в чем прикол балета
Стекло в пуантах и «балеруны». Главные мифы о балете
Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.
Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.
«Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун»
Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – «балерин». Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.
«Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом»
Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.
«Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты»
Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.
«Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру»
Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.
Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.
«Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде»
Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.
Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день»
Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.
Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам. В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.
«Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла»
Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы. Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.
Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь»
Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.
«В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал»
Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво». Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.
Какая польза от занятий балетом?
Содержание
Принято считать, что балет полезен исключительно с раннего детства и только тогда, когда заниматься им исключительно на профессиональном уровне. На самом деле, преимуществ у балета не меньше, чем у профессионального фитнеса или других видов активностей. В некоторых случаях классическая хореография для взрослых даже полезнее фитнес-тренировок.
Балет всегда вызывает ассоциации с чем-то красивым, грациозным и обязательно неподъемно сложным. Последнее – действительно правда. Но не настолько, чтобы отказаться от такого хобби. В чем преимущества занятий балетом для взрослых, и кому такое времяпровождение точно не подойдет? Рассмотрим в статье.
Почему о балете мечтают и почему его боятся?
Занятия балетом всегда были окутаны пеленой чего-то очень красивого и изящного. Всему виной роскошные постановки, красивые костюмы танцоров, изящество и грация самих балерин. Тоненькие и стройные они кажутся многим девочкам с детства эталоном чего-то прекрасного и недостижимого.
Из-за завышенных ожиданий и стереотипов многие намеренно отказываются в детстве или даже во взрослом возрасте идти на балет, забывая, что его ценность не только в красоте и грации, но и в том, что это отличная тренировка для физической подготовки, силы и выносливости.
Многие забывают о том, что в тренировочных залах, где проходит большая часть жизни балерин, они не надевают балетные пачки, а тренируются в удобной для себя одежде. И залог их привлекательного и утонченного внешнего вида – не всегда в генетике. В большинстве случаев – это результат тяжелого и упорного физического труда на тренировках. И если для всех остальных балет – это, прежде всего, искусство, то для балерины – работа. Почему бы и вам не попробовать себя в этом?
Ниже мы рассмотрим преимущества и недостатки балета в качестве основных тренировок.
Преимущества занятий балетом
Помимо понимания того, что вы сможете приобщиться к прекрасному – балету, занятия для вас будут полезны еще и по другим, более прозаичным причинам, о которых мы поговорим ниже.
Альтернатива спорту
Известно, что кардионагрузки требуют больших энергозатрат, нежели силовые (в случае аматорских тренировок). Но проблема в том, что многим просто скучно часами бегать на дорожке или выполнять упражнения на степпере. Гораздо интереснее и полезнее прийти в танцевальный класс, освоить новые движения или па.
Балет – это классический пример кардиотренировки. За час занятий балетом вы потеряете около 500 ккал, а чтобы потратить такое же количество энергии на силовых тренировках, вам понадобится целых два часа интенсивной тренировки. Балет – это полноценная кардиотренировка, и вы можете воспринимать ее исключительно с этой точки зрения.
При этом, во время интенсивных занятий балетом вы не сможете нарастить нежелательные мышцы, увеличивая объем тела. Тренировочный процесс построен таким образом, что вы будете терять лишние килограммы и жировую прослойку. Сами мышцы станут более сухими и подтянутыми. Особенно заметны результаты ваших тренировок будут на ногах, прессе и спине. Руки также станут более подтянутыми, но при этом вы не получите нежелательного рельефа.
Вместо гимнастики
Если любителям силового фитнеса приходится тратить время на растяжку после тренировки, то в балете стретчинг – неотъемлемая часть самого тренировочного процесса. В каждом балетном движении вам нужна будет гибкость всех мышц, суставов, плавность движений.
Чтобы все упражнения вы выполняли действительно грациозно и красиво, в тренировку обязательно включается растяжка. Помимо того, что вы будете преуспевать в самом балете, гибкие мышцы и суставы полезны и для всего организма. Так вы менее подвержены различным травмам вроде растяжений. Во время растяжки вы также сможете избавиться от болей в мышцах и суставах, которая преследовала вас не один год.
Красивая осанка и положение тела
Балет хорош тем, что помимо интенсивных физических нагрузок вы также получаете привычку держать спину ровно, кисти рук – красиво, стопы – аккуратно и в правильном положении. Даже в повседневной жизни балерины олицетворяют собой пример грации, женственности и плавности движений. Они просто не умеют иначе с учетом того, сколько времени проводят в тренировочном зале оттачивая это положение тела.
Даже если вы не станете балериной и не превратите занятия балетом в свой рабочий день, результат обязательно будет. Ваше тело запомнит «правильное» положение, постепенно выровняется положение спины, вытянется шея, походка станет более плавной и грациозной (вы же знаете, что гнуть колени в балете тоже нельзя?).
В целом, балет идеально подойдет тем девушкам, которые хотят немного похудеть, но боятся нежелательных мышц и объема в результате силовых тренировок. Вместо этого вы получите идеальные плавные движения и грацию.
Самодисциплина
Вы хотя бы раз занимались самостоятельно в тренажерном зале или начинали бегать на стадионе? И сколько раз после этого ваши намерения заканчивались на третьей или, в лучшем случае, пятой тренировке? Поверьте, вы не одни – многие из-за недостатка самодисциплины также бросают инициативы самостоятельного занятия спортом.
В балете все иначе. Во-первых, вас ждет тренер и группа на определенное время у станка в балетном классе. Это уже само по себе дисциплинирует: одно дело договориться с собой «отложить тренировку на следующий раз», и совсем другое – дать остальным понять, что вы несерьезно намерены заниматься балетом. Каждый раз приходя после пропуска на тренировки, вы будете видеть, что другие участники группы уже серьезно продвинулись вперед и умеют больше, чем вы. Поверьте, лучшей мотивации не будет.
Еще один интересный факт – в балете ваше тело будет влиять на вашу ментальную дисциплину. На самой тренировке вы будете учить свое тело «слушаться». Спину будете держать ровной, колени, ровными, руки – грациозными и красивыми. В свою очередь, благодаря механизмам психосоматики, ваше тело будет и вам говорить о том, что необходима дисциплина и самоконтроль. Вы также будете замечать, насколько проще вам стало просыпаться по утрам, делать ненавистные ранее домашние дела и ходить на тренировки. Удивительно, но такая связь работает очень и очень хорошо!
Новые знакомства и интересы
Если вы по вечерам несколько раз в неделю будете посещать балетный класс, то вы обязательно познакомитесь с интересными людьми, которые разделили вместе с вами увлечение балетом. Более того, вам не нужно будет тратить время на то, чтобы найти точки соприкосновения и общие интересы. Они уже есть – вы все выбрали балет.
Со временем вы сможете встречаться вне балетного класса. Это отличная возможность говорить и общаться с людьми, с которыми у вас сходятся интересы. И если вы недавно переехали в новый район или сменили город проживания – новое хобби в виде занятий балетом будет как нельзя кстати для появления новых друзей!
Уникальность
Сколько из ваших друзей и знакомых занимаются спортом? Уверенны, что многие. А сколько из них выбрали танцы? Уже меньше. И готовы поспорить, что скорее всего, поклонников балета в вашем круге общения немного, а то и вовсе нет. Только представьте, насколько вы будете интересны только благодаря своему необычному хобби!
Все знают, как выглядит беговая дорожка в тренажерном зале. А что если вы расскажете о новом, интересном па? Уверяем вас, после ваших воодушевленных рассказов многие из ваших подруг захотят присоединиться.
А еще мы хотим сказать, что новомодные направления танцев и фитнеса очень быстро теряют актуальность и проходят, а балет – это вечная классика, которая будет актуальна всегда. Вы будете всегда в тренде, занимаясь балетом.
Кому не подойдут занятия?
Конечно, нельзя говорить о том, что балет – это лекарство от всех ваших проблем и трудностей. Кому же не подойдут такие тренировки:
Выводы
Балет может стать отличной альтернативой спорту, если вы правильно понимаете то, к каких результатам такие тренировки могут привести. Если вы хотите привести тело в тонус, сделать движения более грациозными, плавными, развить самодисциплину – балетные тренировки будут идеальным решением!
«Били за любую прибавку в весе». Исповедь балерины об изнанке танцевального мира
Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.
Про отсутствие комплексов и гастроли
Что происходит, когда девочка хочет заняться хореографией или балетом? Если ее родители отдают в эти кружки, то у нее через месяц отваливаются все комплексы. Раздевалка общая, девочки и мальчики, могут забежать коллеги с бальных танцев, с акробатики — потом уже не паришься. На гастролях еще хуже, иногда приходилось переодеваться прямо в зрительном зале, потому что гримерки заняты. Зрителей нет, но все коллеги рядом, даже мальчики.
Гастроли были от Подзалупинска до Сеула, родители только рады были принимать грамоты и медали, спонсировать эти поездки и выбивать недостающее из городского бюджета. А мы, дети, рады шататься и прогуливать уроки.
Про еду
Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.
Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.
Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы.
Про аккуратность
Сутулишься? Стой у станка до усрачки, пока осанку держать не научишься.
Испачкала пачку и боди для занятий? Крути фуэте, когда остальные убежали домой, в следующий раз будешь аккуратнее. Прическа. Выбилась прядь? Остаешься в зале и крути фуэте.
Про травмы
На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее. Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.
У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.
Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.
Про конкуренцию
Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.
Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.
Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.
Про гомосексуализм
У тех, кто ушел дальше юношеских кружков, да. Но! Это присуще всем артистам, не только тем, кто в балете. Может, люди нетрадиционной ориентации более артистичны, не знаю. У художников точно процент гомосексуалистов выше, чем у танцоров. Я когда думала на эту тему, пришла к выводу, что, во-первых, сама обстановка снимает кучу комплексов. То есть если каждый день видишь кучу полуголых красивых тел, это уже не воспринимается как что-то запретное. Плюс врожденное умение видеть красоту во многом, в том числе и в представителях собственного пола.
Плюсы балета
Плюсы. Отличная фигура, самодисциплина, коммуникабельность. Был бы еще шпагат, но у меня была порвана мышца на ноге, сесть на шпагат могу, но хромота обеспечена. Кто-то может. Осанка тоже плюс. Сильные, нет, очень сильные ноги, ну и всё, наверное.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал второй Майей Плесецкой, лучше отдайте его на шашки и шахматы. И на аэробику. Если вы растите чемпиона, будьте готовы к тому, что спорт жесток. Очень жесток.
Дикий культурный сдвиг: что «не так» с самым популярным балетом в мире
Столица Германии Берлин остается на Рождество без традиционного «Щелкунчика». Вместо зимней сказки Чайковского будет даваться балет «Дон Кихот» – о рыцаре, путешествующим под палящим солнцем Иберийского полуострова. Государственный балет Берлина снял из репертуара «Щелкунчик» по причинам якобы расизма, заложенного в классической хореографии русско-французского балетмейстера Мариуса Петипа, который впервые поставил балет в 1892 году в Мариинском театре Петербурга.
«Щелкунчик» – самый популярный балет в мире. Балетные труппы по всему свету зарабатывают на нем до половины своих сборов. Но в последнее время довольно дикий культурный сдвиг, что мы видим на Западе, затронул и «Щелкунчик».
Началось все с Америки, а потом перекинулось и в Европу. Теперь уже и немцам не нравится сцена во втором акте, когда появляются куклы, например, из Индии и Китая. Понятно, что танцоры в соответствующем гриме, но как так можно – красить лицо в черный цвет, да и в желтый тоже?! Ведь это black faces – возврат к началу прошлого века, когда белые артисты – уличные музыканты – кося под негров, мазали себе лицо, рисовали вывороченные губы и на потеху публике изображали туповатых приплясывающих персонажей. Первым, кстати, ставший популярным образ нашел певец Джим Кроу – сам чернокожий. А уже белые потом стали тиражировать творческую находку. Вот типичная песенка этого жанра Jump Jim Crow («Прыгай, скачи, Джим Кроу»).
Понятно, что ничего подобного уже давно нет, но крашеные в черный цвет лица до сих пор вызывают болезненные ассоциации, ведь пакет расистских законов что действовали в США еще тогда, когда у нас полетел Гагарин, назывались законами Джима Кроу. По ним белые и цветные жили в двух непересекающихся мирах с полной дискриминацией черных везде – в образовании, на работе, в транспорте и даже в туалетах. Черным запрещалось даже сниматься в кино, играя самих себя. На роли негров приглашались белые и их гримировали, как, например, в «Рождении нации» 1915 года от режиссера Дэвида Гриффита.
Сейчас все изменилось, расцвел и черный расизм, но крашеные в черный цвет лица – black faces – это почти криминально. Помните красотку Мегин Келли, звезду телеканала NBC, с контрактом в 25 миллионов долларов в год? Она даже как-то брала интервью у президента Путина. Три года назад она вылетела с работы, как пробка, лишь из-за того, что пошутила про измазанные на Хэллоуин лица, заявив, что ничего дурного в этом нет и пусть черные, если хотят, красят себе лицо белой краской. Равноправие так равноправие. И где сейчас эта Мегин? Нет Мегин Келли в публичном поле. Культурно отменили Мегин.
Теперь вот культурно отменили «Щелкунчика». Думают, как балет изменить под современные нравы. Куклы из Индии и Китая в характерном гриме – плохо. Плохо до невозможности. Первоначально у Мариуса Петипа были не куклы, а танцующие сладости, например, карамель, а еще чай из Китая, а из Индии – кофе. По цвету грима тоже плохо. Берлинская государственная опера не справляется. Еще в Берлине не нравится семенящая походка китайских персонажей – маленькие шажки. Почему-то немцам кажется, что китайцы должны обижаться. Хотя почему? Ведь в Китае короткий шаг со времен Конфуция считается проявлением вежливости. Благородный муж там обязательно передвигается малыми шажками, тем самым демонстрируя почтительность.
Вот как это описывается в классическом тексте «Луньюй» – «Беседы и суждения», состоящем из записей учеников Конфуция о своем учителе: «Когда Конфуций нес ритуальную нефритовую табличку, то выглядел так, будто пригибался, подавленный ее значимостью. То поднимал ее высоко, словно приветствовал, то опускал вниз, словно делал подношение. Лицо его постоянно менялось в трепете, он двигался мелкими шажками, наступая с пятки и не отрывая хотя бы одной ступни от пола. При поднесении подарков сохранял сдержанность. В частной же беседе был весел».
Так вот откуда и у Мариуса Петипа маленькие шажки. И у Чайковского такой же под них музыкальный ритм. А теперь на Западе говорят, что все в балете не так, мол Петипа не был в Индии и Китае, да и Чайковский тоже. И поэтому все не так. Даже и спорить не хочется. Создайте хоть что-то подобное.
И зачем портить гениальный русский балет? Да еще под Новый год. А уж если придираться, так и «Дон Кихот», что в Берлине теперь взамен «Щелкунчика», тоже не самое политкорректное произведение. Рыцарь ведь. Ветряки разрушает. Мельница, с которой воюет рыцарь, – это же прообраз современного ветряка. В Берлине это не приходило в голову?