Составная часть сложных слов, обозначающая отношение к самолётам.
АВИАН
АВИАЛЬ
АВИАТОР
Массовая общественная организация в СССР, существовавшая в 1925-27.
Воздушные средства передвижения.
Летом и осенью 1940 года в «битве за Англию» участвовал в основном этот род войск.
Её история началась 17 декабря 1903 года после успешного полёта братьев Райт.
Это нерусское слово Велимир Хлебников предлагал заменить на слово «летоба».
Она бывает лёгкой и сверхлёгкой, санитарной и сельскохозяйственной, военной и гражданской.
В «Битве за Англию» 1940 года с обеих сторон участвовали представители преимущественно этого рода войск.
Зрелище в подмосковном Жуковском.
АВИАБАЗА
Место работы, с которого можно вылететь.
Радионавигационная система, обеспечивающая определение расстояния от наземной станции до воздушного судна.
Совокупность воздушных судов определённой компании.
Военная часть при самолётах.
Наука, изучающая способы передвижения по воздуху на летательных аппаратах тяжелее воздуха.
АВИАБИЛЕТ
Что изначально у военных означало слово «блокбастер»?
Зона продажи билетов в аэропорту.
Воздушное судно, несущее на себе авиагруппировку.
Посудина, с которой можно взлететь.
Корабль, оборудованный как подвижный морской аэродром.
На каком транспортном средстве можно увидеть доску Уиджи?
Компания, занимающаяся вертолётными перевозками.
Традиционное мероприятие в подмосковном Тушино.
Выставка новых моделей самолётов и других летательных аппаратов.
Соревнование, победителем в котором становится обладатель самой послушной модели летательного аппарата.
Невротический страх перед путешествием в самолёте.
Навязчивый страх перед птицами.
Учебное заведение, готовившее летный состав в СССР до начала 1950-х годов.
АВИАБЕНЗИН
Войска, высаживаемые на вражескую территорию с воздуха.
Что поможет получить вам завтрак в Лондоне, а несварение желудка уже в Нью-Йорке?
Как называется самолёт, который вмещает больше 20 пассажиров и весит не менее 20 тонн?
Каким воздушным судном управляют стоя?
Самолётик, сделанный руками школьника.
В рассказе Юрия Сотника «Невиданная птица» отважный Вася подстрелил её из отцовской двустволки, приняв за птицу редкой породы: не знал о соревнованиях.
Устройство вспомогательного назначения в летательных аппаратах.
Фото с высоты птичьего полёта.
Специалист по наземному обслуживанию самолётов.
Что связывает два аэропорта?
АВИАВОДОВОЗ
Ипотечный залог, где в качестве гарантий по кредиту выступает самолёт.
Кем работает герой Михаила Пуговкина в военной комедии «Беспокойное хозяйство»?
«Руки в масле, нос в тавоте, но зато в воздушном флоте».
Специалист по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов.
Что прославило Валерия Чкалова?
АВИАГОРИЗОНТ
Гироскопический прибор для определения углов крена и тангажа летательного аппарата.
Предприятие, занимающееся воздушными перевозками.
Тот, кто занимается конструированием, созданием и испытанием летательных аппаратов.
Кто рейса в аэропорту дожидается?
Сбор информации о противнике с помощью пилотируемых самолётов.
Прибор, позволяющий во время полёта на самолёте измерить высоту светила (Солнца, Луны, звезды, планеты).
АВИАДВИГАТЕЛЬ
Тепловая установка в самолёте.
Внесение в почву дополнительных удобрений с самолёта.
Жанр компьютерной игры, где нужно управлять самолётом.
Самолёты и вертолёты скопом.
Всё, что летает и перевозит грузы.
АВИАКАТАСТРОФА
Что происходит в начале сериала «Остаться в живых»?
Авиалиния, играющая важную роль в осуществлении воздушных транспортных перевозок.
Опасные грузы: классификация и правила их перевозки Версия для печати
Рассказываем, какие грузы считаются опасными и что необходимо для их перевозки.
Для автомобильной транспортировки опасных грузов (в международной практике — (dangerous goods или hazardous materials) перевозчику необходимо оформить специальные документы и строго соблюсти все нормы безопасности, предъявляемые к перевозке конкретного класса или категории груза, начиная с правил упаковки и маркировки.
Под определение «опасный груз» подпадают вещ-ва и изделия, ДТП с которыми причинит существенный урон людям, их имуществу, природе. Их транспортировки регулируются положениями различных международных организаций и, безусловно, самими государствами, где их транспортируют.
Создание Соглашения государств Европы о международных автоперевозках опасных грузов (ADR) было инициативой ООН. Причём его признают и государства, не являющиеся участниками Европейского союза, например, Россия и Белоруссия.
Во многих государствах Рекомендации по части перевозок опасных грузов экспертного Совета ООН стали основополагающими, как и созданная Советом классификация опасных вещ-в и хим. соединений. В этой системе грузам присваиваются 4-значные идентификационные номера в ADR, обозначающие их класс опасности. Таких классов всего 9, но у них есть свои подклассы, а счёт номеров опасных вещ-в в ADR идёт на тысячи. Перечень опасных вещ-в периодически увеличивается, но в то же время бывает, что определённые наименования исключаются отсюда — в силу тех или иных причин.
Кроме того, вопросы доставки опасных грузов затрагивают временные инструкции, издаваемые транспортными министерствами государств. Чтобы начать возить опасный груз, шофёр должен пройти обучение ДОПОГ (Дорожная Перевозка Опасных Грузов). В России под аббревиатурой ДОПОГ также подразумеваются документы, дающие право возить опасные грузы у водителя за рулём конкретного ТС. К слову, с начала этого года вступил в силу новый документ — ДОПОГ-21.
ADR содержит непосредственно соглашение с приложениями — A, B. Первое посвящено определениям и положениям, касающимся классификации опасных грузов, второе — оборудованию и транспортным операциям. Раз в несколько лет содержание этих документов рассматривается специальной международной рабочей группой, затем они утверждаются и переиздаются.
Как посчитали авторы этих документов (и были правы), создание общих стандартов доставки всех классов опасных грузов для разных стран, усиливает безопасность этого процесса и упрощает процедуры по её обеспечению. Это очень важно, потому что авария, происшедшая в процессе доставки опасных грузов, может обернуться масштабной международной трагедией для людей, животных, растений, природы и экологии как таковых.
Простейшие примеры опасного груза: хим. в-ва, топливо, кислоты, аэрозоли всех типов в баллонах, растворители, удобрения, а точнее — некоторые их виды, клей, образцы крови инфицированных, медикаменты, сухой лёд, автоаккумуляторы с электролитом.
Опасные веществава и их классы по ADR
*К доставке грузов с повышенной опасностью, находящихся за рамками этой градации, предъявляются строжайшие требования.
Упаковки для перевозок опасных грузов по ADR поделены на 3 категории с учётом степени опасности
В «III-ей» упаковке транспортируют в-ва испаряющиеся. В довесок к испарению у них бывают дополнительные опасные свойства: ядовитость или коррозийность, но не более того.
Некоторые классы опасных в-в настолько разнообразны, что в зависимости от конкретного в-ва их требуется перевозить в каком-либо из 3-х типов упаковок, к примеру, 4.2 и 4.3 (самовозгорающиеся в-ва и в-ва, выделяющие воспламеняющиеся газы из-за соприкосновения с водой).
Для иных же опасных в-в вообще не требуют специальной упаковки, как, например, для класса 2 (газы), 5.2 (органические пероксиды) или 6.2 (продукты переработки животных).
Поскольку газы (2) — класс довольно специфический, их опасные свойства имеют отдельные обозначения: А — удушающие, C — едкие, F — огнеопасные (пропан), О — окисляющие, то есть способствующие горению (например, кислород), Т — ядовитые. Если у одного газа этих свойств несколько, то его маркировка будет состоять из нескольких букв, допустим, TFC — то есть ядовитый, воспламеняющийся и едкий газ одновременно.
ТТН на опасный груз
Накладные (ТТН) пишутся на государственном языке грузоотправителя и дублируются на английском, немецком или французском, если в стране отправки официально не говорят на каком-либо из них.
В накладной указывают грузоотправителя и грузополучателя, идентификационный номер груза, его полное наименование, номер класса его главной опасности и тип упаковки. Полная запись на примере керосина: UN 1223, керосин, 3, III. Кроме того, упаковка, количество и вес прописываются следующим образом: бочки, 5 шт., 3 000 кг.
Пустые, неочищенные упаковки из-под опасных грузов тоже подлежат особому оформлению перед транспортировкой. В таком случае в накладной указывается название тары, делается пометка «последний груз» и пишется его идентификационный номер. Пример: пустая автоцистерна, последний груз UN 1223, керосин, 3, III. Делать это имеет право сам водитель — прямо на копии накладной его последнего груза, а её наличие обязательно.
В свою очередь, опасные отходы, содержащие в себе вещества, которые относятся к какому-либо из 9-ти классов ADR, перевозят, соблюдая требования к транспортировке этих веществ. У перевозчика бутиламин-содержащих отходов подпись в накладной будет выглядеть так: Отходы, UN 1125, бутиламин, 3 (8), II.
Кроме того, нужно будет заверить в ГИБДД схему маршрута перевозки с расписанием стоянок и заправок.
В России требования ДОПОГ не касаются автоперевозок:
1. На ТС с максимальной скоростью менее 40 км/ч;
2. На военном транспорте;
3. Опасных товаров (для личных нужд) в розничных упаковках;
4. Легковоспламеняющихся жидкостей в ёмкостях неоднократного применения объёмом до 6О-ти литров, но не более 24О л на ТС;
5. Механических агрегатов с опасными в-вами внутри;
6. Опасных в-в, образующихся в виде вторичной продукции в производственном процессе;
7. Опасных субстанций в ТС спасательных и аварийных служб;
— Из групп А и О с давлением не больше 2-х bar и температуре +20 °C,
— Транспортируемых машин и агрегатов.
10. Невычищенной пустой тары из-под грузов категорий: II, III, 4.1, 5.1, 6.1, VIII, IX.
Как получить ДОПОГ в РФ
Как сказано выше, прежде чем отправиться в свой первый рейс с опасным грузом, шофёр обязан получить свидетельство ДОПОГ, срок действия которого ограничен пятью годами. А чтобы его выдали, нужно проходить курсы и экзаменацию.
Причём один ДОПОГ оформляется на водителя, а второй — на его ТС. Сегодня ДОПОГ выдают в формате ламинированной или пластиковой карточки, а раньше по своей форме он напоминал книжечку. Здесь отражена информация о классах, к работе с которым допускается водитель на своём ТС. Если предполагается, что шофёр будет работать за рубежом, документация дублируется на английский, немецкий или французский.
Слушатели базового курса узнают основные сведения о хар-ках опасных грузов, требованиях к ТС, их перевозящим, доп. оборудованию, особенностях организации перевозки опасных грузов, способов предупреждения аварий, устранения их последствий и уменьшения вреда. И после экзамена водитель сможет возить опасные грузы, но без допуска к перевозке взрывчатых, радиоактивных и перевозящихся внутри цистерн опасных грузов. А вот получить ДОПОГ к перевозке последних трёх типов грузов можно лишь пройдя один из дополнительных, специализированных курсов.
ДОПОГ для ТС оформляют через ГИБДД. Допускаемая техника носит соответствующую маркировку со знаками опасности, она исправна, оборудована всем необходимым доп. оснащением и спутниковой системой навигации, само собой, здесь обращается внимание на присутствие СИЗ в машине.
ДОПОГ у шофёров, работающих с опасными грузами, и их ТС проверяется как внутри страны, так и при прохождении границ, а его отсутствие наказывается большими штрафами. Например, в РФ эта сумма будет равна от 15000 до 20000 руб. для ответственных должностных лиц и от 400000 до 500000 руб. для юр. лиц, организующих транспортировку.
Обучение ДОПОГ платное. Его стоимость зависит от региона, где водитель планирует работать по этому разрешению, и от конкретных опасных грузов, которые предстоит ему возить.
Прохождение базового курса подготовки к дорожным перевозкам опасного груза длится 3 дня, а специализированного — всего 1 день для любого из классов.