будь прост как голубь и мудр как змея что значит
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей. (Мф. 10:16–18)
Посылая Своих апостолов на проповедь, Христос Спаситель сначала «вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, освободил от всех житейских попечений» (святитель Иоанн Златоуст), и только после всего этого начинает говорить им о тех бедствиях, какие должны их постигнуть, и подготавливает к той брани против диавола, какая их ожидает впоследствии.
Да, для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас много. Какая же здесь требуется мудрость? Мудрость змииная! Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». «Равным образом, – объясняет блаженный Феофилакт, – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби». Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием. «Мудрость змииная заповедана нам, – говорит преподобная Синклитикия, – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам. «Итак, – говорит святитель Златоуст, – не считай этих повелений неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» ( Деян. 5:28 ), то апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян. 4:19 ). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян. 4:20 ). Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе. Потому и говорит далее Спаситель: ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЖЕ ЛЮДЕЙ, принадлежащих к миру, который вас ненавидит.
ИБО ОНИ БУДУТ ОТДАВАТЬ ВАС В СУДИЛИЩА И В СИНАГОГАХ СВОИХ БУДУТ БИТЬ ВАС розгами или палками. И ПОВЕДУТ ВАС К ПРАВИТЕЛЯМ И ЦАРЯМ ЗА МЕНЯ. И так как Господь намерен был потом послать Своих учеников не к одним Иудеям, но и к язычникам, то и говорит ДЛЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПЕРЕД НИМИ И ЯЗЫЧНИКАМИ, т.е. в обличение всем, которые не веруют, дабы потом не могли сказать, что им не было возвещено Евангелие, когда они проповедников этого Евангелия мучили. »
Православная Жизнь
Как правильно понять слова из Евангелия: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16)? Почему Господь говорил именно притчами?
На первый вопрос можно ответить следующим образом. «Будьте мудры, как змеи» означает, что человек ко всему должен относиться с рассуждением. Он должен рационально оценивать то, что происходит вокруг него. «Будьте просты, как голуби» означает, что эта полноценная умственная деятельность вполне может в человеке сочетаться с бесхитростностью, с отсутствием лукавства, со следованием тем нравственным заповедям, которые дал Господь Иисус Христос. Иными словами, Господь призывает нас трезво оценивать все, что происходит вокруг нас, но при этом соблюдать те нравственные нормы, которые Он нам заповедал.
А на вопрос о том, почему Господь говорил притчами, существуют разные ответы. В научной литературе, например, есть гипотеза, которая говорит, что Он произносил притчи, чтобы облегчить понимание Своего учения. Другая гипотеза утверждает, что Он произносил притчи, чтобы сделать процесс понимания Его учения более трудоемким.
Я скорее склоняюсь ко второму мнению. Я думаю, что притча — это такой особый уникальный способ передачи учения, который предполагает непременный ответ со стороны поучаемого. Каждый человек, который слышит притчу, слышит ее по-своему, слышит в ней что-то свое. Более того, один и тот же человек на разных этапах своего духовного развития может возвращаться к одной и той же притче, и он будет слышать в ней что-то новое на каждом новом этапе.
Вот почему притчи Господа Иисуса Христа никогда не устаревают. Их слышали и читали две тысячи лет назад, их слышат и читают сейчас, и они сохраняют свою актуальность. Не только, конечно, поэтому, но еще и прежде всего потому, что через эти притчи с нами говорит Сам Бог.
Ведь мы не должны забывать о самом главном: Господь Иисус Христос был не просто учителем нравственности, Он не просто давал какие-то заповеди. Он был Воплотившимся Богом. Всякий раз, когда мы раскрываем Евангелие и вслушиваемся, вчитываемся, вдумываемся в Его слова, то через эти слова к нам обращается не простой человек, а Сам Бог. Соответственно, когда мы молимся, то отвечаем Богу на то, что мы от Него слышим. Он к нам обращается через Священное Писание, а мы к Нему обращаемся через молитву.
Митрополит Иларион (Алфеев)
Мудры ли змеи, и просты ли голуби?
Евангельский Иисус призывает своих последователей: Матф. 10:16 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».
Давайте-ка разберемся с символикой змеи и голубя.
«В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея — одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя. Жизненный принцип, agathos daimon (добрый демон), иногда — териоморфный облик Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания. В мистериях змея ассоциируется с божествами-спасителями и, кроме того, связана с мёртвыми, в частности, с умершими героями. Жизненное начало или душа покидала тело в облике змеи, и души умерших могут перевоплощаться в змей. Змея — символ Зевса-Хтониуса, также фаллический символ, иногда изображается обвившейся вокруг яйца — символа жизненной силы, олицетворяет ещё страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу».
