в программе предусмотрено все что может заинтересовать слушателей
Как привлечь внимание аудитории во время выступления?
Ожидание: вы усердно готовились к выступлению, изучали множество источников, выписывали тезисы, сделали презентацию. Вы уверены, что вам удастся завладеть вниманием слушателей до конца лекции.
Реальность: через 20 минут выступления вы замечаете, что кто-то начал зевать, другой уткнулся в телефон, третий вообще смотрит в окно. В зале появляются разговоры и гул. Ситуация не из приятных. Что же делать?
Мы собрали лучшие приемы ораторского мастерства из нашего бесплатного курса «Как зацепить аудиторию», которые помогут вам увлекательно излагать свои мысли и управлять вниманием людей.
Задавайте вопросы аудитории
Живое общение, рассуждение вслух, совместное обсуждение вопросов — прием, который поможет заинтересовать и вовлечь зрителей в процесс обучения. Приводите факты и спрашивайте мнение, выдвигайте сомнения и вместе со слушателями делайте выводы.
Упоминайте авторитетные источники
Чтобы завоевать доверие аудитории и увлечь ее рассказом, ссылайтесь на популярные издания, высказывания известных людей, работы ученых. Таким образом вы сможете укрепить свою позицию.
Продумывайте каждое выступление с учетом обстановки
Заранее подготовленный текст помогает избежать заминок, долгого молчания, повторений, неловких ситуаций. Вы будете четко придерживаться темы и чувствовать себя увереннее. Узнайте, перед какой аудиторией будете выступать, насколько она разбирается в теме, какие у нее установки. Во время лекции обязательно обращайтесь к слушателям «дорогие друзья», «уважаемые коллеги».
Используйте голосовые приемы
Монотонная речь надоедает, быстрая речь многим будет непонятна. Следите за тем, как вы говорите. Делайте паузы, придавая значимости словам, понижайте или повышайте тон голоса, когда хотите сказать что-то важное.
Приводите примеры из жизни
Любую сложную тему могут сделать более понятной простые примеры из жизни, пословицы, поговорки. Оживите свое выступление литературным рассказом, чтобы удерживать внимание людей.
Умение увлекательно рассказывать и захватывать внимание слушателей — дело наживное, которому можно научиться. От того, как вы структурируете информацию, общаетесь с аудиторией и насколько уверенно себя чувствуете на сцене, зависит результат всего выступления.
Мы попросили Антона Серикова, заместителя генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» и финалиста конкурса «Лидеры России», поделиться своим опытом и рассказать несколько лайфхаков по подготовке к публичным выступлениям.
«Юмор — залог успешного выступления. Не стоит шутить над конкретным человеком в зале, высмеивая какие-то его качества, лучше использовать самоиронию. Подколоть можно себя или организацию, которую вы представляете. Зрителей необходимо только хвалить, если вы хотите с ними подружиться.
Однажды мне нужно было выступить перед победителями конкурса уличной культуры и спорта. Передо мной было несколько спикеров, которые использовали официально-деловой стиль речи. После первых же минут аудитория заскучала. Я долго думал, с чего начать свою речь. Мы находились в театре оперетты в Пятигорске, и тогда мне пришла идея начать со следующих слов: «После знакомства с аудиторией можно смело переименовать здание в театр оперетты и паркура». Ребята засмеялись и с интересом стали слушать мое выступление.
С юмора можно начать, чтобы на вас обратили внимание, либо использовать в середине выступления, когда почувствуете, что слушатели устали, а также в конце, тогда вас точно запомнят. Если вы выступаете один и у вас есть возможность перемещаться по сцене, то старайтесь много двигаться и не цепляться за стул или стол, так вы сможете оживить свой рассказ и привлечь внимание зрителей.
Важно понимать, какая перед вами аудитория, чтобы говорить на ее языке. Особенно это касается выступлений в новых для вас регионах, национальных республиках. Если вы выступаете, например, в Кавказских республиках, в Татарстане или Башкирии, то можно упомянуть известного местного деятеля, рассказать мифологическую историю, которую слушатели не ожидают услышать от вас, это поможет захватить внимание и вызвать уважение у людей.
Не сыпьте терминами, сложными словами, старайтесь говорить со зрителями на одном языке. Например, когда я рассказываю про soft skills, то обязательно объясняю, что означает этот термин. Упрощайте свою речь, чтобы она была доступна аудитории. Поверьте, никто не подумает, что вы слишком простой и некомпетентный специалист. Будет хуже, если вы произведете впечатление слишком заумного человека. Старайтесь любое понятие расшифровать, но делайте это так, чтобы пояснение не выглядело, как будто вы поучаете аудиторию. В этом смысле важна скромность эксперта, вы не должны быть в роли спикера, который принес истину в последней инстанции.
Будьте искренни и открыты перед аудиторией, расскажите личную историю, приведите пример из жизни. Недавно у нас были уроки в школах, я начал презентацию со своих школьных воспоминаний. Если у вас нет подходящей личной истории, то зацепите аудиторию интересными фактами или совпадениями, например: «А вы знаете, что сегодня родился Лев Толстой или в этом городе жил известный художник». При этом важно соблюдать баланс: 2–3-х историй во время часового выступления будет достаточно.
Дайте понять аудитории, что следите за таймингом и не злоупотребляете их временем. Это можно сделать с помощью следующих способов: проговорить план выступления, посередине рассказа отметить, что осталось 20 минут или вы находитесь на экваторе презентации, в конце сказать фразу: «В завершении выступления я хочу…».
Все советы вам будет сложно уместить во время одного выступления, пробуйте использовать разные сочетания. Вы можете записывать свое выступление на видео, чтобы фиксировать ошибки и работать над ними. Главное, постоянно практиковаться и оттачивать свой навык».
Я весь внимание: десять техник вовлечения для участников онлайн-встреч
Если онлайн-встречи отнимают много сил, значит, их организовали неправильно. Руководитель Консалтинговой компании «Имидж персонал» и преподаватель Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО Людмила Дудорова — о том, как сделать онлайн-встречи искренними и продуктивными.
Отличие онлайна от очных встреч
Онлайн-общение забирает больше сил и внимания, чем встречи в реальной жизни. Согласно немецкому исследованию 2014 года, даже небольшие задержки связи на 1,2 секунды люди воспринимают как невнимательность и грубость собеседника. Из-за экрана в онлайне труднее считывать язык тела, мимику и эмоции других людей. При этом с включенной камерой вы всегда находитесь под наблюдением, а это дополнительный фактор стресса.
Эксперты считают, что удаленная работа останется надолго. Компании закрывают офисы и разрешают сотрудникам оставаться на удаленке сколько они захотят. Будущее за комбинированным форматом работы, когда люди приходят в офис один-два дня в неделю, а остальное время работают из дома. Онлайн-встречи и конференции стали доступнее, а умение вовлечь коллег в диалог или презентацию — ключевым.
За последние четыре месяца Людмила и ее коллеги провели 150 онлайн-встреч. Она считает, что у онлайн-формата есть три главных отличия:
Многие руководители почти не проводили онлайн-конференции до пандемии. Они не считали встречи полноценными без общения лицом к лицу, поэтому карантин стал для них вызовом. Согласно внутреннему опросу участников онлайн-мероприятий «Имидж персонал» в мае-июне 2020 года, главные трудности онлайн-встреч: технические неполадки, отсутствие вовлеченности и слабое управление.
Технические неполадки. Более 85% опрошенных раздражают технические трудности: отсутствие связи, плохой звук, неполадки с подключением спикера или участников, плохо работающая презентация. Пока организаторы исправляют ситуацию, участники ждут, поэтому быстро устают и теряют фокус внимания.
Отсутствие вовлеченности. Почти 70% респондентов не хотят обсуждать заявленную тему на скучной однообразной встрече. Люди теряют мотивацию участвовать в дискуссии, потому что не чувствуют спикера и аудиторию. Они могут отключиться, чтобы отвлечься на телефон или домашнее обязательство, но полноценно так и не вернутся. При этом часть участников боятся ошибок и оценок со стороны коллег или руководителей, поэтому пассивно следят за встречей.
