в шахматах плюс что значит
Шахматная нотация или система знаков
Здравствуйте дорогие гости нашего сайта. В данной статье мы расскажем вам о том, что такое шахматная нотация и для чего вам просто необходимо ее знать.
А после прочтения этой статьи вы уже, как настоящий, профессиональный шахматист, будете знать шахматную нотацию от А до Я и мы дадим вам нотацию очень крутой шахматной партий, чтобы вы попрактиковались и убедились, что вы теперь профи. А теперь к делу…
Шахматная нотация – это, говоря простым, понятным языком, запись ходов в шахматах.
А если обратиться к материалам википедии и почитать, что такое шахматная нотация там, то вы прочитаете, что это система обозначений ходов, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Короче тоже самое.
Для чего нужно знать нотацию в шахматах? Для того чтобы:
1. Научиться записывать партию.
2. Научиться читать и понимать шахматные книги
3. Научиться играть в слепую на 45 досках как Алехин.
4. Научиться разбирать шахматные партии гроссмейстеров
Знайте, очень важно уметь записывать свои партии игры на лист бумаги, как при игре дома, так и на соревнованиях, чтобы потом уже после партии анализировать свою игру (и игру соперника) на ошибки.
Именно так повышается мастерство, профессионализм и ваш рейтинг (Эло). А не тогда, когда вы играете годами с друзьями в блиц без анализа.
Кстати возьмите себе на заметку, что слишком частая игра в блиц приводит даже к ухудшению игры в шахматах. Лучше играть рапид или классику, где есть время подумать.
Шахматные нотации бывают нескольких видов, но вам по всем видам лучше не заморачиваться и знать только одну — алгебраическую.
Эта нотация самая известная, самая официальная и применяется на всех соревнованиях, чемпионатах, турнирах и т.д. Шахматная федерация ФИДЕ так же ведет контроль партий именно по этой нотации.
Давайте перейдем к основам, и мы понятным языком объясним вам базу алгебраической шахматной нотации. Вот смотрите доска:
Видите, синюю точку в центре? Какое это поле? Все верно, это поле d5. Потому что оно находится на пересечении линии буквы «d» и линии цифры «5». А вот это какое поле?
Правильно. Это поле – b3. И так далее. Каждое поле доски имеет свое название. А вот собственно они все:
Теперь смотрим запись одной из самых коротких партий в истории шахмат:
1.e4 e5 2.Сс4 Kc6 3.Фh5 d6 4.Фхf7# — русская нотация
1.e4 e5 2.Bс4 Nc6 3.Qh5 d6 4.Qхf7# — то же самое, только английская нотация
Это партия где белые ставят так называемый детский мат. Давайте смотреть на нотацию, выставлять ходы на доске и анализировать партию. Доску взяли? Фигуры расставили? Мы да. Вот:
Первый ход e4 e5 то есть белые сходили e4, а черные ответили e5. Выглядит это вот так:
Далее второй ход Cc4 Kc6.
Cc4 – это слон ходит на клетку c4, а Kc6 – это конь черных ходит на c6. Вот перед вами таблица обозначений:
Название фигуры | Русское обозначение | Английское обозначение |
---|---|---|
Пешка | п или ничего | p (pawn) или ничего |
Слон | С | B (bishop) |
Конь | К | N (kNight) |
Ладья | Л | R (rook) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Король | Кр | K (king) |
В итоге видим такую картинку:
Далее третий ход Фh5 d6. Смотрим:
Ну и заключительный ход делают белые — Фхf7# и ставят мат черному королю.
Вот собственно и вся шахматная нотация дорогой друг. Нет в ней ни чего сверхъестественного и сложного. Все остальные партии пишутся аналогично. НО!
В некоторых книгах по шахматам, которые вы будете читать, может быть нотация и вот такого вида:
По сути, та же самая запись партии детского мата, что показана выше, только здесь, как вы можете заметить, в записи присутствуют обозначения клеток доски на которых фигура изначально стояла, а не только обозначения клеток – куда сходила фигура.
