валеолог кто это и что
Валеолог
Содержание
Предмет Валеологии и классификация
Предметом Валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Основные задачи Валеологии:
Валеологию разделяют на общую и частную. К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую.
Составные части валеологии:
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возникает бум вокруг Валеологии. Появляется множество литературы и учебников по «Валеологии», содержание которых не имеет научного происхождения. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии. В результате учебные материалы по «Валеологии» оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма, учения Рерихов. Это вызвало резкую критику как со стороны Православной церкви и со стороны академической науки. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научные конференции
В России проходят научные конференции посвященные вопросам валеологии. Так, например, в 2006 году в Ростове-на-Дону прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторами выступили: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ. [2]
В 2008 году состоялась 2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, ФГОУ «Южный федеральный университет», Учебно-научно-исследовательский институт валеологии ЮФУ. [3]
Научные организации
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при ЮФУ
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при Южном Федеральном университете открыт 1998 году. Директором УНИИ валеологии с 1998 года по 2004 год был член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Кураев Григорий Аствацатурович, с 2004 года по 2008 — кандидат биологических наук, профессор Айдаркин Евгений Константинович, с 2008 года — кандидат биологических наук Иваницкая Людмила Николаевна.
Направления научной деятельности
Критика
Наряду с серьезными исследованиями и учебными пособиями под грифом «Валеология» начали появляться учебники, содержащие взятые из разрозненных источников и не связанные между собой воззрения о человеке и его здоровье. Представители Русской Православной Церкви, ссылаясь на подобные ненаучные издания, классифицировали такую «Валеологию» не как науку, а как некое новое философско-религиозное учение. Однако, никакого единого «учения» эти издания не содержали. В них были представлены синкретически скомпонованные положения без дополнения какими-либо новыми идеями.
Предмет валеологии
Отрасль относят к молодым наукам, активное развитие которых выпадает на начало 20 века. В переводе с латинского языка термин «valeology» происходит от слов «быть здоровым». Человек, занимающийся этим направлением, должен пропагандировать активный образ жизни, заниматься спортом и активно следить за своим здоровьем.
Основной задачей валеолога, или вальвеолога, является изучение потенциала человеческого организма. Если сравнивать с другими медицинскими дисциплинами, то они направлены на изучение состояния пациента в период заболевания и после, в то время как валеология направлена на исследование резервов человеческого организма в разные периоды жизнедеятельности.
С 1980-х годов эту методику начали преподавать в школах с биологическим уклоном, а через несколько лет — в высших учебных заведениях. К основным задачам направления можно отнести:
Специалисты валеологического образования делят науку на две основные части: общую и частную. К последней можно отнести медицинскую отрасль и педагогическую. Медицинская занимается диагностикой организма между состояниями здоровья и болезни. В её основе — поддержка здоровья и предупреждение заболеваний путём разработки советов и рекомендаций для обеспечения активного образа жизни. Педагогическая валеология занимается образовательной системой и подачей информации для разных возрастных категорий с целью сохранения и укрепления здоровья.
Методы дисциплины
Основой крепкого здоровья является правильная и точная диагностика. На сегодняшний день наиболее точным вариантом считается индивидуальная компьютерная методика. Она позволяет оценить не только физическое, но и психическое состояние человека и помогает врачам поставить точный диагноз. Кроме этого, медики могут использовать и другие методы:
Благодаря комплексному использованию разных методов можно получить не только чёткую картину, но и детально охарактеризовать данные статистики развития детей и взрослых в конкретных социальных условиях. Методика повлияла на популяризацию здорового образа жизни, желание заниматься спортом и следить за своим внешним видом.
Элементы науки
Валеология не может существовать без влияния других медицинских отраслей — только в комплексе можно говорить о качественном результате и эффективности. К основным составным частям дисциплины можно отнести морфологию или анатомию здоровья, физиологию и психологию. Последняя помогает дать характеристику психическому состоянию и моральному самочувствию.
Без генетики, биологии и экологии невозможно составление статистики дальнейшего развития организма в обществе. Формирование физической активности существенно влияет на продолжительность существования и укрепление общего состояния организма.
Особенности профессии
Валеолог — специалист, имеющий высшее медицинское образование, в его компетенции не только ответы на вопросы о питании и составлении правильного рациона для конкретного человека, но и советы, как улучшить психическое и физическое состояние в целом. Опираясь на общеизвестные факты и статистику, учитывая особенности организма, специалист подбирает для каждого человека уникальный режим. Некоторые представители этой отрасли могут давать консультации по литотерапии (лечении камнями), питании по сезонам и заниматься составлением рациона согласно группе крови.
Валеология соединяет в себе все полезные знания, накопленные в других науках, и помогает воплотить их в реальность для получения положительного результата и увеличения динамики социального развития. Нет конкретного списка органов, лечением которых занимается специалист, ведь это комплексная наука о здоровье. К ключевым компетенциям работы можно отнести:
Представители профессии должны обладать не только аналитическим складом ума, способностью к прогнозированию и анализу полученной статистики для конкретной возрастной группы, но и коммуникабельностью, и системным мышлением. Нужно уметь анализировать всю полученную информацию и использовать на практике главные её элементы. Что касается профессиональных навыков, сюда относятся знания в области анатомии и физиологии.
Валеолог должен знать латынь, уметь анализировать характер заболеваний и подбирать нужные методы лечения. Обязательным условием является понимание основ психологии и умение давать короткую характеристику характеру человека.
Достоинства и недостатки
К плюсам профессии можно отнести востребованность и перспективность. Человечество развивается, появляются новые методы диагностики и борьбы с разными видами заболеваний, поэтому вакансия валеолога будет всегда в тренде. Благодаря чётким рекомендациям каждый человек может самостоятельно лечиться и применять советы специалиста, что расширяет сферу применения науки с возможным дистанционным обучением. Валеологи часто работают в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных для качественной эффективной деятельности.
К минусам профессии можно отнести перегрузки в плане коммуникации, частые встречи, постоянные консультации. В эмоциональном плане это грозит специалисту выгоранием.
Из-за высокого уровня моральной ответственности многие представители специальности не могут справиться с обязанностями. Но, несмотря на это, популярность валеологии с каждым днём всё больше.
Перспективы и вознаграждение
Работа подойдёт тем, кто в школьные годы с удовольствием занимался изучением биологии, ОБЖ, химии. Это хороший выбор и для занимающихся спортом и активным образом жизни, потому что валеологи должны служить примером для других. Обязательно наличие медицинского образования, ведь большинство советов специалистов должны быть подкреплены фактами.
Заработная плата зависит от региона, где работает специалист. Чем больше людей интересуются темой здорового образа жизни, тем выше оценивается труд валеолога. На 2019 год средняя зарплата для этой профессии была в районе 28000−31000 рублей.
Из-за постоянного развития медицины расширяются и возможности специальности, что влечет за собой варианты переквалификации и карьерного роста. Благодаря сочетанию в одной дисциплине разных наук, можно говорить о перепрофилировании или получении должности в Министерстве здравохранения. Популярными в последнее время становятся индивидуальные консультации в частных клиниках, поэтому валеологию можно рассматривать как возможность не только следить за своим здоровьем и работой организма, но и как возможность работать на себя.
Валеолог кто это и что
Ответственный за валеологическое направление
График работы ответственного за валеологическое воспитание:
Валеология (от лат. valeo — «быть здоровым») — наука, изучающая сущность и механизмы проявления индивидуального здоровья с интегральным подходом, учитывающим физическую, нравственную и духовную его составляющие. Иными словами, она базируется на стыке психологических, биологических и медицинских наук.
Вопросы, которыми занимается валеолог : санитарно-просветительская массовая и индивидуальная работа, теоретические аспекты здоровья, вопросы диагностики здоровья и оценка эффективности проведенных оздоровительных мероприятий, стратегия и методология оптимального сохранения здоровья, физическое воспитание, двигательная и трудовая деятельность, жизнь без вредных привычек, рациональное адекватное питание.
В обязанности валеолога входит:
Валеология в школе ставит своей целью обучение основным гигиеническим правилам и нормам детей, укрепление их здоровья и привитие знаний по здоровому образу жизни. Валеология в младших классах включает личную и общественную гигиену, отдых, активную трудовую деятельность, рациональный возрастной режим питания. Помимо этого, валеология преподает детям знания об анатомии и строении тела человека.
Практические советы валеолога по сохранению и укреплению здоровья:
— жизнь в мире с окружающей средой, в гармонии с собой;
— сохранить надолго стройную фигуру, приятную внешность, творческий задор;
— создать естественный иммунитет человека посредством гомеопатических средств;
— противостоять эпидемиям ОРЗ и ОРВИ, гриппа, а также избежать хронической заболеваемости.
Что скрывается под маской валеологии?: 2. Я б в валеологи пошел
2. Я б в валеологи пошел
Немалое рвение на этой неблагодатной ниве проявляют так называемые “соросовские учителя” – получающие “гранты” Фонда Сороса за внедрение (или НА внедрение) инноваций, разрушающих традиционное народное образование, архетип народного сознания. Некоторые делают это неосознанно, но дирижеры процесса “обновления” хорошо ведают, что творят.
