ванильное небо чем закончился
Что на самом деле произошло с героем Тома Круза в фильме «Ванильное небо»
Страна: США, Испания
Жанр: фантастика, мелодрама, детектив, триллер
Год производства: 2001
Режиссер: Кэмерон Кроу
Актеры: Том Круз, Пенелопа Крус, Кэмерон Диаз
Смысл фильма «Ванильное небо» (“Vanilla Sky”) заключается в том, что любовь можно встретить случайно, а сказки иной раз разрушаются в одночасье.
Это кино о том, что мечты могут обернуться настоящим кошмаром, и единственное, что можно сделать в этом случае – это вовремя открыть глаза.
Расшифровка сюжета
Во всех разборах и рецензиях говорится, что “Ванильное небо” – это ремейк испанской кинокартины 1997 года “Открой глаза”.
Жил да был богатый плейбой Дэвид Эймс (актер Том Круз). У него было все: деньги, любимое дело, прекрасная квартира и красивая подруга.
Однажды Дэвид встретил другую женщину и впервые в жизни влюбился по-настоящему. И все бы ничего, но влюбился он в девушку своего друга, Софию (актриса Пенелопа Крус).
Дэвид – парень хороший, но очень уж ветреный и немного эгоцентричный, и к девушкам он относится соответственно (актер, у которого эта роль считается одной из лучших, прекрасно отыгрывает свою плейбойскость и выглядит на экране очень органично).
Он впадает в тяжелую депрессию, но все равно продолжает думать о Софии и однажды решает встретиться с ней на вечеринке. Встреча ничем хорошим не заканчивается, и он, напившись, засыпает в канаве.
Далее фильм “Ванильное небо” превращается из мелодрамы в психоделическую драму, которая состоит из нескольких паззлов. Все эти паззлы складываются в единую картину только в последней трети фильма, но в каждом из них имеется свой смысл.
Сон и реальность
События, которые окружают главного персонажа фильма, чем дальше, тем больше становятся похожи на сновидение. И ему, и зрителю сложно понять, где заканчивается сон и начинается реальность.
Все то, что вынужден переживать Дэвид во второй части фильма «Ванильное небо», после того, как он заснул в канаве, – результат деятельности его подсознания, это всего лишь сон. На самом же деле он заключил договор с загадочной корпорацией “Продление жизни”. По условиям договора, корпорация после его смерти заморозит его тело на много десятилетий. Потом Дэвид наглотался таблеток, и его погрузили в сон-иллюзию.
В действительности же лицо его по-прежнему осталось уродливым. С Софией герой больше не виделся.
Дэвид и София
Во сне отношения между Дэвидом и Софией развивались бурно и страстно: в итоге они провели вместе ночь. Уснув в объятиях возлюбленной, он увидел кошмар, в котором его уродство вновь вернулось к нему.
Среди ночи он проснулся рядом с ожившей прежней подружкой, Джулианной. Та попыталась убедить его, что она является Софией.
Скорее всего, этот сон во сне говорит о том, что Дэвид испытывал вину перед Джулианной, но не знал, как искупить ее.
Маска
Маска в фильме “Ванильное небо” многими интерпретируется как самостоятельный образ, в котором заключен особый смысл. Некоторые усмотрели в ней даже скрытый смысл — например, отсылку к теориям заговора.
На самом деле, маска – это просто маска. Можно, конечно, поиграть аллегориями: “снять маску”/“сорвать маску”, но объяснение здесь простое: это эстетический протез, при помощи которого Дэвид скрывал свое увечье.
Идея фильма
Главная идея фильма “Ванильное небо” частично соотносится с идеей “Преступления и наказания” Достоевского. Разве что Раскольников получил свое наказание от государства в виде каторги, а Дэвид вынужден расплачиваться за все медленным разрушением своего рассудка.
Все его кошмары – это попытки его “сверх-Я” сказать ему о том, что он ведет себя неправильно. Голосом его совести выступают также психолог и лучший друг. Кстати, они также являются плодами его собственного воображения.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма «Ванильное небо» заключается в моральном перерождении героя.
Ближе к финалу Дэвид, как и Раскольников, очищается. Стоя на крыше небоскреба, Дэвид словно прозревает и решает отпустить свое прошлое вместе с грехами. В конце он решается шагнуть в неизвестное, выйти из сладкого сна и вернуться в настоящую реальность, хотя понимает, что будущее его, возможно, будет не столь радужным, как ему хотелось бы.
Таким образом, в конце картины “Ванильное небо” дается объяснение, что даже сладчайшая греза не может заменить реальную жизнь. Не только поступки, но и отношение к людям, которые окружают нас, может нам “аукнуться”.
Альтернативные версии
Есть несколько альтернативных версий финала фильма “Ванильное небо”. Согласно одной из них, иллюзий Дэвида началась именно с сильного потрясения, вызванного и гибелью Джулианы, и увечьем после аварии. После сложной операции Дэвид обретает новое лицо, но вскоре после этого ему снится кошмар, в котором он снова становится инвалидом. После этого происходит еще много всего, в результате чего герой обращается в корпорацию “Продление жизни”.
Там Дэвид заключает контракт, согласно которому его тело должно быть заморожено на сто лет, а мозг при этом получит “новую жизнь”, сотканную из его прежних мечтаний. То есть, после аварии Дэвид живет воображаемой жизнью, но его действительно заморозили.
Почему все идет не так? Образ Джулианы, в гибели которой он винит себя, не дает ему жить спокойно. Убивая ее в кошмаре, он возвращается к прежнему инфантилизму, который и привел к трагедии: он приходит к мысли: “нет человека – нет проблемы”. Вот почему сценарий “новой жизни” оказывается таким безрадостным.
Запрограммированная реальность
Все то, что происходило с Дэвидом – что-то вроде программы: об этом весьма туманно зрителю дает понять концовка фильма “Ванильное небо”. Когда он позвал техпомощь, она пришла, и специалисты объяснили, что кошмары вызваны сбоем в системе. Герой думал, что вернулся в реальность, но команда придумала ему следующую жизнь.
“Открой глаза”
Кульминационным моментом концовки фильма “Ванильное небо” является фраза “Открой глаза”. Кто ее произнес, неизвестно, и остается только гадать.
Вероятнее всего, эти слова сказала София. Задуматься над этим заставляет мизансцена на вечере памяти: поведение Софии говорит о том, что она знала, что Дэвид себя заморозит. Скорее всего, она также решилась заморозить себя, чтобы встретиться с ним в новой жизни. На это же косвенно намекает ее фраза “Мы встретимся в новой жизни, когда станем кошками”.
Услышав фразу “Открой глаза”, герой просыпается в собственной постели. Возможно, это было просто грозное предостережение? Остается только надеяться на то, что Дэвид не допустит тех же ошибок, которые допустил во сне.
Ванильное небо
Сюжет [ править ]
Большая часть истории — путаный рассказ главного героя психологу Кёртису Маккейбу.
Итак, живёт в Нью-Йорке красавчик Дэвид Эймс, и всё у него есть — бизнес, доставшийся от отца, богатство, шикарные дом и машина. Он встречает на вечеринке очаровательную брюнетку Софию и отправляет в отставку прежнюю подружку — блондинку Джулианну. Как-то раз Джулианна предлагает подвезти Дэвида, но он зря садится к ней в машину — она хочет покончить с собой и забрать Дэвида за компанию. Она направляет машину в бетонную стену и гибнет; Дэвид же остаётся жив, но лицо его обезображено шрамами.
Начинается грустная полоса жизни: Дэвид вынужден носить резиновую маску, находится в вечной депрессии, оскорбляет друзей и Софию. Но после очередной попойки жизнь поворачивается к лучшему: София подбирает его на улице и, как добрый ангел, подбадривает. Врачи говорят, что есть шансы вернуть красоту, и действительно рискованная операция проходит успешно. Он и София начинают жить долго и счастливо, но…
Тут жизнь Дэвида превращается в сюрреалистический кошмар. Ему начинает казаться, что он снова стал уродом, и что гораздо хуже — вместо Софии в его квартире живёт погибшая Джулианна, которая уверяет, что она и есть София. И все документы это подтверждают! Дэвид связывает «Софию» и вызывает полицию, но полиция пакует его самого за нападение на Софию.
Только богатство и связи позволяют ему выйти на волю. В поисках правды Дэвид заходит в свою квартиру и встречает там Джулианну, которая превращается в Софию. Обрадованный герой занимается с ней любовью, но прямо во время секса она снова становится Джулианной. Разум оставляет Дэвида, он убивает Джулианну, труп которой, конечно же, оказывается Софией.
Во время сессии с психологом Дэвид видит зацепку по телевизору — передачу про пёсика, которого заморозили, а потом оживили. Дэвид и психолог едут в офис корпорации «Life Extension», чей бизнес — крионика. Офис удивительно знаком, а сотрудница корпорации Ребекка (Тильда Суинтон) в рекламной речи озвучивает его мысли. Из рекламного проспекта Дэвид узнаёт, что для замороженного есть удивительная опция — «Полудрёма»: замороженный будет не просто лежать статуей, а видеть осознанные сны, в которых сбудутся все его мечты. А если что-то пойдёт не так, всегда можно вызвать техподдержку.
Дэвид всё понимает. Он сбегает от психолога и полиции и громко зовёт техподдержку. Открывается лифт — и там странный молодой человек, который уже встречался Дэвиду раньше, объясняет, что Дэвид действительно уже 150 лет лежит в заморозке и видит сны, но чувство вины породило кошмары. Дэвид понемногу вспоминает, что он так и остался уродом и больше никогда не видел Софию, но преуспел в бизнесе. И все свои деньги бухнул в своё замороженное посмертие. И теперь у него есть выбор — начать сны сначала, уже без кошмаров, или же его разбудят, и он окажется с восстановленной внешностью, но без гроша в кармане.
Дэвид прощается со всеми дорогими ему людьми (ведь он же в осознанном сновидении) и, чтобы отключить симуляцию, бросается с крыши небоскрёба.