Слабое управление встречей. Если ведущий не умеет направлять группу в продуктивное русло, встреча затянется и обсуждение уйдет в другую сторону. В таких встречах часто возникают хаос и конфликты между участниками.
Чтобы онлайн-встречи не вредили, а приносили пользу, Людмила Дудорова рекомендует готовиться заранее и применять десять техник фасилитации.
1. Пользуйтесь техникой Check-in
Начните встречу с сонастройки. Попросите каждого участника рассказать что-то о себе и ответить на вопросы: «Что для меня самое важное на встрече?» и «Что должно произойти на встрече, чтобы она была максимально полезной?»
Это поможет включить каждого участника на смысловом, физическом и эмоциональном уровне. Они смогут высказаться, озвучить свою точку зрения, услышать и почувствовать других в самом начале встречи.
2. Объясняйте цель и план встречи
Объясните участникам встречи: что будет происходить и зачем всех собрали. Для этого четко представьте цель и план собрания. Подготовьте отдельный слайд в презентации, проговорите повестку дня вслух и соберите обратную связь от участников — что и как они поняли.
Если вы проводите онлайн-встречи постоянно, разделите их на несколько типов. Например, еженедельные планерки, проблемные совещания между отделами, мозговые штурмы и подведение итогов. Для каждого типа определите повестку встречи, регламент, формат и высылайте участникам заранее. Тогда, присоединяясь к совещанию, люди будут сразу понимать суть происходящего и встреча пройдет продуктивнее.
3. Фасилитируйте
Назначайте или приглашайте фасилитатора встречи — ведущего, который проследит за структурой совещания и сделает его продуктивным.
Что делает фасилитатор:
Если у вас нет фасилитатора, просто придерживайтесь правил совместной работы. Вот восемь основных:
4. Организуйте активность участников
Чем больше люди делают что-то самостоятельно, тем больше они чувствуют интерес к процессу и удовлетворенность, поэтому планируйте больше вовлекающих действий и активностей.
Самый простой способ включить участников — задать несколько вопросов и попросить ответить в чате или голосом. Для ответа можно использовать баллы. Например, попросите каждого оценить: на сколько баллов они согласны с предложенным решением.
Просите участников задавать вам и коллегам вопросы в чате. Чаще делите участников на группы, чтобы обсуждать сложные вопросы и придумывать новые решения. Например, распределяйте людей по разным залам в Zoom. В малых группах участники чувствуют себя безопаснее и не боятся предлагать, потому что на общую встречу приносят общее решение группы.
Меняйте активности и форматы обсуждений, чтобы участники сохраняли внимание и интерес.
5. Цените вклад каждого
Каждый человек хочет быть полезным, значимым и влиять на ситуацию. Создайте условия, в которых всех участников услышат. Помогайте людям высказаться, устанавливайте очередность и обращайтесь персонально.
Организуйте передачу слова: в конце своей речи говорящий называет участника, которому передаст слово. Благодарите говорящего и группу, используйте аплодисменты. Важно, чтобы говорили участники, а не только ведущий или руководитель. Будьте нейтральны к любому человеку и помните: самый тихий голос может предложить самое сильное решение.
6. Изучите онлайн-платформы
Онлайн-платформы для совместной работы помогут команде визуализировать и зафиксировать идеи. Используйте доски для рисования и голосования, применяйте шаблоны для обсуждений.
Например, перед началом встречи обменяйтесь ожиданиями на виртуальных стикерах в Padlet, а во время мозгового штурма записывайте идеи на досках в Miro. Такое разнообразие форматов сделает встречу гораздо интереснее и продуктивнее. Главное — сначала попробуйте инструменты сами, а потом предлагайте их участникам.
Основные онлайн-платформы для удаленных встреч:
7. Создайте безопасную и открытую среду
В онлайне любое едкое замечание звучит громче и воспринимается более чувствительно. Ваша задача как организатора и ведущего — создать безопасную среду для конструктивного общения.
Вводите правила уважения друг друга: не критиковать и не переходить на личности. Сразу пресекайте «троллинг», фокусируйте и возвращайте участников к цели встречи. Например, вместо критики предложите высказываться по формуле добавления идей «Да и…».
8. Делитесь мыслями, совместно создавайте решения
Разговаривайте с людьми: спрашивайте их мнения, обменивайтесь опытом и видением. Вместе анализируйте ситуации и ищите решения проблем, договаривайтесь о планах. Активно пользуйтесь онлайн-голосованиями на встречах и в общих чатах.
Чем больше люди участвуют в выработке идей и решений, тем больше ответственность за принятые решения и выше готовность их реализовывать.
9. Следите за энергией группы
Ведущий онлайн-совещания задает темп и ритм, с которым будут двигаться участники. В онлайне особенно важны динамика и скорость, ведь физически мы устаем быстрее, а длительность встреч — короче. Делайте перерывы и разминки — помогайте группе быть в ресурсном состоянии.
Ведущему важно играть роль тамады, комментатора и коуча, работающего больше вопросами, чем ответами. Помните, что в онлайне от ведущего требуется больше энергии, поэтому учитесь настраиваться перед онлайн-мероприятиями и управлять собой по ходу.
10. Управляйте психо-эмоциональным фоном встречи
Поддерживайте дружескую атмосферу и проявляйте живой интерес к другим людям. Говорите на около рабочие и личные темы. Демонстрируйте общий контакт аудитории, несмотря на физическую удаленность друг от друга. Например, попробуйте организовать «микропозитив» на каждой встрече: расскажите хорошие новости или узнайте о делах коллег.
Идеальных встреч не бывает. Если у кого-то отключился интернет или презентация, разрядите обстановку и призовите участников относится к ситуации проще. Экспериментируйте и вовлекайте участников всеми доступными способами.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как удержать внимание участников вебинара
И сделать так, чтобы пришли все, кто зарегистрировался.
В этой статье вы узнаете:
По разным данным, только 40–60% зарегистрировавшихся на вебинар действительно принимают в нём участие. И не каждый, кто «пришёл» на вебинар, присутствует на нём до конца. По данным исследования, в ходе которого были опрошены более 400 специалистов по всему миру, самая частая причина, по которой участники «сбегают» раньше времени, — это скучная, неинтерактивная подача контента.
Как сделать так, чтобы вебинар посетили как можно больше тех, кто на него зарегистрировался? Как удержать внимание участников в процессе? Как мотивировать слушателей отвечать на вопросы ведущего?
Опытные организаторы вебинаров, скорее всего, уже собрали свой набор приёмов. А для начинающих я подготовила несколько полезных советов из личной практики.
Руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbох, дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала о проектировании образовательной среды LX notes и программы карьерного развития методистов LXD hero. Один из авторов проекта «Скиллсет методиста». В сфере образования 13 лет.
Что стоит сделать до вебинара
В любом мероприятии важен «разогрев» аудитории. Поэтому:
Это полезно и для организаторов, и для ведущего — вы сможете лучше понять аудиторию, настроить вебинар под неё, добавить релевантных примеров, заранее подготовить ответы на вопросы. А участники вебинара благодаря такому вовлечению не потеряют интереса к теме до начала мероприятия.
Памятка: как увлечь участников темой
Эти способы помогут настроить аудиторию на активное и полезное обучение: не «я приду послушать», а «я хочу участвовать!»
Что можно сделать во время вебинара
Онлайн-участники не заперты в аудитории с лектором, они в любой момент могут «улизнуть» с вебинара так, что ведущий даже не заметит их отсутствия. Продумайте сценарий вебинара так, чтобы каждый участник чувствовал ценность и важность, а не просто видимость своего присутствия. Задача — сделать так, чтобы люди не заскучали. Вот что поможет:
1. Встречайте участников за 5–10 минут до начала
Ведущему или модератору вебинара лучше включить свою камеру не минута в минуту по расписанию, а чуть раньше. Наверняка часть участников тоже придёт пораньше: это хороший момент, чтобы тепло пообщаться с ними, установить контакт. Вы ведь встречаете радушно гостей офлайн-мероприятий, приходящих заранее, и не заставляете их ждать под дверью. В онлайне действуют те же правила этикета.
2. Пообещайте что-нибудь за пунктуальность
Если планируется серия вебинаров, важно мотивировать участников не опаздывать. Для этого на первой встрече можно анонсировать, что интересного расскажет ведущий в начале следующего вебинара сверх уже озвученной программы. Или предупредить, что он ответит на вопросы, которые поступят по итогам первой встречи. Если ведущий — звезда в профессиональном сообществе, можно пообещать несколько минут неформального общения. Главное — акцентировать внимание на том, что всё это произойдёт в самом начале вебинара. Так опаздывающих будет меньше, и не нужно будет каждый раз ждать, пока все подключатся.
3. До начала включите музыку
Это создаст хороший эмоциональный настрой. Выбирайте что-то спокойное или, наоборот, весёлое, в зависимости от того, на какую волну нужно настроить участников. Как бонус — можно решить технические проблемы до старта вебинара: слушатели настроят громкость звука и напишут в чате, если им плохо слышно или есть помехи.
4. Сделайте участие активным
Обычно участники вебинара могут общаться с преподавателем и друг с другом только в чате. Но современные платформы помогают сделать формат вебинаров более интерактивным: можно включить звук и видео у участников, чтобы они спрашивали или комментировали что-то вслух, добавить опрос или голосование (то есть провести их прямо во время мероприятия), дать возможность участникам выражать эмоциональную реакцию смайлами. Все эти возможности онлайн-платформ полезно изучить и протестировать до начала вебинара.
5. Пользуйтесь методическими приёмами
Когда погружение в тему начинается сразу с лекции, это скучновато. Вместо этого можно вначале задать вопрос аудитории, вовлечь её в обсуждение или дать маленькое задание на самостоятельное выполнение, а решение потом разобрать вместе. Это профессиональные методические приёмы. Если времени на вебинаре немного, можно обойтись хотя бы коротким вопросом-голосованием, чтобы участники в чате написали свой выбор. Либо преподаватель может сам себе задать в начале самый проблемный, дискуссионный вопрос по теме и начать на него отвечать.
6. Если есть возможность, проведите вебинар с двумя ведущими
Когда меняется главное лицо — спикер, преподаватель, ведущий, модератор, — участники переключают внимание на нового человека и с новыми силами концентрируются на материале. Особенно когда преподаватели освещают разные аспекты темы: например, один даёт теорию, освещает данные исследований, а второй объясняет на практике, приводит примеры из реального опыта.
7. Задавайте вопросы, проговаривайте ключевые выводы
Учитывайте, что во время вебинара участников отвлекают мессенджеры, другие вкладки на экране, окружающая обстановка, люди. Поэтому нужно постоянно возвращать участников в виртуальную комнату, переключать их внимание на себя. Лучше всего внимание акцентируется на вопросах, ключевых моментах и выводах (прежде чем перейти к следующей теме, подытожьте сказанное). К тому же всё это очень помогает тем, кто вынужденно что-то пропустил, не услышал.
А ещё периодически «будите» тех, кто отвлёкся, с помощью фраз-триггеров. Они фокусируют внимание участников на том, что будет сказано через несколько секунд.
Фразы-триггеры:
В заключение скажу, что удерживать внимание участников онлайн-встречи, трансляции, вебинара — непростая задача для ведущего. Иногда приходится импровизировать, но базовые методики освоить нетрудно. Начинать нужно ещё до старта мероприятия, чтобы люди пришли с желанием активно участвовать.
При проектировании вебинара важно добавлять интерактивность в начале, в течение всей встречи задавать вопросы слушателям, использовать разные форматы взаимодействия и не забывать про выводы и ключевые фразы (триггеры). Думайте про участников, любите свою тему, и вебинар пройдёт отлично!
14 способов оживить презентацию и заставить аудиторию услышать вас
Часто на уроках учителя используют презентации для объяснения нового материала, но нередко уже на третьем слайде внимание класса рассеивается и дети отвлекаются на происходящее вокруг или за окном. Наш блогер Алексей Демин предложил 14 способов, как сделать максимально полезную презентацию, которая будет удерживать внимание до последнего слайда.
Барьер между выступающим и аудиторией — главные грабли, на которые наступает каждый второй оратор. Материал может быть великолепным, слайды могут быть оформлены эксклюзивно, но презентация всё равно не будет «цеплять» аудиторию. Рассмотрим 14 способов оживить презентацию на любую тему, сделать её интерактивной и привлечь зрителей к участию.
1. С первых секунд установите контакт с аудиторией
Выступления, в которых оратор говорит сам с собой, не ожидая ответной реакции из зала, всегда провальны. Необходимо с самого начала установить отношения с аудиторией, настроить на тему. Вы можете сделать это, помогая зрителям узнать немного лучше вас, тему или друг друга.
Конкретный способ установить контакт зависит от размера вашей аудитории. Если вы выступаете в небольшой группе или на семинаре, вы можете легко обойти комнату и попросить каждого сказать о себе хотя бы несколько слов.
Однако, если вы говорите с более широкой аудиторией (актовый зал, конференция), то можете попросить желающих ответить на вопрос вслух или обращаясь к соседу, подготовить несколько вопросов по вашей теме или список вещей, которые они хотели бы узнать.
Вот ещё несколько проверенных способов привлечь аудиторию с первых минут выступления:
2. Используйте видеоклип (вставьте в один из слайдов)
Во время презентации вы не обязаны говорить всё время. Разбавьте свою речь видеороликом. Видео может стать подтверждением вашей точки зрения, иллюстрировать альтернативные взгляды на проблему или просто даст возможность докладчику перевести дыхание.
Оригинальный приём — записать на смартфон своё объяснение, инструкцию и включить такое видео в презентацию
Вставьте на слайд ссылку на видео в интернете или встройте видео непосредственно в слайд. Для этого скачайте видео с YouTube, на нужном слайде откройте вкладку «Вставка», выберите «Фильм» (или «Видео») и прикрепите скачанный файл. Выбирайте видео высокого качества, чтобы его было хорошо видно из зала или с последних рядов класса.
Современные зрители (особенно молодые люди) привыкли к такой форме подачи информации и любят короткие видео. Использование разных форм представления информации (текст — картинка / схема / иллюстрация — видео) заставляет мозг зрителей переключаться и удерживать внимание на материале.
3. Меняйте порядок слайдов
Слайды не обязательно должны переходить по порядку. Проявите творческий подход и посмотрите, возможно, есть смысл сделать нелинейное представление? Это значит, что вы не переходите от слайда № 1 к слайду № 2 и так далее, а вместо этого создаете структуру, по которой можно «прыгать» в разной последовательности.
Вы можете создать страницу с оглавлением, карту сокровищ, игру-квест и связать её с разными слайдами. Это вовлекает аудиторию в деятельность, все вместе определяют, куда дальше повернёт история. Если вы раздаете или рассылаете презентацию в электронном виде, то такая форма позволяет каждому зрителю перемещаться в собственном предпочтительном порядке.
4. Задавайте вопросы
Хотите привлечь внимание? Задавайте зрителям вопросы! Чаще всего докладчики оставляют вопросы и ответы на финал презентации, но это правило не является нерушимым. Вы можете вставить несколько слайдов на протяжении всей презентации, во время которых вы будете задавать вопросы аудитории.
Почему вечером учиться гораздо эффективнее, чем утром
Прежде чем перейти к следующему разделу, спросите своих слушателей, что они думают по предыдущему. Главное, не делайте вопрос/ответ пугающей «викториной». Простое «Что вы думаете о.?» может творить чудеса.
Можно сделать несколько перерывов во время презентации, чтобы дать аудитории возможность задать вам вопросы (особенно если вы просили их сформулировать и записать в начале презентации).
5. Подготовьте викторину
Активное слушание — умение слушать, слышать и понимать выступающего — довольно напряженное занятие для мозга детей и подростков, ведь им нужны дополнительные усилия для концентрации внимания. Разгрузите их мозги, сменив вид деятельности — с активного слушания на возможность поделиться своим мнением.
Сделайте слайд с вопросом, например, «Что будет, если…», «Угадайте…» или проведите живое голосование по ключевой проблеме, затем посчитайте количество за/против и нажмите на тот вариант, который выбрало большинство (или на правильный вариант).
Приготовить такую живую викторину несложно — сделайте два (или больше) слайда с возможными результатами и свяжите их гиперссылкой с ключевым слайдом.
Если вы рассылаете презентацию в электронном виде, убедитесь, что добавили надпись «Нажмите, чтобы увидеть результат!», чтобы зритель знал, что может взаимодействовать с презентацией.
Можно использовать специальное программное обеспечение, чтобы ваша аудитория вводила свои ответы через смартфоны и видела результаты на экране.
6. Используйте реквизит
Хотите по-настоящему привлечь внимание аудитории? Используйте реальные предметы для демонстрации и визуального сопровождения истории. Это отличный способом заставить людей смотреть и слушать вас.
Первое, что нужно иметь в виду при выборе реквизита, — это актуальность. Не приносите случайные предметы, которые интересны, но не связаны напрямую с рассказываемой историей. Они оживят, но могут увести в сторону, отвлечь ценное внимание аудитории. Используйте только то, что заинтригует учащихся и одновременно будет связано с информацией, которой вы делитесь.
Вот замечательный пример того, что привлекло 100% внимание аудитории: Билл Гейтс выпустил рой живых комаров в аудиторию во время своего выступления на TED Talks по проблемам малярии.
7. Рассказывайте истории
Рассказать историю — самая беспроигрышная стратегия для любой презентации. Даже если ваша тема охватывает много данных, фактов и статистики, ваша речь не обязательно должна быть сухой.
Сторителлинг сегодня очень популярен, потому что помогает связывать большие объёмы информации в логическую цепочку. Есть много разных способов включить историю в презентацию, не будем на них останавливаться.
Хорошая история создает эффект погружения, привлекая зрителей и заставляя их чувствовать, что они являются частью вашей презентации. Истории затрагивают эмоции, делая объясняемый материал более запоминающимся в долгосрочной перспективе.
8. Добавьте в рассказ музыку
Полезно сделать перерыв и включить предварительно записанную часть презентации — это могут быть слайды с закадровыми комментариями, музыка, звуковые эффекты. Делаете презентацию о балах пушкинской эпохи? Выключите свет, остановите слайд с дамами в бальных платьях и послушайте музыку того времени!
Для записи звука можно использовать встроенный в компьютер микрофон, гарнитуру смартфона, диктофон, который есть на каждом смартфоне. Отредактировать получившуюся звуковую дорожку можно онлайн, например, в простом и бесплатном сервисе mp3cut.net. В нём можно записать речь (прямо в браузере), вырезать нужный отрывок песни, соединить несколько звуковых дорожек.
Кроме музыки можно использовать звуковые эффекты — звуки исторических сражений, жужжание пчёл или песни китов. Всё зависит от темы выступления и вашей фантазии.
Смена формата изложения материала привлекает внимание, выделяет нужную часть презентации или слайд и освежает восприятие зрителей.
9. Организуйте дискуссию
В своей следующей презентации попробуйте добавить вопрос (ы) для коллективного обсуждения. Вы можете разбить аудиторию на небольшие группы и обсудить важные моменты или просто попросить зрителей кратко обсудить их со своим соседом.
У людей есть ген агрессивного поведения. Изменения в нём могут превращать нас в монстров
Презентации-семинары — идеальный повод для групповых дискуссий, особенно хорошо эта форма работает, если вы проводите презентацию для людей, которые сидят за столами.
Всё, что вам нужно сделать, это поднять важный вопрос, попросить аудиторию обсудить его в группах и выдать некий общий результат. Во время дискуссии можно обойти столы, послушать их и озвучить самые необычные точки зрения. Это создает условия для взаимодействия участников с минимальными усилиями с вашей стороны.
10. Заставьте зрителей двигаться
Ещё один простой, но забытый многими способ взбодрить зрителей — движение по аудитории. Устройте небольшой перерыв во время длинной презентации и дайте слушателям возможность встать и размять ноги.
Объедините викторину с перемещениями в пространстве — пусть участники голосуют ногами вместо поднятых рук. Например, слева — «за», справа — «против», сомневающиеся — по центру. Всё это не только оживляет, но и помогает лучше иллюстрировать сказанное.
Можно вызывать людей на сцену (к доске), включить элементы пантомимы, жестов (например, пусть покажут ответ на математическую задачу пальцами).
11. Позволяйте задавать вопросы
Как я говорил выше, в начале презентации можно предложить зрителям сформулировать и записать вопросы по теме презентации. Несколько раз на протяжении всей презентации можно делать паузы, чтобы зрители их задали. Могут появиться и новые вопросы — о слайдах, которые вы уже рассмотрели.
Эксперт в области презентаций Алексей Каптерев считает принцип «Пожалуйста, перебивайте меня» одним из главных: «Я выступаю без готового текста и готов принимать вопросы по ходу. Ваш вопрос не нарушит ход моих мыслей, потому что я заранее хорошо обдумал то, что хочу сказать. Если я чего-то не знаю, я не против подумать над вашим вопросом прямо тут. И кстати: качество вопросов по ходу презентации почему-то всегда сильно выше, чем качество вопросов после. Наверное, потому что спрашивают только то, что на самом деле важно».
Вопросы от аудитории — это прекрасный способ убедиться, что люди продолжают уделять внимание, делать заметки и записывать потенциальные идеи по ходу вашего выступления. Беспокоитесь, что зрители стесняются задавать вопросы? Постройте свои вопросы так, чтобы спровоцировать кого-то конкретного из своих слушателей (естественно, вы должны их узнать заранее). Можно вообще договориться с кем-то, кому вы доверяете в зале, чтобы он задал вопрос и начал дискуссию.
12. Пусть зрители управляют ходом презентации
Повторюсь: презентация не обязательно должна быть линейной и последовательной. Вы можете настроить слайд с несколькими основными пунктами и спросить аудиторию, что они хотят услышать первым, вторым и так далее. Это прекрасно вовлекает зрителей, потому что они напрямую участвуют.
Хотя это и означает, что вам нужно подготовиться к разным сценариям, но одновременно это создает интерактивную обстановку, которую аудитория запомнит надолго. Попробуйте гибкую структуру презентации, где от выбора зрителей будет зависеть дальнейшее развитие событий. Её можно превратить в захватывающую игру-квест.
13. Используйте хештеги
Если вы выступаете на мероприятии, которое уже имеет фирменный хэштег, предложите аудитории поделиться впечатлениями от презентации с помощью этого хэштега. Если вы проводите отдельную презентацию, придумайте собственный хэштег для аудитории.
Зрители смогут поделиться своими находками по теме презентации, понравившимися слайдами, а также использовать хэштег, чтобы задавать вопросы, на которые вы сможете ответить позже. Это не только помогает развлечь аудиторию, но и узнать, что именно в презентации вызвало наибольший резонанс и заинтересованность у зрителей.
14. Визуализируйте данные
Если в вашей презентации есть цифры, статистика или сложные для понимания идеи, используйте визуализацию и показывайте информацию в привлекательном и удобном для восприятия формате.
Визуализация данных может быть диаграммой или графиком, которые визуально представляют фактическую статистику и цифры, это могут быть иконки, ассоциации или метафоры, представляющие новые идеи в знакомых для зрителей образах.
Визуализация фактов — всегда отличный способ аргументировать вашу точку зрения, а диаграммы, графики и другие фигуры помогают зрителям гораздо быстрее и легче усвоить содержание.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.