васильев вечер что за праздник
Традиции, обычаи, приметы и запреты Васильева вечера, празднуемого в народе ежегодно 13 января
В православном церковном часослове 13 января отмечено, как торжество Отдание праздника Рождества Христова. В народном же календаре эта дата называется «Васильев вечер» или же «Васильева коляда» и имеет свои особенные традиции, обряды, а также приметы: что можно и что нельзя делать в этот день.
У праздника есть и несколько других принятых в разных регионах названий: Щедрый вечер, Меланка или торжество Преподобной Мелании Римляныни
История появления праздника «Васильев вечер» 13 января
Святая церковь также считает архиепископа Василия «изобретателем» иконостаса в том виде, каков и сейчас принят по христианским православным канонам. Именно день смерти святого 1 января по ст. ст. (379 год) и был назначен днём его памяти. После перехода с юлианского на григорианское летосчисление, Васильев день начали отмечать 14 января. А 13 января церковь вспоминает память преподобной Мелании Римляныни.
В народном же календаре «Васильев вечер» был последним днём уходящего старого года.
Народные традиции и обычаи праздника «Васильев вечер»
С древних времён «Васильев вечер», «Васильева коляда» или «Маланка» отмечался на Руси шумными и весёлыми гуляниями. Люди в богатыми гостинцами ходили друг к другу в гости, устраивали во дворах забавы, плясали и пели. В народе Васильев вечер часто ещё называли «Щедрым» – из-за богатых угощений, которыми хозяева накрывали стол и потчевали своих дорогих гостей. Считалось, что чем богаче будет стол в Васильев вечер – тем зажиточнее в новом году будет жить хозяин этого дома.
Одними из основных блюд на праздничных столах были угощения из свинины: колбасы, рулеты, штруделя, завиванцы, холодцы. Подавали также сырое, копчёное, тушенное или жареное мясо и сало.
С древних времён в народе было сложено много пословиц и поговорок по этому поводу: «Свинку к столу иль боровка для Васильева вечерка»; «Хоть и нечиста свинья-животина, да нет у Господа ничего нечистого: святой Василий да очистит».
Другой кулинарной традицией было приготовление каш. Кроме праздничного блюда по результату приготовления его люди предугадывали, что ждёт семью в году предстоящем. Если каша удавалась сытной и рассыпчатой – будущее обещалось с достатком и удачей. А вот треснутый горшок или сбежавшая каша были предвестником плохого: болезней, хлопот и неурожая.
Что можно и нельзя делать в Васильев вечер
В Васильев вечер православная церковь не предусматривала для верующих никаких строгих запретов и ограничений. Ни в пище, ни в веселье. Единственное, что рекомендовали священники своим прихожанам – посетить утром церковную службу, а вечером «гулять в меру да сильно пивом-медами не упиваться».
В народных поверьях также не было практически никаких запретов. Пожалуй, единственным был тот, что в вечер этот нельзя было отказывать в подаяниях и милостыни. Также не принято в этот праздник припрятывать вкусности, жалея их и не выставляя перед гостями. Считалось, что так можно накликать на себя и свою семью бедность и неудачу.
В полночь было принято выходить в сад и стряхивать снег или иней с яблоневых веток. Считалось, что после этого деревья будут обильно плодоносить, а вредители не тронут ни яблони, ни их плоды.
Приметы праздника «Васильев вечер»
В древней Руси последний день старого года считался во многом пророчим. Наблюдая в этот вечер и ночью за окружающим миром, люди обозначили приметы сегодняшнего праздника:
В эту дату по церковным Святцам свой День Ангела отмечают Михаил, Пётр и Мелания. Для рождённых 13 января талисманом выступает аметист.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Васильева коляда: что за праздник, традиции и обряды
В канун старого Нового года отмечают Васильев вечер. Еще одно название праздника — Васильева коляда. Откуда пошло название, а также обычаи и традиции этого дня читайте в нашей рубрике «Вопрос-ответ».
Главным блюдом стола был поросенок. Он символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. Традиционно на Руси на стол ставили самые лучшие блюда: пироги, домашнюю колбасу, мясо, соленья, блины, кашу и многое другое.
Считалось, что если стол будет богатым и сытным, то и следующий год принесет достаток.
Считалось, что Васильев вечер идеально подходит для гаданий. Люди верили, что все предсказанное обязательно сбудется.
Самое распространенное гадание — на каше. Кашу варили до рассвета. Хозяйка вынимала из печи горшок, и вся семья его начинала рассматривать. Если каша выходила плохая или горшок треснул, то это считалось предзнаменованием беды, чего-то плохого. Если же каша была вкусной, пышной, то хозяева ждали счастья для всей семьи.
Обязательно в Васильев вечер ходили стряхивать снег с яблонь. Для ритуала подходило только одно время — полночь. Люди верили, что это принесет богатый урожай фруктов.
А еще на Руси в эту ночь наблюдали за погодой: если ветер дул с юга, это означало жаркий и благополучный год; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. А вот много пушистого инея на деревьях предвещало хороший медосбор.
Васильев вечер
Васильев вечер — народно-христианский праздник, который также известен под такими названиями, как Щедрый вечер, канун Старого Нового года и др., о которых мы ещё поговорим чуть далее.
Праздник является достаточно древним, имеет глубокие корни в истории, связан как с народными представлениями, так и с христианской традицией. Православие здесь накрепко скрепилось с народными поверьями, которые оказали большое влияние как на Старый Новый год, так и на Новый год.
Васильев вечер в 2022 году
Васильев вечер празднуется перед Днём памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. День памяти проходит ежегодно 14 января, а Васильев вечер, соответственно — вечером 13 января.
В 2022 году 13 января выпадает на четверг. С 7 по 17 января проходит сплошная седмица — Святки, когда ограничения в пище полностью отменяются, в том числе по средам и пятницам.
День памяти Василия Великого установлен на эту дату по той причине, что умер святитель первого числа 379 года. Сегодня его память проходит 14 января (1 января по старому стилю) и 12 февраля (Собор трёх святителей).
Васильев вечер что за праздник
В первую очередь, Васильев вечер — это вечер перед Днём памяти святителя, известного христианского деятеля, писателя Василия Великого.
У Васильева вечера есть и другие названия — Васильева коляда (от того, что в этот вечер у славян было принято колядовать по домам), Василь-вечер, Васильева кутья и другие.
Васильев вечер совместился сразу с несколькими крупными праздниками — это Старый Новый год, Щедрый вечер, День святой Мелании. Как многие из вас наверняка знают, после переноса календаря с юлианского на григорианский, все даты сместились назад, тогда как многие народные и христианские праздники остались закреплёнными за своими старыми датами. Потому сегодня мы празднуем Новый год и Старый Новый год.
Соответственно, до перехода на григорианской календарь, Васильев вечер и Щедрец проходили 31 декабря, в ночь на Новый год. Отсюда у Нового года, который мы сейчас отмечаем, присутствуют традиции именно этих праздников.
Традиции Васильева вечера
Удивительным образом Васильев вечер скрестился с Щедрецом (Щедрый вечер, Богатый вечер, Богатая кутья). Именно от данного праздника идёт традиция накрывать новогодний стол так, чтобы он ломился от самых вкусных и дорогих яств.
В старину на Щедрец бытовало поверье, что тот, кто не будет скупиться, выставит на праздничный стол самые лучшие и дорогие блюда для семьи и всех гостей, в предстоящем году ни в чём не будет нуждаться и во всём ему будет сопутствовать успех. После переноса календаря, традиция осталась закреплённой за Новым годом, хоть Щедрец и сместился на две недели вперёд.
Васильев вечер (Щедрый вечер) блюда
Интересно, что самыми популярными на Васильев вечер блюдами всегда считались поросёнок или блюда из свинины, и кутья. Многие, кто знаком с историей и традициями славян, прекрасно знают, что кутья — это вполне стандартное праздничное блюдо. А вот почему на Щедрый вечер готовили поросёнка или свинину?
Дело в том, что в народном сознании и традициях архиепископ, писатель и богослов Василий Великий стал считаться покровителем свиней и свиноводства. Судя по одной легенде, когда Василий Великий благословлял людей, то благословил и случайно подвернувшегося поросёнка. По другой версии, более правдоподобной, его стали так называть по причине одной из записей или правил Василия Великого:
Сие же достойным смеха мне представилось, что некто обещал воздерживаться от свиного мяса. Поэтому благоволи поучать таковых, чтобы воздерживались от нерассудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей непогрешительных. Ибо никакое же создание Божие достойно отвращения, со благодарением принимаемое (1 Тим. 4:4). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно.
Собственно, поэтому на Васильев вечер было принято готовить либо поросёнка, либо блюда из свиного мяса. Таким образом славяне пытались привлечь к дому и хозяйству со свиньями помощь и покровительство Василия Великого, чтобы в будущем году был богатый приплод свиней, чтобы они были здоровыми и крепкими.
Интересно будет привести здесь поговорку — «Васильев день пополам Святки делит». Означает это выражение, что Святки, которые длятся с 7 по 14 января, разделены на две части. Первая часть называется «Святыми вечерами», а вторая — «Страшными вечерами». Считается, что во второй половине святок, которую отделяет от первой Васильев день, наблюдается разгул нечисти. В это время, по народным поверьям, следует гадать, совершать различные ритуалы, хоть Православная вера и всячески запрещает такие действия, как греховные.
Святой Василий Великий
Василий Великий, причисленный к лику святых, родился около 330 года в Кесарии (Турция). Семья Василия была знатного рода, но при этом отличавшаяся приверженностью к христианству. Дедушка и бабушка святого пострадали во время Диоклетиановых гонений на христиан. Епископами были дядя Василия и двое его братьев — Пётр Севастийский и Григорий Нисский (святой, Отец и Учитель Церкви, богослов, философ, память которого проходит 23 января). Матерью Василия была преподобная Эмилия Кесарийская, сестра — преподобная Макрина, ещё один брат — отшельник Навкратий.
Василий Великий прославился своими учениями и сочинениями. В частности, одним из самых главных сочинений Василия является «Шестоднев». Также ему приписывают изобретение иконостаса. Ему принадлежит Литургия Василия Великого, пятая и шестая молитвы утреннего правила, многочисленные проповеди, множество бесед, писем к известным в христианстве лицам, различные правила, например, «нравственные», «монашеские» и др.
Для христианства Василий Великий сделал очень много, стал одним из самых почитаемых святителей, память о котором закреплена за 14 января, а накануне проходит праздник Васильев вечер.
Васильев вечер – Старый Новый год
13 января – Васильев вечер, Меланья, Щедруха, Старый Новый год. По-старому летосчислению и церковному календарю — это был канун Нового года, или день святителя Василия Кесарийского, христианского богослова, автора многих ныне существующих проповедей, который жил в 4 веке, в Каппадокии (греч. Καππαδοκία — «Страна прекрасных лошадей». Капада – kapada — копыто (родственные слова в рус. яз.: копыто).
Васильев вечер накануне Старого-Нового года назывался щедрым, или «Щедруха». Существовало поверье – богатый стол обеспечит хозяину дома достаток на весь год, потому и готовили хозяйки к этому дню множество снеди для угощения всей родни, соседей и друзей, зашедших в гости. «Свинку, да боровка припасай для Васильева вечерка».
Главные блюда Васильева вечера готовили из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиней и свиноводства. Свинья издревле была символом плодовитости и благополучия. «Нет у Бога ничего нечистого! Василий Зимний освятит и свинку – нечистую животинку».
Васильев вечер считался лучшим временем для гадания и предсказания будущего, всё, что вам нагадали в этот вечер – обязательно сбудется. Хозяйки варили в печи кашу, и примечали, если каша получалась вкусная и пышная, это предвещало счастье и удачу всему дому в новом году.
