в ретроспективе что это значит
Значение слова «ретроспектива»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации.
ретроспекти́ва
1. книжн. ед. ч. обращённость в прошлое, взгляд назад, обозрение того, что было в прошлом, то же, что ретроспекция ◆ Юридическую ответственность рассматривают только в ретроспективе как негативную ответственность за прошлые правонарушения. ◆ «Наука требует преемственности, и не только чаяния перспективы, но и знания ретроспективы». Р. М. Фрумкина, «О нас – наискосок», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В замечании молодого Толстого ― перспектива, в суждении старого Леонтьева ― ретроспектива, и все оценки обратны ― но оценки того же самого, тех же явлений, тех же процессов, и в тех же почти что терминах. С. Г. Бочаров, «Литературная теория Константина Леонтьева», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. искусств. демонстрация произведений одного художника, одного кинорежиссёра и т. п. во временно́й последовательности их создания ◆ Ретроспектива развернула перед зрителями мир Тарковского в его временно́й протяжённости, и стало видно, сколь прочно он сложён как целое, как некое единство, а не просто как сумма картин. М. Туровская, «7 с 1/2 и Фильмы Андрея Тарковского», 1991 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Весной 1967 года в Риме была устроена ретроспектива фильмов советского режиссёра Михаила Калатозова. «Продюсер удачи», 06 мая 2004 г. // «Экран и сцена» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: электрокар — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ретроспектива
Ретроспекти́ва (от лат. retrospectare — взгляд назад) — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.
Содержание
В искусстве
Обычно термин ретроспектива используется в искусстве, как название выставки предметов искусства, обычно — выставка работ одного художника, созданных в разные периоды его жизни.
В кино ретроспективой называется подборка ранее снятых фильмов данного режиссера, актёра или просто подборка фильмов определенного жанра. Также, когда сюжетная линия произведения отклоняется от повествования в настоящем и переносится в прошлое — зритель наблюдает действия, которые происходили ранее (см. Флешбэк).
В юриспруденции
Обыкновенно законы не имеют обратной силы, то есть они действуют с момента их принятия, но не раньше. Однако, в мировой юридической практике существуют и исключения. [источник не указан 1255 дней]
Программирование
Одна из методик разработки ПО включает в себя регулярный обзор пройденного и последующие попытки исправить обнаруженные недостатки.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ретроспектива» в других словарях:
ретроспектива — ретроспектива … Орфографический словарь-справочник
ретроспектива — обозрение, ретроспекция Словарь русских синонимов. ретроспектива сущ., кол во синонимов: 2 • обозрение (16) • … Словарь синонимов
ретроспектива — ы, ж. retrospective f. 1. Обращение к прошлому; обзор прошедших событий. СМ 60. Ретроспектива советского балета. МАС 2. 2. Демонстрация старых фильмов, воссоздающая историю кино. СМ 60. А сегодня вы показали в Москве ретроспективу своих фильмов.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕТРОСПЕКТИВА — РЕТРОСПЕКТИВА, ы, жен. (книжн.). Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ретроспектива — ы, ж. (фр. rétrospective … Словарь иностранных слов русского языка
Ретроспектива — ж. 1. Обращенность в прошлое, взгляд назад; ретроспекция. 2. Демонстрация произведений одного художника или кинорежиссера во временной последовательности их создания, переходя от настоящего к прошлому (в искусстве и кинематографии). Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ретроспектива — (от лат. retro назад + spectare смотреть) взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Синоним ретроспекция … Начала современного естествознания
ретроспектива — ретроспект ива, ы … Русский орфографический словарь
ретроспектива — (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
ретроспектива — Үткәннәргә караш ташлау (күзәтү ясау) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Что такое ретроспективный анализ и ретроспективный метод
Ретроспектива и ретроспективный. Примеры употребления
Те, которые думают, что творящий художник в минуты аффектов способен посредством средств своего искусства выразить то, что он чувствует, ошибаются. И печальные и радостные чувства выражаются всегда, так сказать, ретроспективно.
П.И. Чайковский. Письма Н.Ф. фон-Мекк (1878)
Бросая ретроспективный взгляд на прошлое нашего финансового учреждения и пробегая умственным взором историю его постепенного развития, мы получаем в высшей степени отрадное впечатление.
А.П. Чехов. «Юбилей» (1892)
При всей традиционности подобных занятий Пастернак не архаичен, не ретроспективен, но жив, здоров, молод и современен.
И.Г. Эренбург. «Портреты современных поэтов» (1922)
И все-таки попробуйте! Попробуйте почувствовать этот чужой, будущий, ретроспективный трепет… Все волоски на душе становятся дыбом!