Последние кадры — женский голос шепчет Дэвиду: «Открой глаза». Он просыпается.
В эпизоде снялся Стивен Спилберг — он собственной персоной появляется на вечеринке и говорит Дэвиду: «С днём рождения, сукин ты сын!».
Ванильное небо
США, Испания | 2001 г. | 130 мин. | мелодрама, триллер, фэнтези, фантастика, детектив
Рейтинг:
Кинопоиск 7,61 IMDb 6,9
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Ванильное небо»:
Актеры фильма «Ванильное небо»:
Содержание фильма «Ванильное небо»:
Издательский магнат обнаруживает, что его жизнь перевернулась после автомобильной аварии…
Дэвид Амес, владелец крупной издательской компании, доставшейся ему в наследство от отца, находится в тюрьме. В маске-протезе Дэвид рассказывает историю своей жизни придворному психологу доктору Кертису МакКейбу.
В воспоминаниях Дэвид оставляет обязанности издателя доверенным соратникам своего отца, живя плейбоем на Манхэттене. Его лучший друг Брайан Шелби представляет Софии Серрано во время вечеринки. Дэвид и София проводят ночь вместе в квартире Софии и влюбляются, не подозревая, что нынешняя возлюбленная Дэвида, Джули Джанни, последовала за ними там. Когда Дэвид уходит, Джули предлагает ему подвезти и вскоре обнаруживает ревность к Софии. Она намеренно разбивает машину, убивает себя и сильно обезображивает Дэвида.
Врачи не могут полностью восстановить лицо Дэвида с помощью пластической хирургии, оставляя на нем шрамы и деформированную форму. Дэвид носит протезную маску, но психические и физические шрамы от аварии заставляют его становиться замкнутым и подавленным. Брайан убеждает Дэвида присоединиться к нему и Софии в клубе, но Дэвид напивается и оскорбляет их обоих. Они оставляют его валяться на улице возле клуба.
На следующее утро София возвращается к Давиду и извиняется перед ним. Она забирает его домой и со временем помогает Дэвиду эмоционально восстановиться. Врачи находят способ исправить лицо Дэвида хирургическим путем. Однажды, находясь у Софии, Дэвид просыпается и обнаруживает, что сталкивается с Джули, а все фотографии лица Софии заменены фотографиями Джули. Из-за замешательства и шока он душит Джули. Дэвида арестовывают и заключают в тюрьму, и он обнаруживает, что его лицо больше не реконструировано, и он снова носит маску.
Доктор МакКейб проводит еще несколько интервью, которые помогают Дэвиду вспомнить название «Продление жизни». Увидев поблизости компанию с таким названием, Маккейб решает взять Дэвида под стражу. Ребекка, представитель компании, объясняет, как Life Extension использует крионную суспензию, чтобы спасти людей с неизлечимыми заболеваниями до тех пор, пока не будет найдено лекарство, удерживая их в состоянии осознанного сна, чтобы в противном случае развить свой разум. Дэвид понимает, что находится в собственном осознанном сне, которое превратилось в кошмар. Он убегает от МакКейба и охранников, вызывая «техподдержку», и бросается в вестибюль здания, который внезапно становится пустым. Лифт открывается, показывая странного человека из бара, который приглашает его войти.
Когда лифт поднимается на вершину невероятно высокого здания, мужчина объясняет Дэвиду, что он — техподдержка, и что Дэвид находится в отстранении от работы в течение 150 лет, начиная с ночи в клубе, где София рассталась с ним. В рамках программы Дэвид выбрал осознанный сон, основанный на «ванильном небе» с картины Клода Моне «Сена в Аржантее», которая началась на следующее утро после разрыва Софии. Тем не менее, оборудование объединило элементы его подсознания, такие как Джули или МакКейб, как фигура его отца, в его сне, заставив их вывести его из состояния осознанного сна.
Они появляются на крыше высоко над облаками. Техподдержка сообщает Дэвиду, что, хотя они зафиксировали его осознанный сон, у него есть выбор: либо вернуться в сон, либо проснуться в реальности, что потребует буквального прыжка веры с крыши, который разбудит его ото сна. Дэвид предпочитает просыпаться, несмотря на то, что Маккейб в видении предостерегает его от этого. Перед прыжком Дэвид представляет, как Брайан и София прощаются. Дэвид прыгает, и его жизнь мелькает перед его глазами, прежде чем упасть на землю. Женский голос приказывает ему «открыть глаза», и Дэвид открывает глаза.
Фото фильма «Ванильное небо»:
Ванильное небо
«Ванильное небо» (англ. Vanilla Sky ) — голливудский ремейк фильма Алехандро Аменабара «Открой глаза» (1997), снятый в 2001 году Кэмероном Кроу. Главную роль в нём исполнил Том Круз. Название отсылает к одноимённому пейзажу Клода Моне, который по сценарию находится в коллекции картин главного героя фильма.
Номинация на Оскар и Золотой глобус за лучшую песню «Vanilla Sky» (Пол Маккартни).
