в лицее пушкин написал что

Что написал Пушкин в лицейские годы

За 6 лет в лицее Александр Сергеевич Пушкин написал около 130 произведений на самые разные темы.

В этот период Пушкин много экспериментирует, подражает любимым французским авторам и делает смелые шаги на пути к поэтическому мастерству.

Значительную часть его произведений занимают стихи на тему любви. Известно, что во время учебы Пушкин ухаживал за несколькими девушками, которые вдохновляли его на написание романтических стихов.

Самым ярким примеров в данном случае является Екатерина Бакунина — первая любовь поэта, благодаря которой на свет появилось большое количество произведений («Осеннее утро», «Окно», «Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался…»).

Второй довольно распространенной темой его стихов была тема дружбы.

Лицеисты стали друг для друга новой семьей. Пушкин нашел среди лицеистов не только верных друзей, но и невероятную поддержку в своих поэтических начинаниях.

Естественно, это нашло отражение в его стихах. Самым ярким примером в этом случае является стихотворение «Пирующие студенты». В нем он упоминает не только друзей, но и преподавателей.

В это время Пушкин активно упражнялся в написании эпиграмм и сатирических произведений.

Именно благодаря подобным стихам было замечено, насколько точна мысль молодого поэта.

Он пишет не только о друзьях (эпиграмма на Вильгельма Кюхельбекера «Вот Виля — он любовью дышит…»), но и на императора Александра I («Двум Александрам Павловичам»).

В последние годы учебы в лицее в творчестве поэта проявляется гражданская лирика.

На Пушкина оказала большое влияние война с Наполеоном, в результате чего на свет родились такие стихи как «На возвращения государя императора из Парижа в 1815 году», «Наполеон на Эльбе», «Воспоминания в Царском селе» и другие.

Стихотворение «Лицинию» стало первым из вольнолюбивой лирики, которая получит продолжение после лицея.

В заключение можно сказать, что лицейские годы стали очень продуктивными в поэтическом плане для Александра Сергеевича Пушкина. В этот период он переходит от подражания к созданию своего собственного стиля.

Источник

Как прошли лицейские годы Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет. И следующие 6 лет провел в стенах этого учебного заведения.

Это было счастливое время в жизни великого поэта. Здесь он обрел верных друзей, встретил первую любовь, получил первое большое признание на литературном поприще.

Друзья

Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.

В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.

Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.

Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.

С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.

Со временем они узнали, что у Пушкина добрый нрав, просто иногда он бывает вспыльчив и многое воспринимает близко к сердцу.

Кроме того, он писал неплохие стихи, чем тоже заслужил некоторое уважение.

Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).

Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.

Прозвища

У всех лицеистов были прозвища, и Пушкин не стал исключением. Сначала его прозвали «французом» за великолепное владение французским языком.

Потом его прозвали обезьяной за язык тела, после к нему прилипло прозвище «тигр» за его вспыльчивый нрав и пронзительный взгляд. Эти звериные прозвища вылились в «смесь обезьяны с тигром«.

Иногда его называли по номеру комнаты — «№14«. А за неусидчивость его звали «егозой«.

Учеба

К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.

Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).

Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.

Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.

Стихи

В лицее Пушкин писал стихи. За 6 лет им было создано более 130 произведений.

Но он не был единственным в лицее, кто увлекался стихотворством. Многие из его однокурсников сочиняли стихи, и многие делали это даже лучше чем он.

Но у Пушкина несомненно был талант, и этого никто не отрицал: ни однокурсники, ни учителя. Он был увлечен этим. И его друзья с интересом наблюдали, как молодой поэт погружался в задумчивость, грыз перо и быстро набрасывал строчки новых стихов.

Надзиратели сначала пытались запретить ученикам писать стихи, пробовали забирать у них бумагу. Считалось, что это отвлекает учащихся от важных наук.

Тогда Пушкин начал писать прямо на уроках, совершенно не вникая в преподаваемый материал. Пришлось разрешить лицеистам писать стихи, а для контроля выпустить газету с произведениями учеников.

