в чем смысл шведского стола
Во многих пунктах общественного питания отдают предпочтение системе «шведский стол». Такой подход очень удобен, практичен: все подготовительные работы проведены, на столах предлагается разнообразное меню. Это позволяет одновременно накормить большое количество посетителей, что прекрасно подходит для мест с большой проходимостью людей, например, для гостиниц, отелей. Так, еда находится в свободном доступе, каждый может выбрать себе то, что больше нравится. Торжественность формата делает прием пищи необычным.
Что такое шведский стол
Способ сервировки шведский стол – это подача готовых блюд, при которой посетитель выбирает понравившееся из тех, которые выставлены на специальных столах или линиях раздачи. Любая закуска берется в умеренном количестве, переносится за свой столик. Официантов нет, все организовано по принципу самообслуживания. Почти всегда такой прием пищи бесплатный, стоимость уже включена в цену билета.
Термин «шведский стол» встречается только в русском языке. В Азии, европейских странах такой способ питания называют «буфетным», в Швеции – smorgasbord или «бутербродный стол», где под бутербродами подразумевается совершенно любая пища. Другая идея возникновения шведской системы питания связана со скандинавскими принципами самоограничения при отсутствии контроля.
Система «бутербродного стола» широко используется отелями, гостиницами, когда каждого клиента необходимо покормить очень быстро, вкусно. Пивные, пиццерии часто устраивают салат-бары, демократические кафе и фаст-фуды – буфеты, которые предлагают холодные и горячие закуски, десерты. Такой подход решает основные задачи ресторанного обслуживания: накормить вкусно, сделать быстро и удобно для всех, привлечь новых клиентов.
Особенности
Организация шведского стола имеет ряд преимуществ. Они привлекательны для клиентов и устроителей:
Особенности данной системы зависят от религиозных, культурных традиций отдельного народа. Очень часто бывают дни национальной кухни. Одни страны предпочитают приправы, сладости, другие отказываются от свинины и говядины. Большинство заведений в меню шведского стола включает блюда европейской кухни, хотя местный повар всегда вносит свои коррективы. Количество и качество блюд зависит от того, сколько звезд имеет отель: чем выше категория, тем разнообразнее будет меню.
Гастрономические предпочтения у каждой страны свои, зависят от особенностей народа. Например:
Отдельного внимания заслуживают напитки. Если гостиница или отель не работает по системе «все включено», то любой напиток – вода, кофе, сок, чай, вино – отпускается за деньги на всех приемах пищи, кроме завтрака. В Испании, к примеру, утром даже шампанское подают бесплатно. Разновидности напитков (алкогольные и безалкогольные, платные или бесплатные) зависят от особенностей страны, а не «звездности» гостиницы. В Европе редко подают свежий сок, турецкие и восточно-азиатские кухни, наоборот, рады предложить любой натуральный напиток.
Разновидности
По способу оплаты за потребляемую пищу есть два вида шведского стола. Оба не включены в стоимость путевки (если это касается питания в гостинице). Их особенности заключаются в том, что:
Форматы подачи по шведской системе призваны удовлетворить вкусы всех посетителей. Разновидности бывают такими:
Такая форма как бранч или «семейный обед» идеально подходит для приема пищи по выходным, в обеденное время. Нередко бонусами выступают предложения по частичной оплате или бесплатной еде для детей определенного возраста. Часто бранч используют для проведения дней рождений, других праздников. Доходы от такой формы питания небольшие, но она считается хорошим маркетинговым методом для привлечения клиентов.
Банкет предусматривает одновременное обслуживание множества гостей. Напитки, соки наливаются за барными стойками, размещенными в нескольких местах. Самое востребованное питье – минеральную воду, апельсиновый сок, вино, шампанское – разносят официанты. Закуски выставлены на специальных столах (круглых, овальных, прямоугольных) с крепящимися на них юбками-скатертями.
По принципу банкетов организовываются кейтеринговые или тематические мероприятия, когда торжество проводится на природе или в помещении, не предназначенном для подобных целей. Для организации приглашаются специальные кейтеринговые компании, которые берут на себя все заботы о мероприятии, начиная от расставления столов, оформления зала или территории, и заканчивая приготовлением блюд.
Сервировка
Есть ряд правил, которым должна быть подчинена сервировка шведского стола, и самое главное – это группировка блюд: закуска выставляется на одной части, горячее блюдо – на другой, сладости, фрукты – на третьей. Например, в начале стола ставятся закуски, потом хлеб, далее – первые блюда, вторые, в конце – десерты. Смешивать продукты категорически запрещено, чтобы не создавать впечатление хаоса. Рыба и мясо не могут лежать рядом на подносе или тарелке, рядом с рыбными яствами допускаются морепродукты. Нельзя раскладывать рядом овощи и ягоды, фрукты.
Правила группировки распространяются и на посуду, напитки, специи и соусы. Они таковы:
Сменность и периодичность подачи блюд тоже подчиняется определенным правилам. В отелях вся еда выставляется сразу, но на банкетах нужно соблюдать очередность:
Особое внимание уделяется украшению шведского стола. Используются цветы, скатерти, банты и т.д. Правила декорирования стола такие:
Меню в гостинице
На шведских столах подаются не только холодные закуски. Важно, чтобы не было приготовленной еды, которую нужно отрезать для себя ножом: все блюда исключительно порционные. Больше ограничений меню шведского стола в гостинице, отеле не имеет. Состоит оно из:
В разных странах для «бутербродного» стола используют свои блюда и напитки. К примеру, меню шведского стола в гостиницах Турции предлагают такое:
Рестораны со «шведским столом» оставляют гостей в «минусе»: в сети раскрыли уловки системы
Система питания «шведский стол», столь любимая туристами, на самом деле крайне выгодна для кафе и ресторанов. Далеко не каждый турист способен «наесть» на сумму, которую платит за свое питание.
Но чтобы добиться этого, заведения используют массу уловок. Об этом говорится в публикации на Adme.
Детские тарелки и огромные стаканы
Производители посуды специально изготавливают тарелки меньшего размера для ресторанов с системой «шведский стол». Рестораторы идут на такой шаг, чтобы сократить отходы, которые оставляют посетители.
Изобилие овощей и крахмала
Рестораны стараются ставить в основу своего меню продукты, которые можно купить оптом по выгодной цене. Поэтому лотки в буфете часто ломятся от блюд из картофеля и риса, а вот рыбу и мясо специально разрезают на мелкие кусочки или кладут в крохотную посуду, чтобы посетитель съел как можно меньше дорогих продуктов.
Заведениям выгодно, чтобы приходили семьями
Ресторанам выгодно, когда у клиента плохой аппетит. Поэтому часто они позиционируют себя как семейное заведение. Ведь на одного хорошего едока в семье приходится пару детей или бабушек, которые наверняка недоедают.
Персонал тянет время, когда нужно пополнить лоток с дорогой едой
Официантов обычно инструктируют, чтобы они не слишком торопились с подачей дорогих продуктов, зато все самое сытное и дешевое должно быть всегда доступно. Не все посетители будут дожидаться, когда принесут краба или креветки. Кто-то и блинчиками наестся, ресторану это выгодно. Если со столов долго не убирают грязную посуду, то это тоже иногда делается специально – так ниже вероятность, что гость отправится за еще одной порцией.
Заведения, работающие по системе «шведский стол», тратят гораздо меньше денег на продукты, чем рестораны
В ресторанах самообслуживания клиент не станет жаловаться на продукт, он возьмет другое блюдо, которое будет ему по вкусу. Это позволяет составлять «гибкое» меню и экономить на мясе и рыбе. Например, взять рыбу попроще вместо дорогих лососевых, а также закупить более дешевые виды мяса. Случается, что телятину заменяют свининой, поскольку под панировкой и приправами не каждый увидит разницу.
Менеджеры специально отключают кондиционер
Ресторан может отключит кондиционеры. Чем выше температура, тем меньше хочется есть мясо или морепродукты. Люди едят фрукты и пьют напитки, которые далеко не всегда включены в стоимость.
В таких заведениях редко есть телевизор или Wi-Fi
Ресторанам самообслуживания невыгодно, чтобы посетители надолго у них задерживались и накладывали себе вторую, а потом и третью порцию. Поэтому у них вряд ли можно увидеть телевизор или поймать сигнал Wi-Fi.
Одни щипцы удобные, а другие не очень
В некоторых местах можно увидеть, что в лотках с макаронами, салатами, рисом лежат огромные половники, а вот рядом с красной рыбой кто-то положил маленькие щипчики, с которыми сложно управиться. Этот прием рассчитан на то, что клиенты съедят побольше сытных углеводов и поменьше дорогого белка. Ведь неудобно задерживать очередь, пытаясь положить в тарелку кусок лосося.
Расположение продуктов влияет на выбор
Расположение продуктов на линии буфета – отдельная наука. Исследование доказывает, что 75 % посетителей возьмут еду из первого лотка. Да и в целом 66 % еды, которую они съедят, будет из первых 3 лотков. Поэтому рестораторы, скорее всего, позаботятся о том, чтобы в этих лотках находились сытные и недорогие продукты.
Владельцы экономят на персонале, а их работу выполняют посетители
Рестораторы экономят неплохие суммы за счет того, что посетители обслуживают себя сами. К тому же большинство блюд готовится заранее, а потом разогревается, так что на кухне персонала нужно не так много. В обычном ресторане повар сможет приготовить еду для 25 человек в час, а система «шведский стол» позволяет накормить одним махом до 200 человек.
Большинство посетителей никогда не отобьет сумму, заплаченную за вход
В среднем посетитель заведения такого типа съедает около 4 тарелок с едой, но, чтобы приблизиться к сумме, которую он заплатил за вход, ему нужно осилить больше 7. Статистика же такова, что сделать это сможет только 1 едок из 20, а 4 из 20 будут недоедать.
За еду, оставленную в тарелке, взимают плату
На шведском столе хочется попробовать все и остатки еды почти неизбежны, но и тут некоторые рестораны придумали, что можно сделать: они ввели штрафы для тарелок с объедками. Где-то за оставшуюся на тарелке еду попросят заплатить €1, а где-то и €2.
Напитки по космическим ценам
Обычно напитки продаются отдельно от еды. В таких случаях наценка на них может достигать 90%. Но владельцы могут пойти и другим путем – включить напитки в стоимость. Рестораторы все равно останутся в выигрыше. Ведь себестоимость у напитков небольшая, а чем больше клиенты выпьют газировки, тем меньше смогут съесть.
Как сообщал OBOZREVATEL, основная статья расходов в путешествии — это перелет и проживание, но существует несколько хитростей, которые помогут сэкономить и при этом не отказывать себе в удовольствиях.
Мы в Telegram! Подписывайся! Читай только лучшее!
Важное
Собирались пожениться, но погибли в одной маршрутке: новые детали о жертвах ДТП под Черниговом
Стартовые составы. «Бенфика» – «Динамо» – 0-0: онлайн-трансляция матча Лиги чемпионов
В Украине хотят ввести госрегулирование цен на продукты: зачем это нужно и к чему может привести
новости Украины
«Прометей» разгромной победой в Лиге чемпионов ФИБА впервые в истории вышел в следующий этап
Байден заявил, что США не будут направлять в Украину свои войска в случае вторжения РФ – CNN
Россия – бедная страна третьего мира, она не может властвовать над Украиной, – Казанский
Жизнь
9 декабря: какой праздник, что нельзя делать на Георгия Победоносца, приметы и именинники
В Харькове построили супермаркет под видом реконструкции квартиры. Фото
Мнения
Главная причина эскалации агрессии России – санкции США против близкого окружения Путина
Как будет выглядеть российское вторжение в Украину
Нафталиновые сопли по Екатерине Билокур: запомните наконец-то в чем была ее настоящая трагедия
Новости Крымнаша. Талоны на хлеб, водку и гречку получайте по месту прописки!
Винегрет классический: какое масло добавлять
Агрогламур квартиры Волочковой: ковры и люстры в лучших традициях СССР
Как выглядит один из лучших овощей антиоксидантов и в чем его незаменимая польза
Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на «Интерфакс-Украина» www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.
©2021 Все права защищены, ООО «Золотая середина».
Шведский стол: можно ли наесть в плюс?
Шведский стол считается одной из самых популярных систем в сфере питания. У обычных людей шведский стол в первую очередь ассоциируется с большим и неограниченным количеством разнообразной пищи. Как подобным ресторанам удается держаться на плаву, когда вокруг так много голодных ртов? И можно ли на шведском столе наесть больше, чем вы заплатили?
История шведского стола берет свое начало в Скандинавских странах. Изначально северные народы накрывали небольшие столы с холодными закусками, и каждый пришедший мог попробовать маленькие порции еды в качестве аперитива. Далее гостям предлагали отведать горячий обед, который подавался уже в другой комнате. В некоторых странах подобный перекус называли буфетом.
Чуть позже шведский стол стал олицетворять истинный праздник чревоугодия. Если отбросить всеми известные курорты, где отели предоставляют отдыхающим свободный доступ к еде и напиткам, система шведского стола также активно используется и в ресторанном бизнесе.
За отдельную плату посетитель может выбрать тарелку любой величины и подходить к шведскому столу неограниченное количество раз. Есть и другой вариант, когда плата взымается в зависимости от величины тарелки. Соответственно и количество походов за очередной порцией также необходимо будет оплачивать отдельно.
Любая из этих систем все равно работает в плюс для ресторанов, как бы вы ни пытались переесть заплаченные деньги. Большой популярностью такие заведения пользуются в Америке и странах Азии. Рассмотрим, как выглядит подобная система в финансовом плане.
Напомним, вы платите фиксированную цену и едите, сколько душе угодно. Совершенно неважно, возьмете вы одну тарелку или десять. Каждый следующий кусок уже не будет иметь цену для вас, он будет сказываться только на экономике самого ресторана.
Ни для кого не секрет, что рестораны со шведским столом экономят на зарплате официантам. В силу того, что буфетные блюда несложны в приготовлении, совершенно неважно, какой повар будет их готовить – человек с образованием кулинарного техникума или какой-нибудь именитый шеф со звездами Мишлен. Тут понятно, чья работа будет стоить дешевле и кого такое заведение примет к себе на службу. В хорошем ресторане один повар в среднем обслуживает 25 персон за час. В то время как в заведении со шведским столом тот же повар способен приготовить обед на 200 человек.
Так как прибыль очень маленькая, рестораны заинтересованы в том, чтобы их заведение посетило как можно больше людей. Например, одной из самых крупных сетей ресторанов подобного типа в США является «Golden Corral». К 2019 году их сеть насчитывала 498 заведений в 42 американских штатах. Каждый ресторан имеет по 500 квадратных метров площади и вмещает 475 посетителей. Статистика показывает, что в обычную субботу «Golden Corral» посещает порядка 900 человек.
Ежегодно компания выпекает 85 млн. булочек, более 21000 тонн курицы, 2,7 млн. килограммов говядины, что в сумме дает приблизительно 49,3 миллиарда калорий. При этом от 5% до 25% еды уходит в мусор либо из-за жадности посетителей, либо из-за неверных расчетов менеджеров.
Снижение количества отходов – это ключевой вопрос у ресторанов общественного питания. И вытекает он совсем не из-за любви к природе и желании рационально использовать ресурсы. Не исключено, что сегодняшние свежие овощи завтра вы увидите в салате, остатки мяса найдутся в гуляше, а что-то еще неожиданно окажется в супе. Стоит отметить, что себестоимость таких блюд снижается в разы, но кто здесь будет разбираться?
Но и от таких людей, которые владеют способностью поглощать гигантские порции еды, у ресторанов имеются секретные приемы. Самые дешевые и сытные блюда всегда располагаются на первой линии выдачи шведских столов. Зачастую, это высококалорийная пища, способная быстро насытить желудок посетителя. Более дорогие и качественные продукты будут находиться в дальних углах. Логика весьма простая: голодные люди набирают больше всего той еды, которая первая попадается на глаза. Статистика показывает, что первые три лотка шведского стола пустеют быстрее остальных.
Следующей хитростью ресторанов выступают маленькие тарелки. Понятное дело, что много еды в миниатюрную тарелку не наберешь, идти с несколькими весьма неудобно, а возвращаться обратно к столам за добавкой не всегда хочется. Хотя жадность и ненасытность людей здесь берет верх.
Еще одна особенность шведского стола – мерные ложки разных размеров. Для более дешевых блюд они будут большие, а для дорогих – более мелкие и неудобные. В противовес этому рестораны нарочно предлагают посетителям стаканы больших размеров и обширный выбор газированных напитков. Не секрет, что такие напитки могут ненадолго насытить человека, чего вполне хватит, чтобы посетитель съел меньше еды и уже успел удалиться из ресторана.
Но что будет, если человек не просто способен поглощать огромное количество еды, а еще и знает обо всех этих уловках шведского стола? Эти люди могут наносить непоправимый ущерб ресторанам общественного питания. Но таких, к счастью для заведений, не так уж много. Зачастую убыток от них перекрывается прибылью с других людей, менее прожорливых. Золотыми посетителями можно считать вегетарианцев и веганов, которые предпочитают одни фрукты, овощи и салаты.
Большинство потребителей съедает среднюю порцию или даже меньше, но может значительно увеличить отходы. То есть, в любом случае ресторан остается в плюсе. Согласно статистике, из 300 посетителей буфета 255 из них съедят среднюю порцию, 60 человек поглотят меньше, и только 15 окажутся настоящими обжорами, нанеся ресторану финансовый урон. Но первые две категории с легкостью перекроют убытки. Некоторые рестораны еще дополнительно продают напитки с большой наценкой. Здесь они в любом случае остаются в плюсе.
Но поедать сколько влезет, несмотря на многообещающие лозунги, вам вряд ли удастся. Рестораторы часто рассказывают истории, когда люди любыми способами пытались наесть в плюс. Например, посетители могли пребывать в ресторане больше 4 часов и есть практически без остановок. Одного из жителей Висконсина выгнали со шведского стола после того, как он поглотил 12 рыбных филе и остался недоволен, потому что не наелся. Еще один мужчина съел 100 порций суши, после чего его попросили покинуть ресторан.
Несмотря на то, что шведский стол до сих пор пользуется большой популярностью, ежегодно количество подобных заведений стремительно сокращается. Основной угрозой ресторанов стали не столько обжоры, сколько тренды питания и изменившаяся культура потребления. В настоящее время основные тенденции уже не позволяют выкладывать фотографии высококалорийной пищи. Все стремятся к более-менее здоровому питанию, а потому фото жареной картошки в Instagram перестало быть актуальным.
Что такое шведский стол в отеле
Шведский стол – это распространенный и любимый гостями способ подачи пищи в отеле, при котором многообразие готовых блюд выставляется в специальном зале. Рядом – тарелки и столовые приборы. Люди самостоятельно накладывают еду. Здесь же предусмотрены чай, кофе и другие напитки. Эта форма подачи считается одной из наиболее демократичных. Особенность шведского стола – неограниченные порции. Каждый постоялец берет столько еды, сколько захочет.
Система «шведский стол»: история и особенности
Традиция пришла из Скандинавии, где было принято делать заготовки продуктов с большим сроком хранения. Речь идет о соленой рыбе, копченом мясе, овощах. Когда в дом приходили гости, хозяева без лишних церемоний выставляли еду во вместительных ёмкостях. Общение ценилось выше этикета.
Меню шведского стола
Оплачивая проживание в отеле, турист выбирает число приемов пищи, которое будет предусмотрено. Это может быть только завтрак или полноценное трехразовое питание. Выбор будет зависеть от планируемого отдыха. Так тип питания, который включает пусть и обильный, но только завтрак, подходит активным туристам, которые любят путешествовать.
Шведский стол – это наиболее популярный тип завтрака. В его состав входят максимально разнообразные блюда – молочные, мясные, овощи, фрукты, большой выбор выпечки и десертов. Национальная кухня в некоторых отелях бывает представлена на отдельном столе.
Если говорить о напитках, чаще всего предпочтение также отдают местным продуктам.
Несколько слов об этикете: правила пользования шведским столом
Сколько положить еды
На вопрос: «шведский стол – что это?», можно было бы ответить – синоним изобилия. У каждого гостя отеля, наверное, разбегались глаза при виде многообразия закусок, блюд и десертов шведского стола. Попробовать хочется каждый салатик и тортик, но наполнять свою тарелку так, чтобы она ломилась от пищи не принято. Постарайтесь взять ровно столько сколько сможете съесть. Лучше положить небольшую порцию, а если аппетит не утихнет, еще раз подойти к столу. Порой рассчитать свои силы не так просто. Тем более, что шведский стол – это оплаченная услуга.
Поскольку питание по системе «шведский стол», как и прием пищи в другом формате, происходит в ресторане, считается неприличным появление на этой территории в купальнике, парео или с обнаженным торсом. Одеться к завтраку или обеду лучше как на прогулку, чем как на пляж.
Несмотря на всю демократичность шведского стола, не стоит забывать о манерах поведения. Не торопитесь, но и не создавайте помех для движения других отдыхающих по залу. Будьте вежливы со своими соседями и персоналом отеля. Используйте пирожковые тарелки и специальные щипцы для того, чтобы положить выпечку и десерты. Если у определенной стойки с едой собралась слишком большая очередь, подождите. Как правило, если блюдо заканчивается, официанты быстро обновляют запас.
Можно ли выносить еду
Как известно, приходить в кафе или ресторан со своей едой запрещено. Также не поймут в отеле посетителя, который попытается вынести с собой в контейнере или иным способом еду из зоны питания. Исключение составляет случай, когда гости отеля пропускают прием пищи, например, из-за раннего выезда на экскурсию. В подобной ситуации персонал отеля по вашему желанию может собрать туристам паёк в дорогу. Система «шведский стол» не ограничивает нас в приеме пищи, но в то же время съесть все посетитель обязан на территории ресторана.
В гостинице «Паллада РАН организовано питание по системе «шведский стол». Речь идет о завтраке, который предусмотрен для каждого гостя отеля. Посетителям предлагают омлет, кашу, сыр, ветчину, сдобу, фрукты и другие продукты. Повара гостиницы стараются приготовить на завтрак сытные, здоровые, достаточно калорийные блюда. Ведь именно утренний прием пищи заряжает нас энергией на целый день.