Структура управления этими разрушительными процессами и способы их финансирования еще ждут своих исследователей. Пока можно лишь фрагментарно представить, откуда черпают валеологи свое вдохновение. Например, доктор медицинских наук А. К. Зиньковский, автор книги “АЗБУКА СЕКСА”, теперь зав. кафедрой валеологии и медицинской экологии Тверского института экологии и права. Совместно с Международным независимым эколого-политологическим институтом выпустил методическое пособие для студентов “Основы общей и частной валеологии”. Естественно, что ”валеологическим основам сексологии и сексопатологии” в сей программе уделено немалое место. Включая анализ сексуальных проблем студентов и анкетирование о “качестве жизни и уровне сексуального здоровья”. Валеология и йога, рекомендуемая для прочтения “Мистика” Штейнера и прочий “космический” компонент придают своебразный привкус этому набирающему популярность предмету.
Бывают и “киты” валеологии попроще. Есть попытки централизованно внедрять некоторые программы и учебники по валеологии, например, Зайцева из Санкт-Петербурга. Работ его напечатано немало. Но не все знают, что Зайцев не педагог, и даже не просто врач, он всего лишь спортивный врач, и первые его труды были посвящены программированию бегуна на короткие дистанции – это был главный труд его жизни. И он вдруг начал заниматься валеологией!
Доморощенным валеологом может стать и сельская учительница, мало что смыслящая в медицине, но после краткосрочных курсов заимевшая “свою” программу и всерьез считающая, будто “просвещение” детей насчет того, как устроен вирус СПИДа, убережет их от страшной болезни, являющейся на самом деле следствием блуда.
В г. Жуковском, в Тушинском районе и других районах Московской области уроки валеологии вводятся не как факультатив, а как ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ предмет, хотя это незаконно. В Тушинском районе под административным давлением департамента образования вводят “Уроки здорового образа жизни”. И здесь вылезают ослиные уши Российской ассоциации планировния семьи (РАПС) – активное участие в работе со школами принимает “Молодежно-воспитательный центр Тушинского района”, который является структурным подразделением РАПС и известен распространением среди детей скандально известных порнографических плакатов “Ваш друг презерватив”.
А кто впервые “двинул” валеологию самым юным – детсадовским младенцам?
“В России распространение валеологии связано прежде всего с именем башкирского педагога Толгата Акбашева. Поэтому представляется полезным приложить к статье один документ:
Российская Федерация. Министерство образования. Управление образования мэрии. 5. 03. 1996 г. № 12-172. г. Новосибирск, 99. Красный проспект, 34.
Экспертное заключение на семинар «Космопланетарные факторы на грани веков», проводимый ассоциацией «Колыбель Сибири» 4-10 февраля 1996 года.
На основании вышеизложенного комиссия считает:
1. Семинар продемонстрировал нарушение принципа свободы совести и существующего законодательства, запрещающего проведение религиозных собраний в государственных учебных заведениях. Недопустимо проведение целительных сеансов без лицензии органов здравоохранения.
2. Недопустимо использовать в учебных заведениях технологии образования, предложенные Т. Ф. Акбашевым на данном семинаре.
3. Для проведения подобных семинаров в учебных заведениях со слушателями-педагогами, а тем более учащимися, необходима экспертная оценка как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны органов образования.
4. Ассоциации «Колыбель Сибири» для проведения учебных семинаров необходима лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Начальник отдела содержания образования И. Н. Застрожина».
Терапевт-валеолог
Валеология — это позитивный путь развития здоровья человека (его физического тела и психоэмоциональной сферы), это путь долголетия, включающий лечение хронических заболеваний человека.
Прием терапевта-валеолога включает в себя:
Проведение комплексной программы:
-Человек всегда делает выбор: «Выживать» или «Жить» постигает разницу и следует своим путем
-Каждый день любой из нас «съедает» сотни килограмм воздуха и всего лишь 1-3 кг твердой пищи
-Количество вырабатываемых ферментов и биологически активных веществ желудочно-кишечного тракта за период жизни человека составляет приблизительно 70 тонн (чем быстрее они истощаются, тем раньше мы начинаем болеть, стареть и умирать.
-Вся кровь( 5 литров) проходит через слюнные железы в течении 30 минут.
-За сутки «работающий котел» создает приблизительно 120 литров «первичной» мочи (обратно всасываемой) и 1-2 литра вторичной мочи (выделяемой наружу)
-Длина всей сосудистой системы ( больше за счет капилляров) имеет линейную протяженность 200000 км
-Молодость, здоровье, долголетие определяется кислотно-щелочным равновесием с PH среды 7,35-7,38
-Наше тело, в основном, состоит всего из 5 элементов таблицы Менделеева: водорода, кислорода, азота, углерода, фосфора и представляет собой «водный кристалл 0,9% NaCl
-Частота половой жизни мужчины и женщины регламентируется только взаимным притяжением и любовью.
-Ты всегда гораздо здоровее, чем думается окружающим и представляется тебе…