в процессе чего учащегося формируется система совместных действий
Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения
Оглавление
Часть первая. Организация совместных действий как логико-психологическая проблема ….. 5
Глава I. Предмет, структура и психологические условия возникновения учебной деятельности ….. —
Глава III. Организация совместных действий и развитие понятий у ребенка (на примере совместного решения задачи на образование родо-видовых отношений) ….. 60
Часть вторая. Экспериментальное исследование способов организации совместных учебных действий и процессов совместного решения учебных задач ….. 88
Глава IV. Психологические закономерности организации совместных учебных действий школьников ….. —
Глава V. Ориентация детей в условиях совместного решения учебных задач (на примере исследования понимания детьми мультипликативных отношений) ….. 105
Глава VI. Закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий (на примере совместных способов решения двигательной задачи) ….. 120
Предисловие
Положенные в основу марксистской психологии представления о деятельностной сущности человека разрабатывались практически всеми ведущими советскими психологами — Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Узнадзе и другими. Наиболее систематизированы эти представления в концепции Л. С. Выготского, согласно которой психические функции людей первоначально возникают и складываются в виде их отношений в коллективной деятельности и лишь затем становятся функциями личности. Этот переход был назван им превращением интерпсихических функций в интрапсихические (процессом интериоризации). Однако, несмотря на психологическую значимость, этот переход долгое время изучался вне специального рассмотрения процессов, связанных с возникновением и развитием тех или иных видов деятельности у детей. В частности, не рассматривались психологические условия генезиса учебно-познавательных действий, т. е. обучение ребенка не ставилось как проблема организации взаимодействий его с другими детьми и со взрослым.
Свою задачу автор предлагаемой вниманию читателя книги видел в том, чтобы, опираясь на логико-психологический анализ совместного, коллективно-распределенного действия, рассмотреть проблему психологических источников учебной деятельности у детей в ее основной единице — учебном действии и тем самым заняться исследованием развития ребенка в условиях обучения. В книге теоретически обосновывается правомерность исследований совместного действия как источника учебно-познавательных процессов, обсуждается новый психологический подход к изучению генезиса учебно-познавательных действий ребенка как результата опосредствования субъектно-объектных отношений отношениями между самими субъектами деятельности, приводятся данные о структуре и закономерностях организации совместной деятельности. В книге описывается вариант генетико-моделирующего метода, при помощи которого изучались психологические закономерности возникновения учебно-познавательной деятельности в зависимости от способов введения содержания осваиваемых объектов и реализации соответствующих образцов действия.
Рассматриваемые в книге логико-психологические основания организации совместных действий связаны с решением таких проблем, как генезис мышления ребенка, активные методы обучения детей, управление умственным развитием школьников. Постановка этих проблем приобретает особую актуальность в свете осуществляющейся в нашей стране реформы общеобразовательной и профессиональной школы, ориентирующей исследователей на поиски творческих, эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Замысел книги возник в длительных и острых дискуссиях с проф. В. В. Давыдовым, которому я искренне благодарен за ценные советы, замечания, понимание моих научных идей и их поддержку. Пользуюсь также случаем выразить признательность сотрудникам лаборатории средств управления учебной деятельностью НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, принявшим участие в трудоемких экспериментальных исследованиях и критическом обсуждении полученных данных.
Заключение
Изучение совместных действий взрослого и детей, самих детей в связи с возникновением новых видов учебной деятельности — необходимое условие разработки эффективных путей обучения ребенка. Однако совместное коллективно-распределенное действие, рассматриваемое как исходная форма обучения, — исключительно сложный объект исследования. Достаточно сказать, что до настоящего времени было сравнительно мало специальных попыток изучить это действие, раскрыть его роль в происхождении учебно-познавательных процессов. Во всяком случае анализ совместных действий сводился по преимуществу к использованию уже известных концептуальных схем и объяснению на их основе многочисленных экспериментальных фактов, свидетельствующих об эффективности группового обучения.
Центральная проблема, стоявшая перед автором книги, — анализ структуры и психологических закономерностей совместного действия. Единицей исследования стали формы его организации, определяющие генезис учебно-познавательных процессов.
Как нам кажется, в этой книге в какой-то мере удалось наметить новые пути исследования совместных действий, выявить их значение для начальных этапов формирования учебно-познавательной деятельности. Так, было показано, что организация совместных действий, определяющая генезис учебно-познавательной деятельности у ребенка, предполагает связь различных моделей преобразования объекта (схем действия) и дифференциацию этих моделей относительно совокупного продукта деятельности. Такая организация первоначально возникает в условиях включения различных схем действия с объектом в процесс выполнения общей работы и построения модели действия другого участника деятельности. Соотношение между схемой собственного действия
и соответствующим изменением изучаемого объекта может быть выделено и зафиксировано самим ребенком. Согласно нашему подходу, это соотношение, будучи по своей природе знаковым, раскрывается в процессе конструктивно-содержательного анализа, специфического для постановки и решения школьниками учебно-познавательных задач.
Изучение организации и развития совместных действий у детей привело к разработке новой методики, главной особенностью которой было включение этих действий в предметные ситуации. При таком включении поиск принципа систематизации предметов, выделение существенного свойства осуществляется в процессе коллективного моделирования деятельности, когда искомое содержательное свойство опосредствуется строящимся действием, а само действие становится предметом рефлексии субъекта.
Исследование различных аспектов структуры и закономерностей организации совместного действия показало, что операциональные структуры интеллекта, типа структур, описанных Ж. Пиаже, неправомерно отрывать от учебно-познавательных процессов. Эти процессы внутренне связаны с преобразованием структур изучаемого объекта и дифференциацией выполненных преобразований относительно выделенного содержательного свойства. Причем системность, обобщенность и предметность являются основными характеристиками полноценного выполнения учебно-познавательного действия.
Исследуя роль кооперации в этом действии, мы установили, что она составляет неотъемлемую часть опосредствования объекта действием и включена в процессы трансформации ранее сложившихся у ребенка схем работы с объектом. С этой точки зрения кооперация является источником умственного развития ребенка.
В целом полученные данные позволяют выделить две основные формы организации совместных действий и соответственно два пути обучения и развития ребенка. В одном случае обучение осуществляется без изменения формы взаимодействия детей между собой и взрослым. Развитие ребенка здесь идет за счет конкретизации и дальнейшего углубления ранее сформированных у него средств и способов мышления. В другом случае в основе обучения лежит овладение детьми новой системой отношений со взрослым и между собой. В отличие от предыдущего в этом случае развитие ребенка определяется усвоением им самой формы организации действия и идет по следующим направлениям:
овладение ребенком способом взаимодействия со взрослыми и другими детьми (что находит свое выражение в появлении форм делового сотрудничества и содержательного общения участников между собой);
формирование у него совместных целей деятельности (что проявляется в реализации и творческом преобразовании детьми задаваемых взрослым образцов поведения и действия);
овладение им знаковыми средствами управления своими действиями (что находит свое выражение в умении ребенка отвлечься от не существенных для данной задачи свойств объекта и выделить существенные, определяющие структуру и способы координации индивидуальных операций);
развитие у него взаимопонимания и коммуникации (что проявляется в преодолении эгоцентризма собственного действия и в формировании навыков и умений коллективной работы).
Анализ этого пути развития ребенка составляет особую проблему, разработка которой имеет принципиальное значение для повышения эффективности средств и методов учебно-воспитательного процесса и построения научно обоснованной практики группового и коллективного обучения школьников.
Полнотекст монографии «Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения»
Электронная версия издания предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Развитие учащихся начальной школы в процессе формирования универсальных учебных действий
«Развитие учащихся в процессе формирования УУД»
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является формирование универсальных учебных действий (УУД), без которых современный ученик не может быть успешным.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Элберт Хаббарт). Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом является системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
Структура универсальных учебных действий включает в себя: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. (Приложение 1)
Своей первостепенной задачей считаю создание условий для формирования УУД на каждом этапе урока и выявление наиболее эффективных методов и приемов работы.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
– Определите последовательность букв в ряду и допишите до конца строки: ера ерб ерв ер…
В заключении хочу отметить, что формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, во внеклассной работе. Однако все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.
Приложение 1
Схема Номенклатура универсальных учебных действий
Приложение 2
Формирование УУД на примере фрагментов урока русского языка
Формирование личностных, регулятивных УДД начинается уже на организационном этапе урока. Урок начинаю с психологического настроя:
Встали, дети ровно, прямо
И вокруг оглянулись,
И друг другу улыбнулись.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
– Посмотрите на доску. Прочитайте запись:
– Выберите слово, которое будет уместным в сравнении.
– О ком так говорят? Почему сравнивают с пчелами?
– Давайте договоримся работать на уроке, как пчелки…….
– Ребята, а какие задания мы можем выполнить со словом пчелка ?
( Придумать предложение, составить звуковую схему, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова…).
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и развитии нынешнего молодого поколения. Вот некоторых из них:
— Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.
— Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
— Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
— Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
— Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Ведущую роль в развитии и формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образования меняются требования и к педагогам.
Развитие личностных действий позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Развитие регулятивных действий обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Развитие познавательных действий включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Развитие коммуникативных действий обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
— успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
— умение контролировать свои действия на уроке.
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Развитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии я использую два вида искусства- стихи и музыка. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Это могут быть мини-сочинения.
Сравнение произведений об одном времени года. Много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Даже в школьном сквере можно рассмотреть «Хрустальный день осени», «березу в бахроме», деревья под шапками зимы, а не по картинкам проектора. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…»
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает развитие самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Для обеспечения плодотворной работы в группе недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество. Развиваются базовые ценности: терпение, добро, формирование интереса к учению, участие в диалоге (коммуникативные УУД), отвечали на простые вопросы учителя (познавательные УУД), работа по инструкции, которую сами выработали (регулятивные УУД ).
При актуализации знаний перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, после чего они должны ответить на вопросы. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. Каждый из ребят думает по-разному, но опыт или практические действия помогают выбрать правильный ответ.
Таким образом, ребята самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
— регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
— познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
— коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Или, урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс – конференции.
— У нас в гостях волк (ученик). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
— Чем ты питаешься? и т.д.
Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с этой точки зрения являются общеучебными.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны развивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Важным элементом развития является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ уже на начальной стадии обучения в школе.
Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.
Какие же действия учителя позволяют развивать и формировать универсальные учебные действия?
1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
2. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
5. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
6. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
7. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
8. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.