в сени к нам летит что это значит
Слова Алексея Плещеева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Дожили! Русские люди не знают, что такое сени. Это «типо» прихожей в деревенском доме между входной дверью и дверью в отапливаемую часть дома. Ласточки могут вить гнёзда в таком помещении.
В «прихожей» ласточка не сможет свить гнездо, в старину «сéнями» назывались кроны (множественное число) деревьев, образующие как бы шатёр и возможное укрытие для человека.
настала весна и прилетели весение птицы, которых зимой нет на территории нашей страны, в данном случае прилетела ласточка, думаю вид птицы и почему именно ласточка было просто выбрано потому что подходит в рифму, а не по смыслу)
То-есть когда наступает Весна птицы прилетают с теплых краев и одна из таких птиц это _ЛАСТОЧКА_ (Ласточка с весною ). А (В сени к нам летит) Значит что она вся в сени значит она ждала этого и летит с желанием ) Вроде так)
Я уверена, что все знают, что такое сени в русской избе, но непонятно, почему ласточка летит именно в сени. Думаю, автору повезло, если у него в сенях свила гнездо птичка, а у нас в основном они селятся под крышей.
Дожили! Русские люди не знают, что такое сени. Это «типо» прихожей в деревенском доме между входной дверью и дверью в отапливаемую часть дома. Ласточки могут вить гнёзда в таком помещении.
Ласточка с весною.
ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ.
Размышление учителя русского языка и литературы
В помощь молодым родителям
ЛАСТОЧКА
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Стихотворение входило в «Родное слово» К. Д. Ушинского.
Как преподавателю русского языка и литературы со стажем в 41 год, мне до боли ясна причина «учения с мучением». Возможно, и есть дети, награждённые от природы хорошей зрительной и слуховой памятью. В таком случае, безо всякой предварительной работы над стихом, ребёнок машинально усвоит текст и без запинок его воспроизведёт. Но в большинстве подобных случаев нужна предварительная работа. И, надо сказать, она нужна всем, в том числе и тем, кто хорошо стихи запоминает.
В чём же будет эта работа состоять. Конечно же, в задушевной беседе с ребёнком по поводу картин и событий, запечатлённых в стихе. Видел ли когда ученик ласточку вживую? Здесь необходим зрительный образ птицы, и Интернет в этом поможет. А что ребёнок знает о ласточках, о их жизни и повадках? Хотя бы краткий рассказ об этом так же необходим.
Это так называемая работа вокруг текста. Кстати, в царской России ( а стихи написаны Плещеевым в 1858-ом году, за три года до отмены крепостного права ) в учебных заведениях, лицеях и гимназиях, учебный план отводил достаточно времени межпредметным связям. Допустим, если в стихотворении встречался образ животного, например, лошади, то отдельный урок давал широкие сведения о лошадях, если героями литературного произведения были птицы, то подробнейшим образом гимназисты знакомились с их повадками и прочими особенностями.
Аналогом «сеней» в современном русском языке может служить слово «коридор», «прихожая», но только в том случае, если они не отапливаемые и не являются частью жилого помещения.
Можно себе представить, с какой радостью не только сельский ребёнок, но и любой взрослый встречал весною прилёт ласточки, уверовав в то, что она несёт на своих крыльях счастье и обновление. Не зная этого, не чувствуя ликующего посыла, которым пронизано всё стихотворение, наш интернетный горе-ученик мучается скукой и досадой от неподдающихся ему строк.
А дело в том, что ласточка и НЕ летит ВМЕСТЕ с весною, она летит сама по себе в весеннюю пору.
Но на этом мне не хочется завершать свою статью, а, прихотливым влечением, продолжить разговор об образе ласточки в русской мифологии и поэзии, выйдя за узкие рамки семейного воспитания, предоставленного нам упомянутым видеороликом.
В Словаре Грушко » Славянская мифология» читаю:
«Ласточка — чистая, святая птица, наделяемая женской символикой. В песне ЛАСТОЧКА уподобляется Божьей Матери (К: см. Макошь): “Ой на Дунаечку, на бережечку, / Там ластiвочка та купалася, / То не ластiвочка, то Божа Мати. ” ЛАСТОЧКА и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ЛАСТОЧКА славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: “Святый Боже, святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас”. В народной легенде о распятии Христа ЛАСТОЧКИ, в отличие от воробьев, старались избавить его от мучений: кричали “умер, умер!”, похищали гвозди, вынимали колючие тернии из тернового венца Христа и носили ему воду. Оттого гнездо ЛАСТОЧКИ под крышей обеспечивает дому счастье и благодать, и большой грех разорять ее гнездо, убивать ее или употреблять в пищу.
