вавилонская башня что это было
Вавилонская башня
Вавилонская башня — название башни, построенной люди на сто первом году после Всемирного потопа в земле Сеннаар (на берегу реки Евфрат, приблизительно в 50-ти км от Персидского залива) для возвеличения своего имени (Быт 11.1-9). Так люди захотели достигнуть небес.
Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей, смешал их языки, чтобы они перестали понимать друг друга, а самих рассеял по миру. Город, где строилась башня, назвали Вавилон. На месте этой башни теперь расположен холм высотой около 70 м с остатками башни наверху в высоту около 12 м.
Библейское толкование названия «Вавилон» многие из исследователей считают ошибочным. С вавилонского языка «Вавилон» переводится как «врата Божьи», и только случайно это название оказалось созвучным древнееврейскому слову, которое означает «смешение». Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — Вавилонское столпотворение — символом многолюдия и хаоса.
Упоминание в Библии
Впервые Вавилонская башня упоминается уже в самом начале первой книги Библии – Бытие.
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там, и сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем.
Существовала ли Вавилонская башня?
Самый первый вопрос, возникающий по поводу Вавилонской башни: а существовала ли она в действительности? Не красивый ли это миф, при помощи которого составители Библии попытались дать объяснение огромному разнообразию языков на нашей планете? С другой стороны, если эта башня была реальным объектом, то тогда – как она могла выглядеть и для каких целей ее использовали?
Довольно долго ветхозаветное повествование о Вавилонской башне было принято считать вымыслом, потому как наука по сути до самого конца XIX столетия никаких конкретных сведений о ней не имела.
Из истории Вавилонской башни
Потомки Ноя были одним народом и разговаривали на одном языке. Они населяли долину Сеннаар в бассейне рек Тигр и Евфрат. Согласно Библии, первым строителем города и Вавилонской башни был правнук Ноя Нимрод. Во время строительства люди начали использовать кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные материалы «данные Богом». Люди не уповали на Бога в своем строительстве, потому и потерпели неудачу.
Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Город и башню так и не достроили, а потомки Ноя расселились по разным местам, образовав различные народы.
За всю историю башни, ее несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), до него же ее уже успели разобрать. Сама башня появилась во времена царствования Набупалассара, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор. Огромный зиккурат Этеменанки был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу.
Историческая основа библейского сказания о Вавилонской башне сегодня не подвергается сомнению. Во время археологических работ удалось раскопать ее фундамент и нижнюю часть стен. Кроме этого, сохранились ее описания на клинописных табличках и даже графическое изображение. Башня состояла из 7 ярусов, ее высота была 90 метров.
Начало исследований
Начало же научному подходу к исследованию вопроса о существовании Вавилонской башни было положено немецким археологом и историком архитектуры Робертом Кольдевеем (1855–1925 гг.) При этом отправной точкой для углубленных исследований этой проблемы стали лишь несколько окрашенных кирпичей, найденых Кольдевеем на землях Вавилонского царства.
В этой истории следует упомянуть и германского кайзера Вильгельма II, у которого, не было никаких других реальных доказательств существования Вавилона, кроме фрагментов кирпичного барельефа и заверений Р.Кольдевея, и которым были весьма щедро профинансированы археологические раскопки древнего города.
Археологические раскопки
1899 год, 26 марта — благодаря мощной финансовой поддержке начались изыскания на реке Евфрат (территория сегодняшнего Ирака). Но к раскопкам скрытых в земле развалин Вавилонской башни археологи смогли приступить только в 1913 г. – после падения уровня грунтовых вод. А до этого археологи изучали руины самого Вавилона.
Углубившись в грунт, члены экспедиции наткнулись на часть фундамента, основой которого был кирпич-сырец, а также несколько ступеней лестницы. Кроме самой башни археологи откопали и таблички с ее описанием. Располагалась же башня на равнине Сахн, что переводится как – «сковорода».
«Наша Сахн, – написал Кольдевей, – не что иное, как форма древнего священного округа, в котором расположен зиккурат Этеменанки – храм Краеугольного камня неба и земли, Вавилонская башня, которая окружена со всех сторон стеной, к которой примыкали различные здания, связанные с культом».
