валаамская икона божией матери в чем помогает молитва
Икона Пресвятой Богородицы «Валаамская»
Валаамская икона Божьей Матери — местнопочитаемый образ. Но слава о её чудесах распространилась далеко за пределами России.
История обретения
Обретение Валаамского образа Богородицы связано с чудесными событиями, произошедшими в конце XIX столетия. В 1878 году монах-иконописец Спасо-Преображенского мужского монастыря написал уникальный ростовой образ Божьей Матери. В столице Российской империи в этом же году тяжело заболела крестьянка, живущая в богадельне. Звали её Наталья Андреевна Андреева. В течение 10 лет женщина мучилась от сильных болей в конечностях.
В 1887 году она решила поехать в Валаамский монастырь, чтобы попросить помощи у мощей основателей обители — святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Путь предстоял сложный, и женщина сомневалась в своих силах. Но перед отъездом она увидела сон, в котором в сиянии стояла женщина с ребёнком на руках. Она сказала, что поможет женщине, если та приедет в её дом на острове Валаам.
На стене Успенского собора Наталья увидела образ Богородицы, в котором узнала обещавшую ей исцеление женщину. Приложившись к образу, крестьянка покинула обитель. После этого женщина стала чувствовать себя значительно лучше.
Решив вознести благодарность за своё исцеление, праведница приехала на Валаам в 1896. Но иконы ей в обители найти не оказалось. Не было её и в столичных владениях обители. Через год крестьянка вернулась на остров в день поминовения её основателей. В ночном видении она снова увидела Богородицу, которая указала ей на место нахождения чудотворного образа. Через три дня реликвию нашли в указанном Небесной Заступницей месте.
Перед ней был отслужен молебен с водоосвящением, после которого Наталья Андреева полностью избавилась от недуга.
Судьба образа в XX веке
В начале XX века валаамские монахи сделали несколько списков с чудотворного образа. Выполненная в 1900 году копия хранилась в часовне, расположенной на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В начале 30-х годов почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь она находилась до перенесения в Валаамский монастырь, состоявшейся в 1996 году. Чудотворный образ поместили в церкви преподобных Сергия и Германа. По молитве перед ним произошло множество чудес, зафиксированных в хрониках монастыря.
В 1914 году обитель посетил Великий князь Николай Николаевич. Специально для него в монастырской мастерской выполнили список иконы Валаамской Божьей Матери и копию сказания о её обретении. Существуют сведения, что эти реликвии сегодня хранятся у потомков дома Романовых.
Подлинник Валаамской иконы, находившийся в одноимённом монастыре с 1917 по 1940 год. В это время Ладога являлась частью Финляндии. В начале 40-х годов монашеская братия, опасаясь преследования со стороны советской власти, переселились в Финляндию. Здесь они основали монастырь Новый Валаам, где в настоящее время находится икона, написанная монахом Алипием.
Русская православная церковь установила день празднования Валаамской иконы 14 июля. Православные прихожане в Финляндии празднуют день особого почитания образа 20 августа.
Еще об иконах Богородицы:
Иконография
Автором иконы является монах-иконописец Алипий, который ещё до принятия пострига был успешным живописцем. Этим многие исследователи объясняют органичное сочетание в Валаамском образе традиций академической живописи конца XIX столетия и лучших образцов афонских иконописцев.
Богородица, облаченная в синий хитон и красный мафорий, изображена в полный рост. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, полностью скрытой под мафорием. Правая рука Девы покоится на груди младенца. Он облачен в светлый хитон. Правой рукой младенец Иисус благословляет зрителей, а в левой длани держит державу. Под босыми ногами Богородицы изображено облако.
Интересно: иконография Валаамского образа схожа с двумя образами Богородицы, которые называются «Панагия» (Всесвятая) и «Никопея» (Победительница).
Значение иконы
Икона Валаамской Божьей Матери — один из самых значимых для Российского государства святынь. Её считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Местные монахи рассказывали о видениях, произошедших в начале XX века. В них Богородица молила Спасителя не оставлять без заступничества Россию.
Символичным считается явление Валаамской иконы Божьей Матери в одноимённом монастыре, называемым одним из её приделов на земле. Выход Ладоги из состава российских земель после Революции 1917 года также видится знаком, посланным Небесной Заступницей русским людям. Она показала, что в стране, попирающей традиции христианства, разрушающей храмы и уничтожающей святыни, нет места её дому.
Интересно знать: сегодня в монастыре на острове Валаам перед образом Богоматери ежедневно молятся о защите православных людей во всём мире и укреплении их веры в Силу Господа.
В чём помогает
К иконе Валаамской Божьей Матери приходят много людей, чтобы попросить у неё помощи и защиты. Она помогает:
Кроме этого, у Валаамской Богородицы просят защиты для воинов, исполняющих свой долг.
Как молиться перед иконой
Тропарь и кондак иконе Валаамской Божьей Матери были написаны финским архиепископом Павлом и Валентиной Пеннонен.
Чётких правил для чтения молитвы не существует. Но всё же следует придерживаться следующих рекомендаций:
Игумения Северного Афона. Чтимые иконы Валаамского монастыря
Спасо-Преображенский монастырь хранит многие почитаемые иконы Божией Матери, о чем говорят названия скитов – Коневский, Смоленский, а также часовен – Знаменская, Покровская, во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Но одной из главных святынь обители является чудотворная Валаамская икона.
Валаамская икона Божией Матери
На Валаамской иконе Богоматерь изображена стоящей в рост, легко касаясь открытыми стопами освященного теплым светом облака. Матерь Божия одета в темно-синий с бирюзовым оттенком гиматий и ярко-красный мафорий. Ее голова и плечи увенчаны тремя звездами приснодевства. Взор Богородицы опущен и молитвенно погружен в сердце. Весь Ее облик полон царственного достоинства и кротости одновременно.
Богомладенец изображен в белом гиматии, отороченном золотыми нитями. Правая рука Его приподнята в благословляющем жесте. В левой руке – голубая держава, увенчанная крестом. Взгляд Богомладенца устремлен прямо на молящихся. Несмотря на нежные, младенческие черты, в лике Его ощущается сила и власть, присущие Вседержителю.
Вместо обычной чеканки по золоту для создания фона иконописец использовал объемный рисунок, выполненный методом наращивания левкаса. От этого фигура Богоматери стала еще более объемной.
Глубокий молитвенный покой, монументальность и величественность всего облика Богородицы сближает эту икону с известным образом Божией Матери – Игумении Афона. Уединенность островной жизни, а также высота монашеского подвига роднит между собой греческую и русскую обители. Явление чудотворной иконы Божией Матери на Валааме словно подтверждает справедливость этого сравнения.
Икона была написана в 1878 г. валаамским иеромонахом Алипием (в миру – Алексей Константинов, 1851–1901), уроженцем Рыбинского уезда Ярославской губернии. Иеромонах Алипий вместе с другими монастырскими живописцами, в том числе иеромонахом Лукой (Богдановым), писал иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора. Отец Алипий трудился в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. 26 лет было мастеру, когда написал он образ Игумении «Северного Афона».
Валаамская икона Божией Матери
Интересна судьба Валаамской иконы Божией Матери. Сначала образ находился в нижнем храме (Назарьевском) во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. После возведения нового Спасо-Преображенского собора икона в 1890 г. была перенесена в церковь Успения Божией Матери. Впоследствии образ убрали в кладовую ризницы в упраздненной церкви Святителя Николая.
Икона была обретена в 1897 г. по указанию Самой Царицы Небесной.
Жительница Петербурга, Наталья Андреевна Андреева, много лет страдала ревматизмом рук и ног. В 1887 г. по указанию, данному ей в сонном видении Божией Матерью, она отправилась на поклонение преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам.
В церкви Успения Божией Матери она увидела икону Пресвятой Богородицы, явленную ей во сне. Получив облегчение в болезни после молитв к преподобным, раба Божия Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам. Прошло девять лет, и в 1896 г. в сонном видении ей вновь явилась Божия Матерь – с укором за невыполнение обещания. Наталья тут же отправилась на Валаам, но в церкви Успения уже не нашла той иконы. Никто из братии не мог указать, где она находится. Ризничный отец Пафнутий предположил, что образ отправлен на Петербургское подворье монастыря.
Не найдя иконы в Петербурге, Наталья в 1897 г., к празднику святых апостолов Петра и Павла, вновь приехала на Валаам. Во сне ей было указано, что икона находится в ризнице церкви Святителя Николая Чудотворца, тогда же она увидела торжественное перенесение образа. Свой сон Наталья рассказала отцу Пафнутию. И он действительно нашел икону на том самом месте, которое было указано Наталье.