Что в статье Л.Л. Бельской, доктора филологических наук, «Ласточка в русской поэзии» «рассматривается многозначность образа ласточки в русской поэзии XX века как символа души, свободы, творчества, любви, весны, трагического противостояния жизни и смерти (живая, слепая, мертвая ласточка), материнства, домовитости». А эпиграфы к статье, строки из Г.Державина и О. Мандельштама, как две широчайшие временные грани, на протяжении веков несущие в русской поэзии образ опоэтизированной птички-невелички:
О домовитая ласточка!
Г. Державин
Слепая ласточка бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О. Мандельштам
Что на стихотворение А. Плещеева «Ласточка», не подчинившееся ученику-второкласснику, уже в 21-ом веке, в 19-20 веках будет написана музыка П. И. Чайковского, М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, В. И. Ребикова и других композиторов.
Что хочется приложить, наконец, несколько понравившихся мне стихов о ласточке, из списка Сурат Ирины Захаровны, и названных ею шедеврами:
Гаврила Державин
Ласточка
О домовитая Ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь красно-бела, касаточка,
Летняя гостья, певичка!
Ты часто по кровлям щебечешь,
Над гнездышком сидя, поешь,
Крылышками движешь, трепещешь,
Колокольчиком в горлышке бьешь.
Ты часто по воздуху вьешься,
В нем смелые круги даешь;
Иль стелешься долу, несешься,
Иль в небе, простряся, плывешь.
Ты часто во зеркале водном
Под рдяной играешь зарей,
На зыбком лазуре бездонном
Тенью мелькаешь твоей.
Афанасий Фет
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила, —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Осип Мандельштам
Ласточка
Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветет.
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывет.
Среди кузнечиков беспамятствует слово.
И медленно растет как бы шатер иль храм,
То вдруг прокинется безумной Антигоной,
То мёртвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья!
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать, —
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Всё не о том прозрачная твердит,
Всё ласточка, подружка, Антигона.
А на губах, как черный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.
( Прокинется — здесь: прометается, взовьется.
Антигона — дочь фиванского царя Эдипа, последовавшая за ним в изгнание; здесь — символ дочернего самопожертвования.
Стигийский — от Стикса, реки в царстве мертвых.
И выпуклую радость узнаванья. — Ср. в статье «Слово и культура» (II, 171). О творческой природе узнаванья у Мандельштама см. также HM-II, с. 22 — 23. В античной поэтике «узнавание» было сугубо техническим термином.
Владимир Набоков
Ласточка
Однажды мы под вечер оба
стояли на старом мосту.
Скажи мне, спросил я, до гроба
запомнишь — вон ласточку ту?
И ты отвечала: еще бы!
И как мы заплакали оба,
как вскрикнула жизнь на лету.
До завтра, навеки, до гроба —
однажды, на старом мосту.
Что же ты делаешь с нами, милая ласточка.
Ласточка с весною.
ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ.
Размышление учителя русского языка и литературы
В помощь молодым родителям
ЛАСТОЧКА
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Стихотворение входило в «Родное слово» К. Д. Ушинского.
Как преподавателю русского языка и литературы со стажем в 41 год, мне до боли ясна причина «учения с мучением». Возможно, и есть дети, награждённые от природы хорошей зрительной и слуховой памятью. В таком случае, безо всякой предварительной работы над стихом, ребёнок машинально усвоит текст и без запинок его воспроизведёт. Но в большинстве подобных случаев нужна предварительная работа. И, надо сказать, она нужна всем, в том числе и тем, кто хорошо стихи запоминает.
В чём же будет эта работа состоять. Конечно же, в задушевной беседе с ребёнком по поводу картин и событий, запечатлённых в стихе. Видел ли когда ученик ласточку вживую? Здесь необходим зрительный образ птицы, и Интернет в этом поможет. А что ребёнок знает о ласточках, о их жизни и повадках? Хотя бы краткий рассказ об этом так же необходим.
