в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, Аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

«Аи» — собирательное название французских шампанских вин из
винодельческого центра Аи.
Название происходит от французского ai (или ay), восходит к
французскому le vin d’Ay — вино из Аи, центра виноделия Шампани.

Производство шампанских вин в Аи началось в конце XVII века. В конце XVIII
века вина из Аи, как и другие шампанские вина, появились в России. В настоящее
время в Аи изготавливаются шампанские вина марок «Боланже» (с 1829 г.) и
«Айала» (с 1860 г.).

Аи в русской культуре

В русской культуре Аи связывается со сложившимся в русской поэзии первой
половины XIX в. литературным символом свободы и молодости. Уже у П. А.
Вяземского в стихотворении «К партизану-поэту» (1814):

«Дар благодарный, дар волшебный

Кипит, бьёт искрами и пеной! —

Так жизнь кипит в младые дни!»

Антон Дельвиг также упоминает Аи:

Завернувшись, мы уйдём

И за мрачными брегами

Встретясь с милыми тенями,

Тень Аи себе нальём.

В зрелом возрасте другие символы:

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:

«К Аи я больше не способен;

Аи любовнице подобен

Блестящей, ветреной, живой,

И своенравной, и пустой…

Но ты, Бордо, подобен другу,

Который, в горе и в беде,

Ассоциации Аи со свободой были столь велики, что в 1826 году цензор
запретил стихотворение Е. А. Баратынского «Пиры», увидев в сравнении вина с
«гордым умом, не терпящим плена» намёк на декабрьское восстание.

К началу XX века Аи стало символизировать утончённую, богемную атмосферу:

А. А. Блок «В ресторане»:

«Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Во второй половине XX века в качестве одного из символов русской культуры
упоминает Аи Т. Кибиров («Послание Л. С. Рубинштейну»).

Для Е. Евтушенко Аи становится символом ушедшей эпохи.

Источник

Александр Блок — В ресторане: Стих

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком в 1910 г. Считается, что оно посвящено актрисе О. Судейкиной. У поэта были очень сложные взаимоотношения со своей женой. Они уже давно не жили вместе, короткие встречи напоминали мимолетные свидания. Блок продолжал считать жену своей поэтической музой, но это не мешало ему заводить новые романы. Поэт уже был достаточно известным человеком, поэтому часто проводил вечера в богатых ресторанах. В один из таких вечеров он встретил таинственную незнакомку и описал эту встречу в стихотворении.

Хотя Блок и описывает реальный случай из жизни, вечер в ресторане сразу же приобретает мистический оттенок («он был или не был»). Тем самым поэт подчеркивает, что случившееся вполне могло быть просто сном или плодом разгоряченного воображения.

Лирический герой находится в ресторане. Зал переполнен, но он все равно ощущает свое духовное одиночество. Автор одинок, потому что не может никому поведать о своих чувствах. Окружающая его толпа не способна понять сложный внутренний мир поэта. Внезапно в нем просыпается надежда в образе незнакомой женщины. Он делает ей символический подарок – черную розу в бокале вина. Этим он выражает свою глубокую печаль и надеется встретить в женщине понимание.

Лирический герой и незнакомка встречаются глазами. Ее взгляд, как и полагается приличной женщине, надменный, а у него – «смущенный и дерзкий». Такое противоречивое сочетание указывает на то, что душевное равновесие автора нарушено. Он не ожидал, что женщина произведет на него такое впечатление. Но и строгое равнодушие незнакомки поколеблено: ее замечание своему кавалеру звучит «намеренно резко». Этого мимолетного обмена взглядами хватило, чтобы главные герои почувствовали свое душевное родство. Вероятно, женщина также испытывает острое одиночество. Ее кавалер – всего лишь попытка скрыть одиночество от окружающих.

Внезапно грянувшая музыка подтвердила, что роковая встреча произошла. С этого момента лирический герой и незнакомка существуют только друг для друга. В иллюзорном мире никого уже нет кроме них. Автор замечает это по едва уловимым изменениям в облике женщины («презрении юном», «дрожанье руки»). Незнакомка, стремясь избавиться от наваждения, поспешно направляется к выходу. На ее порывистое движение отзываются все прежде дремавшие чувства и ощущения лирического героя.

В воображаемом мире их общение не прекращается. Отражение женщины в зеркалах ведет с автором своеобразную игру: один за другим бросает взгляды и кричит: «Лови!». Даже музыка подхватывает эту игру. В ней и в песне цыганки звучит мотив любви.

У Блока и О. Судейкиной любовные отношения все же не сложились. Но поэт не зря придавал встрече большое значение. Со временем они стали очень близкими друзьями.

Источник

Я послал тебе чёрную розу в бокале.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

А. Блок «В ресторане»

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)

Самым «романтичным» поэтом Серебряного века смело можно считать Александра Александровича Блока. Большинство стихов поэта посвящены теме Любви. Многомудрый Литрекон представляет анализ по плану одного из произведений Александра Александровича «В ресторане» и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье.

История создания

Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:

«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»

В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!

Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.

Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.

Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.

Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.

Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.

Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.

«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)

Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.

Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.

Образы и символы

Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.

Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.

Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.

Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.

Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.

Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.

«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)…»

«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер)…»

В описании дамы также можно заметить некое подобие.

«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами…»

«Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка…»

Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.

Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.

Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».

«…раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари…»

Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.

Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…»

Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.

Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.

Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.

«…в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…»

«Зашептались тревожно шелка.»

«И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.

«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»

Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».

Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.

Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.

За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.

Основная идея

Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.

«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.»

Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.

Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.

Средства выразительности

Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности.

Источник

«В ресторане» анализ стихотворения Блока по плану кратко – жанр, разбор, художественные приемы

Стихотворение Александра Блока «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной – женщине, с которой у поэта были романтические отношения.

Настроение стихотворения – элегическое. Оно пронизано грустью, размышлениями о безответных чувствах.

В данном произведении лирический герой встречается в ресторане с дамой, которая его очаровывает. В её образ автор вкладывает черты Судейкиной, которая была красивой женщиной. Несмотря на то, что она сидит с другим кавалером, он посылает ей черную розу в бокале золотого аи. Блок известен как поэт – символист. Здесь и сам цветок, и сочетание черного с золотом – неспроста. Это будто говорит о какой- то внутренней беде, боли, которая закована во внешний шик и роскошь. Героиня реагирует презрительно на такой жест, но по следующим строкам: «Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала// И, бросая, кричала :« Лови!»» мы видим, что она приняла этот знак внимания ближе, чем могло показаться. Возможно, это значит, что она ощутила ту же печаль, которую чувствует этот человек. Сравнивая её с испуганной птицей, автор намекает на то, что эта женщина способна чувствовать свободу, что ей тесно здесь.

Помимо этого сравнения, поэт использует много других средств, для описания героини : олицетворения (задремали ресницы, зашептались шелка) создают очень живой образ, будто бы все на даме движется; повторы (бросала, бросая взоры) также подчеркивают её выразительность. Синтаксические приемы типа параллелизма «Ты рванулась, ты прошла» тоже описывают живость её образа.

Стихотворение нам открывается потрясающим описанием пейзажа:

«Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.»

Автор уточняет, что не помнит, был ли этот вечер вообще или нет. Смешение сна, иллюзии с реальностью — все это характерно для творчества Блока. Именно поэтому, в пятой строфе, автор сравнивает свою героиню со сном. Она для него тоже — что-то из другого мира.

Финал стихотворения тоже отводит наш взгляд от сцены с героиней. Автор возвращается к описанию окружающей обстановки:

«А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви».

Конечно, мироощущение автора в этом стихотворении совершенно другое, нежели в стихах более раннего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Да и чувство любви здесь описано по–другому. Это уже поздний Блок. И это произведение является одним из главных, характеризующим его последний этап творчества.

Стихотворение «В ресторане». Александр Блок.

в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Смотреть фото в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Смотреть картинку в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Картинка про в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Фото в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки
Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови. » А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

«Песня про купца Калашникова» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, история создания, жанр, проблемы

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Анализ стихотворения

Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад. Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей.
Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой. Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие. А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Новая муза

Женщины, которые появлялись в жизни Блока после любимой жены, не вызывали у него таких ярких чувств. Но он продолжал творить и презентовать свои творения новым избранницам. Возможно, это был хитрый ход продуманного и уже опытного в отношениях мужчины, возможно, женщины и правда вдохновляли великого человека на создание настоящих шедевров, в любом случае – свое стихотворение «В ресторане» Блок посвятил своей новой избраннице – Ольге Судейкиной. На тот момент, в 1910 году, между молодыми не было никаких романтических отношений. Да, они были знакомы с глубокого детства, часто пересекались на творческих вечерах и вращались в общих кругах среди хороших друзей и знакомых, однако, ни о каких чувствах или отношениях речи не шло – их общение полностью отражено в стихотворении, и из него видно, что Ольга была особой популярной, вызывала восхищенные взгляды и не удивлялась тому, что в нее влюблялся очередной мужчина, пусть и давно ей знакомый.
Здесь Блок в очередной раз показал себя, как человека непросто тонко чувствующего, но способного к настоящим предсказаниям своей и чужой судьбы. Ранее он написал пророческую «Россию», и, видимо, подобное видение будущего стало для него привычкой.

В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера. Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания. Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину. Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения.

Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно. Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое. Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.

Анализ стихотворения А.А. Блока «В ресторане»

Чтобы правильно провести анализ стихотворения «В ресторане», нам необходимо обратиться к дате его написания и определить значение этой даты в жизни А. Блока. Это произведение было создано в 1910 году и включено в цикл «Страшный мир». Название говорит об общем мотиве содержания стихотворений того периода. А именно – мотив раздумий о месте человека в большом и страшном мире, окружающем его со всех сторон, стремящемся подавить как личность. Здесь полностью отсутствуют идеалистические идеи раннего творчества А. Блока. Происходит здесь и переход от возвышенного облика Прекрасной Дамы к самым низам любовного восприятия. Героини его произведений, проходя все уровни преклонения перед ними и уважения к ним, наконец, спускаются к уровню женщины не просто земной, но и очень приземленной.

Продолжая анализ стихотворения «В ресторане», давайте подробнее рассмотрим содержание и используемые автором метафоры, описательные обороты, а также другие средства художественной выразительности.

Примечательно то, что даже несмотря на общий пронизывающий стихотворение приземленный образ женщины, простой и не имеющей никакого понятия о высоких сферах, с самого начала лирический персонаж испытывает сильное волнение, даже тревогу. А. Блок выражает это при помощи описания пейзажа – здесь и пожар зари, подчеркивающий внутреннее смятение персонажа, и бледное, золотое небо, выражающее общую усталость его чувств.

В следующих строках мы видим развитие сюжета стихотворения, как начало рассказа о любви, и уже одно то, что любовь эта начинается с черной розы, отосланной в бокале небесно-золотого (этого цвета светлой тоски, уже упомянутого ранее), вина, означает, что счастливого конца здесь не будет.

Неуверенность, обозначенная в первых строках произведения, остается с лирическим персонажем и дальше по ходу развития ситуации, однако, как видно из повествования, он все же ее скрывает ото всех остальных, тем самым обозначая свою отстраненность, обособленность от прочих людей, отсутствие нужды в их жалости и обществе.

А. Блок заканчивает свое стихотворение очень знаковыми строками о цыганке, «визжащей» о любви, низводя возвышенную любовь до любви бытовой, покупаемой и продающейся, потому что, разумеется, ни о какой другой любви «визжать» нельзя. Для этого же употреблены им яркие, жизненные, материальные цвета, такие, как алый.
.

Финал

в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Смотреть фото в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Смотреть картинку в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Картинка про в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки. Фото в ответ что то грянули струны исступленно запели смычки
Конечно, между поэтом и его новой музой просто не могло родиться никаких серьезных отношений – Александр всем сердцем любил свою жену, а Ольгу вполне устраивал ее образ жизни – у нее была и успешная карьера, и просто восхищающее количество ухажеров вокруг. Однако, эти двое и дальше пересекались на различных вечерах – Ольга ходила на поэтические выступления, Александр был поклонником разных видов творчества – казалось, сама судьба объединяет этих людей, однако, между ними установилась совсем иная, возможно, даже более высокая форма отношений.
Постепенно Ольга и Александр стали самыми близкими друзьями – ей он мог доверить абсолютно все. Она ему рассказывала о своих жизненных ситуациях, они проводили вместе очень много времени. Стихотворение «В ресторане» стало своеобразным пророчеством, в котором Блок описал, что романтические чувства между двумя людьми уже не появятся, ведь искра должна пробежать в первые секунды, но та химия, которая произошла в тот вечер, стала стартом для появления настоящей, искренней дружбы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.

История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Жанр и композиция

Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката. Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале. Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.

Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Анализ стихотворений«Спит ковыль. Равнина дорогая» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, лирический герой, метафоры

Анализ стихотворений«В дороге» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – жанр, тема, идея

Ссылки

Смотреть что такое «Аи (вино)» в других словарях:

    Ср. растительная жидкость, перешедшая третью степень брожения (1. квасное, 2. сахарное, 3. винное, 4. гнилое) и получившая от этого пьяное свойство. Вино хлебное, водка, горячее вино, зелено вино, перегоняемое в кубе из заквашенного хлебного… … Толковый словарь Даля

Вино из одуванчиков Dandelion Wine Жанр: роман

Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Вино Вино передает каждому, кто пьет его, четыре состояния. Сначала человек становится похожим на павлина он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер … Сводная энциклопедия афоризмов

Вино из одуванчиков Dandelion Wine Жанр: роман Автор: Брэдбери, Рэй Язык оригинала: английский Публикация: 1957 г. «Вино из одуванчиков» (англ. Dandelion Wine) роман … Википедия

— (2) 1. Хмельной напиток из винограда: Бишася денъ, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. …Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбріи Русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. 18. А Святъславь… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Из дореволюционной студенческой застольной песни: Так наливай, брат, наливай, наливай! Всё до капли выпивай, выпивай! Вино, вино, вино, вино, Оно на радость нам дано. Видимо, анонимные авторы этих слов вдохновлялись очень популярным в свое время… … Словарь крылатых слов и выражений

См … Словарь синонимов

Вино, подобно другим хмельным напиткам, вызвало у всех народов множество разнообразных сказаний, касающихся особенно его происхождения. Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные напитки были известны, и особенно ценился… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вино веселитъ сердце человѣка. Ср. Много есть у меня Для пировъ серебра, Для бесѣдъ красныхъ словъ, Для веселья вина. Кольцовъ. Пѣсня. Ср. Я до отставки не пивалъ: Спросите, скажетъ весь кварталъ. Теперь же съ горя какъ напьюся, То будто бы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Винные плантации в регионе производства Вино Верде в Минью, Португалия … Википедия

Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? вина, чему? вину, (вижу) что? вино, чем? вином, о чём? о вине; мн. что? вина, (нет) чего? вин, чему? винам, (вижу) что? вина, чем? винами, о чём? о винах Вино это алкогольный напиток, который… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови. » А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Стихотворение А.Блока «В ресторане» написано в 1910 году спустя 4 года после стихотворения «Незнакомка» и 7 лет после выхода в «Северных цветах» поэтического дневника Блока, цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Еще в 1901 году в стихотворении «Предчувствую тебя…», входящем в цикл, поэт пророчески написал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Действительно, образ Прекрасной Дамы с 1901 года в творчестве Блока очень сильно трансформировался. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» мы видим поэтический, идеальный и потому недостижимый образ лирической героини, то в стихотворении «Незнакомка» эта наивность, ирреальность, неопределенность образа Прекрасной Дамы исчезла. Здесь появляется мотив сомнения в реальности образа Прекрасной Дамы:

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Образ таинственной Незнакомки приобретает земные черты: героиня появляется здесь, в ресторане, «медленно пройдя меж пьяными». Пошлость земного мира не вяжется в голове лирического героя с идеальным женским образом. Образ Прекрасной Дамы окончательно приобретает земные черты в стихотворении «В ресторане». Сложные взаимоотношения Блока с женой Л.Д. Менделеевой, многочисленные увлечения обоих супругов «на стороне» не могли не сказаться на мировоззрении А.Блока. Новой музой поэта стала актриса и художница Ольга Судейкина. Несмотря на то что Блок был знаком с ней с самого детства и никогда не воспринимал эту женщину как свою возлюбленную, именно ей он посвящает стихотворение «В ресторане».

Поэт описывает вечер в одном из ресторанов. Здесь, уже в полной мере звучат урбанистические мотивы: город с его суетой и порочностью вовлекает героя в водоворот событий, в том числе, и любовных. Перед ним не сон, не видение, а вполне реальная женщина, явно искушенная в любовных делах, ведь каждый новый, полный восхищения взгляд, брошенный в ее сторону, вызывает у нее лишь скуку и обреченность:

Да и сам герой уже явно не бедный монах или рыцарь, каким был в «Стихах о Прекрасной Даме». Нет, это уже вполне респектабельный мужчина, позволяющий себе не только часто бывать в ресторане, но и оказывать знаки внимания понравившимся ему женщинам:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Символика, конечно, сохранилась: преобладание желтого («желтая заря»

) и золотого (
«золотой аи»
) у Блока символизирует разрушение. Недаром бледное небо
«сожжено пожаром зари»
, а фонари, горящие на желтом небе, не сливаются с ним, а выделяются ярким пятном — желтое на желтом. Интересно отметить, что теперь герои все время меняются ролями: то он смотрит смущенно, но дерзко, то она демонстрирует растерянность
«чуть заметным дрожаньем руки»
и
«движеньем испуганной птицы»
. И эта своеобразная дуэль происходит
«в переполненном зале»
, под аккомпанемент целой какофонии звуков:
«исступленно запели смычки»
,
«монисто бренчало»
,
«цыганка визжала заре о любви»
. И все-таки в этом стихотворении, как ни странно, сохранилась связь с «Незнакомкой». Вновь возникают знакомые детали — духи и шелка:

Снова герой ощущает нереальность происходящего: «Он был или не был, этот вечер…»

А сама героиня возникает как будто во сне:
«Ты прошла, словно сон мой легка…»
Все это уже было в четыре года назад в «Незнакомке». Однако последнее четверостишие стихотворения «В ресторане» расставляет все на свои места. Начинающееся с противительного союза «но», оно резко контрастирует со всей предыдущей картиной. Счастливое видение оборачивается жестокой явью. Героиня, отражаясь в многочисленных зеркалах, разрушает иллюзию счастья, а призывные взгляды оттуда,
«из глуби зеркал»
, подтверждают теорию о том, что все в этом мире продается и покупается, даже любовь. Визжащая о любви цыганка является достойным завершением эволюции женской героини в стихах Александра Блока. Если в раннем творчестве героиня была сродни богине, ее и увидеть-то можно было только на образах, то есть иконах, то в «страшном мире» предреволюционных лет она действительно
«изменила облик»
— стала продажной, как впоследствии Катька из поэмы «Двенадцать». В чем причины такого изменения? Возможно, сам поэт со временем разочаровался в любви.

Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови. » А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *