в процессе кнп налоговая что значит в личном кабинете налогоплательщика
Что такое камеральная проверка
Как и что проверяет налоговая
Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.
Что такое камеральная проверка
Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.
Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.
Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.
Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.
ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.
Кто проводит проверку
Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.
Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.
Виды камеральной проверки
Камеральная проверка может быть общей и углубленной.
Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.
Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:
При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.
Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.
Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.
Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.
На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.
По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
Как налоговая выбирает, кого проверять
Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.
Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.
Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:
Правила и порядок проведения
Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.
Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.
Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.
Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:
Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.
Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.
Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.
Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.
Как узнать статус камеральной проверки
Как получить вычет по НДФЛ
Как заполнить декларацию 3-НДФЛ на инвестиционный вычет, мы писали здесь
То есть вычет при расчете зарплаты применяется не всегда. В этом случае можно самостоятельно заявить свое право на вычет и вернуть излишне уплаченный НДФЛ из бюджета, направив декларацию 3-НДФЛ по итогам года в налоговую инспекцию. Сделать это можно как лично в инспекции, так и через личный кабинет налогоплательщика (ЛК), зарегистрировавшись на официальном сайте налоговой. Второй вариант экономит много сил и времени, а также дает неоспоримые преимущества, о которых мы поговорим ниже.
Какие сведения можно получить через ЛК налогоплательщика
ЛК — удобный инструмент для взаимодействия физлица и налоговой инспекции. Зарегистрироваться в нем можно, обратившись в любую налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность, и получив логин и пароль.
Вот так выглядит главная страница личного кабинета:
Перечислим также функции личного кабинета:
Подходя к главной теме статьи, отметим, что в ЛК можно также получать сведения о ходе камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ. Ход камеральной проверки в личном кабинете обозначается термином «статус». Статус камеральной налоговой проверки декларации может быть разным. Какие значения он может принимать, рассмотрим ниже.
А для начала ответим на вопрос, что означает камеральная проверка? В ходе камеральной проверки рассматривается соблюдение законодательства о налогах и сборах на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов, а также документов, имеющихся в распоряжении налогового органа. Таким образом, любая декларация проходит камеральную проверку.
Этапы, которые необходимо пройти для возврата излишне уплаченного НДФЛ путем подачи 3-НДФЛ в налоговый орган:
Для тех, у кого нет возможности воспользоваться личным кабинетом, приведем ссылку на актуальный бланк декларации 3-НДФЛ
Как заполнить 3-НДФЛ, читайте в статье
Еще о порядке проведения камеральной проверки 3-НДФЛ мы писали здесь
Что значит статус камеральной проверки «В процессе»
В личном кабинете налогоплательщика можно отслеживать статус камеральной проверки, то есть получать сведения о ходе камеральной проверки.
Как узнать статус камеральной проверки в личном кабинете:
Что значит статус камеральной проверки «Завершена»
Есть еще один блок в личном кабинете налогоплательщика, где можно проверить ход камеральной проверки декларации не только за последний год, но и за предыдущие налоговые периоды:
При подтверждении на главной странице появятся сведения о переплате налога и возможность написать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Написать заявление можно, нажав на кнопку «Мои налоги» на главной странице.
Завершение камеральной проверки еще не означает получения денежных средств на свой счет. Возврат от налоговой также следует контролировать по срокам исполнения и в случае задержки выплат обратиться в налоговый орган.
Что значит статус камеральной проверки «Данные отсутствуют»
Как еще узнать, прошла ли камеральная проверка? Можно также обратиться в налоговую по телефону или лично посетив инспекцию. Но так как дозвониться до них бывает весьма проблематично, а личное посещение может быть не слишком удобно ввиду территориального расположения, ЛК налогоплательщика все-таки самая удачная альтернатива прежним способам общения с налоговой.
Итак, налогоплательщик решил проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ, выполнил все описанные выше шаги и под статусом проверки декларации увидел следующую надпись:
Фраза «Данные о результате камеральной проверки отсутствуют» обычно указывается в паре со статусами «На рассмотрении» или «В процессе». То есть говорит только о том, что проверка пока не завешена, поэтому и данных по ней пока нет.
