в чем значение реформации
Значение и суть эпохи Реформации в Европе
Мир позднего Средневековья
Мир Римской католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI в., был сложным. На протяжении веков церковь, особенно в канцелярии папства, широко присутствовала в общественно-политической жизни Западной Европы. В результате интриг и манипуляций в сочетании с усилением влияния и увеличением богатства, её авторитет как духовной силы стремительно падал.
Злоупотребления, связанные с продажей индульгенций (духовных привилегий), и коррупция со стороны служителей вызывали всё большее возмущение среди населения. Прощение грехов проходило в несколько этапов:
Это предлагалось как способ снять с себя ответственность за осуждаемые общепринятой моралью поступки.
Таким образом, отменялась расплата в загробном мире за содеянное. Подобные меры не рассматривались как исключение, и в целом считалось, что духовенство предлагает большинству паствы душевный комфорт.
Однако усиливающаяся государственная власть стала проявлять всё большее стремление к ограничению роли церкви в общественной жизни, создавая предпосылки для перемен. В это время появляются учёные, идеи которых затронули различные аспекты жизни церкви:
Мартин Лютер
Лидерами движения стали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, эпоха Реформации стала основой для создания протестантизма — одной из ветвей христианства.
Юные годы своей жизни Мартин Лютер посвятил монашеству. Присоединение к августинскому мужскому монастырю в Эрфурте (Германия) в 1505 г. стало началом пути, который в конце концов привёл к созданию нового религиозного движения в христианстве. Вследствие негативной реакции на коррупцию в среде «старого» духовенства, возглавленный им протестантизм распространился по всей Европе.
Лютер получил хорошее образование, был рукоположен во священство и в 1508 г. начал преподавательскую деятельность. В 1512 г. удостоен докторской степени и принят на богословский факультет Веттенбергского университета. Именно здесь он начал изучать проблемы, преследующие церковь, и подвергать сомнению её доктрины.
Девяносто пять тезисов
Для Лютера растущая полемика по поводу индульгенций стала основой для духовного противостояния, а причиной обострения явилась ситуация со строительством базилики святого Петра в Риме. В 1517 году доминиканский монах Иоганн Тецель был назначен уполномоченным Ватикана по делам всей Германии. Его работа состояла в том, чтобы собирать деньги на постройку через продажу индульгенций. Ревностный последователь католицизма организовал оптовую торговлю, и вскоре его обвинили в отпущении грехов, которые ещё не совершили.
Лютер открыто проповедовал против деятельности Тецеля. Его «Диспут о силе и эффективности индульгенций» стал основным катализатором грядущей протестантской Реформации. Текст получил известность как «Девяносто пять тезисов» и был включён в доклад, отосланный архиепископу Альбрехту в октябре 1517 г.
В послании Лютер поставил под сомнение предоставление прощения через продажу индульгенций, которое превратило это действо в коммерческую сделку, а не подлинное раскаяние. Он раскритиковал куплю-продажу грехов, как товаров, для блага Церкви. Любой государь или герцог мог разрешать или запрещать подобную торговлю на своей земле.
Чтобы продолжить дискуссию, идеолог реформаторства прибил копию тезисов к двери Замковой церкви Веттенберга.
Поскольку церковные двери того времени использовались в качестве досок для объявлений, это не было редкостью. Потом произошло следующее:
Церковь сохраняла молчание, но недовольство народа росло, и Папа Лев X призвал Лютера предстать перед ним в Риме. Попытка давления не удалась, и после двух лет борьбы Мартина отлучили от католической церкви. Затем его дело было передано светским властям, последовали суды и разбирательства. В итоге Лютера признали еретиком и преступником, а его произведения подлежали уничтожению.
Философ тайно бежал и до 1522 г. жил в изгнании. Тем временем немецкие князья один за другим становятся приверженцами нового вероучения. Сейм пришёл к выводу, что каждая провинция имеет право жить и верить так, как хочет, а отчитываться можно только перед Богом. Постепенно протестантизм проник во многие европейские государства:
Англиканская церковь
Дата начала Реформации в Англии связана с Генрихом VIII, который порвал с Римско-католической церковью по личным причинам. В 1525 г. он надеялся расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, почему и вступил в конфликт. Когда Папа отказался, король обратился к богословским университетам и парламенту, пытаясь оспорить превосходство Рима в религиозных вопросах. В результате в стране были приняты законодательные акты, лишавшие католическое духовенство власти.
Наконец, в 1534 г. Генриха VIII объявили главой англиканской церкви, её финансов и назначений. Сын монарха Эдуард VI умер в 15 лет, и после непродолжительной борьбы за власть трон достался дочери Генриха и Екатерины Арагонской Марии Тюдор.
Будучи верной католичкой, она примирила страну с Римом и заставила парламент принять несколько актов, восстановивших английский католицизм.
Затем последовала серия гонений, которые продолжались 4 года и повлекли казни большого количества людей, а зловещая королева осталась в истории как «Кровавая Мэри». После смерти последней на престол вступила ещё одна дочь Генриха — Елизавета. Протестантская англиканская церковь была восстановлена, а Папа Пий V отлучил королеву. Однако этот акт освободил католиков от верности монарху и поставил власть под угрозу. В последующие годы приверженцы Рима подвергались денежным штрафам, тюремным заключениям и даже казням за неоднократные попытки вернуть трон католическому правителю.
Распространение во Франции и Европе
Здесь выдающимся сторонником и идейным вдохновителем движения Реформации стал Жан Кальвин. Получив юридическое образование, он начал сомневаться в католицизме и в 1536 году опубликовал «Наставления в христианской вере». Это привело к созданию теократической структуры протестантской церкви.
Будучи лидером движения гугенотов во Франции, он считал Римско-католическую церковь и её иерархию насмешкой над Божьей благодатью и человеческой тиранией над христианством, а также руководил изменением религиозных ритуалов. Со временем противоречия между кальвинизмом и католицизмом привели к многолетней войне, после которой в 1598 году протестанты получили политическую и религиозную свободу под покровительством Генриха Наваррского. Спокойствие в стране сохранялось до прихода к власти Людовика XIV почти 100 лет спустя.
Одним из ярких представителей англиканской церкви был протеже Кельвина Джон Нокс. После появления Марии Тюдор и краткого восстановления власти Рима в Англии он вынужден был покинуть Шотландию и переехать на континент.
После возвращения на родину Нокс стал лидером революции против католического регентства в 1560 г. и сыграл важную роль в отмене юрисдикции Папы в Шотландии и запрете мессы. Создание национальной Церкви привело к формированию основ пресвитерианства. На протяжении XVI века новое религиозное направление широко распространилось в скандинавских странах:
Похожие процессы проходили в Восточной Европе, где лидером чешского движения Реформации стал магистр Ян Гус, чьи взгляды сформировались под воздействием английского богослова Джона Уиклифа. Даже под угрозой смерти он продолжал отстаивать свои взгляды и положения учения. За непримиримость католической власти удалось приговорить его к сожжению на костре.
Тридцатилетняя война и Вестфальский мир
Когда Карл V получил титул императора Священной Римской империи, то поддержал и укрепил союз протестантских владений. Подписание Аугсбургского мира в сентябре 1555 г. официально положило конец религиозной борьбе и подтвердило законное и постоянное разделение христианского мира внутри империи.
Это соглашение позволяло правителям выбирать религиозную принадлежность своих владений и дало протестантизму официальный статус и устранило угрозу ереси. Реформация, начавшаяся с девяноста пяти тезисов Мартина Лютера, теперь охватила всю Европу и закрепилась, полностью отделившись от Рима. Однако борьба продолжалась ещё сто лет и завершилась последней попыткой контрреформации, перешедшей в Тридцатилетнюю войну.
Начиная с 1618 года в Европе начался вооружённый конфликт, в каковом католическая церковь попыталась с помощью военных действий подавить протестантизм, а полем битвы стала территория Германии. К 1648 г. в противостояние были вовлечены почти все крупные державы, а безжалостный маховик перемалывал народы. Некоторые регионы потеряли до 2/3 населения.
Во многих случаях сражения велись не столько за веру, сколько за новые земли и власть. К окончанию боевых действий господство императора оказалось сильно урезано, а влияние Папы почти уничтожено. В 1648 году Вестфальский мир положил конец религиозным войнам и утвердил свободу вероисповедания для протестантов. Кратко охарактеризовать последствия можно так: Европа разорвана, немецкие провинции разорились и опустели, единая Церковь разделена навсегда.
Интересные факты
Период Реформации оказался бурным и продолжительным. Он насыщен событиями, действующими лицами и интересными фактами:
В конечном счёте победа Реформации изменила не только христианство, но и лицо Европы. Как ее главную особенность можно выделить начало конца претензий католической церкви на контроль в культурно-религиозных делах. Это движение появилось как фактор растущего социального и политического недовольства.
Произошедшие радикальные исторические и социокультурные перемены заложили фундамент Нового времени, а изменения в сфере философии и сути религиозного сознания стали свидетельством желания людей обрести более глубокое понимание Бога.
Культурное значение Реформации
Реформация — это народное движение XVI столетия, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Лидерами этого движения были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Это движение оказало на общественно-европейское общество гораздо более сильное влияние, чем Возрождение. Гуманизм предшествующей эпохи сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль: с одной стороны, он подорвал престиж церкви и расчистил путь для Реформации, возвысив светскую ученость и искусство. С другой стороны, Реформация была восстанием не только против католической церкви, но и против гуманизма, т.к. ее деятели отличались фанатичной религиозностью в борьбе за концепцию «новой церкви».
Реформация была вызвана распадом феодального способа производства и зарождением новых капиталистических отношений. Дело в том, что движение за преобразование католической церкви поддерживали бюргеры, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, которым был присущ религиозный фанатизм и чужд дух нравственной свободы деятелей эпохи Возрождения. Фактически Реформация требовала такой трансформации католической церкви, которая отвечала бы интересам не феодальной власти, а буржуазии.
Толчком к массовому выступлению за Реформацию стал Поступок немецкого монаха Мартина Лютера, который прибил к двери городской церкви знаменитые 95 тезисов, которые осуждали продажу индульгенций, ставшую привычной для католической церкви. Можно было «искупить» самое страшное преступление, купив отпущение грехов за деньги — бумажку — грамоту, которую продавали папские посланники в общественных местах.
Продажа индульгенций стала настолько важной статьей дохода католической церкви, что она вынуждала людей покупать эти бумаги за еще несовершенные грехи. Эта порочная практика вызвала возмущение у верующих — слишком откровенной стала алчность церковнослужителей.
Интересно, что прихожане порицали не право церкви осуждать и миловать грешников, а именно грязную денежно-торгашескую форму отпущения грехов. М. Лютер пошел дальше этого вполне очевидного и понятного морального преступления: он считал, что путем подобного рода торгашеской практики человек освобождается от необходимости внутреннего покаяния. А это нарушало известный евангелистский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Божье!». Получалось, что католическая церковь фактически отбросила главное требование христианства и условие человеческого спасения — внутреннее покаяние человека.
В связи с таким пониманием веры и спасения М. Лютер считал, что нужно ликвидировать монашество, отменить посты, сделать из монастырей школы, упразднить практику паломничества к святым местам и т.п. Нет различия между священниками и мирянами. Каждый имеет право на общение с Богом, а не только священнослужитель, как это трактовалось в догматике католицизма. Лютер идет дальше и отвергает всю церковную иерархию во главе с «бесовским князем» — папой. Он называет папство «антихристовым установлением», ведущим к искушениям и грехам. Папство украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. По сути, Лютер потребовал возвращения к нравственным принципам раннего христианства, выступал за чистую и искреннюю веру в Бога.
Идейным источником Реформации явилась Библия. Жак Кальвин, Ульрих Цвингли и Мартин Лютер — основные поборники Реформации католической церкви утверждали, что источником истины в религии является не священная устная традиция, а Святое письмо, прежде всего Евангелие. Они настаивали на непререкаемости авторитета писания, на праве каждого верующего иметь собственное понимание его содержания. Дело в том, что до Реформации библия издавалась только на латыни, которая была «мертвым» языком и была недоступна для понимания широким массам верующих. Латынь изучали и знали только священнослужители. Они, а в их лице вся церковь, выступала посредником между Откровением Бога, изложенным в Библии, и людьми. А церковь трактовала Библию в соответствии со священным преданием. В результате такого положения вещей, решение папы в вопросах веры становились последней инстанцией. М. Лютер и его сторонники, отвергая священное предание (в отличие от православия и католичества), провозгласили Библию единственным источником вероучения. Не папские распоряжения и декреты, не устная традиция, а только канонические книги Старого и Нового Завета (Святое письмо) могут быть источником истины. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил право каждого верующего на ее изучение и толкование. Тем самым он лишил католическую церковь права творить от имени Священного писания (ведь все люди одинаково поражены первородным грехом). На таких основаниях сложилось новое направление христианства — протестантизм.
Этика протестантизма отличалась простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности. Это отвечало интересам мелкой буржуазии, присущего капитализму духу предпринимательства, формированию высокой самооценки, исходящей из того, что именно они являются носителями божественной исторической миссии. Воспитание и пропаганда таких нравственных качеств сыграли определенную роль в том, что именно пуритане, вынужденные в результате религиозных и политических гонений мигрировать в начале XVII века из Европы в Северную Америку, стали лидерами западной цивилизации.
Отказавшись от церковной организации католического типа, протестанты открыли путь буржуазно-демократическим свободам, развитию буржуазного индивидуализма. Был упрощен и пышный религиозный католический культ. М. Лютер упразднил монашество, сам сбросил монашеский сан и женился на монашке, что было нарушением монашеского обета безбрачия (целибат). Литургия, которая обычно проводилась на латыни, была сведена к проповеди. Было также отменено почитание икон и мощей, из семи религиозных таинств протестанты стали соблюдать лишь крещение и причастие. Протестанты не признают святых, ангелов, не чтят культ Богородицы, отрицают представление о чистилище. Религиозный культ упростился и стал дешевым. Протестантское духовенство избирается мирянами. Все это было близко первичному христианству.
Сложилась концепция «новой церкви», произошло реформирование католицизма. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение: «Все от Бога». Это избавило человека от бесполезных переживаний о ходе мирских дел. Человеку осталось только надеяться на Бога и верить в свое спасение.
Как подчеркивалось, связь Реформации с Возрождением несомненна, но она неоднозначна. Их союз был временным. Союз с молодыми гуманистами был вызван необходимостью последних, в целях национальных интересов, стать под религиозные знамена. Уже в 1521 году между ними произошел идейный разрыв. Учения Лютера в «всеобщем священном сане верующих» опасно действовал на умы — ведь оно допускало духовенство в мир людей как учителей и проповедников Евангелия, создавало гарантии сохранения существующих порядков.
Буржуазный характер протестантизма более четко проявлялся в учении Ж. Кальвина — идеолога Реформации в Швейцарии. Он провозгласил главными ценностями самоограничение, обогащение, аскетизм, выдвинул две идеи: о божественном невмешательстве в закономерности мира (отчуждение Бога от мира) и о том, что люди еще до рождения якобы предопределены — одни к спасению и блаженству, другие — к гибели и вечным мукам. Но это божественное предопределение скрыто от людей, поэтому каждый верующий должен вести себя так, как будто бы он предопределен к спасению. Никто не знает, учит Кальвин, что его ждет, но каждый человек должен думать, что именно он является Божьим избранником. И, напрягая все силы, доказывать своей жизнью, что он достоин спасения.
В бытовом плане, в практической жизни этот аскетизм приобрел характер буржуазной бережливости, привел к сокращению религиозных праздников, увеличению рабочих дней. Добросовестный труд и покорность, по мнению кальвинистов, являются обязанностью человека, предопределенной Богом. Эта установка радикального протестантизма способствовала его разрыву с ренессансным гуманизмом.
Интересно, что и сам Ж. Кальвин, проповедуя скромность, прилежание, постоянный упорный труд и осуждая праздное времяпровождение, скоро приобрел такое влияние в Женеве, что шумная, веселая жизнь этого процветающего города притихла, сменилась серьезностью и строгой религиозностью. Кальвин разработал систему принуждений и наказаний, что бы заставить граждан города молиться и работать. Он наложил запреты на различные увеселения и развлечения, свободное времяпровождение. Дело дошло даже до запрета на художественное творчество, занятие литературой и искусством, а в мелочах до регламентации причесок, одежды, кушаний и т.д. По определению известного культуролога Макса Вебера (1864—1920), честный упорный труд в протестантизме низводится в ранг религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой».
Произошло обожествление протестантизмом трудолюбия и ненависти к социальному паразитизму. Кальвинисты запретили монашество и нищенство. Всем был предложен аскетический идеал жизни. Это была логика буржуазного образа жизни, которая в реальном плане рисовалась как безрадостная. По словам Вольтера, «Кальвин широко распахнул двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир».
Учение М. Лютера и Ж. Кальвина способствовало возникновению новой морали, которая получила название пуританской по названию одной из протестантских сект. Это название стало общим для всех течений и сект — баптистов, пресвитериан, кальвинистов и т.д. Этика пуританства вытекала из религиозного мировоззрения и стиля жизни, которые рекомендовали аскетическую строгость нравов, трудолюбие, высокое чувствово долга, бережливость, мелкое благочестие. Источником нравственных принципов и норм считалась воля Бога.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
В чем на ваш взгляд значение Реформации для Европы?
Исходя из этого, целью нашей работы является общая оценка Реформации, как религиозно-социального феномена, историческая оценка положительных и отрицательных последствий этого процесса.
А в задачи нашей работы входит:
1. Причины и предпосылки Реформации в Европе
Уверенные реформационные голоса послышались в Германии, которая первой начала переходить от феодализма к капитализму. Главными критиками папства выступили немецкие философы и публицисты Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен. Они обвиняли немецкое духовенство в узурпации светской власти, эксплуатации крестьян и ремесленников огромными податями.
Среди политических предпосылок можно назвать противоречия монархов и духовенства, формирование новых политических активных групп населения.
2. Начало Реформации в Германии
В 1530- х. гг. Мартин Лютер и его последователи из умеренного крыла создали первую протестантскую реформаторскую Церковь в Германии. Оппонентом Лютера выступил другой реформатор Томас Мюнцер (1490-1525), полагавший, что главным «откровением» является даже не Евангелие и человеческий разум, и провозглашавший Иисуса Христа не Богом, а пророком и учителем. При этом Мюнцер требовал не только реформации духовенства, но и светской власти, желая свершения власти феодалов и нуворишей из капиталистов. Последователи Мюнцера, называющие себя анабаптистами, перешли к военным действиям против католиков, а после поражения и против лютеран. Эта война получила название Крестьянской войны, т.к. среди анабаптистов было много крестьян, мещан, ремесленников, мелких купцов и рыцарей. В 1526 г. после казни Мюнцера анабаптисты потерпели поражение, т.к. разные социальные слои в этой войне преследовали свои цели, и были неспособны достичь единства.
Лютеране же продолжали своё наступление на католицизм и папство. Католическая Церковь в попытке отстоять свои пошатнувшиеся позиции организовали ответное движение Контрреформацию.
Контрреформация, ознаменовавшая созданием в 1536 г. при папе Павле III общества «Часовни Божественной любви», была направлена не только на подавление протестантского движения, но и на внутренние преобразования. Католическое духовенство во главе с Папой Римским было вынуждено признать собственные ошибки и заняться «чисткой» среди священнослужителей. Его преемник Павел IV, как и все последующие Папы в той или иной мере был вынужден бороться со злоупотреблениями в Католической Церкви и заниматься ее внутренним реформированием. Также для поднятия авторитета Католической Церкви создавались новые монашеские ордены аскетического порядка, пропагандирующие возвращение к католицизму, например иезуиты, сыгравшую значительную роль в жизни Речи Посполитой и России. Так что даже после смерти Мартина Лютера его дело жило и процветало, изменив духовный облик не только Германии, но и Европы.
3. Разворачивание Реформации в других европейских странах
Реформационные идеи быстро проникли из Германии не территорию соседних стран, прежде всего, в страны современного Бенилюкса, Швейцарию, Францию и Скандинавские страны. В 20-30 х гг. XVI в лютеранство стало популярным в Швеции, Финляндии, Норвегии, Франции, Польше и Венгрии. Особенно хорошо «прижились» реформационные идеи в Швейцарии, где движение несогласных с политикой Церкви и власти возглавили Ульрих Цвингли (1481-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Цвингли, развивая идеи Лютера, предложил реформировать Церковь таким образом, чтобы ею управляли светские люди посредством всенародного избрания, а прихожане на местах также имели право выбирать священнослужителей, подчинённых светским руководителям. Данный проект, отражённый в работе Цвингли под названием «67 тезисов» представлял собой буржуазно-республиканский вариант Реформации. Поимо этого Цвингли выступал за частную собственность и за защиту прав капиталистов при условии справедливости.
В 1540 г. кальвинизм проникает в Нидерланды, выступив в качестве идеологической основы Нидерландской революции, завершившейся обретением независимости Нидерландов и Бельгии от Испании.
Во Франции идеи протестантизма легли на благодатную почву, подготовленную национальными гуманистами, в частности Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Бриссоном. В 1520-30 гг. среди беднейших слоёв населения распространились лютеранство и анабаптизм, но в 1540-50 гг. их сменил кальвинизм, популярный среди французской буржуазии, боровшейся с отмирающим феодализмом. Во Франции начался тяжёлый период Религиозных войн (между католиками и гугенотами-кальвинистами), в результате кторых в этой стране победило католичество.
Окончание Реформации связывают с Вестфальским миром 1648 г., когда на карте Европы появились новые государства, чей религией стал протестантизм. Таким образом, религиозная борьба перешла в политическую, изменив ход европейской истории.
Заключение
В результате Реформации католичество сохранило свои позиции в Италии, Испании, Франции, на юге Германии и Швейцарии, в странах Восточной Европы, например в Польше. Другая же половина Европы стала частично или полностью протестантской. С одной стороны Европа оказалась более слабой, духовно, политически и культурно разобщённой. Но с другой стороны, начался рост национального самосознания, и многие народы получили право на самоопределение. При этом наиболее выиграли от реформации Скандинавские страны, которые благодаря переводу Библии и пр. литературы на родные языки значительно повысили свой культурный уровень.
Среди негативных последствий можно указать как многочисленные человеческие потери и экономический упадок во время Реформации, так и раскол среди христиан, наступивший после ее завершения и породивший много новых церквей и конфессий. При этом большинство новоявленных церквей попали под неограниченную власть монархов и стали политическим орудием в новых религиозных войнах, когда под видом защиты веры осуществлялся захват и раздел территорий. Однако, в целом Реформация имела скорее положительное значение для истории Европы и мира, заложив основы не только современной религии, но и демократии.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.