ван чу вес что значит
«Цу-е-фа» или «Ван-чу-вэс»: как россияне по-разному играют в «Камень, ножницы, бумага»
Блогер Александр Куликов составил интерактивную карту считалок популярной игры 90-х «Камень, ножницы, бумага». Оказалось, что в каждом регионе россияне используют свои присказки.
Создатель карты опирался на результаты опроса более тысячи человек. Географический центр России почти полностью использует фразу «Раз-два-три». В европейской части страны, а также в Иркутске, Хабаровске, Якутии и Магадане говорят «Цу-е-фа». Эти два варианта оказались самыми популярными среди россиян.
Нашлись и менее известные вариации присказок к игре: «Бу-ци-фа» (Пермь), «Ван-чу-вэс» (Омск), «Эн-ден/бен-цо» (Сахалин), «Чи-чи-ко» (Карелия) и даже «Чин-гис-хан» (Камчатка).
Также пользователь твиттера поделился воспоминаниями о первых «сотках», которые ему купили в 1996 году — на тот момент он учился во втором классе и не понимал, что с ними делать. Однако «сотками» их называли только в Москве, Чукотском автономном округе и в Кирове, а подавляющее большинство россиян именовали это увлечение «фишками». Петербуржцы называли «сотки» «кэпсами».
50 названий игры «камень-ножницы-бумага» — обзор настольной игры «Камень, ножницы, бумага — ЦУ-Е-ФА!»
Когда мне было 6 лет, я с родителями и младшим братом переехал в новый дом, во дворе которого всегда было много мальчишек моего возраста, которые играли в футбол, хоккей и пионербол. Капитанов команд мы чаще всего выбирали с помощью миниигры «камень-ножницы-бумага». У нас она называлась «чи-фи-фо». Тогда я еще не знал, что это, оказывается, не универсальное название, а местечковое. И в каждом месте игра называлась по-разному — ван-чу-вес, чу-ва-чи, су-е-фа, ю-зе-фа, чи-чи-ко и т.д. Правильным же, китайским, вариантом считается считалочка «цу-е-фа», которая была известна в Москве и Московской области.
Игра с таким названием, ЦУ-Е-ФА (выпущена она издательством doJoy), и будет сегодня у меня в обзоре. Научит ли она нас правильно играть в игру «камень-ножницы-бумага»? Вот это мы и посмотрим!
Вторая версия. Бюджетная
Тот вариант, что мне прислали на обзор, является новой версией игры. У нее изменилась коробка и частично ее содержимое.
Сразу хочу отметить, что внешне игра выглядит очень хорошо. Как и в игре Шипучка, на которую я уже написал обзор, на коробке ЦУ-Е-ФА преобладают яркие красные тона, из-за чего игра становится более заметной, если она стоит на полке в магазине. Также в оформлении игры выделяются 2 колоритных персонажа — хулиган и ботан, за которых игрокам предстоит играть. Стояла бы такая коробка в «Детском мире», я бы на нее сразу обратил внимание.
Внутри все достаточно просто — есть комплект картонных персонажей хулиганов и ботанов, подставки под них и раскладывающееся картонное игровое поле. В плане игровых элементов между старой и новой версией довольно большая разница. Раньше игровые персонажи держали в руках или за спиной съемные фишки с изображением камня, ножниц и бумаги, которые крепились к фигуркам с помощью магнитов. Теперь никаких магнитов нету — камень, ножницы или бумага нарисованы на спинах фигурок. С точки зрения игры эта замена практически никак не повлияла на геймплей, но с визуальной точки зрения игра стала менее уникальной (особенно это важно для детей, которым наличие магнита у фигурок в радость). А с точки зрения цены все стало лучше, ведь игра теперь стоит меньше (чего и пыталось добиться издательство).
По качеству компонентов ничего плохого сказать не могу. Все выдавилось и вставилось куда надо без проблем. Единственное — игровое поле разгибать до предела я побоялся, так как было предчувствие, что останусь с двумя половинками в руках.
Ох уж эти камень-ножницы-бумага
Разбор правил игры вызвал у меня небольшой приступ расстройства и негативных эмоций, что бывает не очень часто, когда я изучаю новые игры. Наверное, когда игра переезжала в новую коробку, претерпевая некоторые внешние изменения, правила не были изменены или же изменения были, но не полные, из-за чего у обычного человека, например, у меня, появилось много вопросов.
Поначалу меня очень обрадовало то, что правила у игры очень маленькие — они уместились на одной стороне листочка. Это значит, что игра простая и в нее легко научиться играть. Когда же я начал вставлять фигурки персонажей в подставки, то каким-то седьмым чувством почувствовал, что подставок не хватит. И действительно — 2 фигурки остались без подставок. Первым делом я решил, что это нехороший сортировщик напортачил. Но когда я перевернул коробку и глянул комплектацию, то оказалось, что все правильно — фигурок 36 штук, а подставок 34. Хорошо, может в правилах есть что-то об этом? Начинаю читать правила, дохожу уже до описания хода, а про лишние 2 фигурки нет ни слова. На мой взгляд это большое упущение, потому что мы не можем начать играть, если не знаем, какие фигурки остаются без подставок и по какой причине. Эта информация должна быть дана в самом начале правил!
Я все-таки решил прочитать правила до самого конца, и там выяснил, что в игре есть 2 фигурки (один ботан и один хулиган), у которых за спиной нет никакого предмета вообще. Это запасные фигурки и используются они в том случае, если фигурки с флагом или динамитом станут каким-то образом помеченными. Также можно проявить фантазию и придумать и нарисовать персонажам свои предметы с уникальными свойствами. Это все, конечно, интересно, но об этом не пишут в конце правил.
После того, как я выяснил, какие фигурки лишние, я нашел их среди тех, которые уже были всунуты в подставки, и сделал все как должно быть. Правила игры начинаются с того, что фигурки нужно расставить на игровом поле, разбитом на клетки как в шахматах или шашках (только клеток меньше — всего 6х6) — с одной стороны поля стоят хулиганы, с другой ботаны. «На доске выстраиваются персонажи: с одной стороны 12 «хулиганов» в 2 линии» — так гласят правила. Это все прекрасно, но у нас в наличии не 12 хулиганов, а 18. Какие именно хулиганы должны быть выставлены в ряд? Вот и я не знаю, какие. Теперь вы понимаете, почему я начал нервничать? Подробностей этого момента в правилах нету. Более того, вторая часть предложения мне понравилось еще больше — «а с противоположной — размещается команда «ботанов»«. В каком количестве? Тоже 12 или все 18?
В общем, мне пришлось включить свою фантазию, чтобы разобраться с игрой. Так как целью игры является захват флага противника, то персонажи с флагами должны быть на поле в обязательном порядке. Вот это предложение — «Выбор остальных персонажей и место их размещения зависит от стратегии игрока» — навело меня на мысль, что остальных персонажей мы выбираем по своему желанию и их должно быть ровно 12 штук. Но опять же если в правилах написано, что фигурки размещаются в 2 линии, то место размещения не может быть случайным… В общем, с трактовкой правил нужно что-то делать, как мне кажется. Или же я туплю — не отрицаю=)
Хорошо, что в интернете уже есть несколько обзоров этой игры, которые я быстро глянул и удостоверился в том, что я правильно разобрался и первую партию сыграл без ошибок.
В общем, суть игры такова — у каждого игрока есть фигурки персонажей (у одного ботаны, у другого хулиганы). Спереди фигурок изображено лицо персонажа, и оно всегда одинаковое и у одного и у другого типа. Сзади фигурка держит в руке один из предметов — камень, ножницы, бумагу, флаг или динамит. Последних двух у ботанов и хулиганов по одной штуке.
При расстановке фигурок на поле у каждого игрока обязательно должна быть фигурка с флагом. Остальные фигурки выбираются по своему усмотрению, но их должно быть ровно 12 штук и они должны стоять в 2 ряда. Игроки видят только «лицо» фигурок противника и даже не догадываются, что держат эти фигурки сзади. Задача игроков — найти персонажа противника с флагом и победить его.
В свой ход игрок должен передвинуть одну из своих фигурок. Фигурка двигается на одну клетку строго по горизонтали или вертикали (по диагонали двигаться запрещено!). При этом пропускать ход нельзя, а персонаж с динамитом вообще никогда не двигается.
