в связи с чем возникают тематические библиографические запросы
Методика выполнения тематической библиографической справки
Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме.
Библиографический запрос — «информационный запрос на библиографическую информацию». Это обращение пользователя в библиографическую службу в устной, письменной или электронной форме.
В процессе библиографического обслуживания выделяют основные этапы выполнения справки.
Цикл выполнения отдельной справки состоит из нескольких этапов: пользователь библиотеки обращается в библиографическую службу с разовым библиографическим запросом, вызывая действия субъекта библиографических процессов — библиографа/библиотекаря, который определяет предмет поиска и составляет поисковый образ запроса (с помощью ключевых слов или предметных рубрик, индексов классификации), а затем осуществляет библиографический поиск и выдает ответ в виде библиографической информации, который обычно называют библиографической справкой.
Необходимо уточнить, что в СБО справка представляет собою комплекс «запрос + ответ» и может быть не только библиографической, но и фактографической.
Если поиск оказался безуспешным, то его результатом будет отказ пользователю. От отказа отличается отрицательный ответ, свидетельствующий, что вторичные и первичные документы, доступные в настоящий момент, не содержат релевантной информации. Уточнение запроса (его сужение или расширение) иногда позволяет найти искомую информацию.
Виды библиографической справки
Тематическая справка
Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме.
По целевому назначению тематические справки подразделяются на две группы: справки в помощь научной и (или) профессионально-производственной деятельности отдельных читателей, а также коллективов, организаций, предприятий и учреждений; справки в помощь учебе, самообразованию, воспитанию, пропаганде знаний.
В качестве основания классификации тематических справок используется их содержание. По этому признаку обычно выделяются справки общественно-политические, по естествознанию и технике, по литературе и искусству, а также страноведческие, краеведческие, биобиблиографические, персональные.
В последние годы в библиографическую практику введен еще один критерий классификации тематических справок — по степени сложности или трудоемкости выполнения. Выделяются три категории сложности, которые зависят от: целевого назначения справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной). Ниже приводятся разработанные специалистами Российской Государственной библиотеки «Показатели категорий сложности тематических справок».
Выполнение тематической справки
Выполнение любой тематической справки осуществляется по правилам, многократно проверенным на практике. В библиографоведении созданы общие (типовые) блок-схемы (алгоритмы) выполнения тематического запроса.
Прием запроса
Формулирование тематических запросов читателем происходит на основе его субъективных представлений о теме, которые нередко не совпадают с ее действительным содержанием. Читатель склонен к расширенной формулировке темы запроса и называет ее нередко приблизительно.
Вот почему во время приема запроса между библиографом и читателем обязательно должна состояться беседа. От нее во многом будет зависеть успешное удовлетворение запроса. Прежде всего от библиографа требуется тактичное обращение с читателем, учет его возрастных, национальных, психологических и других особенностей. На этапе приема запроса наиболее полно проявляется педагогическая сущность СБО.
Беседуя с читателем, библиограф должен получить от него возможно больше информации, которая может стать отправной точкой последующего библиографического поиска, построения его алгоритма. Примерный перечень вопросов: фамилия, имя, отчество абонента, номер читательского билета, место работы, профессия, адрес и (или) телефон; формулировка темы запроса, весь набор сведений, известных абоненту; цель запроса; выяснение требуемой полноты отбора документов: тематические, типологические, хронологические, территориальные, языковые и другие границы отбора; минимальные и максимальные сроки исполнения. Принимая письменный запрос, библиограф должен сформулировать все вопросы, необходимые для его уточнения, и попросить читателя представить требуемые уточнения в письменной форме.
При уточнении запроса тема может быть конкретизирована: сужена или расширена. Так, при поступлении запроса «Укажите литературу по вопросу об использовании в библиотеках электронно-вычислительных машин» библиограф в ходе беседы с читателем закономерно стремится сузить тему, уточнить тип ЭВМ и библиотеки, а также границы отбора. После уточнений тема получила следующую формулировку: «Укажите книги за 1984— 1987 гг. на русском, английском и японском языках об использовании мини-ЭВМ в создании автоматизированных каталогов крупных научных библиотек».
