вагонное депо это что
Вагонное депо – изнанка железной дороги
Депо нередко называют изнанкой железной дороги. И такое определение очень точно отражает деятельность и функционал подразделения. Работа депо обычно остается в тени. Она не видна потребителям железнодорожных услуг. Но без депо и специалистов, которые здесь работают, полноценное функционирование перевозок невозможно. Давайте разберемся, какими бывают вагонные депо и что происходит на изнаночной стороне железной дороги.
Депо разные нужны
Вагонные депо разделяются по функциональному принципу. Одни специализируются на ремонте железнодорожного транспорта. Другие являются эксплуатационными. Именно они осуществляют техническое обслуживание вагонов. Также в эксплуатационных депо производится текущий отцепочный ремонт.
Ремонтные подразделения работают в плановом порядке. Каждой бригаде ставится текущее задание. Работа у специалистов таких депо есть всегда.
Существуют также эксплуатационно-ремонтные подразделения. Полнофункциональные депо ремонтируют вагоны на постоянной основе, выполняют срочный отцепочный ремонт, осуществляют техническое обслуживание железнодорожного транспорта.
Депо классифицируются и по объектам обслуживания, ремонта. Одни осуществляют ТО пассажирских вагонов, другие ремонтируют рефрижераторы, грузовые вагоны. Также существуют универсальные (смешанные) депо.
Структура депо
Вагонное депо – полноценное производственное предприятие. В его структуре выделяются основные, вспомогательные участки. На каждом из них устанавливается и эксплуатируется соответствующее оборудование.
Основными являются колесные с роликовым отделением, тележечные, вагоносборочные участки. Вспомогательными – ремонтно-заготовительный, слесарно-механический, автотормозной, деревообрабатывающий, обмывочный, ремонтный, баббитозаливочный. На каждом участке работает несколько отделений. Ключевым на ремонтно-заготовительном является кузнечно-прессовое отделение. В слесарно-механическом львиная доля работ выполняется специалистами электросварочного, автосцепного отделений. А на участке ремонта оборудования ключевым является инструментально-раздаточное отделение.
В структуре вагонного депо есть и другие подразделения. Они обслуживают производственные участки. Ни одно предприятие не обходится без компрессорной, генераторной, трансформаторной, котельной. Также в депо есть кладовые материалов, запчастей. Отдельными звеньями структуры являются вагонные парки. В них отстаиваются отремонтированные вагоны и ждут своей очереди неисправные.
Кто работает в депо?
Организационные, технические, другие задачи в вагонном депо решают профильные специалисты. Здесь работают инженеры и энергетики, мастера, слесари-электрики, механики, инженеры-технологи, машинисты и их помощники. Электромонтеры, специализированные ремонтные бригады, инженеры по охране труда тоже являются частью большой команды вагонного депо. Трудится здесь и административно-хозяйственный персонал.
Также в депо имеются лаборатории по электроиспытаниям. В них работают специалисты различных уровней квалификации, имеющие соответствующие допуски. Не обходится функционирование депо и без крановщиков, машинистов различных установок, водителей, операторов котельных, электросварщиков, рабочих.
Вагонные депо
Часто на работу депо не обращают внимания, хотя это неправильно, так как функционирование поездов напрямую зависит от того, что происходит в этом подразделении. Люди, которые в нем трудятся, обеспечивают работоспособность подвижных составов и выполняют другие важные функции. Стоит разобраться, насколько важны депо для перевозок железной дорогой.
Разновидности
Депо в зависимости от функционального назначения делятся на несколько категорий. Можно выделить три основные:
Кроме этого, подразделения могут делиться на несколько видов в зависимости от обслуживаемых объектов. К примеру, они могут ремонтировать только пассажирские или только грузовые вагоны, рефрижераторы и др. Существуют универсальные или смешанные депо, в которых обслуживают вагоны разных типов.
Структура депо
Так как вагонное депо является полноценным предприятием, его структура имеет сложную многоуровневую систему. Все подразделение можно поделить на основные и вспомогательные участки в зависимости от значимости и назначения.
Основными считаются вагоносборочные, тележечные и другие участки. К вспомогательным участкам относится слесарно-механический, автотормозной, обмывочный и другие цеха. Так как в каждом цеху проводится комплекс работ, предусмотрено несколько отделений. Они могут отличаться важностью и другими параметрами. К примеру, сложно представить работу слесарно-механического участка без автосцепного или электросварного отделения. В этих цехах производится основная часть работ.
Отдельное место в структуре депо занимают участки, которые осуществляют обслуживание самого предприятия. К ним можно отнести котельную, трансформаторную и др. Частью сложной структуры являются вагонные парки, в которых ремонта ожидают неисправные вагоны.
Рабочий персонал
Так как в вагонном депо производятся различные работы, трудятся в них узкие специалисты разных направлений: слесари, машинисты, механики, инженеры и др. Обязательно работают инженеры по охране труда, которые следят за безопасностью. Не обойтись депо и без администраторов, завхозов и других сотрудников.
Частью вагонного депо являются и лаборатории по электроиспытаниям. В них могут работать только специалисты, имеющие необходимые допуски. Также в подразделении трудятся крановщики, водители, электросварщики, операторы разных установок и другие специалисты.
Вагонное депо
Ваго́нное депо́ — предприятие железнодорожного транспорта, целью которого является эксплуатация и ремонт вагонов.
Содержание
Назначение
Вагонные эксплуатационные депо предназначены для выполнения текущего (отцепного и безотцепного) ремонта вагонов, подготовки вагонов к перевозкам, также технического обслуживания грузовых вагонов в границах установленных участков. Вагонные депо имеют в своем составе производственные участки и отделения по ремонту и (или) техническому обслуживанию вагонов. В вагонных эксплуатационных депо плановый ремонт не производится.
Пункты подготовки вагонов к перевозкам(ППВ) специализированы на подготовке к перевозкам определенного типа подвижного состава: полувагонов и платформ, крытых и изотермических вагонов, цистерн и битумных полувагонов. Размещаются ППВ на станциях массовой погрузки и выгрузки грузов и формирования порожних маршрутов. На этих пунктах проверяют техническое состояние и выполняют текущий ремонт вагонов для обеспечения сохранности перевозимых грузов и безотказного проследования вагонов до пункта назначения.
Пункты технического обслуживания(ПТО) предназначены для осмотра, текущего ремонта грузовых вагонов. ПТО размещаются на сортировочных и участковых станциях. Для восстановления работоспособности вагонов, отцепляемых от состава по техническим неисправностям, на ПТО создаются механизированные пункты текущего ремонта вагонов (МПРВ).
На станциях, где производится смена локомотивов или локомотивных бригад, для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, размещают пункты контрольно–технического обслуживания вагонов (ПКТО).
В процессе эксплуатации вагонного парка происходит естественный износ и старение элементов, а также повреждения вагонов.
Для восстановления работоспособности вагонов, обеспечения безаварийной работы и качественных перевозок грузов, депо выполняют техническое обслуживание и ремонт вагонов.
Операции, выполняемые в вагонном депо
Техническое обслуживание (ТО) – контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке их к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей; выполнение необходимого текущего ремонта.
Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности вагона и состоит в замене или восстановлении отдельных его частей.
Для грузовых вагонов нормативной документацией для системы технического обслуживания и ремонта вагонов определен:
Содержание и порядок составления плана вагонного эксплуатационного депо
Каждое структурное подразделение компании ОАО «РЖД», в том числе и вагонное депо, разрабатывает план на определенный период времени. Исходными данными для разработки таких планов для вагонного депо являются основные показатели, получаемые из планово-экономических отделов отделения и управления железной дороги-филиала ОАО «РЖД».
Вагонные депо разрабатывают годовой план, состоящий из следующих разделов:
К плановым показателям относятся:
На основе заданных показателей и с учетом действующих нормативов разрабатывается годовой план с поквартальной разбивкой.
Планирование показателей работы вагонного эксплуатационного депо
Показатели работы для вагонного депо устанавливаются в зависимости от его назначения и производственной мощности. Показатели объема работы грузовых вагонов рассчитываются на основании плана вагонооборота станций, обслуживаемых данным депо.
К показателям работы вагонного депо, характеризующим его эксплуатационную деятельность, относятся:
Ряд показателей (число подготовленных цистерн, грузовых вагонов, в т.ч. для спец. перевозок) принимаются на уровне прошлого отчетного периода.
Число вагонов, проходящих через ПТО, рассчитывается на основе схем вагонопотоков и плана погрузки на плановый период.
Число вагонов, подлежащих подготовке под погрузку, определяется на станциях массовой погрузки грузов (пункты подготовки вагонов).
ПТО размещаются на грузовых, сортировочных и промежуточных станциях.
Текущий отцепочный и безотцепочный ремонт может иметь место с каждым вагоном. Поэтому в плане при относительной стабильности в количестве ремонтов программа принимается отчетная и на эту программу планируется контингент, заработная плата, материалы.
Планирование качественных показателей работы вагонного эксплуатационного депо
К показателям качества работы вагонного депо относятся:
Нормы простоя вагонов под обработкой на ПТО, в текущем отцепочном и безотцепочном ремонтах устанавливаются в соответствии с технологическим процессом работы пунктов технического обслуживания вагонов, а также принятой организацией текущего отцепочного ремонта вагонов с учетом передовых методов труда. Норма простоя вагонов в парке отправления и прибытия, в текущем отцепочном ремонте устанавливается для каждого ПТО.
Работы, выполняемые в депо
Организационные, технические, другие задачи в вагонном депо решают профильные специалисты. Здесь работают инженеры и энергетики, мастера, слесари-электрики, механики, инженеры-технологи, машинисты и их помощники. Электромонтеры, специализированные ремонтные бригады, инженеры по охране труда тоже являются частью большой команды вагонного депо. Трудится здесь и административно-хозяйственный персонал. Также в депо имеются лаборатории по электроиспытаниям. В них работают специалисты различных уровней квалификации, имеющие соответствующие допуски. Не обходится функционирование депо и без крановщиков, машинистов различных установок, водителей, операторов котельных, электросварщиков, рабочих.
Вагонное депо – структурное подразделение железнодорожного транспорта, его назначение, сфера деятельности и классификация
ВВЕДЕНИЕ
Роль железнодорожного транспорта в жизни России с ее огромными пространствами, расположением природных ресурсов и производительных сил была и остается ведущей. Связывая все отрасли и индустриальные центры в масштабе страны, края, области железные дороги являются цементирующей основой всего хозяйственного комплекса. В условиях реформирования экономики, расширения самостоятельности регионов, формирования новых хозяйственных связей бесперебойная работа железнодорожного транспорта важна как никогда и рассматривается в качестве одного из главных факторов стабилизации социально-экономического положения в стране.
Доля железнодорожного транспорта в транспортной системе составляет в грузообороте (без трубопроводного транспорта) 85,8%, в пассажирообороте 38,5%.
Итоги работы отрасли, темпы увеличения перевозок показали, что железнодорожный транспорт, являясь важнейшей составной транспортной системы способен в короткие сроки мобилизовать свои ресурсы и обеспечить потребности страны.
Некоторые сдвиги в экономике страны обусловили повышенные требования к работе железнодорожного транспорта, и дороги частично отреагировали на изменение конъюнктуры. В ходе выполнения этих требований был обеспечен оптимальный режим работы технических средств, эффективного использования подвижного состава, внедрения новых технологий, направления дополнительных ресурсов на освоение увеличивающегося потока пассажиров и предъявляемых к перевозкам грузов.
Наряду с решением задач максимального использования существующих производственных мощностей ведется строительство новых и реконструкция действующих предприятий вагонного хозяйства.
Большое внимание уделяется развитию технической базы для текущего ремонта вагонов. Всячески модернизируются и развиваются крупные механизированные пункты подготовки вагонов к перевозкам, совершенствуется работа пунктов технического обслуживания (ПТО), расположенных на сортировочных и участковых станциях. Продолжается посильное внедрение средств механизации трудоемких процессов.
От четкой, слаженной работы подразделений вагонного хозяйства во многом зависит бесперебойность и безопасность движения поездов, своевременное обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом, эффективность использования транспортных средств. За последние годы в вагоноремонтном хозяйстве возросло количество случаев изломов колес, осевых шеек, осей колесных пар вагонов. По этим и другим причинам произошло 50% общесетевого числа сходов вагонов в грузовых поездах. Принимаемые в вагонном хозяйстве меры не дают должного эффекта, в частности, не приводят к повышению качества обработки вагонов на ПТО и при их деповском ремонте. Требуют неотложного решения и вопросы повышения качества дефектоскопного контроля состояния узлов и деталей вагонов. Как следствие, был выпущен приказ “О дополнительных мерах повышения безопасности движения и проведены соответствующие работы во всех линейных подразделениях железных дорог. Результаты не замедлили себя ждать, и количествокрушений, и общее число браков сокращено более чем на 20%.
Оценивая в целом техническое содержание средств и обустройств на железнодорожном транспорте, следует отметить, что здесь получены неплохие результаты.
Безусловно, наметилась тенденция к улучшению ситуации с безопасностью движения, но главное, чтобы она сохранялась и в дальнейшем.
Вагонное хозяйство, по праву, занимает доминирующее положение производственно-обслуживающей структуре железных дорог РФ, поэтому престиж железнодорожного транспорта во многом зависит от состояния вагонного хозяйства.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Вагонное депо – структурное подразделение железнодорожного транспорта, его назначение, сфера деятельности и классификация
Вагонные депо предназначены для выполнения планового деповского ремонта вагонов, ремонта и комплектовки вагонных узлов и деталей.
Вагонные депо делятся на пассажирские, грузовые и рефрижераторные. Эксплутационные и ремонтные депо располагаются на крупных сортировочных и участковых станциях.
Железная дорога признана основным территориальным подразделением железнодорожного транспорта с нахождением ее имущества в собственности ОАО «РЖД». Вагонные депо железных дорог являются их структурными подразделениями, имущество их закреплено за ними по решению уполномоченного на это хозяйствующего субъекта, в данном случае ОАО «РЖД».
Реформированием железных дорог предусмотрены ликвидация и присоединение мелких линейных предприятий к более крупным, преобразование их в обособленные структурные подразделения.
Вагонные депо, как и другие структурные подразделения, характеризуется производственно — техническим и организационно — экономическим единством, а также административно — хозяйственной самостоятельностью. Производственно-техническое единство заключается в том, что депо представляет собой сложный взаимосвязанный комплекс участков, отделений, объединенных производственным процессом, направленным на изготовление определенной продукции и оказание услуг.
Вагонное депо это что
Первые здания для обслуживания локомотивов и вагонов появились с началом эксплуатации железных дорог. Одновременно со строительством первой в России Царскосельской железной дороги (1836—1838 годы) были сооружены первые депо — здания с примитивным оборудованием (паровозный сарай, сарай для вагонов).
При прокладке Петербург-Московской железной дороги (1851 год) на станции Москва были созданы вагонные мастерские, для которых построено кирпичное здание длиной 125 м и шириной 15 м. Внутри помещалось три колеи, на которых могло разместиться 6—7 вагонов. По существу это было депо, которое в 1869 году выделилось в участок тяги. Рост объёма перевозок на магистрали вызвал техническое перевооружение вагонного хозяйства. В результате расширения депо (пристройка подсобного помещения) производственная площадь увеличилась в два раза. В 1910 году вагонное депо стало самостоятельным предприятием, выделившись из участка тяги.
В 1869 году в Харькове возведён паровозный сарай, в котором разместилось 6 токарных, 2 сверлильных и 1 строгальный станок. Стойловые части были оборудованы для паровозов типа 1-2-0 «Русак» и 1-2-0 «Струве». На станции Таллин в 1870 году были построены мастерские для ремонта подвижного состава, один сарай для 12 паровозов и другой — для вагонов. В паровозном сарае на станции Пенза (1873 год) кроме ремонта и технического обслуживания подвижного состава была организована помощь линейным работникам в ремонте повозок, домкратов и другой примитивной техники. Рядом с паровозным сараем на два стойла была построена кузница. В конце XIX века на всех строившихся магистралях при проектировании станционной застройки отводилось место и под депо.
Различают депо специализированные — локомотивные, вагонные, моторвагонные и другие и смешанные — для различных видов подвижного состава одновременно (например, электровозов и тепловозов). Размещение большинства зданий и сооружений локомотивного и вагонного хозяйства на железнодорожной линии определяется расположением локомотивных депо. Обычно комплекс зданий локомотивного хозяйства проектируют на участковых, сортировочных, а в отдельных случаях — на грузовых и пассажирских станциях.
Локомотивные депо предназначены для выполнения технических и профилактических осмотров, периодического и подъёмочного ремонтов локомотивов, которые поступают в здание депо по деповским путям. Локомотивные депо, как правило, расположены в одноэтажных зданиях, в которых оборудована стойловая часть. Здания локомотивных депо компонуют из отдельных цехов и помещений (блоков), самостоятельных в строительном отношении, но объединяющих родственные технологические процессы. Мастерские и служебно-бытовые помещения обычно располагают в пристройках. Здания первых локомотивных депо строились веерными — с веерным вводом путей.
Распространены также прямоугольные и ступенчатые в плане здания. Ступенчатая форма создаёт условия для хорошего естественного освещения цехов и дальнейшего расширения депо, пристройки новых цехов, но большой периметр наружных стен увеличивает стоимость строительства и расходы на эксплуатацию таких зданий. Наиболее экономично строительство депо с прямоугольной планировкой. В стойловых цехах локомотивных депо устраивают смотровые канавы, балконы для ремонта токоприёмников (в электровозных депо) и дымовытяжные устройства (в тепловозных депо). Все цеха и мастерские оборудуются кран-балками или мостовыми кранами грузоподъёмностью от 2 до 30 т.
Моторвагонные депо предназначены для ремонта, обслуживания и эксплуатации моторвагонных секций, эксплуатируемых на пригородных участках электрифицированной железной дороги. Здание моторвагонного депо состоит из стойловых цехов, мастерских и служебно-бытовых помещений. Стойла в депо специализированы по видам ремонта и осмотра. Длина стойл подъёмного ремонта должна обеспечивать постановку на одном пути двух вагонов с выкаткой тележек между вагонами.
Вагонные депо предназначены для деповского ремонта грузовых и пассажирских вагонов, ремонта и комплектации узлов и деталей, а также оборудования вагонов при эксплуатации. Вагонные депо специализируются по типу ремонтируемых вагонов — пассажирских и грузовых вагонов, цистерн, изотермических вагонов и рефрижераторного подвижного состава. Вагонные депо обычно размещают на станциях формирования пассажирских составов, в пунктах погрузки, выгрузки и подготовки к погрузке грузовых вагонов, вблизи промывочно-пропарочных предприятий (для цистерн), в пунктах приписки рефрижераторного подвижного состава. Здание вагонного депо имеет основные (производственные), ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения. К основным цехам и отделениям вагонного депо относятся сборочный и тележечно-колёсный цеха, малярное отделение, тележечный и колёсные парки. В депо имеются ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения — контрольный пункт автосцепки, баббитозаливочное, кузнечно-рессорное, механическое и электросварочное отделения, а также отделения ремонта гасителей колебаний, крышек разгрузочных люков и другие. Как правило, вагонное депо представляет собой одноэтажное трёхпролётное здание, в двух пролётах которого размещены цеха деповского и текущего ремонта, оборудованные мостовыми кранами. Тележечный и колёсный парки устраивают на открытой площадке, оборудованной мостовым краном.
Строительные конструкции депо проектируются преимущественно из сборного железобетона. Несущий остов конструкции здания депо образует каркас, воспринимающий силовые воздействия и обеспечивающий прочность, жёсткость и устойчивость здания. К элементам каркаса относятся также фахверковые колонны и стеновые панели (навесные и самонесущие). Сборные и монолитные фундаменты воспринимают нагрузку от опирающихся на них колонн. В большинстве случаев применяют монолитные фундаменты. Сборные элементы каркаса изготовляются по типовым проектам. Для каркасов зданий депо используют следующие конструкции: колонны прямоугольные из высокопрочных бетонов, получаемые центрифугированным способом и с предварительным напряжением; беспрогонное покрытие из строительных ферм и укладываемых по ним плит; сегментные безраскосные фермы с предварительно напряжённым нижним поясом; покрытие с плитами на пролёте максимальной заводской готовности, укладываемыми по продольным подстропильным балкам; возможно применение совмещённых конструкций подстропильной и подкрановой балок в единой системе.
Для обслуживания электроподвижного состава метрополитена на всех основных линиях построены электродепо.