в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется что является недостаточной видимостью
Обеспечение безопасности пешехода в условиях недостаточной видимости
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 26.03.2015 2015-03-26
Статья просмотрена: 1031 раз
Библиографическое описание:
Ильина, И. Е. Обеспечение безопасности пешехода в условиях недостаточной видимости / И. Е. Ильина, М. М. Исхаков, П. И. Кокарев, Е. С. Пожидаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16638/ (дата обращения: 02.12.2021).
На протяжении последних лет прослеживается устойчивая тенденция снижения показателей аварийности с участием детей-пешеходов (табл. 1, рис. 1), но, несмотря на это проблема детского дорожно-транспортного травматизма имеет признаки катастрофы. [3]
Показатели аварийности с участием детей-пешеходов за 6 месяцев в период 2008–2014гг.
Удельный вес ДТП с участием детей от всех ДТП
Рис. 1. Распределение аварийности по категориям участников дорожного движения с детьми и подростками за последние 5 лет на территории РФ
В темное время суток фиксируется много дорожно-транспортных происшествий, среди которых основные — это наезды транспортных средств на пешеходов, велосипедистов. В условиях недостаточной освещенности человек воспринимает только 5 % от того, что он может различить днем.
Примерно 50 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП) связанных с наездом автотранспорта на пешеходов (детей) происходит на улицах местного значения, 22 % ДТП — на улицах общегородского значения, 20 % ДТП — на улицах районного значения.
В силу своего возраста, психофизиологических особенностей и отсутствия опыта дети не соблюдают Правила дорожного движения, не ориентируются в дорожных ситуациях. Чаще всего ребенок попадает в ДТП на знакомой территории, там, где живет и учится. В данных местах наблюдательность его падает, он может не обратить внимания на приближающийся автомобиль. Закономерно, что дети-велосипедисты и те, которые управляют мопедом, скутером, мотоциклом попадают в ДТП в период с мая по сентябрь.
При переходе улицы, проезжей части дети чаще всего становятся участниками ДТП в летний и зимний период года. Это объясняется тем, что в летнее время у детей больше свободного времени и меньше контроля со стороны взрослых. В зимнее время рост количества наездов на детей-пешеходов можно объяснить недостаточной видимостью ребенка на проезжей части, обусловленной погодными условиями и темным временем суток.
Своевременное обнаружение водителем пешехода на проезжей части в темное время суток является основной причиной совершения ДТП. Ситуация усугубляется если пешеходы одеты в темную одежду, сливающуюся с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой. Ограничение скорости движения не приведет к значительному снижению таких аварий, так как водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния, не более, чем 25–30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию [1, 2].
В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации — при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендовано иметь при себе предметы со световозращательными элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителям транспортных средств. К сожалению, не все пешеходы придерживаются данных рекомендаций.
Повысить уровень видимости и заметности пешеходов, а значит обезопасить себя в темное время суток от ДТП за счет увеличения расстояния до момента их обнаружения является главной целью использования световозвращающих элементов.
Принцип действия световозвращателя заключается в попадании света фар на специальную поверхность светоотражателя, преломления и отражения с очень высоким коэффициентом обратно в сторону автомобиля. Процесс светоотражения происходит в микропризмах, что усиливает эффект отражения.
В настоящее время существует две технологии изготовления световозвращающих материалов рис. 2а, рис. 2, б.
Рис. 2. Принцип действия светоотражения: а) на основе стеклянных шариков; б) на основе микропризм
В настоящее время ассортимент товаров из светоотражающих элементов представлен достаточно широко: фликеры (подвески, наклейки, кулоны, значки, брелки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов.
Цель и задача проводимых исследований заключалась в определении эффективности отражения световозвращающих материалов и заметности пешехода в темное время суток.
Исследование проводились в темное время суток на дорогах с искусственным освещением и без освещения. В качестве оборудования использовали: контрольный автомобиль, автомобильный регистратор, измерительную рулетку и светоотражающие элементы (сигнальный жилет, специализированная рабочая одежда со светоотражающими элементами и фликеры).
Поочередно фиксировалась видимость ребенка без светоотражающего элемента и при его наличии при ближнем и дальнем свете фар автомобиля. Светоотражающие элементы были закреплены на ребенке одетого в темную одежду.
Результаты проводимых исследований представлены в табл. 2, 3 на рис. 3, 4.
Из представленных результатов становиться очевидным, что водитель автомобиля обнаруживает пешехода, оснащенного световозращающими элементами, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом, не имеющим световозращающих элементов. Так, при движении с ближним светом фар, расстояние видимости пешехода на дороге без искусственного освещения увеличивается с 25 до 100 метров, а при дальнем свете фар с 60 до 200 метров. При движении на дороге с искусственным освещением видимость пешехода при ближнем свете фар увеличивается с 138 до 230 метров соответственно.
Результаты исследования световозвращающих элементов на дороге без освещения
Пешеход без световозвра-щающих элементов
Введение обязательных светоотражателей для пешеходов с 1 июля 2015 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 июля 2015 года вступили в силу очередные изменения правил дорожного движения, регламентирующие обязательное наличие светоотражающих элементов у пешеходов вне населенных пунктов.
В этой статье будет рассмотрен обновленный пункт правил и возможные штрафы за его нарушение. Кроме того я расскажу про то, какие бывают светоотражатели. Приступим.
Введение обязательных световозвращателей для пешеходов с 1 июля 2015 года
В первую очередь рассмотрим обновленный пункт 4.1 ПДД:
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Итак, начиная с 1 июля 2015 года пешеходы обязаны иметь световозвращатели при одновременном выполнении следующих условий:
В остальных случаях светоотражатели также рекомендуется иметь, однако это не обязательно.
Несколько слов про сами световозвращатели. Данные элементы полезны как для пешехода, так и для окружающих его автомобилей. Водитель автомобиля издалека видит световозвращатели и у него есть достаточно времени, чтобы принять решение. Например, если пешеход носит такие элементы, то его гораздо чаще пропускают на пешеходных переходах.
Так что в первую очередь я рекомендую использовать свтоотражатели не для того, чтобы не получить штраф ГИБДД, а для собственной безопасности.
Штраф за отсутствие предмета со светоотражателем у пешехода
Штраф за отсутствие предмета со светоотражателем у пешехода предусмотрен частью 1 статьи 12.29 КоАП:
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Штраф для пешехода минимален и составляет 500 рублей.
Причем наложен он может быть только при одновременном соблюдении следующих условий:
Уверен, на практике этот штраф будут накладывать довольно редко, поскольку сотрудники ГИБДД вряд ли будут специально заниматься отловом пешеходов, которые ночью за городом ходят по проезжей части без светоотражателей.
Тем не менее введение обязательных светоотражателей для пешеходов чрезвычайно важно для водителей. Начиная с 1 июля 2015 года в случае ДТП с пешеходом, произошедшим вне населенного пункта, у водителя есть вполне законная возможность избежать наказания или уменьшить его размер.
Предположим, что вне населенного пункта водитель совершил наезд на пешехода на переходе. Поскольку скорость за городом составляет 90 км/ч, ДТП скорее всего закончится гибелью пешехода. Несмотря на то, что водитель нарушил пункт 14.1 ПДД, отсутствие светоотражателя является нарушением правил со стороны пешехода. Так что виновниками происшествия будут оба его участника, а не только водитель.
Какие бывают светоотражатели для пешеходов?
На практике можно встретить большое количество разных предметов, имеющих светоотражающую поверхность:
1. Световозвращающий жилет.
Световозвращающий жилет, как правило, используется людьми, длительное время проводящими на проезжей части. Например, такие жилеты используются дорожными рабочими, сотрудниками ГИБДД, водителями при ремонте автомобиля, велосипедистами.
Однако есть и недостаток. Если Вы весь день не проводите на дороге, то для повседневной носки свтоотражающий жилет вряд ли сгодится, т.к. внешний вид у него далеко не парадный.
Кроме светоотражающих жилетов бывает и другая спецодежда, имеющая отражающие элементы. Купить ее можно в магазинах спецодежды.
2. Световозвращающая ткань на обычную одежду.
Однако на практике у этого способа больше недостатков, чем достоинств:
3. Светоотражающие аксессуары
Под световозвращающими аксессуарами в данном случае понимаются различные браслеты, чехлы, брелки, наклейки, имеющие световоотражающую поверхность.
В 2021 году подобные элементы можно найти и в обычных магазинах, и заказать через интернет.
Например, на рисунке слева изображен световозвращающий браслет. Браслет представляет собой полоску размером 3X40 см. Полоска изготовлена таким образом, что она может самостоятельно накручиваться на другой предмет. Носить такие браслеты можно поверх одежды на руках или на ногах. Браслеты могу использоваться с любой одеждой независимо от размера, их легко снять (при входе в помещение) и заново надеть при выходе. Можно купить светоотражатели разных цветов.
Встречаются и другие типы аксессуаров. Например, детям понравятся световозвращающие наклейки в виде улыбающихся смайликов.
Светоотражающий чехол на рюкзак подойдет тем, кто часто пользуется рюкзаком. Он хорошо подходит для катания на велосипеде.
В завершение хочу напомнить, что с июля вступает в силу и еще несколько изменений ПДД, узнать про которые можно в статье «Новые правила оформления ДТП».
Госавтоинспекция разъясняет о необходимости использования световозвращающих элементов
В сумерках или в темноте пешехода на дороге почти не видно. Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое световое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечет внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии, втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя.
Ключевое преимущество наличия световозвращающих элементов, это снижение количества ДТП в темное время суток с участием пешеходов до 85%. Такой элемент в отличие от цвета одежды видим всегда, так как он отражает свет фар. Даже если идёт дождь или на дороге туман, водитель увидит впереди людей. Существует несколько вариантов применения светоотражателей:
автомобилистами, при выходе на трассу из машины;
детьми, чей путь проложен через дороги города;
пешеходами-путешественниками, которые регулярно бывают на трассах в ночное время.
Уважаемые пешеходы, помните, что ваша безопасность в ваших руках! Используйте световозвращающие элементы на одежде во время передвижения по проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Кроме того, уделите особое внимание юным участникам дорожного движения. Проконтролируйте, что бы на ваших детях всегда были элементы со световозвращающим покрытием.
В сумерках или в темноте пешехода на дороге почти не видно. Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое световое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечет внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии, втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя.
Ключевое преимущество наличия световозвращающих элементов, это снижение количества ДТП в темное время суток с участием пешеходов до 85%. Такой элемент в отличие от цвета одежды видим всегда, так как он отражает свет фар. Даже если идёт дождь или на дороге туман, водитель увидит впереди людей. Существует несколько вариантов применения светоотражателей:
автомобилистами, при выходе на трассу из машины;
детьми, чей путь проложен через дороги города;
пешеходами-путешественниками, которые регулярно бывают на трассах в ночное время.
Госавтоинспекция напоминает, безопасность пешеходов зависит от самих пешеходов!
УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю
Раздел 4 ПДД РФ. Обязанности пешеходов
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
п 4.5 ПДД. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
п 4.6 ПДД. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
п 4.7 ПДД. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
Комментарий к Разделу 4 Правил дорожного движения РФ
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств *(35).
Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины.
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам.
Так как появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае.
В местах наиболее интенсивного движения пешеходов, напротив школ, детских садов и в других случаях, в целях принудительного снижения скорости транспортных средств создают искусственные неровности (так называемые «лежачие полицейские»).
Движение пешеходов по велосипедной дорожке допустимо, когда нет возможности двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. При этом приоритет в движении принадлежит велосипедистам. ПДД подчеркивают, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, то есть примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе), краю проезжей части.
В Правилах говорится, что пешеходы должны двигаться навстречу транспортному потоку. Соблюдение этого требования при движении по дорогам вне населенных пунктов обязательно.
Для уменьшения вероятности наезда транспортных средств на пешеходов, движущихся по краю проезжей части, Правила дорожного движения требуют от пешеходов двигаться навстречу транспортному потоку. При таком порядке движения пешеходы видят приближающиеся транспортные средства и могут при необходимости своевременно принять меры предосторожности.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения.
Правила дорожного движения ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:
а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);
б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд.
В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Иными словами, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить ее надо именно там. В соответствии со СНиП 2.07.01-89 ширина пешеходной части тротуаров в городах колеблется в широких пределах (до 4,5 метров), а на автомобильных дорогах ширина обочины может быть от 1,75 до 3,75 метров (СНиП 2.05.02-85).
Правила запрещают водить группы детей по проезжей части. Для организованных групп детей могут использоваться только тротуары и пешеходные дорожки, а при их отсутствии возможно использование в этих целях и обочин.
В последнем случае введены дополнительные ограничения на движение (лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых). Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине Правилами не регламентируется.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны *(37).
Порядок движения зависит от выбранного в каждом конкретном случае способа организации движения. Наземные пешеходные переходы могут быть регулируемыми (с ручным регулированием или с помощью светофора) и нерегулируемыми. Независимо от типа перехода они должны быть обозначены соответствующими знаками и (или) разметкой.
Помимо наземных сооружают подземные и надземные пешеходные переходы, являющиеся по существу развязками транспортных и пешеходных потоков в разных уровнях. Эти переходы гарантированно обеспечивают безопасность движения и являются более предпочтительными, чем наземные в одном уровне. Такие переходы обозначают соответствующими знаками «Подземный пешеходный переход» и знаками «Надземный пешеходный переход».
Правила разрешают при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если, конечно, в этих местах не установлены ограждения, препятствующие переходу. Ширина полосы проезжей части, которую можно использовать пешеходам для перехода дороги на перекрестке при отсутствии пешеходных переходов, определяется шириной соответствующих тротуаров или обочин. Таким образом, запрещается двигаться по диагонали перекрестка или по другой траектории, выходящей за пределы названной полосы.
При этом Правила дорожного движения подходят к решению этого вопроса с точки зрения собственной оценки пешеходом таких условий при принятии решения о возможности перехода дороги в конкретном месте.
Критерием для устройства пешеходного перехода является в большинстве случаев достаточно высокая и устойчивая интенсивность пешеходных потоков, то есть массовая потребность в пересечении дороги в конкретном месте. Но даже если эта потребность явно выражена, нормативные документы предписывают создавать пешеходные переходы на значительных расстояниях, например, согласно СНиП 2.07.01-89 на магистральных улицах регулируемого движения не ближе чем через 200-300 метров.
Сложнее ситуация, когда интенсивность пешеходного потока не достигает величины, необходимой для организации пешеходного перехода. Правилами в этом случае разрешено неорганизованное движение пешеходов через проезжую часть, но при определенных условиях, указанных в данном пункте Правил. Главным условием является хорошая видимость для пешеходов: дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
Правила требуют от пешехода именно «экспертной» оценки всех условий при принятии решения о переходе дороги. Дорога должна просматриваться на таком расстоянии, чтобы появление автомобиля не создавало опасности для пешехода. Безопасным можно считать расстояние 200-300 метров. Это ориентировочное значение, а на практике пешеходу рекомендуется, кроме указанного, учитывать скорость движения автомобиля и возможную скорость собственного движения (1,5-2,0 м/с).
Естественно, что при наличии на дороге разделительных полос, пешеходных или дорожных барьерных ограждений пересечение пешеходами проезжей части не допускается.
Регулируемые пешеходные переходы оборудуются пешеходными двухсекционными светофорами, на светофильтрах которых нанесены символы пешеходов. Пешеходные светофоры работают в координации с транспортными и обеспечивают регулирование очередности пропуска транспортных средств и пешеходов. На регулируемых пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с фазой разрешающего сигнала пешеходного светофора. Применение мигания зеленого сигнала светофора в течение трех секунд непосредственно перед его выключением дает возможность пешеходу оценить безопасность перехода.
Для обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах иногда применяют вызывное пешеходное устройство, с помощью которого пешеходы могут «вызвать» по запросу разрешающий для них зеленый сигнал. После нажатия соответствующей кнопки на табло появляется надпись «Ждите», а через определенное время включается зеленый сигнал для пешеходов и, соответственно, красный для транспортных средств.
Регулируемыми считаются также пешеходный переход, на котором пешеходный светофор отсутствует, а пешеходы при пересечении проезжей части руководствуются сигналами транспортных светофоров, и переход, где порядок движения определяется сигналами регулировщика.
В соответствии с пунктом 4.5. Правил на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Согласно пункту 14.1 Правил дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе водитель должен уступать дорогу пешеходам (см. комментарии к указанному пункту) со всеми вытекающими для водителя последствиями в случае невыполнения данного требования.
Однако и пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством.
Считается, что ситуация становится критической, если водитель во избежание наезда на неожиданно вышедшего на проезжую часть пешехода прибегает к экстренному торможению. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость или что расстояние до транспортного средства и скорость последнего позволяют совершить переход, не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда.
В пункте 13.1 Правил дорожного движения есть исключение: пешеход, переходящий проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин, имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый или левый поворот.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика) *(39).
Данное положение в равной мере относится к движению пешеходов как по пешеходным переходам, так и вне их. При движении по нерегулируемому переходу это означает, что выбираемый пешеходом интервал в транспортном потоке для перехода через дорогу должен быть достаточным, по крайней мере, для безостановочного движения пешехода от тротуара до середины проезжей части.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть *(40).
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4-4.7 Правил *(41).
При движении от тротуара (обочины) к приподнятой посадочной площадке и обратно пешеход обязан выполнять требования пунктов 4.4-4.7 Правил дорожного движения и не создавать помех для движения транспортных средств. Но эти требования в зоне мест остановки действуют только при отсутствии маршрутного транспортного средства. В случае остановки маршрутного транспортного средства на обозначенном месте остановки вступает в силу требование пункта 14.6 Правил, обязывающее водителя уступить дорогу пешеходам, идущим к этому транспортному средству или от него. Однако и в этом случае пешеход в интересах собственной безопасности должен перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель приближающегося транспортного средства видит его, снижает скорость и готов его пропустить.
Во всех иных ситуациях ожидать маршрутное транспортное средство следует на тротуаре или обочине, а выходить на проезжую часть в отсутствии маршрутного транспортного средства или при его движении запрещается *(42).