в подоле принесла что значит
Принести в подоле
Смотреть что такое «Принести в подоле» в других словарях:
Приносить/ принести в подоле — 1. Прост. Неодобр. Рожать ребёнка не будучи замужем. СРНГ 28, 116; СРНГ 35, 108; СПП 2001, 61; Ф 2, 92; Глухов 1988, 133; Подюков 1989, 162; БотСан, 110. 2. Жарг. мол. Совершать неожиданный, удивляющий окружающих поступок. Никитина 2003, 520 … Большой словарь русских поговорок
принести — несу, несёшь; принёс, несла/, ло/; принесённый; сён, сена/, сено/; св. см. тж. приносить, приноситься, принесение, принос 1) а) кого что и (часть) чего Неся, дост … Словарь многих выражений
принести — несу, несёшь; принёс, несла, ло; принесённый; сён, сена, сено; св. 1. кого что и (часть) чего. Неся, доставить. П. спящего ребёнка. П. книгу, пластинку, кассету. П. в кухню радиоприёмник. П. домой покупки. П. из погреба вина. П. дров, воды. П.… … Энциклопедический словарь
Приносить в подоле — ПРИНОСИТЬ В ПОДОЛЕ. ПРИНЕСТИ В ПОДОЛЕ. Прост. Ирон. Родить внебрачного ребенка. А вот Левонтий мужик хозяйственный, добрый. Его бог за это детями вознаградил… Дак опять же не повезло. Старшая то, Светка, токо и знает с парнями хороводиться, того… … Фразеологический словарь русского литературного языка
История слингов — Содержание 1 На заре человечества 2 Средние века: от слинга к коляске … Википедия
ПОДОЛ — Крутить/ крутнуть подолом. Прост. Флиртовать, кокетничать, вести себя легкомысленно. Ф 1, 266. Мелькать подолом. Морд. Неодобр. Бездельничать, ходить без дела. СРГМ 1986, 22. Мести подолом. Прост. Неодобр. Вести себя легкомысленно или распутно. Ф … Большой словарь русских поговорок
роды — ▲ появление кого л. ↑ младенец, из, организм, мать роды процесс появления на свет младенца. родить. опростаться (прост). родильный. натальный. разрешиться от бремени. произвести на свет кого. принести в подоле. роженица. родильница. первородящая … Идеографический словарь русского языка
подол — 1. ПОДОЛ, а; м. Нижний край платья, пальто и т.п.; передняя часть одежды от пояса до края. П. юбки. Подвернуть, подоткнуть, подшить п. Платье с орнаментом по подолу. Подметать подолом (разг.; об очень длинной одежде). Принести ребёнка в подоле… … Энциклопедический словарь
Власий Севастийский — У этого термина существуют и другие значения, см. Власий. Власий Севастийский Βλάσιος … Википедия
Григорий Чудотворец — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
В подоле принесла что значит
Исторический калейдоскоп запись закреплена
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ВЫРАЖЕНИЯ «ПРИНЕСТИ В ПОДОЛЕ» И «ОБМЫТЬ КОПЫТЦА»
В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки — в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.
«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге».
Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»
Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.
В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен». «Носить в подоле» означало также «баловать».
Выражение «обмыть копыта» описано в Толковом словаре Даля, оно означало «выпить могарычи по продаже лошади». Однако этот ритуал проводили и на крестильном застолье. В конце торжества все гости выпивали за здоровье младенца и дарили ему подарки, это и называлось «обмыть ножки» или «обмыть копытца». Иногда детские стопы во время обряда действительно омывали вином. Сегодня это выражение означает практически то же самое — «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».
Автор: Екатерина Гудкова
Интересные традиции русского детства. Вот, откуда пришло “принести в подоле”
Русские традиции хранят в себе богатый багаж увлекательных вещей, где есть «бабкина каша», где умеют «застричь язык» ребенку и подарить на первый зубик интересный предмет.
Большинство традиций на Руси были связаны с рождением и воспитанием малыша, и они же сохранились и сегодня.
Расскажем вам о самых интересных и популярных ритуалах, а также узнаём, откуда произошли некоторые устойчивые выражения.
Что такое “принести в подоле”
Сегодня, если услышать такие слова, сразу подумается о рождении внебрачного ребёнка, изредка – забеременела юная особа.
А ведь столетие назад в подоле приносили младенца замужние крестьянки. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться, где и когда угодно.
«В доме справляла всю домашнюю работу, в поле вязала, полола, молотила, брала конопли, садила или копала картофель. И так вплоть до самых родов. Иные женщины рожали, не домесив хлебов. Рожали в поле, да и в тряской телеге» (Этнограф Ольга Семёнова-Тян-Шанская)
Обычно к такому ходу обстоятельств не готовились, вещи для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда – вовсе несла домой в подоле платья или в фартуке.
«Пословицы русского народа» В. Даля часто сказывают о выражении «Бычок-Третьячок, в подоле выношен». А значит это – баловать. Теперь вы понимаете истинный смысл «принесла в подоле»?
Крещение: “бабкина каша” и “обмывание копытец”
Детей на Руси крестили на 2,3-й, или же на 40-й дни после рождения. Множество обрядов проводилось, чтобы привлечь новорожденному счастье, красоту и богатство.
100 лет назад на крестины готовилась кутья, а сегодня такое блюдо подают на поминки!
Крестильная каша была скоромной: к пшенице, порой – к ячменю подавали домашний мед и изюм, добавляли сливочное масло, молоко, яйца.
Готовила кашу повитуха, звали ее «бабка». Вот Вам и «бабкина каша». Блюдо выносили в конце застолья, крестные должны были кашу «выкупить», заплатив несколько монет.
Отцу ребенка «бабка» подавалась пересоленной и сильно перченной. При этом говорили: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша».
«Обмыть копыта» – также описал Даль в Толковом словаре. А значило оно «выпить монархически по продаже лошади».
Ритуал этот проводили, как ни странно, на крестильном застолье. По окончании торжества все гости выпивали за здоровье новорожденного и дарили ему подарки – это и называли «обмыть ножки» или «обмыть копытца».
Иногда детские стопы во время обряда действительно омывались вином. Сегодня это выражение понимают, как «отпраздновать рождение ребенка, выпить за его здоровье».
Ложечка на первый зубок
«На зубок» по русским обычаям одаривали мать – также на крестильном торжестве.
«Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу» – так описано словаре Даля.
У Дмитрия Ушакова в словаре 1940-х годов мы встречаем такую трактовку выражения: «На зубок подарить – это сделать какой-нибудь подарок новорожденному».
Богатые люди старались преподнести серебряную вещь, отсюда и пошла фраза «посеребрить зубок». Ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка. Вот так, недолго думая, стали дарить ложечку, как самый распространенный предмет в обиходе.
Позже ее стали дарить, когда прорезывался первый зуб, потому чо с этого мгновения малышу давали твердую пищу – прибор был очень кстати.
Дрёма: убаюкивающие обряды
Чтобы малыш хорошо спал, ему укладывали в зыбку кору осины и камешки. Порой в детской кроватки сидел кот – его-то мы часто встречаем, как персонажа колыбельных песен.
Новорожденного “укачивал” Дрёма. Если обратиться к словарям, то Дрёмой звали “вечернего и ночного духа в образе доброй старушки, у которой мягкие, ласковые руки”, Дрема убаюкивал, утешал и успокаивал:
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!
Известно, что ранее пустую колыбель было запрещено качать – примета плохая, впоследствии у малыша мог нарушиться сон, а у матери – наступить скорая новая беременность. Позже такое качание связывали со смертью младенца. Запрет распространился даже в Северную Европу, Кавказ, Казахстан. А в России такую примету перенесли и на детскую коляску.
Время первой стрижки
Помните, как стригли на Руси волосы? Вплоть до ХХ столетия существовал обычая обрезать косы на свадьбах: невесту чуть-чуть постригали, а после – расчесывали волосы.
До нашего дня дошли отзвуки таких обрядов, которые были связаны с разными стадиями взросления детей. Обычно впервые малыша стригли в год, если состричь раньше, то можно было “укротить ум” и “застричь язык” – и ваш малыш просто позже начнет говорить. А вот после года стригли детей каждый чистый четверг, усаживая в шубу, чо олицетворяло будущее богатство.
Приносить в подоле
Смотреть что такое «Приносить в подоле» в других словарях:
Приносить/ принести в подоле — 1. Прост. Неодобр. Рожать ребёнка не будучи замужем. СРНГ 28, 116; СРНГ 35, 108; СПП 2001, 61; Ф 2, 92; Глухов 1988, 133; Подюков 1989, 162; БотСан, 110. 2. Жарг. мол. Совершать неожиданный, удивляющий окружающих поступок. Никитина 2003, 520 … Большой словарь русских поговорок
Принести в подоле — ПРИНОСИТЬ В ПОДОЛЕ. ПРИНЕСТИ В ПОДОЛЕ. Прост. Ирон. Родить внебрачного ребенка. А вот Левонтий мужик хозяйственный, добрый. Его бог за это детями вознаградил… Дак опять же не повезло. Старшая то, Светка, токо и знает с парнями хороводиться, того… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Первосвященник — (ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха коэн ха гадол; иногда сокращенно ивр. הַכֹּהֵן, ха коэн) в иудаизме священносл … Википедия
Коѓен Гадоль — Первосвященник (ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха коэн ха гадол; иногда сокращенно ивр. הַכֹּהֵן, ха коэн) в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. К первосвященникам, как и к царям,… … Википедия
Первосвященник — I. Должность П. давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым П. израил. народа был см. Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Финеес (Чис 20:26; Втор 10:6; Суд 20:28). До Илии (см. Илия) или … Библейская энциклопедия Брокгауза
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и… … Энциклопедия мифологии
МАКОШЬ (альтернативный подход) — МАКОШЬ, главная, самая древняя и самая значительная славянская богиня, родоначальница всех славянских богов. Наименее изучена исследователями. Антропоморфный облик ее появляется уже в верхнем палеолите (так называемые «палеолитические Венеры»,… … Энциклопедический словарь
ПОДОЛ — Крутить/ крутнуть подолом. Прост. Флиртовать, кокетничать, вести себя легкомысленно. Ф 1, 266. Мелькать подолом. Морд. Неодобр. Бездельничать, ходить без дела. СРГМ 1986, 22. Мести подолом. Прост. Неодобр. Вести себя легкомысленно или распутно. Ф … Большой словарь русских поговорок
Славянская мифология — совокупность миф. представл. древ. славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н.э.). По мере расселения славян с праслав. терр. (между Вислой и Днепром, прежде всего из обл. Карпат) по Цент. и Вост. Европе от Эльбы (Лабы)… … Древний мир. Энциклопедический словарь
принести — несу, несёшь; принёс, несла/, ло/; принесённый; сён, сена/, сено/; св. см. тж. приносить, приноситься, принесение, принос 1) а) кого что и (часть) чего Неся, дост … Словарь многих выражений
Что значит выражение «в подоле принесла», или Как на Руси детей носили?
Помните известную фразу «в подоле принесла»? Что она означает, знаете? Почему именно «в подоле»? А если не в подоле, то как по-другому? Именно об этом и пойдет речь.
С рождением ребенка для каждой женщины начинается совершенно другая жизнь: рядом появляется человечек, для которого она — весь мир. Представьте себе, малыш только что потерял уютное местечко в мамином животике, где было так тепло и комфортно, где он не знал ни боли, ни чувства голода, где мама постоянно была рядом. Причем потерял не просто так, а пройдя сложный и болезненный процесс родов, пережив то, что в психологии называется родовым стрессом.
На руках или просто рядышком с мамочкой малыш чувствует себя хорошо и спокойно, сладко засыпает или просто притихает, чувствуя мамин запах, мамино сердцебиение, дыхание — все то, к чему он так привык за долгих девять месяцев своего внутриутробного существования.
Взаимоотношения в паре Мать-Дитя, которые сложились за время беременности, не могут прерваться или резко измениться за одно мгновение после родов.
И ведь тысячи лет назад наши пра-пра-праматери знали об этом.
Но как и в чем им было носить ребенка, ведь колясок, в которых мы сейчас катаем своих детей, не было? А дел у предков было ничуть не меньше наших: и жилище обустроить, и добычу приготовить, и за другими детьми присмотреть.
Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери начали использовать перевязь, в которой носили своих малышей. Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани. Удобно, не правда ли, — и малыш всегда на глазах, и руки свободны, чтобы делами домашними заниматься, и пойти можно куда угодно, даже в лес за грибами…
Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. На Руси детей нередко носили в подоле, платках, таких же перевязях или даже плетеных коробах.
Так вот, что касается фразы «принести в подоле», — в некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.
Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу. Отсюда и пошло выражение «принесла в подоле».
В Интернете можно найти рассказ и фотографии Екатерины Полянской о том, как детей носили на Руси. Её прабабушка Васса из Смоленской области родом рассказывала, что «подолОм (ударение на последний слог) называли длинный передник, а так же любую юбку. И, соответственно, получалось „носить в подолЕ“. В их области ношение в подолЕ было весьма естественным делом».
А мне моя бабушка родом из Нижегородской области рассказывала, что у них в деревне грудных детей завязывали в полотенце, когда куда-то далеко приходилось идти, а ранее прабабушки носили детей также в фартуках — наверное, это тоже было что-то наподобие подола.
Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин? Есть очень интересная версия.
На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха. На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку — на счастье.
А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе? Естественно, ее заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.
Так, по-видимому, закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней. Именно благодаря этому мы можем сейчас представить, как на Руси носили детей.