В.В. Набоков. «Дар» (1935-1937)
Эволюцию взглядов Горбачева легко проследить ретроспективно, оценивая и анализируя все, что произошло с ним и с нами за эти годы.
Анатолий Собчак. «Дюжина ножей в спину» (1999)
Я это знаю потому, что, когда в США несколько лет назад организовывалась ретроспектива моих фильмов, то запрашивали разрешение этой самой голландской фирмы на одноразовый показ в Нью-Йорке наших «Итальянцев в России».
Эльдар Рязанов. «Подведенные итоги» (2000)
На своей ретроспективе, проходящей в рамках проекта «Классики российской фотографии», он показывает историю страны и передает дух времени.
Николай Молок. «Красотища. Выставки» // «Известия» (2001)
Что такое ретроспектива и зачем нужна
Ретроспектива, по своей сути, представляет собой цикл Деминга или по-другому PDCA.
Аббревиатура расшифровывается, как Plan-Do-Check-Act, что с английского языка означает Планирование-Действие-Проверка-Корректировка, то есть одно и тоже повторяющееся действие с целью добиться лучшего качества.
Поэтому обсуждения ретроспективы в кампании – это долгий и кропотливый процесс, благодаря которому нужно прийти к окончательному плану по изменениям, а также его дальнейшей реализации.
Важно понимать, что ретроспектива – командная работа. К сожалению, это одна из причин, почему многие отказываются от неё, несмотря на её позитивное влияние.
Зачастую при ретроспективе используют доску для наглядной демонстрации процесса. Обычно её делят либо на четыре квадрата – плюсы, минусы, идеи и решения, либо она состоит из идеи, плана действий, процесса и проверки.
Значение слова ретроспектива
Стоит начать, пожалуй, с самого значения. Ретроспектива происходит от латинского слова retrospectare, что означает взгляд в прошлое, обращение к прошлому.
Под этим понятие обычно подразумевается информация, заставляющая читателя оглянуться на предшествующие события, которые содержались в текстах, аудио- или видеоматериалах.
Однако, многие люди не понимают в чём же её уникальность, а всё дело в том, что зная предысторию можно избежать многих ошибок в будущем и разработать более выгодный план действий.
Данный тип работы помогает обратить внимание на многие проблемы, которые не всегда видны на первый взгляд. И даже команда, которая была уверена, что у неё нет никаких проблем и их рабочий процесс достаточно продуктивен, на ретроспективе могут убедиться, что это не так.
Приглашение на такое собрание заказчика или пользователей, для которых создается продукция, помогает понять над чем ещё предстоит поработать.
Что такое ретроспективный анализ и метод
Также существует такое понятие, как ретроспективный анализ, что означает оценочный анализ данных с этого момента до определённого момента в прошлом, то есть вопрос изучается в динамике.
Использование прошедшего опыта позволяют ограничить риски в будущем.
Основные задачи такого анализа заключаются в том, чтобы оценивать и контролировать результаты деятельности кампании, осуществлять своевременную мобилизацию для повышения эффективности производства. Это неотъемлемая часть бизнес-планирования.
Существует несколько основных этапов анализа:
Каждый из разделов содержит в себе большой объем работы, который позволяет наиболее полно представить картину происходящего.
Рекомендуется проводить такой анализ раз в квартал или год, но также можно и раз в месяц, чтобы данные были более точными. Это позволит выделить наиболее или менее прибыльные направления работы и финансирования.
Для проведения такого анализа обычно используют определённую методику. В основе этого метода лежит сравнение нынешнего плана с данными, собранными в прошлые аналитические периоды.
Выделяются произошедшие отклонения, устанавливаются причинных их возникновения и разрабатываются меры по ликвидации.
Примеры употребления
Как же стоит проводить ретроспективу и на какие вопросы обратить особое внимание? Первоначально нужно понимать, что такое собрание стоит готовить и проводить только в конце определенного периода, например, квартала или года.
Необходимо подготовить некоторое количество вопросов от «Что нам удалось улучшить?» до «Почему те или иные стратегии работы были эффективными в этот раз?».
Так же, это отличный и простой способ узнать, какая обстановка царит в команде, и как каждый из работников оценивает динамику процесса.
Например, одна из актуальных проблем в современном мире – это эффективность вакцинации. Именно ретроспективный метод помогает составить нужную статистику и узнать, как проходят перемены в течении эпидемического процесса, опираясь на результаты предыдущих месяцев.
Благодаря этому методу изучения можно получить информации о количестве инфицируемых, динамики выздоровления, а также эффективности вакцины.
Ретроспективный анализ, на данным момент, является наиболее эффективным, благодаря своей оперативности и возможности создания многогранного анализа для перспективного развития.
Также он позволяет обоснованно говорить о получении финансового результата команды, наглядно показывает какие факторы влияют на этот процесс. Метод направлен на выяснение наиболее эффективного, но наименее затратного пути решения задач.
Однако, у данного вида анализа, как и у любого другого, существует и недостаток. Как правило, данные по аналитике приходят слишком поздно.
Если ретроспектива была проведена по окончании месяца, то новая система начнёт свою полноценную работу только к середине следующего, а восполнить предыдущие недостатки уже не представится возможности.
Для повышения эффективности такого анализа основной задачей ставится ускорение сбора и обработки данных.
Ретроспектива: как и зачем ее проводить?
Проведение ретроспектив – это активность, которую каждая agile-команда проводит для того, чтобы решать свои проблемы. Что такое ретроспектива? Это регулярная встреча, на которой команда обсуждает свой рабочий процесс и что-то в нем меняет.
Зачем нужна ретроспектива?
Это не праздный вопрос, его часто задают начальники, когда им предлагают провести ретроспективу. Они спрашивают: «Зачем? Мы можем сами все решить». Почему же нельзя сделать так, чтобы какой-то начальник или эксперт пришел, посмотрел и сказал, что команде надо делать, а что в рабочем процессе стоит изменить?
Основных причин две. Во-первых, если мы приходим к команде с готовыми решениями, возникает феномен, который называется «not invented here». Даже если члены команды понимают, что это правильное решение и его нужно выполнять, у них нет чувства собственности по отношению к нему. Такие решения, не «выстраданные» самим коллективом, а «навязанные» или предложенные сверху, имеют меньше шансов на реализацию.
Во-вторых, сейчас разработка ПО – настолько сложная и запутанная вещь, что вряд ли найдется специалист, который сможет, не зная контекста, расписать, как на самом деле должны работать процессы в конкретной команде при решении определенной задачи. Чтобы это выяснить, надо что-то пробовать, проводить эксперименты, смотреть, к чему приводят те или иные решения. Только попробовав, можно понять, хороша или не очень та или иная практика в контексте данной команды.
Тем не менее, существуют такие вещи как good practice или best practice. Это практики, которые многие используют и которые многим помогают. Возьмем, например, code review: хорошая это практика или плохая? Одним командам она помогает. Другие пытаются ее использовать, и ничего хорошего из этого не выходит. Так происходит потому, что эта конкретная практика, не хороша и не плоха как таковая: ее можно оценить только в контексте конкретной команды и ситуации.
Хотя бы поэтому невозможно сказать заранее, даст она какое-то преимущество или нет. Сode review – это один пример. На самом деле этот эффект характерен для любой практики – никогда нельзя знать заранее, насколько она будет эффективна в той или иной ситуации.
Цели и результаты
В основе ретроспективы лежит концепция цикла Деминга, PDCA (англ. Plan-Do-Check-Act). Цель ретроспективы – к ее окончанию получить план изменений. Но важно понимать, что это не план окончательных изменений в процессе – это план эксперимента на ближайший период. Мы что-то пробуем, а потом смотрим, что из этого вышло, и на основании этого принимаем решение.
Цикл Деминга: Plan – запланируй, Do – выполни, Check – посмотри, что получилось, Act – прими какие-то дальнейшие решения, реши, что дальше делать. Ретроспектива должна проходить именно по этому циклу. Собственно, сама ретроспектива – это стадия Plan.
Ретроспектива, как и любая командная встреча, должна иметь какую-то цель. Цель ретроспективы – получить план процессного эксперимента. Однако многие команды этого не понимают. Например, на ретроспективе команды порой пытаются придумать какие-то глобальные решения своей проблемы, и упираются в то, что у них не получается этого сделать. Они застревают и в итоге вообще ничего не делают. Если команда с такой проблемой сталкивается, то надо ей объяснить, что двигаться надо маленькими шагами, пробуя разные вещи и проверяя, что из этого выходит.
Если команда просто считает, что ретроспектива – это встреча для того, чтобы обсудить свой рабочий процесс и как-то его улучшить, то, как правило, все сводится к тому, что люди приходят, о чем-то разговаривают, выливают свою боль, облегчают душу – в итоге это ни к чему это не приводит. Так происходит потому, что цель не достигнута, план не получен.
Задача ведущего – привести команду в процессе ретроспективы к конкретному плану. План – это одно из двух: либо действия, либо новая договоренность. Все, к чему ретроспектива сводится – это список из действий, которые надо совершить, и договоренностей, которых отныне нужно придерживаться.
Что такое действия? Это конкретные задачи с известными исполнителями. Причем если выполнить действие должен тот, кого нет сейчас в комнате, из присутствующих выбирается человек, который берет на себя ответственность объяснить отсутствующему, что и как нужно сделать, а также проконтролировать результат. В итоге за каждое действие отвечает кто-то из присутствующих на ретроспективе.
Какие бывают ретроспективы?
Вообще ретроспективы разумно подразделять на несколько типов:
Ретроспектива по качеству обычно сводится к тому, что на ней обсуждаются либо недавно произошедшие инциденты, либо дефекты. Ретроспективу посвящают тому, что обсуждают эти дефекты и анализируют, почему они возникли, то есть строят диаграмму глубинных причин дефектов. Так или иначе, в этом случае работу ведут с конкретными проблемами с качеством.
Есть ретроспективы, на которых работа ведется с проблемами, возникающими у заказчика или у владельца продукта. Это третий тип ретроспективы. Четвертый тип – когда есть конкретная специфическая проблема, и ретроспектива посвящается ее решению.
В чем проблема?
Какие в процессе ретроспективы могут возникнуть дисфункции, и как с ними бороться? Вот одна из дисфункций: команда считает, что у нее нет проблем, ее рабочий процесс достаточно хорош, и не видит смысла в его улучшении. Как правило, это не так. Но команде этого просто так не объяснить.
Для того, чтобы сдвинуть коллектив с этой позиции, полезно пригласить на ретроспективу кого-то из стейкхолдеров – заказчика или пользователей, которые знают, что с командой не все в порядке (заказчики вообще очень редко полностью удовлетворены работой команды). Они могут быть удовлетворены до определенной степени, но, как правило, у них все равно есть какие-то мысли на тему того, «что команда могла бы сделать лучше». Если такой заказчик приходит на ретроспективу и рассказывает это команде, ей уже некуда отступать, она начинает обсуждать направления для дальнейшего роста.
Еще одна дисфункция – когда на ретроспективе говорит в основном кто-то один или 2-3 человека, а все остальные сидят и молчат. На самом деле этим людям есть, что сказать. Просто, если все внимание на себя забирает, к примеру, лидер команды, он начинает доминировать, а остальные просто слушают.
Почему это плохо? Если каждый будет открыто высказывать свои мысли, то вероятность найти лучшие решения намного возрастет. Когда мы участвуем в групповой дискуссии, мы друг друга подстегиваем. Это и помогает придумать лучшее решение.
Часто справиться с этой проблемой помогает ведущий (фасилитатор) ретроспективы, который будет следить за тем, чтобы каждый из присутствующих высказал свою точку зрения. Иногда для того, чтобы участники ретроспективы более свободно выражали свое мнение, полезно давать им возможность не высказывать свои соображения вслух, а записывать их на клейких листках (их обычно прикрепляют на стену или специальную доску, причем это могут сделать как сами участники, так и – для пущей «анонимности» – фасилитатор).
Формат ретроспективы: наши предложения
В литературе описываются различные форматы проведения ретроспективы – от простых до крайне специфических. В одном из материалов в нашем блоге мы предложили свой вариант: его отличительные особенности – простота и эффективность. В основном именно это и требуется от подобных мероприятий.
Вместо того, чтобы выставлять жесткий тайминг и последовательность действий, мы предлагаем просто расчертить доску на 4 основные области и заполнять ее по ходу обсуждения:
Как правило, новые идеи рождаются в процессе обсуждения минусов прошлой итерации, однако ими не ограничиваются: такой формат ретроспективы не препятствует свободному обсуждению. При этом фасилитатор или скрам-мастер должен следить за тем, чтобы обсуждения не перерастали в поиск виноватых: для достижения цели важно не столько то, «кто виноват», сколько то, «что с этим делать дальше». Споры по поводу той или иной идеи на данном этапе тоже бесполезны: в план все равно попадут только те идеи, с которыми согласны все участники ретроспективы.
После обсуждения плюсов, минусов и идей команда переходит к составлению плана, куда попадают не просто результаты обсуждения, а (как уже было отмечено) конкретные действия («Выполнить…», «Обсудить…», «Сформировать…») или правила («Задачу Х выполнять с использованием подхода Y»). Не стоит при этом пытаться выработать пути решения всех возможных проблем команды – для эффективной работы на следующей итерации достаточно плана из 3-6 пунктов. Слишком объемный план может в итоге оказаться невыполним и только демотивирует команду.
Стоит еще раз отметить, что форматы проведения ретроспективы могут быть различными. Важно одно: ретроспективы – это не единичное мероприятие, они проводятся регулярно, и по результатам каждого такого собрания выполняется основная цель – создается план на ближайшую итерацию. Если отнестись к этой процедуре не «формально», понимать ее цели и задачи, заранее знать наиболее типичные проблемы, возникающие в ходе ретроспективы, можно создать благоприятные условия развития настоящей самоорганизующейся команды.