Значит, Вавилонская башня – вовсе не красивый миф. Это гигантское сооружение существовало в действительности, оно являлось храмом главного вавилонского бога Мардука и называлось «Этеменанки»…
Описание Ханса Шмидта
1962 год — новая экспедиция, руководимая немецким архитектором Хансом Шмидтом, вновь взялась за изучение развалин башни. Основываясь на дополнительных археологических данных и своих расчетах, Шмидт смог создать модель вавилонского святилища. Как считает архитектор, у башни было две боковые лестницы, которые вели к широкой террасе, которую от земли отделяла 31-ти метровая высота. В центре располагалась еще и главная лестница, ведущая на второй уровень. Заканчивалась она на высоте 48 метров. Со второго яруса вверх поднималось еще 4 лестничных марша. На вершине же этого громадного строения находился храм, в котором, предположительно, совершались жертвоприношения богу.
Описание Геродота
Что мог представлять из себя храм, сегодня сказать трудно. Но если обратится к словам известного древнегреческого историка Геродота, который лично был в Вавилоне между 470-м и 460-м гг. до н. э. и видел башню своими глазами, то у святилища была следующая планировка.
«Храмовый участок – 4-х угольный, каждая его сторона в длину 2 стадии (1 стадия = около 178 метров). В центре этого храмового священного участка возведена громадная башня длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем, 8 башен – одна на другой (по расчетам археологов было 7 башен). Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы располагаются скамьи, возможно, для отдыха. На последней башне построен огромный храм. В этом храме стоит большое, с роскошью убранное ложе и рядом с ним золотой стол.
Имеется в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где стоит большая золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон – тоже из золота. Со слов халдеев, на изготовление (всех этих вещей) ушло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Имеется там и еще один громадный алтарь – на нем приносятся в жертву взрослые животные; на золотом же алтаре можно приносить в жертву лишь сосунков. На большом алтаре халдеи каждый год сжигают 1 тыс. талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, полностью выполненная из золота, 12 локтей в высоту. Мне самому не привелось ее увидеть, но я передаю только то, что рассказали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее…». Это, можно сказать, единственное документальное описание Вавилонской башни очевидцем из Европы.
Описание башни во «Всемирной истории»
Другие параметры Вавилонской башни приводятся в 24-х томной Всемирной истории, которая была издана в Минске: «Основание башни было шириной 90 метров; столько же метров она имела в высоту. Из этих 90 метров 33 приходились на первый этаж, 18 – на второй и по 6 метров – на остальные 4. На самом верхнем этаже, высотой в 15 метров, находился храмом Мардука. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, его было видно издалека, он как бы приветствовал путников. У каждого большого вавилонского города был свой зиккурат (т. е. храмовая башня), но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней. На ее возведение ушло 85 миллионов кирпичей, колоссальной громадой возвышалась она над всей округой… Вавилонское святилище строили целые поколения правителей: начатое дедом, продолжали внуки… Зиккурат был святыней, принадлежащей всему народу, это было место, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку».
Итак, хотя в деталях исследователи и расходятся, тем не менее общий вид Вавилонской башни им известен.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ.
В 11 главе Книги Бытия мы находим библейское предание, посвящённое строительству Вавилонской башни / Вавилонскому столпотворению.
Библейское предание о Вавилонской башне.
После Великого Потопа удалось спастись только Ною и членам его семьи. Соответственно, человечество в годы после Потопа было представлено одним народом, говорящим на одном языке. Человечество расселилось по земле, однако язык у них был общий. Когда Ной и его семья покинули Ковчег, Бог повелел им:
«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Однако потомки Ноя двинулись на восток и решили построить город и башню
«прежде нежели рассеяться по лицу всей Земли».
Потомки Ноя решили построить город Вавилон («врата богов») и башню до небес. Башней до небес эти люди хотели возвысить себя, или, как сказано в Библии, «сделать себе имя». Удивительно, но словосочетания «Вавилонская Башня» и «Вавилонское столпотворение» не упоминаются в Библии. В Библии мы встречаем только «город и башня». Согласно Библии, город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова бала, то есть перемешивать и путать.
Башня должна была возвышать человека, но не Бога, поэтому Господь разгневался. Бог прервал строительство Вавилонской Башни, создав разные языки для того, чтобы строители не могли общаться. Люди, перестав понимать друг друга, ушли из Вавилона и рассеялись по Земле.
История о Вавилонской башне – библейская версия появления разных языков.
Интересный факт: в 10 главе Бытия рассказывается о потомках Ноя, их упоминается около 70. Интересно, что отдельных языковых групп на Земле тоже около 70.
История о Вавилонской башне в библейских и апокрифических текстах.
История о Вавилонской башне встречается в нескольких текстах:
Книга Бытия. Начало 11 главы:
1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Книга Юбилеев. Глава 10.
Книга Юбилеев дает наиболее подробное описание строительства башни.