В других случаях может возникнуть потребность в расширении темы, особенно когда запрос носит узкотематический характер и его формулировки нет в классификационных схемах СБА, в том числе в АПУ к каталогам и картотекам, имеющимся в библиотеке. Тогда необходимо определить более широкую область, к которой относится данная тема. Например, при уточнении запроса о языковой коммуникации выясняется, что эта тема входит в более широкий раздел — психолингвистику.
Формулировка запроса порой осложняется из-за новизны темы, малой информированности по данному вопросу читателя и библиографа, терминологии. Библиограф нередко по-своему формулирует запрос, переводя его на привычные ему информационно-поисковые языки, определяя раздел классификации, к которому можно отнести данную тему. Иногда возникает необходимость использовать термины-синонимы, особенно когда тема запроса имеет различное терминологическое толкование. В этих случаях за основу следует взять новейшую терминологию, которая приводится в ГОСТах, энциклопедиях, словарях, справочниках, научных монографиях и статьях.
В ходе беседы с читателем важно выяснить уровень его общеобразовательной и специальной подготовки, степень владения навыками работы с библиографическими пособиями, знание языков.
В заключение беседы целесообразно согласовать с читателем возможность обращения к нему, в случае необходимости, за дополнительными данными и информировать его об участии в предстоящем библиографическом поиске. С учетом полученных сведений библиограф может либо сам выполнять справку, либо выступить в роли консультанта, оказывающего помощь читателю.
Изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников
Изучение темы запроса после его приема и уточнения преследует две цели:
Длительность процесса изучения темы зависит от степени’ ее новизны, литературного и библиографического обеспечения, квалификации библиографа. Справки второй и особенно третьей категории сложности требуют больше времени для предварительного изучения темы.
На этапе изучения темы запроса намечается, постепенно конкретизируется и окончательно формируется круг источников поиска и определяется последовательность их просмотра. Источники по характеру содержащейся в них информации подразделяются на библиографические (каталоги и картотеки, текущие и ретроспективные указатели, реферативные журналы и т. п.) и первично-документальные (книги, периодические издания и т. п.); по характеру изучения — на основные (подвергающиеся наиболее тщательному, иногда сплошному просмотру) и дополнительные.
Всесторонне изучив тему запроса, библиограф приступает к непосредственному просмотру намеченных источников, уделяя первоочередное внимание тем из них, которые отнесены к разряду основных.
РГБ рекомендует следующий примерный круг источников (в каждом конкретном случае он уточняется в зависимости от содержания и темы запроса) и последовательность их просмотра.
Библиографические источники:
Литературные источники используются для выявления новейшей литературы по теме запроса (как правило, статей из журналов и газет), на которые еще не поступила печатная карточка ВКП и которые еще не отражены в каталогах и картотеках библиотеки.
Библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки
После определения круга источников и последовательности их обследования начинается непосредственная работа по выявлению, отбору, группировке материала и оформлению тематической справки. Поскольку тематическая справка представляет собой библиографическое пособие, выполненное по индивидуальному запросу абонента, методика ее подготовки аналогична методике составления библиографических пособий.
Большинство тематических запросов второй и третьей категорий сложности выполняют библиографы при помощи каталогов и картотек, текущих и ретроспективных научно-вспомогательных пособий, реферативных журналов, отраслевых периодических изданий.
При удовлетворении запросов первой категории сложности поиск документов целесообразно начинать не с каталога, а с рекомендательных пособий и картотек, помогающих сориентироваться в лучшей литературе по теме. При этом важным фактором, обеспечивающим использование справки, выступает наличие в дан ной библиотеке рекомендуемой читателю литературы. При удовлетворении запросов второй и третьей категорий сложности в большинстве случаев важным является выявление всей литературы, релевантной запросу, независимо от ее местонахождения.
