вальдорфские игрушки что это
деревянные и вальдорфские игрушки
Акция! Подарок каждому покупателю 🙂
Вальдорфские игрушки. Классификация.
Вот уже много лет интерес родителей к вальдорфской педагогике и игрушкам неуклонно растет. Но при первом знакомстве с материалами в Интернет, несколько странным кажется однобокое представление о вальдорфской игрушке, как правило выраженное в нескольких широко известных образах: мягкая вальдорфская кукла без лица; дети в холщовых одеждах, играющие исключительно деревянными неокрашенными игрушками; и полу-сектантски настроенные родители.
По запросу «вальдорфская игрушка» поисковые системы выдают тысячи кукол, и практически ни одной не то что машинки, но даже пирамидки. Несправедливо, правда? Скажу более, одним из основных минусов вальдорфской педагогики принято считать ее однобокость и якобы игнорирование современных нюансов.
1) Вальдорфская пирамидка.
как правило, деревянная
может быть разных форм, как и обычная.
небольшого размера, чтобы маленьким ручкам было удобно.
История вальдорфских кукол
В Германии, в 10 км к югу от Гейдельберга, находится небольшой город Вальдорф, в котором жил и работал автор системы — немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (1861 — 1925), подаривший миру новую педагогическую систему. Название системы произошло от названия местной фабрики «Вальдорф — Астория», при которой была организована школа. Р. Штейнер воплотил в своей школе, разработанное им философское учение, — антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству.
На сегодняшний день мы настолько избалованы избыточным предложением кукол, что это кажется совершено обычным, если пластиковые куклы с ее функциями походят все больше на настоящего младенца. Все же так было не всегда. Раньше куклы были довольно просто сшиты, из матерчатых остатков с вышитым лицом. Две точки представляли глаза и поперечная полоса рот.
Эта кукла не смеялась, она также не могла открывать рот, чтобы кушать или кричать. Но вместо этого она умела кое-что иное, что делало её особенной куклой. В глазах ребенка она могла смеяться, менять настроение. Она делила настроения с ребенком, который играл с нею держа в руках.
Вальдорфские тряпичные куклы продолжают эту традицию. Они выполняются из натуральных материалов: шелк, хлопок и шерсть, и заполнены вымытой и непряденой шерстью, которая делает их мягкими и теплыми на ощупь. Все детали куклы прочно пришиты. Такие детали как уши, нос, пальцы, пальцы ноги и пуп преднамеренно не учтены, чтобы стимулировать фантазию ребенка. Тряпичные куклы созданы чтобы облегчить желание ребенка выразить множество чувств и эмоций через игру. Ребенку любого возраста будет интересно играть с этими куклами. В вальдорфских куклах существует определенная последовательность связанная с естественным ходом развития ребенка. Чем старше ребенок, тем более наполненной деталями становится кукла. Пока ребенок еще маленький кукла для него будет выполнена довольно просто, у куклы может не быть черт лица, простые ручки.Для малышей шьются куклы — уголок, кукла-бабочка, сама мама может сделать простую узелковую куклу которая вполне подойдет для младенца. Ему пока не нужны куклы нагруженные деталями. Кукла должна быть такой чтобы её можно было легко взять в ручку или в рот ( именно поэтому и используются только натуральные материалы). Размеры у такой куклы небольшие, пока она будет просто спутницей в кроватке.
Малыш немного подрастает и у куклы появляются простые черты лица, которые он будет разглядывать, начинает оформляться тело. К таким куклам относятся спальные куклы, куклы в пришивном костюмчике. Теперь ребенок может больше трогать куклу, но по прежнему она оживает лишь в руках мамы, когда та поет песенки или играет с ребенком. Пока еще не нужно делать съемную одежду или прическу. Малыш еще не способен самостоятельно раздевать одевать куклу, поэтому делается пришивной костюмчик, а волосы делаются короткими либо убираются под пришивную шапочку или чепчик.
Для детей от 3 до 5 лет делаются куклы с более проработанными деталями, у куклы появляется большой пальчик, возможно носик. Ножки становятся более гибкими, куклу можно легко посадить. Возможно даже делаются коленочки и прорабатываются ступни. Ребенок начинает играть с куклой, появляются ролевые игры. Появляется съемная и более разнообразная одежка. Подросшему малышу будет приятно переодевать куклу для сна и засыпать с ней. А на утро вместе одеться. Кукла становится другом и участником каждодневных приключений. Для этого возраста куклы девочки делаются с прической, чтобы можно было её расчесать и убрать волосы по желанию маленькой хозяйки куклы.
Бесконечно нежная и милая вальдорфская кукла: первая в истории педагогическая игрушка
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке.
Вальдорфская педагогика основывается на антропософии — социальном, религиозно-мистическом учении австрийского философа, эзотерика и социального инженера Рудольфа Штайнера. Иногда вальдорфских кукол называют также «штайнер-куклы» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера.
Основной идеей вальдорфской педагогики является полный отказ от стандартов и формальных подходов к воспитанию и обучению детей, концентрация внимания педагогов на индивидуальных особенностях и сильных сторонах каждого ребенка. Рукоделие и создание игрушек своими руками, являются одной из важнейших практик в штайнеровском учении. Вальдорфские школы являются истинно общеобразовательными и принципиально отрицают идею любой массовой профессиональной и социальной специализации в школьном возрасте. В штайнеровской педагогике отсутствует понятие оценок и сравнения знаний разных детей между собой, ребенок прогрессирует исключительно в сравнении с самим собой.
Первая официальная вальдорфская школа появилась в 1919 году, положив начало активному развитию штайнеровского педагогического движения по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более 1500 вальдорфских учебных заведений в 60 странах мира.
Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической среды ребёнка, гармонично влияющей на его развитие.
Вальдорфские куклы и животные созданы на основе народных европейских текстильных игрушек. Куклы Штайнера являются упрощенными моделями настоящих людей и животных без излишней детализации. Тела кукол пропорциональны в зависимости от возраста, который имитирует конкретная кукла, то есть кукла, младенец имеет пропорции схожие с младенцем, кукла взрослого пропорциональна фигуре взрослого человека. Вальдорфские животные, напоминают реальных животных, позволяя ребенку в процессе игры знакомиться с базовой анатомией разных живых существ их отличиями от людей.
Каждая вальдорфская кукла уникальна, поскольку создается для каждого конкретного ребенка в соответствии с его персональными особенностями, внешностью, характером и темпераментом. По мере роста ребенка, усложняется и создаваемая для него и с его участием кукла.
Материалы и пропорции
Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.
Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях, — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребёнок воспроизводит не искаженную картину мира.
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. При этом лицо прорабатывается тоже в соответствии с возрастом ребёнка, которому кукла предназначена: для простых кукол — это просто гладкий шар, без прорисовки лица (кукла безлика, чем близка к народной); для более «взрослых» лицо рельефно — глаза в углублении, носик выступает. Могут даже прорабатываться носогубные складки и подбородок. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
При выборе игрушки для конкретного ребёнка учитывается его возраст, телосложение, темперамент. Это сообразно и с педагогической, и с практической точки зрения.
Типы кукол
Кукол можно условно разделить на группы по характеру игры, свойственной разным возрастам, — манипулятивной, сюжетной, сюжетно-ролевой и степени сформированности образа человека, который хорошо проявляется в детских рисунках:
1. С рождения до 2,5-3лет: куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки, куклы из ниток. Простые, мягкие куклы из фланели или трикотажа нежных пастельных тонов, с выделенной в виде шара головой и подвижными ручками-ножками («головоноги»). Вместо волос на голове колпачки с длинными хвостиками, эти куклы безлики.
2. От 2,5-3 до 4,5-5 лет: куклы с одетым телом, оформленными ручками и возможно рельефной головой с вышитыми глазами и ртом. Это очень разные по форме куклы — тело может быть плотным или мягким, худеньким, толстеньким, с раздельными ножками или как в конверте (куколка для сна), с выделенными ступнями или без, в шапочке или с проработанными волосиками — все зависит от возраста ребёнка, усложнение форм идет по мере взросления. Такой кукле можно сшить снимаемую одежку, если ребёнок уже умеет её снимать-надевать. Набивка должна позволять сажать куклу, двигать ручками. Размер кукол различный, вплоть до карманных куколок, которых удобно брать на прогулку или использовать для кукольных спектаклей. Длина волос небольшая — ведь у детей такого возраста ещё короткие волосы.
3. 5,5 лет и старше: кукла с оформленными ручками и ножками, с большим пальцем на руке, ступнями, рельефной головой с вышитыми глазами и ртом, возможен выступающий носик. Волосы могут быть проработаны, можно заплетать, расчёсывать. Одежда шьется отдельно, может содержать мелкие детали (пуговки, крючки), требующие ловкости от ребёнка. Подрастая, дети могут самостоятельно шить одежду для этой куклы.
Каждая вальдорфская кукла неповторима, как и ее обладатель, несмотря на то, что игрушки делаются по единому базовому принципу, выкройки в классической штайнеровской школе не копируются, а создаются индивидуально, для каждой новой куклы. Пластичность и податливость, являются неотъемлемыми чертами вальдорфских игрушек, развивая мелкую моторику ребенка, позволяя ему моделировать с помощью куклы физические позы и эмоциональные реакции настоящих людей. Куклы лишены излишних анатомических деталей, они ничего не навязывает ребенку, а напротив, стимулируют воображения и дают пространство для его фантазии.
деревянные и вальдорфские игрушки
Акция! Подарок каждому покупателю 🙂
Что такое вальдорфская игрушка? Это не заразно?
Механическая игрушка, изготовленная промышленным способом, не подходит для этого процесса: она закончена по форме и цвету и не дает ребенку никаких стимулов для фантазии и самовыражения. Говоря о вальдорфской игрушке, мы знаем, что ее действие будет направлено на: ознакомление с окружающим миром, формирование базовых концептов слов (проще говоря, чувственных образов, лежащих в основе лексики), эстетическое воспитание, социализацию ребенка, развитие предметно-практической деятельности.
Итак, перечислим основные группы вальдорфских игрушек, имея которые, Вы сможете реализовать наиболее удачные принципы вальдорфской педагогики у себя дома, избегая некоторых потенциально негативных ее сторон.
Игрушки для обучения ремеслам: это могут быть клубки ниток, гончарный круг, ящик с инструментами, тачка и многое другое.
Материалы для творчества: как правило, в вальдорфской педагогике используется воск для моделирования, восковые мелки, акварельные краски, природный материал (кора деревьев, мох и т.п.) для аппликаций и конструирования.
Музыкальные инструменты для эвритмии. Наиболее ярким представителем вальдорфской педагогики является флейта. В целом, музыкальным занятиям уделяется значительное количество времени. В настоящее время родители могут пополнить детский уголок «натуральными» музыкальными инструментами, например, деревянным неокрашенным ксилофоном, трещетками и др.
Дидактические игрушки. Например, для развития мелкой моторики и сенсорики. Это не совсем классика вальдорфской педагогики, а игрушки, основанные на ее принципах.
Игровой шелк с прищепками: в Европе – одна из самых популярных игрушек для театральных представлений, в качестве счетного материала, для развития разных видов восприятия и моторики.
Счетный материал: что тут скажешь, всегда подбирается по вышеописанным принципам.
Вальдорфские куклы: такие детали как уши, нос, пальцы, пальцы ноги и пуп преднамеренно не учтены, чтобы стимулировать фантазию ребенка. Тряпичные куклы созданы, чтобы облегчить желание ребенка выразить множество чувств и эмоций через игру. Относятся к вальдорфским и исконно-русские куклы: пеленашки, куклы-узелки, такие куклы вместе с куклами-бабочками шьются для младенцев. Для детей от 3 лет шьются куклы со съемной одеждой, с различными застежками (для тренировки мелкой моторики). Интересен тот факт, что пропорции куклы всегда соответствуют пропорциям тела маленького ребенка. А куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях) — сделаны по пропорциям соответственно телу взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребенок воспроизводит реальную картину мира.
Деревянные фигурки животных, растений. Среди вальдорфских фигурок Вы никогда не найдете не характерных для них в природе признаков, например, одежды на животном или «нездоровый цвет» дерева. Как правило, эти игрушки передают наиболее характерные признаки животных, птиц, деревьев, фруктов и т.п., что важно для речевого развития ребенка.
Атрибуты для игр с куклами: это могут быть как цветы в горшках (для изображения деревьев), так и необычные машинки причудливых форм, кукольная мебель, выпеленная из цельных кусков дерева с остатками коры.
Визуализаторы ритма. Ритм – основа вальдорфской педагогики. Пожалуй, именно за это качество вальдорфская педагогика так прижилась в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ритм – это залог развития нервной системы, профилактика, например, заикания.
Клады. Как правило, в вальдорфских садах есть «мешочки» с кладом гномов – искусственными или даже настоящими самоцветами.
В нашем магазине представлены вальдорфские игрушки ручной работы из дерева и природных материалов производства российских, украинских, американских, прибалтийских мастеров.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке.
Основной идеей Вальдорфской педагогики является полный отказ от стандартов и формальных подходов к воспитанию и обучению детей, концентрация внимания педагогов на индивидуальных особенностях и сильных сторонах каждого ребенка. Рукоделие и создание игрушек своими руками, являются одной из важнейших практик в Штайнеровском учении. Вальдорфские школы являются истинно общеобразовательными и принципиально отрицают идею любой массовой профессиональной и социальной специализации в школьном возрасте. В Штайнеровской педагогике отсутствует понятие оценок и сравнения знаний разных детей между собой, ребенок прогрессирует исключительно в сравнении с самим собой.
Первая официальная Вальдорфская школа появилась в 1919 году, положив начало активному развитию Штайнеровского педагогического движения по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более 1500 Вальдорфских учебных заведений в 60 странах мира.
Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической среды ребёнка, гармонично влияющей на его развитие.
Вальдорфские куклы и животные созданы на основе народных европейских текстильных игрушек. Куклы Штайнера являются упрощенными моделями настоящих людей и животных без излишней детализации. Тела кукол пропорциональны в зависимости от возраста, который имитирует конкретная кукла, то есть кукла, младенец имеет пропорции схожие с младенцем, кукла взрослого пропорциональна фигуре взрослого человека. Вальдорфские животные, напоминают реальных животных, позволяя ребенку в процессе игры знакомиться с базовой анатомией разных живых существ их отличиями от людей.
Каждая Вальдорфская кукла уникальна, поскольку создается для каждого конкретного ребенка в соответствии с его персональными особенностями, внешностью, характером и темпераментом. По мере роста ребенка, усложняется и создаваемая для него и с его участием кукла.
Материалы и пропорции.
Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.
Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях, — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребёнок воспроизводит не искаженную картину мира. (С этой же целью, вальдорфские игрушки, изображающие животных, условно изображают настоящих животных, не искажая пропорции и цвета).
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. При этом лицо прорабатывается тоже в соответствии с возрастом ребёнка, которому кукла предназначена: для простых кукол — это просто гладкий шар, без прорисовки лица (кукла безлика, чем близка к народной); для более «взрослых» лицо рельефно — глаза в углублении, носик выступает. Могут даже прорабатываться носогубные складки и подбородок. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
При выборе игрушки для конкретного ребёнка учитывается его возраст, телосложение, темперамент. Это сообразно и с педагогической, и с практической точки зрения.
Кукол можно условно разделить на группы по характеру игры, свойственной разным возрастам, — манипулятивной, сюжетной, сюжетно-ролевой и степени сформированности образа человека, который хорошо проявляется в детских рисунках:
1.С рождения до 2,5-3лет: куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки, куклы из ниток. Простые, мягкие куклы из фланели или трикотажа нежных пастельных тонов, с выделенной в виде шара головой и подвижными ручками-ножками («головоноги»). Вместо волос на голове колпачки с длинными хвостиками, эти куклы безлики.
2.От 2,5-3 до 4,5-5 лет: куклы с одетым телом, оформленными ручками и возможно рельефной головой с вышитыми глазами и ртом. Это очень разные по форме куклы — тело может быть плотным или мягким, худеньким, толстеньким, с раздельными ножками или как в конверте (куколка для сна), с выделенными ступнями или без, в шапочке или с проработанными волосиками — все зависит от возраста ребёнка, усложнение форм идет по мере взросления. Такой кукле можно сшить снимаемую одежку, если ребёнок уже умеет её снимать-надевать. Набивка должна позволять сажать куклу, двигать ручками. Размер кукол различный, вплоть до карманных куколок, которых удобно брать на прогулку или использовать для кукольных спектаклей. Длина волос небольшая — ведь у детей такого возраста ещё короткие волосы.
3.5,5 лет и старше: кукла с оформленными ручками и ножками, с большим пальцем на руке, ступнями, рельефной головой с вышитыми глазами и ртом, возможен выступающий носик. Волосы могут быть проработаны, можно заплетать, расчёсывать. Одежда шьется отдельно, может содержать мелкие детали (пуговки, крючки), требующие ловкости от ребёнка. Подрастая, дети могут самостоятельно шить одежду для этой куклы.
Каждая Вальдорфская кукла неповторима, как и ее обладатель, несмотря на то, что игрушки делаются по единому базовому принципу, выкройки в классической Штайнеровской школе не копируются, а создаются индивидуально, для каждой новой куклы. Пластичность и податливость, являются неотъемлемыми чертами Вальдорфских игрушек, развивая мелкую моторику ребенка, позволяя ему моделировать с помощью куклы физические позы и эмоциональные реакции настоящих людей. Куклы лишены излишних анатомических деталей, они ничего не навязывает ребенку, а напротив, стимулируют воображения и дают пространство для его фантазии.