Примечали погоду: «Если на Василия ветер дует с юга — год будет «жирный», благополучный; с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов, овощей да ягод». «Если на окнах лёд – у пчёл будет мёд». «Если небо звездисто, год будет хлебный и ягодный». «Если в этот день вьюга — будет большой урожай орехов». «Туман перед Новым годом – к урожаю». «Если тепло и без снега – к неурожаю и хворям». Считалось, что «на Василия ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами».
Среди народных традиций Васильевой коляды особенно популярной и поныне остается традиция щедрования. Щедровки поют, как правило, девочки и молодые девушки, они ходят от дома к дому, поют особые песни-щедровки, а взамен просят угощение. Щедрование сопровождается песнями, танцами, переодеванием в костюмы и т. д.
В щедровках обычно прославляют хозяина и хозяйку дома, желают им благополучия в новом году, богатства, здоровья. Традиционный припев большинства щедровок: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!».
ЩЕДРИК, ЩЕДРИК, ЩЕДРІВОЧКА
Щедрик, щедрик, щедрівочка
Прилетіла ластівочка
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
В разных странах по-разному встречают Васильев вечер. Например, на Украине помимо щедрования в западных областях Украины принято «водить Меланку». «Водят Меланку»обычно молодые парни, переодетые в смешные костюмы: они поют песни, разыгрывают весёлые сценки, танцуют. Один из участников при этом одет в женский наряд — он и есть «Меланка».
В Сербии есть обычай устраивать на Васильеву коляду шуточные свадебные процессии. Называется этот обычай Сировари, когда парни-участники процессии переодеваются невестой, женихом, свекром, свекровью, сватами и т. д. «Невеста» ходит по домам и носит «ребёнка» (тряпичную куклу), и разыскивает по всем хатам его «отца». Процессия сопровождается большим шумом, который, как принято считать, отпугивает нечистую силу.
«Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.
Обряд исполнял хозяин или хозяйка, вынося для мороза «угощение» — овсяный кисель, кутья, блины, и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь, перед сочельническими трапезами в Святки, утром, после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг или днём, во время праздничного обеда в Пасху. Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:
«Дед‑Мороз, Дед‑Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в «задабривании» деда Мороза:
«Мороз, мороз, Ступай к нам кисель есть; Не бей рожь и житарь, А на посконь воля твоя».
14 января. Васильев день. Свиной праздник. Василий Свинятник, праздник Овсеня. По старому стилю наступает первый день Нового года. По традиции в этот день люди желают друг другу добра, здоровья, мира, счастья, благополучия, плодородия, богатства.
На Васильев день дети рассыпали зерна (Овсеня) на пол в доме, как символ богатства, достатка и будущего урожая, а самая старшая женщина в доме собирала рассыпанные по полу зёрна и хранила до посева. «Мягкий снег Васильев день – к урожаю овощей и хлебов». «Сильный мороз – к хорошему урожаю». «Ветер в Васильев день – к урожаю орехов». Васильев день назван в честь Василия Великого или богослова Василия Кесарийского, архиепископа Кесарии в Каппадокии, в 4 веке.
Именины: Василий, Григорий, Петр, Федот, Феодосий, Эмилия.
Православный календарь: Обрезание Господне; день святителя Василия Великого.
Народные приметы: Если в Васильев день сильный мороз и малый снег – к хорошему, теплому лету. Если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто. Вьюга в Васильев вечер – к большому урожаю орехов. Если ветер дует с востока, то жди жаркое и сухое лето, если с юга – умеренное, западный ветер обещал мокрое лето, северный – холодное, с градом. Если к этому дню около кладей, стогов и заборов выдуло снег, то это к урожаю, а если привалило снег к стенкам и стогам, то к неурожаю. Если на деревьях иней, то год будет урожайный.
Народные поверья и обычаи: В этот день празднуют новолетие по старому стилю. Этот день отмечался на Руси особенно торжественно. Встречать новое лето было принято в гостях у старшего в роде. Родственники приходили в гости и не расходились до утра.
На Руси святителя Василия назвали Василием Свинятником, покровителем свиней, так как этот день готовили блюда из убитого на охоте дикого кабана или из домашней свиньи готовили жареного поросенка с кашей, вареный свиной окорок, свиной желудок, фаршированный требухой и многое другие.
Колядующие пели песни-колядки и «щедровки», в которых прославляли хозяев дома, и желали им здоровья, благоденствия, обсыпая овсом, во славу будущего урожая. На Васильев день те, кто калядовал распевали под окнами домов присказки: «Дай нам Свинку, да боровка для Васильева вечерка»; «Кишки, да ножки брось в верхнее окошко».
«Васильев день пополам Святки делит», так как с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 — «страшные вечера». Васильев день считался лучшим днём для гадания девушек о замужестве.
В этот день в доме обязательно полагалось иметь денежный запас, в долг денег не давали, да и колядующих угощали медовыми пряниками — «козулями», от слова «коза», потчевали гостей блюдами из свинины, но денег не давали, чтобы не «отдать» из дома достаток.
Большой снег или сильный мороз в этот день предвещали плодородный год. Ясное звёздное небо сулило богатый урожай гороха и ягод, а январская вьюга в этот день, к хорошему урожаю орехов.
По народному поверью, Василий – покровитель свиней, хранитель садов от червей, Васильев день крестьяне называли ещё свиным праздником и готовили ритуальное блюдо – «кесаретского поросёнка». Это блюдо названо по имени святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, или Кесарийского.
В народе святитель Василий Великий назывался Кесаретским. Полугодовалого или нескольких месяцев «кесаретского поросёнка» зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. Он символизировал достаток и полноту жизни крестьянского дома. Обряд съедания кесаретского поросёнка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, представлял собой магическое, языческое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия и благополучия в хозяйстве.
До трапезы перед христианской иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. На стол насыпали семена различного зерна так, что оно представляло собой изображение креста в круге. Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее (борщ), а потом поросенка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».
Разделение поросёнка на части называлось «кесаретского ломать». Причём жареного поросенка не резали ножом, а ломали руками. Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребёнка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе».
В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году.
Как и другая ритуальная пища — кутья, блины, кисель, приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если девушке – она выйдет замуж.
Празднование новолетия в Москве в 1699 году.
В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана Великого. Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене.
После завершения утренней службы в Успенском соборе патриарх совершал «патриаршее молитвословие» перед вратами, на церковном дворе. В окружении духовенства царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха. После этого совершалось торжественное шествие на Ивановскую площадь, находившуюся между Архангельским и Благовещенским соборами. Царь вступал на царское и место, устроенное у Благовещенского собора, напротив Красного крыльца. Рядом с царским местом находилось патриаршее место. По обе стороны от царя размещалось высшее духовенство. Царская свита становилась, согласно чину, с правой стороны от царя и за его местом. Иностранные послы, приезжие иностранцы и посланцы из отдаленных русских земель стояли на паперти Архангельского собора. Вокруг почётных гостей располагались стрельцы, одетые в цветные костюмы, со знаменами и ружьями. Вся Ивановская площадь заполнялась служилыми людьми в праздничных кафтанах. На это торжество можно было попасть лишь по предварительной записи.
Патриарх, осенив царя крестом, спрашивал о царском здравии. После этого читались молитвы и освящалась вода. После завершения молебна патриарх говорил речь, заканчивающуюся словами: «Здравствуй, царь‑государь, нынешний год и впредь идущия многия лета в род и во веки!» Затем царя и патриарха поздравляли с низким поклоном духовные власти, бояре, сановные люди, стрелецкие полки и весь народ. В день празднования новолетия из царской казны раздавалась милостыня бедным и нищим, чтобы они молили о многолетнем здравии государя царя. Царь приветствовал народ «милостивым словом». Толпа отвечала: «Здравствуй, здоров будь на многие лета, надежа государь». Государь отвечал на здравницу земным поклоном, принимал патриаршее благословение и следовал в Благовещенский собор к поздней обедне, а оттуда в царские палаты. Патриарх возвращался в Успенский собор. На этом празднование новолетия заканчивалось. В последний раз торжество новолетия проходило в Москве в 1699 году.