вагон теплушка что это
Смешались в кучу кони, люди.
—> Teplushka – русское слово, знакомое иностранцам так же, как Sputnik или Babushka (матрёшка), поскольку отражает типичную русскую реалию – вагон, одинаково подходящий для перевозки людей и животных. Поэтому другого перевода у него попросту нет. Так и пишут в книгах и каталогах: Wagon «Teplushka».
Надпись на вагоне «40 человек или 8 лошадей» была призвана предохранять его от перегрузки. Иногда люди и животные ехали вместе. В таком случае вагон комплектовали из расчёта двадцать человек плюс четыре лошади. Незамысловатая конструкция позволяла при необходимости быстро перепланировать лошадиные стойла в трёхъярусные нары и наоборот. В распоряжении у военных хранились доски необходимого размера для быстрого обустройства стандартного пространства.
Часто полное переоборудование вагона не производилось из-за недостатка времени или материалов. Тогда люди и лошади ехали в одинаковых условиях. Универсальное наполнение в виде сена служило мягкой подстилкой одним и кормом для других. Именно такой вагон становится местом основного действия фильма «Баллада о солдате» режиссёра Григория Чухрая, где боец Алёша едет на побывку в родное село. Из всех удобств у него только мягкое сено на полу.
В центре теплушки обычно ставили печку-буржуйку. Был небольшой запас дров. На ней можно было вскипятить чай или подогреть еду. В холодное время года буржуйку топили, чтобы согреться. Зимой вагон утепляли снаружи слоем войлока. Пол делали двухслойным. Промежуток в полу заполняли опилками. В бортовые люки вставляли рамы со стёклами.
НТВ – такую звучную, популярную по нынешним временам официальную аббревиатуру носил данный вагон. Что расшифровывалось как Нормальный Товарный Вагон. О людях – ни слова.
В военное время НТВ предназначались для быстрой переброски большого количества войск к фронту. В них же советских граждан эвакуировали в тыл. Эвакуированных везли долго, пропуская в первую очередь поезда, идущие к фронту. Утомительный путь нередко сопровождался обстрелами вражеских самолётов.
Вагон-теплушка не имел комфортных условий. Педантичные немцы назвали бы эти условия «скотскими». Но теплушка с успехом выполняла свою миссию, позволяя нашей армии производить быстрые и мощные манёвры, ведя войну на большой территории. Ради Победы советские люди были готовы терпеть любые невзгоды.
Фронтовая теплушка
Фронтовая теплушка Они погибали – как погибали люди
Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений
Термин «теплушка» появился давно, ещё в 1870-е годы. Так называли утеплённые грузовые вагоны, которые использовались для массовой перевозки людей. Прежде всего – солдат. Ведь именно тогда железная дорога стала играть важную роль в военной тактике.
Вагон утепляли деревянными щитами и двойным войлоком, по нему прокладывали нары в два, а то и в три яруса. В центре водружалась неизменная печка-буржуйка. Имелся запас дров. И можно было ехать, даже в суровые морозы. Как правило, в теплушке умещались 40 человек. Или 20 человек и 4 лошади. К ним привыкли в армии в годы Первой мировой войны. А в Великую Отечественную, без преувеличений, теплушки спасли страну. Сразу вспоминаются строки Александра Твардовского из «Василия Тёркина» – строки, глубоко понятные каждому фронтовику:
На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведёт, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть. Минут шестьсот.
Это хрестоматийные, классические строки. Как же автору «Тёркина» было обойтись без теплушек?
В предвоенные годы появились двухосные грузовые вагоны, их тоже переоборудовали в теплушки. Только там ставили не одну, а две печки. А нередко и водружали перегородки. Всё это тоже вошло во фронтовой и тыловой быт Великой Отечественной.
С первых дней войны в теплушках направлялись в действующую армию новые части. Каждый день войска перемещались на Запад – защищать страну. Именно они сорвали гитлеровский блицкриг и остановили железный поток вермахта. Теплушки делили с Красной армией горечь потерь в самые чёрные дни войны. На них отступали, спасались от гибели, чтобы потом снова обрушиться на врага. Каждый вагон был на счету. Теплушки погибали – как погибали люди. Под бомбами и от артиллерийских снарядов. Случались на железной дороге и вражеские диверсии. Вагонам требовались санитары. Ремонтные бригады с первых дней войны работали в круглосуточном режиме и старались делать невозможное – при переброске войск устранять поломки оперативно, чуть ли не на каждом километре. Они действительно творили чудеса, возвращая к жизни изувеченные вагоны…
Промедление было смерти подобно – и это не образное выражение. Эшелоны должны были проходить тысячи километров без остановок. Для паровозных бригад это были невероятные перегрузки, сверх человеческих сил. Поэтому для сменной локомотивной бригады к паровозу прицепляли жилой вагон. Всё делалось для того, чтобы ускорить снабжение фронта и тыла.
Уже в первые недели войны фронт растянулся от Чёрного до Баренцева моря. Его поддерживал громадный тыл – от Москвы до Дальнего Востока. Трудно представить, как можно было заставить работать на Победу столь необозримое пространство. Главным инструментом стала отлаженная железная дорога, в которой героически проявили себя тысячи и тысячи профессионалов. Переброска войск, техники и боеприпасов – это в первую очередь теплушки.
Теплушки сыграли ключевую роль в эвакуации, в том числе в эвакуации промышленности. Это была невиданная в истории операция. Только за шесть первых месяцев войны с Запада на Восток было доставлено около 1,5 миллиона вагонов, или 30 000 поездов, с людьми и ценнейшими хозяйственными грузами. Они выжили, их не разбомбили… Под вражескими обстрелами удалось эвакуировать на восток 2593 промышленных предприятия. Большинство заводов (около 70%) разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане, остальные – в Поволжье и Восточной Сибири.
В теплушках, рядом с солдатами, преодолевали фронтовые дороги и военные корреспонденты – они тоже были настоящими офицерами и с честью исполняли свой долг. Одним из них был Арсений Тарковский, написавший, быть может, самые сильные стихи о теплушке, которая на несколько минут отогрела его от военных мытарств:
Двухосный товарный вагон Петербурго-Варшавской железной дороги постройки Александровского завода, 1860г.
С этой целью, в 1875 году, Министерство путей сообщения (МПС) издало особое распоряжение, предусматривающее одновременно как строительство так и восстановление повреждённых кузовов товарных вагонов, но только с чётко определёнными одинаковыми внутренними размерами:
длиной 6400 мм и шириной 2743 мм при базе вагона 3810 мм.
Вагоны, построенные в соответствии с этими размерами, стали именоваться нормальными товарными вагонами (НТВ).
Введение нормальных размеров вагонов обусловливалось прежде всего необходимостью массовой и быстрой переброски войск: на складах всех железных дорог хранились доски определенных размеров (съёмное воинское оборудование), которые при подготовке к перевозкам людей укладывали в вагоны, образуя 2-х или 3-х ярусные нары. Эти доски должны были соответствовать внутренним размерам кузова.
Юбилейный 30-тысячный нормальный товарный вагон грузоподъёмностью 750 пудов постройки Сормовского завода, 1911г.
После войны из-за нехватки классных (то есть пассажирских) вагонов использовали в пригородном сообщении товарные теплушки, в которые устанавливали лавки и печь. Собственно, слово «теплушка» отсюда и пошло: вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначенный для перевозки людей и животных с отопительной печью.
Вагон-теплушка утеплялся снаружи слоем войлока, пол делался двухслойным, с заполнением промежутка опилками. Утеплялись двери вагона, а в центре ставилась печь-«буржуйка». Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Отнюдь не лирическое отступление. Надо сказать, что моему старшему товарищу, небезызвестному А.Б. Вульфову, приходилось и неоднократно прокатиться в вагонах-«теплушках» уже в наши дни, во время обкаток паровозов с товарными поездами, и должен сообщить, что:
Интерьер вагона-«теплушки». Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Нормальный русский двухосный товарный вагон (НТВ — знаменитая в железнодорожной среде аббревиатура, она до сих пор является своего рода эталоном) вмещал 40 человек солдат или восемь лошадей, что и было написано в виде трафарета на стенах его кузова.
Слева в углу на восстановленном вагоне-«теплушке» виден трафарет: «40 человек 8 лошадей».
«Эту песню в эшелоне распевали много дней, и была такая надпись на вагоне: „Сорок человек, восемь лошадей“» (это «Эшелон» Джанни Родари в переводе С. Маршака.)
Выгрузка лошадей из НТВ на станции Байкал, 1905 год.
В Италии, кстати, таких вагонов нет! (А.Б. Вульфов). Впрочем, артиллерийских лошадей вагон по норме вмещал шесть, потому что в артиллерии применялись тяжеловозы, которые были крупнее обычных коней. Когда эти НТВ оказывались в хвосте состава, качка и рывки такого вагона на скорости были настолько сильными, что хвостовые кондуктора привязывались к стойкам тормозной площадки, как на самолете, чтобы не вылететь прочь.
Хвостовой кондуктор. Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Вообще НТВ – это уникальный случай. Вагоны эти строились, по некоторым данным, вплоть до 1931 года, а прослужили на железных дорогах в поездной работе с середины 1870-х до начала 1970-х годов, т.е. около века, и грузоподъемность их выросла с 10 до 20 тонн. Видимо, это самый массовый тип вагона в мировой истории вагоностроения. Но и на этом их и без того казалось бы уже итак долгая история далеко не заканчивалась.
И до сих пор много где ещё можно увидеть вагоны этого типа, используемые в качестве хоз построек (сараи, гаражи).
Закрытая ещё на исходе 80-х годов ХХ века станция Горовастица, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Когда станция была ещё действующей, кузов списанного товарного вагона служил в качестве служебного помещения, в котором размещалась дизель-генераторная установка, на случай бесперебойного резервного обеспечения станции электроэнергией.
Остатки изоляторов слева на вагоне всё ещё свидетельствовали нам о том, что когда-то здесь находился дизель-генератор. Станция Горовастица, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Таким образом, появившись ещё в конце XIX века, нормальные товарные вагоны просуществовали аж до начала XXI века и прослужили человеку, уже давным давно отставленные от поездной работы, верой и правдой почти полтора века.
Столыпинская теплушка для депортации заключенного скота
Нормальный товарный вагон на путях в Брестском музее паровозов.
Три тонны удобренья для вражеских полей; Сорок человечков иль восемь лошадей.
Читая всякое на исторические темы, постоянно наталкиваюсь на путаницу в названиях железнодорожных вагонов: всплакивая о депортируемых народах непременно упомянут, что везли в «скотских»; если речь о ГУЛАГе — упомянут «тюрьму на колёсах»— «столыпинский» вагон, хотя связь между столыпинскими переселенцами и зеками совершенно не очевидна, разве что через «столыпинский галстук»; описывая трудности советского солдата, обязательно укажут на перевозку личного состава в товарняках;
При этом, через абзац описываемый вагон обзовут «теплушкой», а ещё пуще, смешают в одном тексте все перечисленные названия, окончательно запутывая читателя.
Мы же попробуем разобраться, что есть что и есть ли между ними разница. И вообще, пора уже выкладывать фотографии из Брестского музея паровозов, где я побывал прошлым летом.
Начнем с «теплушки». В 1872 г.российские железные дороги пополнились новым типом товарного вагона, который получил официальное название «Нормальный товарный вагон (НТВ)». Который, понятно, был предназначен для грузовых перевозок, но имел отличительную особенность: штатным образом переоборудовался для перевозки людей и/или лошадей.
Схема из справочника «Вагоны широкой колеи железных дорог СССР» 1955 года.
В случае необходимости, в вагоне устанавливались стойла или двух- или трехъярусные нары, рамы со стеклами. Изнутри стены и дверь утеплялись деревянными щитами, по центру устанавливалась печка-буржуйка.
2-х осный крытый грузовой вагон. 1915 год
Вот такой «утепленный вагон» и получил в обиходе название «теплушка». Предназначался для дешевых массовых перевозок и основными его потребителями, конечно же стали войска.
В «теплушке» могли разместиться 40 человек или 8 лошадей. Стойла и нары можно было комбинировать, в таком случае в вагоне размещались 20-ть человек при 4-х лошадях.
Интерьер НТВ. До теплушки, конечно, не дотягивает. Вагон явно товарный, не утепленный. Отсутствуют нары. Не смотря на установленную для экспозиции буржуйку.
Трансформация была обратимой, в любой момент дополнительное оборудование могло быть без особых усилий демонтировано и вагон превращался обратно в товарный.
Двухосная «теплушка» верой и правдой прослужила до конца 1940-х годов, став основным ж/д транспортом для солдат Русско-турецкой, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, и перевезя бесчисленное количество войск, а так же переселенцев и рабочих социалистических строек.
Но история «теплушки» не закончена, на смену двухосному вагону пришли более вместительные четырехосные товарняки и «теплушки» на их основе встречаются до сих пор. В них, обычно, путешествуют рабочие сопровождающие состав или солдаты, охраняющие эшелон с грузом или техникой.
В результате Столыпинских реформ начались массовые переселения крестьян. Первое время, для их перевозки использовались всё те же «теплушки», но темпы перевозок росли, а «утепленный вагон» не отвечал требованиям гражданских перевозок.
Крестьяне, все же не неприхотливые солдаты, ехали с женами и детьми, нередко грудными, по три-четыре семьи в вагоне — это предъявляло особые требования. Поэтому, сначала начали переделывать «теплушки», а к 1908 году на основе пассажирского вагона III класса, по заказу Главного управления железных дорог России, был разработан новый двухосный пассажирский вагон IV класса, который и получил название «столыпинского» или «переселенческого».
Вдоль одной стороны вагона располагался широкий проход с багажными полками над окнами. С другой стороны располагались купе с трехъярусными полками для лежания и дополнительными откидными. Вагон оснащался двумя санузлами, в одном из которых была обустроена постирочная и душ для грудных и малолетних детей. Отапливались вагоны двумя дровяными печами, было обустроено освещение и вытяжная вентиляция. Вместимость составляла 40 человек.
Схема из справочника «Вагоны широкой колеи железных дорог СССР» 1955 года.
В последствии, переселенческий вагон улучшался и дорабатывался, в том числе увеличивалась длина, за счет чего добавилось дополнительное купе. В одной из модификаций по центру была добавлена большая дверь для загрузки негабаритного скарба переселенцев. Разрабатывались проекты двухэтажных вагонов (привет РЖД) и вроде бы были прототипы, но в серию не пошли. Основными же видами переселенческих стали 6,7 и 8-ми оконные вагоны (по числу отделений-купе и окон для пассажиров)
Вагон 2-х осный жесткий. 1926 год. Кузов деревянный, обшит листовым железом. «Столыпинского» вагона в музее не нашлось. Но вот этот достаточно похож и внешне и по конструкции. Только переселенческие не обшивались металлом поверх деревянной обшивки.
Что же касается арестантских или спецвагонов, то заключенных с конца позапрошлого века возили в специально оборудованных вагонах, изготовленных на основе пассажирских III и позже IV классов. На окнах купе крепились двойные решетки, перегородка, разделяющая купе и коридор, заменялась на решетку. Обустраивались купе для конвоиров. Именовались такие «спецперевозки» вагонзаками и уже в советское время, когда настоящих «столыпинских» вагонов уже не осталось, а спецвагоны оборудовали из современных на тот момент пассажирских, по неизвестной на сей момент причине, вагонзаки среди заключенных стали называть «столыпинскими» или фамильярно «столыпинами». И по сей день, у нас любой вагон с решетками по простоте душевной называют «столыпинским»
Подведу итог: «теплушка» — утепленный вагон без удобств, переоборудованный из товарного.
«столыпинский» — упрощенный пассажирский вагон, с купе и удобствами, ориентированный на дальние переезды с большим количеством багажа, разработан специально для массовых переселенцев начала XX века.
Вагонзак —специальный вагон для перевозки заключенных, переоборудованный из пассажирского. На современном сленге именуется «столыпинским», хотя никакого отношения к Столыпину и переселенцам в действительности не имеет.
Вагон теплушка что это
СЛОВ НЕТ, ОДНИ ЭМОЦИИ. Я УЧАСТВОВАЛ КАК-ТО В ТАКОМ «ТУРНЕ», У НАС БЫЛ ВООБЩЕ ПУСТОЙ ВАГОН, БЫЛА ЛИШЬ ПЕЧЬ, ЧУТЬ-ЧУТЬ УГЛЯ И ЛАМПА В КОТОРУЮ СВЕЧКА ВСТАВЛЯЕТСЯ, А НА ОБУСТРОЙСТВО БЫЛО ЧАСА 3. И СЕГОДНЯ МНЕ КОМАНДОВАНИЕ ДОВЕЛО ЧТО В СКОРОМ БУДУЩЕМ Я СНОВА ОТПРАВЛЯЮСЬ В «ТУРНЕ». ПОСМОТРИМ КАК ОНО ПРОЙДЕТ.
А меня в пятницу отправляют. А оповестили только сегодня(понедельник)- это нормально,или нет? ни разу не ездил но по рассказам Вашим понял что ждут меня забавные приключения!
Боятся не нужно. Будет что вспомнить. Главное подготовится к трудностям в условиях зимы.
Круиз?! Что за круиз? В теплушке? Можно подробней?
О людях не думают. Проще всё списать в утиль. Как при царе Горохе смотрю ездите. Романтика наверно.
Отправить комментарий
Для того, чтобы не оставаться анонимным участником проекта, во вкладке «Подпись комментария», выбери свой профиль. Если профиль отсутствует, то вводим своё любое Имя/URL.
У военных принято представляться.
После ввода комментария, он автоматически будет отправлен на блог. Если комментарий не содержит нарушений правил, то он будет утверждён. В противном случае, будет удалён.