Содержание
Сюжет
Жизнь богатого плэйбоя Дэвида Эймса (Том Круз) удалась по всем признакам: у него были деньги, свой собственный издательский дом, дорогая машина и квартира в респектабельном районе Нью-Йорка, друг-писатель (Джейсон Ли) и подружка Джулианна (Камерон Диаз), даже враги, в лице семи управляющих его компанией, тоже были. Так он и жил, пока в один прекрасный момент не встретил на одной вечеринке очаровательную Софию (Пенелопа Крус). Его теперь уже бывшая подруга Джулиана устраивает сцену ревности. Дэвид неосторожно садится в её машину и попадает в автокатастрофу, так как Джулиана решила покончить жизнь самоубийством, и ей это удалось.
Дэвид выжил и очнулся после комы инвалидом с изуродованным лицом, которое приходится прикрывать «эстетическим протезом», а на самом деле простой маской. Попытка сблизиться с бывшими друзьями и Софией неудачна. Уродство и боль после травмы не дают Дэвиду жить нормальной жизнью. Дэвид в отчаянии решается на крайне рискованную операцию, и она удаётся. Он приходит в себя с нормальным и красивым лицом.
Дальше его жизнь превращается в кошмар. Реальность и видения начинают мешаться. Дэвид лёг в постель с Софией, а проснулся среди ночи с ожившей Джулианой. Далее он вызывает полицию, и его самого задерживают по подозрению в убийстве Софии. В участке Дэвида начинает допрашивать психолог Кертис Маккейб, который пытается понять: что в воспоминаниях подозреваемого реальность, а что бред. Расследование постепенно возвращает память, и Дэвид вспоминает, что обращался за помощью в корпорацию «Life Extension» («Продление жизни»). Их бизнес — это крионика, сохранение жизни безнадёжным пациентам замораживанием. В офисе фирмы всё, наконец, встаёт на свои места.
Дэвид Эймс обратился в «Life Extension» около 150 лет назад, сразу после того, как выяснилось, что он безнадёжно пострадал после аварии. Возможности технологий «Life Extension» позволяют не просто заморозить клиента, но и внушить ему осознанные сновидения по его выбору. Cновидение, выбранное Дэвидом, по неизвестной причине исказилось. Однако на этот случай клиент компании может вызвать техподдержку. Специалист поддержки сообщает Дэвиду, что он может вернуться назад в свой исправленный сон или же проснуться. Дэвид выбирает пробуждение.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Том Круз | Дэвид Эймс Дэвид Эймс |
Пенелопа Крус | София Серрано София Серрано |
Камерон Диас | Джули Джиани Джули Джиани |
Курт Расселл | Кертис Маккейб доктор Кертис Маккейб |
Джейсон Ли | Брайан Шелби Брайан Шелби |
Ноа Тейлор | Эдвин Вентура техподдержка Эдвин Вентура |
Тимоти Сполл | Томас Типп Томас Типп |
Тильда Суинтон | сотрудница «Продления жизни» |
Майкл Шэннон | Аарон Аарон |
Кен Люн | редактор редактор |
Шалом Харлоу | Колин Колин |
Ивана Миличевич | Эмма Эмма |
Джонни Галэки | Питер Браун Питер Браун |
Алисия Уитт | Либби Либби |
Дженнифер Аспен | Нина Нина |
Стивен Спилберг | камео, гость на вечеринке камео, гость на вечеринке |
Саундтрек
Существует две версии саундтрека — официальная, которая включает в себя 17 композиций; и неофициальная — более полная, включающая 41 композицию. Ниже приведён треклист неофициальной версии, где жирным шрифтом выделены композиции, составившие официальный саундтрек.
1) Radiohead — Everything In It’s Right Place
2) Nancy Wilson — Elevator Heat
3) Paul McCartney — Vanilla Sky
4) Red House Painters — Have You Forgotten
5) R.E.M. — All The Right Friends
6) Looper — My Robot
7) John Coltrane — My Favorite Things
8) The Impressions — Keep On Pushing
9) Looper — Mondo’77
10) Josh Rouse — Directions
11) Creeper Lagoon — Wrecking Ball
12) Peter Gabriel — Solsbury Hill
13) Juliana Gianni — I Fall Apart
14) Jeff Buckley — Last Goodbye
15) Sigur Ros — Svefn-g-Englar
16) Spacecraft — Earthtime Tapestry
17) Theivery Corporation — Indra
18) Sigur Ros — Agaetis Byrjun
19) Leftfield/Afrika Bambaataa — Africa Shox
20) Chemical Brothers — Loops Of Fury
21) Underworld — Rez
22) Two Sandwiches Short Of A Lunchbox — Too Good To Be Strange
23) R.E.M. — Sweetness Follows
24) Bob Dylan — Fourth Time Around
25) Джоан Осборн — One of Us
26) Radiohead — I Might Be Wrong
27) U2 — Wild Honey
28) Bobby Helms — Jingle Bell Rock
29) Monkees — Porpoise Song
30) It’s Slinky — TV Commercial
31) The Five Americans — Western Union
32) Rolling Stones — Heaven
33) Todd Rundgren — Can We Still Be Friends
34) Beach Boys — Good Vibrations
35) Elmer Bernstein — Summer’s End (To Kill A Mockingbird)
36) Sinead O’Connor — The Healing Room
37) Sigur Ros — The Nothing Song (Njosnavelin)
38) Freur — Doot Doot
39) Chemical Brothers — Where Do I Begin
40) Spiritualized — Ladies And Gentleman We Are Floating In Space
41) Mint Royale — From Rusholme With Love
В 2002 году песня Пола МакКартни «Vanilla Sky» была номинирована на премию Оскар в номинации «Лучшая песня».
Ванильное небо чем закончился
Кроу существенно развил идеи Аменабара, превратив тот самый злополучный триллер в саспенс. Не исключено, что Кэмерон обильно читал классиков фантастики братьев Стругацких и Станислава Лема, пока снимал Almost Famous. Может быть, он растит ядовитый кактус на своей вилле, и курит его перед тем, как пишет сценарии. Может быть.
Жизнь богатого плэйбоя Дэвида (Том Круз) удалась по всем признакам: у него были деньги, свой собственный издательский дом, дорогая машина и квартира в респектабельном районе Нью-Йорка, друг-писатель (Джейсон Ли) и подружка Джулианна (Камерон Диаз), даже враги, в лице семи управляющих его компанией, тоже были. Так он и жил без оглядки, пока в один прекрасный момент не встретил Софию (Пенелопа Крус). Его жизнь круто изменилась вскоре после этой встречи, Дэвид попал в автокатастрофу и очнулся после комы инвалидом с изуродованным лицом, которое приходится прикрывать «эстетическим протезом», а на самом деле простой маской. А дальше его новая жизнь обернулась кошмарным сном, от которого не проснуться.
Финал фильма это выбор Дэвида: открыть глаза и проснуться, и доживать жизнь в настоящем мире или продолжать жить в своем мирке грез и фантазий. Почти не колеблясь, Дэвид выбирает первый вариант.
Именно фантастическое объяснение происходящего портит великолепно задуманный сюжет и его не менее великолепную реализацию, потому что это объяснение кажется позаимствованным из нескольких фильмов разом, его оригинальность сведена к нулю, правда элемент неожиданности, безусловно есть. В том смысле, что лично я никак не ожидал, что нам вновь подадут столь банальные идеи о том, что реальность зависит только от нашего восприятия, если мы сон считаем явью, то субъективно сон станет реальным. Плохо то, что все это мы уже проходили в «Матрице», все мы читали произведения Виктора Пелевина, которые еще не окончательно стерлись из моей памяти. Кроме того, напрашиваются параллели с «Игрой» уже упоминавшегося Дэвида Финчера и с фантастическим боевиком Поля Верхувена «Вспомнить все». Хорошо то, что набившие оскомину идеи о «реальности и нереальности» завернуты в достаточно симпатичную обертку.
Выбор же Дэвида вернутся в реальный мир, мне представляется весьма сомнительным и надуманным. Вернуться в мир через 150 лет или более (если судить по случайно брошенной фразе одного из персонажей), где нет ничего и никого, к чему ты был привязан или продолжать жить рядом с Софией в мире под ванильным небом с картины Монэ? Неужели выбор так очевиден, как нам пытаются показать? Но самый важный вопрос в другом: сможет ли человек полноценно жить, если знает, что все самое светлое, самое прекрасное произошло с ним во сне?
Все-таки, я скажу что «Ванильное небо» хороший фильм, который стоит посмотреть сам по себе и получить удовольствие, независимо от рекламной шумихи, поднятой вокруг отношений Тома и Пенелопы. А им я желаю всяческого счастья не только под «ванильным небом», но и в «нашей» реальности.
Сюжет: Дэвид Эймс (Том Круз) – беззаботный сын крупного бизнесмена, получивший после смерти отца в наследство огромную компанию. Дэвид не заморачивается ее управлением, предпочитая вести разгульную жизнь, но однажды на его вечеринку приходит София (Пенелопа Круз), и в первый же вечер, проведенный с ней, Дэвид понимает, что влюбился. София отвечает взаимностью, но их отношениям не суждено продлиться – его предыдущая подружка, ревнивая Джули (Диаз) устраивает автокатастрофу, в которой погибает сама и калечит Дэвида. Жизнь сильно меняется, когда твое лицо становится уродливым, но в случае Дэвида еще и память начинает выкидывать с ним неприятные трюки.
Что бы вы предпочли – сон, который вы можете выбрать по собственному желанию, или же реальную жизнь со всеми ее сложностями? Вопрос этот, если вы помните, поднимался в «Матрице», но еще раньше – в загадочной ленте «Открой глаза» испанца Алехандро Аменабара, которой он громко заявил о себе всему миру. «Ванильное небо», как вы уже знаете, ремейк этого фильма, но самой большой загадкой для смотревших оригинал является вопрос – зачем он нужен? «Ванильное небо» – ремейк почти дословный, использующий практически идентичный сценарий и даже некоторые визуальные композиции своего предшественника. Пересекаются даже диалоги (не полностью, конечно), и отличаются фильмы лишь именами персонажей и актерами, этих персонажей играющими. Картины так похожи, что разлепить их для раздельной критики – все равно, что пытаться разделить сиамских близнецов – только хирургическим путем.
Камерон Кроу, режиссер и сценарист (хм…) «Ванильного неба», боится сказать что-то свое, новое, тем самым испортив силу оригинального фильма, и его можно понять: тонкая, умная и сложная лента Аменабара была столь органична в своем философском настроении, что Кроу оставалось лишь проследить, чтобы эти идеи перекочевали в его картину в неприкосновенности (что ему в общем-то вполне удалось). А идей этих очень много: начиная от банальных «что есть жизнь» и «зачем мы живем», до вопросов морали, расплаты за грехи, мук совести, игр с подсознанием, жестокости любви, радости случайного прикосновения к плечу девушки, спящей рядом… Продолжать можно до бесконечности, но главное, что вам надо знать об этой картине (скорее даже, об этих картинах) – это фильм, который с каждым новым просмотром открывает вам что-то новое, оставшееся неуловимым и скрытым для первого взгляда.
Кроу, которому не надо теперь открывать Америку в сценарном и визуальном плане, больше, чем Аменабар, уделяет внимания героям и отношениям между ними. Том Круз отлично отыгрывает центральную роль, солируя практически в каждой сцене со своим участием (а это где-то 99% картины), но в то же время создает теплый и чувственный дуэт со своей напарницей Пенелопой Круз – «Открой глаза» все-таки был более фиксирован на поступках персонажей, нежели на них самих. Впрочем, даже этого отличия недостаточно, чтобы обмануть тех, кто видел испанский фильм – ничего нового из голливудского ремейка они не почерпнут. Кроме, разве что, мыслей, что Том Круз лучше всего играет в фильмах Камерона Кроу, что Пенелопа Круз смотрится с ним рядом лучше, чем Николь Кидман, и в чем-то оригинальной для голливудского кино идеи, что некоторые сценарии неспособен испортить даже многомиллионный бюджет.
Резюме: Стильный, завораживающий и умный фильм – это про «Открой глаза». «Ванильное небо» тоже ничего.
Особое место стоит выделить на описание сюжета, так как он весьма интересен и вовсе не сложен для понимания, хотя пресса и успела наградить «Ванильное Небо» фразами типа «хрен разберёшься!» или что-то вроде того.
Здесь нет скучных мест и банальных подходов. Вместо них – продуманность, совершенство исполнения и невероятный, поражающий воображение визуальный ряд. Напряжение растёт по мере развития сюжета, поднимая нас в конце вместе с Дэвидом Эймсом на лифте на крышу небоскрёба – туда, где состоится убаюкивающая и восхитительная финальная сцена. «Обойдёмся без стереотипов. – сказал Дэвиду его психолог, МакКейб, где-то в самом начале. – Не все отпрыски магнатов бездушны. Не все психологи зациклены на снах». Это кино тоже сумело обойтись без стереотипов. Нельзя сказать, что оно оправдывает зрительские ожидания. Классического хэппи-энда здесь не получится – как и драматического финала. Здесь всё вперемешку, как в хорошем коктейле. Концовка «Неба» восхитительна тем, что оставляет возможность трактовать её и весь фильм по-разному: оптимисты изобретут самолёт, пессимисты изобретут парашют. Это присуще лишь самым лучшим, самым гениальным творениям рук (и мозгов) человеческих. Но к этому мы ещё вернёмся позднее.
Раньше я часто думал: а если взять и снять идеальное кино – совершенное как визуально, так и содержательно, то какой у него будет сценарий? Как у «Титаника»: красивый, неглупый, но всё-таки слишком простой – или как у «Малхолланд-драйва» с «Широко закрытыми глазами»: малопонятный разуму, зато родной и близкий подсознанию? Смутно я и тогда понимал, что это – две расхожие крайности, а истина, как обычно, лежит где-то посередине. А Камерон Кроу ткнул меня в идеальный сценарий носом, так что я понял: чёрт, да это же «Ванильное небо»!
Это история с моралью. Кроу здесь удалось то, что в своё время так и не удалось Спилбергу – помните его претенциозные «Искусственный интеллект» и «Особое мнение», до отказа набитые нравоучительным смыслом и оттого слишком приторные? Кроу пошёл гораздо дальше в вопросах киношной морали и того, чему учит фильм. Он отделил сюжет «Неба» от философии «Неба» и получил что-то невероятное – картину-зрелище, философский трактат и – самое главное – жизненную модель.
1. То, чего Бах не сказал.
Итак: action. Перед нами – Дэвид Эймс младший, магнат и сын магната, владелец трёх журналов и шикарной квартиры в центре Нью-Йорка. Он молод, красив, остроумен, и женщины не дают ему прохода. Дэвид привык, что все вокруг хоть в чём-то, да зависят от него, и живёт так, словно мир – площадка для его игр. Эта идея крепко впечаталась в его подсознание.
Несмотря на всё это, Дэвида нельзя назвать счастливым. Это мы понимаем по некоторым характерным деталям в начале фильма. Ему снится пустой город, откуда одним прекрасным утром исчезли все люди, он тайком мечтает о большой любви и потихоньку мучается, что плохо ведёт дела компании, которую создал его отец. Кажется, будто некие пять чувств не дают ему покоя.
Из этой реальности его выхватывает страшная авария, устроенная психически неуравновешенной девушкой по имени Джули Джиани, которую Дэвид соблазнил и бросил, а сам увлёкся другой, и которая, влюбившись в него, мучалась дикой ревностью. Вернувшись к жизни со сломанной рукой и изуродованным лицом, Дэвид осознаёт, что мог бы построить себе счастливую жизнь из того, что он имел до аварии, и начинает бороться за чувства Софии Серрано – единственной девушки, которую он любит.
Незаметно для себя оказываясь в волшебной реальности «Полудрёмы», Дэвид, кажется, достигает желаемого: его искренне любит София, ему восстанавливают лицо, и жизнь начинает казаться неиссякаемым потоком спокойного счастья, которого он так хотел. Но идиллия длится недолго.
«Подсознание – очень важный фактор». – неоднократно заявлялось в фильме. Действительно важный, раз уж superego Дэвида не сумело справится с окружавшей его благодатью «Полудрёмы» и перескочило на программу «Ночной кошмар магната». Может, дело всё в том, что нами правят пять основных чувств и какое-то не самое хорошее из них незаметно взяло верх в подсознании Дэвида? Это вполне могло быть чувство вины… или ненависть, или ещё что-нибудь роковое. Но дело не в том.
Просто когда Дэвид узнал о том, что он жил в «Полудрёме», он понял, что идеальная жизнь, придуманная им, и жизнь реальная могут на самом деле не так уж и отличаться, что Ричард Бах был прав в конечном итоге: «Мы притягиваем в нашу жизнь то, о чём мы думаем».
Вместе с тем Дэвид понял, что Бах сказал далеко не всё, и мы притягиваем в нашу жизнь скорее то, о чём думает наше «оно», чем то, о чём думаем, собственно, мы.
Вот он, вывод, который сделал для себя Дэвид Эймс, пережив идиллию и кошмар «Полудрёмы»: Фрейд был прав насчёт подсознания; Бах был прав насчёт управления реальностью с помощью силы мысли. Это объясняет, отчего для подавляющего большинства людей жизнь – настолько неприятная штука: подсознание вмешивается, диктуя свою волю, – а у большинства людей в подсознании живёт немало кошмарных образов.
Отсюда следует важный вывод о принципиальной значимости для счастья человека его согласия с самим собой и уверенности, что «всё в его жизни правильно», как гласит гениальный рекламный слоган пива «Бочкарёв».
Кино Кроу, рассказывая нам путаную историю Дэвида, подспудно пытается выяснить, почему всё всегда происходит именно так. Оно играет с вечными вопросами, в каждое время не дававшими покоя лучшим умам, пробует разглядеть сквозь пелену непознаваемого хотя бы неясные очертания ответов. Почему человек не может быть счастлив? Почему большинство людей проводят всю жизнь в погоне за грёзами? Как устроен наш мир и как им управлять?
В «Ванильном небе» вы не найдёте чётких ответов. Оно неоднозначно, оно оставляет вопрос о счастье целиком на ваше усмотрение, всего лишь намекая в тон Сенеке: «Счастье – сугубо внутреннее качество». И несёт в себе ещё одну, полупризрачного вида мораль: настроение делает человека человеком. Настроение в широком, конечно, смысле: как жизненная позиция, оптимизм или пессимизм, надежда или уныние.
Нужный настрой – вот универсальный ключ к управлению Вселенной. С Дэвидом немало паршивых вещей приключилось, но в любой переделке он прежде всего оставался «заводным малым». «Я нашёл в себе скрытые резервы и пятого декабря пошёл на приступ. Возвращение Дэвида Эймса младшего, гражданина Хайло». – так он сказал про свою борьбу за жизнь после аварии и комы. Его главный скрытый резерв – это его жизнелюбие, его непроходящая весёлость.
Поэтому в финале мы спокойны за Дэвида, бросающегося вниз с головокружительной высоты – мы успели его узнать на протяжении фильма и теперь уверены: он ни за что не сдастся в своей борьбе за счастье. А счастье для него – «жить настоящей жизнью».
2. Вот такие мелочи.
Помимо этого, «Ванильное небо» снято не в пример профессиональнее, чем картина «Открой глаза», – и дело тут не только в многомиллионном бюджете. Он, разумеется, повлиял – на качество съёмок, на совершенство операторской работы – и позволил привлечь массу великолепных актёров. Но «Небо» отличает ещё и потрясающая музыка, подобранная Нэнси Уилсон, придающая действию именно тот оттенок настроения, который требуется, на протяжении всей картины.