«Всего, что ползает на брюхе: не ешьте». Именно в слове «брюхо» находится вертикальная буква «вав» (она выглядит как вертикальная палочка), которая делит текст Пятикнижия ровно пополам. Здесь эта буква выделена особо и написана гораздо крупнее остальных букв свитка Торы. А всё, «что ползает на брюхе», — это змеи («на брюхе своем ходить будешь»). Какой в этом смысл? Согласно аллегорическим толкованиям, Змей, до того, как был проклят, ходил, преисполненный гордыней, на двух ногах (напоминая букву «вав»), как и человек. Тот, кто дерзко и гордо задирает нос, презирая окружающих, заслуживает того же проклятия». (Мэяйна шэль Тора).
Рав Гедалия Спинадель учит: «Интересно, что числовые значения слов «машиах» (мессия) и «нахаш» (змей) — равны. Комментаторы объясняют: в будущем, на заключительном этапе истории, Машиаху предстоит искоренить в мире влияние «змея» (как символа искуса, подстрекательства, криводушия)».
Ис. 11:6-9 «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и пантера будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».
Исходя из вышесказанного, призыв быть «мудрыми, как змеи» весьма и весьма подозрителен, и свидетельствует о том, что высказывал его человек, принадлежавший скорее к эллинистической, нежели к иудейской культуре!
Теперь разберемся с голубями.
Что значит «будьте просты, как голуби»? Простота, зачастую, ассоциируется с глупостью и юродством (метафора «глупого голубя» упоминается в пророчестве Осии (7:11)), в особенности в паре с высказыванием Павла «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1кор. 1:27). Не поэтому ли христиане презирают еврейских мудрецов и отвергают Тору?
Рав Натан Агрес учит: «Голубь является олицетворением еврейского народа (наряду с некоторыми другими представителями животного мира), мы находим это в Песни Песней (2:14, 5:2, 6:9) и в других местах в Танахе. Это связано с целым рядом «качеств» голубя, основное из которых — супружеская преданность: когда голубка выбирает себе супруга, она верна ему до конца и не принимает других. Так и еврейский народ: с тех пор, как Всевышний вывел нас из Египта и дал нам Свою Тору, мы храним Ему верность, несмотря ни на какие трудности и испытания. И хотя сегодня значительная часть евреев отошла от веры, это — только на поверхности и под страшным давлением факторов, о которых нет возможности говорить здесь подробно. Но в глубине души большинство очень близко к своему духовному Источнику. И, слава Б-гу, мы видим, как растет число тех, кто ищет пути к Нему и стремится занять свое место в еврейском народе, место, которое не может занять никто другой. Голубь верен не только супругу, но и детям и, вообще, гнезду. Так и евреи самоотверженно передают Традицию из поколения в поколение и не оставляют Тору и Землю Израиля. Почти во все, даже самые трудные, времена были единицы, жившие на Земле Израиля. Около тысячи лет после разрушения Второго Храма многие евреи совершали паломничество в Иерусалим три раза в год, в память о паломничестве, предписанном Торой в три праздника: Песах Шавуот и Суккот.
Еще одно значимое свойство голубя — его готовность к самопожертвованию: он как бы добровольно «закидывает голову назад», давая возможность человеку зарезать его. Так и еврейский народ: когда было необходимо пожертвовать собой ради Торы, мы шли на это, причем, кажется, это феномен, практически не имеющий аналога у других народов! Мидраш подчеркивает красоту и, одновременно, скромность голубя — свойства, которые, в идеале, должны быть присущи еврейскому народу. Принося в жертву голубей (будь то всесожжение или другие виды жертвоприношения), человек как бы говорит Всевышнему: я — представитель этого народа, народа, уподобленного голубю в самых глубинных свойствах. Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (комментарий к Ваикра) кроме того поясняет: голубь символизирует того, кто подвергается страданиям и гонениям. Даже, не дай Б-г, страдающий и гонимый человек должен помнить, что все находится под полным контролем Всевышнего и что муки не напрасны, а ведут к счастью и добру. И даже в этом состоянии человеку следует верно исполнять долг, возложенный на него Всевышним.»
Выходит, голуби не настолько просты, как кажутся. И быть «простым, как голубь» понятие неоднозначное, в особенности, если эта простота (в христианстве) граничит с глупостью и подразумевает нежелание учить Тору, достигать мудрости и жить в соответствии с заповедями Всевышнего, т.е. нежелание трудиться, прилагать усилия, исправлять свой характер, чтобы приближаться к Б-гу.
Итак, человек вовсе не должен уподобляться змее! Совсем наоборот, его задача заключается в том, чтобы непрестанно бороться со своим «внутренним змеем», и достигать праведности.
Что касается голубей, то, уподобляясь им, следует:
1. Быть преданным Единому Творцу и Его Торе.
2. Сохранять супружескую верность и преданность.
3. Быть готовым к самопожертвованию (освящение Имени Всевышнего).
4. Являть собой пример скромной красоты (и внешне, и внутренне).
5. Помнить, несмотря ни на что, о своем долге перед Творцом.
Будьте мудры, но не как змей, который был хитрее всех; и просты, но не как юродивые.
Рав Бенцион Зильбер: «С точки зрения Торы, подходить к жизни просто значит решать все вопросы прямо, на основе её заповедей, не строя сложных комбинаций, не ища обходных путей, корысти, выгоды, личной пользы, не руководствуясь самолюбием, что неизбежно приводит к ущемлению интересов других людей, а то и заранее рассчитано на такое ущемление».
Беседы с батюшкой. Что означает «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
Аудио
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев.
– Тему для сегодняшней передачи мы избрали очень интересную и благодатную – «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Так сказал Господь. Что это означает для нас, православных христиан, в нашей церковной и обычной жизни, в быту – мы и поговорим сегодня.
– Очень интересный вопрос, и мы должны обратиться к Евангелию, чтобы понять, кто это сказал и кому были сказаны эти слова. Эти слова повторяются у двух евангелистов – Матфея и Луки. Господь говорит эти слова Своим ученикам (сначала двенадцати, потом семидесяти): «Я посылаю вас, как овец среди волков: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».
Господь всегда любил говорить притчами и словами, которые были понятны людям. Что такое овца для Израиля? Овца была (и сейчас остается) животным, которое давало молоко, шерсть, пищу. Раньше овца была одним из лучших подарков на заклание. Мне однажды человек, который умеет резать овец, сказал: «Если бы ты видел, как овечка сама кладет голову свою перед ножом, ты изумился бы! Она не дрыгается, она готова умереть. У нее нет страха смерти, она смиренна». Почему Господь сравнивается с Агнцем? Агнец – это прообраз Самого Христа. Агнец – единственное животное, которое перед смертью не блеет, не кричит, не дергается.
Овца среди волков – это нонсенс. Если выпустить овец среди волков, то понятно, что волки будут сразу сыты, а овцы – не целы. Но почему Господь это говорит Своим ученикам? Потому что Он – их Пастырь, Он всегда с ними. Что такое пастырь для овец? Это тот человек, которого слушают овцы, они знают его голос. Даже если овца перебежит в другое стадо и пастырь позовет ее своим голосом, она откликается и идет в свое стадо, она не остается в чужом стаде.
«Овцы знают Мой голос и идут за Мной», – говорит Христос. И, посылая их среди волков (обозначая мир, который находится во зле), Он говорит: «Не бойтесь, малое стадо! Я с вами до скончания века». И только потом можно понять, какой характер должен быть у апостолов среди волков, то есть среди этого мира, который погряз в грехах, мира прелюбодейного. Как вести себя среди тех людей, которые не внимают евангельским словам? Это очень тяжело. И здесь как раз приводятся образы змеи и голубя. Ведь можно рассмотреть образы этих животных и в каком-то метафорическом смысле: что змея – это дьявол и что мы должны быть такими хитрыми, как дьявол, потому что он искусил Еву и Адама, первых людей, которые были умудрены так, что нам до этого очень далеко.
Но если понаблюдать за змеей, она ведь очень осторожна, в ней нет открытости ни к людям, ни к животным, она особенная. Она постоянно в каком-то движении, но одна (змеи живут только своей семьей, у змей все строго и по семейным законам). И мудрость змеиная заключается в том, чтобы не попасться змеелову. Змеелов – это как раз и есть дьявол, который может своей хитростью поймать змею. Посмотрите, сколько уловок у змеи, чтобы уйти от змеелова или от какой-то опасности. Это единственное животное, которое при движении так виляет, что даже коршун не может уловить ее и поймать, потому что траектория ее движения очень трудна. «Дорога жизни», на которой находится наш храм, такая же извилистая, как змеиная. Для чего это было сделано (во время войны)?
– Для того, чтобы самолеты не могли пройти напрямую.
– Да, это тоже змеиная мудрость, можно сказать.
– Вопрос телезрителя из Москвы: «Про пожилых иногда говорят, что они впали в детство. Но ведь дети имеют душу чистую, бесхитростную, как у голубя. Может, таким образом душа человека стремится к Богу?»
– Душа человека не только в старости стремится к Богу, но всегда, потому что насытиться душа может только Тем, Кто ее создал. Творец дал дыхание жизни. И чем ни насыщай душу, начиная от театров и заканчивая какими-нибудь супершоу, это будет лишь временное насыщение. Вечное насыщение, конечно, только в Боге. Поиск Бога – это правильно, но нужно делать это не только в старости. «Что стар, что млад» – да, есть такая поговорка. Но я не думаю, что это какой-то плюс, если старик будет как младенец. Простота у детей, конечно же, присутствует. И Господь говорит: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное». Но это не та простачковая простота, или, как говорят, «святая простота».
– Тоже ужасная фраза. Или еще говорят: простота хуже воровства.
– Много есть фраз, но они не дают полноты смысла той простоты, которая есть у голубя. Ведь сейчас у нас голубь считается нечистой птицей, клюющей в помойках. А в древности, да и в Библии мы видим: голубь – прообраз Святого Духа. Или вспомним Ноев ковчег: именно голубь принес масличную веточку в своем клювике. Символ мира – тоже голубь. Голубь – это не простота, это чистота. Белый голубь – это чистое дыхание Святого Духа, Который снисходит на Христа во время Его Крещения. Образ голубя в Библии вообще прекрасен.
Вы пробовали кормить голубей с рук в парках? Например, я замечал, что у нетерпеливого ребенка это не получается. Голубь чувствует твою душу, он чувствует, что ты хочешь сделать сейчас – покормить его или схватить за носик. Ведь некоторым деткам очень хочется поймать голубка, и они бегут за ним радостные, но это озорство (назовем так). А чтобы покормить голубя с рук, нужно иметь чистые помыслы.
– Есть один замечательный фильм, где рассказывается история про юродивого в деревне, которого убили. Он кормил голубей, они всегда на нем сидели, и от их коготков у него вся рубашка была в дырочках. И когда его хоронили, голуби летали, летали. Этот момент всегда вызывает слезы в этом фильме. Но это история не про голубей, это история про человека – этот юродивый в деревне был как раз прост, как голубь.
Телезритель говорил, что пожилой человек становится простым как ребенок. То есть быть простым – это значит, что уже не требуется никаких усилий в работе над собой, над своей душой, над своим спасением? А быть мудрым, как змея, в этом случае – наоборот, размышлять о том, что тебя ждет? Змея сбрасывает кожу, как мы сбрасываем жизнь в конце концов, когда рождаемся в вечность. Вот об этом можно порассуждать?
– Простота – это не заработанный характер в жизни. То есть можно быть простачком, но в то же время быть хитрецом.
– Это не значит быть мудрым, как змея.
– Да, это такая «святая» простота, когда человек своим характером уже доводит людей до непонимания. А ему все как с гуся вода; то есть он представил себя таким псевдоюродивым и не хочет работать над собой, как Вы говорите. Это абсолютно неправильно. Работа над собой должна происходить с момента нашего зачатия. Сначала работать над нами должны родители, потом крестные. А потом мы уже сами начинаем понимать, что такое добро, что такое зло, грех, умеем это разделять (это происходит в 12-14 лет).
– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Можно ли слова “будьте просты, как голуби” понимать так, что с простотой и легкостью нужно прощать все нанесенные обиды, оскорбления?»
– Да, конечно же, Вы абсолютно правы. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: «Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло»; он как бы перефразирует слова Христа. Как это быть мудрым на добро и простым на зло? Именно так – прощать в простоте. Как прощает ребенок, у которого нет памяти зла. Ведь что такое зло, которое в человеке? Это память, которая не отпускает. «Вот в прошлом году мне наступили на ногу, а тогда-то меня обманули. » Все это копится, копится, как воздушный шарик, и пока ты сам это не отпустишь, это будет находиться в тебе; пока ты не простишь, эта память останется в тебе. И в покаянии эта память зла (когда мы помним о зле) стирается. А ребенок прощает тебя сразу же; может, пару минут позлился и забыл. В отличие от взрослых людей, которые поссорятся и потом неделю не разговаривают друг с другом.
– А еще имеет смысл вести дневник: «меня оскорбили так, а я ответил так». В результате к батюшке потом приносить общую тетрадь, исчерканную за неделю: «На, батюшка, почитай на досуге о том, какой я “простой”, как голубь».
– Надо в простоте сердца прощать человеку его согрешения, и злопамятство отступит. Есть в человеке такая нехорошая греховная наклонность – помнить зло; это не очень правильно.
– Если бы только мы в нашей повседневной жизни правильно понимали эту фразу, эту заповедь Господню: «Будьте просты, как голуби»! Например, такая ситуация. Я каждое утро хожу в Лавру и вижу, как люди кормят голубей. Причем покупают в монастырской пекарне монастырский хлеб, выносят эту буханку горячего хлеба и кормят голубей. Я поинтересовался, зачем они это делают. Ведь голуби должны сами искать себе пропитание. Вспомним фразу из Священного Писания, где говорится, что птицы небесные не думают о том, где найти пропитание, и лилия не думает о своем одеянии. И услышал ответ, что это души людей, и надо их кормить, потому что в этом случае мы заботимся о душах некрещеных людей и так далее. То есть это такая проповедь: покупая хлеб, я жертвую деньги и кормлю голубей. Мне не кажется это похвальным.
– Со стороны человек посмотрит и скажет: какой прекрасный поступок. Ведь покормить животных – это добро?
– Вот я и думаю, что наше представление о простоте голубиной в наше время несколько отличается не только от ветхозаветного понимания, но и от заповедей Христовых. Простота, которую мы возносим, говоря: «Будьте просты, как голуби», все-таки должна иметь какое-то другое значение, нежели просто как простота птицы.
– Конечно же, этих людей, которые кормят голубей, мы не будем осуждать.
– Нет, конечно.
– Дай ему хлеба. Не водки, а хлеба.
– Тот хлеб, которым ты кормишь голубей, отдай человеку – он важнее птицы. Нужно просто перенаправлять те добрые дела, которые делаются по незнанию.
– Почему-то я подумал, что это как раз поступок, который может совершить человек мудрый, как змея.
– Давая в простоте хлеб, ты совершаешь мудрость, потому что, во-первых, совершаешь евангельскую заповедь. Если ты просто дал человеку напиться холодной воды, ты уже совершил Евангелие и не потеряешь награды в Царствии Небесном. Это слова Самого Христа. А если дашь хлеб, накормишь голодного – ты пройдешь мимо Суда. Ведь Христос спросит потом на Суде: «Вот был голодный, а ты не накормил его». А ведь это может быть Сам Христос, Он не гнушается голодными и простыми людьми. Но в голубя Он, конечно же, не превращается. Не надо думать, что это какие-то души и так далее.
– Впереди нас ожидает праздник – день прославления Иоанна Кронштадтского. Размышляя о нем, я всегда думаю, какой удивительный человек это был! Когда он шел от Андреевского собора к себе домой, то приходил часто без обуви, без верхней одежды, даже просто рубашку свою отдавал, заботясь о нищих. Он приходил домой, супруга его встречала и ругала: «Ну как же так. » Иоанн Кронштадтский был прост, как голубь, но мудр, как змея.
– Он совершал молитву в простоте. Не нужно делать подвиг из чтения тысячи акафистов. Ты можешь разговаривать с Богом, как Иоанн Кронштадтский, своими молитвами. Простота в общении с Богом тоже очень важна. Вы правы, Иоанну Кронштадтскому присуща простота в общении с Богом, и он сразу же получал ответы на свои молитвы, потому что молился в простоте сердца своего.
– А вспомним, сколько его уговаривали, чтобы он помолился о ком-нибудь. Он отказывался, говорил, что недостоин. Вместе с тем сколько по его молитвам было совершено чудес!
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я так понимаю эту фразу. Когда Христос посылал апостолов на проповедь, Он понимал, что это дело опасное. Быть мудрым, как змея, – это значит, как змея, оберегать в первую очередь свою голову. То есть они должны были сохранить главное – не потерять свою душу. По поводу простоты голубя. Голубь – это мирная птица. Поэтому проповедь их не должна быть агрессивной, а должна быть простой. То есть от них должен исходить мир и простота. Вот в этом весь смысл».
– Все правильно, змея старается сохранить свою голову; если она будет ранена в тело, она выживет. Поэтому змея сворачивается в кольцо, прячет туда голову при опасности, а может и напугать. Апостолы ведь не только говорили сладкие слова, они и обличали грех, и обличали так, что люди слепли после их проповеди, как это было с волхвом.
В Евангелии дальше сказано: «Если вас будут гнать из одного города, идите в другой»; то есть не оставайтесь там, не лезьте на рожон. Не нужно людей за рога (как у нас любят) тащить в Церковь. Господь говорит: «Если не принимают – идите в другое место. А где примут вас – там оставайтесь». То есть Господь призывает идти вперед, пробовать, самое главное – не останавливаться.
– Телезритель четко и правильно сказал, что проповедь не должна быть агрессивной. Я вспоминаю апостола Павла. Когда он пришел в пантеон, он сказал: «У вас здесь много святынь, и среди них я нашел жертвенник, на котором написано: “Неведомому Богу”. Вот о Нем, имя Которого вы не знаете, я и буду говорить». Посмотрите, он прост, как голубь, но мудр, как змея. Это потрясающе! Или мы читаем в Деяниях святых апостолов, например, об апостоле Петре: плат спускается с небес со всякими морскими гадами – и глас: «Петр, заколи и ешь». С одной стороны, у апостола Петра просто голубиная простота. И какую мудрость он получил от Господа потом, проповедуя язычникам!
И еще тут напрашивается вывод. Когда мы читаем Священное Писание, мы просты, как голуби, если читаем с чистотой сердца, но какими мы должны быть мудрыми, чтобы услышать слова Господа! И какая нам нужна помощь Церкви, чтобы понять Священное Писание в его настоящем, истинном смысле…
Отец Олег, так как же нам руководствоваться этим, я бы даже сказал, девизом в нашей жизни: например, при чтении Священного Писания, в церковной, бытовой жизни?
– Священное Писание можно трактовать очень по-разному; особенно в других конфессиях предлагают другие трактовки. Но у нас есть святые отцы, которые нам оставили готовый материал. Чистота веры, которая присутствует в Православной Церкви, как раз и проста. Простота – в чистоте, когда ничего не разбавлено никакими примесями, никакими новыми учениями. Церковь, основанная Христом две тысячи лет назад, чиста в православии, она здесь. Мы должны читать Евангелие с объяснениями святых отцов. Мы можем поразмышлять и сами над прочитанным отрывком, но потом обязательно читаем Иоанна Златоуста и сравниваем с ним свои размышления. Если наши размышления схожи, значит, нам Дух Святой это открывает, и мы испытываем радость. А если нам непонятно и мы хотим понять, о чем же все-таки отрывок, то мы снова берем толкование Иоанна Златоуста, читаем и понимаем: «Вот как, оказывается, надо понимать. А я-то думал иначе». И сразу происходит метанойя – изменение ума, посредством чтения святых отцов.
– Вопрос телезрительницы: «Иоанн Кронштадтский все время говорит, что Господь прост. Как это понять?»
– Прекрасный вопрос. О Господе мы можем говорить очень много, но я бы о Нем помолчал, так как что бы ни сказал, все будет мало. Даже в Евангелии написано: если бы все чудеса, которые сотворил Господь Иисус Христос на земле, вписали в книги, не хватило бы места. А Антоний Сурожский говорит, что если бы мы сложили все писания святых отцов о Боге, то это было бы даже не каплей в море.
Простота Его в том, что Он прост для нашего понимания. Мы Его воспринимаем верой – в этом простота. Мы ведь верим в невидимое как в видимое; мы уверены в Его любви к нам. Но сказать, что Он совсем прост, конечно, невозможно. Потому что никто, ни один из математиков не может объяснить этот принцип Святой Троицы: 1+1+1 равно чему?
– Одному.
– Да, Единая Троица. Здесь у всех математиков закипает мозг.
– Еще в православии есть такое понятие – «про́стый». Можем ли мы слепому объяснить, что такое красный? Не можем. Можем ли мы объяснить, что такое свет и тьма? Нет, не можем. Когда мы говорим о Боге, у нас нет ни одного слова, которое было бы по отношению к Господу верным.
– Свет, тьма, радость, добро – эти понятия простые, про́стые. Когда мы говорим, что Господь прост, то понимаем, что Он прост как дыхание, как жизнь, как любовь, как радость. То есть мы не говорим, что Он состоит из этого и из этого; Он прост. И самое уникальное еще в том, что когда мы Его принимаем, Он входит в нашу жизнь просто.
– Он входит так, что мы даже и не можем себе представить, как это может быть. Мы живем, живем и вдруг понимаем, что живем не одни, что живем с Господом. И эту простоту невозможно объяснить.
– Есть хорошая фраза: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Мудреность века сего посрамлена простотой проповеди, юродством проповеди. Что такое юродство проповеди у апостолов? Это когда ты просто говоришь о том, что Христос воскрес. Приходишь к людям, которые даже не понимают, что такое воскресение, и говоришь: «Христос воскрес!» Они на тебя посмотрят непонимающе и спросят: «Как это может быть?» Раз есть вопрос, ты начинаешь отвечать, и отвечаешь через Духа Святого, открываешь тайны простоты любви Божией: Бог возлюбил мир так, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. «Хочешь иметь жизнь вечную?» – «Хочу». – «Иди за Христом». И начинается у человека уже другая жизнь (если он пойдет за Христом). А если он, как тот богатый юноша, скажет: «Я не могу идти за Тобой, у меня большое богатство», тогда Бог подождет. Бог ждет до конца, до последнего нашего издыхания. Как ждал и разбойника благоразумного, который при последнем своем издыхании получил прощение грехов и унаследовал Царство Небесное. Но, конечно, чем раньше мы обратимся к Богу, тем лучше; не надо ждать до последнего часа.
– Надеюсь, мы смогли ответить на вопрос, почему Господь прост.
Радостно, что у нас есть возможность на телеканале «Союз» спокойно обсуждать все эти проблемы, отвечать на вопросы. Это ведь тоже удивительно. С одной стороны, какая-то удивительная простота. С другой стороны, сколько технических сил, сколько мудрствования (в хорошем смысле) этого мира происходит для того, чтобы можно было выйти в эфир, сколько людей над этим работает! В этом тоже та змеиная мудрость, которая помогает нам в этом смысле быть простыми, как голуби. Сколько смыслов, оказывается, в этой теме.
Отче, я не раз был в вашем храме и видел много и пожилых людей, и детей. Причем детей в храме очень много, и слава Богу, что их так много. С кем Вам как пастырю легче общаться: с пожилыми или детьми?
– Общение бывает разное. Одно дело – наставлять, другое дело – утешать. Обычно людям в возрасте, которые прошли жизнь, больше нужно утешение, потому что каждый уже столько дров наломал в своей жизни…Человек доверяет тебе свою душу, чтобы ты заглянул в нее и помог немножко освободиться от злой памяти. С ребенком, конечно, проще общаться. Это так называемые ангелы во плоти. Хотя, может быть, они уже знают некоторые моменты греха, потому что уже умеют каяться. Они приходят на исповедь и истинно вспоминают свои грехи.
– Двойку получил или родителей не послушал.
– Есть обычный набор: маму, папу не слушался, конфетку стащил и что-то подобное. Я, конечно, не открываю сейчас тайну исповеди, просто говорю обычный набор, который есть у всех. Но иногда дети именно серьезно подходят к своему спасению, понимают, что это грех; и он их жжет. Я сам не помню такого чувства в детстве, чтобы сделал что-то плохое – и вдруг совесть тебя так обличала, что хотелось спрятаться, сделать что-то хорошее, чтобы загладить свою вину. У них такое есть, в Церкви это открывается; они чувствуют, что сделали плохое, у них уши горят.
– Честно говоря, когда я чувствую свою греховность (в особенности вечером, когда помолюсь, и Господь открывает мне видение моих грехов), я не могу заснуть, потому что это мучительно. И до тех пор, пока я не поговорю с Господом и не получу какой-то временной отсрочки от своего греха, я не могу заснуть, и уши горят. Так что мне это очень знакомо.
Вопрос телезрительницы: «У меня очень серьезный вопрос, касающийся беснования. Я слышала, что эти больные могут говорить не от своего имени. Чем беснование отличается от демонского воздействия на человека? Если нападает демон похоти, как человек сам может избавиться от этого состояния? Может быть, читать какие-то молитвы или акафисты?»
Очень сложный, но очень важный вопрос, который требует ответа.
– Знаете, если человек чувствует влияние бесов на себе, он не бесноватый. Он чувствует воздействие извне либо за совершенные грехи, либо он принял какие-то мысли от этих же бесов и чувствует какую-то неловкость за эти мысли. Потому что мысли приходят разные, бывают даже богохульные, и человек думает: «О, Боже, это же я так думаю». А это хитрость бесовская: они внушают нам мысль, мы принимаем ее как свою, а потом эта мысль нас и уничтожает: «Посмотри, как ты думаешь!» Нам кажется, что это наша совесть говорит, а это бесы разговаривают.
Человеку нужна хорошая, так называемая генеральная исповедь, чтобы вспомнить даже детские какие-то проблемы. Это первое. Нужно как бы залатать лодочку, которая течет по течению и в которой много дырочек от наших грехов, что мы не исповедуем. Вроде бы лодка плывет, но вместо того, чтобы любоваться природой, приходится ее все время опорожнять, вычерпывать воду сапогом, то есть заниматься все время вспоминанием старых грехов. Генеральная исповедь – это как будто принимаешь второе крещение, это полное освобождение.
Человек бесноватый, я думаю, практически не чувствует на себе такое влияние, потому что Господь попустил такое страдание для него; и он уже не может каяться. Потому что бесы не могут каяться. Это человек одержимый, и он может только богохульствовать.
У меня был опыт встречи с бесноватым, и было удивительное исповедование беса. Я сидел в церковной лавке, и вдруг зашел бесноватый, который начал плевать на иконы, ругаться. Сразу было понятно, что этот человек одержим. Я спокойно говорю: «Вы присядьте, зачем же так сразу ругаться матом? Все-таки место культурное. Давайте поговорим». А он что-то шипит, шипит. Потом я говорю: «Давайте мы с Вами почитаем Евангелие» (вдруг мне такой помысел пришел). Я берусь за Евангелие, он как закричит: «Не трогай, не трогай! Это огонь, он жжет меня». Бес признался в том, что просто лежащее рядом Евангелие его жжет, не то что слова из Евангелия.
Теперь всегда в храме я раздаю абсолютно бесплатно Евангелие, потому что это важная вещь в доме. Без сковородки можно прожить, без картошки жареной можно прожить, но без Евангелия ты не выживешь – это наш учебник, это наша подсказка, наша шпаргалка, по которой мы должны жить. Утром прочитал отрывок: «Господи, спасибо, я сегодня так и сделаю». Вечером прочитал Евангелие: «Ой, а я этого не сделал». То есть в Евангелии ты видишь и суд, и в то же время прощение.
Поэтому чтение Евангелия за этого человека, который страдает от воздействия бесов, очень помогает. Пока я знаю такой способ. Может быть, есть старцы, которые занимаются отчиткой, но я таким не занимаюсь и не знаю таких старцев.
– В беседе один очень хороший духовник сказал мне, что нечистый, так как он не творец и не способен изобретать ничего нового, воздействует на то, что в человеке есть. И если только ты усиливаешь свои молитвы, то первое, что к тебе приходит, – блудные помыслы (потому что не способен он ничего другого изобрести). Поэтому, может быть, надо усилить молитвы?
– А может, наоборот, ослабить?
– Я тоже думал об этом. Но духовник как раз сказал, что тогда бес уверится в том, что это работает, и начнет еще больше усиливать влияние на человека.
– Здесь надо иметь опытного духовника. Потому что бывает, что блудные помыслы приходят еще и от нашего переедания, в зависимости от того, что мы кушаем, кушаем ли после шести, наедаясь как пингвинчики. Знаете, чем отличаются пингвины от ласточек?
– Ласточка умеет летать.
– Пингвины – это ласточки, просто они кушали после шести. Поэтому после шести лучше не вкушать много, иначе и сны бывают сладострастными именно от множества жирной еды. Поэтому есть посты. Блудная похоть проходит в большей степени не от молитвы, а от поста.
– Тем более сейчас лето, и можно спокойно перейти на помидоры, клубнику – самые простые, но очень вкусные вещи.
– Скоро начнется Петровский пост, будем кушать ягодки и прекрасно себя чувствовать.
– Жаль, что пост короткий. В прошлом году он был длинный, как Великий, а в этом году будет короткий. Но никто не запрещает поститься по средам и пятницам. Слава Богу, у нас есть возможности управлять своей плотью: пост и молитва – и все будет хорошо.
Подытожим нашу беседу. В нашей обыденной жизни, когда мы едем в общественном транспорте или просто идем по улице, чаще видим людей хмурых, не готовых к общению. Но когда мы видим священников, они идут и улыбаются. Они улыбаются потому, что у них есть благодатная мысль о том, что Господь так возлюбил этот мир.
И последний вопрос: как нам в трамвае быть мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби?
– Я просто пел бы: «Хмуриться не надо, Лада…»
– А вообще – молиться.
– Конечно. Молитва Иисусова прекрасна, но это не всем дано; не все смогут долго держать ее. А вот песня нам «строить и жить помогает», поэтому пойте и радуйтесь.
– И в этой радости будьте просты, как голуби. И тогда все будут вместе с вами такими же простыми и радостными.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Нина Кирсанова и Светлана Тодосейчук