бту в армии что это
Инженерная техника
Советской Армии
(шестидесятые-семидесятые годы )
Инженерное навесное оборудование на танки
Бульдозер БТУ-155.
Бульдозер БТУ-155 является инженерным оборудованием навешиваемым на танки типа Т-54, Т-55, Т-62.
Он предназначен для отрывки окопов для танков, устройства проходов через противотанковые рвы, контрэскарпы, воронки, овраги; устройства пологих спусков на крутых склонах, валки отдельных деревьев, корчевки пней, прокладывания колонных путей, устройства проходов через завалы, обломки зданий.
Подъем и опускание рабочего органа производится гидроприводом с места механика-водителя. Гидропривод питается от бортовой электросети танка. Он размещен в коробке верхней рамы и состоит из гидроцилиндра, гидронасоса НШ-39-2 ( создаваемое давление 80 кг/кв. см.), бака для гидрожидкости (16 литров трансформаторного масла), электромагнитного двухпозиционного золотника, трубопроводов и электромотора, в качестве которого используется танковый стартер СТ16-М.
От автора. Естественно, что стартер не предназначен для длительной работы, чего никак не хотели понимать танковые командиры. Один БТУ-155 полагался на танковую роту. Т.е. его задача это изредка отрыть десяток танковых окопов. Если же гонять его сутками, конечно, он не выдерживал. Благо, что конструкторы БТУ догадались воткнуть как раз танковый стартер, а не обычный электромотор для гидроприводов. Поэтому в полку особых проблем с заменой электромотора БТУ не возникало.
Тактико-технические характеристики БТУ-155.
Вес комплекта. | 1.44 т. |
Габаритные размеры рабочего органа. | |
длина. | 3.8м. |
высота. | 0.985м. |
Заглубление отвала ниже нулевой отметки. | |
с установленной лыжей (см.) | 5, 7.5, 10, 12.5, 15, 17.5, 20 |
без лыжи. | до 45 см. |
Макс. высота подъема отвала (от нижней кромки до грунта) | 70.5 см. |
Скорость танка при работе бульдозером. | 3-6 км/час |
Время установки БТУ-155 на танк силами экипажа. | 1.ч.20 мин. |
Время демонтажа. | 50 мин. |
Производительность. | |
засыпка рвов, устройство спусков и т.п. 230 куб.м.час | |
отрывка танковых окопов. 130 куб.м/час | |
(2-3 танковых окопа за час работы). |
Для танков Т-72, Т-80, Т-90 модификации БТУ разработано не было. Каждый танк имеет на нижнем лобовом листе откидывающееся устройство для самоокапывания, которое призвано заменить БТУ. Однако практика их применения показала, что производительность самоокапывателя низка, прочность неудовлетворительна, качество копания не выдерживает никакой критики. Поэтому для танков Т-72, Т-80, Т-90 разработан бульдозер ТБС-86.
Снегоочиститель СТУ-2М.
Снегоочиститель СТУ-2М является инженерным оборудованием, навешиваемым на танки типа Т-34-85, Т-54, Т-55, Т-62. Он предназначен для прокладывания зимних колонных путей при толщине снежного покрова до 1.5м.
Подъем и опускание рабочего органа производится гидроприводом с места механика-водителя. Гидропривод питается от бортовой электросети танка. Он размещен в коробке верхней рамы и состоит из гидроцилиндра, гидронасоса НШ-39-2 ( создаваемое давление 80 кг/кв. см.), бака для гидрожидкости (16 литров трансформаторного масла), электромагнитного двухпозиционного золотника, трубопроводов и электромотора, в качестве которого используется танковый стартер СТ16-М.
Тактико-технические характеристики СТУ-2М.
Вес комплекта. | 2.45 т. | |
Габаритные размеры рабочего органа. | ||
длина. | 3.1м. | |
ширина. | 4.38м. | |
высота. | 1.25м. | |
Скорость прокладывания колонного пути в снегу. | глубина снега 0.5-0.7 м. | 8 км/час |
глубина снега 0.8-1.5м. | 5 км/час | |
Ширина прокладываемого пути. | ||
за один проход. | 3.3м. | |
за два прохода. | 4.7м. | |
за три прохода. | 6.2м. | |
Время установки СТУ-2М на танк силами экипажа. | 25-30 мин. | |
Время демонтажа. | 15-20 мин. |
Для танков Т-72 и Т-80 модификации СТУ разработано не было. Возможно, что к настоящему времени модификация СТУ для Т-72 имеется. У автора сведений об этом нет.
От автора. Разумеется, такой техники в армии США и в армиях европейских стран нет. Там она и не очень то нужна. Но вот в России, а особенно на Урале, Сибири, на Дальнем Востоке без СТУ никуда.
В советские времена все три СТУ, имевшиеся в 44-й учебной танковой дивизии Уральского округа как с первыми снегопадами уезжали из военного городка, так только после таяния снега весной возвращались. Комдив только и мог чего добиться, так это оставить один СТУ, чтобы чистить дорожки на танковых директрисах. Да и тот старенький еще СТУ-38, весь латанный перелатанный. СТУшки всю зиму чистили шоссе Свердловск-Тюмень от Камышлова до Богдановичей, расчищали дороги в села Камышловского района. И не было проблем. А ведь зимы восьмидесятых годов на Урале были снежные и морозные.
Воистину тогда было «Народ и армия едины».
Драматичная многодневная история с затором на федеральной трассе в Тверской области из-за довольно таки дохлого снегопада в конце ноября 2012, в советские времена была бы немыслима. Всего то и потребовался бы один звонок из штаба округа в ближайшую дивизию (а их тогда по стране натыкано было немало). И через пару часов с шоссе разлетался бы в стороны весь снег со скоростью 8 километров в час. А то и быстрее.
Сэкономили на армии? Ну-ну!
Источники
1.Инструкция по материальной части и эксплуатации навесного бульдозерного и снегоочистительного оборудования к танкам (БТУ, СТУ). Военное издательство министерства обороны СССР. Москва 1963г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
Заметки на полях. Бульдозеры перевозятся автотранспортом инженерно-саперной роты полка и навешиваются на танки по необходимости. Танк должен иметь, приваренные на броне верхнего и нижнего лобового листа бонки для крепления навесного оборудования (каждый третий танк выпускался промышленностью с бонками).
В 44-й учебной танковой дивизии Уральского округа эти БТУ были просто проклятием полковых инженеров. Дорожки на танковых директрисах разбивались очень быстро. Еще бы, день и ночь идут стрельбы. А чем разравнивать дорожки, на которых за две-три недели образуются волны и танк по дорожке не едет, а ныряет вверх-вниз? Одного единственного на полк нештатного тракторного бульдозера С-100 не хватало. И командиры всеми правдами и неправдами использовали БТУ. А ресурс то у них невелик. Вот и крутись полковой инженер как хочешь, а чтобы все БТУ в полку были в исправности
Снегоочистители СТУ перевозятся автотранспортом инженерно-саперного батальона дивизии и навешиваются на танки в зимнее время по необходимости. Танк должен иметь, приваренные на броне верхнего и нижнего лобового листа бонки для крепления навесного оборудования (каждый третий танк выпускался промышленностью с бонками).
Бту в армии что это
батальонное тактическое учение
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Источник: Л. З. Лурье «Браковка, торцовка и сортировка пиломатериалов»
бульдозерное танковое устройство
Британское туристское управление
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Бейкер Тилли Украина
бюро технического учёта
Полезное
Смотреть что такое «БТУ» в других словарях:
БТУ — … Википедия
БТУ — бульдозерное танковое устройство … Словарь сокращений русского языка
Братский троллейбус — Братский троллейбус … Википедия
Двустволка на гусеницах: > — Двустволка на гусеницах: зенитный танк Т 90 С первых дней Великой Отечественной войны наши сухопутные войска в полной мере ощутили воздействие двух главных ударных компонентов германского вермахта авиации и танков. И столкнулись с… … Энциклопедия техники
Брянский троллейбус — Брянский троллейбус … Википедия
Т-55 — Классификация средний танк Бо … Википедия
Т-34-85 — Т 34 85 … Энциклопедия техники
Бобруйский троллейбус — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия
Бендерский троллейбус — Бендерский троллейбус … Википедия