Ход камеральной проверки 3-НДФЛ можно отслеживать в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте налоговой инспекции. Нужно только предварительно зарегистрироваться в нем. Ход проверки имеет несколько статусов: принята, в процессе, завершена.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговые проверки».
Что такое камеральная налоговая проверка?
ФНС проводит камеральные налоговые проверки (КНП) для контроля выполнения бизнесом своих налоговых обязательств. Айгуль Шадрина, генеральный директор S4 Consulting, налоговый консультант, рассказала, как часто проходит проверка, сколько она длится, какие документы и пояснения может потребовать налоговая и какие могут быть результаты.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Содержание:
Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)?
КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:
Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.
ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.
Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:
Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.
Сколько длится проверка?
Сроки проведения КНП (п.2 Ст. 88 НК РФ):
Истребование налоговым органом документов
Для проведения углубленной проверки ФНС может потребоваться дополнительная информация (Ст. 93 НК РФ). Тогда ФНС направляет компании или ИП требование о предоставлении документов, в котором указывает:
Документы могут быть затребованы в следующих случаях:
1) Вы подали декларацию на возмещение НДС.
В обязательном порядке ФНС запросит: книги покупок и продаж, выставленные и полученные счета-фактуры, акты, товарные накладные, договоры с поставщиками. Налоговая может запросить любые документы, касающиеся вашей деятельности, например, учетную политику, штатное расписание, бизнес-модель с подробным описанием процессов.
Кроме этого, ФНС будет проверять и ваших контрагентов. Для этого налоговая также направит контрагентам требования предоставить документы: счет-фактуры и договоры по вашим совместным операциям (Ст. 93.1 НК РФ).
2) Вы пользуетесь какими-либо налоговыми льготами.
ФНС потребует предоставить документы, которые подтверждают законность применения этих льгот. Например, вы применяете льготу по налогу на имущество. Вам нужно будет предоставить копию договора с поставщиком на приобретение основного средства (например, складского помещения), накладную, платежное поручение, акт приема-передачи.
3) Вы уточнили декларацию.
В уточненке у вас снизилась прибыль или увеличился убыток. ФНС потребует подтверждающие документы: счета-фактуры, акты, товарные накладные.
4) В декларации есть ошибки.
Истребование пояснений налогоплательщика
ФНС может требовать от налогоплательщика не только документы, но и пояснения (п.3 Ст. 88.НК РФ), которые могут понадобиться в следующих случаях:
Ответить на требование налоговой необходимо в течение пяти рабочих дней. Пояснение в письменном виде можно направить электронно или почтой. За непредставление сведений или несвоевременное представление статьей 129.1 НК РФ предусмотрен штраф от 5 до 20 тыс. рублей.
Вы можете не давать пояснения, а пересчитать сумму налога и подать уточненную декларацию. С даты получения уточненки ФНС начнет новую проверку, а текущую КНП завершит.
Результаты КНП
Если у ФНС нет замечаний к налогооблагаемой базе и налоги рассчитаны правильно, то она завершает КНП. Уведомление об успешном завершении проверки налогоплательщик получает только при возмещении НДС.
Если ФНС обнаружила нарушения, то в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки составляет акт КНП (Ст.100 НК РФ). В акте будут отражены все нарушения и расхождения. Акт почти всегда ведет к доначислению налогов, пени и штрафов. В течение пяти рабочих дней ФНС направит акт налогоплательщику. Если налогоплательщик согласен с актом, то он подает уточненную декларацию и уплачивает сумму доначисленных налогов.
Если налогоплательщик не согласен с актом, то может подать возражение в течение месяца с даты получения решения. Налогоплательщик должен подтвердит свою позицию документами и пояснениями.
Руководитель ФНС должен рассмотреть полученное возражение и принять решение: привлекать или не привлекать налогоплательщика к ответственности за правонарушение. Решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока представления возражений.
По результатам вынесенных решений компании не редко обращаются в суд и выигрывают споры с ФНС. Например, компания направила в ФНС налоговую декларацию по НДС. Инспекция провела углубленную камеральную проверку и доначислила 252 тыс. рублей НДС, обвинив компанию в создании формального документооборота с одним из контрагентов. Компания обратилась в суд.
Суд пришел к выводу, что представленные компанией документы (договор, счет-фактура, товарная накладная) подтверждают реальность совершенной сделки. Суд отменил решение налоговой по доначислению НДС (постановление от 15.01. 2018 г № Ф09-8180/17).
Но бывают и другие ситуации. ФНС отказала в возмещении НДС и доначислила компании 97 млн рублей налога. ФНС посчитала необоснованным применение налогового вычета, т.к. контрагент не перечислил в бюджет НДС, а значит, источник для возмещения налога отсутствует.
Налоговый спор дошел до Верховного суда РФ. Суд согласился с решением ФНС и указал, что право на вычет у покупателя возникает только тогда, когда поставщик добросовестно исполняет свои обязанности по налогам и когда есть источник возмещения (определение ВС РФ от 21.06.2021 N 164-ПЭК21).
КНП — это часть предпроверочного анализа для выездной проверки. Надо очень внимательно относиться к подобным запросам. Для прохождения проверки первичные документы должны быть корректно оформлены, т.е. иметь правильные реквизиты и суммы, печати и подписи.
Документы должны подтверждать реальность совершенных сделок с контрагентами. Тогда вероятность успешного прохождения проверки повышается. Даже в суде.
статус и решение по камеральной проверке
Добрый день, как узнать статус и решение по камеральной проверке?
Декларации подана 19 января 2021 через ЛК
8 апреля со мной связывался сотрудник налоговой и были внесены изменения в декларацию кор.1
Прошло 3 месяца, в личном кабинете на сегодня (27.04.21) статус без изменений: в процессе КНП.
Добрый день, как узнать статус и решение по камеральной проверке?
Декларации подана 19 января 2021 через ЛК
8 апреля со мной связывался сотрудник налоговой и были внесены изменения в декларацию кор.1
Прошло 3 месяца, в личном кабинете на сегодня (27.04.21) статус без изменений: в процессе КНП.
Добрый день! Камеральная проверка завершена.
2) Было ли получено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога от 13.04, повторно отправлять не нужно?
Добрый день, как узнать статус и решение по камеральной проверке?
Декларации подана 19 января 2021 через ЛК
8 апреля со мной связывался сотрудник налоговой и были внесены изменения в декларацию кор.1
Прошло 3 месяца, в личном кабинете на сегодня (27.04.21) статус без изменений: в процессе КНП.
Добрый день! Камеральная проверка завершена.
Благодарю за оперативный ответ. 1) Где можно посмотреть результаты камеральной налоговой проверки? (в личном кабинете не отображаются).
2) Было ли получено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога от 13.04, повторно отправлять не нужно?
Добрый день, как узнать статус и решение по камеральной проверке?
Декларации подана 19 января 2021 через ЛК
8 апреля со мной связывался сотрудник налоговой и были внесены изменения в декларацию кор.1
Прошло 3 месяца, в личном кабинете на сегодня (27.04.21) статус без изменений: в процессе КНП.
Добрый день! Камеральная проверка завершена.
Здравствуйте, мной была подана декларация на возврат 76841391118 от 26.01.21. Прошло 3 месяца статус проверки в процессе. Звонила по указанному телефогу-не отвечают. Инн 432403383303
Добрый день! Камеральная проверка завершена без нарушений 22.04.2021. Заявление на возврат зарегистрировано.
Здравствуйте, мной была подана декларация на возврат 76841391118 от 26.01.21. Прошло 3 месяца статус проверки в процессе. Звонила по указанному телефогу-не отвечают. Инн 432403383303
Добрый день! Камеральная проверка завершена без нарушений 22.04.2021. Заявление на возврат зарегистрировано.
Здравствуйте, мной была подана декларация на возврат 76841391118 от 26.01.21. Прошло 3 месяца статус проверки в процессе. Звонила по указанному телефогу-не отвечают. Инн 432403383303
Добрый день! Камеральная проверка завершена без нарушений 22.04.2021. Заявление на возврат зарегистрировано.
Добрый день! В данном случае не нужен.
Здравствуйте можно узнать статус кнп 78909628881от 16 февраля 2021
Добрый день! Если Вы зарегистрированы на территории Нижегородской области, то напишите Ваш ИНН. В ином случае, рекомендуем обратиться в налоговый орган по месту учета (регистрации) либо в УФНС России Вашего региона.
Добрый день! На Ваш вопрос, к сожалению, не сможем ответить, так как Вы не зарегистрированы на территории Нижегородской области. Рекомендуем обратиться в ИФНС 7802 по месту учета (регистрации).
Добрый день!
Декларацию подала 14.02.21, в личном кабинете статус кнп до сих пор в процессе. Инн 526021868099
Добрый день! Камеральная налоговая проверка завершена. Налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, в полном объеме. Заявление на возврат зарегистрировано.
здравствуйте! подала 1.5 месяца декларацию. в личном кабинете до сих пор нету информации.. ИНН
В нашей области это не очень работает.
Так, из 34 выездных проверок только 32 с результатом и одна с доначислением чуть больше 600 рублей (явно не результат. пени по НДФЛ — не то, что привиделось изначально и не то, что доначисляется в ходе 431 дня ВНП).
То есть в 8,8% случаев Управление (на разных стадиях) до суда согласилось с налогоплательщиком, что нарушений налогового законодательства в его ФХД нет.
Это касается как ЮЛ, так и ИП (из 3-х проверенных ИП, лишь 2 с нарушением, 1-го проверяли 834 дня. и в итоге 0. ).
То есть более 9 месяцев предпроверочного анализа, «индивидуальной работы» с налогоплательщиком, анализа и утверждения материалов «наработки» по кандидату на ВНП в Управлении — всё это не сработало. Почему?
Возможно потому, что все материалы читает лишь тот инспектор, который их собирает? А далее просто пересказывает свой вариант вышестоящим товарищам. работасо слов.
Принимая участие в рассмотрении возражений по Актам ВНП, все чаще мы приходим к выводу: возражения налогоплательщика в лучшем случае прочитали проверяющие (специалисты разных категорий). Далее они сообщают руководству, что ничего нового в возражениях не написано и я — инспектор всё сделал правильно. Вот с этим багажом знаний о проверке замначальника инспекции и проводит театральное действо под названием рассмотрение возражений.
Возможно сотрудникам Управления стоит взять на контроль все возражения (не так их уж и много, в сравнении с количеством юристов в Управлении, ведь ФНС же анализирует все попытки доначислить по ст.54.1 НК РФ налоговыми органами страны) и пресекать все необоснованные хотелки инспекторов в погоне за показателями и своим СМС?
Да и ход ВНП не мешало бы контролировать не по словам инспектора, а на основе документов, которые у него есть в распоряжении. глянуть на них хоть одним глазком?
Возможно тогда и начальники этих бедных инспекторов-мучеников читать начнут не ФБ и инстаграм, а материалы проверок, и не слушать сказки инспекторов.
Безрезультативных проверок не было в области лет 10 (а то и более) как, а количество проверок в те времена было куда больше чем 34, и цифровизация похуже была.
Справочно: камеральных проверок аж 516348 штук, из них результативных лишь 4,15 % или 21464 штуки, а доначислено всего 86 782 000 руб. налогов, то есть на одну результативную проверку в среднем 4 043 руб. А также 71 232 000 руб. пеней и штрафов, или в среднем на 1 результативную проверку — 3 219 руб.