Это так называемая работа вокруг текста. Кстати, в царской России ( а стихи написаны Плещеевым в 1858-ом году, за три года до отмены крепостного права ) в учебных заведениях, лицеях и гимназиях, учебный план отводил достаточно времени межпредметным связям. Допустим, если в стихотворении встречался образ животного, например, лошади, то отдельный урок давал широкие сведения о лошадях, если героями литературного произведения были птицы, то подробнейшим образом гимназисты знакомились с их повадками и прочими особенностями.
Аналогом «сеней» в современном русском языке может служить слово «коридор», «прихожая», но только в том случае, если они не отапливаемые и не являются частью жилого помещения.
Можно себе представить, с какой радостью не только сельский ребёнок, но и любой взрослый встречал весною прилёт ласточки, уверовав в то, что она несёт на своих крыльях счастье и обновление. Не зная этого, не чувствуя ликующего посыла, которым пронизано всё стихотворение, наш интернетный горе-ученик мучается скукой и досадой от неподдающихся ему строк.
А дело в том, что ласточка и НЕ летит ВМЕСТЕ с весною, она летит сама по себе в весеннюю пору.
Но на этом мне не хочется завершать свою статью, а, прихотливым влечением, продолжить разговор об образе ласточки в русской мифологии и поэзии, выйдя за узкие рамки семейного воспитания, предоставленного нам упомянутым видеороликом.
В Словаре Грушко » Славянская мифология» читаю:
«Ласточка — чистая, святая птица, наделяемая женской символикой. В песне ЛАСТОЧКА уподобляется Божьей Матери (К: см. Макошь): “Ой на Дунаечку, на бережечку, / Там ластiвочка та купалася, / То не ластiвочка, то Божа Мати. ” ЛАСТОЧКА и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ЛАСТОЧКА славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: “Святый Боже, святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас”. В народной легенде о распятии Христа ЛАСТОЧКИ, в отличие от воробьев, старались избавить его от мучений: кричали “умер, умер!”, похищали гвозди, вынимали колючие тернии из тернового венца Христа и носили ему воду. Оттого гнездо ЛАСТОЧКИ под крышей обеспечивает дому счастье и благодать, и большой грех разорять ее гнездо, убивать ее или употреблять в пищу.
Что в статье Л.Л. Бельской, доктора филологических наук, «Ласточка в русской поэзии» «рассматривается многозначность образа ласточки в русской поэзии XX века как символа души, свободы, творчества, любви, весны, трагического противостояния жизни и смерти (живая, слепая, мертвая ласточка), материнства, домовитости». А эпиграфы к статье, строки из Г.Державина и О. Мандельштама, как две широчайшие временные грани, на протяжении веков несущие в русской поэзии образ опоэтизированной птички-невелички:
О домовитая ласточка!
Г. Державин
Слепая ласточка бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О. Мандельштам
Что на стихотворение А. Плещеева «Ласточка», не подчинившееся ученику-второкласснику, уже в 21-ом веке, в 19-20 веках будет написана музыка П. И. Чайковского, М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, В. И. Ребикова и других композиторов.
Что хочется приложить, наконец, несколько понравившихся мне стихов о ласточке, из списка Сурат Ирины Захаровны, и названных ею шедеврами:
Гаврила Державин
Ласточка
О домовитая Ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь красно-бела, касаточка,
Летняя гостья, певичка!
Ты часто по кровлям щебечешь,
Над гнездышком сидя, поешь,
Крылышками движешь, трепещешь,
Колокольчиком в горлышке бьешь.
Ты часто по воздуху вьешься,
В нем смелые круги даешь;
Иль стелешься долу, несешься,
Иль в небе, простряся, плывешь.
Ты часто во зеркале водном
Под рдяной играешь зарей,
На зыбком лазуре бездонном
Тенью мелькаешь твоей.
Афанасий Фет
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила, —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Осип Мандельштам
Ласточка
Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветет.
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывет.
Среди кузнечиков беспамятствует слово.
И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прокинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья аонид,
Тумана, звона и зиянья!
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется.
Но я забыл, что я хочу сказать, —
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Всё не о том прозрачная твердит,
Всё — ласточка, подружка, Антигона.
А на губах, как черный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.
( Прокинется — здесь: прометается, взовьется.
Антигона — дочь фиванского царя Эдипа, последовавшая за ним в изгнание; здесь — символ дочернего самопожертвования.
Стигийский — от Стикса, реки в царстве мертвых.
И выпуклую радость узнаванья. — Ср. в статье «Слово и культура» (II, 171). О творческой природе узнаванья у Мандельштама см. также HM-II, с. 22 — 23. В античной поэтике «узнавание» было сугубо техническим термином.
Владимир Набоков
Ласточка
Однажды мы под вечер оба
стояли на старом мосту.
Скажи мне, спросил я, до гроба
запомнишь — вон ласточку ту?
И ты отвечала: еще бы!
И как мы заплакали оба,
как вскрикнула жизнь на лету.
До завтра, навеки, до гроба —
однажды, на старом мосту.
Что же ты делаешь с нами, милая ласточка.
«Травка зеленеет, солнышко блестит…» Оказывается, это польская песенка!
У великого композитора Фредерика Шопена есть очень известный цикл польских песен. Одна из этих песен называется Poseł. Давайте заглянем в текст этой песни.
Zimne dni się mienią:
Ty, wierna jaskółko
Znow przed naszą sienią
А вот буквальный перевод на русский: «Травка растет, зимние дни миновали. Ты, верная ласточка, снова летишь в наши сени».
Ничего не напоминает? Все правильно, это же знакомые нам с детства строки: «Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит».
Но при чем тут поляки? Ведь это же стихотворение «Ласточка» русского поэта девятнадцатого века Алексея Плещеева!
Оказывается, знаменитая плещеевская «Ласточка» представляет собой перевод польского стихотворения, автором которого является Стефан Витвицкий.
Если вы откроете сборник стихотворений Витвицкого в переводе на русский язык, то увидите там цикл «Сельские песни». В цикле этом пять стихотворений. И первое из них начинается так:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит…
Все пять стихотворений переведены… Алексеем Плещеевым.
Собственно, сам Плещеев себе ничего не присваивал, он издавал свой перевод именно как перевод. Точно так же, например, в сборники Лермонтова регулярно включалось переведенное им стихотворение Гете «Горные вершины спят во тьме ночной…».
А Шопен? А Шопен просто положил на музыку произведение Витвицкого.
Стихи про ласточек
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Алексей Плещеев
Ласточка
Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнёздышки птенцам.
Скоро пёстрые яички
Будут в гнёздышках лежать.
Согревать их станут птички,
Малых деток поджидать.
(Н.Забила)
Из Африки весною
Ласточки летят,
Под крышами из глины
Гнёзда мастерят.
Летят, как самолётики,
Изящны и легки.
Раздвоенные хвостики,
Собой невелики.
Треугольным клювиком
Хватают на лету
Мошек и комариков,
Домой себе несут.
Похожие на ноты,
Сидят на проводах
И весело щебечут,
О солнце и дождях.
В.Мирясова
Улетела Ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Борис Заходер
Из-за синя моря,
Опустилась птица
Да во чисто поле.
После долгого пути
Чуть передохнула
И усталость тяжкую
С крылышек стряхнула.
Испила водицы
Из ручья родного.
Разлились по всей округе
Ее песни снова!
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
Афанасий Фет
И ко мне наведалась
Поразмять крыло,
Щебетала весело,
Что на ум пришло:
«Ничего не ведомо,
Ничего не гадано
И ничто не задано
Наперед судьбой,
А проститься надо нам
Навсегда с тобой».
Пожелал я ласточке
Всех заморских благ.
Это ты прости меня,
Коли что не так.
Не сойтись с горой горе,
Ты крутись в чужой жаре,
А я тут в своей норе
У зимы в плену
На своем родном дворе
Подожду весну.
Дмитрий Сухарев
Ласточку касаточкой
Ласково зовут
И весною радостно
Всей деревней ждут.
Ласточка
Ласточка-касатка,
Где твои ребятки?
Тихо в доме, ни души,
Где ластята-малыши?
Посмотри повыше,
Вон они – над крышей!
Научились летать,
Научились щебетать,
Чвир-чвир,
Чвир-чвир,
Дом для них теперь –
Весь мир!
Загадка про ласточку.
Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка?
Белый у неё животик.
И двойной как будто хвостик.