в п астафьев васюткино озеро о чем произведение
Название произведения | Васюткино озеро |
---|---|
Автор | Виктор Астафьев |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1952 |
Главные герои
Краткое содержание
Васютка – тринадцатилетний паренек, сын начальника рыбацкой бригады. В конце лета было много дождей, и бригада отца вынуждена спускаться все ниже и ниже по Енисею: рыба ушла на глубину. Скоро мальчика снова ждет школьная жизнь, но пока он помогает отцу, деду и развлекает рыбаков, собирая им кедровые шишки в тайге.
Однажды, собирая шишки, Васютка замечает глухаря. Никогда еще ему не удавалось подстрелить эту ценную птицу. Он стреляет по ней из своего легкого ружья, но только ранит, и глухарь уходит все глубже в лес. Возбужденный Васютка бежит за ним, а когда добывает птицу, понимает, что затесей на деревьях нет. Мальчик заблудился.
Спички, теплый ватник и подстреленный глухарь (хлеб Васютка не решается трогать, пока есть мясо) помогают ему скоротать первую ночь. Лежа на лапнике, мальчик борется со страхом. Взобравшись на высокое дерево утром, он видит, что до горизонта раскинулась хвойная тайга, а берегов Енисея, обрамленных лиственником, не видно. Васютка решает идти на север: через 100 км начнется тундра, где проще быть замеченным. Вечером второго дня мальчик выходит на берег озерца. Он видит стаю уток, но также обнаруживает необычную белую рыбу, которая водится только в проточной воде. Радость настигает его: будь в озере протока, она могла бы вывести к Енисею!
«Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными…»
Усталость отвлекает его от мечтаний: протоки может и не быть, и, подстрелив трех уток, Васютка остается ночевать.
Туманным утром мальчик идет по берегу озера, оказывается, оно намного больше, чем он думал сначала. С удивлением Васютка замечает, что утка, которую он подстрелил и не достал из воды вчера, отнесена на другой край озера. Был туман и безветрие, значит, в озере есть течение. Взволнованный, Васютка обнаруживает желанную протоку, дело за главным: она не должна вести к другому озеру. Идя вдоль речки, мальчик выбивается из сил. Он съедает последний хлеб, спичек остается только четыре. Васютка ночует на берегу протоки.
На рассвете он слышит пароходный свисток вдали. Мальчик бежит из последних сил, и оказывается в устье протоки:
«Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!»
Васюткино озеро
Микропересказ : Мальчик-школьник теряется в тайге и выходит к заповедному озеру, полному рыбы. Найдя дорогу домой, он приводит к новому месту рыболовную бригаду своего отца, после чего озеро называют его именем.
Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.
Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.
Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.
Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но желтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.
К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей. Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.
В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.
Через два дня мальчик отвёл всю рыболовную бригаду во главе с отцом к заповедному озеру, которое рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи, а на карте страны его мог найти только сам Васютка.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Васюткино озеро»
Всего получено оценок: 2922.
О произведении
Рассказ «Васюткино озеро» Астафьева, написанный в 1952 году, во многом автобиографичен, основан на детских воспоминаниях писателя. В своей книге Виктору Петровичу в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Васюткиного озера». Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка: охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.
С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.
Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.
Мальчик выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы» : приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.
Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.
Заключение
В своем рассказе Астафьев выделяет главную мысль: даже в самой сложной ситуации никогда не стоит опускать руки. Нужно преодолевать свой страх и искать пути решения проблемы – только тогда можно надеяться на успех.
Краткий пересказ «Васюткино озеро» будет полезно для читательского дневника. После его прочтения рекомендуем прочесть рассказ Астафьева в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Почему рассказ называется «Васюткино озеро»: разбор произведения
Рассказ «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook
О детском мужестве и отваге, умении выживать и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях идет речь в легендарном произведении Виктора Астафьева. Почему рассказ называется «Васюткино озеро», интересные перипетии сюжета и детальный анализ произведения узнаете из статьи.
«Васюткино озеро»: краткое содержание, герои
«Васюткино озеро» — рассказ о детском мужестве, невероятной выносливости и силе духа, которой могут позавидовать даже взрослые. Реальная история мальчугана из Забайкалья вдохновила Виктора Астафьева создать художественное произведение, которое рекомендовано к изучению в 5-м классе.
Почему рассказ называется «Васюткино озеро», поймете, узнав сюжет динамичного сочинения:
Экспозиция
Рассказ «Васюткино озеро» начинается красочным и живописным описанием природы Забайкалья. Действие разворачивается в низовье полноводной реки Енисей, куда отряд рыбаков, возглавляемый Григорием Афанасьевичем Шадриным, отправляется на осеннюю путину. Ранее рыбаки удили на реке недалеко от дома, но ветер переменился, значительно похолодало (действие разворачивается осенью), и рыба ушла на глубину.
Почему рассказ называется «Васюткино озеро»: Nur.kz
Завязка сюжета
Завязка сюжета «Васюткино озеро» такова: теряется ребенок Григория Афанасьевича — Васютка. Мальчуган-подросток часто сопровождал отца в рыбацких экспедициях, и этот случай не стал исключением:
Он пошел в тайгу за кедровыми орешками — любимейшим лакомством рыбаков. Поскольку ближайшие деревья к лагерю были без плодов, парнишка отправился вглубь тайги, двигаясь по засечкам на стволах. Ему удалось не просто собрать неплохой урожай орехов, но и подстрелить глухаря. Но когда Васютка поймал добычу, то понял, что заблудился.
Кульминация
Мальчишка семь дней бродил по страшной, сырой и дикой тайге. Ему приходится решать взрослые вопросы:
Благодаря смелости, собранности и силе духа он преодолел все препятствия. Более того, Васютка понял, как выбраться, идя по течению реки. Наибольшее напряжение у читателя вызывает момент, когда школьник пытается сесть на пароход, но попытки привлечь внимание капитана судна оказались тщетными.
Образ главного героя в «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook
Развязка
Отважного парнишку ждал хороший исход. На следующий день после ночевки на берегу реки Васютку увидел дядька Коляда, который на боте проплывал мимо. Он доставил потерявшегося ребенка к отцу. Мальчик не преминул рассказать папе о своей находке — чудном озере, где много рыбы. Это помогло всей бригаде переключиться на озерный лов, а озеро это назвали в честь Васютки.
Анализируя рассказ «Васюткино озеро», главные герои которого поражают силой духа, акцентируем внимание на образе Васютки:
Васютка Шадрин — настоящий пример самоотверженности, непоколебимой силы духа, недетской мужественности и выдержки, которая нужна для выживания в проблемной ситуации.
Почему рассказ называется «Васюткино озеро»
Чтобы понять, чему учит рассказ «Васюткино озеро», важно внимательно проанализировать произведение комплексно:
История создания
История создания рассказа «Васюткино озеро», вопросы по которому задаются ученикам средней школы, корнями уходит в детство писателя. Виктор Астафьев признавался, что он пересказал по памяти детское сочинение, основанное на реальных событиях.
В рассказе совпадает даже имя бригадира рыбаков, а сам главный герой — представитель древней династии сибирских промысловиков. Мальчик действительно потерялся в тайге и прожил там около семи дней.
Виктор Астафьев, став уже именитым писателем, вспомнил об этой истории и вдохновился: рассказ написал в 1952 году. Мир смог познакомиться с этим произведением спустя несколько лет — в 1956-м.
Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook
Рассказ «Васюткино озеро»: тема и конфликт произведения
Тема рассказа «Васюткино озеро» имеет несколько ответвлений:
Главный конфликт рассказа «Васюткино озеро» — любовь и потребительское отношение человека к природе. Важно научиться уважать те дары, что получаем от природы, ценить их и приумножать, ведь расплата может быть слишком жестокой.
Особенности композиции и жанр
«Васюткино озеро» — классический пример рассказа. Вначале повествования автор ведет речь от третьего лица. Изложение последовательное и ритмичное, динамика нарастает вплоть до кульминации.
Минимальное количество героев помогает сконцентрировать внимание читателя на главном персонаже — Васютке. Постоянные сравнения делают картину более красочной и эмоциональной.
Виктор Астафьев — настоящий маэстро слова, который превозносит силу человеческого духа. Его рассказ — это история о мужестве и взрослении мальчика, который благодаря путешествию по тайге избавился от легкомысленности, научился быть мудрым и ответственным.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа
Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Астафьев. Краткие содержания произведений
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Главный герой
Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
Главные герои
В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.
Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.
Анализ рассказа
Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.
Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.
Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.
Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.
Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.
Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
средняя общеобразовательная школа села Ягодного
Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)
— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;
— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;
— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке:
, презентация к уроку.
I. Эмоциональный настрой
— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)
— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
II. Организационный момент
— Цель нашего урока доказать:
человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.
Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ.( Приложение №1)
III. Вопросы беседы
1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро
2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?
3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.
(запишите слово тайга в словарь).
ТАЙГА
СЛОВАРЬСлайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)
4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,
как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.
Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,
который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).
Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?
ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ
1 Сообщение учащегося.
Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.
— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?
Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.
По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)
— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.
— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)
Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд
(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.
— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?
(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)
Вдруг впереди что-то захлопало
…
Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?
(Хлопанье крыльев глухаря)
Глухарь – красивая, умная птица
— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?
— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130
… « Теперь всё – догоню…..
— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка? ( Где же затеси?)
— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?
(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)
Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. 131
). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон
. Запишите его в тетрадь) Слайд
Работа по картам. Записать приметы
. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)
— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?
2 сообщение учащегося.
Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.
Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.
— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?
— Какое чувство охватило Васютку?
— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.
— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.
— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)
— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?
— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)
— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?
(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).
… Тайга…Тайга… Без конца и без края…
— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.
— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)
— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)
— Каким видится озеро автору, Слайд
— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138
. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.
— Какой была эта ночь?
— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)
— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.
— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка – тягун – озеро проточное
— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.
— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд
4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?
( Записать породы рыб)
— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.
— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд
(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)
3 сообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь
считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд
Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?
(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)
(Опрос по записям в таблице.)
Если ты заблудился. ПАМЯТКА
— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)
Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
Природа – мать, кормилица
Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”
Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.
Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)
В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.
Работа по картам. Защита работ.(Записать какие уроки извлекли из рассказа)
Заключительное слово учителя
Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —
Васюткиного озера сияние!
IV. Итог урока. Домашнее задание
1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня
научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”
2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ
3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)