в первых теориях интеллекта считалось что он
Что такое психология (133 стр.)
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
Верно или неверно?
Выбрать правильный ответ
ЧастьIV. Я, другие и «иные»
Введение
В шести предыдущих главах мы рассмотрели различные процессы, позволяющие человеку приспосабливаться к реальной действительности или видоизменять ее сообразно с его потребностями.
Люди реагируют на внешние обстоятельства по-разному в зависимости от возраста, пола, физической конституции, умственных способностей и, наконец, всего прошлого опыта. Личность и особенности поведения человека, отличающие его от других людей, формируются на разных фазах его развития и жизненного опыта.
Индивидуальные различия людей, однако, не бесконечны. Человек живет в какой-то социальной группе с определенной культурой. Постоянное взаимодействие людей накладывает глубокий отпечаток на их восприятие мира, общение и поведение, на их отношение друг к другу и к представителям иных социальных групп.
Таким образом, человек всю жизнь бывает ограничен в своем стремлении к самовыражению в результате того давления, которое он с самых первых дней испытывает со стороны общества и которое требует от него «нормального» поведения в установленных этим обществом рамках. Большинство людей сравнительно легко приспосабливается к этим требованиям и живет без серьезных кризисов, прибегая в напряженные моменты к различным социально санкционированным «предохранительным клапанам». Кое-кто, однако, оказывается неспособным противостоять стрессовым ситуациям жизни либо из-за особой чувствительности своей натуры, либо потому, что в детстве у него не выработалось надлежащей стойкости. Такие люди обречены стать среди других «иными».
В этой последней части книги мы поочередно рассмотрим три аспекта человеческой жизни: эволюцию личности от рождения до смерти, его социальную активность и влияние группы на его поведение и, наконец, трудные проблемы бытия, которые встают перед каждым человеком, а в некоторых случаях приводят и к распаду личности.
В первых теориях интеллекта считалось что он
Предисловие редактора перевода
Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.
Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.
В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т. д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате — несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР мировому уровню.
В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа — профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во французском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учебного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов, а также и как руководство для преподавателей.
Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.
Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.
В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.
В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.
Профессор Г. Г. Аракелов
Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.
Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.
Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.
Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство — несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.
Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню — о чем, несомненно, помнит и он, — как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), — экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.
Настоящее руководство — плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопедическим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа; Годфруа — приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специалистам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают результатом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперёд, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психология больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию — это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллектуальной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека — биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Что такое психология. Том 1
1. У современных психологов существует общепризнанное определение интеллекта.
2. Большинство психологов не признают существования «общего» интеллекта, имеющегося в разной степени у разных людей.
3. Самый детальный анализ интеллекта осуществил Тёрстоун, выделивший семь видов умственных способностей.
5. С точки зрения Хебба интеллект А – это потенциальный интеллект, оценить который невозможно.
6. В настоящее время уже многое известно о роли генов в развитии интеллекта.
7. Болезнь Дауна чаще всего наследуется от родителей.
8. Краснуха-это легкое заболевание матери, последствия которого для ее будущего ребенка, к счастью, обратимы.
9. Степень психической стимуляции ребенка в первые месяцы его жизни, по-видимому, имеет огромное значение для его умственного развития.
10. Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у последнего ребенка в семье.
11. Дети из низших слоев общества, даже будучи помещены в другую среду, лишь с трудом компенсируют свою интеллектуальную недостаточность.
13. Средний IQ в популяции чаще всего составляет 100 баллов.
14. У ребенка, хронологический возраст которого на год больше, чем умственный, IQ ниже, чем в среднем у детей его возраста.
15. Судя по результатам интеллектуальных тестов, в целом среди населения около 9% умственно отсталых.
16. Конвергентное мышление используется при поиске единственно правильного решения проблемы.
17. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформулировать множество возможных решений.
18. Человек с нормальным интеллектом обычно обладает и нормальным уровнем творческих способностей.
19. Дети с высоким интеллектом чаще всего хорошо адаптируются к школьной среде независимо от наличия у них творческих способностей.
20. Творческая личность обычно признает общепринятые ценности лишь в том случае, если они соответствуют ее собственным.
Выбрать правильные ответы
1. В первых теориях интеллекта считалось, что он
б) связан с быстротой восприятия и реакции;
в) неравномерно распределен среди населения.
г) Все ответы верны.
2. В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он
б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде;
в) в основном приобретается;
г) неравномерно распределен у представителей разных рас.
3. По мнению Спирмена, интеллект можно в основном представить как
а) уровень «общего» интеллекта;
б) семь первичных умственных способностей;
4. Вычеркните ту способность, которую Тёрстоун не считает первичной умственной способностью:
б) способность к рассуждению;
в) пространственная ориентация.
г) Все ответы неверны.
5. По мнению Томсона, в решении каждой задачи должны участвовать факторы
а) специфические для этой задачи;
б) какие-то немногие;
в) связанные с первичными способностями.
г) Все ответы верны.
6. По мнению Йенсена, абстрактный интеллект
а) состоит из ассоциативных способностей;
б) соответствует уровню I;
в) участвует во взаимодействиях с предметами;
г) позволяет оперировать понятиями.
7. Пластичный интеллект
б) образуется на основе сформировавшегося интеллекта;
в) развивается всю жизнь.
г) Все ответы неверны.
8. По мнению Хебба, интеллект В
а) это потенциальный интеллект;
б) формируется уже во время зачатия;
в) единственный, который можно оценить.
г) Все ответы верны.
а) потенциал, наследуемый от родителей;
б) важнейший фактор, лежащий в основе интеллектуального развития;
в) сравнительно малоизвестная область.
г) Все ответы верны.
а) называется также трисомией 23;
б) связан с возрастом родителей;
в) в 30% случаев бывает наследственным.
г) Все ответы верны.
11. Кретинизм обусловлен
а) отсутствием соли в рационе;
б) отсутствием одной хромосомы 21-й пары;
в) недостатком йода в рационе матери;
г) потреблением матерью определенных препаратов.
12. Какое из перечисленных заболеваний не приводит к серьезным последствиям для плода, если возникает у матери во время беременности:
г) Все ответы неверны.
13. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:
б) правильный физический уход;
в) воспитание родной матерью;
г) психическая стимуляция.
14. В ряде исследований, в которых детей из низших слоев воспитывали в специальных благоприятных условиях, их IQ повышался
15. Вероятность гармоничного умственного развития ребенка выше, если он
а) единственный ребенок;
б) старший в семье из двух детей;
в) младший в семье из двух детей;
г) самый младший в многодетной семье.
16. Школьное воспитание в западных странах
а) благоприятствует развитию детей из низших слоев;
б) опирается на универсальные ценности;
в) дает одинаковые шансы на успех.
г) Все ответы неверны.
17. Умственный возраст по Бине определяется на основании
б) среднего возраста лиц из выборки;
в) числа правильных ответов при тестировании;
г) расположения результата на кривой распределения интеллекта.
18. Чему равен IQ у ребенка с хронологическим возрастом 6 лет и 3 месяца и умственным возрастом 5 лет?
19. В каком из перечисленных тестов для оценки интеллекта взрослых используются одновременно вербальные и невербальные задания:
б) армейский тест А;
20. Уровень интеллекта у человека считается средним, если IQ находится
а) в диапазоне от 80-85 до 115-119;
б) в пределах одного стандартного отклонения от среднего;
в) в пределах IQ для тех 70% лиц, у которых этот коэффициент меньше отклоняется от 100.
г) Все ответы верны.
21. Среди населения в целом доля умственно отсталых лиц, страдающих средней или сильно выраженной дебильностью или глубокой задержкой умственного развития, составляет
22. Нахождение оригинальных решений обусловлено
а) установлением связи с прошлым опытом
б) конвергентным мышлением;
г) Все ответы неверны.
23. Какая из перечисленных черт не является специфичной для творческого мышления?
24. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются
а) высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей;
б) низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей;
в) низким уровнем интеллекта и творческих способностей;
г) высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.
25. Как правило, творческие личности характеризуются
б) хорошим включением в социальную группу;
в) четко установленными представлениями о жизни и обществе.
г) Все ответы неверны.
13-В; 14-В; 15-Н; 16-В; 17-Н; 18-В; 19-Н; 20-В.
Выбрать правильный ответ
1-г; 2-б; 3-а; 4-г; 5-а; 6-г; 7-г; 8-в; 9-а; 10-б; 11-в; 12-г; 13-г;
14-в; 15-б; 16-г; 17-в; 18-г; 19-г; 20-г; 21-г; 22-г; 23-б; 24-а;
В первых теориях интеллекта считалось что он
21. Коэффициент интеллектуальности — это соотношение между….. возрастом и….. возрастом индивидуума, выраженными в…..
22. В шкалах интеллекта Векслера учитывается выполнение….. и….. заданий.
23. Если вычислить для данной совокупности лиц….. отклонение от среднего IQ, равного….. баллам, то будет получено стандартное отклонение в….. или….. баллов.
24. Изучение распределения IQ в популяции позволяет получить кривую, в соответствии с которой у….. % лиц имеется умственное отставание, а у….. % — особо высокий интеллект.
25. Гилфорд различает….. мышление, позволяющее найти единственное точное решение задачи, и….. мышление, направленное на поиск….. решений.
26. Три главные отличительные черты творческого мышления — это………. и…..
27. По-видимому, когда интеллектуальный коэффициент превышает….. баллов….. между интеллектом и творческими способностями исчезает.
28. По-видимому, у женщин творческие потенции………. у мужчин.
29. По данным Уоллака и Кагана, хуже всего адаптируются к школьной среде дети с….. уровнем интеллекта и….. уровнем творческих способностей.
30. Творческие личности обладают большой….. в суждениях, всегда стремятся….. данные из различных областей и….. в своих представлениях о мире.
Верно или неверно?
1. У современных психологов существует общепризнанное определение интеллекта.
2. Большинство психологов не признают существования «общего» интеллекта, имеющегося в разной степени у разных людей.
3. Самый детальный анализ интеллекта осуществил Тёрстоун, выделивший семь видов умственных способностей.
4. Сформированный интеллект — это интеллект, который приобретается в течение всей жизни на основе пластичного интеллекта и опыта.
5. С точки зрения Хебба интеллект A — это потенциальный интеллект, оценить который невозможно.
6. В настоящее время уже многое известно о роли генов в развитии интеллекта.
7. Болезнь Дауна чаще всего наследуется от родителей.
8. Краснуха — это легкое заболевание матери, последствия которого для ее будущего ребенка, к счастью, обратимы.
9. Степень психической стимуляции ребенка в первые месяцы его жизни, по-видимому, имеет огромное значение для его умственного развития.
10. Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у последнего ребенка в семье.
11. Дети из низших слоев общества, даже будучи помещены в другую среду, лишь с трудом компенсируют свою интеллектуальную недостаточность.
12. Умственный возраст — это точный показатель интеллектуального уровня индивидуума независимо от его хронологического возраста.
13. Средний IQ в популяции чаще всего составляет 100 баллов.
14. У ребенка, хронологический возраст которого на год больше, чем умственный, IQ ниже, чем в среднем у детей его возраста.
15. Судя по результатам интеллектуальных тестов, в целом среди населения около 9 % умственно отсталых.
16. Конвергентное мышление используется при поиске единственно правильного решения проблемы.
17. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформулировать множество возможных решений.
18. Человек с нормальным интеллектом обычно обладает и нормальным уровнем творческих способностей.
19. Дети с высоким интеллектом чаще всего хорошо адаптируются к школьной среде независимо от наличия у них творческих способностей.
20. Творческая личность обычно признает общепринятые ценности лишь в том случае, если они соответствуют ее собственным.
Выбрать правильные ответы
1. Впервых теориях интеллекта считалось, что он
б) связан с быстротой восприятия и реакции;
в) неравномерно распределен среди населения.
г) Все ответы верны.
2. В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он
б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде;
в) в основном приобретается;
г) неравномерно распределен у представителей разных рас.
3. По мнению Спирмена, интеллект можно в основном представить как
а) уровень «общего» интеллекта;
б) семь первичных умственных способностей;
4. Вычеркните ту способность, которую Тёрстоун не считает первичной умственной способностью:
Опять нужна помощь по психологии! Выручайте. Буду очень благодарен
Задание 6.2 Выберите правильный ответ (ответы) из предложенных вариантов:
1. Из всех стратегий мышления систематический перебор: а) наиболее утомителен; б) является наиболее строгим методом; в) реже всего используется; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Согласно бихевиористским концепциям развития познавательных функций: а) мысль – это внутренний диалог; б) речь – это мысль, высказанная вслух; в) мыслям всегда сопутствуют неявные движения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. В области развития мышления когнитивистская концепция Брунера придает особое значение: а) двигательной активности; б) мысленным образам; в) речи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4. Согласно Пиаже, развитие мышления связано главным образом: а) с развитием речи; б) с взаимодействием организма и окружающей среды; в) с угасанием процесса ассимиляции; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
5. Принцип специфичности кодирования касается: а) контекста, в котором осуществляется кодирование; б) мотивации субъекта; в) числа повторений одного и того же материала; г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал.
6. В первых теориях интеллекта считалось, что он: а) наследуется; б) связан с быстротой восприятия и реакции; в) неравномерно распределен среди населения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
7. В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он: а) наследуется; б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде; в) в основном приобретается; г) неравномерно распределен у представителей разных рас.
8. Вычеркните ту способность, которую Тёрстоун не считает первичной умственной способностью: а) память; б) способность к рассуждению; в) пространственная ориентация; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
9. Нахождение оригинальных решений обусловлено: а) установлением связи с прошлым опытом; б) конвергентным мышлением; в) инсайтом; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
10. Как правило, творческие личности характеризуются: а) конформизмом; б) хорошим включением в социальную группу; в) четко установленными представлениями о жизни и обществе; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задание 6.3 Ответьте на следующие вопросы.
1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
2. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проиллюстрируйте примерами.
3. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологическое объяснение.
4. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?
5. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
3. Животные видят сны. По крайней мере млекопитающие. По своей собаке заметил. Значит воображение у них имеется, не знаю какое, не спрашивал. Далее, животные могут играться, чаще всего дети. Вероятно это инстинктивно заложено, но если дать мячик собачке, она будет его катать, пинать и брать в зубы. Быть может она представляет, что это круглый и смачный кусок мясца, который её любящий вожак-хозяин даст ей на вечер. Психологическое объяснение не дам. Не психолог и не ветеринар, хоть и немножко не в себе 🙂
5. Я из тех людей, кому сны сняться беспорядочно. То раз в пару месяцев. То раз в неделю. То по нескольку снов за ночь, и даже когда вздремнешь на лавочке у сквера. Но, что удивительно,