Если фигурка передвигается на клетку, на которой стоит другая фигурка, то происходит битва. Разборка между персонажами происходит очень просто — фигурки переворачиваются спинами, игроки сравнивают предметы и выясняют победителя по следующему принципу:
Если побеждает защитник, то он остается на месте, а нападавший выбывает из игры. Если побеждает нападавший, то защитник выбывает из игры, а нападавший занимает его место.
В случае, если оба предмета у фигурок одинаковые, игроки выбрасывают камень-ножницы-бумагу на пальцах и таким образом определяют победителя.
Захват флага противника приносит победу.
Собственно, это и есть все правила игры.
ЧИ-ФИ-ФО или ЧИ-ФИ-ФУ?
Давным-давно, когда я был совсем маленьким, папа мне показал одну игру, для которой не нужно было ничего, кроме своей собственной руки. Никакой предварительной подготовки, никаких дополнительных компонентов в виде кубиков, мячика, скакалки или еще чего-нибудь — только твоя рука. Вы, думаю, уже догадались, что папа показал мне игру «камень-ножницы-бумага». Я весь день хвостиком бегал за отцом, чтобы тот поиграл со мной в эту замечательную игру, чем изрядно его достал и он уже жалел о том, что показал мне ее. А мне было очень интересно, что в эту можно было играть в любую пору года, в любой день недели, любое время суток и с кем угодно. Интересно, что бы я подумал об игре ЦУ-Е-ФА, если бы она вышла много лет назад и я в нее поиграл?
Не могу не провести параллели с другой игрой издательства — Шипучкой. В обеих играх используется принцип игры «к-н-б», но если в Шипучке это лишь часть игры, то в ЦУ-Е-ФА — это ее основа.
ЦУ-Е-ФА — это тактическая «к-н-б». То, что вы выбрасываете на пальцах в дуэли известно заранее, так как каждая фигурка имеет один предмет и меняться он не может. Конечно, когда два персонажа уже провели бой, то проигравший будет знать, какой предмет держит в руках победитель. Соответственно он будет пытаться настигнуть его той фигуркой, которая сможет побить этот предмет. На этом и основан принцип игры — попробовал атаковать, проиграл, запомнил, отомстил. Наверное, тот момент, когда ты должен запомнить предмет победителя, если ты проиграл, больше всего понравится детям. Взрослым дается это легче, так как у них память развита хорошо, а вот дети в игре могут легко потренировать свою память.
В игре есть также элемент тактической хитрости. Сперва в начале игры вы думаете над тем, как лучше укрыть фигурку с флагом, обязательно поставив рядом персонажа с динамитом. Затем вы должны подмечать, какие фигурки противник не перемещает, чтобы догадаться, где он спрятал динамит и флаг. Задача игрока — побыстрее пробраться к флагу, вынося всех, кто стоит на его пути. Чем скорее вы догадаетесь, тем лучше. А ведь можно еще блефовать;)
Что интересно — так как в начале игроки выбирают разные фигурки, то в любом случае на поле случится небольшой дисбаланс. Например, если у одного игрока больше ножниц, а у другого бумаг, то при неудачном стечении обстоятельств игрок с бумагами будет испытывать игровые трудности. Но стоит запустить в гущу ножниц хотя бы один камень, как сразу станет все на свои места. Опять же этот элемент случайности должен понравится детям.
Я не зря чаще пишу о детях, потому что на мой взгляд ЦУ-Е-ФА — это чисто детская игра. Ну или же ее можно порекомендовать тем взрослым, которым нравятся ну очень простые няшные настольные игры. На мой взгляд на коробке игры очень правильно написано — «для детей от 6 лет«. Где-то в 6 лет я и узнал про игру «к-н-б», которая привела меня в неописуемый восторг. Также на коробке есть фраза, которую часто любят использовать разработчики детских настольных игр — «Разрабатывает логику, память, интеллект«. Мне сложно говорить о том, как влияют настольные игры на развитие интеллекта (на мой взгляд если и влияют, то не сильно), но вот с памятью и логикой в обозреваемой игре все в порядке, о чем я уже писал.
Мне очень жалко, что я не могу потестировать игру на детях (своих нету, чужих поблизости тоже), поэтому мне приходится основываться только на своих ощущениях. Скажу честно, что ЦУ-Е-ФА не вызвала у меня интереса, к сожалению. Шипучка оказалась более интересной для взрослых, нежели ЦУ-Е-ФА. Суть игры незамысловатая — кто быстрее доберется до флага, тот и молодец. Первые 5-7 ходов игроки выбивают первые ряды противника, а потом пытаются угадать, где запрятался персонаж с флагом. Иногда это происходит очень быстро и неожиданно, а иногда приходится побегать за фигуркой.
Партии длятся недолго — минут 15-30. Поэтому если ребенку вдруг сильно зайдет игра, то одной партией, уверен, дело не закончится.
Внешний вид игры мне очень нравится. Никаких изъянов у компонентов я не нашел. Читал в интернете, что не всем нравится стиль, в котором нарисованы хулиган и ботан. Я же к этим изображениям никаких претензий не имею. На мой взгляд, персонажи получились очень удачными, с харизмой.
Наверное, первая версия с магнитами была бы более интересна для детей, но я все же согласен с издательством, что в наше время важнее стоимость, чем лишняя мишура, которая делает игру дорогой. Убрав магниты, игра стала более доступной для покупателя.
Единственное, что я бы изменил в игре, это немного подправил правила. На мой взгляд, они недостаточно подробно описаны. Хотя, возможно, это только у меня возникли трудности с ними…
В итоге
Настольная игра Камень, ножницы, бумага — ЦУ-Е-ФА! превращает всем известную игру в тактическую битву, которая может быть интересна детям от 6 лет. Игра простая, время партии небольшое, компоненты сделаны на высоком уровне, оформлена игра тоже очень хорошо. Взрослым игра может показаться скучной (например, мне хватило несколько партий), а вот дети могут запросто могут найти игру интересной и увлекательной.
Страница настольной игры «Камень, ножницы, бумага — ЦУ-Е-ФА!» на сайте издательства doJoy
Ван чу вес что значит
Споры о «Жадине-говядине» только улеглись, самое время обсудить игру «Камень, ножницы, бумага». Российский блогер создал целую карту, на которой показал разные версии игры в регионах. Самыми популярными присказками ожидаемо оказались «Цу-е-фа» и «Раз-два-три».
Но есть и те, о которых вы точно не слышали: «Чи-чи-ко», «Эн-бен-цо», «Бу-ци-фа».
А как скидывались у вас?
[id5005262|Oksana], тоже было у нас)))
С детства привыкла к «сей-ван-чук», а теперь узнаю, что никто так не говорит
[id7252333|Alexx], абсолютно все детство так и было.
А ван-ту-фри только на Чукотке использовали?? Я такого не помню. Камане-маргане-вин-ци-ко и цу-е-фа
«цу-е-фа» с китайского дословно переводится как «пожалуйста, начинайте»
Москва: цу е фа, чи чи ко
Кама-ножа-бумажа три бом жа!
А у нас было просто ван-чу-вес))) очень интересно то, что оказывается не во всей России так говорили, а только в Омске.
Мордович мы иодни цу- ли-фа, реально помню всегда так говорили)))
Цу-е-фа. Иркутск. Это «просветила» дочь 11 лет))
Пи-це-ко (Конаково, Тверская область)
Раз-два-три, только так))) Москва
Али-года-сэ, на камчатке
У меня в Омске слышал как тут написано ван-чу-вес. Но у нас во дворе ван-ту-фри
Вообще не понимаю о чём тут.
В Украине «Раз два три»
Чин-гин-ца Хз почему)
Раз два три и цуефа на всю жизнь. но как исключение были хрюша филя и степашка дураки
Карта не врёт, действительно цу-е-фа!
[id2612855|Аня], и такое было!
[id2612855|Аня], чики-брики и в дамки нах
А мы играли в др.»чики-брики, пальчик выкинь»
Вапщет правильно Чи-чи-фо
С крыш гаражей скидывались
Вот версии из нашей редакции: Е-ша-чок, Красноярск Гу-ли-фа, Карелия
Почему бисер называли слезами молодых красавиц, а изделия из него ценили на вес золота
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Стекло или жемчуг
Хотя бисер и называли жемчугом в старину, но таковым он не был. В основном его изготовляли из стекла. Существовала даже легенда о появлении стекла на Земле. Торговцы из древнего семитского города Финикии двигались из Африки. Они везли большой груз соды. Ближе к ночи торговцы решили сделать привал. Развели огонь, а котлы установили на кусках соды. Трапеза была закончена, а костер и дальше продолжал согревать их в холодную ночь. Каково же было их удивление, когда утром в углях они увидели несколько твердых слитков, но прозрачных, как чистая вода. Так было случайно найдено стекло. Согласно историческим фактам, именно египтян считали непревзойденными мастерами по стеклу и изделий из него.
Венецианские секреты бисера и методика изготовления стекла
Стекольное производство активно развивалось в древние времена. Однако после падения Рима и Константинополя центр был перенесен в Венецию. Красивые и качественные изделия здесь начали изготовлять с XIII века. Венеция заманивала жителей к себе на работу, предложив выгодные условия. Чтобы сохранить все это на должном уровне, здесь были приняты законы, благодаря которым любой, кто вывез технологии производства стекла и бисера, считался преступником и мог подвергнуться серьезному наказанию.
Качество бисера напрямую зависело от метода изготовления и качества стекла. Он мог быть как прозрачным, так и цветным. В старину бисер изготавливали несколькими методами. Смешивали соду, песок, мел и известь и в тиглях варили стекло. Поскольку температура плавки была средней, то масса оставалась вязкой и напоминала тесто. Дальше в ход шел металлический прутик, благодаря которому можно было вытянуть тонкую нить. Чем мягче и эластичней была масса, а также чем быстрее мастер вытягивал ее, тем тоньше и качественнее был бисер. Затем нить нужно было нанизать на тонкий стержень из меди и дать остыть. Финальная стадия – это шлифовка бусин.
Существовал еще один способ изготовления бисера через металлическую трубочку, выдувая из небольшого количества расплавленного стекла. Получали пустотелую трубочку, которую разрезали ножницами и отшлифовывали в крутящемся барабане. Потом сильно нагревали, добиваясь округления бисера. Затем полученные бусины промывали и высушивали. Наверное, благодаря таким жестким мерам и деловой хватке Венеция была какое-то время единственным в мире импортером бисера и бус из стекла. Самым дорогим и популярным был бисер размером 0,5 мм с блестящим отливом. Его использовали мастерицы для отделки одежды богатых и высокопоставленных людей.
Бисерные узоры по-японски или по-чешски
Основная часть мастеров по изготовлению стекла находилась на острове Мурано в Венеции. Несмотря на такие жесткие законы, секретные технологии все равно исчезали вместе с пропавшими мастерами. Имея на руках такую ценную информацию, уже с XVI века в Англии, Франции, Испании и других странах строили стекольные заводы. Но до качественных венецианских стеклянных изделий им было далеко.
Известно и об Усть-Рудицкой фабрике (1752 год), которая была организована и построена под руководством Ломоносова. Там производили не только бисер, но также стеклярус и пронизки. В России бисер завоевал небывалую популярность, поэтому было престижным открывать стекольные заводы. Продукция фабрики была востребована, но после кончины Ломоносова ее вскоре закрыли.
В России бисероплетение называли низанием. Еще в Древней Руси девушки осваивали это мастерство. Такие изделия высоко ценились, при этом можно было даже неплохо заработать. Также бисероплетением активно занимались монашки. Они часто расшивали иконы с ликами святых. Известно, что поклонником бисера был русский граф Тарановский. У него были стулья и кресла, вышитые узорами из этого материала. В 20-х годах XX века на пике популярности были платья с бисерной бахромой. Больших высот достигла Богемия в Чехии. В наше время множество компаний занимаются производством стеклянных бусин. А вот полным монополистом бисера является чешский бренд Preciosa Ornela. Здесь представлен широкий ассортимент разнообразного бисера, но по вполне доступным ценам.
После 1949 года новым центром производства бисера стала Япония. Лидерами по бисеру оказались две японские компании Miyuki и TOHO. Ассортимент предлагаемой продукции был очень велик. Здесь не только можно было найти разнообразие цветовых оттенков, размеров, но и весь бисер был высокого качества. Японский бисер до сих пор считается высококачественным, имея хорошую устойчивость к факторам внешней среды и ровную поверхность. Хотя японский бисер имеет один существенный недостаток – это высокая цена, которая вполне оправдана высоким качеством.
Эксклюзивные работы из бисера мастеров современности
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: