в чем значение реформации

Значение и суть эпохи Реформации в Европе

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Мир позднего Средневековья

Мир Римской католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI в., был сложным. На протяжении веков церковь, особенно в канцелярии папства, широко присутствовала в общественно-политической жизни Западной Европы. В результате интриг и манипуляций в сочетании с усилением влияния и увеличением богатства, её авторитет как духовной силы стремительно падал.

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Злоупотребления, связанные с продажей индульгенций (духовных привилегий), и коррупция со стороны служителей вызывали всё большее возмущение среди населения. Прощение грехов проходило в несколько этапов:

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Это предлагалось как способ снять с себя ответственность за осуждаемые общепринятой моралью поступки.

Таким образом, отменялась расплата в загробном мире за содеянное. Подобные меры не рассматривались как исключение, и в целом считалось, что духовенство предлагает большинству паствы душевный комфорт.

Однако усиливающаяся государственная власть стала проявлять всё большее стремление к ограничению роли церкви в общественной жизни, создавая предпосылки для перемен. В это время появляются учёные, идеи которых затронули различные аспекты жизни церкви:

Мартин Лютер

Лидерами движения стали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, эпоха Реформации стала основой для создания протестантизма — одной из ветвей христианства.

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Юные годы своей жизни Мартин Лютер посвятил монашеству. Присоединение к августинскому мужскому монастырю в Эрфурте (Германия) в 1505 г. стало началом пути, который в конце концов привёл к созданию нового религиозного движения в христианстве. Вследствие негативной реакции на коррупцию в среде «старого» духовенства, возглавленный им протестантизм распространился по всей Европе.

Лютер получил хорошее образование, был рукоположен во священство и в 1508 г. начал преподавательскую деятельность. В 1512 г. удостоен докторской степени и принят на богословский факультет Веттенбергского университета. Именно здесь он начал изучать проблемы, преследующие церковь, и подвергать сомнению её доктрины.

Девяносто пять тезисов

Для Лютера растущая полемика по поводу индульгенций стала основой для духовного противостояния, а причиной обострения явилась ситуация со строительством базилики святого Петра в Риме. В 1517 году доминиканский монах Иоганн Тецель был назначен уполномоченным Ватикана по делам всей Германии. Его работа состояла в том, чтобы собирать деньги на постройку через продажу индульгенций. Ревностный последователь католицизма организовал оптовую торговлю, и вскоре его обвинили в отпущении грехов, которые ещё не совершили.

Лютер открыто проповедовал против деятельности Тецеля. Его «Диспут о силе и эффективности индульгенций» стал основным катализатором грядущей протестантской Реформации. Текст получил известность как «Девяносто пять тезисов» и был включён в доклад, отосланный архиепископу Альбрехту в октябре 1517 г.

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

В послании Лютер поставил под сомнение предоставление прощения через продажу индульгенций, которое превратило это действо в коммерческую сделку, а не подлинное раскаяние. Он раскритиковал куплю-продажу грехов, как товаров, для блага Церкви. Любой государь или герцог мог разрешать или запрещать подобную торговлю на своей земле.

Чтобы продолжить дискуссию, идеолог реформаторства прибил копию тезисов к двери Замковой церкви Веттенберга.

Поскольку церковные двери того времени использовались в качестве досок для объявлений, это не было редкостью. Потом произошло следующее:

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Церковь сохраняла молчание, но недовольство народа росло, и Папа Лев X призвал Лютера предстать перед ним в Риме. Попытка давления не удалась, и после двух лет борьбы Мартина отлучили от католической церкви. Затем его дело было передано светским властям, последовали суды и разбирательства. В итоге Лютера признали еретиком и преступником, а его произведения подлежали уничтожению.

Философ тайно бежал и до 1522 г. жил в изгнании. Тем временем немецкие князья один за другим становятся приверженцами нового вероучения. Сейм пришёл к выводу, что каждая провинция имеет право жить и верить так, как хочет, а отчитываться можно только перед Богом. Постепенно протестантизм проник во многие европейские государства:

Англиканская церковь

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Дата начала Реформации в Англии связана с Генрихом VIII, который порвал с Римско-католической церковью по личным причинам. В 1525 г. он надеялся расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, почему и вступил в конфликт. Когда Папа отказался, король обратился к богословским университетам и парламенту, пытаясь оспорить превосходство Рима в религиозных вопросах. В результате в стране были приняты законодательные акты, лишавшие католическое духовенство власти.

Наконец, в 1534 г. Генриха VIII объявили главой англиканской церкви, её финансов и назначений. Сын монарха Эдуард VI умер в 15 лет, и после непродолжительной борьбы за власть трон достался дочери Генриха и Екатерины Арагонской Марии Тюдор.

Будучи верной католичкой, она примирила страну с Римом и заставила парламент принять несколько актов, восстановивших английский католицизм.

Затем последовала серия гонений, которые продолжались 4 года и повлекли казни большого количества людей, а зловещая королева осталась в истории как «Кровавая Мэри». После смерти последней на престол вступила ещё одна дочь Генриха — Елизавета. Протестантская англиканская церковь была восстановлена, а Папа Пий V отлучил королеву. Однако этот акт освободил католиков от верности монарху и поставил власть под угрозу. В последующие годы приверженцы Рима подвергались денежным штрафам, тюремным заключениям и даже казням за неоднократные попытки вернуть трон католическому правителю.

Распространение во Франции и Европе

Здесь выдающимся сторонником и идейным вдохновителем движения Реформации стал Жан Кальвин. Получив юридическое образование, он начал сомневаться в католицизме и в 1536 году опубликовал «Наставления в христианской вере». Это привело к созданию теократической структуры протестантской церкви.

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Будучи лидером движения гугенотов во Франции, он считал Римско-католическую церковь и её иерархию насмешкой над Божьей благодатью и человеческой тиранией над христианством, а также руководил изменением религиозных ритуалов. Со временем противоречия между кальвинизмом и католицизмом привели к многолетней войне, после которой в 1598 году протестанты получили политическую и религиозную свободу под покровительством Генриха Наваррского. Спокойствие в стране сохранялось до прихода к власти Людовика XIV почти 100 лет спустя.

Одним из ярких представителей англиканской церкви был протеже Кельвина Джон Нокс. После появления Марии Тюдор и краткого восстановления власти Рима в Англии он вынужден был покинуть Шотландию и переехать на континент.

После возвращения на родину Нокс стал лидером революции против католического регентства в 1560 г. и сыграл важную роль в отмене юрисдикции Папы в Шотландии и запрете мессы. Создание национальной Церкви привело к формированию основ пресвитерианства. На протяжении XVI века новое религиозное направление широко распространилось в скандинавских странах:

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Похожие процессы проходили в Восточной Европе, где лидером чешского движения Реформации стал магистр Ян Гус, чьи взгляды сформировались под воздействием английского богослова Джона Уиклифа. Даже под угрозой смерти он продолжал отстаивать свои взгляды и положения учения. За непримиримость католической власти удалось приговорить его к сожжению на костре.

Тридцатилетняя война и Вестфальский мир

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Когда Карл V получил титул императора Священной Римской империи, то поддержал и укрепил союз протестантских владений. Подписание Аугсбургского мира в сентябре 1555 г. официально положило конец религиозной борьбе и подтвердило законное и постоянное разделение христианского мира внутри империи.

Это соглашение позволяло правителям выбирать религиозную принадлежность своих владений и дало протестантизму официальный статус и устранило угрозу ереси. Реформация, начавшаяся с девяноста пяти тезисов Мартина Лютера, теперь охватила всю Европу и закрепилась, полностью отделившись от Рима. Однако борьба продолжалась ещё сто лет и завершилась последней попыткой контрреформации, перешедшей в Тридцатилетнюю войну.

Начиная с 1618 года в Европе начался вооружённый конфликт, в каковом католическая церковь попыталась с помощью военных действий подавить протестантизм, а полем битвы стала территория Германии. К 1648 г. в противостояние были вовлечены почти все крупные державы, а безжалостный маховик перемалывал народы. Некоторые регионы потеряли до 2/3 населения.

Во многих случаях сражения велись не столько за веру, сколько за новые земли и власть. К окончанию боевых действий господство императора оказалось сильно урезано, а влияние Папы почти уничтожено. В 1648 году Вестфальский мир положил конец религиозным войнам и утвердил свободу вероисповедания для протестантов. Кратко охарактеризовать последствия можно так: Европа разорвана, немецкие провинции разорились и опустели, единая Церковь разделена навсегда.

Интересные факты

Период Реформации оказался бурным и продолжительным. Он насыщен событиями, действующими лицами и интересными фактами:

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

В конечном счёте победа Реформации изменила не только христианство, но и лицо Европы. Как ее главную особенность можно выделить начало конца претензий католической церкви на контроль в культурно-религиозных делах. Это движение появилось как фактор растущего социального и политического недовольства.

Произошедшие радикальные исторические и социокультурные перемены заложили фундамент Нового времени, а изменения в сфере философии и сути религиозного сознания стали свидетельством желания людей обрести более глубокое понимание Бога.

Источник

Культурное значение Реформации

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Реформация — это народное движение XVI столетия, на­правленное против католической церкви и приведшее к воз­никновению протестантизма. Лидерами этого движения были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Это движение оказало на общественно-европейское общество гораздо бо­лее сильное влияние, чем Возрождение. Гуманизм предше­ствующей эпохи сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль: с одной стороны, он подорвал престиж церкви и расчистил путь для Реформации, возвысив светскую уче­ность и искусство. С другой стороны, Реформация была вос­станием не только против католической церкви, но и против гуманизма, т.к. ее деятели отличались фанатичной религиоз­ностью в борьбе за концепцию «новой церкви».

Реформация была вызвана распадом феодального спосо­ба производства и зарождением новых капиталистических от­ношений. Дело в том, что движение за преобразование като­лической церкви поддерживали бюргеры, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, которым был присущ религиозный фанатизм и чужд дух нравственной свободы деятелей эпохи Возрождения. Фактически Реформация требовала такой трансформации католической церкви, которая отвечала бы интересам не феодальной власти, а буржуазии.

Толчком к массовому выступлению за Реформацию стал Поступок немецкого монаха Мартина Лютера, который при­бил к двери городской церкви знаменитые 95 тезисов, кото­рые осуждали продажу индульгенций, ставшую привычной для католической церкви. Можно было «искупить» самое страш­ное преступление, купив отпущение грехов за деньги — бумаж­ку — грамоту, которую продавали папские посланники в общественных местах.

Продажа индульгенций стала настолько важной статьей дохода католической церкви, что она вынуждала людей по­купать эти бумаги за еще несовершенные грехи. Эта пороч­ная практика вызвала возмущение у верующих — слишком откровенной стала алчность церковнослужителей.

Интересно, что прихожане порицали не право церкви осуждать и миловать грешников, а именно грязную денеж­но-торгашескую форму отпущения грехов. М. Лютер пошел дальше этого вполне очевидного и понятного морального пре­ступления: он считал, что путем подобного рода торгашеской практики человек освобождается от необходимости внутреннего покаяния. А это нарушало известный евангелистский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Божье!». Получалось, что католическая церковь фактически отброси­ла главное требование христианства и условие человеческо­го спасения — внутреннее покаяние человека.

В связи с таким пониманием веры и спасения М. Лютер считал, что нужно ликвидировать монашество, отменить по­сты, сделать из монастырей школы, упразднить практику па­ломничества к святым местам и т.п. Нет различия между свя­щенниками и мирянами. Каждый имеет право на общение с Богом, а не только священнослужитель, как это трактовалось в догматике католицизма. Лютер идет дальше и отвергает всю церковную иерархию во главе с «бесовским князем» — па­пой. Он называет папство «антихристовым установлением», ведущим к искушениям и грехам. Папство украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. По сути, Лютер потребовал возвращения к нравственным прин­ципам раннего христианства, выступал за чистую и искрен­нюю веру в Бога.

Идейным источником Реформации явилась Библия. Жак Кальвин, Ульрих Цвингли и Мартин Лютер — основные по­борники Реформации католической церкви утверждали, что источником истины в религии является не священная уст­ная традиция, а Святое письмо, прежде всего Евангелие. Они настаивали на непререкаемости авторитета писания, на пра­ве каждого верующего иметь собственное понимание его со­держания. Дело в том, что до Реформации библия издавалась только на латыни, которая была «мертвым» языком и была недоступна для понимания широким массам верующих. Ла­тынь изучали и знали только священнослужители. Они, а в их лице вся церковь, выступала посредником между Откро­вением Бога, изложенным в Библии, и людьми. А церковь трак­товала Библию в соответствии со священным преданием. В результате такого положения вещей, решение папы в вопро­сах веры становились последней инстанцией. М. Лютер и его сторонники, отвергая священное предание (в отличие от пра­вославия и католичества), провозгласили Библию единствен­ным источником вероучения. Не папские распоряжения и дек­реты, не устная традиция, а только канонические книги Ста­рого и Нового Завета (Святое письмо) могут быть источником истины. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил право каждого верующего на ее изучение и тол­кование. Тем самым он лишил католическую церковь права творить от имени Священного писания (ведь все люди одина­ково поражены первородным грехом). На таких основаниях сложилось новое направление христианства — протестантизм.

Этика протестантизма отличалась простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных по­требностей, отрицательным отношением к роскоши, расточи­тельности, праздности. Это отвечало интересам мелкой бур­жуазии, присущего капитализму духу предпринимательства, формированию высокой самооценки, исходящей из того, что именно они являются носителями божественной историчес­кой миссии. Воспитание и пропаганда таких нравственных качеств сыграли определенную роль в том, что именно пуритане, вынужденные в результате религиозных и политических гонений мигрировать в начале XVII века из Европы в Север­ную Америку, стали лидерами западной цивилизации.

Отказавшись от церковной организации католического типа, протестанты открыли путь буржуазно-демократичес­ким свободам, развитию буржуазного индивидуализма. Был упрощен и пышный религиозный католический культ. М. Лютер упразднил монашество, сам сбросил монашеский сан и женился на монашке, что было нарушением монашеского обета безбрачия (целибат). Литургия, которая обычно прово­дилась на латыни, была сведена к проповеди. Было также от­менено почитание икон и мощей, из семи религиозных таинств протестанты стали соблюдать лишь крещение и причастие. Протестанты не признают святых, ангелов, не чтят культ Богородицы, отрицают представление о чистилище. Религиозный культ упростился и стал дешевым. Протестантское духовенство избирается мирянами. Все это было близко первичному христианству.

Сложилась концепция «новой церкви», произошло рефор­мирование католицизма. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение: «Все от Бога». Это избавило челове­ка от бесполезных переживаний о ходе мирских дел. Человеку осталось только надеяться на Бога и верить в свое спасение.

Как подчеркивалось, связь Реформации с Возрождением несомненна, но она неоднозначна. Их союз был временным. Союз с молодыми гуманистами был вызван необходимостью последних, в целях национальных интересов, стать под рели­гиозные знамена. Уже в 1521 году между ними произошел идейный разрыв. Учения Лютера в «всеобщем священном сане верующих» опасно действовал на умы — ведь оно допус­кало духовенство в мир людей как учителей и проповедни­ков Евангелия, создавало гарантии сохранения существую­щих порядков.

Буржуазный характер протестантизма более четко про­являлся в учении Ж. Кальвина — идеолога Реформации в Швейцарии. Он провозгласил главными ценностями самоог­раничение, обогащение, аскетизм, выдвинул две идеи: о бо­жественном невмешательстве в закономерности мира (от­чуждение Бога от мира) и о том, что люди еще до рождения якобы предопределены — одни к спасению и блаженству, другие — к гибели и вечным мукам. Но это божественное предопределение скрыто от людей, поэтому каждый верую­щий должен вести себя так, как будто бы он предопределен к спасению. Никто не знает, учит Кальвин, что его ждет, но каж­дый человек должен думать, что именно он является Божьим избранником. И, напрягая все силы, доказывать своей жиз­нью, что он достоин спасения.

В бытовом плане, в практической жизни этот аскетизм приобрел характер буржуазной бережливости, привел к со­кращению религиозных праздников, увеличению рабочих дней. Добросовестный труд и покорность, по мнению каль­винистов, являются обязанностью человека, предопределен­ной Богом. Эта установка радикального протестантизма спо­собствовала его разрыву с ренессансным гуманизмом.

Интересно, что и сам Ж. Кальвин, проповедуя скромность, прилежание, постоянный упорный труд и осуждая праздное времяпровождение, скоро приобрел такое влияние в Жене­ве, что шумная, веселая жизнь этого процветающего города притихла, сменилась серьезностью и строгой религиознос­тью. Кальвин разработал систему принуждений и наказаний, что бы заставить граждан города молиться и работать. Он наложил запреты на различные увеселения и развлечения, свободное времяпровождение. Дело дошло даже до запрета на художественное творчество, занятие литературой и искусством, а в мелочах до регламентации причесок, одежды, кушаний и т.д. По определению известного культуролога Макса Вебера (1864—1920), честный упорный труд в протестантизме низводится в ранг религиозного подвига, становится своеоб­разной «мирской аскезой».

Произошло обожествление протестантизмом трудолюбия и ненависти к социальному паразитизму. Кальвинисты зап­ретили монашество и нищенство. Всем был предложен аске­тический идеал жизни. Это была логика буржуазного образа жизни, которая в реальном плане рисовалась как безрадостная. По словам Вольтера, «Кальвин широко распахнул двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир».

Учение М. Лютера и Ж. Кальвина способствовало возникновению новой морали, которая получила название пуритан­ской по названию одной из протестантских сект. Это название стало общим для всех течений и сект — баптистов, пресвите­риан, кальвинистов и т.д. Этика пуританства вытекала из ре­лигиозного мировоззрения и стиля жизни, которые рекомендовали аскетическую строгость нравов, трудолюбие, высокое чувствово долга, бережливость, мелкое благочестие. Источником нравственных принципов и норм считалась воля Бога.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

В чем на ваш взгляд значение Реформации для Европы?

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

Исходя из этого, целью нашей работы является общая оценка Реформации, как религиозно-социального феномена, историческая оценка положительных и отрицательных последствий этого процесса.

А в задачи нашей работы входит:

1. Причины и предпосылки Реформации в Европе

Уверенные реформационные голоса послышались в Германии, которая первой начала переходить от феодализма к капитализму. Главными критиками папства выступили немецкие философы и публицисты Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен. Они обвиняли немецкое духовенство в узурпации светской власти, эксплуатации крестьян и ремесленников огромными податями.

Среди политических предпосылок можно назвать противоречия монархов и духовенства, формирование новых политических активных групп населения.

2. Начало Реформации в Германии

В 1530- х. гг. Мартин Лютер и его последователи из умеренного крыла создали первую протестантскую реформаторскую Церковь в Германии. Оппонентом Лютера выступил другой реформатор Томас Мюнцер (1490-1525), полагавший, что главным «откровением» является даже не Евангелие и человеческий разум, и провозглашавший Иисуса Христа не Богом, а пророком и учителем. При этом Мюнцер требовал не только реформации духовенства, но и светской власти, желая свершения власти феодалов и нуворишей из капиталистов. Последователи Мюнцера, называющие себя анабаптистами, перешли к военным действиям против католиков, а после поражения и против лютеран. Эта война получила название Крестьянской войны, т.к. среди анабаптистов было много крестьян, мещан, ремесленников, мелких купцов и рыцарей. В 1526 г. после казни Мюнцера анабаптисты потерпели поражение, т.к. разные социальные слои в этой войне преследовали свои цели, и были неспособны достичь единства.

Лютеране же продолжали своё наступление на католицизм и папство. Католическая Церковь в попытке отстоять свои пошатнувшиеся позиции организовали ответное движение Контрреформацию.

Контрреформация, ознаменовавшая созданием в 1536 г. при папе Павле III общества «Часовни Божественной любви», была направлена не только на подавление протестантского движения, но и на внутренние преобразования. Католическое духовенство во главе с Папой Римским было вынуждено признать собственные ошибки и заняться «чисткой» среди священнослужителей. Его преемник Павел IV, как и все последующие Папы в той или иной мере был вынужден бороться со злоупотреблениями в Католической Церкви и заниматься ее внутренним реформированием. Также для поднятия авторитета Католической Церкви создавались новые монашеские ордены аскетического порядка, пропагандирующие возвращение к католицизму, например иезуиты, сыгравшую значительную роль в жизни Речи Посполитой и России. Так что даже после смерти Мартина Лютера его дело жило и процветало, изменив духовный облик не только Германии, но и Европы.

3. Разворачивание Реформации в других европейских странах

Реформационные идеи быстро проникли из Германии не территорию соседних стран, прежде всего, в страны современного Бенилюкса, Швейцарию, Францию и Скандинавские страны. В 20-30 х гг. XVI в лютеранство стало популярным в Швеции, Финляндии, Норвегии, Франции, Польше и Венгрии. Особенно хорошо «прижились» реформационные идеи в Швейцарии, где движение несогласных с политикой Церкви и власти возглавили Ульрих Цвингли (1481-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Цвингли, развивая идеи Лютера, предложил реформировать Церковь таким образом, чтобы ею управляли светские люди посредством всенародного избрания, а прихожане на местах также имели право выбирать священнослужителей, подчинённых светским руководителям. Данный проект, отражённый в работе Цвингли под названием «67 тезисов» представлял собой буржуазно-республиканский вариант Реформации. Поимо этого Цвингли выступал за частную собственность и за защиту прав капиталистов при условии справедливости.

В 1540 г. кальвинизм проникает в Нидерланды, выступив в качестве идеологической основы Нидерландской революции, завершившейся обретением независимости Нидерландов и Бельгии от Испании.

Во Франции идеи протестантизма легли на благодатную почву, подготовленную национальными гуманистами, в частности Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Бриссоном. В 1520-30 гг. среди беднейших слоёв населения распространились лютеранство и анабаптизм, но в 1540-50 гг. их сменил кальвинизм, популярный среди французской буржуазии, боровшейся с отмирающим феодализмом. Во Франции начался тяжёлый период Религиозных войн (между католиками и гугенотами-кальвинистами), в результате кторых в этой стране победило католичество.

Окончание Реформации связывают с Вестфальским миром 1648 г., когда на карте Европы появились новые государства, чей религией стал протестантизм. Таким образом, религиозная борьба перешла в политическую, изменив ход европейской истории.

Заключение

В результате Реформации католичество сохранило свои позиции в Италии, Испании, Франции, на юге Германии и Швейцарии, в странах Восточной Европы, например в Польше. Другая же половина Европы стала частично или полностью протестантской. С одной стороны Европа оказалась более слабой, духовно, политически и культурно разобщённой. Но с другой стороны, начался рост национального самосознания, и многие народы получили право на самоопределение. При этом наиболее выиграли от реформации Скандинавские страны, которые благодаря переводу Библии и пр. литературы на родные языки значительно повысили свой культурный уровень.

Среди негативных последствий можно указать как многочисленные человеческие потери и экономический упадок во время Реформации, так и раскол среди христиан, наступивший после ее завершения и породивший много новых церквей и конфессий. При этом большинство новоявленных церквей попали под неограниченную власть монархов и стали политическим орудием в новых религиозных войнах, когда под видом защиты веры осуществлялся захват и раздел территорий. Однако, в целом Реформация имела скорее положительное значение для истории Европы и мира, заложив основы не только современной религии, но и демократии.

Список литературы

в чем значение реформации. Смотреть фото в чем значение реформации. Смотреть картинку в чем значение реформации. Картинка про в чем значение реформации. Фото в чем значение реформации

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *