства, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления, включая восстановление, прав и свобод человека и гражданина и надлежащее исполнение обязанностей.
B.C. Нерсесянц, рассматривая природу юридических гарантий, отмечает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий могут реально осуществить свою защитную роль. Другими словами юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.
Очевидно, что юридические гарантии призваны не только создавать возможности для становления, развития и функционирования государства, но и формировать условия для его дальнейшего совершенствования и решения задач, стоящих перед ним, другими словами, юридические гарантии выступают условием перехода от продекларированного социального государства к реальному.
В исследовании юридические гарантии рассматриваются как условия, необходимые для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
Деление юридических гарантий по отраслевому принципу признается наукой и используется в законодательстве. Исходя из этого положения, юридические гарантии можно классифицировать в соответствии с традиционным делением норм права по отраслям: 1) конституционные гарантии, закрепляющие основы конституционного строя, разграничение полномочий между органами государственной власти, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью; 2) административно-правовые гарантии, определяющие порядок функционирования органов государственной власти и управления; 3) материальные гарантии (нормы материального права); 4) процессуальные гарантии (нормы процессуального права). Эта классификация достаточно условна, так как нормы процессуального характера имеются в большинстве отраслей права, но поскольку они в них не преобладают, можно выделить их в отдельный блок.
Конституционные нормы создают правовую основу государственного строя, органов государственной власти, политического режима. И эта основа включает в себя не только закрепление общих положений (например, разграничение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации), но и средства обеспечения, имеющиеся в распоряжении государства и заложенные в политической и экономической системе государства.
Конституционные основы находят свое конкретное выражение в различных сферах общественной жизни, которые развиваются под регулятивным воздействием всей правовой системы. Исходя из данных позиций, можно с уверенностью сказать, что, закрепляемые Конституцией Российской Федерации гарантии социального государства получают в соответствующих конституционных нормах свое юридическое выражение и превращаются в конкретно-юридические гарантии социального государства.
Одной из гарантий социального государства является, принцип разделения властей. Новая Конституция РФ кардинально решила вопрос о власти, закрепив принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конструктивное сотрудничество и соответствующий характер взаимоотношений всех ветвей власти, является гарантией демократического правового социального государства. Проблема соотношения законодательной и исполнительной власти является одной из проблем государственного строительства в условиях реформирования России. «В практике построения новой российской государственности она оценивается как основополагающая».
В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства. Президент является главой государства, он выступает как гарант Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики.
Полномочия Президента кроме Конституции, обозначены и в ряде Федеральных законов и Указов.
Президент имеет полномочия и возможность определять государственную политику в различных вопросах, касающихся развития и функционирования государства по основным направлениям его деятельности в том числе: по вопросам: обеспечения занятости и постоянного роста доходов населения; развития системы и качества образования и здравоохранения; жилищной сферы; государственного социального страхования и др. По мнению некоторых авторов, Президент России наделен «супер-президентской» властью, но он должен являться формально и фактически одновременно главой государства и правительства и в условиях правового государства он не может стоять над другими ветвями власти.
В научной литературе дискутируется вопрос о том, что институт главы государства противоречит принципу разделения властей. Следует согласиться с точкой зрения М.Н. Марченко, что «в целом, на уровне общей концепции, допускающей определенные отступления от сложившихся канонов определения ветвей власти и их классификации, она «вписывается» в сложившуюся триаду законодательной, исполнительной и судебной власти».
Особое место в системе юридических гарантий социального государства занимает институт государственного контроля, который осуществляет Конституционный Суд. Это сравнительно новый в государственно-правовом механизме Российской Федерации демократический институт. Он рассматривается в качестве главного носителя третьей, судебной власти, а соответственно и как гарантия социального государства.
Административно-правовые гарантии целесообразно выделить в отдельный блок юридических гарантий, так как исполнительный характер государственно-управленческой деятельности, ее функциональная направленность во многом способствует реализации законов, в том числе направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Анализ административно-правовых гарантий позволяет уяснить границы, сферу и характер правовых средств, которыми располагает административно-правовой механизм и использует их в практических целях.
Исходя из положения, что в социальном государстве власть обязана создавать необходимые условия для реализации социальных прав граждан, можно с уверенностью констатировать, что на долю аппарата государственного управления возлагается процесс реализации социальных прав. Без вмешательства представителей органов государственной власти невозможно, например, реализовать право на пенсию или на пособие при рождении ребенка, другими словами, «в большинстве случаев для реализации того или иного социального права необходимо приведение в движение соответствующего звена аппарата государственного управления. Именно оно (в данном конкретном случае) наделено государственовластными полномочиями по удовлетворению ходатайств (обращений) граждан по этому поводу. Соответственно реализация прав и свобод происходит в процессе практического осуществления административной право- и дееспособности данного звена управленческого аппарата». То есть, становясь субъектом материального правоотношения, объектом которого является какое-либо благо, гражданин невольно становится субъектом и процедурного правоотношения, в котором одной стороной обязательно является орган государственной власти (его представитель) или учреждение (например, Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд обязательного социального страхования и др.). Объектом же процедурного правоотношения является решение компетентного органа о предоставлении определенного блага или об отказе в его предоставлении. Очевидно, что в этом случае подобного рода процедуры характеризуются как проявление административно-правовых гарантий.
Юридические гарантии могут быть общими или специальными, которые распространяются на определенный круг субъектов (граждан или юридических лиц.)
По отраженным в юридических гарантиях приемам и способам правового регулирования различных общественных отношений юридические гарантии могут быть сформулированы в форме а) запретов; б) дозволений; в) предоставлений.
В зависимости от формы выражения и целевого назначения все юридические гарантии можно разделить на: 1) юридические гарантии превентивного характера, то есть упреждающие нарушение каких-либо правовых предписаний; 2) юридические гарантии содействующие реализации прав и обязанностей; 3) юридические гарантии восстановительного характера, то есть способствующие восстановлению юридических прав; 4) возместительные юридические гарантии, то есть обеспечивающие возмещение ущерба, в результате нарушения прав или создания препятствий для исполнения обязанностей; 5) юридические гарантии-санкции, которые направлены на привлечение к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Третий, четвертый и пятый вид гарантий связан с процедурными нормами трудового, жилищного права, права социального обеспечения, охраняющими претворение в жизнь норм материального права.
Основой любого государства, в том числе и социального, является его экономика, поэтому обязанности государства, его органов и должностных лиц охватывают и такое понятие как создание благоприятных условий для развития экономики, а также поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, в том числе поддержание единого рынка Российской Федерации с его правовыми основами. Поскольку политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, в том числе в сфере труда и его оплаты, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере. Если Конституция предписывает, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то, очевидно, что свободная экономическая деятельность, разрушающая эту основу, недопустима, как и свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами со стороны их собственников, если это наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц.
Современное международное право различает следующие виды гарантий: 1) дипломатические гарантии; 2) судебные гарантии. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера.
Политико-правовая система международных гарантий, контролирующих процесс создания условий, необходимых для формирования и функционирования социального государства включает:
— систему международных пактов и конвенций по правам человека;
— Комиссию по правам человека в рамках ООН;
— Комитет по правам человека;
— Европейскую комиссию по правам человека;
— Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов.
Заверения об обстоятельствах и гарантии: проблемы разграничения
В реформировании нуждается такой важный элемент системы договорного права как заверения об обстоятельствах. Сейчас заверения регулируются статьей 431.2 ГК РФ. В ней упоминается только термин заверения, хотя анализ статьи позволяет прийти к выводу, что закон рассматривает заверения как комплексный институт, включающий и заверения, и гарантии, которые дифференцируются в зарубежной доктрине и законодательстве. Закон не определяет правовую природу ответственности, которая наступает вследствие сообщения контрагенту недостоверной информации о фактах, имеющих значение для сделки. В ГК РФ произошло смешение правил, регулирующих заверения и гарантии. Поэтому в содержании нормы видна непоследовательность в урегулировании отдельных вопросов, например, таких как: важна ли форма вины лица, дающего заверения; какая степень осмотрительности требуется от получателя заверений; какие существуют пределы возмещения убытков вследствие дачи ложных заверений.
Необходимо различать заверения и гарантии и отразить эту дифференциацию в законе, так как они имеют разную правовую природу. Чтобы понять логику регулирования института заверений и гарантий, необходимо обратиться к анализу правовой доктрины. Заверения понимаются как утверждения о фактах прошлого или настоящего, сообщаемые контрагенту по договору с целью склонить его к заключению договора на определенных условиях и которые имеют определяющее значение для кредитора при принятии решения о заключении договора. В то же время гарантии — это утверждения о фактах прошлого, настоящего или будущего. Надлежащий характер исполнения должником обязательств по договору зависит от их достоверности. Такие утверждения предоставляют кредитору некие бонусы сверх того, что он получает по договору. Лицо, дающее гарантии, берет на себя дополнительные обязательства по возмещению убытков в случае, если гарантированная информация окажется ложной.
Ответственность за дачу ложных заверений является деликтной, а ответственность за предоставление недостоверных гарантий является договорной. Такое различие влечет несколько важных юридических последствий.
Учет вины лица, дающего заверения и гарантии, при их нарушении
Разграничение заверений и гарантий влияет на вопрос о вине лица, дающего недостоверные сведения контрагенту. Если речь идет о заверениях, то, поскольку ответственность является деликтной и она связана с принципом субъективного вменения, для наступления ответственности должника, давшего недостоверные заверения, необходимо наличие у него вины. При предоставлении гарантий не имеет значения знание гарантирующего лица о недостоверности сообщаемой информации. В данном случае речь идет о договорном перераспределении рисков. Один контрагент как бы страхует другого на случай возникновения или обнаружения в будущем некоторых невыгодных для кредитора обстоятельств. Необходимо в ГК РФ закрепить, что ответственность за ложные заверения наступает только при наличии вины лица, дающего их, а ответственность за предоставление недостоверных гарантий может наступать вне зависимости от вины должника по ним.
Если говорить о гарантиях, то неважно, мог ли реципиент утверждений знать об их ложности или нет. Лицо, предоставляющее гарантии, берет на себя риски того, что ситуация в действительности окажется отличной от той, о которой они договорились с контрагентом. Поэтому получатель гарантий может и иметь сомнения насчет их достоверности, но не обязан проверять их точность, тем более что гарантии могут даваться и в отношении фактов, которые относятся к будущему. В законе нужно обозначить, что значение имеет то, как воспринимает утверждения о фактах их реципиент и знает ли он об их соответствии действительности только в отношении заверений, в отношении гарантий это неважно.
Способы защиты при нарушении заверений и гарантий
В ГК РФ необходимо закрепить различные способы защиты прав кредитора на случай недостоверности сделанного заверения или нарушения выданной гарантии. Если даются ложные заверения, то у должника по ним наступает деликтная ответственность. Должник в этом случае должен возместить убытки кредитору и восстановить его положение таким образом, как если бы кредитор вовсе не заключал договор с должником, то есть должен возместить его негативный интерес, потому что кредитор вообще бы не заключил договор либо заключил его на совершенно иных условиях, если бы ему изначально предоставили достоверную информацию о реальном положении дел. Нужно предоставить кредитору такие способы защиты как требование о возмещении убытков, а также требование о признании договора недействительным.
Если по договору были предоставлены ложные гарантии, то должник будет нести договорную ответственность. Тогда должник обязан поставить кредитора в такое положение, как если бы договор был исполнен надлежащим образом, а гарантии были бы выполнены, то есть восстановить его позитивный интерес. Кредитор помимо предъявления требования о возмещении убытков может также отказаться от договора. При этом отказ от договора должен быть обусловлен высокой значимостью гарантированного утверждения для сущности и цели договора.
Значит, дифференциация в законе заверений и гарантий позволит зафиксировать различные способы защиты интересов лица, которое получило ложные утверждения о фактах. Закон должен содержать положение о том, что если должник нарушит заверения, то защите подлежит негативный интерес кредитора, а если гарантии – позитивный интерес.
Также следует отметить, что сейчас в ГК РФ указано, что сторона, получившая ложные заверения вправе требовать возмещения убытков или выплаты неустойки. Однако выплата неустойки является договорным способом защиты интересов кредитора на случай нарушения должником обязательств, а убытки можно требовать как при нарушении договорных обязательств, так и при возникновении деликтных обязательств. Если последовательно проводить дифференциацию заверений и гарантий в законе, то нужно указать в ГК РФ, что взыскание неустойки возможно только при нарушении должником гарантий, то есть при наступлении договорной ответственности, в то время как, при нарушении заверений в договоре невозможно установить договорный способ защиты прав, а можно только требовать возмещения убытков.
Срок действия заверений и гарантий
В закон не урегулирован вопрос о сроках действия заверений. Срок, в течение которого должно выполняться требование о достоверности предоставленных утверждений, имеет важное значение для того, чтобы обеспечить правовую определенность в отношениях сторон и обозначить временные пределы ответственности. Поэтому срок любого обязательства должен быть определенным или определимым. При этом вопрос о сроках будет по-разному решаться в отношении заверений и гарантий. Нарушение заверений влечет возникновение деликтной ответственности. В этом случае значение имеет не срок существования обязательства возместить убытки, а срок исковой давности требований кредитора по возмещению убытков, возникших в результате неправомерных действий должника. Согласно ст. 196 ГК РФ субъективный срок исковой давности в отношении таких требований составляет три года, а объективный – десять лет, поскольку специальные сроки статьей 431.2 ГК РФ не определены.
Период, в течение которого данные гарантии будут отвечать требованиям истинности, также необходимо ограничить и обозначить пределы этих ограничений в ГК РФ. В литературе предлагается делать такие сроки пресекательными, чтобы они выполняли функции балансировки интересов сторон по договору и обеспечения правовой определенности положения должника. В тех случаях, когда стороны не предусмотрели период действия гарантий в договоре, закон должен восполнять этот пробел диспозитивными нормами. Если срок не будет прямо установлен в законе, можно в норме о гарантиях закрепить, что срок должен выявляться посредством толкования договора или исходя из понятия разумного срока. Однако такое положение оставит слишком широкие пределы для судебного усмотрения и оставит положение должника по-прежнему недостаточно определенным.