“Вот сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел, что они построят себе город и башню в земле Синаар, ибо они переселились от Арарата к востоку в Синаар”. Ибо в его дни они построили город и башню, говоря: “Мы поднимемся по ней на небо”. И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар. И они строили это в продолжение сорока трех лет. И Господь Бог наш сказал нам: “Вот, это один народ, и он начал делать это! И ныне Я не отступлю от них! Вот, мы сойдем и смешаем языки их, чтобы они не понимали друг друга и рассеялись в страны и народы, и да не осуществится никогда их замысел до дня суда!” И Господь сошел, и мы сошли с Ним, видеть город и башню, которую строили сыны человеческие; и Он расторг каждое слово их языка, и никто уже не понимал слово другого. И вот они отказались строить город и башню. Ради сего вся страна Синаар была названа Бабель (Вавилон). Ибо так расторг Бог все языки сынов человеческих; и оттуда они рассеялись в свои города по их языкам и народам. И Бог послал сильный ветер на их башню и поверг ее на землю. И вот она стояла между страной Ассур и Вавилоном в земле Синаар; и нарекли ей имя развалины.
Греческий апокалипсис Варуха. Глава 3.
И вопросил я Ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?»
И сказал он: «Это — те, кто дали совет построить башню.
Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей.
Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи.
И явившись им, Яхве изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя.
И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное».
Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь».
История о строительстве Вавилонской Башни с точки зрения христианской морали.
История о Вавилонской башне подчеркивает резкий контраст между мнением человека о его собственных достижениях и Божьей точкой зрения на эти достижения. Вавилонская Башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала.
Согласно Библии, для строительства люди использовали кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные «данные Богом» материалы. Люди не уповали на Господа в своем строительстве, поэтому и потерпели неудачу. Вавилонская Башня создавалась людьми, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Богу.
Тем не менее, история строительства Вавилонской башни учит нас еще и тому, что в единстве – наша сила. Однако сила эта не всегда на пользу человека. В книге Бытия говорится:
… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.
Этим Бог указывает, что, когда люди едины в своих целях, они могут выполнить невозможные подвиги, благородные и неблагородные.
Библия учит, что в единстве – сила, однако нужно быть осторожным: единство цели в делах мирских, в конечном счете, может быть разрушительным. Деление и собственная точка зрения в мирских делах порой предпочтительнее, чем великие всеобщие подвиги во славу идолопоклонства и отступничества. По этой причине, Бог иногда вмешивается в человеческие дела, чтобы предотвратить дальнейшее высокомерие людское. Бог расстраивает планы людей, чтобы они не преступали пределов Божьих.
История о Вавилонской Башне интересна еще и в том плане, что здесь господь впервые говорит о себе во множественном лице, ссылаясь на Троицу:
… сойдем же и смешаем там язык их …
История о Вавилонской башне продолжает тему конкуренции человека и Бога, начатую в истории об Адаме и Еве в Эдемском Саду. Иосиф Флавий объясняет строительство башни, как высокомерное акт неповиновения против Бога самонадеянного тирана Нимрода. В Библии прямо не указывается о том, что Вавилонскую башню приказал построить Нимрод, однако многие другие источники связывают ее строительство с Нимродом.
Некоторые исследователи, историки и библеисты имеют альтернативную точку зрения на значение эпизода строительства Вавилонской Башни. Они усматривают наказание Господне не как наказание за гордыню, но как понимание Бога о необходимости культурных различий. Эти ученые представляют Вавилон как колыбель всех цивилизаций.
Что говорят ученые про Вавилонскую Башню?
Одним из возможных подходов к истории Вавилонского столпотворения – является буквальный подход. Если признать, что Вавилонская Башня является историческим фактом, тогда можно было бы ожидать, что какие-то остатки или развалины Вавилонской башни существуют и будут найдены. Однако, остатки Башни не были найдены археологами.
Однако, возможно у истории все же есть историческая подоплека. Многие ученые, в том числе и библеисты, сравнивают Вавилонскую башню с древними строениями Месопотамии – зиккуратами. Зиккураты служили в том числе и для религиозных обрядов. Еврее, попавшие в Вавилонский плен, были, несомненно, осведомлены о данных строениях.
Кандидатом на звание Вавилонской башни является зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Это был зиккурат, посвященный Мардуку, Богу-покровителю Вавилона, верховному божеству пантеона Вавилонии. Известно, что данный, самый высокий, зиккурат находился именно в Вавилоне. Вероятно, башня была выше 90 метров. Время строительства неизвестно, однако доподлинно известно, что в 18 веке до н.э. башня уже существовала. Башня (зиккурат) была разрушена, а точнее разобрана Александром Македонским с целью ее реконструкции. Однако, замыслам не суждено было сбыться из-за смерти Александра. Руины зиккурата обнаружил немецкий ученый Р. Кольдевей в 1897-1898 г.
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне.
Астрономическая версия.
Существует еще одно объяснение (псевдонаучное?) Вавилонского столпотворения, на сей раз с точки зрения астрономических явлений. Известно, что в предполагаемое время строительства Вавилонской башни, возмущения в атмосфере Юпитера повлияло на движение Меркурия, толкая его ближе к Солнцу. На своей новой орбите Меркурий вступил в близкий контакт с Землей. Их магнитосферы коснулись друг друга, что вызвало всплеск электромагнитной энергии в сторону Земли. Возможно, данное явление повлияло на мышление людей на Земле. Эта версия имеет место, так как доказано, что при поражения электрическим током человек может потерять речь и память. Если подобный электромагнитный всплеск наблюдался в Вавилоне, то это могло послужить причиной смешения языков и Вавилонского Столпотворения.
Кто автор истории о строительстве Вавилонской башни?
Традиция приписывать авторство Бытия, да и всего Пятикнижия Моисею; однако, в конце 19 века была выдвинута иная гипотеза (документальная гипотеза) о существования четырех первоисточников, названных источниками J, Е, Р и D. Согласно этой версии, история о Вавилонской башне пришла к нам из источника J (Яхвист).
Фразеологизм Вавилонская Башня.
Что означает фразеологизм Вавилонская башня?
Определение 1.
Вавилонская башня – высокое здание, строение.
Определение 2.
Вавилонская башня – грандиозный проект, выполнение которого проблематично.
Определение 3.
Вавилонская башня — затея, которая погибнет из-за чрезмерной гордости и высокомерия.
Фразеологизм Вавилонское столпотворение.
Вавилонское столпотворение значение 1.
Слово столпотворение означает строительство столпа (церковнославянское название башни).
Выражение вавилонское столпотворение означает сумятицу, беспорядочную, суетливую, неупорядоченную деятельность, которая не способна привести к положительным результатам.
Вавилонское столпотворение значение 2.
Фразеологизм Вавилонское столпотворение — означает многоголосый шум, суматоху, гам, сумбурное скопление народа.
Сюжеты о Вавилонской Башне в культуре.
Живопись.
История о строительстве Вавилонской Башни отражена во многих картинах. К примеру, Вавилонская Башня является предметом трех картин Питера Брейгеля старшего. Первая картина была создана после посещения Брейгелем Рима и представляла собой миниатюру на слоновой кости. К сожалению, эта картина не дошла до нас. Две другие картины, написанные в 1563 году, сохранились.
Эти полотна носят названия «Вавилонская башня» и «Малая Вавилонская башня»
Малая Вавилонская Башня
Питер Брейгель Старший, 1563 (Роттердам) Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена)
Изображения Вавилонской башни Брейгеля намеренно походят на Римский Колизей, который долгое время виделся христианам символом гордыни.
Лукас Ван Фалькенборх, современник Брейгеля, также изобразил Вавилонскую башню на своих полотнах.
Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1595 Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1594
Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии.
Вавилонская башня в литературе.
Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в мировой литературе. К нему обращались Франц Кафка в притче «Герб города», Томас Манн в романе «Иосиф и его братья», Андрей Платонов в повести «Котлован», Рей Брэдберри в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту», Клайв Льюис в романе «Мерзейшая мощь», Виктор Пелевин в романе «Generation P», Нил Стивенсон в романе «Лавина» и пр.
Вавилонская башня в музыке.
Наиболее знаменитыми интерпретациями сюжета о строительстве Вавилонской башни в музыке является оратория А. Рубинштейна «Вавилонская башня». Вавилонская башня часто упоминается в популярной музыке (Элтон Джон, Бобби Макферрин, Bad Religion, «Аквариум», Кипелов и пр.)
Вавилонская башня
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Первая история, которую книга Бытия рассказывает сразу после истории всемирного потопа – это история о строительстве Вавилонской башни. Сыновья Ноя стали прародителями нового человечества, и об этом мы говорили в прошлой статье – а значит, человечество было, по сути, единой семьей. Именно так описывает это книга Бытия. Люди понимали друг друга, и могли действовать заодно, могли создавать нечто славное и великое.
Тогда они решили построить город с башней до небес, чтобы «сделать себе имя» – говоря иначе, собственными усилиями взойти на небо, обессмертить свое имя. Вечное желание человека – создать или сделать нечто такое, что останется в веках, будет заметно даже с небес (кстати, единственный народ, который смог это сделать – китайский, его Великая Стена действительно видна космонавтам).
Но, как иронично повествует книга Бытия, Богу пришлось «сойти», чтобы разглядеть их грандиозное строительство. Масштаб слишком разный: что кажется горой муравью, для слона выглядит маленькой кочкой, и величайшее сооружение тогдашнего человечества Богу и не разглядеть издалека. Разглядев это великое строительство, Бог решил его остановить. Почему? Может быть, не хотел, чтобы люди сами взбирались на небеса? Или сопровождалось строительство чем-то таким, что должно было быть остановлено? Древнее еврейское предание гласит: на этой стройке, когда с верхнего яруса лесов падал кирпич, строители горевали, потому что новый трудно было поднять на такую высоту. А когда срывался со строительных лесов человек, никто не переживал: новый сам поднимется наверх.
Это, конечно, предание, и оно не находит никаких подтверждений в самой Библии, но разве не так выглядят все великие стройки всех великих тоталитарных государств? Важно сдать объект в срок, возвеличить свое имя, а люди – расходный материал… Даже если это предание и неточно, оно служит своего рода предсказанием о тоталитарных режимах двадцатого века.
Как бы то ни было, Бог смешал языки строителей, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле. Это ведь тоже судьба всех жестоких режимов: они рушатся не под напором внешнего врага (такой напор, наоборот, может сплотить и укрепить их), а в результате нехватки взаимопонимания. Один говорит «подай мне раствор», а другой думает, что ему сказали «иди отсюда». И великое строительство превращается в великий абсурд…
Нередко можно услышать, что возникновение разных языков Библия связывает с Вавилонской башней, но это не совсем так. Перед самым рассказом о ней идет перечень потомков Ноя: Сима, Хама и Иафета, и уже там указывается, что они стали родоначальниками разных народов, живших в разных странах и говоривших на разных языках. Хотя, разумеется, эти упоминания можно понять и так, что разнообразие языков возникло позже, но мне почему-то кажется, что оно не было связано со строительством Вавилонской башни и не служило наказанием от Бога. Разве было бы хорошо, если бы на всей земле был бы только один язык? Это бы сильно обеднило человечество.
Что же тогда утратили люди в истории с Вавилонской башней? Взаимопонимание. Библия говорит, что тогда на всей земле был «один язык» – возможно, не единственный, а просто общепонятный, как русский в СССР или как английский в современной международной жизни. Плохо не то, что мы говорим на разных языках (живем в разных странах, носим разную одежду, придерживаемся разных взглядов). Плохо, когда при всем том мы не можем друг друга понять. И величие замыслов весьма этому способствует. Когда люди говорят о своих простых потребностях, всем всё понятно: каждому хочется счастья и благополучия для своих близких. А если мы строим нечто грандиозное, наши вкусы и взгляды расходятся. Одним по сердцу православная самодержавная империя, другим демократическая республика, третьим – трудовая коммуна. Начнем строить – не найдем общего языка.
Библия помещает это сооружение в крупнейшем политическом, религиозном и экономическом центре древнего мира – в Вавилоне. На языке его обитателей (аккадском) он носил горделивое имя баб-илу, то есть «врата бога», но Библия связывает его с еврейским глаголом баляль, «смешивать». Город, который стремился быть центром вселенной и вратами небесного мира, который сооружал громадные храмы-зиккураты (ступенчатые башни, поднимаясь на которые, жрецы как будто и в самом деле восходили до неба) оказался на деле великим смешением племен, языков и религий. К началу нашей эры он пришел в полное запустение, а вскоре люди и вовсе про него забыли, и, вплоть до археологических раскопок XIX века, никто уже и не знал, где когда-то находилась эта великая столица.
В Новом Завете образ Вавилона, великой блудницы, появляется в последней книге – Откровении Иоанна Богослова. Часто его связывают с Римом, который в те времена стал столицей великой империи, но надо сказать, что в мировой истории еще не один город пытался выстроить очередную башню до небес, чтобы «сделать себе имя» (вспомним хотя бы проект Дворца Советов со статуей Ленина на месте Храма Христа Спасителя в Москве). Что характерно, результат всегда был примерно одинаковым. Повторяя слова о единой семье народов, строители империй не раз создавали для этой семьи нечто, мало напоминавшее о семейном уюте. Зато саму идею, что человечество изначально было одной семьей и может ей однажды снова стать, мы встречаем впервые именно в Библии – в истории Ноя, о которой мы говорили в прошлой статье.