в планограмме можно найти что
Планограмма выкладки товаров в магазине: 5 принципов составления
Что такое планограмма товаров в магазине и для чего она нужна?
Планограммы в магазине — эффективный инструмент управления торговым пространством, позволяющий «выжать» максимум дохода с каждой полки. Работают планограммы только в неразрывной связке с анализом продаж и применяются в магазинах любого формата и размера. Что же такое планограмма товаров и для чего она нужна?
Если говорить упрощенно, то речь идет о схеме размещения товаров на стеллажах, витринах, в холодильниках и т. д. Однако за простым рисунком на самом деле кроется стратегия наиболее рационального использования торговых площадей, помогающая выдерживать установленные стандарты и строго следовать концепции магазина.
Как было сказано выше, правильная планограмма должна опираться на тщательный анализ продаж. Товары, которые стоят на виду, продаются гораздо лучше. Управление этой закономерностью с учетом маржинальности и оборачиваемости различных позиций, и есть основной смысл составления планограмм. Грамотное применение планограмм увеличивает пропускную способность магазина, помогает планировать пополнение склада и быстрее продавать товары с истекающим сроком годности.
Контроль планограмм
Необходимо помнить о регулярном контроле планограмм в магазине, то есть об их систематическом пересмотре в соответствии с изменением спроса или цены. Ведь и привычки покупателей, и товарный ассортимент меняются, а вслед за этим нужно менять и выкладку. Как правило, ритейлеры ротируют планограммы выкладки товаров раз в квартал.
Главная цель составления схем выкладки товаров — наращивание оборотов. Не только за счет увеличения продаж и повышения количества импульсных покупок, но и за счет оптимизации взаимодействия с поставщиками. Ведь правильные планограммы помогут гораздо эффективней продавать производителям наиболее выгодные места на полках. Можно сказать, что планограмма — это инструмент, позволяющий найти оптимальную точку соприкосновения между потребностями покупателей, возможностями ритейлеров и стремлениями поставщиков.
Как сделать планограмму выкладки товара?
Создание эффективной планограммы нужно начинать с формализации цели, которая опирается на ассортиментную, финансовую и ценовую политику компании. Необходимо обозначить четкое понимание необходимых товарных категорий и выделить драйверы продаж, которые получат главные позиции в выкладке. Анализ потребительского спроса (за предыдущий период или в реальном времени) призван выявить товары, которые хорошо продаются и при этом приносят максимальную прибыль. Для каждого магазина в зависимости от его специфики планограммы индивидуальны, но есть и общие принципы их составления:
1) Достаточность выкладки. Этот принцип заключается в том, что в торговом зале должен быть представлен весь ассортимент. При этом распределение товаров в зале зависит от спроса, площади магазина, специфики торгового оборудования и других факторов. Принцип достаточности тесно связан с сохранением баланса между дефицитом и переизбытком товаров на складе.
2) Наглядность выкладки. Вероятность покупки той или иной позиции находится в прямой зависимости от видимости товара, его привлекательности и опрятности. Ключевая закономерность в данном случае заключается в расположении полок. Их расположение на уровне глаз максимизирует продажи. Полки выше уровня глаз продают ниже среднего, а самые нижние показывают минимальные результаты.
3) Системность. Имеется в виду известный принцип товарного соседства, выкладке взаимосвязанных позиций. Например, размещения пива или вина рядом с закусками или бытовой химии рядом с товарами для дома. Такой подход повышает объемы продаж сопутствующих позиций.
4) Эффективность. Соблюдение этого принципа при составлении планограмм заключается в балансировке между затратами и прибылью. Показатели эффективности планограммы в данном случае — увеличение оборачиваемости товаров и потока покупателей, сокращение времени, затраченного покупателем на поиск товара и т. д.
5) Совместимость. Позволяет избежать неправильного товарного соседства, которое может привести как к неверному восприятию со стороны покупателей, так и к порче товаров.
