в процессе постижения философии и культуры формируется что
Философия и культура
Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.
В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.
Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззрен-ческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятель-ности, направленной на создание общезначимых образцов материаль-ной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.
Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.
Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
— язык и письменность;
— характер одежды, поселений, работы;
— политическое и государственное устройство;
— все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
— технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
Читайте также
Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории.
Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории. Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬПодобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю.Гегель Г. Ф. В. Сочинения.
Искусство, культура, философия
Искусство, культура, философия Уайльд, подхватывая голос Ренессанса, определил искусство как кривое зеркало, в котором угадывается правда. С ним нельзя согласиться. Это, скорее, лицедейство, которое противоречит божественной простоте. Великие полотна писали ничтожные
В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа
В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа СТЕПИН Вячеслав Семенович — доктор философских наук, академик РАН, директор Института философии РАН. Я хотел бы начать с ответа на кардинальный вопрос нашей дискуссии: нужны ли философы и философия сегодня? Именно в этом
45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на
ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ
ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ Эпоха, культура, философия. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:— нравы и обычаи;— язык и письменность;— характер одежды, поселений,
Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ
Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Нападения, которым подверглись Восточная империя, Африка и Испания, в двух отношениях отличались от нападений северных варваров на Западную империю: во-первых, Восточная империя просуществовала до 1453 года, почти на тысячу лет
Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий
Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более
Культура народа и культура личности Шесть лекций
Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций
Философия. Ответы на экзаменационные вопросы
Это издание ориентированно на студентов гуманитарных специальностей ВУЗов и ССУЗов, изучающих дисциплину «философия». Темы, раскрываемые в книге, содержат ответы на предполагаемые экзаменационные вопросы. Данное пособие станет незаменимым помощником при подготовке к экзаменам или зачетам в сжатые сроки. Может быть использовано в качестве дополнительного материала при написании курсовых работ и рефератов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Место и роль философии в культуре
2.1. Понятие культуры в философии
Без понятия культуры невозможно в полной мере представить себе общественную жизнь, способы и формы духовно-практической деятельности человека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми. История человеческого рода — это и история его культуры, включая и философское творчество. Культура — это способ существования человека в общественной жизни. Это творческая сущность человека в многообразных формах своей реальной действительности, способ утверждения человеком себя в качестве творца. Культура — это подлинное основание общественной жизни.
Культуру как социальное явление изучают многие науки. Социальная философия также изучает культуру, но она, в отличие от частных наук, рассматривает ее как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее места в жизни человека и общества.
Термин «культура» имеет много смысловых значений. В научной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. В обыденной жизни под культурой понимают уровень образованности и воспитанности человека.
Термин «культура» впервые был применен известным римским оратором и философом Цицероном. Он понимал под этим феноменом позитивное влияние философии на ум человека. По его мнению, философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.
В Средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиозным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура в это время определяется как богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.
В эпоху Возрождения под культурой стали подразумевать высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) видели в культуре прежде всего воплощение разума — светлого, цивилизованного начала.
Культурность нации они противопоставляли варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Цель культуры — сделать народ счастливым, а общественный строй — совершенным и справедливым.
В эпоху Просвещения появилась пессимистическая трактовка культуры, характеристика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию выражал Жан-Жак Руссо.
Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры. Немецкие мыслители подчеркивали, что культура — это мир идей, вещей и социальных институтов, созданных в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. По его мнению, культура — это прогресс в развитии способностей человеческого ума, а важнейшим проявлением культуры выступает язык как орудие общения. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало применяться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер. В марксизме были исследованы различные проявления культуры — культура труда, политическая культура, духовная культура общества.
Социологические трактовки понятия культуры появились в социальной философии на рубеже XIX–XX вв.
Ф. Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний, запретов. Только «сверхчеловек» может разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечения стать свободным и независимым.
О. Шпенглер был автором теории «локальных культур», в которой отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура как «живое тело души» распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов. Он выделил 8 локальных культур: египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, русско-сибирскую и культуру народов майя. Все они рассматривались О. Шпенглером как независимо существующие друг от друга. По его мнению, переход общества к цивилизации означает кризис и гибель культуры.
З. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. Человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Фрейд считал, что современный человек является гораздо большим пленником культуры, нежели его первобытные предки, и эта тенденция может погубить все человечество.
В философии XX в. существовали и иные представления о культуре. В некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон) культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. В докладах римского клуба (А. Печчеи) сделано ударение на необходимости совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
2.2. Представления о культуре в русской философии
В русской философии понятие культуры традиционно имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Добро — это творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости, духовной основы общества. Большой вклад в познание культуры в отечественной философской мысли внесли Л. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.
Русская философия подчеркивала самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экологической жизни и многом другом. Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мироощущение и мировоззрение русского человека. В ней большую роль играет духовное начало, культ правды, добра и справедливости, а не вещей и жажды накопления. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Запада и Востока. В силу этого она «обречена» на живой диалог с другими национальными культурами и поэтому имеет богатейшие возможности для обогащения себя благодаря такому воздействию.
В конкретные временные эпохи термин «культура» раскрывался своеобразно. Во множестве философских учений по-разному трактуется сущность, смысл и функции культуры. Обобщая этот материал, можно сказать, что культура есть сложный социальный организм, который рождается, живет, умирает, уступая дорогу своим преемникам. В основе культуры лежит живая и многоликая деятельность человека, а также ее предметные воплощения и отношения между людьми как ее творцами.
Культура — это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т. е. физическую и духовную энергию. Культура — это все, созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир.
2.3. Функции культуры
Культура — это явление, имеющее особое значение в жизни человека и общества. Это значение проявляется в социальных функциях культуры.
Прежде всего культура выполняет познавательную функцию, которая помогает получать знания о человеке и окружающем мире. В первую очередь данную роль выполняет наука как специфический фрагмент культуры общества. Познание имеет место также в таких формах культуры, как мифы, религия, искусство.
Практическая функция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция заключается в том, что культура являет собой «вместилище» ценностей, т. е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека — идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками человечество накапливало общественные ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести и милосердия. Культура — это мир ценностей: этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.
Существует также и социализирующая функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке — высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре нет и не может быть воспитанного и нравственного человека. Богатый человек с точки зрения философии — это человек, сумевший присвоить себе содержание человеческой культуры в различных ее формах. Культура — это прорыв человека из хаоса и тьмы к свету и полноте своего существования. Русский философ С.Н. Булгаков подчеркивал, что задача культуры — «очеловечивание мира и обожествление человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно».
Таким образом, культура — это предметное воплощение творческой сущности человека как субъекта общественной жизни и истории. Формируясь, культура становится подлинным основанием и условием существования и человека, и общества.
2.4. Культура и цивилизация
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — «гражданский, государственный») до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах:
1) как синоним культуры (например, у А. Тойнби);
2) как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно — стадия их деградации и упадка. (О. Шпенглер «Закат Европы»). Культура и цивилизация в рамках данных концепций трактуются как относительно самостоятельные аспекты истории: культура — это чисто духовный аспект, который задает высшие ценности и жизненные смыслы; цивилизация — научно-технический аспект, задает технологический уровень развития общества и является заключительным этапом упадка любой культуры;
3) как степень исторического развития человечества, следующая за варварством (А. Морган, А. Тоффлер);
4) как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса (понятие «цивилизация» употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, а под понятием «культура» имеют в виду качественную сторону цивилизации (А. Вебер).
При всем многообразии подходов к пониманию соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия. В цивилизации главное — это непрерывная смена технологий для удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.
Некоторые ученые придерживаются представления о цивилизациях как локально-исторических образованиях, имеющих в своей основе своеобразный социокультурный код. Этот подход развивается в идеях М. Вебера и А. Тойнби, отмечающих то, что для каждой цивилизации важен прежде всего духовно-религиозный код деятельности. Если же цивилизации навязывают иные ценности, то наступает реакция отторжения.
Обострение глобальных проблем современности и необходимости их решения в масштабах всей планеты заставляет все существующие цивилизации идти навстречу друг другу, искать точки соприкосновения. На определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления общечеловеческой цивилизации. К. Ясперс в своей работе «Истоки истории и ее цель» выделил четыре этапа мировой истории:
2) великие исторические культуры древности (локальные истории);
3) осевая история (начало всемирной истории);
4) эпоха техники (переход к единой мировой истории).
На основе техногенного подхода выделяют доиндустриальную (аграрную); индустриальную (промышленную) и постиндустриальную (информационную) цивилизации. В постиндустриальном (современном) обществе ведущая роль переходит к науке, образованию, информатике, преобладает сфера услуг, а не сфера промышленности, характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы, искусства, духовных ценностей.
Особенности философского знания. Значение философии в культуре
Главный вопрос для философов всех времён и народов: «Что такое философия?». С этого начинали Платон и Аристотель, И. Кант и Г. Гегель, М. Хайдеггер и Э. Гуссерль. Этот вопрос можно обнаружить чуть ли не в каждом философском труде. Можно однозначно утверждать, что именно с этого вопроса начинается всякое философствование.
Культура и её составляющие
На уровне интуиции понятия философии и культуры соотносятся. Слово «культура» имеет латинское происхождение, которое обозначает «возделывание» или «воспитание», «образование» или «почитание».
Культура – это совокупность всех достижений человечества в познании природы, техники, образовании, общественном устройстве и т.п.
Термин «культура» в этом отношении гораздо более широкий, нежели термин «философия». Помимо философии культура включает в себя ещё религию, науку, искусство, мифологию, политику и многое другое. Воплощение культуры происходит в разных материальных и духовных ипостасях. Здесь могут быть и книги, и вещи, и картины, нормы и правила, которых придерживаются люди, а также выражения всех стремлений, достижений и разочарований человека.
Однако стоит отметить, что культура это не только конечный результат деятельности человека. Она ещё и сама деятельность. В одном отношении любой человек существует в собственно созданной традиции, которая была придумана ещё его предками. А в другом отношении каждый из нас может выступить в качестве создателя новых культурных традиций и сформировать новые культурные ценности, заниматься творчеством, тем самым привнося изменения в культуру.
Способность человека творить в корне отличает его от животного.
Основу культуры составляют знания, которые скапливались на протяжении многих тысячелетий, а также ценности, которые служат выражением основных потребностей и определением интересов людей. Данные знания преобразуются в вещи и предметы. В силу этого культуру делят на материальную и духовную части.
Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда, предметы ежедневного пользования, техника и т.п.
Духовная культура – это идеи, знания и символы, иными словами, вся сфера ценностей, сознания и воспитания.
Духовную культуру составляют философия, наука, искусство, религия, мифология, право и мораль.
Философия как составляющий элемент культуры
Философия – это важнейший элемент духовной культуры, рефлексия над основаниями культуры или самопознание культуры.
Философское знание выступает как фактор, способствующий формированию общих, вечных идей, которые она передаёт будущим поколениям людей. Философская проблематика складывается из повседневной жизни людей, при этом она всегда обращается к тому, что уже известно и изучено. Философия существует между возможным и невозможным, при этом постоянно расширяет границы науки и жизненного опыта людей. Философы посвящают свои рассуждения вопросам добра, истины, красоты, свободы, жизни, смерти и многому другому – это и есть те самые важнейшие философские ценности.
Зачастую философия представляется как абстрактное знание. Именно это является основанием считать данную науку бесполезной.
Много веков подряд символом философа был медведь сосущий лапу.
Всё же безоговорочно обвинять философию в бесполезности несправедливо. Ведь каждый человек хоть раз в жизни задавался философскими вопросами.
Философия видится нам системой, которая служит полем для развёртывания теоретических ответов на мировоззренческие вопросы. При этом стоит понимать её отличия от, например, «жизненной философии» или здравого смысла.
В философии, как в сформировавшейся системе, воззрения человека переданы в рациональной форме, иными словами имеют вид теорий, понятий или умозаключений. В свою очередь, жизненная философия формируется под влиянием стихийных традиций, обычаев, а также в совокупности с индивидуальным жизненным опытом. В то время как философия создаётся осознанно и целенаправленно, представляя собой результат профессиональной деятельности.
Деятельность философа, похожа в данном случае на деятельность врача, юриста или экономиста, которая требует конкретных знаний, умений и навыков. Вопросы и ответы философской науки обязательно выражены посредством точных понятий и суждений. Жизненная философия наоборот, зачастую не согласна с выводами, которые делают философы. Это происходит в силу того, что философская наука всегда оказывается на шаг впереди своих современников, она смотрит гораздо глубже, нежели располагается точка зрения здравого смысла.
Слово «философия» впервые применил греческий философ Пифагор. Этим самым он обозначил знания, вознесшиеся над повседневным опытом и обыденным сознанием, в буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости».
Критическая функция философии
В культуре философия также выполняет критическую функцию. Иначе говоря, именно благодаря философской науке под сомнения попадают идеи и сущности, которые утратили актуальность. Критика носит принципиальный характер и является основой для движения философской мысли. В целом философия зародилась в сомнениях достоверности того знания о мире, который был предложен в мифах.
На критический характер философии указывали мыслители разных стран и эпох. В их числе Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант – они полагали, что суть философствования в сомнении.
Современная культура уже не выводит философию на ключевые позиции. Человек привык, что результаты философских исследований в большинстве случаев носят частный характер. Однако существование культуры без философии невозможно. Философская наука по-прежнему выполняет свои основные функции. Их результат становится ярко выраженный, например, во время напряжённых ситуаций, конфликтов или тех моментов, которые требуют принятия совершенно новых решений.