вайнах что это означает

Вайнахи

вайнах что это означает. Смотреть фото вайнах что это означает. Смотреть картинку вайнах что это означает. Картинка про вайнах что это означает. Фото вайнах что это означает

Всего: свыше 2,5 миллионов человек

вайнах что это означает. Смотреть фото вайнах что это означает. Смотреть картинку вайнах что это означает. Картинка про вайнах что это означает. Фото вайнах что это означает

вайнах что это означает. Смотреть фото вайнах что это означает. Смотреть картинку вайнах что это означает. Картинка про вайнах что это означает. Фото вайнах что это означает

Вайна́хи, вайна́х, на́хские наро́ды — этническая общность народов и народностей Северного Кавказа (небольшая часть в Грузии) — чеченцы (нохчий), ингуши (галгай), аккинцы (аккий), орстхойцы (орстхой), бацбийцы (бацой), кистинцы (кей-йиста). Говорят на родственных нахских языках. Общая численность — свыше 2,5 миллионов человек.

Содержание

Общие сведения

Легендарные версии происхождения

вайнах что это означает. Смотреть фото вайнах что это означает. Смотреть картинку вайнах что это означает. Картинка про вайнах что это означает. Фото вайнах что это означает

вайнах что это означает. Смотреть фото вайнах что это означает. Смотреть картинку вайнах что это означает. Картинка про вайнах что это означает. Фото вайнах что это означает

Происхождение

Средневековым термином, объясняющим родство этих племен является термин «вaйнах», наш народ.

4 тысячелетие до н. э.

2 тысячелетие до.н. э.

В этногенезе вайнахов возможно приняли участие позднее вторгавшиеся и/или селившиеся на Северном Кавказе индоиранцы, скифы, сарматы и др. народы, с неясным происхождением и языковой принадлежностью.

Носители Кобанской культуры, часто сближается исследователями с Западным Кавказом — Колхидской культурой, однако ряд учёных связывает происхождение протовайнахов и с Северо-Восточным Кавказом, где в эпоху перехода от Бронзового века к Железному, господствовала Каяхентско-Хорочоевская культура, таким образом возводя вайнахские народы к нахско-дагестанской культурной общности.

Несколько иное мнение у В. И. Марковина, который писал [6] : «… работами многих археологов и специалистов смежных дисциплин доказано, что под наименованием сарматов и алан скрывался значительный вайнахский компонент».

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно :

Генетика

Гаплогруппа J2 зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке и затем распространилась на Балканы и в район Средиземноморья. Представители гаплогруппы J2, вероятно, составляли значительную часть населения мезолитических ближневосточных культур, связанных, по мнению многих исследователей, с изобретением земледелия и скотоводства (например, Натуфийская культура, ассирийцы, финикийцы, этруски[1]).

Гаплогруппа J2 вейнахов\ингушей под 90 процентов. гаплогруппа вайнахов\чеченцев J2 под 60 процентов. язык крайне тюрказирован [источник не указан 242 дня]

Состав

Источник

Вайнахи: чем на самом деле чеченцы отличаются от ингушей?

вайнах что это означает. Смотреть фото вайнах что это означает. Смотреть картинку вайнах что это означает. Картинка про вайнах что это означает. Фото вайнах что это означает

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.

Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов.

Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.

Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».

Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».

Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.

В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».

Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».

Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса — это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.

В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.

Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.

В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.

Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.

Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.

Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.

Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.

В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.

На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.

Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.
Источник

Источник

Вайнахи

Расселение: на территории Российской Федерации (215,1 тыс.чел.), в т.ч. в Чеченской и Ингушской республиках (163.8 тыс.чел.), в Северной Осетии (32,8 тыс.чел.). Мелкие группы живут в Казахстане, Средней Азии, а также на Ближнем Востоке.

Происхождение: легенды и мифы

Чеченцы и ингуши по-разному рассказывают о своем происхождении. Существует два самых распространенных предания. Вайнахи происходят от пришельца из Шама (Сирия), который бежал оттуда, чтобы не пасть жертвой кровной мести. Сначала он жил в Грузии, потом перебрался в нагорную Чечню, в урочище Нашх. Сирийское происхождения героя, скорее всего, поздний штрих, связанный с распространением ислама.

Вайнахи относятся к восточной ветви кавказской этнолингвистической семьи. Возможно, что говорящие на восточнокавказских языках народности расселились не только на территории Северного Кавказа и Закавказья, но и в Передней Азии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии и на островах Средиземноморья. Племена вайнахов постепенно ассимилировались со своими соседями. На этой территории в разное время проживали ираноязычные племена, выходцы из Дагестана, Грузии и некоторых тюркских народов. Относительную этническую чистоту сохранили лишь немногие малочисленные племена, проживающие в основном на Северо-Восточном Кавказе. В этом регионе сложился этнос вайнахов, который в настоящее время составляют чеченцы и ингуши.

Тейпы

По преданиям, первоначально насчитывалось около 20 чеченских тейпов, в дальнейшем их количество (из-за деления старых родов и вхождения в состав чеченского этноса новых родовых групп) увеличилось. В настоящее время насчитывается более 150 тейпов. Тейповая организация и тейповые связи до сегодняшнего дня играют огромную роль в чеченском обществе.

История и культура

В XVIII веке к вайнахам, жившим в плоскостных районах, стало проникать мусульманство, распространяемое дагестанскими и кабардинскими муллами. Первоначально новообращенных было сравнительно немного, и относились они к новой для них вере довольно равнодушно. Но в 1785 году шейх Мансур в Чечне выступает с призывом к борьбе с “неверными” под знаменем ислама. Одной из задач, которые он ставил перед собой, было массовое обращение в мусульманство вайнахов-язычников; это было осуществлено окончательно уже в середине XIX века (последнее чеченское селение приняло ислам в 1862 г.).

В Дагестане и Осетии к тому времени уже появилась местная знать, а в “вольных обществах” этих областей, имевших контакты с внешним миром, тоже оформилось управление, установился некоторый правопорядок. Чеченцам и ингушам чужда была сама идея власти над ними, в особенности власти бесконтрольной. Русская администрация вела себя по отношению к местному населению без понимания специфики его быта, обычаев, психологии.

В 1840 году среди чеченцев пронесся слух, что они будут превращены в крепостных. Они восстали и присоединились к имаму Шамилю. Почти 20 лет продолжалась кровопролитная война с чеченцами, стоившая больших потерь для обеих сторон, пока горцы не вынуждены были покориться.

1. Леонтий Мровели «История грузинских царей». Средневековый свод грузинских летописей «Картлис цховреба».

2. Анчабадзе Г.З. Очерк истории вайнахских народов. Краткий исторический очерк. Тбилиси. 2001.

3. Российский Этнографический Музей. Толковый словарь.

4. Аркадий Гольдштейн. «Башни в горах».

Автор: Кавказский Узел

Источник

Вайнах что это означает

Вайнахи — термин, под которым в современном кавказоведении понимают большую часть носителей нахских языков: чеченцев (самоназв. нохчий) и ингушей (самоназв. галгай). Также исследователи распространяют это наименование и на исторических (средневековых) предков чеченцев и ингушей: все локальные этно-территориальные объединения-«общества» сформировавшие эти два народа, и два отдельных этноса — аккинцев (самоназв. аккий) и карабулаков/орстхойцев (самоназв. орстхой), также ставших компонентами в этногенезе современных чеченцев и ингушей.

Иногда в наши дни этнологи употребляют наименование «вайнахи»/«вейнахи» синонимично с искусственным термином «нахские народы». Однако, начиная с 1970-х годов, стало более верно, в лингвистическом понимании, объединять под термином «вайнахские народы» только чеченцев и ингушей, исключая бацбийцев/цова-тушин (самоназв. бацби).

Термин «вайнахи»/«вейнахи» введён в научный оборот учёными-лингвистами и, по мнению ряда исследователей, не используется в среде собственно этих народов. Однако, в наши дни имя «вайнахи»/«вейнахи» достаточно широко используется среди представителей этих народов, особенно при общении между чеченцами и ингушами. Также известны случаи, когда представители некоторых этногрупп (напр. равнинные аккинцы), несмотря на то, что сегодня считают себя этническими чеченцами, не используют общечеченское самоназвание нохчий, а самоидентифицируются более старинным наименованием своей этногруппы или также общим этнонимом — вайнахи.

Одним из первых предложил объединить под общим названием чеченцев и ингушей известный учёный-кавказовед, юрист и просветитель конца XIX — начала XX веков Б. К. Далгат. Интересным является утверждение исследователя о том, что самоназвание чеченцев — нохчий, может быть применительно и к ингушам. Согласно Б. К. Далгату, помимо ингушских эндоэтнонимов галгай и ламур, имя нохчий (транслитерация по Б. К. Далгату — нахчой) «… очень часто применяют к себе и сами ингуши и охотно [это имя] может быть употребляемо как общее племенное название этого народа, наряду со словом „чеченцы“». Исходя из этого Б. К. Далгат высказал предложение о создании общего наименования для чеченцев и ингушей — нахчуйцы, которое, однако не прижилось в научно-публицистической литературе.
Вайнахи относятся к восточной ветви кавказской этнолингвистической семьи. Но на протяжении истории племена вайнахов постепенно растворялись в других народностях, с которыми проживали на одной территории. Лишь некоторые племена, проживающие в основном на Северо-Восточном Кавказе, сохранили индивидуальность в этническом плане. Именно в этой области и образовался этнос вайнахов, который в наше время составляют в основном чеченцы и ингуши.

Легендарные версии происхождения

В родословной всех коренных вайнахских тайпов есть утверждение об их миграции с юга и расселении затем с запада на восток. Перевальным же пунктом миграции вайнахов, согласно легендам, была историческая область Нашх.

Варианты легенд о происхождении вайнахов:

Вайнахи — древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя «Кавказ», от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок лезгин, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги.
Вайнахи происходят от беглого сирийца Шама, который некоторое время жил в Грузии, но позже перебрался на территорию нагорной Чечни в местечко Нашх.
Часть вайнахов, современные чеченцы, происходили из аула Нашх, которое как бы символизирует их самоназвание — нохчи. Считают, что до начала XX века в этом ауле находился большой котёл, созданный из множества медных пластинок. На нём были нанесены все истинно чеченские тейпы и тукхумы. Так, в случае спора о чистоте рода котёл служил своеобразным доказательством.

4 тысячелетие до н. э.

Зона распространения майкопской культуры в конце 4 тыс. до н. э. охватила большую часть территории современной Чечено-Ингушетии, а также и части Осетии, к примеру в 1993—1996 годах В. Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания (курганы 1 и 2 Заманкульского могильника и курган 3 неподалеку от с. Брут).
2 тысячелетие до н. э.

Многие считают, что наиболее вероятным основным компонентом образования вайнахского народа было автохтонное население Северного Кавказа — создатели и носители кобанской культуры, а также создатели и носители зандакской и других археологических культур Кавказа.

В этногенезе вайнахов, возможно, приняли участие позднее вторгавшиеся и/или селившиеся на Северном Кавказе индоиранцы, скифы, сарматы и другие народы, с неясным происхождением и языковой принадлежностью.

Носители кобанской культуры часто сближаются исследователями с Западным Кавказом — колхидской культурой, однако ряд учёных связывает происхождение протовайнахов и с Северо-Восточным Кавказом, где в эпоху перехода от бронзового века к железному господствовала Каяхентско-Хорочоевская культура, таким образом возводя вайнахские народы к нахско-дагестанской культурной общности.

Несколько иное мнение у В. И. Марковина, который писал : «… работами многих археологов и специалистов смежных дисциплин доказано, что под наименованием сарматов и алан скрывался значительный вайнахский компонент».

Некоторые учёные (И. М. Чеченов, Б. Х. Атабиев, Б. В. Техов и др.) удостоверяют факт формирование наиболее ранних (около XII—X вв. до н. э.) «классических» черт кобанской культуры (производства бронзовых изделий и керамики) главным образом в горах современной Осетии (Северной и Южной) (Тли, Кобань и др.) и отрицают факт охвата кобанской культурой территории современной Чечено-Ингушетии, что послужило началом открытию новых направлений в исследованиях.

Общеизвестно, что на раннем этапе формирования кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых большинство учёных датирует VIII веком до н. э., а также не могли участвовать сарматы, появление которых большинство учёных датирует IV веком до н. э. Появление предметов условно называемого «скифского типа» установлено только на позднем этапе (VII—IV века до н. э.) — этот период отличается преобладанием железных изделий.