Анализ планограмм в сервисе «1С-Товары»
В случае небольшого бизнеса планограммы выкладки товара можно составлять при помощи таблиц Excel. Если же вы нацелены на развитие, а тем более, владеете несколькими торговыми точками, то куда разумней будет использовать специализированные системы автоматизации составления планограмм. Ведь только с их помощью можно анализировать количественную и качественную эффективность расстановки товаров в зале.
Веб-сервис «1С-Товары» позволяет анализировать схемы расположения товаров автоматически. Для начала работы в систему необходимо ввести данные всего торгового оборудования: точные параметры холодильников, стеллажей, витрин и прилавков, а также их фотографии. Отдельно детализируется количество полок и эффективная площадь зала.
«1С-Товары»
Сервис для точного прогнозирования спроса с учетом средних продаж, трендов, периодов дефицита товара, сезонности, праздников, распродаж и акций; контроля минимальных остатков и своевременной отправки заявок поставщику; анализ рентабельности и оборачиваемости товаров, рационального планирования ассортимента.
Номенклатура автоматически подгружается из системы «1С:Управление торговлей» или «1С:Розница». По каждой позиции номенклатуры (товара) в программу вводятся ширина и глубина выкладки. Сервис позволяет при помощи планшета детализировать раскладку товаров на полках по сегментам.
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
После выполнения этих операций можно приступать к анализу эффективности планограммы. Отчеты формируются в следующих разрезах:
По каждому из них за любой период времени сервис отображает:
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
Статистика по каждому отдельному наименованию дополняется прогнозными данными о суточных продажах, а также остатками позиции на складе, что позволяет своевременно пополнять полки. Кроме того, сервис показывает, какую долю выручки от общих доходов магазина принесла единицы оборудования. Сопоставление этих данных с площадью, занимаемой холодильником или стеллажом, относительно всего магазина, демонстрирует эффективность использования торгового оборудования.
Если вы хотите попробовать поработать с планограммой, то по этой ссылке вы можете подключить сервис «1С‑Товары» и получить один месяц бесплатного доступа.
Планограмма: что это такое и как с ней работать?
Грамотная планограмма товара – это способ подтолкнуть покупателя к покупке
Статистика говорит, что только незначительная часть потребителей, отправляясь за покупками, точно знает, каким товарам и брендам отдать предпочтение. Остальные же, а это около 80% покупателей, при покупке товаров действуют импульсивно и решают приобрести тот или иной продукт, уже находясь в магазине. К определенному выбору их подталкивает модель расположения ассортимента на полках. Создать ее как раз и помогает планограмма товара. Ее заранее продумывают и разрабатывают мерчендайзеры или сотрудники магазина, чтобы понимать, как правильно распределить товар в магазине, чтобы он приносил больше прибыли.
Далее в материале более подробно поговорим о том, что такое планограмма выкладки товара и как ее составить.
Что такое планограмма? и как она помогает управлять вниманием покупателей?
Итак, планограмма. Что это такое? Это понятная и наглядная иллюстрация, схема или же карта. Называть ее можно по-разному. По сути, это визуализация, которая показывает, как и где размещать товары, чтобы их больше и чаще покупали, как в целом использовать площадь торговой точки для получения наибольшей выгоды:
Что еще можно найти в планограммах?
Планограмма может визуализировать план использования площади торговой точки для получения наибольшей выгоды
Планограмма товара – это визуализация результатов аналитики и прогнозов продаж
Можно сказать, что это своеобразный сценарий завоевания покупательского внимания и тактика управления его поведением. Ведь схема или чертеж планограммы – это уже результат, вершина айсберга. А за ней стоит постоянная аналитическая работа.
Главный принцип для разработки эффективной выкладки – более заметные товары продаются лучше. По сути планограмма и разрабатывается для того, чтобы управлять этим принципом, учитывая при этом важные характеристики товара: маржинальность, оборачиваемость, срок годности, спрос, сезонность, условия поставщика и др..
Чтобы правильно составить планограмму магазина, нужно также учитывать его концепцию, маркетинговую стратегию, актуальную статистику продаж, динамику покупательского спроса и прочее.
