в процессе сертификации принимает участие третья сторона что это такое
Участники сертификации. Кого называют третьей стороной.
Основные участники – заявители, органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.
Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:
— реализовать продукцию, исполнять услуги только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
— обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование её знаком соответствия;
— указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
— обеспечивать беспрепятственной выполнение своих полномочий должностным лицам, осуществляющим контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
— приостанавливать или сокращать реализацию продукции (предоставление услуги): если она не отвечает требованиям НД; после истечения срока действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;
— извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
Орган по сертификации выполняет следующие функции:
— сертифицирует продукцию (услуги), выдаёт сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
— осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
— приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
— предоставляет заявителю необходимую информацию.
ОС несёт ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ)осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несёт ответственность за соответствие проведённых ею сертификационных испытаний требованиями НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
13. Эксперт по сертификации. Основные требования. Понятия аттестации и аккредитации в области сертификации.
Кандидат в эксперты по сертификации услуг должен пройти обучение в организациях, аккредитованных в установленном порядке Госстандартом России, и должен знать:
— теоретические основы стандартизации, сертификации, метрологии и управления качеством;
— общие правила Системы сертификации;
— правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации;
— правила сертификации однородной продукции или услуг;
— общие требования к сертификации товаров, оборудования и инструмента, применяемого в аттестуемой сфере;
— организацию процесса производства однородной продукции или оказания однородных услуг;
— действующие в сфере производства продукции или услуг нормативные и технические документы, а также правила эксплуатации или обслуживания;
— применяемое технологическое оборудование и средства измерений.
Эксперт по сертификации однородной продукции или услуг должен уметь самостоятельно:
— провести экспертизу документов, представленных заявителем на сертификацию продукции или услуг и принять по ним решение;
— идентифицировать продукцию или услугу;
— провести отбор образцов, оценить конечный результат услуги в соответствии сустановленными требованиями;
— провести анализ выполнения технологического процесса производства продукции или оказания услуги и дать заключение о правильности его применения;
— провести оценку стабильности качества производимой продукции или оказываемых услуг, используя информационные материалы (отзывы, предложения, статьи в прессе, выставках и т.д.);
— разработать и применить методики оценки качества и безопасности продукции (услуг) на основе общих требований, изложенных в Системе сертификации, требований технических регламентов и/или ГОСТов;
— провести оценку производственных возможностей производителя или исполнителя на соответствие установленным требованиям;
— оценить мастерство исполнителей (производителей);
— оформить сертификат соответствия и лицензию на право применения знака соответствия или знака обращения на рынке;
— организовать и провести инспекционный контроль за сертифицированной продукцией или услугой.
В практической деятельности эксперт обязан:
— обеспечить объективность и достоверность результатов своей работы;
— соблюдать правила профессиональной этики, быть доброжелательным и уравновешенным;
— обеспечивать конфиденциальность полученной информации, составляющей коммерческую тайну;
— противостоять попыткам оказания на него давления.
Что означает «первая», «вторая» и «третья» стороны в сертификации?
Первая сторона (first-party) – это лицо или организация, которая предоставляет объект (продукцию) для оценки соответствия. Чаще всего «первая сторона» – это производитель продукции.
Вторая сторона (second-party) – это лицо или организация, которая заинтересована в оценке соответствия объекта, как пользователь. Другими словами, «вторая сторона» – это покупатель продукции.
Третья сторона (third-party) – это лицо или орган по оценке соответствия, независимое(ый) от лица или организации, предоставляющего(ей) объект, и от пользователя, заинтересованного в этом объекте.
Определения можно найти в стандарте ГОСТ ISO/IEC 17000-2012.
Оценка соответствия продукции возможна, как первой, так и второй и третей стороной.
Если оценку соответствия проводит первая сторона (производитель), то, как правило, такая схема называется «декларирование» соответствия. Производитель изучает стандарты, обеспечивает соответствие выпускаемой продукции этим стандартам, самостоятельно проводит оценку продукции и оформляет декларацию о соответствии. Все действия первая сторона выполняет исключительно под свою ответственность. Это наиболее простая схема подтверждения соответствия. Она была специально разработана для облегчения нагрузки на небольших производителей. Такая схема широко применяется во всем мире.
Распространенной бывает ситуация, когда покупатель продукции хочет убедиться в ее качестве и проводит оценку поставщика (производителя или «первой стороны») самостоятельно либо привлекает для этого независимое инспекционное агентство (inspection agency). Это оценка второй стороной. Аудит поставщика в рамках системы управления качеством — наиболее наглядный пример оценки соответствия второй стороной. Также схемы с участием второй стороны распространены в североамериканской сертификации.
Наиболее распространенная схема оценки соответствия – это, все таки, оценка с участием третьей независимой стороны — органа по сертификации. Очевидно, что такая схема наиболее объективна, т.к. к оценке привлекается сторонняя организация, которая не аффилирована ни с производителем ни с потребителем продукции. Как правило, результатом такой оценки является оформление сертификата соответствия и занесение продукции в открытый (публичный) реестр.
Вы можете проконсультироваться со мной о том, какая схема подтверждения соответствия применима для вашей продукции:
+7(983)108-83-13 (WhatsApp, Viber, Telegram, Signal), Евгений Огневенко
ognevenko_e@mail.ru
Я также провожу обучение сотрудников по вопросам технического регулирования и оценки соответствия продукции.
В процессе сертификации принимает участие третья сторона что это такое
III. Участники сертификации
3.1. Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3.2. Госстандарт России как специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
3.3. Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, осуществляют деятельность по сертификации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
3.4. Центральный орган системы сертификации:
— организует работы по формированию системы сертификации и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;
— разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;
— участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе;
— рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе;
— ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных (аннулированных) сертификатов, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.5. Орган по сертификации продукции:
— проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;
— сертифицирует продукцию, выдает сертификаты;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
— осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
— приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов;
— формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
— представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;
— регистрирует декларации о соответствии, принятые изготовителями (продавцами, исполнителями) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 766.
3.6. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
3.7. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации:
— формирует структуру системы добровольной сертификации;
— устанавливает ее правила и знак соответствия;
— регистрирует систему и знак соответствия в Госстандарте России;
— представляет заявителю необходимую информацию о правилах сертификации;
— ведет реестр этой системы;
— устанавливает порядок оплаты работ по добровольной сертификации.
Орган по добровольной сертификации:
— осуществляет сертификацию продукции;
— предоставляет заявителю право на применение знака соответствия на условиях договора;
— приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов.
3.8. Изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации:
— направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
— принимают декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и регистрируют ее в органе по сертификации;
— обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии;
— маркируют сертифицированную продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;
— указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивают доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
— применяют сертификат, декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;
— обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией и продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии;
— приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии, или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае приостановки или отмены действия сертификата решением органа по сертификации;
— сообщают в трехдневный срок о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям;
— извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
В процессе сертификации принимает участие третья сторона что это такое
ГОСТ Р 55368-2012/ISO/IEC Guide 28:2004
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ
Conformity assessment. Guidance on a third-party certification system for products
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов (руководств) соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2020 г.
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования к типовой системе сертификации продукции третьей стороной. Это не исключает наличия других эффективных систем оценки соответствия третьей стороной. Существует много типов возможных систем в зависимости от вида продукции, требующей сертификации.
Настоящий стандарт разработан на основе пересмотренного Руководства ИСО/МЭК 28:1982, эффективность которого признана мировым сообществом.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системе сертификации продукции*.
* Для обязательной сертификации положения настоящего стандарта используются в той части, которая не противоречит требованиям к процедурам сертификации, установленным в технических регламентах и других нормативных правовых актах, действующих на территории Российской Федерации.
Он применим к системе сертификации продукции третьей стороной для определения соответствия продукции установленным требованиям посредством сертификационных испытаний образцов продукции, оценки и инспекционного контроля за действующей системой качества** или инспекционного контроля путем проведения испытаний образцов продукции, отобранных у изготовителя или у продавца, или как того, так и другого. В настоящем стандарте рассматриваются условия использования знака соответствия и условия выдачи сертификата соответствия.
** Здесь и далее под «системой качества» следует понимать систему менеджмента качества по ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008).
Настоящая система соответствует схеме 5 сертификации продукции, описанной в [1].
В приложении A приведен типовой контрольный перечень требований к системе сертификации третьей стороной.
2 Нормативные ссылки
*** Заменен на ISO/IEC 17000:2020.
Заменен на ISO/IEC 17025:2017.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения, приведенные в стандарте ISO/IEC 17000.
4 Заявка на проведение сертификации
Заявка оформляется на специальном бланке, выдаваемом органом по сертификации. Образец такого бланка приведен в приложении В.
Заявка касается конкретного изделия или группы изделий, в отношении которых заявитель ходатайствует о проведении сертификации в соответствии со схемой сертификации продукции.
По получении заполненного бланка заявки и оплаты орган по сертификации предоставляет заявителю расчет времени, требуемого на проведение предварительного оценивания, и запрашивает дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения заявки.
5 Первичная оценка
5.1 Общие положения
Для использования настоящей типовой системы сертификации продукции орган по сертификации должен удовлетворять требованиям стандарта ISO/IEC 17065. После подтверждения принятия заявки орган по сертификации должен принять необходимые меры и согласовать с заявителем проведение первичной оценки в соответствии со схемой сертификации продукции.
Орган по сертификации несет ответственность за все действия, осуществляемые в рамках конкретной схемы сертификации, включая отбор образцов, испытания, оценку производственного процесса или системы качества и инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции. Орган по сертификации может признавать (учитывать) имеющиеся результаты оценки соответствия согласно данной схеме сертификации продукции.
Орган по сертификации должен информировать заявителя о результатах первичной оценки и сертификационных испытаний.
Если орган по сертификации не удовлетворен выполнением всех требований, он должен информировать заявителя о тех аспектах, которые не отвечают действующим требованиям.
Если заявитель может подтвердить принятие корректирующих мер для удовлетворения всех требований в заданный период времени, орган по сертификации должен повторить только необходимые элементы первичной оценки и сертификационных испытаний.
В тех случаях, когда органом по сертификации установлена предельная стоимость процедуры принятия и рассмотрения заявок на проведение сертификации, может потребоваться подача новой заявки или увеличение предельной стоимости.
В случае последующей подачи заявок на ту же продукцию повторное проведение оценки может не потребоваться.
5.2 Оценка производственного процесса и системы качества
Оценка производственного процесса или системы качества заявителя является частью первичной оценки в соответствии со схемой сертификации продукции.
В приложении C приведен пример оценки.
Все документы, связанные с внедрением системы качества и относящиеся к сертификации, должны быть полностью доступны для оценки, проводимой органом по сертификации.
Заявитель должен обеспечить четкое определение вопроса ответственности за систему качества и доведение его до сведения органа по сертификации. Это возможно путем назначения уполномоченного лица, независимого от менеджмента организации с точки зрения технического осуществления данной функции и правомочного осуществлять контакты с органом по сертификации.
5.3 Сертификационные испытания
5.3.1 Отбор образцов
Отбор образцов для испытаний предусматривается схемой сертификации продукции.
Образцы должны быть репрезентативными (представительными) для всей номенклатуры или всего ассортимента сертифицируемой продукции и должны быть изготовлены с использованием компонентов и сборочных узлов, идентичных тем, которые применяются в процессе производства, изготовлены на производственном оборудовании и собраны по технологии, разработанной для серийного производства.
Если испытания проводятся на опытных образцах, необходимо организовать также проведение испытаний серийных образцов на соответствие установленным требованиям.
5.3.2 Проведение сертификационных испытаний
Испытания должны проводиться в соответствии с действующими стандартами или установленными требованиями и схемой сертификации продукции.
5.3.3 Использование результатов испытаний, полученных другими организациями
В тех случаях, когда орган по сертификации использует результаты испытаний, полученные другими организациями (в том числе лабораториями поставщика), орган по сертификации должен убедиться в выполнении требований к компетентности стороны, проводящей испытания, которые установлены в стандарте ISO/IEC 17025.
6 Анализ данных
Анализ данных должен проводиться для определения того, насколько результаты первичной оценки производственного процесса или системы качества и сертификационных испытаний отвечают установленным требованиям.
7 Решение
После завершения анализа данных должно приниматься решение о соответствии. Заявление о соответствии, как результат такого решения, может иметь форму отчета и сертификата (см. образец сертификата в приложении D) или знака соответствия и удостоверяет выполнение установленных требований.
8 Разрешение на применение
После принятия решения о выдаче сертификата орган по сертификации должен довести решение до сведения заявителя и передать ему на подпись соглашение на применение знака соответствия. После подписания этого соглашения орган по сертификации должен передать заявителю разрешение на применение знака соответствия. Образцы такого соглашения и такого разрешения приведены в приложениях E и F.
Соглашение должно содержать условия использования знака и устанавливать правила поведения в случае его неправильного использования.
9 Расширение области действия сертификации
Держатель сертификата, желающий расширить область действия сертификата* для включения в него дополнительных видов или типов продукции в соответствии с теми же установленными требованиями, которые действуют в отношении продукции, которая уже была сертифицирована, должен обратиться в орган по сертификации, используя соответствующий бланк заявки (приложение B).
* Если это предусмотрено правилами системы сертификации.
В этом случае орган по сертификации может решить не проводить оценку производственного процесса или системы качества, а затребовать контрольные образцы таких дополнительных видов продукции, чтобы определить их соответствие установленным требованиям. Если испытания пройдут успешно, область действия сертификата может быть расширена, и соглашение на применение может быть изменено.
Если держатель сертификата желает сертифицировать дополнительные виды продукции, но на соответствие иным требованиям, или если держатель сертификата хочет расширить действие сертификата соответствия на продукцию, выпускаемую на другой площадке, потребуется осуществление первоначальной процедуры подачи заявки на проведение сертификации в части, касающейся новых обстоятельств.
10 Инспекционный контроль
Орган по сертификации должен осуществлять инспекционный контроль за соответствием продукции на основании требований соответствующего стандарта или системы сертификации продукции. Орган по сертификации должен осуществлять инспекционный контроль за производственным процессом или системой качества на основе требований, относящихся к схеме сертификации продукции. Орган по сертификации может признавать имеющиеся результаты оценки соответствия согласно схеме сертификации продукции*.
* Если это предусмотрено правилами системы сертификации.
В некоторых случаях для осуществления инспекционного контроля может не потребоваться повторение всех элементов первичной оценки соответствия. Это может касаться изготовленной по заказу (несерийной) продукции и быть применимо в тех случаях, когда сертификационные испытания чрезвычайно сложны или когда образцы являются весьма дорогостоящими. В таких случаях инспекционный контроль может быть основан только на осмотре или осмотре в сочетании с более простыми определительными испытаниями, которые подтверждают, что продукция соответствует установленным требованиям. Такие определительные испытания должны быть описаны в системе сертификации продукции.
Держатель сертификата должен быть проинформирован о результатах инспекционного контроля.
Держатель сертификата должен информировать орган по сертификации о любых предполагаемых изменениях в продукции, производственном процессе или системе качества, которые могут повлиять на соответствие продукции установленным требованиям. Орган по сертификации должен определить, требуют ли заявленные изменения дополнительных первичных испытаний и оценки или других дальнейших исследований. В таких случаях держателю сертификата не разрешается выпускать продукцию с такими изменениями, пока орган по сертификации не уведомит держателя сертификата соответствующим образом.