Общим требованием к отбору литературы является соблюдение качественных, содержательных и формальных критериев. Критерии качественного отбора при выполнении тематической справки базируются на принципах коммунистической партийности, научно-практической значимости литературы. Критерии содержательных и формальных ограничений зависят от читательского и целевого назначения, они формулируются самим абонентом, уточняются и конкретизируются библиографом во время беседы с читателем на этапе приема запроса.
Содержательные границы отбора определяются заданными аспектами рассмотрения темы (теоретическим, историческим, практическим). Иногда содержательные границы отбора документов расширяются за счет включения материалов из более общих и (или) близких по содержанию отраслей знания. Обычно это происходит при выполнении запросов по еще недостаточно разработанным или слабо обеспеченным литературой темам, особенно запросов, требующих привлечения иностранных источников.
Отобранные документы должны быть описаны по действующему ГОСТу, при необходимости снабжены аннотациями, сгруппированы в зависимости от цели и читательского адреса тематической справки. Предпочтительным является расположение материала в систематической, логической или проблемно-тематической последовательности, особенно это касается справок первой категории сложности.
Это же требование относится и к тематическим справкам второй и третьей категорий сложности, но здесь возможно и хронологическое расположение (раскрывает динамику изучения проблемы во времени), либо обратно-хронологическое, позволяющее на первое место выдвинуть самую новую литературу по теме. Допускается также алфавитное расположение библиографических записей, но прибегать к нему следует в исключительных случаях. В тематической справке рекомендуется привести шифры хранения изданий в данной библиотеке и перечень источников, использованных при выявлении литературы. Большую тематическую справку можно снабдить вспомогательными указателями, а также предисловием (указать принципы выявления, отбора, характеристики и группировки материала в справке).
Справка (в форме библиографического списка или картотеки) перепечатывается на пишущей машинке в трех-четырех экземплярах. Перепечатанный текст сверяется составителем справки, а в особо ответственных случаях — специально назначенным редактором, в роли которого выступает зав. сектором, отделом или более опытный библиограф. Страницы машинописного текста нумеруются, начиная с титульного листа. Нумеруются также все библиографические записи. Одновременно заполняется бланк запроса на тематическую справку, служащий для учета и анализа справочно-библиографического обслуживания. Все экземпляры справки подписываются составителем, редактором и зав. отделом.
Один экземпляр письменной справки направляется абоненту с сопроводительным письмом. На нем проставляются исходящий номер и дата отправления, дается ссылка на номер и дату письма абонента, адрес лица или учреждения, приславшего запрос, текст справки (при небольшом количестве библиографических записей они включаются в письмо, если же их объем превышает 10— 15 наименований, справка оформляется в форме приложения). Документ, как правило, подписывают руководитель отдела, редактор и исполнитель.
Другой экземпляр справки направляется в фонд выполненных библиографических справок. Третий экземпляр наиболее актуальных и интересных по содержанию справок следует направить в одну из ведущих библиотек для включения сведений о них в издания, информирующие о неопубликованных библиографических списках и картотеках, составленных библиотеками и органами НТИ.
Последний, четвертый экземпляр остается в архиве отдела, выполнившего справку.
Все данные о выполненной справке заносятся в журнал учета письменных и устных запросов и выданных справок. Однако на этом работа не завершается. С целью повышения эффективности справочно-библиографического обслуживания проводятся опросы, беседы, анкетирование, изучается динамика запросов читателей, в том числе по МБА. Большой материал дает регулярно проводимый в библиотеках анализ качества выполнения справок.
23.06.2019, 1210 просмотров.
Справочно-библиографическое обслуживание
МАУК «Центральная библиотека» г. Белебея
основная функция информационно-библиографической работы.
Справочно-библиографическая работа включает в себя выполнение разных типов справок.
В зависимости от формы, в которой читатель получил справку, они делятся наустные и письменные. Применение новой информационной технологии добавляет к ним электронные справки.
Все справки делятся навнутренние и внешние. Внутренние справки выполняют для читателей при непосредственном контакте с ними. Внешние справки выполняют по запросам, поступающим по различным каналам связи (телефону, традиционной и электронной почте и др.) от жителей данного или других населенных пунктов.
Справки бывают: библиографическими и фактографическими.
Библиографической считается справка, которая отвечает на разовый запрос читателя и содержит при этом библиографическую информацию.
В свою очередь библиографические делятся на:
Например: «Культура эпохи Средневековья»
Источник: систематический каталог, отд. 71 + 63.3(0)4.
Уточняющая справка – это справка, в ходе выполнения которой требуется уточнить или установить библиографические данные. Это тип справки, когда читатель просит уточнить отдельные элементы библиографического описания, ссылки на литературу. Цель уточняющего поиска – восстановление полного и точного библиографического описания (автора, заглавия, выходных данных, реже количественных характеристик). Для выполнения уточняющих справок используют каталог заглавий художественных произведений, картотеку персоналий, систематический каталог, алфавитный каталог, справочники, словари, разделы систематической картотеки статей.
Например: «Где и когда был опубликован Закон РФ об амнистии?».
Библиотекарь уточняет: «Не Закон РФ, а Постановление Гос. Думы от 01.01.2001 г. // Рос. газ. – 2000. – 30 мая. – С.4.
Адресная справка – это справка, в процессе выполнения которой устанавливается наличие и местонахождение запрашиваемого читателями документа в фонде библиотеки. Адресные справки выполняются оперативно и, как правило, не требуют больших затрат времени. Зная точные данные о книге, библиотекарь обращается к алфавитному каталогу. Для нахождения публикации в периодических изданиях следует просмотреть соответствующие картотеки (как правило, СКС), а затем найти данный документ в фонде. Нередко выполнение запроса о наличии и местонахождении произведения в библиотеке является продолжением уточняющего поиска, так как читатель заинтересован в получении самих изданий.
Например: Есть ли в библиотеке учебник Азарова «Политология»?»
Источник выполнения: алфавитный или систематич. каталог, отд.66.0
Фактографическая справка – содержит в себе сведения о конкретных фактах, интересующих читателя (например, адрес учреждения, телефон какой-либо организации, точное наименование организации или учреждения, даты жизни
Другими словами, это сведения о конкретных данных технического, хронологического, статистического или топографического характера.
Источник: сист. каталог – отд. 63.3(2)46 или отд.92 БСЭ. Т.41 или энц. словарь.
Поскольку справка представляет собою комплекс «запрос+ответ» и может быть не только библиографической, но и фактографической, она иногда оказывается сложной (составной), содержащей ответы нескольких типов. Так адресные запросы нередко требуют проведения уточняющего поиска, фактографические запросы в процессе поиска могут преобразовываться в тематические и т. д. Теоретически имеет место выполнение нескольких справок, но практически их регистрируют как одну.
Консультация – это рекомендация библиотекаря по использованию каталогов и картотек, рекомендательных списков и указателей, справочников и т. д. Так же – это рекомендация по составлению библиографических списков литературы.
Учет запросов и ответов на справочно-информационное обслуживание.
Единицей учета разовых запросов на справочно-информационное обслуживание (далее — СИО) является запрос.
Учет разовых запросов на СИО проводится по числу:
— затребованных тем (для тематических библиографических запросов);
— библиографических записей, требующих уточнения (для запросов на библиографическое уточнение);
— документов, наличие которых в фонде библиотеки требуется установить (для адресно-библиографических запросов);
— затребованных фактов (для фактографических запросов);
— тем, требующих аналитико-синтетического преобразования документальной информации (для аналитических запросов);
— методических консультаций по разъяснению правил пользования библиотекой, по использованию информационных изданий и элементов справочно-библиографического аппарата (далее — СБА): каталогов, указателей, БД и т. п. (для запросов ориентационного характера).
Учет общего числа разовых запросов на СИО проводится суммированием запросов, зарегистрированных в документации (или БД), принятой в библиотеке.
Единицей учета выполненных разовых запросов на СИО является устная или письменная справка, содержащая сведения об одной теме, об одной уточненной библиографической записи, об одном установленном издании, об одном выявленном факте, а также устная или письменная методическая консультация по одному вопросу.
Учет выполненных запросов на СИО проводится по числу:
— тематических справок: библиографических списков, тематических подборок (при выполнении тематических запросов). Дополнительно допускается учет библиографических записей, включенных в справку;
— справок, включающих уточненные библиографические записи (при выполнении запросов на библиографические уточнения);
— справок, содержащих сведения об изданиях, наличие которых установлено в фонде библиотеки (при выполнении адресно-библиографических запросов);
— справок, включающих выявленные или уточненные факты (при выполнении фактографических запросов);
— справок, включающих обзорно-аналитические сведения (при выполнении аналитических запросов);
— методических консультаций (при выполнении запросов ориентационного характера).
Учет общего числа выполненных запросов на СИО проводится суммированием справок, консультаций, зарегистрированных в документации (или БД), принятой в библиотеке.
Учет переадресованных запросов проводится по числу извещений о переадресовке запросов в другие библиотеки.
Примечание — Переадресованные запросы как выполненные не учитываются.
Единицей учета постоянно действующих запросов на СИО в режиме ИРИ является ПДЗ.
Учет общего числа ПДЗ на СИО в режиме ИРИ проводится суммированием ПДЗ, зарегистрированных в документации (или БД), принятой в библиотеке.
Единицей учета сигнальных оповещений, направленных абонентам системы ИРИ, является оповещение об одном источнике информации.
Учет общего числа сигнальных оповещений проводится по числу оповещений, направленных всем абонентам системы ИРИ и зарегистрированных в документации (или БД), принятой в библиотеке.
Единицей учета отказов на документы, их копии и СИО является невыполненный запрос пользователя, зарегистрированный в листке читательского требования (или БД), другой документации, принятой в библиотеке.
Учет общего числа отказов проводится суммированием невыполненных запросов пользователей, зарегистрированных в каждом структурном подразделении библиотеки.
|Номер | Наименование процесса, операции. | Единица | Норма |
|нормы | Состав работы |измерения|времени, |
| |Прием библиографических запросов| | |
| 1. |Принять библиографический запрос. Уточнить| Один | 0,008 |
| |тему, целевое и читательское назначение,| запрос | |
| |полноту источников, типы, виды и| | |
| |хронологические рамки запросов | | |
| |Выполнение тематической справки. Поиск и| Одна | |
| |отбор документов. Составление| справка | |
| |Письменно. Количество источников: | | |
| |Устно. Количество источников: | | |
| |справки. Установление наличия или место| | |
| |нахождения документа или его части в фонде| | |
| |Письменно. Количество источников: | | |
| |Устно. Количество источников: | | |
| |Выполнение уточняющей библиографической| одна | |
| |справки, устанавливающей и (или) уточняющей| справка | |
| |элементы библиографического описания,| | |
| |которые отсутствуют или искажены в запросе| | |
| |Письменно. Количество источников: | | |
| |Устно. Количество источников: | | |
| |Выполнение фактографической справки| одна | |
| |устанавливающей конкретные сведения о тех| справка | |
| |или иных объектах, событиях, процессах,| | |
| |Письменно. Количество источников: | | |
| |Устно. Количество источников: | | |
| |Консультация у справочно-библиографического| | |
| 18. |Провести беседу об организации и| одна | 0,08 |
| |аппарата, по методике библиографического| тация | |
| |Ведение фонда выполненных справок | | |
| 19. |Отобрать справки для фонда, разложить по| одна | 0,08 |
| |папкам (конвертам). Оформить справки | справка | |
| 20. |Составить карточку для архива. Указать| одна | 0,05 |
| |порядковый номер, тему, дату выдачи.|карточка | |
| |Поставить карточку в картотеку архива| | |
Справочно-библиографическое обслуживание
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ В БИБЛИОТЕКАХ
Общее понятие о справочно-библиографическом обслуживании (СБО)
На содержание и характер запросов, с которыми обращаются в библиотеки, оказывают влияние очень многие факторы-
Справочно-библиографическое обслуживание – это библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации (читателей).
Ответ на разовый запрос принято считать справкой.
Так как читателей интересуют самые разнообразные сведения, то и справки тоже выдаются разные:
по характеру информации (библиографические, фактографические),
по форме – устные (лично или по телефону), письменные – сложные справки, требующие выявления литературы по теме и оформления библиографического списка).
При наличии БД читателю предоставляется распечатка, содержащая информацию, адекватную запросу.
Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос, содержащий
Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), интересующие читателя — даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, ученого др.), толкование специального термина, точное наименование организации или учреждения и т. д.
Таким образом, справки отдельных видов различаются между собой конечным результатом, то есть тем, что получает читатель в ответ на свой запрос.
Кроме выдачи библиографических справок библиотеки проводят консультации. Библиографическая консультация — ответ на запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному использованию каталогов, картотек, библиографических указателей.
Отказ на запрос тоже считается справкой. Он содержит обоснование причины, по которой запрос читателя не может быть принят к исполнению (запрос не соответствует профилю библиотеки, справочно-библиографический аппарат не содержит нужной читателю информации и т. д.).
Главными составляющими СБО являются:
Общая программа (алгоритм) поиска по разовым запросам
(Основные этапы выполнения справки)
2 моделирование источников поиска
Особенности выполнения справок отдельных видов
Выполнение тематических библиографических справок.
Тематической называется справка, содержащая библиографическую информацию по определенной теме
Понятие «тема» имеет широкое смысловое значение: это может быть учебная тема, какой-то вопрос, жизнь и деятельность какого-либо лица, информация о крае или стране и т. п.
Большинство тематических запросов удовлетворяется с помощью систематического каталога, картотек и БД, БП, близких по содержанию теме запроса. Просматриваются также прикнижные и внутрижурнальные библиографические материалы, сами издания — книги, газеты, журналы, периодические сборники и другие материалы, особенно в тех случаях, когда читателя интересует особо актуальная тема или проблема.
Решение вопроса о том, что именно предложить читателю — две-три книги, статью из журнала, тематический указатель литературы или статью в справочном издании — зависит не только от формулировки темы в запросе, но и от цели, с которой читатель обращается за справкой, от уровня его подготовки, характера его деятельности.
При выполнении тематических справок очень важно бывает установить смысловую связь между содержанием запроса и содержанием предлагаемых читателю произведений. Если читатель формулирует тему запроса слишком широко, в беседе с ним следует постараться выяснить, что его интересует в первую очередь, и таким образом конкретизировать тематические (а иногда и хронологические) рамки запроса. Типичным примером слишком общей и широкой формулировки может служить запрос на литературу по теме: «Великая Отечественная война». Из беседы с читателем в большинстве случаев становится ясно, что его интересует начало или, наоборот, заключительный этап, причем не вообще литература об этом, а самые новые документы или воспоминания участников боевых операций.
При выполнении узкоспециальных тематических запросов главная трудность заключается в том, что в библиотеке может и не оказаться книг, специально посвященных данной теме. СК и СКС не всегда обеспечивают выполнение подобных запросов. В таких случаях необходимо обратиться к книгам более общего содержания, выявить главы, разделы, параграфы и даже отдельные фрагменты, содержащие информацию по данному запросу. Так, например, не в каждой библиотеке имеются книги, полностью посвященные живописи древнего Пскова, однако в изданиях по истории русской живописи, представленных в фонде, наверняка найдется интересная информация и по этому вопросу.
Запросы читателей, связанные с поиском литературы о жизни и творчестве каких-либо деятелей, выполняются по различным источникам: по алфавитному каталогу (персоналии), систематическому каталогу (соответствующий отдел), по картотеке персоналий (если таковая ведется в библиотеке), СКС или другой общей библиографической картотеке (по соответствующей рубрике или «Ключу персоналий» к картотеке), по биобиблиографическим указателям (словарям), календарям знаменательных и памятных дат. Используются также энциклопедии, биографические словари и справочники, издания более общего содержания, сборники воспоминаний.
При выполнении запросов краеведческой и страноведческой тематики также необходимо выяснить как цель обращения к литературе, так и интересующий читателя аспект: одного может интересовать общая характеристика страны или региона, другого — экономическое положение, третьего — история и т. д. При этом используются разделы систематического каталога, краеведческий каталог (или картотека), библиографические пособия страноведческого или краеведческого содержания.
Выполнение уточняющих библиографических справок.
Уточняющая библиографическая справка — это библиографическая справка, устанавливающая и (или) уточняющая элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе читателя
Методика и успех уточняющего библиографического поиска определяются тем, какие элементы библиографического описания уже известны читателю, насколько они полны и правильны (точны). Уточнять библиографические данные приходится из-за следующих наиболее распространенных ошибок, допускаемых читателями: искажена фамилия автора, неправильно указаны его инициалы; произведения одного автора «приписаны» другому; редактор (переводчик, составитель) выдается за автора; в запросе неточно приведено заглавие; неизданная работа принята за уже вышедшую в свет; статья из журнала или сборника представлена как моноиздание и т. д.
Выполнение уточняющих справок начинается
Опыт показывает, что если разыскиваемого издания нет среди книг, то это скорее всего статья из журнала или сборника. В таком случае выясняют приблизительные данные о времени публикации нужных работ, о журналах и сборниках, в которых они могли быть опубликованы.
Серьезную помощь в этом оказывают годовые указатели содержания журналов (в последних номерах за год) и специальные библиографические указатели — указатели содержания журналов (например, журнала «Иностранная литература», «Вопросы литературы» и др.).
При поиске данных о статье какого-либо автора часто обращаются к изданиям его трудов, справочным изданиям или работам, посвященным данному лицу. Чтобы хронологически ограничить круг источников поиска, заранее выясняют даты его жизни и деятельности.
В публичных библиотеках большое количество справок выдается на уточнение заглавий произведений и установление авторов художественных произведений по заглавиям, например «Ножи и бритвы» («Лезвие бритвы» И. Ефремова
Особая разновидность уточняющих библиографических справок — это установление автора и источника цитирования. В таких случаях очень важно выработать свой алгоритм поиска, ибо нужно четко представлять, сколько в задаче известных (и что именно известно), а сколько
неизвестных (и что именно неизвестно) параметров. В соответствии с этим и намечаются источники поиска — издания произведений предполагаемого автора, цитаты и высказывания о нем, библиографические пособия по теме, сборники крылатых слов и изречений и т. п.
К уточняющим библиографическим справкам относится и редактирование библиографических данных произведений печати, содержащихся в читательских требованиях.
Выполнение адресных библиографических справок.
Адресной называется — библиографическая справка, в процессе выполнения которой устанавливается наличие и (или) местонахождение запрашиваемого читателем документа в определенном фонде — в ЦБ или библиотеке-филиале.
Адресные библиографические справки выполняются, как правило, оперативно и не требуют сложных разысканий. Зная полные и точные библиографические данные книги, сотрудник библиотеки обращается к каталогам — алфавитному, электронному или советует читателю сделать это самостоятельно. В тех случаях, когда читателя интересует публикация определенного произведения в периодическом издании (например, нового романа, статьи, рецензии), сначала просматриваются соответствующие деления картотек и по аналитическим описаниям устанавливаются нужные сведения, а затем проверяется наличие того или другого журнала, периодического сборника в библиотеке. В ЦБС для этого используются сводные картотеки периодических и справочных изданий, поступающих в ЦБ и библиотеки-филиалы.
Нередко выполнение запроса о наличии и местонахождении нужного читателю издания является продолжением уточняющего библиографического поиска, так как читатель, естественно, заинтересован в получении самих книг и журналов.
Выполнение фактографических справок.
Выполнение фактографических справок по разовым запросам предполагает в первую очередь использование справочных изданий. Главное условие успешного поиска — знание библиотекарем (библиографом) назначения, содержания и структуры используемых справочных изданий, их вспомогательного аппарата, быстрое и точное определение кратчайшего пути поиска. Если, например, требуется узнать значение специального термина, относящегося к философии или литературоведению, правильнее всего обратиться к терминологическим словарям или отраслевым энциклопедическим изданиям, так как в универсальных энциклопедиях и энциклопедических словарях значение термина рассматривается, как правило, с точки зрения его происхождения, без учета специфики той области, в которой он применяется.
Кроме справочных, используются другие издания из СБФ: официальные издания, библиографические пособия федеральных и региональных центров, в которых могут содержаться нужные сведения (конкретные факты) о людях, событиях, из истории научных открытий и т. п.
В ряде случаев бывает необходимо просмотреть статьи из газет и журналов, в которых приводятся новейшие данные по экономике, политике и другим областям науки и производства.
Учет и анализ справочоно-библиографического обслуживания
Все подразделения, ведущие справочно-библиографическое обслуживание, учитывают выдаваемые по запросам читателей справки по единой форме.
Учету подлежат библиографические справки, библиографические консультации, фактографические справки.
Тематические библиографические справки учитываются по числу составленных библиографических списков или выданных читателю устных справок.
Уточняющие библиографические справки — по количеству справок, в процессе выполнения которых устанавливались и (или) уточнялись элементы библиографического описания (к ним относится также библиографическая доработка требований читателей на литературу).
Адресно-библиографические справки учитываются по количеству изданий, наличие и (или) местонахождение которых в фонде данной библиотеки устанавливалось в процессе поиска.
Библиографические консультации учитываются в особой графе.
Фактографические справки тоже учитываются отдельно — по количеству выявленных или уточненных сведений.
Общее количество справок устанавливается путем суммирования справок, выданных по запросам читателей всеми подразделениями ЦБС.
Запросы, которые перенаправляются из ЦБ в другие библиотеки в связи с невозможностью их выполнения в данной библиотеке, только регистрируются, но не учитываются как выполненные.
Анализ СБО
В целях повышения уровня справочно-библиографического обслуживания в соответствии с современными требованиями необходимо регулярно проводить как количественный, так и качественный анализ выполненных справок. Главная цель анализа — изучение тематики, характера запросов, читательских группп обращающихся за справками, источников библиографического поиска. Это касается, прежде всего, сложных или трудоемких по методике, а также всех случаев перенаправления библиографических запросов (а по существу — отказов читателям).
Данные анализа позволяют выявить соответствие состава и содержания фондов запросам читателей, пробелы в организации СБА, недочеты в библиографической подготовке библиотекарей, недостаточно высокий уровень квалификации библиографов ЦБ, наметить программу совершенствования справочно-библиографического обслуживания. Кроме того, результаты анализа дают возможность получить представление об уровне библиотечно-библиографической грамотности читателей, эффективности использования ими различных частей СБА, в частности рекомендательных пособий, установить причины ответов, не удовлетворивших читателей, откорректировать планы по их библиографическому обучению.
Одним из показателей эффективности СБО в ЦБС должно быть увеличение числа библиографических консультаций, и, наоборот, сокращение числа простейших справок, выполняемых для читателей, а также уменьшение неправильно заполненных читательских требований на книги.
Контрольные вопросы