Планограмма магазина: кто составляет и контролирует?
Что такое планограмма в магазине мы уже разобрались, теперь давайте узнаем, кто ее должен разрабатывать и контролировать применение.
Схема выкладки продукции может пригодиться как администрации магазина для внутреннего управления ассортиментом, так и для налаживания удобного и взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками или производителями. Например, часто в условиях поставки предусмотрены требования к размещению товаров в конкретных местах. И планограмма в этом случае становится неотъемлемой частью работы с поставщиком и помогает согласовать все нюансы размещения поставляемой продукции.
Кто составляет планограмму? Это делает сотрудник магазина, ответственный за выкладку товара и управление ассортиментом. Со стороны поставщика этим, как правило, занимается мерчендайзер. Работают с готовой схемой уже сотрудники торгового зала или продавцы. А менеджеры только контролируют правильность выкладки и вносят периодически свои изменения.
Заметим, что планограмма – это не статическая схема. Она может меняться, в первую очередь, в зависимости от результатов продаж и динамика спроса, а также сезонности, целей магазина, условий поставщиков, рыночных тенденций и т.д. Как правило, модель выкладки пересматривают один раз в квартал, но можно это делать и чаще.
Планограмму составляет сотрудник магазина, ответственный за выкладку товара, или мерчандайзер
Как планограмма выкладки товара помогает магазину?
Какие задачи она решает?
Планограмма мерчандайзера: когда полки с товарами умеют продавать
Планограмма – это один из главных инструментов мерчендайзинга. Напомним, что означает слово мерчендайзинг. Это процесс в маркетинге, который способствует росту продаж. Для этого специалисты применяют особые технологии оформления полок и витрин, выкладки товаров, размещения в торговом зале рекламных материалов, проведения акций и др. Одним словом, задача мерчендайзера разместить товары и оформить места продаж так, чтобы они продавали сами себя, побуждали покупателей совершить покупку без участия консультантов и продавцов.
Что относится к основным правилам мерчендайзинга?
Конечно, это базовые правила и кроме них, существует еще очень много методов и приемов выкладки товаров. О некоторых из них мы поговорим чуть ниже.
Один из приемов мерчандайзинга – правило «Золотая полка» (лучшее место размещения для товара – на уровне глаз покупателя)
Какие бывают планограммы? Основные виды планограмм, которые помогают грамотно оформить места продаж
В зависимости от стратегии размещения ассортимента можно выделить несколько видов планограмм.
Как правильно выставить товар на витрине? Принципы и советы составления планограммы
И в завершении приведем несколько полезных советов и важных принципов, которых следует придерживаться во время составления планограммы и выкладки товаров.
Не имеет значение, у вас один маленький магазин или крупная торговая сеть. Планограмма – полезный инструмент для ритейлера любого формата или размера. Ведь – это способ спланировать то, как вы будет использовать свое торговое пространство и демонстрировать товар покупателям. Используйте рекомендации нашего материала, и тогда управлять ассортиментом и добиваться лояльности покупателей будет намного проще.
Планограмма: что это такое в торговле, как составляется — особенности и правила выкладки товара в магазине
Многие слышали, что такое планограмма или схемограмма товаров в магазине продуктов, — это документ, схема от мерчендайзера, согласно которой осуществляется выкладка, определенный принцип построения товара на стендах в торговом зале, складах, используется в торговле сигаретами, продуктами широкого спроса, есть примеры применения и для мебели, строительных маркетов и других площадей. Осталось выяснить, как работает этот инструмент, позволяющий в несколько раз увеличивать доходность точек продаж.
Общее представление
Это документ, который есть в каждой развивающейся и развитой торговой компании. Он представляет собой схему выкладки товаров на магазинных полках. Составляется профессиональными маркетологами, чтобы повысить продаваемость отдельных товарных категорий, сделать размещение максимально комфортным. Главная цель — способствование увеличению продаж и среднего чека.
Для составления используются данные поведения покупателей, их потребности и основные потребительские запросы. Схема может быть выполнена в формате фотографий, схем, подробного описания, с помощью использования специальных графических программ. Представляет описание выкладки, а также основные параметры по объему, ценам и т. д.
Контроль планограмм
С учетом меняющихся тенденций рынка необходимо постоянно мониторить качество и актуальность выкладок. Это связано и с тем, что меняются упаковки, происходят изменения в ценообразовании, есть варианты сезонности спроса на определенные виды товара. Поэтому маркетологи на предприятии регулярно должны контролировать качественные показатели и эффективность работы планограмм.
Таким образом постоянные изменения будут связаны:
При новых и эффективных планограммах значительно вырастает сумма среднего чека. Люди начинают замечать интересные для них акции, предложения. И даже если пришли за солью, посмотрев по сторонам, смогут оценить и другие предложения.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как сделать планограмму: основные методы и правила
При составлении важно учитывать следующие особенности:
Если говорить об особенностях размещения в пределах торгового оборудования:
Следует учитывать маршрут передвижения покупателей, а также логичность выкладки. Например, яйца часто покупают для выпечки, поэтому логично рядом расположить муку, разрыхлитель, джемы, крем, сливки и другие позиции для выпекания.
Примеры выкладки товара
Приведем несколько наглядных особенностей размещения отдельных видов товарных единиц в торговом зале или на полках. Осветим некоторые важные принципы, которые следует соблюдать, чтобы сделать планограмму магазина эффективной, а средний чек — намного выше.
Пиво и напитки
В огромном ассортименте следует придерживаться нескольких правил:
Также не стоит забывать что на полках всегда должен быть порядок, важно, чтобы не было пустых мест, вовремя доставлялся товар.
Мебель
В мебельных магазинах тоже есть определенные правила:
Важно также при композициях подбирать элементы по дизайну, материалам, высоте и цвету. Чтобы завершенная экспозиция была практически готовым вариантом интерьера.
Строительный отдел
Рассмотрим несколько вариантов выкладки самых популярных товаров для стройки и ремонта:
Пример для склада
Чтобы рационально разместить продукцию на складе, следует придерживаться следующих правил:
Компания «Клеверенс» предлагает автоматизированные системы и программы, которые помогут сделать выкладку на складе простой, быстро найти продукцию, не тратить много времени на поиски и выдачу.
Составление и использование планограмм: пошаговая инструкция
Все вышеописанное можно объединить в несколько шагов:
Для расчетов можно использовать специализированные программы или просто воспользоваться Эксель или 1:С.
Для удобства работы с товарами, например, при инвентаризации или других товароучетных операций, «Клеверенс» предлагает специальное ПО — «Склад 15» или «Магазин 15».
Кто создает планограмму
Заниматься такой деятельностью должен человек, обладающий соответствующим опытом и знаниями. В штате должность может значиться как маркетолог или мерчендайзер. Однако часто, когда руководители пытаются сэкономить, эта обязанность возлагается на продавцов и администраторов торговых точек, что в корне неверно. Даже если учитывать, что данный подход требует очень тонкого понимания психологии потребителя, а также логических умозаключений, точных расчетов и других навыков. Планограмма — это целое маркетинговое искусство, а не просто передвижение товара между стеллажами.
Инструменты создания планограммы магазина
Для разработки могут использоваться:
Все зависит от профессионализма, навыков и привычек мерчендайзера.
Кто заполняет полку
Заполнением уже может заниматься продавец или сотрудник торгового зала. Для этого распечатывается согласованное фото или письменное описание с количеством товара, его наименованием, объемом и другими важными показателями, а также сроками реализации проекта.
Какие есть нюансы
Чтобы маркетинг был эффективным, необходимо руководствоваться не только цифрами, но и логикой. Убирать подальше сезонные товары, и ставить ближе актуальные. Делать качественную расстановку товаров по брендам, видам продукции, вкусам, цветам. В целом, нюансов достаточно много, ведь мерчендайзинг — это отдельная профессиональная отрасль маркетинга, поэтому главное, что следует решить — это найти профессионала в данной области.
Анализ планограмм в сервисе «1С-Товары»
Чтобы не тратить время на аналитическую работу, можно доверить ее современным техническим разработкам. Так программное обеспечение от компании 1С готово в этом помочь. Для начала работы следует ввести данные торгового оборудования. Например, планограмма холодильника: сколько всего их, объем, точные размеры. Аналогично проделать со стеллажами, стендами, навесными полками и иными системами хранения, добавить фотографии.
Номенклатуру товара можно подгрузить из другого раздела, где и так есть все данные о товарных единицах. По каждой позиции нужно ввести ширину и глубину планируемой выкладки. Далее можно с помощью специального окна выстроить визуальное оформление.
Виды планограмм
Разберем главные разновидности выкладки:
В зависимости от потребностей и запланированного мерча можно комбинировать между собой.
Преимущества от использования планограмм
Среди ощутимых достоинств:
Это далеко не весь список, ведь главная цель — это увеличение потребительской активности, а значит, доходности конкретной торговой точки.
Типы планограмм
Их можно по-другому назвать стратегиями. Всего их несколько основных, не говоря про индивидуальные и креативные идеи каждого отдельного маркетолога:
Наиболее эффективную стратегию можно выявить посредством проб, ошибок и постоянного анализа полученных результатов.
Планограмма выкладки товаров
Владельцы торговых точек стремятся максимально эффективно использовать физическое пространство помещений, в которых реализуют продукцию. Чтобы грамотно и эффективно расположить продукты и товары, необходимо использовать планограммы товаров.
Что такое планограмма?
Планограмма – это инструмент мерчандайзинга, который помогает розничным продавцам спланировать физическое место своего магазина с максимальной эффективностью. Таким образом, планограмма – это инструмент или модель, которая помогает розничным продавцам размещать продукты, используя при этом физическое пространство с максимальной эффективностью.
Планограммы – полезный инструмент для торгового маркетинга, который даёт множество преимуществ. Они позволяют быстро создавать различные версии того, как продукты будут структурированы в торговых помещениях. Благодаря этому, можно спланировать внешний вид полок и стеллажей, а также лучше спрогнозировать необходимый инвентарь и технические материалы.
Цель планограммы
Цель планограммы – гарантировать, что каждый розничный магазин оптимизирован для продаж. Планограммы содержат конкретные инструкции для сотрудников, которые помогут им справляться с задачами организации пополнения запасов и мерчандайзинга. И сотрудники, и клиенты должны точно знать, где находятся товары, чтобы их можно было найти и купить. Используя планограмму, каждый магазин в сети может иметь аналогичную планировку, но с индивидуальными стратегиями мерчандайзинга, которые отражают региональные предпочтения.
Планограмма учитывает тенденции продаж, поведение покупателей и данные об их покупках. Это может быть диаграмма или рисунок на бумаге. Или чаще всего – цифровая визуализация, отображаемая на планшете или смартфоне.
Виды планограмм
На основе текста. Это самые простые в изготовлении планограммы, но они также наименее интуитивно понятны, с ними сложнее и медленнее работать. Такие планограммы состоят из графического изображения полки с подписанными на ней продуктами.
На основе изображений. Эта планограмма более сложна, так как на ней подробно описывается не только расположение продуктов, но и то, как они будут выставляться.
Трехмерный. Это наиболее полная планограмма, которая позволяет визуализировать не только расположение и стоимость товаров, но также их количество и сопровождающие их обозначения. Находясь в 3D, эти планограммы создают визуальный макет всего отдела, максимально схожий с изображением этого раздела магазина.
Преимущества от использования планограмм
Типы планограмм
Это одна из самых распространенных и высокоэффективных стратегий размещения продукции. В рамках этой стратегии розничные торговцы размещают товары в соответствии со своей долей на рынке, т. е. сколько дохода приносит конкретный продукт.
2. Коммерческий статус
Эта стратегия фокусируется на размещении известных брендов в выгодном месте в розничном магазине. В наши дни люди более сознательно относятся к брендам и имеют тесные связи с ними. Поэтому зачастую бренды используют как призыв посетить торговую точку, а все остальные товары идут смежными.
Размещение товара в розничных магазинах также основывается на размере прибыли розничных продавцов. Различные производители предлагают розничным торговцам разную норму прибыли. Если производитель предлагает более высокую норму прибыли, розничный торговец разместит этот продукт в лучшем месте. Эта стратегия подходит небольшим магазинам, у которых меньше объем продаж, и они стараются максимизировать свою прибыль за счет более высокой маржи.
4. Техника размещения по блокам
Относительно простой и быстрый способ размещения продуктов. Размещение по блокам фокусируется на размещении товара в соответствии с их характеристиками, независимо от их цены или репутации бренда.
Техника размещения по блокам самая распространенная. Это связано с тем, что розничный продавец, когда хранит товары одной категории в одном месте, дает покупателю возможность сравнить качество и цены на разные товары и, соответственно, совершить более выгодную для него покупку.
В этой технике используются два различных подхода к размещению товаров – горизонтальное размещение и вертикальное размещение:
Советы по разработке планограммы
Распространенная ошибка при составлении планограммы
И крупные сети, и мелкие розничных продавцы знают, что магазины одного размера и в одном сегменте (магазины с аналогичной структурой спроса) могут сильно различаться по плотности продаж. Использование средних значений для планирования является частой ошибкой. Которая означает, что вы никогда по-настоящему не удовлетворите потребности конкретного магазина и его клиентов, потому что каждая планограмма не оптимальна. Это приводит к упущенным продажам из-за пробелов в ассортименте и дефиците запасов.
Когда планограмма основана на среднем значении, соблюдение требований к реализации оставляет желать лучшего. Каждый магазин будет вносить изменения, чтобы учесть несоответствие между планограммой и фактическим пространством. Это означает, что запланированное размещение товара может не быть реализовано, что приведет к дефициту, в то время как товар находится на складе, а не на полке. В противном случае, слишком много места приводит к ухудшению визуального вида или низким оборотам запаса.
Даже когда пространство совпадает, использование общих значений при построении планограмм означает, что переизбыток или недостаток товаров будет происходить гораздо чаще, чем при использовании планограмм, оптимизированных для каждого конкретного магазина.
Крайне важно уменьшить эту неэффективность и обеспечить, чтобы запасы были скорректированы для точного размещения и заполнения каждого пространства в зависимости от спроса клиентов, поскольку эта динамика может варьироваться даже в пределах очень небольшой географической области.
Когда планограммы отражают прогнозируемый местный спрос, можно максимизировать размер партии и график поставок по всей цепочке. Это приводит к увеличению оборачиваемости запасов.
Оптимизация планограмм на уровне магазина может снизить затраты и увеличить продажи за счет:
Контроль выкладки товаров
Планограмма является эффективным средством для увеличения продаж в торговой точке. Она учитывает данные о покупках, тенденции продаж и поведение потребителей по конкретному магазину. Но всё это может не давать результата из-за человеческого фактора. Размещением продукции занимаются сотрудники на местах, и зачастую они могут допускать ошибки. Владельцам торговых точек необходимо контролировать работу персонала, и в этом может помочь сервис мобильного аудита на основе чек-листов CheckOffice.
Сервис упрощает работу как руководителям, так и штатным сотрудникам, обеспечивает полный цикл работ по выявлению и устранению нарушений, автоматизирует работу с чек-листами с помощью мобильных устройств и позволяет:
Заключение
Планограммы – это наглядный способ представить, как продукты или ассортимент должны выглядеть в магазине, а также очень полезный инструмент для представления того, где следует позиционировать новые продукты.
Планограмма – это инструмент мерчандайзинга, основной целью которого является увеличение продаж данного конкретного магазина. Используйте этот инструмент грамотно и с умом, а для контроля используйте сервис CheckOffice.