Возможно, это и есть рецепт идеального кино: потрясающим сценарием как следует пропитать душу талантливого режиссёра, мелко покрошить туда прекрасных актёров, способного оператора и хорошего композитора. Добавить многомиллионный бюджет и спецэффектов по вкусу.
Это чрезвычайно красивая и трогательная лента, но – избежавшая всех недостатков фильма-зрелища: чрезмерного пафоса любовных сцен, разных глупостей и страха показаться некрасивой. Чтобы не быть голословным, приведу пример.
Вообще, внимательный зритель найдёт в «Ванильном небе» огромное количество различных мелочей, делающих сюжет красочнее и сложнее. Это и страх высоты Эймса, о котором ни слова не было сказано в картине Аменабара, и пёсик Бенни, и красочная обложка пластинки, запавшая в подсознание «гражданину Хайло» и проявившая себя в «Полудрёме». «Мелочи, да… И нет ничего важнее». – задумчиво протянет Дэвид. Или вспомните момент, когда Эдмонт Вентура предлагает Эймсу выбор: ожить в реальности или остаться в «Полудрёме». «Группа наблюдения ждёт, что ты решишь». – говорит он и указывает ладонью в сторону зрительного зала. Что за группа наблюдения такая? А это мы с вами…
3. На чём держится «Небо».
Некоторым даже нравится спорить на тему: что же всё-таки случилось с Дэвидом Эймсом в фильме? А я думаю, не так уж это и важно. То есть, важно, конечно, с точки зрения сюжета, но сюжет тем и хорош, что сочетает предельную ясность с возможностью трактовать его по-разному.
Просто он многоуровневый: пласты повествования накладываются один на другой, как в слоёном пироге, и большинство зрителей задерживает мнимая путаность первого, самого примитивного из них. И только самый продвинутый и внимательный зритель оценит всю красоту и сложность конечного замысла. По такому же принципу построена Библия, к слову сказать.
На этом погорели многие режиссёры. Даже великий Стивен Спилберг так и не смог в своих картинах отделить тайный смысл от явного, хотя дважды пытался. Наверное, это всё-таки дар, причём дар скорее сценариста, нежели режиссёра, поскольку если сравнивать Кроу и Спилберга, ещё неизвестно, в чью пользу будет сравнение, несмотря ни на что. Тем не менее «Ванильное небо» повергает зрителя в лёгкий шок, заставляет задуматься, а вот «Особое мнение» всего лишь банально навязывает какую-то смешную мораль.
Не стану говорить, что все фильмы должны быть такими. Нельзя наладить массовое производство таких картин. Алмазы и другие драгоценности тем и ценны, что их мало и тяжело добывать новые. А ценность огранённого алмаза вообще возрастает в десятки раз: он уникален, шанс получить такой же – один на миллион.
Мартин Скорцезе как-то вывел режиссёрскую «формулу успеха», сказав: «Публика любит, чтобы ей постоянно показывали одно и то же, но – немножко по-разному». Этим приёмом давно с успехом пользуются некоторые голливудские мэтры вроде Майкла Бэя (внимательные давно заметили, что у него в каждой картине используется успешный приём из предыдущих). А «Небо» стоит выше всяких режиссёрских и продюсерских заморочек типа «Давай вставим сюда эту песню – она сейчас как раз в моде, это привлечёт больше зрителей». Оно играет со зрителем, подсовывая никем не узнанного Стивена Спилберга в сцену с массовкой. Но картине Аменабара-Кроу удалось избежать и другой крайности такого подхода – режиссёрской мании величия: «Я сделал что-то. Пусть теперь они толкуют это, как хотят».
В общем, этот фильм – огранённый алмаз, чужая история, запавшая талантливому человеку глубоко в душу и пустившая там свои корни. Цветок, выросший из неё, распустился в кинотеатрах 14 декабря 2001 года.
А знаете ли вы, что.
— До съёмок «Ванильного неба» Том Круз и Камерон Кроу уже работали вместе над «Джерри Магуайром», который Кроу также написал и поставил.
— Интересный факт: Круз и его бывшая жена Николь Кидман во время съёмок жили в Испании, где снимались «Другие» и «Открой свои глаза».
— Джейсон Ли также уже успел сняться у Кроу. Это был фильм «Почти знаменит».
— Из-за скромного роста Тома Круза, Пенелопе Круз приходилось вместо высоких каблуков одевать домашние тапочки, но и так разница очень сильно ощущалась.
— Майк МакКриди из «Pearl Jam» работал с Нэнси Вилсон, женой Камерона Кроу над звуковой дорожкой к фильму.
— По слухам, Камерон Кроу должен сыграть роль камео в следующем фильме с Томом Крузом «Особое мнение», который снимает Стивен Спилберг.
— На предварительном просмотре в Лос-Анджелесе публика восприняла фильм очень хорошо, но не настолько бурно как прошлые работы Камерона Кроу.
— Некоторые сцены фильма были пересняты после трагедии в Международном Торговом Центре.