Валаамская икона была перенесена в нижнюю церковь преподобных Сергия и Германа. По просьбе Натальи перед образом отслужили молебен. Через неделю она смогла ходить без палки, а к Пасхе, милостью Божией, была совершенно здорова. В 1899 г. игумен Валаамского монастыря Гавриил устроил в иконе ковчежец с частицей Ризы Божией Матери.
Икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до марта 1940 г. После присоединения территории Карельского перешейка и северной Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в основанный ими на территории Финляндии монастырь, названный впоследствии Новым Валаамом. Здесь, в Преображенском соборе, за левым клиросом, Валаамская икона Божией Матери пребывает и по сей день.
В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище.
9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель.
10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская».
Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители.
Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».
В 2002 г. произошло чудесное исцеление благотворителя обители С., на чьи средства был отреставрирован храм во имя Валаамской иконы Божией Матери. Незадолго до дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в который С. намеревался приехать, у него была обнаружена злокачественная опухоль в тяжелой форме. Требовалась незамедлительная операция. Братия монастыря во главе с игуменом ежедневно совершали молебное пение перед Валаамской иконой Божией Матери, за Божественной Литургией читали особую молитву о болящем. Многочасовая операция прошла успешно, и никаких рецидивов болезни не было. Однако настоящим чудом врачи посчитали, что, несмотря на сильные повреждения голосовых связок, голос больного полностью восстановился. В благодарность Пресвятой Богородице на средства, пожертвованные исцелившимся С., в церкви в честь Валаамской иконы Божией Матери был устроен позолоченный резной иконостас и написана точная копия Валаамской иконы, пребывающей в Финляндии, на Новом Валааме.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Еще одна особо чтимая на Валааме икона – Пресвятой Богородицы «Всецарица». Ее первообраз находится в Греции, на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре. Эта икона была написана в XVII в. и явилась благословением известного афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам. До наших дней дошла история об этом образе, рассказанная самим старцем.
Как-то пред иконой Божией Матери «Всецарица» появился странник. Он стоял, что-то невнятно бормоча. Вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила отбросила юношу в сторону. Придя в себя, он отправился исповедоваться. В слезах признался паломник, что жил без Бога в душе, занимаясь магией. В монастырь же пришел, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Но чудотворное вмешательство Богородицы убедило его изменить свою жизнь и стать благочестивым. Исцелившись от душевного недуга, молодой человек остался на Афоне.
Так, впервые проявив свою чудотворную силу против чар магии и колдовства (заполонивших христианский мир подобно раковой опухоли), «Всецарица» позже прославилась своей благодатью исцелять многие онкологические заболевания.
Летом 2002 г. на Валааме побывал игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем. Игумен привез в дар Валаамской обители храмовый образ, список с чудотворной иконы «Пантанасса» («Всецарица»), написанный специально для Валаама и освященный на Святой Горе Афон. Также он передал в дар обители частицу мощей старца Иосифа Исихаста, одного из величайших православных подвижников современности, ныне хранящуюся под этим образом.
О Валаамской иконе Божией Матери
При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.
И это понятно, ибо икона написана монахом.
Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.
Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.
Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.
Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе. [1] Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”. [2]
Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…
Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен». [3]
Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.
Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор. Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств. Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности. История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.
Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.
На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.
История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами. [4] Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери. «Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции». [5] Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.
Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена. [6] Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно. Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.
В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.
Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум). И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса. Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.
Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.
Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.
Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке. Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в., правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия. [7]
Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?
Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка по фото-, нет, скорей по литографии.
Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.
Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия, [8] а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.
Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.
Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.
С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля». Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси. Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.
И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.
Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.
«По вере ваю буди вама» (Мф. 9:29).
Иконографическая связь Валаамского образа с византийскими памятниками, царскими по своему происхождению, первое чудотворное явление Валаамской иконы «вскоре после венчания на престол царя-мученика Николая II» действительно указывают на мистическое «значение иконы Валаамской Божией Матери для всей России». Она указывает для нас вектор движения к выздоровлению. В конечном пункте – создании православного царства, вне всяких сомнений, и произойдет полное исцеление народного организма нашей страны.
[2] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – Париж: Изд-во Западноевропейского экзархата Московсковской Патриархии, 1989. С. 406.