Так же, кроме обозначения фигур и клеток ходов, вы должны знать прочие знаки в шахматной нотации, такие как шах, мат, сильных ход. Слабый ход, интересный ход и т.д. Вот таблица этих обозначений:
Знак | Обозначение знака |
---|---|
+ | Шах |
++ | Двойной шах |
# | Мат |
х | Взятие фигуры (съел) |
0-0 | Рокировка |
0-0-0 | Длинная рокировка |
! | Хороший ход |
!! | Отличный ход |
? | Слабый ход |
?? | Грубая ошибка |
!? | Ход, заслуживающий внимания |
?! | Сомнительный ход |
Это вот все базовые обозначения, которые вы должны знать, а вообще их еще больше. Но! Не стоит в это углубляться, потому что они вам не понадобятся…
Еще кое что. В случае превращения пешки на краю доски в какую либо фигуру, в нотации ставится буква фигуры, в которую она превратилась. Допустим вы играете за белых и после хода черных Qc5, ваша пешка стоящая на b7 превращается в ладью на b8. В таком случае записывается это так: b8R.
Бывают еще такие ситуации, когда на одну и ту же клетку могут сходить 2 одинаковые фигуры игрока. Вот например:
В нотации нам нужно записать, что именно конь с b2 встает на c4, но на поле c4 может пойти и конь с поля e3. Поэтому чтобы не запутаться при разборе партии или правильно записать в нотации свою партию, то пишется вот так: Nbc4.
Ход черных, и они хотят пойти ладьей именно с f8 на f4. А на f4 может пойти и ладья с f2 верно? В таком случае запись в нотации делается вот так: R8f4.
В конце партии как правило на бланке проставляется результат игры:
Ну вот в принципе и все. Как вам статья? Мы думаем, что теперь, вы можете с легкостью читать шахматные книги, записывать свои партии и разбирать их на ошибки.
А теперь время попрактиковаться. Давайте ка, берите доску, расставляйте фигурки и смотрите какую прекрасную партию сыграли в 1851 году Адольф Андерсен и Лионель Кизерицкий.
В мире шахмат она названа как «Бессмертная партия». Вот ее нотация:
1. e2-e4 e7-e5
2. f2-f4 e5:f4
3. Cf1-c4 Фd8-h4+
4. Kpe1-f1 b7-b5?
5. Cc4:b5 Kg8-f6
6. Kg1-f3 Фh4-h6
7. d2-d3 Kf6-h5
8. Kf3-h4 Фh6-g5?
9. Kh4-f5 c7-c6
10. g2-g4 Kh5-f6
11.Лh1-g1! c6:b5
12. h2-h4 Фg5-g6
13. h4-h5 Фg6-g5
14. Фd1-f3 Kf6-g8
15. Cc1:f4 Фg5-f6
16. Kb1-c3 Cf8-c5
17. Kc3-d5 Фf6:b2
18. Cf4-d6 Cc5:g1
19. e4-e5!! Фb2:a1+
20. Kpf1-e2 Кb8-a6
21. Kf5:g7+ Kpe8-d8
22. Фf3-f6+!! Kg8:f6
23. Cd6-e7#
Алгебраическая нотация
Самая простая и распространенная форма записи шахматных партий называется алгебраической. Здесь каждому полю шахматной доски соответствуют буква и цифра.
Заглавные буквы используются для обозначения фигур:
Kр: Король
Ф: Ферзь
Л: Ладья
С: Слон
К: Конь
П: пешка (но по общепринятой практике «П» при записи обычно опускается)
Как записать ход
Чтобы записать ход, укажите название фигуры и поле, куда она идет. Если фигура совершает взятие, перед координатами поля назначения мы пишем символ «x», обозначающий «взятие».
Специальные символы
x: взятие
0-0: короткая рокировка
0-0-0: длинная рокировка
+: шах
#: мат
!: хороший ход
?: плохой ход
Можно ставить несколько знаков «!» и «?», чтобы усилить оценку.
Как избежать двусмысленности
Записи Лd1 недостаточно, чтобы определить, какая ладья делает ход.
Если обычная нотация неоднозначна, добавьте в запись дополнительную букву или цифру, которая указывает на исходное положение той фигуры, которая делает ход. В нашем случае запись Лad1, ладья с вертикали a на поле d1, решает эту проблему. Когда пешка берет фигуру соперника, всегда записывайте исходную вертикаль, как мы сделали выше, написав fxe4 и gxf6.
Другие обозначения
Скачать бесплатный бланк для записи партий
Вы можете скачать бесплатные бланки здесь, или купить книжку, вроде этой чтобы записывать партии, но начать можно и с обычного разлинованного тетрадного листа.
В шахматах плюс что значит
Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.
В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус).
В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.
Шахматы, расставленные в начальное положение.
Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали — латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.
Фигура Русское сокращение Английское сокращение
Пешка п или ничего p (pawn) или ничего
Полная запись ходов
Запись хода состоит из таких компонентов:
Например, в русской нотации детский мат записывается так:
Та же партия в международной нотации:
Рокировка в длинную сторону записывается как 0—0—0, в короткую как 0—0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
Сокращённая запись ходов
Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:
Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.
Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.
В международной нотации
Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:
Иногда пропускают и знаки взятия.
Реже применяется полный аналог русской нотации (4. Qxf7#).
Шахматная нотация или Правила записи шахматной партии
Дата публикации: 2021-03-18
Шахматная нотация – это способ, с помощью которого записываются партии. Она нужна для того, чтобы можно было повторно посмотреть партию, показать ее другу или просто написать шахматную книгу.
В большинстве стран принята алгебраическая нотация, т.к. это самая простая форма. В ней каждому полю на шахматной доске соответствует буква и цифра:
Таким образом мы видим, что адрес поля на шахматной доске формируется пересечением вертикали и горизонтали и записывается сначала буква, а потом цифра.
Ниже показаны как обозначаются все поля
Теперь давайте посмотрим запись детского мата в шахматах:
1. e4 e5 2. Qh5?! Nc6 3. Bc4 Nf6?? 4. Qxf7# – это запись в английской нотации
1. e4 e5 2.Фh5?! Кc6 3. Сc4 Кf6?? 4. Фxf7# – это запись в русской нотации
Прежде, чем разбираться что здесь написано приведем таблицу обозначения фигур и специальных шахматных знаков
Итак, шахматные фигуры:
Название фигуры | Русское обозначение | Английское обозначение |
Пешка | п или ничего | p (pawn) или ничего |
Слон | С | B (bishop) |
Конь | К | N (kNight) |
Ладья | Л | R (rook) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Король | Кр | K (king) |
Так же, кроме обозначения фигур и клеток ходов, вы должны знать специальные шахматные знаки:
Знак | Обозначение знака |
---|---|
+ | Шах |
++ | Двойной шах |
# | Мат |
х | Взятие фигуры (съел) |
0-0 | Рокировка |
0-0-0 | Длинная рокировка |
! | Сильный ход |
!! | Очень сильных ход |
? | Слабый ход |
?? | Грубая ошибка |
!? | Ход, заслуживающий внимания |
?! | Сомнительный ход |
Теперь давайте вернемся к партии и посмотрим, что там происходит:
Первый делом белые и черные ходят пешкой: 1. e4 e5
Цифра 1. Указывает на номер хода.
e4 – указывает на то, что белые пошли пешкой (в данном случае мы не ставим обозначение пешки) на поле с координатой e4
e5 – вторая запись в ходе указывает на то, что черные пошли пешкой на поле с координатой e5
Теперь смотрим второй ход: 2. Qh5?! Nc6
В данном случае мы видим, что используется английская нотация, т.к. присутствует английское обозначение фигур.
Итак, цифра 2. указывает, что это второй ход.
Qh5?! – ход белых, Q указывает на то, что должен ходить ферзь, h5 – это координата поля, куда должен ходить ферзь. ?! – это комментарий хода, в данном случае он считается сомнительным.
Nc6 – ход черных, N указывает на то, что должен ходить конь, с6 – это координата поля, куда должен ходить конь.
Третий ход: 3. Bc4 Nf6??
Цифра 3. Указывает на то, что это третий ход
Bc4 – ход белых, B указывает на то, что должен ходить слон, с4 – это координата поля, куда должен ходить слон.
Nf6?? – ход черных, N указывает на то, что должен ходить конь, f6 – это координата поля, куда должен ходить конь. ?? – это комментарий хода, в данном случае это грубая ошибка, которая приводит к проигрышу в партии.
Четвертый ход: 4. Qxf7#
Вот запись полной партии:
В примере выше мы рассмотрели так называемую краткую шахматную нотацию, в которой указывается только название фигуры и поле куда она должна пойти.
В шахматных книгах вы можете встретить вот такую запись:
1. e2-e4 e7-e5
2. Qd1-h5?! Nb8-c6
3. Bf1-c4 Ng8-f6??
4. Qh5-f7#
1. e2-e4 e7-e5
2. Фd1-h5?! Кb8-c6
3. Сf1-c4 Кg8-f6??
4. Фh5-f7#
Отличие ее от краткой записи заключается в том, что после название мы сначала указываем координаты поля, где стоит фигура, а затем координаты поля, куда фигура должна пойти.
Еще несколько тонкостей.
1. Запись хода, когда превращается пешка.
На диаграмме ход белых. Они ставят пешку на 8-ю линию и превращают ее в ферзя.
В шахматной нотации это будет выглядеть так: 1. e8Q, т.е. мы указываем, что пешка должна пойти на поле е8 и превратиться в Q, т.е. ферзя. Соответственно, если мы ходим превратить в ладью, то вместо Q пишем R
2. Как записать ход, когда на одну и туже клетку может пойти две одинаковые фигуры?
Белые хотят походить конем на поле с3. Если мы запишем ход таким образом 1. Nc3, то из него не будет понятно какой конь должен встать на поле с3. Поэтому в краткой нотации есть дополнительное правило – если на одно и тоже поле может встать две одинаковые фигуры, то мы должны дополнительно указать либо вертикаль, либо горизонталь, на которой стоит нужная нам фигура. Если при указании вертикали мы не можем однозначно определить фигуру, то тогда вместо вертикали указываем горизонталь.
В данном случае ходит зеленый конь и правильная запись хода должна быть такой: 1. N2c3
Читается это так: должен ходить конь, который стоит на 2-й горизонтали на поле с3.
Еще несколько примеров:
В данном случае запись будет 1. Ncd4 – конь, который на вертикали с должен ходить на поле d4
Здесь 1. R1d4 – ладья, которая на первой горизонтали должна пойти на поле d4
Запись хода при взятии пешкой
Когда пешка берет фигуру соперника или другую пешку, то всегда записывайте исходную вертикаль, на которой была пешка, затем знак взятия и координаты поля, на котором произошло взятие:
Надеемся, что статья вам понравилась и вы научитесь записывать и читать шахматную нотацию.
Правила игры в шахматы: полное руководство
Дата публикации: 2021-07-03
Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?
Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:
Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.
Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.
Шахматная партия необязательно заканчивается матом. Часто игроки видят своё поражение и заранее добровольно сдаются. Кроме того, иногда игра может закончиться в ничью, так называемым «Патом».
Игроки ходят по очереди. Игрок имеет право перемещать по одной фигуре за каждый ход. Если перемещаемая вами фигура заканчивает свой ход на поле, занятом фигурой противника, то вы можете взять или «съесть» фигуру соперника. Для этого нужно убрать фигуру соперника с доски и на её поле поставить свою фигуру, которой вы ходили.
Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.
Стартовая позиция в шахматах
В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:
Название шахматной фигуры | Обозначение | Количество |
Король | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ладья | 2 | |
Слон | 2 | |
Конь | 2 | |
Пешки | 8 |
Фигуры начинают игру с этих позиций:
Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.
Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:
Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры
Особые правила для пешек
Двойной прыжок
Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.
Превращение пешки
Пешки идут только вперёд. Все остальные фигуры могут ходить назад. Когда пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём, но не королём. Можно иметь более одного ферзя. Новая фигура заменяет пешку на «поле превращения».
Взятие на проходе
Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.
Шахматные ходы
Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.
Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.
Правила взятия шахматных фигур
Фигура забирается или «съедается», когда игрок перемещает фигуру на то же поле, где стоит фигура соперника. Взятые фигуры снимаются с доски и исключаются из игры. Если есть возможность взятия фигуры, то игрок не обязан её забирать. А также нельзя брать свои фигуры.
Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.
Правила шаха
Король находится под шахом, когда противник может взять его на следующем ходу. Короля нельзя оставлять под шахом. Он должен быть немедленно спасён текущим ходом, который выведет его из-под шаха. Игрокам запрещено оставлять своего короля под шахом или делать ход, ставящий его под шах. В игре нельзя выиграть, взяв короля, который идёт под шах или не выходит из-под шаха. В товарищеских играх принято говорить «шах», когда королю сделан шах, но на этот счёт нет никаких правил.
Выход из-под шаха
Есть три способа выйти из-под шаха:
Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.
Правила Мата
Когда король находится под шахом и нет возможности выйти из него, ему ставится «мат». Король не может избежать своей судьбы, и игра окончена. Фактический захват короля никогда не происходит на шахматной доске, даже если это цель игры! В этом примере белый король находится под шахом от одной из ладей.
Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!
Шахматные правила рокировки
Во время игры каждый игрок может сделать специальный ход, называемый рокировкой. Это единственный случай в шахматах, когда две фигуры могут двигаться за один ход. Рокировка выполняется королём и ладьёй и может быть сыграна только после того, как фигуры между ними убраны. Сначала король перемещается на два поля вправо или влево, а затем ладья из этого угла «перепрыгивает» на поле, которое пересёк король.
Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.
Рокировка не допускается когда:
Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.
Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг
Правила ничьи
Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:
1. Пат.
Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.
2. Нет материала, чтобы поставить мат.
Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:
Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
4. Правило 50-ти ходов.
Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.
5. Тройное повторение.
Позиция была достигнута трижды.
Правила соревнований по шахматам
Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.
После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.
В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.
Игра также заканчивается ничьей, когда ни один из игроков не может поставить мат королю соперника. В такой момент игра зашла в «мёртвую позицию». В этой ситуации никто не может претендовать на победу.
Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.
Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.
Правило пятидесяти ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.
Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
Трёхкратное повторение
Любой из игроков может претендовать на ничью, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция была заявлена как «одинаковая», фигуры одного и того же типа должны находиться на одних и тех же полях с одинаковыми возможными ходами (включая рокировку и взятия на проходе). А также должен быть ход того же игрока. Позиция не должна повторяться три раза подряд, и она не должна возникать в результате повторения одних и тех же ходов.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход и до того, как сделает ход. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая появится после предполагаемого хода.
Вечный шах
Другие правила шахмат
Правила расстановки шахматной доски
Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.
Цвета
Игроки должны случайным образом решить, у кого будут белые и чёрные фигуры. Распространённый метод, известный как «пешечное угадывание», заключается в том, что один игрок прячет за спиной в каждой руке по пешке разного цвета. Оппонент выбирает руку и получает её цвет. Если играется более чем одна игра, цвет фигур меняются каждый раз.
Сдача партии
Игрок может сдаться в любой момент, сказав: «Я сдаюсь». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.
Завершённый ход
Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.
Незаконные ходы
Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.
Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.
Поведение
Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.
Помощь
Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.
Правило тронул-ходи
Если игрок касается одной из своих фигур, он должен ей ходить. Если он касается одной из фигур соперника, он должен её забрать. Чтобы выровнять фигуры на своих полях без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Я поправляю».
Смотрите также: Правило тронул-ходи
Шахматные часы
Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.
Здесь приведены лишь несколько основных правил:
Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.
Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.
Правильный способ предложить ничью:
Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.
Итоги
Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.
Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом 🙂