Первый успех

Первый успех на литературном поприще Пушкин заслужил в 1814 году, когда в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение молодого поэта «К другу стихотворцу».

Пушкин отправил свое стихотворение в журнал за компанию с Дельвигом. И оно было опубликовано.

Дядя Пушкина, Василий Львович, который устроил Александра в лицей, сам был поэтом. А потому особенно гордился успехами племянника, когда в таком популярном журнале опубликовали его произведение.

Первое большое признание

Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.

Это случилось на торжественном переводном экзамене по литературе 8 января 1815 года.

Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.

Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.

Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»

Это был истинный успех и признание.

Вступление в Арзамас

Через некоторое время Пушкина неофициально приняли в закрытое литературное сообщество «Арзамас».

Это была большая честь для молодого Александра, ведь в этом обществе состояли очень известные писатели и поэты. Немыслимо, чтобы совсем юного молодого человека пригласили стать членом подобного клуба.

Известные литераторы Карамзин, Вяземский и дядя Василий Львович лично прибыли лицей, чтобы сообщить Пушкину об этом.

Любовь

Во время пребывания в лицее Пушкин ухаживал за разными девушками. Им он посвящал стихи, в которых признавался в своих чувствах.

Но самой первой большой любовью поэта считается Екатерина Бакунина — старшая сестра одного из лицеистов. Очень красивая девушка, которая занималась рисованием и писала прекрасные картины.

Ее семья жила в Петербурге, а лето она проводила в Царском селе. Пушкин они мог ее видеть на балах и во время прогулок в парке.

Александр посвятил ей большое количество стихов, которых хватило бы на целый сборник. К сожалению, их пути разошлись.

Отношение к лицею

Удивительно, но во время учебы в лицее Пушкин часто нелестно отзывался о нем. Видимо он не чувствовал себя свободным, а потому называл его в своих стихах «монастырем», а себя «монахом» и «узником темницы».

После окончания лицея лицейские годы описывались Пушкиным как «ясные дни», а себя и друзей называл «семьей».

После лицея

Выпускной состоялся 9 июня 1817 года. В этот последний день лицейские друзья поклялись хранить дружбу до конца жизни.

Пушкин получил чин X класса, и через несколько дней был зачислен в Коллегию иностранных дел в Петербурге. Началась совершенно другая взрослая жизнь.

Источник

Лицейские годы Пушкина

в лицее пушкин написал что. Смотреть фото в лицее пушкин написал что. Смотреть картинку в лицее пушкин написал что. Картинка про в лицее пушкин написал что. Фото в лицее пушкин написал чтоСреди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками. В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.
Его отношения в лицеистами складывались по- разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали « французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.
Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством. На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.
Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года. Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.
Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

Источник

Александр Пушкин. Лицей

И.Е. Репин. «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911г.
Лицей.
19 октября 1811 – 9 июня 1817

Надежды устроить племянника в Лицей у Василия Львовича таяли, так как силы
тех влиятельных особ, к которым он обращался, были недостаточны, учитывая большое количество желающих поступить в Лицей. Вся надежда была на Александра Ивановича Тургенева, да он был в отъезде. Наконец он явился и пообещал замолвить слово Голицыну. Нужно только выждать удобный миг: князь в унынии и в такое время всегда раздражителен. Василий Львович ожил: Голицын был сильнее Разумовского, да уж и Дмитриева. Дядя обнял друга с чувством и пожал ему руку, как бы передавая племянника его попечению. Судьба племянника в один миг была решена.

Предстояло представиться министру, а на восьмое августа были назначены экзамены. Опоздавшим дОлжно было явиться двенадцатого.
Василий Львович решил, что лучше представиться запоздавшим. Экзамены в новом их понятии, данном Сперанским, пугали его своею неопределённостью.
Представление министру длилось одно мгновение, но они с толпою кандидатов дожидались министра добрых два часа.

Спустя два дня министерский сторож принёс форменный пакет, в котором было извещение, что Александр Пушкин принят за №14 в Императорский Лицей.
Ему надлежало явиться на квартиру директора для обмундирования.

Пушкин поступил в Лицей ребёнком с туманными, но уже острыми литературными стремлениями, влечениями, задатками, а вышел поэтом, в котором творчество било ключом могучим и радостным.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

В Лицее он написал 130 стихотворений, из которых многие были тогда же напечатаны. Крупнейшие писатели того времени с изумлением и восторгом прислушивались к стихам лицеиста.

Шесть лицейских лет Пушкин и его товарищи почти безвыездно провели в Царском Селе. Лицей был закрытым, но не замкнутым учебным заведением.

Первокурсники не были отрезаны ни от людей, ни от жизни. Да это было и невозможно среди волнений той эпохи.
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
(«19 октября 1836»)
Через год после поступления Пушкина в Лицей началась война 1812 года.
В ночь с 22 на 23 июня 400 000 – ные войска Наполеона вступили в Россию.
Вместе с учителями читали лицеисты газеты и военные реляции, провожали и встречали войска, вместе со всем образованным обществом переживали повальную влюблённость в Александра и постепенное охлаждение к нему. В размеренную, тщательно, до мелочей, обдуманную лицейскую жизнь доносились отголоски общерусских потрясений, горечь поражений, гордость побед.

В один из дней осени Москва была оставлена войсками и занята неприятелем.
Они услышали о пожарах, опустошающих Москву: она горела со всех сторон.
Куницын привёз из города известие от Тургенева о родителях; они были целы и невредимы, в Нижнем Новгороде.

У дяди Василия Львовича как раз не было денег в Москве, и он ничего не смог вывезти. Никто не пришёл ему на помощь. Ехал он в простой телеге. Осталась там и библиотека, известная всей Москве.

19 октября Наполеон ушёл из Москвы.
Какое «ура!» при известии об отступлении Бонапарта из Москвы, какой подарок к первой годовщине Лицея. Под Новый год – салют в честь изгнания неприятеля из страны.

За шесть лет их пребывания в Лицее не только они сами выросли, изменились, но и произошёл ряд перемен в литературе, языке, политике, в настроениях и устремлениях русского общества и правительства.

Но сам Лицей остался таким, каким его ещё в первую мечтательно-либеральную полосу своего царствования, до жестоких уроков истории, задумал Александр I в
сотрудничестве с министром, гос. секретарём Михаилом Михайловичем Сперанским и своим воспитателем Лагарпом. Хотя сам Император за эти годы пережил крутой перелом в своём мировоззрении и во многом разошёлся со своим прекраснодушным наставником.

Александр ещё наследником, тайком от Царя-отца Павла, мечтал о просвещении
России, толковал с друзьями о школах, об издании книг, о борьбе с невежеством.
Часть этих мечтаний он претворил в жизнь. Ставши Императором, создал Министерство народного просвещения, улучшил положение университетов, посылал молодёжь учиться за границу, требовал, чтобы профессора читали по-русски, открывал школы.

Сперанский любил приписывать себе идею Лицея, целью которого было образование юношества, особенно предназначенного наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. Сперанский постоянно чувствовал недостаток в образованных чиновниках. Замыслы крупного государственного деятеля шли далеко: он приготовил уже к этому времени проект постепенной отмены крепостного права в стране и ограничения самодержавия выборными учреждениями.

Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи,
ещё не кончилось (но уже подходило к концу) время, о котором Пушкин скажет после «дней Александровых прекрасное начало…»

В постановке воспитания в Лицее видна рука Лагарпа. Он внёс в устав гуманизм, благожелательное отношение к детям, стремление понять их интересы, характеры, уважение к их человеческому достоинству. Лицейский устав запрещал телесные наказания.

Главная задача была, чтоб проект нового учреждения не попал в руки Алексея Кирилловича Разумовского, министра просвещения, злейшего врага Сперанского.
Разумовский разделял мысли о том, нужны ли знания русским? Они ещё
ничем этого не доказали. Император обещал не передавать начертаний Разумовскому. Но разве это было возможно?

Предстояло главное – выбор учителей. Где люди, способные быть наставниками этой новой породы? Иностранные холодны, далеки, не поймут. Всему дОлжно учить на родном языке.

Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. Оно было обставлено с торжественной, чинной ласковостью. После обедни в дворцовой церкви, которая стала и лицейской церковью, процессия двинулась по длинным внутренним коридорам в лицейский флигель. Впереди шло духовенство с певчими, за ними Император, обе Императрицы, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович. Дальше придворные, министры, члены недавно созданного Государственного Совета и многие другие знаменитые особы, персонал Лицея, лицеисты, их родственники.

В конференц-зале Государь занял председательское место за длинным столом. Рядом с Государем сидели предопальный Сперанский и Разумовский.
После того, как директор департамента Мартынов зачитал Царскую Грамоту, выступил скромный, милый директор Лицея Малиновский. Он еле слышно читал выступление, написанное ему важным лицейским родителем И.И. Мартыновым, что было ему противно: «Лицей будет воскрылять молодые таланты к приобретенью славы истинных сынов отечества и верных служителей престола…»

Зато профессор права Куницын сказал свою речь с молодой уверенностью:
«Здесь будут вам сообщены сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Вы должны рассчитывать не на знатность предков, а на самих себя…Любовь к славе и к отечеству да будут вашими руководителями…»

В продолжение всей речи он не упомянул государя ни разу, хотя Александр был основателем Лицея, хозяином дома, под крышу которого слетелись эти «воспитанники знатных фамилий». Это поразило и понравилось Александру, и он прислал Куницыну Владимирский крест.

Александр Иванович Тургенев просил Куницына быть внимательнее к Пушкину,
ибо детство его было безотрадное. Зная родителей Пушкина как людей весьма забывчивых, Александр Иванович просил профессора не оставлять его.

Началась новая жизнь тридцати мальчиков. Они и не подозревали, что среди них есть избранник богов, что их лицейская жизнь озарится светом его гения, что, благодаря Пушкину, все мелочи, шалости первого курса станут подробностью русской истории.

По словам Пущина, в Лицее соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. У многих лицеистов, и прежде всего у Пушкина, домашняя жизнь была гораздо беспорядочнее, теснее.
А тут был просторный, светлый дворцовый флигель, где при Екатерине помещались её внучки, великие княжны.

На всех этажах и на лестницах горели лампы (разумеется, не электрические).
В двух средних этажах были паркетные полы! В зале – огромные зеркала во всю стену, и мебель обита штофом – тяжёлым узорчатым шёлком…

Потом повторение уроков, или дополнительные занятия для отставших.
Для особо провинившихся карцера сначала не заводили (появился позже), телесных наказаний никогда не было. Изредка только «арестовывали» ученика в его же собственной комнате и у двери ставили дядьку на часах…

Большим воспитательным новшество было то, что для прогулок, игр, физических упражнений отводилось гораздо больше времени и внимании, чем это было принято в других русских школах.

Первые три года лицеистов не пускали в гости. Но они могли пользоваться парком, и в жизни этой молодёжи большое место заняли сады, со всех сторон обступавшие Лицей. Среди длинных аллей и зелёных лужаек было много простора и для ребяческих забав, и для юношеских мечтаний. А позже и для любовных проказ.
Особенно весело гулялось летом, когда Царское Село превращалось в маленький Петербург, кругом люди, музыка, представления.
Лицеисты видели Царя в церкви, в парке, в Царском Селе, в торжественные дни на придворных празднествах.

Им в общем неплохо вместе, этим мальчишкам, которым, правда, нельзя ездить домой и очень трудно даже изредка видеться с родителями. Уроков немало, зато немало и забав. Получив задание от Кошанского описать восход солнца в стихах, туповатый Мясоедов поражает всех первой строкой (как оказалось, списанной у одной поэтессы):
Блеснул на западе румяный царь природы…
Пушкин приделывает окончание:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.

На четвёртом этаже каждый лицеист занимал отдельную комнату.
На двери табличка «№ 14 Александр Пушкин», рядом в 13-ой Иван Пущин.
В каждой комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Хорошо, даже с размахом, была поставлена научная часть, куда вошли: психология, военные науки, политическая экономия, эстетика, энциклопедия права, математика, французская и немецкая риторика, история, география, статистика, латынь, русская словесность, рисование, фехтование, танцы, верховая езда, архитектура и перспектива.

Изумительнее всего, что при такой программе за шесть лет лицеисты всё-таки многому научились. Главное, научились любить знание, литературу, книги.

Состав наставников был подобран исключительно удачно. Нелегко было найти в неграмотной стране образованных, даровитых педагогов. Ученье на Руси только начиналось. И три профессора: Куницын, Галич и Кошанский, люди молодые и выдающиеся, воспитывали русскую молодёжь без рабского подражания иноземным образцам.

Малиновский старался дополнять классное обучение лицеистов чтением, беседами, сочинительством, передавать им свои умственные и духовные запросы.
Лицеисты бывали у него запросто и очень любили ходить к нему.
.
С самого начала директорства он натолкнулся на трудности, им не предвиденные: ненависть высшего начальства.
Когда пал Сперанский, лицей оказался в опале: нечего было и думать о том назначении, к которому хотел готовить воспитанников Малиновский

В марте 1816 года директором был назначен Егор Антонович Энгельгард, который восстановил дисциплину. Это был рижский немец, добросовестный, честный и ограниченный.
У него не было сложных умственных интересов и разнообразных познаний Малиновского. Но он заботился о лицеистах и со многими из них подружился, только не с Пушкиным. По мнению Энгельгарда, добродетель, кротость и нравственность составляют истинную цену человека. В Пушкине-лицеисте этих добродетелей не было. Других его свойств Энгельгард понять не сумел и относился к юноше недоверчиво, что Пушкин сразу почувствовал.

Весь Лицей знал, о ком идёт речь.

Иные отношения сложились у Пушкина со вторым преподавателем словесности, с А. И. Галичем. Галич учился в Геттингене философии и истории. Под влиянием Канта он считал, что человек есть дух, который стремится к выражению богоподобного характера и в земном своём существовании.
Его философия вряд ли интересовала лицеистов, в особенности Пушкина.
Но Галич был не доктринёр, а ленивый хохол, юморист. В классе он по-товарищески болтал с молодёжью, в которой бродили и кипели близкие ему умственные интересы. Как с равными мог он разговаривать с Дельвигом, с Пушкиным. Пушкин писал ему:
О Галич, верный друг бокала и жирных утренних пиров…
Тебя зову, мудрец ленивый, в приют поэзии счастливой.

На квартире гувернёра Чирикова – литературные собрания, на которых участники по очереди рассказывают повесть, начатую одним, продолженную другим, третьим, в зависимости от охоты и фантазии. Лучший рассказчик – Дельвиг. Товарищи знали, что его никогда нельзя застать врасплох – всегда наготове интрига, завязка, развязка…Даже Пушкин уступал земляку.
Одни учителя не помешали, другие помогли Пушкину стать Пушкиным, а его друзьям – чем они стали.

Дельвиг не вмешивался в игры, требовавшие проворства, предпочитал прогулки по аллеям Царского Села. В стихах 14-летнего поэта уже заметно необыкновенное чувство гармонии. Пушкин очень любил Дельвига.
Он обращается к собрату:
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши…

«Иван Малиновский особенно отличается вниманием и способностями. Его характеризует отсутствие честолюбия». Так и пройдёт он по жизни добрым, душевным, достойным человеком; но решительно не примет улыбавшуюся ему карьеру: в 27 лет будет полковником гвардии, но не захочет стать генералом.

«Пушкин Александр, 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие ещё не сделалось его добродетелью…
Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению… Жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нём и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом… Но в характере его вообще мало постоянства и твёрдости».
Прозвища у него были «егоза», «француз».

Первые стихи попадают в один из первых рукописных журналов (1812 г.), от которого, увы, до наших дней сохранилось только название «Неопытное перо» да имена авторов-редакторов: Пушкин, Дельвиг, Корсаков.

Илличевский, Вольховский, Кюхельбекер и Яковлев издавали журнал «Для удовольствия и пользы». В 1813 году оба кружка слились и под общей редакцией
выпустили журнал «Юные пловцы».
Самым удачным и долговечным журналом был «Лицейский Мудрец» (1813-1816 г.г.).
Данзас и Корсаков числились в нём издателями, а Дельвиг – редактором.

Настоящих друзей в Лицее у Александра было трое: И.В. Малиновский (1796-1873) – сын директора, И.И. Пущин (1798-1858) и барон А.А. Дельвиг.
Александр Сергеевич говорил, умирая: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Озорная поэма «Монах» была прочтена Горчакову, который объявил автору, что это сочинение его недостойно. И видно «франт» имел ещё немалое влияние на «француза», если тот отдал единственный экземпляр, который Горчаков понёс сжигать. Но не сжёг. И только в 1928 году в старинном московском особняке, случайно обнаружив архив Горчакова, учёные нашли листки «Монаха»!

В июле 1814 года в известном журнале «Вестник Европы» появилось впервые длинное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу»:

«… не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать».
Подпись – Александр Н.К.Ш.П.

1814 год полон стихами. Точно они забили сразу, фонтаном. Лицейские песни, эротические стихи, эпиграммы, романсы, послания, чего только не пишет этот стремительный мальчик, то погружённый в задумчивость, то раздражительный, вспыхивающий против каждого неосторожного слова, неловкого прикосновения, то необузданно весёлый, готовый повесничать очертя голову.
Дрался с садовником Ляминым, который защищал яблоки своего державного хозяина от опустошительных набегов дерзких школьников.
После таких проказ Пушкин вдруг замыкался, видел и слышал недоступное другим.
В зтих переходах, в сложном построении его и цельной, и многогранной жизни, была основная трудность общения Пушкина с людьми. Часто казался он не выше, а ниже многих. Потом взмахнёт крылами и улетит на недоступные высоты. С ранних лет ощутил он трагическую двойственность гения.

Горчаков терпеливо переписывал всё, что сочинял Александр. Глядя на него, то же стал делать и миловидный Модинька Корф, который ненавидел Александра, потому что боялся его насмешек.

Поступая в Лицей, Пушкин, как и Дельвиг, уже знал Державина наизусть.
Они видели в Державине и Ломоносове первоисточники русской поэзии.
Когда стало известно о приезде в лицей Державина, Галич уговорил, даже заставил Пушкина написать стихи, достойные прочтения пред великим стариком.
А за несколько дней до экзамена министр Разумовский потребовал, чтобы при нём провели «репетицию», и там – то Александр прочёл «Воспоминания в Царском Селе» первый раз.

Державин был прижизненной легендой; автор «Памятника» уже почти стал памятником.
Итак, гости съезжаются: важные генералы, официальные лица, родственники лицеистов (в их числе Сергей Львович Пушкин)…

Обычно сдержанный Пущин летописует этот день:
«Читал Пушкин с необыкновенным оживлением…Мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, его не было: он убежал!»
Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»

Пушкину было 15 лет, когда он пережил яркую влюблённость. Е.П.Бакунина
была сестра лицеиста, хорошенькая фрейлина, по которой сходил с ума весь первый курс.
Ни Бакунина, ни певица Наталья Кочубей (крепостная актриса из Царскосельского театра графа Варфоломея Толстого), о которой Корф М.А. писал: «Едва ли не она (а не Бакунина) была первым предметом любви Пушкина», не зародили в нём сколько-нибудь длительного чувства.
Так, Наталья! признаюся,
Я тобою полонён…

Я знал любовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил…
(1816)

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали…
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
(1816)
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!

По натуре своей и бурной и трезвой, Пушкин мало был склонен к модным длительным, а главное, безнадёжным воздыханьям.
Шутками, проказами и вздохами начиналась в те месяцы пушкинская любовная лирика… Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту! Как часто и лукаво Пушкин подыгрывал этим мнениям!
И вдруг – строки, лучшие из лучших, и вроде бы откуда им взяться? Как мог такой ветреник так почувствовать?
И как нам вернее понять поэта: от него переходя к стихам или от стихов – к нему?

Я Вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она Вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить Вас ничем…

Ещё через три года: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

В Михайловской ссылке Пушкин, как говорили, прочёл двенадцать подвод книг…
Учился он всю жизнь – опасения же друзей, что «промотает» свой талант, были неосновательны с самого начала…За маской легкомыслия вырабатывался не только талант, но и серьёзнейший мыслитель, умнейший человек. Иначе ничего бы нам не оставил…

При новом директоре Энгельгардте царь предложил познакомить с фронтом лицеистов, желающих посвятить себя военной службе в будущем. Директор эту идею категорически не поддержал. Так же он отказался посылать подопечных дежурить при императрице во время её пребывания в Царском Селе.

Пущин вспоминал, как при Энгельгардте лицеисты знакомились с обычаями света, готовились к живой жизни. В экскурсиях и увеселениях участвовало его семейство и близкие ему дамы и девицы, иногда и приезжавшие родные наши.
Директор защитил Александра перед царём, когда тот в тёмном коридоре поцеловал старуху княгиню, вместо её племянницы.

События, события у Пушкина!
«Лицейские стихи Пушкина показывают, что он был счастливым учеником Жуковского и Батюшкова, прежде чем явился самостоятельным мастером» (Белинский).
Умный и тонкий исследователь русской литературы, Я.А.Грот, также указывал на эту поэтическую преемственность:
«Пушкин нашёл русский поэтический язык уже значительно обработанным в стихах Жуковского и Батюшкова, но Пушкин придал ему ещё бОльшую свободу, простоту, естественность, более и более сближая его с языком народным».
Из всех предшествующих Пушкину русских поэтов ближе всего был ему Батюшков. Несмотря на то, что Пушкин был оптимист, а Батюшков пессимист, есть что-то родственное в их восприятии мировой гармонии, в их оркестровке, в их ритме.

В 1814, 1815 годах Батюшков пробыл в Петербурге, за это время он познакомился с Пушкиным в Царском Селе, пробуя оторвать его от эпикурейства и
направить на более серьёзные темы (например, война). Лицеисты не знали, какой перелом произошёл в нем самом после бурных кутежей молодости.
Но Пушкин не послушался этих советов. Личные встречи скорее отдалили, чем сблизили поэтов. Не резвостью, а печалью светились глаза Батюшкова, которые тщетно искали в голубых, радостно горящих глазах Пушкина отблеска ранней мудрости.

Однажды у Карамзина юный Сверчок встречается с молодым офицером Петром Яковлевичем Чаадаевым, который 18-20-летним прошагал с боями от Москвы до Парижа. Началась дружба.

Но можно с уверенностью сказать, что в этот последний свой год в Лицее Пушкин от романтических мечтаний о Вакхе и Дориде перешёл к подлинным кутежам, от платонической влюблённости к «безумству бешеных желаний». Об этом говорят откровенно его стихи. «Письмо Лиде» (1817) писано не робким обожателем недоступной красоты, а нетерпеливым и счастливым любовником.

По скорой поступи моей,
По сладострастному молчанью,
По смелым, трепетным рукам,
По воспалённому дыханью
И жарким, ласковым устам,
Узнай любовника…
(1817)

В бездействии счастливом
Забуду милых муз, мучительниц моих;
Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.

Разумеется, особое событие – разлука с Кюхлей:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Самое задушевное посвящение – Большому Жанно (Пущину):

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.

Энгельгардт раздал заказанные им на память чугунные кольца.

Наконец прощальная лицейская клятва: «и последний лицеист один будет праздновать 19 октября…» Им станет Горчаков. Он скончается в 1883 году.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

До конца жизни любил Пушкин обращаться мыслями к Лицею, к этой радостной, свободной поре, точно в источник живой воды окунался, точно искал в юношеской своей цельности опоры против налетавших на него волн.
«Я думал о тебе, приют благословенный…».

Репродукция картины И.Е.Репина из Интернета.
Использованная литература:
Юрий Николаевич Тынянов «Пушкин»,
Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин»,
Иван Яковлевич Эйдельман «Прекрасен наш союз…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *