в о шервуд что построил
ШЕРВУД
ШЕРВУД, семейство русских архитекторов и художников, представителей историзма и модерна.
Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд
(1832–1897), отец семейства, архитектор и теоретик. Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848–1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.
Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», – несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876–1881). Мастер осмыслял это здание – своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади – как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т.е. еще одного «исторического храма»; 1880–1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1).
Сергей Владимирович Шервуд
(1858–1899), старший сын В.О.Шервуда, родился в Москве 1 (13) декабря 1858. Окончил МУЖВЗ (1889). Работал архитектором, не раз помогал отцу. В своих церковных постройках придерживался его «неорусской» стилистической ориентации (соборный Казанский храм Шамординского Свято-Амвросиевского монастыря (Калужской губернии), 1895–1901), в проектах же частных особняков свободно варьировал различные декоративно-тектонические формулы (необарочный особняк на Пятницкой в Москве, 1897). Умер С.В.Шервуд в Москве 17 (29) августа 1899.
Владимир Владимирович Шервуд
(1867–1930), средний сын В.О.Шервуда, родился в Москве 5 (17) мая 1867. Тоже был зодчим, причем известен гораздо большим количеством построек. Окончил МУЖВЗ (1895). Жил в Москве. По его проектам здесь в 1900 – первой половине 1910-х годов был выстроен целый ряд доходных домов – в Милютинском (1899–1900), Хлебном (1903), Черниговском (1906) переулках, на Бауманской улице (1902–1906), Покровке (1909) и др.) – преимущественно в духе модерна. В качестве архитектора Московского купеческого общества (с 1903) и члена комиссии по переустройству Нижних торговых рядов, т.е. нынешнего района между ГУМом и Зарядьем, внес большой вклад в обновление делового центра древней столицы. В ряде его произведений (например, комплексе деловых, ныне административно-правительственных зданий на Старой площади, 1914) модерн уже заметно уступает место более рациональной, как бы предконструктивистской стилистике – прежде всего, в строгом ритме больших прямоугольных окон. После революции 1917 строительной практикой почти не занимался. Умер В.В.Шервуд в Москве 18 июня 1930.
Леонид Владимирович Шервуд
(1871–1954), младший сын В.О.Шервуда. Занимался скульптурой, соединив модерн с программой соцреализма. Родился в Москве 16 (28) апреля 1871. Получил художественное образование в МУЖВЗ (1886–1891), где главным его наставником был С.И.Иванов, а также в петербургской Академии художеств (1893–1898), – там учился у В.А.Беклемишева. Продолжал учебу в Париже, куда приехал в качестве «пенсионера» Академии: в 1899–1900 посещал академию Р.Жюльена, пользуясь советами О.Родена и А.Бурделя. По возвращении на родину жил в основном в Петербурге-Ленинграде. К его наиболее значительным дореволюционным произведениям принадлежат надгробия Г.И.Успенского и Н.Г.Гарина-Михайловского на Волковом кладбище (оба надгробия – бронза, гранит, 1904), памятник адмиралу С.О.Макарову в Кронштадте (бронза, гранит, 1913), а также надгробие археолога А.В.Тищенко на Смоленском кладбище (гранит, мрамор, 1914). Работал над надгробным памятником М.А.Врубелю, который, однако, остался лишь в виде эскиза (1910–1917, гипс, Русский музей). По этим произведениям четко прослеживается его творческая эволюция от импрессионизма к модерну. После революции 1917 работы Шервуда – памятники А.Н.Радищеву (1918) и А.И.Герцену (1918–1919), в обоих случаях открытые и в Петрограде, и в Москве; сохранился лишь гипсовый Радищев, ныне находящийся в собрании московского Музея архитектуры имени А.В.Щусева, – вошли в число первых произведений «монументальной пропаганды». Исполнил целый ряд официозных скульптурных портретов, как для выставок, так и для установки в госучреждениях (П.Л.Войков, гипс, 1927, Русский музей; И.В.Сталин, бронза, 1928, Музей политической истории, Петербург; и др.). Особой популярностью пользовалась исполненная им символически-типажная фигура героического Часового (1933), вошедшая в число канонических образцов соцреализма. Активно работал как педагог: с 1918 преподавал в бывшей Академии художеств в Петрограде и других институтах. В 1937 опубликовал мемуарную книгу Путь скульптора. Умер Л.В.Шервуд в Ленинграде 23 августа 1954.
Шервуд Л.В. (альбом). М., 1955
Кириченко Е.И. Архитектор В.О.Шервуд и его теоретические воззрения – Архитектурное наследство, выпуск 22, 1974
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998
Владимир
Осипович Шервуд
Биография и информация
Родился в имении Истлеево (Тамбовская губерния) 18 (30) августа 1832 в семье английского инженера Джозефа Шервуда, приглашенного в Россию для строительства каналов. Оставшись в пятилетнем возрасте круглым сиротой, находился под опекой сестры матери, художницы-акварелистки Д.Н.Кошелевской. Занимался в Московском дворцовом архитектурном училище (1848–1849), а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 со званием свободного художника по пейзажу. В 1860 по приглашению Ч.Диккенса приехал в Лондон, где работал (преимущественно как живописец) пять лет, написав, в частности, семейный портрет Диккенсов. Вернувшись в Россию, продолжил образование в петербургской Академии художеств, окончив ее в 1869. Писал пейзажи и заказные портреты, продолжая самостоятельно изучать архитектуру, в том числе опыт древнерусского зодчества. Жил преимущественно в Москве.
Примкнув к историзму национально-романтического толка, Шервуд стал едва ли ни самым ярким представителем той разновидности «русского стиля», который принято именовать «стилем Александра III», – несравнимо более монументально-официальным в сравнении с предшествующим ему «ропетовским». Своеобразным манифестом этого стиля стало здание Исторического музея в Москве, конкурсный проект которого (1875) Шервуд выполнил совместно с архитектором А.А.Семеновым (сама постройка была осуществлена в 1876–1881). Мастер осмыслял это здание – своим краснокирпичным «древнерусским» декором и шатровыми башнями активно перекликающееся с ансамблем Красной площади – как эстетический храм национальной истории, изложив свой замысел в специальной брошюре (Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Императорского Высочества наследника цесаревича, 1879). Позднее опубликовал книгу Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика (1895), ставшую программным выражением идей культурологического славянофильства (в духе Н.Я.Данилевского) в историко-художественной сфере. Среди других его произведений наиболее известны московские монументы: памятник гренадерам, павшим под Плевной (в виде украшенной батальными горельефами часовни в «русском стиле», т.е. еще одного «исторического храма»; 1880–1887), и более скромный по масштабу однофигурный памятник хирургу Н.И.Пирогову (1897). Умер В.О.Шервуд в Москве 9 (21) июля 1897. В 1996 вышла в свет часть его неопубликованных воспоминаний («Московский журнал», № 1).
vinalnik
ТРЕНЕР «ГАЗМЯСА»
Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд (18 августа 1832, Тамбовская губерния—9 июля 1897, Москва) — выдающийся российский живописец, архитектор, скульптор.
Автор проектов здания Исторического музея на Красной площади в Москве (1875—1881), памятника-часовни «Гренадерам — героям Плевны» (1887).
Отец архитектора В. В. Шервуда, скульптора Л. В. Шервуда, дед (по материнской линии) художника В. А. Фаворского.
Биография
В. О. Шервуд родился в селе Ислеево Елатомского уезда Тамбовской губернии, где его отец владел суконной фабрикой. Происходит из обрусевшего древнего английского рода (его дед, английский техник Вильям в 1800 году приехал на работу в Петербург и навсегда остался в России).
В шесть лет остался сиротой и воспитывался вначале у тёти в Москве, а с восьми лет в Московском сиротском доме. Учился в Архитектурной школе при Московской дворцовой конторе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 году, со званием свободного художника пейзажной живописи.
В 1860-х пять лет прожил в Англии, занимаясь живописью и архитектурой. В 1868 году за картину «Беседа Христа с Никодимом» Академия присвоила Шервуду звание классного художника третьей степени, в следующем году за представленные на выставку портреты — художника первой степени, а в 1872-м — академика живописи. Занимался скульптурой и изучением древнерусского зодчества.
В 1875–1881 по проекту В. О. Шервуда и инженера А. А. Семенова было построено здание Императорского Российского Исторического Музея.
В 1887 году в Ильинском сквере был установлен памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» (архитектор и скульптор В. О. Шервуд, инженер-полковник А. И. Ляшкин).
В 1897 г. В. О. Шервуд создал памятник хирургу Н. И. Пирогову, который был установлен 3 августа перед зданим хирургической клиники академии имени И. М. Сеченова на Большой Пироговской улице.
Умер 9 июля 1897 года (не дожив до открытия памятника Пирогову). Похоронен на Старом Донском кладбище.
Работы
Здание Императорского Российского Исторического Музея на Красной площади в Москве (совместно с А. А. Семеновым) (1875–1881)
Памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» (совместно с А. И. Ляшкиным) (1887, пл. Ильинские ворота)
Памятник хирургу Н. И. Пирогову (1897, Большая Пироговская ул.)
Памятник императору Александру II в Самаре (1881, открыт в 1889)
Дворец истории
Мало кто знает, что знаменитое здание Исторического музея на Красной площади столицы придумал не архитектор, а художник Владимир Иосифович Шервуд. И что это единственная крупная постройка в биографии известного зодчего. МОСЛЕНТА решила исправить это и рассказать о его непростой судьбе, его удивительных родственниках и его шедеврах.
Привет из Херсонеса
Инициатором создания музея истории земли русской был граф Алексей Сергеевич Уваров — один из первых серьезных исследователей отечественной старины, основатель Московского Археологического общества.
А еще он был сыном знаменитого николаевского министра просвещения, автора незабвенной триады «православие, самодержавие, народность». Того самого министра Сергея Семеновича Уварова приято считать этаким ретроградом и душителем свободы, что справедливо лишь отчасти. И уж неучем его точно назвать нельзя.
Уваров-старший в свое время был весьма известным историком, автором работ по антиковедению и классической археологии, входил в литературное общество «Арзамас», где состояли Пушкин, Вяземский, Жуковский, Батюшков и другие уважаемые господа.
Много лет Сергей Семенович возглавлял Академию наук (тогда президента назначал монарх), а впоследствии стал настоящим академиком. Служение государю не позволило ему в полной мере реализовать себя как ученого, зато его единственный сын пошел именно по исследовательской стезе.
Утвержденный проект Исторического музея
Изображение: картина Владимир Осипович Шервуда
Уваров-младший прославился как один из первых профессиональных русских археологов. С учетом того, что археологии как науки в середине XIX века еще не существовало, можно сказать, что он был одним из тех, кто закладывал основы научного изучения древних памятников. Он работал в Суздале, Ярославле, Москве, в Причерноморье и Крыму. Несколько лет исследовал Херсонес Таврический, открыл самый большой храм города, по сей день именуемый в его честь Уваровской базиликой.
Граф по понятным причинам был одним из первых, кто столкнулся с проблемой хранения найденных артефактов. Тогдашние «любители древностей» копали в основном для личных коллекций, но основатель и первый глава Московского Археологического общества мыслил категориями научными и государственными. Эрмитаж — единственный публичный музей страны, открытый в 1852 году для широкой публики — не мог вместить всего объема поступающего материала. Поэтому Уваров настаивал на создании музея отечественной истории в Москве.
Поводом к организации музея стала Политехническая выставка 1872 года, организованная к двухсотлетию со дня рождения Петра I. На нее в Москву привезли множество экспонатов (в том числе, из Эрмитажа), которые были размещены во временных павильонах.
Выставка закончилась, а артефакты решили оставить в первопрестольной – они-то и легли в основу коллекций Исторического и Политехнического музеев.
Но для нового музея необходимо было здание, желательно, в центре города. На помощь энтузиастам благородно и безвозмездно пришла Московская городская дума. Ей «по наследству» досталось старинное здание Земского приказа, что стоял на Красной площади, которое члены Думы в 1874 году и пожертвовали на благо просвещения горожан.
Здание Исторического музея, 1926 год
Обветшавший дом XVII века разобрали и задумались о постройке нового, для чего объявили конкурс проектов. Участвовали в нем самые видные зодчие своего времени, а победил человек, на счету которого не было ни одной постройки — русский художник с английской фамилией Владимир Шервуд. Похоже на чудо, но это правда.
Тайны Шервудского древа
Шервуды появились на Руси на рубеже XIX века, когда государь Павел I возжелал завести в берегу Невы (там, где сейчас Обуховский завод) «большую механическую мануфактуру, которая производила бы хлопковую и шерстяную пряжу и ткани…».
Стоит отметить, что механическое прядение на тот момент только-только было изобретено в Англии, а Павел с великой морской державой дружил, посему и отправил через британский двор приглашение тамошним мастерам. Так в 1800 году в Санкт-Петербурге оказался уроженец Гринвича (графство Кент), мастер Уильям Шервуд.
Британец прижился, перевез семью, стал на русский манер именоваться Василием, в разумных пределах разбогател, обзавелся домом, а позже переехал в Москву, где тоже купил дом.
Из пяти его детей самым известным стал Джон (Иван) Васильевич, вошедший в историю как Шервуд-Верный.
Это была знаменитая история. В начале 1820-х Иван служил вольноопределяющимся в расквартированном на Херсонесе 3-м Украинском уланском полку, имел награды за участие в боевых действиях. Из частного общения с офицерами он узнал о существовании некоего заговора, что его искренне возмутило: «Я любил блаженной памяти покойного императора Александра I не по одной преданности, как к царю, но как к императору, который сделал много добра отцу моему», — писал он позже в мемуарах.
Владимир Осипович Шервуд
В соответствии с уставом честный служака отправил по инстанции донесение, которое дошло до военного министра Аракчеева. Шервуда пригласили на личную встречу с императором, где он и рассказал о своих опасениях. Шервуд не был членом Южного общества, фамилий не называл, говорил о заговоре в целом.
Происходило дело летом, за полгода до восстания на Сенатской. После окончания дела декабристов Николай I наградил преданного британца гербом и почетной второй фамилией Верный. Правда, в обществе его верноподданническое рвение не оценили, и чаще звали скверный…
Шервуд-Верный был дядей будущего зодчего, родным братом его отца Джозефа (Иосифа или Осипа) — механика по водопропускным сооружениям. А вот по материнской линии его дедом был Николай Кошелев – действительно известный строитель и архитектор. Он закончил Академию художеств, участвовал в строительстве Таврического и Михайловского дворцов, Исаакиевского собора. В 1820-е годы уехал в Москву, помогать А.Л.Витбергу при сооружении Храма Христа Спасителя. Кстати, он первый указал на конструктивные недочеты проекта и техническую невозможность возведения храма на Воробьевых горах, после чего подал в отставку.
Московский модерн. Шервуд
Владимир Владимирович Шервуд (1867-1930) – представитель известной династии московских архитекторов. Предки Шервудов приехали из графства Кент в начале 19 века. Вильям Шервуд, механик по шерсточесальным машинам, поступил работать на первую в России механическую бумагопрядильную фабрику — Императорскую Александровскую мануфактуру в Санкт-Петербурге (в 1860-х отдана сталелитейному заводу Обуховской обороны).
Его внук – Владимир Иосифович (Иосиф, Осип – русскоязычный вариант имени «Джозеф») Шервуд – архитектор, художник, идеолог «русского стиля», автор здания Исторического музея на Красной площади и Часовни-памятника героям Плевны в Ильинском сквере. Многие из его девяти детей выбрали творческие профессии. Архитектор Сергей Владимирович Шервуд придерживался, как и отец, неорусских традиций. Самое примечательное его строение – Особняк М.И. Рекк, он же знаменитый «Дом со львами на Пятницкой» (1897, Пятницкая улица, 64с1). В этой работе удивительно смешиваются классический стиль и барокко. Также он проектировал церкви в Московской и Калужской областях. Другой сын Леонид Шервуд прославился как скульптор, дочь Ольга – как художница.
В статье речь пойдёт о Владимире Владимировиче Шервуде. В 1895 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры. В 1898 году стал архитектором акционерного общества механических заводов Бромлей и торгового дома Карла Тиля. В 1903 году занял должность в Московском купеческом обществе, начал сотрудничать с Комиссией по переустройству Нижних торговых рядов в Зарядье. Занимая эти посты, Шервуд внёс большой вклад в обновление делового центра Москвы.
В период 1900-1910-х архитектор построил множество доходных домов в стиле модерн. В 1912-15 гг. возводит знаменитое здание на Старой площади, 4, в облике которого исследователи видят постепенный переход от модерна к новому стилю – конструктивизму.
После Октябрьской революции Владимир Владимирович не занимался строительной практикой.
Интересные проекты архитектора в Москве:
1. Особняк С.Т. Протопопова (1900)
Адрес: Новокузнецкая улица, 12 (м. Новокузнецкая)
О владельце особняка сведения противоречивы. Возможно, являлся купцом. Проект выполнен совместно с архитектором Густавом Гельрихом. Принадлежит посольству Индонезии.
2. Доходный дом протоиерея К.И. Богоявленского (1903)
Адрес: Хлебный переулок, 8 (м. Арбатская)
Заказчиком выступал протоиерей Константин, бывший настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (иначе – Храма Василия Блаженного). В отделке фасада гармонично сочетаются элементы стиля модерн: плавные линии балкона, лепные диковинные звери, облицовка бежевой плиткой «кабанчик», вставки глазурованной зелёной плитки. Сейчас является жилым домом.
3. Доходный дом наследников Е.Е. Орлова (1906)
Адрес: 2-й Смоленский переулок, 1/4 (м. Смоленская)
Выявленный объект культурного наследия. Предназначался для трёх братьев, наследников купца Егора Орлова, занимавшихся торговлей кожевенными изделиями.
Здание отличает великолепный декор – лепнина с павлинами и виноградными лозами. Скульптуры, украшавшие фасад, до наших дней не дошли. Сейчас является офисным зданием.
4. Доходный дом Московского купеческого общества (1909)
Адрес: улица Покровка, 44 (м. Курская)
Предназначался для сдачи квартир внаём и магазинов на нижнем этаже. На фасаде много лепных элементов: львиные и мужские маскароны, растительный орнамент под карнизом, панно в межоконных пространствах из листьев аканта и щитами в центре, напоминающие стиль барокко. Эркеры завершаются сложной формой аттиками. Сейчас является жилым и офисным зданием.
5. Доходный дом купца А.А. Дурилина (1910-11)
Адрес: улица Малая Ордынка, 39с1 (м. Добрынинская)
Выявленный объект культурного наследия. Алексей Алексеевич Дурилин – известный предприниматель, благотворитель и общественный деятель. Ранее Шервуд уже строил для него доходный дом на Большой Ордынке. Стиль нового здания выдержан в духе северного модерна с элементами пвсевдоготики – строгие формы эркеров, карниз, напоминающий зубцы крепостной стены, угловой фронтон, похожий на крепостную башенку. Капители пилястр изготовлены в форме птиц. В полукруглых нишах между третьим и четвертым этажами в обрамлении листьев аканта поселились крылатые львы – распространённый в средневековой геральдике символ. Львы и птицы среди растительного орнамента украшают и треугольный фронтон.
Сейчас дом занимают различные учреждения.
6. Рабочие казармы Голутвинской мануфактуры (1910)
Адрес: Якиманская набережная, 2к1 (м. Полянка)
В 1846 году представителем известной купеческой династии – Михаилом Рябушинским здесь была основана небольшая текстильная фабрика. В 1874 году братья Григорий и Алексей Истомины выкупают предприятие и основывает «Товарищество Московской Голутвинской ткацкой мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий». С конца 1880-х годов комплекс мануфактуры расширялся. Фабричные корпуса построены под руководством архитектора Александра Калмыкова.
Шервуд возводил рабочее общежитие с водопроводом, прачечной, столовой и небольшой библиотекой. Сейчас здания переоборудованы под элитное жильё.
7. Торговый дом Е.И. Титова и Торговый дом Е.Е. Арманда (1912-15)
Адрес: Старая площадь, 4-6 (м. Китай-город)
Самая известная работа В.В. Шервуда. Архитектурный стиль можно отнести к неоклассике, однако присутствуют и элементы модерна, и конструктивизма. До революции в доме № 4 также располагались меблированные комнаты «Ильинское подворье». Дом № 6 принадлежал купцам и промышленникам Арманд, чьи предки приехали из Франции в конце 18 в. Арманды владели несколькими ткацкими и красильными фабриками (самая большая – в Пушкине Московской области), много жертвовали на благотворительность (например, на устройство Музея изящных искусств).
В советское время в зданиях располагался ЦК КПСС, сейчас – Администрация Президента РФ и административные структуры Московской области.
8. Доходный дом Московского купеческого общества (1914-15)
Адрес: 1-ый Люсиновский переулок, 3б (м. Добрынинская)
Первоначальный проект предполагал размещение в доме больших, оснащённых всеми техническими новинками того времени, квартир. Но началась война, проект пришлось упростить: квартиры стали меньше, но в них также были ванные, ватерклозеты, кухни, имеющие собственные выходы на чёрную лестницу.
Построено в стиле эклектика – выделяются зубцы и полуарки, напоминающие крепостные стены, обрамление окон на мотив древнерусских храмов.