в россии либерализм или что
Жизнь с оглядкой на Запад. Кто такие либералы?
Они приватизировали право выражать «общественное мнение», они выступают от имени «прогрессивной общественности» и «российской интеллигенции». При этом к ценностям и мировоззрению большинства россиян их взгляды не имеют никакого отношения. Так кто они, либералы?
Истоки современного «либерализма»
Начнем с того, что те люди, которые сегодня именуют себя либералами и оцениваются также населением, в действительности имеют весьма опосредованное отношение к либерализму как к классической политической идеологии. Не случайно многие философы говорят о «смерти политического». И воспринимать либералов современной России как идейных наследников Джона Локка и иже с ним вряд ли стоит.
Классические западные либералы были при всем том патриотами своих стран. Они имели собственные взгляды на политическое и экономическое развитие своих стран, но никогда английским либералам не пришло бы в голову работать против Британской империи. Более того, и внешнюю, и внутреннюю политику они проводили довольно жесткую и в национальных интересах.
Либерализм в современной России – явление совершенно иного порядка. Во-первых, своими корнями оно восходит не к тому дореволюционному русскому либерализму, который хотел ограничить самодержавие и ввести определенные свободы. Истинная мама современного либерализма — советское диссидентство, да и то его наиболее кондовая, сумасшедшая часть. Ведь среди диссидентов были те же марксисты-коммунисты, были националисты и православные консерваторы, о которых, кстати, сегодня предпочитают не вспоминать, когда говорят о советских политических заключенных.
Были диссиденты, хотевшие сделать Советский Союз куда более радикальным «красным» государством, либо возродить Российскую империю. А наши «либералы» — наследники проамериканских диссидентов, граничивших с настоящими шпионами. Это они были готовы передавать любые сведения не только «Голосу Америки», но и тем хмурым людям, которые представлялись «Голосом Америки». Это они рукоплескали распаду Советского Союза, невзирая на те катастрофы, которые затем обрушились на миллионы людей, проживавших на постсоветском пространстве.
В октябре 1993 года поборники «прав человека» бесновались, требуя утопить в крови защитников Дома Советов. Когда простые люди – пенсионеры, рабочие, военные, студенты, — стояли на баррикадах во имя своей Родины, стояли под самыми разными флагами – от красных флагов анпиловцев до черно-желто-белых стягов монархистов, — «либералы» требовали расстрелять этих людей, задавить их танками. И тогдашний президент Борис Ельцин так и поступил, правда, несколько более мягко все сделал. Кстати, были среди жаждущих крови и те, кто затем приходил в деланный ужас от пары пинков на демонстрации на Болотной площади.
Зато тогда, в девяностые, либералов мало интересовали хронические невыплаты зарплат на гибнувших предприятиях, нищие старики, по году не получавшие ничтожную пенсию, беспризорные дети, рост наркомании и проституции. Все это объяснялось перегибами переходного периода, рыночной терапии. Сегодня либералы любой мелкий конфликт вроде застройки парка раздувают как проблему вселенского масштаба. Тогда они молчали.
Нелюбовь к России как кредо и патология
Самая мерзость тех, кто называет себя либералами, заключается в том, что они искренне ненавидят свое родное государство. Либерал может родиться в Москве или Воткинске, Новосибирске или Новошахтинске, быть этнически вполне себе русским человеком, но при этом он до одури будет ненавидеть Россию, презирать ее, называть «рашкой». Украинский нацист, дудаевец, прибалтийский фашист, даже игиловец – всяко ближе они будут ему, им он будет сочувствовать.
Отличительная черта либералов – ненависть к большинству российского населения. При этом они присваивают себе право говорить от имени этого большинства, называя себя «общественностью». Но простых людей либералы, считая себя некоей особой высшей кастой посвященных, ненавидят. Сколько раз приходилось читать в сети их заявления про то, что русский народ, мол, сам виноват в появлении Путина, что он заслуживает своей участи, что он недоразвитый и не может принять единственно верную либеральную модель.
Наверное, ни в одной стране мира нет столь многочисленной общественной силы, которая бы так усиленно ненавидела свою родину. Да, курдские националисты могут не любить Турцию, ирландские – Великобританию, бретонские – Францию, но ведь либералы – это не представители какой-то иной общности, претендующей на собственное, отдельное государство. Это вроде как такие же граждане, которые живут, работают, учатся вместе с нами, а иногда даже и членами одной семьи являются.
Но ненависть к России у них только нарастает, а вместе со страной ненавидят они и ее патриотов, и представителей всех тех политических течений, чьи взгляды в либеральную парадигму не вписываются, и даже простых обывателей – «за то, что голосуют за Путина», «за то, что не голосуют» и так далее.
Помимо идейного ядра политизированных либералов, есть и так называемые либеральчики. Как правило, это обыватели, которые могут никак и не быть связанными с оппозиционными политическими движениями либерального толка. Но по своему менталитету они являются этими самыми либералами и также стремятся страстно ненавидеть Россию.
Монополия на слово
Самое опасное в российском «либерализме» — то, что сейчас либералы монополизировали право выступать от имени общественности. Почему-то под «общественным мнением» у нас сейчас понимается исключительно позиция либералов. И так в любом вопросе – от абортов до гей-парадов, от приватизации до миграции.
В определенном смысле это неудивительно, поскольку либерализмом поражена значительная часть представителей интеллектуальных профессий, в том числе и журналистской. Повышенная концентрация либералов – в Москве, Санкт-Петербурге, и там же находятся ведущие российские СМИ, которые и транслируют подобную позицию, выдавая ее за «общественное мнение».
Монополия на слово подпитывается колоссальными финансовыми возможностями либералов. За ними – зарубежные и отечественные олигархические структуры. Ни одна патриотическая и, тем более, левая сила не обладает такими колоссальными финансовыми средствами, которые есть у либералов. Нищими, голодными и больными выходят из российских тюрем отсидевшие там нацболы, анархисты, коммунисты. Зато либералы, благодаря колоссальным грантам, начинают жить припеваючи, даже модные линии одежды запускают.
Либералы сегодня поворачивают информацию в СМИ так, как выгодно им самим. Единственный плюс последних лет, связанный с распространением интернет-технологий – это появление патриотического сегмента масс-медиа, который изрядно потрепал монополию либералов на массовую информацию.
В 90-е годы никакие «Завтра», «Молнии», «Лимонки», «Русские порядки» не могли конкурировать с «Известиями», «Московскими комсомольцами» и так далее. Финансирование было несопоставимым. Тем более что в руках либералов полностью находилось российское телевидение. Сегодня роль телевидения заметно снизилась, молодые его смотрят все меньше и меньше, а значит, что и надежда на подрыв монополии на слово растет.
Кто здесь пятая колонна и кто ее командир?
Выражая интересы мировой финансовой закулисы, пятая колонна российских либералов пользуется не только щедрым финансированием. Она имеет колоссальное лобби во властных структурах и в этом еще одна ее главная опасность. Сегодня государственная пропаганда подает «либералов» исключительно как «героев» уличных баталий на Болотной и прочих площадях, либо как сетевых троллей, беспрестанно критикующих Владимира Путина.
На самом деле вокруг Владимира Путина либералов не меньше, если не больше, чем на площади. И эти либералы куда опаснее уличных, среди которых просто много позеров или заблудившихся людей. Во властных структурах с ельцинских времен работает большое количество людей, ориентированных на Запад и западные ценности, «живущих Западом».
Они точно так же ненавидят свою страну, свой собственный народ. У некоторых чиновников, действующих российских чиновников высшего ранга, дети носят иностранные имена. Зачем? Почему? Не из-за ненависти ли к России и всему русскому и стремления навсегда отправить своих детей жить за рубеж?
Чего стоит одна социальная политика, проводимая российскими властями! Это ли не либерализм? Когда рынок ставится на первое место, а про национальные интересы предпочитают не говорить (как про что-то неприличное). Ну и что, что в конкретном селе школа убыточная? Школа и не должна приносить прибыль, а должна учить будущих граждан, пусть в конкретном селе их всего пятеро – юных наших людей. Как могут быть убыточными больницы, детские сады, библиотеки?
Эти же либералы во власти спокойно, следуя своей мультикультуралистской идеологии, завозят мигрантов в огромных количествах – людей, выросших уже в чуждой культуре. Это не те советские люди, которые все же росли в единой политической системе, пусть и со своим национальным колоритом. Это ребята, не учившие в школе русский язык, воспитывавшиеся в своих странах в ненависти к России и русским. Но они – дешевая рабочая сила и масса для поэтапного замещения коренного населения, чем наши либералы и пользуются.
Кстати, сам глава российского государства до сих пор не сделал ни одного демонстративного жеста, который бы свидетельствовал о его собственном размежевании с либералами. Чего стоит активная забота о «Ельцин-центре», постоянное общение с ельцинистской «интеллигенцией»? Как бы грозно мы ни выступали по вопросам Крыма или Сирии, как бы ни отстаивали свои экономические интересы, прокладывая газопроводы, как бы ни перевооружали, переоснащали армию, но на первом месте должна стоять жизнь собственного народа.
Народ не должен быть подопытным кроликом для всевозможных либеральных экспериментов в виде модернизации образования, пенсионной реформы и так далее.
Что такое либерализм и кто такие либералы? Почему их так часто ругают в России?
Либералов часто связывают с так называемой «пятой колонной» – сторонниками иного пути в развитии страны. Но на самом деле либерализм – это существующие уже очень давно политические, экономические и социальные идеи, у которых были и есть свои последователи, в том числе и в России. Более того, многие из либеральных идей воплощены в российской Конституции. Так за что же ругают либералов и насколько обоснована эта критика?
Почему либерализм – это не очень новая теория
Либералами в России принято называть тех, кто не разделяет «официальную» точку зрения на политические процессы, и при этом не относится к сторонникам левого курса государства. Но на самом деле либерализм – это чуть больше, чем обвинения оппозиционеров в принадлежности к «пятой колонне». Это направление политической мысли, которому несколько сотен лет, и которое было представлено, в том числе и русскими мыслителями.
Считается, что либерализм берет начало в эпоху Ренессанса, когда принципы гуманизма были противопоставлены идеологии католицизма. На практике либеральные идеи воплотились в английской «Славной революции», когда виги боролись за право выбирать короля и за демократические свободы. С тех пор основным принципом либерализма стало то, что верховная власть в государстве должна принадлежать народу.
Потом была эпоха Просвещения, когда либеральные идеи начали расширяться и в других странах – в том числе во Франции и в колониальной Америке. Концепция либерализма соперничала с абсолютной монархией, меркантилизмом, ортодоксальными религиями и клерикализмом. В противовес им либеральные движения предлагали идею прав личности на основе конституционализма и самоуправления.
По мере развития либеральные движения включали все новые и новые идеи:
Сейчас эти принципы включены в правовые доктрины практически всех стран мира – а в ряде государств принципы либерализма считаются первоочередными целями общественного развития.
Россия не оставалась в стороне от развития либеральных идей – и помимо Джона Локка, Иммануила Канта, Адама Смита и Томаса Джефферсона, в истории есть имена и русских либералов. Русская интеллигенция создала собственную идею либерализма – со спецификой русской идеи.
Началось все примерно в середине XVII века – ученые связывают зарождение русского либерализма с творчеством Александра Радищева, в трудах которого либерализм становится последовательным социально-политическим учением. Второй этап развития начался уже в середине XIX века и связан с трудами Константина Кавелина и Бориса Чичерина, а третий – начинается в конце XIX века и наивысшего развития достигает в XX веке.
Другие исследователи считают, что идеология либерализма зародилась в России с XVIII века и связана с реформами Петра I и Екатерины II. Так, в понимании Петра I западный либерализм должен был отразиться на России в виде экономических, культурных и социальных преобразований. И хоть преобразованиям мешали крепостное право и неготовность общества к переменам, начало было положено.
Так, политика Екатерины II, как считается, была основана на идеях западно-европейского либерализма, а свободу она считала «душой для всего на свете». Это и принципы религиозной терпимости, гуманизация уголовного права, укрепления права частной собственности, свобода для дворян, ограниченное вмешательство государства в дела на местах. По сути, это принцип «не запрещать и не принуждать», хоть и в урезанной версии (во времена Екатерины II раскрепощение крестьян было все еще малореальным).
В дальнейшем идеи либерализма в России продвигали Михаил Сперанский, Николай Новосильцев, Никита Муравьев и другие. И вся история развития русского либерализма основана на принципах гражданской свободы.
В чем заключаются основные идеи либералов
Идеи представителей классического либерализма достаточно просты, они основаны на принципах личной свободы, прав человека, охраны частной собственности и невмешательства государства в жизнь человека. На основе этого либеральные партии и движения строят свою политику по таким направлениям:
По сути, это принципы построения практически любого современного правового государства, и у большинства это вписано в конституцию или в государственную доктрину.
Говоря об идеях либерализма, нельзя не сказать о разных его течениях:
Правда, в общественном сознании слово «либерал» постепенно приобрело скорее ругательный оттенок, и на то есть причины. Многие путают либерализм с толерантностью, а толерантность – с теми (достаточно радикальными) идеями политкорректности. В результате принято считать, что принятие либеральных идей практически автоматически приведет страну к «родителю 1» и «родителю 2» – хотя в реальности между этими событиями пропущена целая вечность.
Так почему же либералами стало принято называть всех несогласных?
Почему сейчас либералами называют не тех?
Критика идей либерализма – не новое явление, но в последние несколько лет она буквально обрела новую силу. Так, власти СССР, не отрекаясь от принципов свободы, фактически создали полюс противостояния либерально настроенному коллективному Западу во главе с США. Современные исследователи называют советскую идеологию отчасти «пещерным антилиберализмом», но и сейчас положение подобных идей очень и очень спорное.
Но почему так происходит? Исследователи называют точкой отсчета новой реальности начало 2010-х годов, началось все с проседания рейтингов властей и роста протестной активности в Москве и других городах России. Жесткая реакция на протесты на Болотной площади были началом новой идеологии российской власти, но после событий 2014 года все стало еще сложнее. Теперь «либералами» принято называть тех, кто не поддерживает позицию России в вопросе Крыма, кто продолжает поддерживать иной курс развития страны, нежели выбранный властями.
Тем временем у идей либерализма в России есть разные противники:
Таким образом, современные противники идей либерализма объектом своей критики избрали не совсем либерализм – а некую смесь идей, в которой объединено все, что противоречит официальной и неофициальной идеологии современной России.
Кого из известных людей называют либералами
Прежде всего, стоит сказать – в современной политике уже давно нет деления на «черное» и «белое», как и не бывает либералов в чистом виде (они, вероятно, остались в дореволюционной России). Идеология любой партии – это смесь разных идей. Например, представители КПРФ отказались от идеи возродить СССР, а ее лидер Геннадий Зюганов регулярно получает награды от РПЦ.
Еще более яркий пример – возглавляемая Владимиром Жириновским Либерально-демократическая партия России. Если внимательно рассмотреть все идеи и законопроекты, которые предлагает партия, станет ясно – от либерализма и демократии там лишь название (правда, и от полного названия партия уже отказалась, оставив только аббревиатуру ЛДПР).
Некоторые политики и просто известные люди сами называют себя либералами, например:
Если говорить о политических силах, то либеральными (полностью или частично) можно назвать тех, кто придерживается правого курса:
Как правило, в период кризиса круг «либералов» – «пятой колонны» расширяется, в него включают и членов правительства, и депутатов Госдумы. Правда, большинство из них так же далеки от идей либерализма, как и их критики.
Есть ли перспективы у либеральных идей в России
Несмотря на то, что либерализм официально не является идеологией российского государства (а Конституция вообще запрещает обязательную идеологию), многие из либеральных идей нашли свое отражение в законах, в том числе и в Конституции – как и в большинстве стран мира. Тем не менее, президент говорит об отсутствии перспектив у либерализма, а государственные телеканалы уделяют много внимания его критике.
Однако еще недавно представители либерально ориентированной интеллигенции имели достаточно высокий статус в российской власти – это было нужно как минимум для налаживания отношений с западом (та самая «перезагрузка»). Кроме того, в период благоприятной конъюнктуры стране было нужно больше свободы, особенно в экономическом смысле. И Алексей Кудрин, и Алексей Улюкаев были признанными экспертами по экономическим вопросам – хоть второй уже несколько лет сидит в тюрьме.
Все закончилось с первым кризисом – в 2008-2009 годах по экономике ударила мировая рецессия, а в 2011-2012 были первые за многие годы массовые протесты по политическим причинам (в частности, на Болотной площади). Примерно тогда либералы начали терять свой статус, но основной процесс пошел уже с 2014-го, когда ситуация с Крымом и Украиной разделила многих.
В двух последних созывах Госдумы уже нет места внесистемным партиям (а по сути, их там нет с 2003-го), правые, демократические и либеральные силы продолжают уступать и в регионах. Считается, что либеральную повестку в России готовы поддержать 15-20% избирателей, но практика показывает обратное – даже в сумме все партии либерального толка едва перешли бы через проходной барьер.
Экономика все сильнее идет по пути огосударствления: несколько лет назад говорили о государственном секторе в размере 70% от всей экономики, а потом были национализированы 3 крупных частных банка. Но все же представители либерального крыла есть во власти (тот же Борис Титов, Алексей Кудрин, руководители банков и государственных корпораций), а правительство не первый год работает с «регуляторной гильотиной», избавляясь от лишних требований и нормативов.
Эксперты сходятся во мнении, что сейчас у либерализма в России нет ярких представителей – все известные лица так или иначе связаны с какими-то скандалами или другими неприятными ситуациями, но говорить о нежизнеспособности этого течения в России не приходится. Все же те 15-20% электората – среднего класса, образованных людей, которые недовольны политикой, проводимой властями – в перспективе может заполучить новая сила. Но вот только смогут ли либералы объединиться ради победы?
Российские праволибералы и почему их не любят
В России существует оппозиция, многие участники которой называют себя «либералами». Действительно ли они выступают за полные гражданские свободы, либо являются ветвью консерваторов? Почему у широких масс представители этой оппозиции не находят понимания? В этой статье мы даем свои варианты ответов на эти вопросы.
Термин «либерализм» — это довольно гордое слово, означающее широту политических и гражданских свобод. Сама его этимология, происхождение этого слова подразумевают ассоциацию со свободой. Фактически, большая часть его ценностных установок пересекается с прогрессивными ценностями. Однако, как и во всех политических течениях, в либерализме существуют ответвления, и, в противоположность союзному социал-демократам социал-либерализму, одно из них – это правый либерализм, который впитал в себя значительную часть консервативных ценностей, что делает его мало схожим с тем либерализмом, который по большей части борется за расширение прав и свобод. У правого либерализма есть свойственный ему набор особенностей, который и отделяет его от социал-либерализма. В России правый либерализм приобрёл некоторые свойства, которые сформировали его образ в массовом сознании, и хотя не все правые либералы их разделяют, в целом подобный набор встречается довольно часто. Давайте рассмотрим и разберём эти свойства и особенности.
Свободный рынок
Российские правые либералы верят в свободный рынок и в то, что только снижение влияния государства на него поможет экономике, в том числе и российской (концепцию свободного рынка мы подробно разбираем в этой статье). На их взгляд, если это осуществить, россияне заживут, как «на Западе». Эта точка зрения произрастает из XIX века и дискуссии между «западниками» и «славянофилами», когда первые были за повторение пути западных стран, а вторые — за «особый путь», что в итоге развилось в вульгарные обобщения «сделать всё, как на Западе» и «сделать всё, не как на Западе», которые не могут быть конструктивны, так как критерии принятия политических решений должны быть другие, должны быть основаны на научных методах, а не подстраиваться под подобного рода обобщения. Кроме того, идеи западничества также не учитывают исторических и экономических особенностей страны, в связи с чем ведут к непониманию следующих тезисов:
Если не учитывать эти факторы, получается нечто похожее на культ Карго, так как упускаются многие детали и особенности экономики развития.
Акцент на личности Владимира Путина
Если мы послушаем СМИ российских праволибералов (о них будет сказано ниже), мы увидим, что львиную долю эфирного времени занимает критика конкретно Владимира Путина. Зачастую их даже не так волнует политико-экономический строй в целом, сколько один человек.
Из-за такого акцента люди опасаются, что праволибералы, убрав Владимира Путина, ничего другого серьёзно не поменяют, а даже скорее сохранят большую часть из экстрактивных институтов. Более-менее слышно с их стороны критику силовиков и ОПГ «Озеро», что, разумеется, вполне справедливо, но немногие из правых либералов критикуют номенклатуру и олигархию, куда входят личности вроде Бориса Березовского, которые и проталкивали ОПГ «Озеро» во власть. Практически не слышно о способах предотвращения появления новой номенклатуры в случае смены власти в стране – праволибералов это как будто не особо интересует. Возникает логичный вопрос — возможно, это потому, что предотвращать это они вовсе не собираются?
Считают народ «быдлом»
Во всём мире либералы не любят свое правительство, но любят свой народ и родные края. Обычный российский праволиберал ненавидит говорящих с ним на его языке и родные города. Поскольку он мыслит консервативными критериями, он отождествляет государство и народ.
Враждебное отношение к левым
Праволибералы, как правило, на дух не переносят левых любого рода, называют их «Швондерами». В целях борьбы с ними они поддерживают легендариум консерваторов, в том числе такие краткие тезисы, как «большевики – это неграмотное быдло», «левые хотят отнять и поделить» и так далее. Встречаясь с аргументированным опровержением этих кратких тезисов, они обычно не предоставляют свою аргументацию, а просто транслируют те краткие тезисы, которые ими ещё не говорились, используя приём консерваторов номер 7 «Пулемёт», либо другие приёмы консерваторов. Фактически российские праволибералы – это такие же увёртливые фальсификаторы, как и сталинисты (и во многом благодаря их фальсификациям стал возможен реванш сталинистов в России, поднявшихся на разоблачениях их лжи).
Как выглядят типичные левые в представлении праволибералов
Отношение к инакомыслию
Праволиберал, как мы уже отмечали, не является либералом в полном смысле этого слова. Вместо того, чтобы признавать, что его оппонент – тоже человек, и ему нужно по-человечески объяснить свою позицию, в случае чего будучи готовым признать свои ошибки, он лучше просто назовет его «быдлом». Праволибералы ненавидят инакомыслие — социал-демократов, националистов, пассивный народ и всех, кто не согласен с ними. И даже не пытаются что-либо конструктивно доказать, потому что их окружает «быдло», как мы уже выяснили. Результатом является то, что даже между собой они часто ругаются на тему, кто из них более либерален.
Они фанатично верят в свою правоту (из-за отсутствия критического мышления они не способны даже допустить возможность задуматься над переосмыслением части своих убеждений), а тем, кто в ней сомневается, не считают нужным объяснять её. А зачем, если можно просто назвать всех «сурковской пропагандой» и быдлом?
Это, между прочим, роднит их с той же самой сурковской пропагандой, которая старается назвать всех агентами Госдепа и предателями, не утруждаясь объяснять неудобные моменты.
Булгаков и Солженицын
Многие из российских праволибералов воспитаны на книгах Михаила Булгакова, которые они с удовлетворением читали как «антиправительственные», но их не смущало, что эти «антиправительственные» книги печатались миллионными тиражами (чтобы подготовить население к смене идеологического и экономического курса), экранизировались, и в 80-е не оставалось практически никого, кто бы их не читал. По слухам, Александр Яковлев лично приезжал с проверками на печатные фабрики, чтобы контролировать печать произведений Булгакова.
Осмелевшие радикальные консерваторы пытаются обратить демагогию булгаковского типа уже против самих праволибералов
Доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда Мариэтта Чудакова подчёркивает: «мы совсем не знали этого писателя, и он появился одномоментно 4 5 ». И это притом, что до войны в СССР ставилось множество пьес Михаила Булгакова, издавались «Белая Гвардия», «Роковые яйца» и многие другие произведения. Другими словами, в народе Михаила Булгакова попросту забыли как второстепенного автора, а потом «сверху» его решили вынуть из небытия. В 1966 году роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» (тираж 150 тысяч экземпляров); 7 июня 1972 года выходит постановление секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений М. Волошина, О. Мандельштама, Вяч. Иванова, Н. Клюева, М. Булгакова и других писателей 20-х годов», имевшее гриф «Совершенно секретно», а в это время российские праволибералы были уверены, что читают произведение, неудобное власти.
Александр Солженицын
Ещё один вдохновитель российского праволиберализма — это Александр Солженицын. Этот автор в значительной мере повлиял на исторические взгляды правых либералов в России, что явилось деструктивной мерой воздействия, так как Солженицын является не историком, а публицистом, со всеми вытекающими последствиями — зачастую в его произведениях можно наблюдать грубую фальсификацию, а порой и проталкивание консервативных ценностей, как, например, в расистской книге «200 лет вместе». Во многом феноменом Солженицына обусловлен тот факт, что часть общества верит таким же публицистам, только просталинского толка, а не докторам исторических наук.
Отсутствие конструктива
Российские праволибералы не любят конструктив. То есть от них редко услышишь, что конкретно нужно изменить и как именно. В отличие от, например, либерала Ильи Варламова, блестящего журналиста, который предлагает свои решения с высоким уровнем компетенции по, скажем, градостроительным вопросам.
Но основную часть российских праволибералов составляют по большей части не особо полезные журналисты вроде Виктора Шендеровича или Юлии Латыниной, которые любят критиковать инакомыслящих, не предлагая собственных решений (в лучшем случае — непонятные абстракции в стиле «Как нам обустроить Россию») и не находясь в какой-либо политической партии/организации, которая такие решения предлагает. А эмоциональная критика без какой-либо конструктивной программы играет на руку больше власти, чем обществу.
Любовь к 90-м
Эпоха Бориса Ельцина вспоминается большинством населения страны (особенно в провинции) с отвращением, и ассоциируется с массовым закрытием предприятий, разгулом бандитизма, безработицей, инфляцией, кризисом, номенклатурной приватизацией, невыплатой пенсий и зарплат, «двумя Волгами» Анатолия Чубайса, войной в Чечне, мошенниками вроде депутата Государственной Думы Сергея Мавроди, нарушением Борисом Ельциным Конституции и так далее. Однако российские праволибералы любят 90-е, мотивируя это тем, что были широкие возможности, свобода и законность. Широкие возможности действительно были, хотя в основном – для бывшей советской номенклатуры и их семей, а также для бандитов.
«Россия, которую мы потеряли»
Российский праволиберал нередко верит тезисам, изложенным Станиславом Говорухиным в фильме «Россия, которую мы потеряли», который стал важнейшим катализатором мифа о благополучной дореволюционной России. Его не смущает, что Станислав Говорухин – член столь ненавидимой им «Единой России» и бывший глава предвыборного штаба столь ненавидимого им Владимира Путина – проще говоря, придворный пропагандист. Не смущает также и то, что про фильм из той же серии «Так жить нельзя» он публично заявил: «Делая этот фильм, я был проституткой 7 » (здесь неточность допущена лишь в слове «был»). Для праволибералов это не повод усомниться в концепции и изучить вопрос действительно добросовестно.
Вообще, в любом цивилизованном обществе либерал, поддерживающий режим, существовавший до Февральской революции в Российской Империи, считался бы сумасшедшим. Для праволиберала такое двоемыслие — не редкость. А ещё он очень злится, когда на его фразу «в России прекрасно жилось, империя кормила хлебом весь мир» отвечают, что сейчас при Путине прекрасно живётся, Россия кормит весь мир нефтью.
«Пора валить»
Из тезиса «народ – быдло» вытекает невозможность изменений к лучшему в России (из-за «некачественного» народа), а из этого положения – тезис «пора валить» (имеется в виду в другую страну). Вероятности, что изменений к лучшему нет из-за поражённости праволиберализмом значительной части интеллигенции (которая и должна формировать адекватную и доступную широким массам политическую повестку, а не занятый на изнурительных низкооплачиваемых работах народ), российский праволиберал даже не допускает, поэтому уезжает работать таксистом в Европу (чтобы потом ругать во всех бедах мигрантов – опять же, самокритично), а если он принадлежит к элите – продолжает зарабатывать на России. Но чаще всё же остаётся в стране.
Ненависть к мигрантам
СМИ праволибералов
Алексей Венедиктов и Дмитрий Песков
Владелец «Дождя» Наталья Синдеева признавалась в интервью «Forbes», что ключевым моментом в жизни канала считает визит Дмитрия Медведева, который посетил небольшой цифровой канальчик и добавил к себе в Twitter, после чего «охотнее стали заключать контракты рекламодатели, проще стало вести переговоры с кабельными сетями — трансляторами «Дождя». На программы начали приходить солидные чиновники. Менее чем за три года самый молодой из российских интернет-телеканалов превратился в хорошо узнаваемый бренд 16 ».
В целом же СМИ российских праволибералов – это не оппозиционные СМИ, это СМИ, зарабатывающие на оппозиционерах, что и доказала фраза Ивана Колпакова.
Духовность
…когда Христос умирал на Голгофе, он, конечно, должен был знать, и он знал, что он спасает отнюдь не людей. Он спасал только свою совесть и свою честь. А люди должны были сделать свои выводы и повторить его путь… 24
Валерия Новодворская – Мой Карфаген обязан быть разрушен
Национализм
Российский праволиберал не заступается за интересы широких масс, потому что «народ – быдло», не заступается за интересы угнетённых классов, потому что это «марксизм», а марксисты тоже «быдло» и «Швондеры». «Россия» для него – это, конечно, тоже ругательный термин, но в зависимости от ситуации. Когда нужно поднять людей на защиту интересов российских праволибералов, они забывают, что националистическая риторика означает единение с преступным правительством, и охотно её используют, призывая спасать именно Россию (а не общество и угнетённые классы), причём в ход идут такие излюбленные властями термины, как «Родина»:
Что, если праволибералы придут к власти?
Такой задачи перед ними не стоит — ввиду сильной зависимости от крупного капитала, особенно банковского, являющегося владельцами и крупными акционерами СМИ российских праволибералов (уже упоминавшийся банкир Александр Винокуров, бывший банкир Владимир Гусинский, бывший банкир Александр Лебедев и многие другие владеют либо являются крупными акционерами «Дождя», «Новой газеты», Newsru и так далее). Из-за этой зависимости в полной замене номенклатуры (грозящей опасностью начала расследования её преступлений, в которых нередко замешаны банкиры и олигархи) они не заинтересованы, и движение российских праволибералов им нужно только для продавливания отдельных инициатив и для обозначения номенклатуре своей позиции, что в целом решается за счёт СМИ и не особо крупных акций протеста. Рядовой праволиберал служит здесь лишь расходным материалом для реализации их целей.
Но всё же допустим, что праволибералам удалось получить финансовую или политическую независимость от крупных спонсоров и победить в выборах либо взять власть другим способом. Путинская номенклатура тоже не любит инакомыслие, чужие СМИ, мигрантов в Европе, левых, считает народ «быдлом», верит в «темпы роста» Российской Империи, в «пора валить», выступает против прогрессивного налога и против критики номенклатуры и олигархии, а в своей пропаганде использует эмоции, а не логическую аргументацию. Чувствуете сходство? Да, ОПГ «Озеро» не выступает против силовиков и не хочет убирать Владимира Путина. Однако, если лидеры праволибералов придут к власти, эти незначительные различия потихоньку сотрутся, и, зная их нелюбовь к инакомыслию и расизм, мы очень скоро увидим возвращение картины. Поначалу, возможно, будет улучшение отношений с Западом, демократические реформы, попытки построения правового государства и дерегулирование экономики, что без социального государства и сокращения неравенства приведёт к формированию новых элит, новому усилению крупного капитала. И когда эти новые элиты сформируются, а уровень жизни населения не повысится, надо будет как-то объяснять, почему люди в России живут так же плохо. В этом случае появится реальный риск услышать снова про «врагов с Запада», мешающих жить нормально, про «пятую колонну» в своей стране и так далее. А Шендеровичи и Латынины, начавшие было восхищаться новым правительством, войдут в новый протестный цикл, всё так же продолжая зарабатывать себе на жизнь.
Что делать?
Российские праволибералы имеют с социальным либерализмом мало общего. Фактически это больше консерваторы, чем либералы. Очень характерно, что цвет русских консерваторов – открытых защитников режима – признаёт их «своими». К примеру, один из лидеров реакционной философской мысли Александр Дугин, хотя и называет российских правых либералов «холопами», «Смердяковыми», «холуями и ублюдками», тем не менее подчёркивает, что «русский либерал – это глубоко русский человек», «по сути дела наш человек», а «исторический опыт европейцев для нашего либерала абсолютно чужд и закрыт»:
Нужно создавать собственные СМИ и активно критиковать проявления праволиберализма в уже имеющихся СМИ, делать всё возможное, чтобы перестроить их на конструктивные рельсы. Тех либералов, которые читают это, и которые действительно отстаивают свободу и право на нормальную жизнь граждан, мы призываем объединяться и вести слаженную работу над своими СМИ. Мы не призываем присоединяться к нам – мы сами решим свои проблемы. Нам, прогрессивным социал-демократам, предстоит пройти тот же путь и ту же борьбу. ГБшники значительно сильнее, чем бывшие банкиры. Поэтому завершаем статью, салютуя всем борцам за подлинную свободу и демократию!
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
В паблике ΛМ|Science, News & Freaks в ВК есть хештег #народ_не_торт@vsmif — там собраны расистско-русофобские высказывания праволибералов
Господа, статья начиналась более-мене конструктивно, но чем дальше ее читаешь, тем больше убеждаешься в том, что она сплошь и полностью переполнена тем, в чем тут больше всего обвиняют праволибералов. А именно- в предвлятости и однобокости, в мышлении шаблонными понятиями и попытке обобщения. Дочитал до момента про Солдженицына. Дальше читать не стал. Потому как там уж полная х****я написана. Кто вы такие, чтобы судить великого человека, не побоюсь этих слов, пусть даже он и не историк. Как можно доверять историкам, взращенным в СССР? Как даже гений может быть адекватным специалистом в условиях повсеместной цензуры, невозможности проверить все самостоятельно и под влиянием постоянного политического контроля?? Ему за границу ехать, что бы всю правду из источников почерпнуть, в прочем, секретные архивы он даже там не получит, которых и у Солженицына, о ужас, не было!… Короче, тут вы мыслите уже как быдлюки, простите мне эти слова, надо же и мне себя праволибералом почувствовать)) В общем, статья ущерб, я против!
В вашем сообщении не содержится указаний на то, что конкретно написано неправильно, то есть ваше сообщение представляет собой просто демонстрацию уязвлённого самолюбия и обиды, процесса разрушения привычной и устоявшейся картины мира (что, вероятно, является следствием того, что вы узнали в статье себя).