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно :

в ареале Пятигорского «локального варианта», вероятнее всего, проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе;
в районе Горного «локального варианта» — протовайнахи.

Источник

История вайнахского народа

История происхождения вайнахского народа
(история чеченского и ингушского народов).

Начиная эту статью (исследование) я хочу сказать читателям, что происхождение любого народа, существующего в настоящее время на нашей планете – это сложный, многогранный (я бы сказал многослойный процесс), присходящий иногда в течении нескольких веков, но чаще всего этот процесс происходит тысячелетиями. И проследить этот процесс всегда трудно, так как древняя история народов мира в настоящее время сильно упрощена учеными-академиками.
Если некоторые ученые (исследователи древней истории) считают, история человечества начинается 600-300 млн.лет назад (возможно она еще древнее) (я тоже уверен в их взглядах), подавляющее число ученых – академиков от истории, придерживаются теории упрощенной истории (это дарвинисты, материалисты) по которой человек произошел от обезьян всего 40 тысяч лет назад, а первыми цивилизациями на Земле считаются Древний Египет и Шумер (возникшими в 4-м тыс.днэ).
Прежде чем рассматривать историю возникновения вайнахского народа, я скажу о том, что мсследовать эту историю трудно, так как записи о предках вайнахов не попадали в древнейшие писменные записи ни Древнего Египта, ни Шумера, ни в эламские и аккадские писменные документы. Придется мне исследовать эту историю с нескольких направлений (делать несколько подходов к этой теме).

Начну я рассматривать эту тему со следующих источников. Первым источником у меня будет Советская Историческая Энциклопедия. Что же в ней написано.
Чеченцы – (самоназвание – нахчо)- народ, живущий на Сев.Кавказе. Чеченский язык относится к нахской (вайнахской) ветви кавказских языков. Чеченцы, как и родственные им ингуши, являются коренным населением Сев.Кавказа. В армянских источниках 7 века упоманаются под именем нахчаматьям. Первоначально Ч жили в горах, разделяясь на отдельные территориальные группы (мичиковцы, качкалыковцы, ауховцы, ичкеринцы, шатуевцы, чеберлоивцы, чантинцы и др). В 15-16 веках они начали переселяться на равнину, в долину р.Терек и его притоков – рек Сунжи, Аргуна.
Чечено-Ингушская АССР-республика в составе РСФСР. Территория Ч-И была заселена еще в каменном веке, о чем свидетельствуют находки каменных орудий эпохи палеолита и неолита. В бронзовом веке терр.Ч-И населяли племена северокавказской археологической культуры. Основой хозяйства было скотоводство, было и земледелие. Общественный строй – патриархально-родовой. Эпоху поздней бронзы и раннего железа (кон.2-го – 1-я пол.1-го тыс.днэ) характеризуется памятниками каяуентско-хорочоевской культцры (типичной и для территории Дагкстана). Памятники этой культуры характеризуют о значительном уровне социально-экономического развития племен, перешедших к сдадии военной демократии, наличии развитой металлургии меди, а затем железа, о связях со Скифией, Закавказьем и Передней Азтей. В последующие времена встречаются памятники сарматской и аланской культур.. В языческом пантеоне древних чеченцев и ингушей были боги: Даяла – верх.бог солнца и неба, Села – бог грома и молнии, Фурки – богиня ветра, Чача – богиня воды, Кхинч – богиня Луны, Ерда – бог скал, Тушоли – богиня плодородия. Сведений по истории чеченцев и нигушей до 17 века очень мало. В нач.18 века за племенем нахче утвердилось этнич.название чеченцы (от аула Чечен). Племя галгай называлось по разному: галгаевцы, назрановцы, ингушевцы, а со 2-й половины 19 века – ингуши (от аула Ангуш (Ингуш). Феодальные отношения в Ч-И зарождаются в 16 веке, но этот процесс был замедлен. Чеченцы и ингуши отставали в социально-экономическом развитии от своих соседей кабардинцев, некоторых народов Дагестана и грузин, поэтому они попадали в зависимость от соседних феодалов и до начала 19 века вели упорную борьбу с кабардинскими и дагестанскими феодалами, но временами платили им дань. С конца 16 века чеченцы и ингуши устанавливают отношения с терскими казаками. В 17 веке русские гарнизоны вместе с чеченцами и ингушами обороняли пограничные рубежи от иранских и турецко-татарских вторжений. В конце 18 века царизм предпринял попытку завоевания Ч-И. Это вызвало в 1785 году войну с чеченцами во главе с чеченцем Ушурмой, принявшим имя шейха Мансура. Мансур потерпел поражение, но Чечня не была захвачена царскими войсками. В 1810 году русское подданство приняли ингуши. С 1817 года царизм перешел к планомерному наступлению на горцев Чечни и Дагестана. Это была тактика медленного продвижения. В 1818 году была заложена крепость Грозная. Война с имаматом во главе с Шамилем (который объединис чеченцев и дагестанцев для борьбы за независимость) завершилась в 1859 году, эта дата стала датой официального присоединения Чечни к России. Вот кратко и все сведения по истории вайнахского народа по Советской Исторической Энциклопедии. Эта информация очень ничтожна для истории вайнахского народа.

Посмотрим статью «Из истории чеченского народа. Происхождение чеченцев» на сайте Кавказ. Опять я выберу только интересные (для нашего исследования) отрывки статьи.
«Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хотя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «Наши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне не верное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов»
Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тысячелетий. Они называли себя нахи ; люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации.
. Не случайно внушают, что название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы ; народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда. Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они ; самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями.
. Близость чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись.
. Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим ; всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным.
Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже рабовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы. У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих предков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при переписке истории в угоду властным элитам.
Яфедиты, чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потомки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта. Предками большинства чеченцев ; нохчи, ; являются нахматьяне, упоминаемые на северо-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э.
Одно из видоизмененных названий чеченцев ; Шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

. Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы. Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.
И пришли пра-предки вайнахов из разных мест ; одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.
Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей.
. Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов.

Читая древние легенды и эпос вайнахского народа можно заметить, что этот эпос сильно похож на древние легенды и эпос других древних народов – шумерского, ассирийского, греческого. А читая легенды о нартах, древних жителях Кавказа, понимаешь, что этот эпос имеет общие черты у всех народов Кавказа. Значит древняя история коренных народов Кавказа была общей. По моему мнению нарты являются поздними атлантами ( они были высокого роста) либо это были гиперборейцами ( как у греков, там все почти боги были с Гипербореи).

Кажется мы прочитали много информации по истории вайнахского народа.
Теперь я возьму свою информацию (из своего исторического атласа народов, племен, культур), чтобы попытаться создать свое мнение о происхождении вайнахского народа.

По моему мнению большая часть истории происхождения вайнахского народа проиходила на территории Северного Кавказа и связана с соседними кавказскими народами. Как видно из вышеизложенной информации уже в конце 2-го тыс.днэ – это времена каяуентско-хорочоевской культуры) нахские (вайнахские) племена перешли к военной демократии, т.е. у нахского народа большое значение приобретает наличие богатства (повышающее пристиж перед другими). По этой причине часть вайнахов (воинов) (древних нахов) были в древности воинами – хурритами и служили целыми дружинами царям Ассирии, Митанни, а позднее царям Урарту. Такая традиция (военная служба у богатых правителей существовала у многих народов, даже русские дружины часто служили в древней Грузии, есть даже предания о князьях Словене и Русе, которые со своими дружинами тоже служили в Урарту, Митанни и государствах Ближнего Востока).
С момента гибели государства Урарту, воинские дружины вайнахов вероятно служили в других государствах Кавказа – Колхидском царстве, Иберии, Албании. Об этом можно прочитать в данной статье. О том, что весь вайнахский народ пришел на северный Кавказ полностью сведений нет. О том, что вайнахи (воины) жили в Шемаре нет никакого противоречия, вероятно это были поселения вайнахов (воинов) со своими семьями, такие поселения наверняка можно найти и в других местах Передней Азии. Ведь служили они длительные сроки, так было и во времена Александра Македонского. В его войске служили воины из разных народов и они тоже жили со своими семьями.
Вот мое краткое видение истории вайнахского народа (предков чеченцев и ингушей). Возможно в чем то я ошибаюсь, и я продолжаю исследование древней истории народов мира и возможны какие то дополнения и изменения моих взглядов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *