ганди молчит по субботам в чем смысл
Ганди молчит по субботам в чем смысл
В Минтуризма Бурятии прокомментировали победу турмаршрутов республики в конкурсе «Открой свою Россию»
«Ростелеком» и Маруся поздравляют жителей Бурятии и Забайкалья с наступающим Новым годом
Дежурная часть. Происшествия
Улан-удэнец 10 лет проведет в тюрьме за убийство незнакомца
Зурхай на 27 декабря от настоятеля Курумканского дацана Бурятии
Интервью
Драматург Анастасия Букреева о пьесе «Ганди молчал по субботам»: Это тот случай, когда история воспитывает автора
Фото: Юлия Федосова
«Ганди молчал по субботам» – так называется премьерный спектакль в Русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева. Однако в нем не будет ни Ганди, ни Индии, ни политики, а будет борьба за независимость 16-летнего подростка в отдельно взятой российской семье в то время, когда родители разводятся.
Пьеса написана молодым современным автором Анастасией Букрееевой в конце 2016 года. Но всего за пару лет своего существования произведение стало финалистом конкурса «Кульминация» в 2017 году и, безусловно, одним из самых востребованных произведений современной драматургии. Сейчас сценическая карьера «Ганди. » насчитывает свыше 10 постановок по всей России: в Кемерово, Стерлитамаке, Новокузнецке, Иркутске, Москве, Воронеже, Великих Луках и других городах. О загадочности названия, секрете популярности пьесы и о том, как живется современным драматургам мы поговорили с Анастасией Букреевой во время ее визита в Бурятию. Автор не раз приезжала в Улан-Удэ для участия в творческих лабораториях.
– Анастасия, расскажите о пьесе: как проходила работа над ней, с какими сложностями вы столкнулись?
– Пьеса была написана за три дня. Конечно, она очень долго готовилась. Набиралась кусочками какая-то такая драматургическая «ткань», писались на салфетках какие-то моменты, мысли. И самое страшное было сесть и все собрать. И, честно, мне было очень страшно, я долго боялась подойти к столу. Тогда подумала, что если я сейчас этого не сделаю, то уже не сделаю в принципе. И был уже отчаянный момент, что я решила: «Ладно! Сейчас напишу, выложу все, что я на сегодняшний момент для себя поняла в жизни. И попробую не думать о том, как это будет воспринято людьми, как они на это отреагируют». И после такой установки пьеса написалась.
– Два года, и уже такой солидный багаж с постановками по всей России. Причем от одной до другой проходит пара месяцев? Чем вы объясняете такую успешную сценическую карьеру?
– Мне даже немного неловко говорить об этом. Есть я, и есть пьеса. Я ее просто записала. И мне очень приятно, что с ней происходит, как складывается ее сценическая судьба. Я немного видела постановок вживую, хотя мне присылают видео. Но мое счастье, что все постановки, которые я видела на видео или вживую, всегда разные, интерпретированы по-разному, и здорово. Это значит, что задача драматурга выполнена. Потому что, если ты пишешь историю, а она идет только в одном ключе, то это провал. Значит, ты что-то недопонял в этой истории. Последний спектакль, который я видела, сделали совсем молодые ребята, выпускной курс, молодой режиссер. Я удивилась тому, что у ребят, вроде бы, мало опыта, но они вложились в него так, максимально вложили внутреннюю искренность. И это было сделано иначе, совсем не так, как даже я ожидала. Через эту пьесу я как будто бы могу соединяться с людьми. У меня было много пьес, но «Ганди молчал по субботам» – тот случай, когда история воспитывает автора, не автор создает ее.
– Можно с уверенностью сказать, что она для вас особенная?
– Да, однозначно, потому что она сильнее автора. Нас в театральной академии учили, что если автор слишком сильный, если его слишком много в тексте, то это не очень хорошо, эгоистично. Это не искусство, если ты какую-то свою самобытность, которая, может быть, и не так интересна миру, пытаешься этому самому миру сообщить. Это такой эгоцентризм. Если ты отстраняешься, идешь на поводу у замысла, даешь высказаться героям, то это лучше, правильнее. Правильно, когда ты отказываешься от авторства. Была такая история, один индийский скульптор создавал произведения искусства и не подписывал их. Он умер, никто так и не узнал его имени. И когда ты можешь отказаться от имени, тогда ты сможешь что-то создать. До этого меня мучили вопросы моего личного места, меня, как личности, единицы в этом мире, и выяснилось, что это тупиковый путь. Когда ты не думаешь об этом, как раз тогда и происходит что-то настоящее. Это произошло и с этой пьесой.
– Понятно, что режиссеры интерпретируют ее по-разному. А для вас, о чем она?
– У режиссеров свое прочтение пьесы, и иногда кто-то из них связывается со мной по этому поводу, кто-то нет. Мое мнение, что она о том, что все мы бездомные, бомжи. Это слово пугает, но это так. Очень часто в жизни человека возникают ситуации, когда он не чувствует дома, не чувствует опоры и во всей вселенной не находит себе места. У обычных людей, занятых своими проблемами, эти мысли приходят скорее к концу жизни. Но они приходят. Конкретно в этой истории посыл: мир не идеален, и ты в нем какой-то бесхозный элемент, ты экзистенциальный бомж. И почему возникает Ганди. Потому что единственный вариант выхода в этой истории, чтобы найти себя, чтобы не потеряться, – это фактически пройти путь самоотречения. Главный герой, на котором держится сюжет, по сути, обычный мальчик-подросток, в конце превращается в Ганди, отрекается от мира, иначе он превратится в маму и папу, в картонные варианты человеческого существования. И для него единственный шанс – это Ганди. То, что я сейчас говорю, я не сразу поняла. Я написала и долго не понимала, о чем. А один хороший человек, случаются такие ангелы в жизни, объяснил. И я благодарна этой пьесе, потому что благодаря ей со мной рядом оказались люди, которые повлияли на мою жизнь. И я еще очень долго буду вспоминать о том, как она все поменяла, как изменила и поделила на до «Ганди. » и после.
– Пьеса была представлена на фестивале современной драматургии «Любимовка», где активно обсуждалась. Мота, главного героя, часто воспринимают по-разному, сравнивают с Альфом, инопланетным существом, или считают аутистом?
– Я слышала разные мнения, так как разные были спектакли или читки. И когда возникала та или иная версия, я думала: «Неужели, я и об этом написала. Ура! Хорошо». Конечно, Мот не аутист, даже близко этого нет. Он подросток, какие-то вещи я списывала со своего брата. И хочу заметить, что ребята сегодня гораздо продвинутее, чем мы, они другие. Мне удивительно, что он так был воспринят на «Любимовке». Но там были и другие интересные мнения. Еще мне кажется, что новое поколение сегодняшних 15-16-летних при всей своей продвинутости закрывается инфантилизмом, когда сталкивается с какой-то проблемой. У них разные реакции в зависимости от того, какой человек перед ними. Есть такое: «я, конечно, знаю больше, чем ты, но я маленький». И сумасшедшие монологи Мота как раз об этом.
– Часто ли театры обращаются к современной драматургии?
– Мне как раз интересно, как ваш Русский драмтеатр привлекает зрителя на спектакли по новым пьесам, потому что, мне кажется, в России, в основном, боятся новой драмы. Министерство культуры говорит, нужно продвигать современную пьесу. Но что оно имеет в виду? Должна же быть какая-то линия, заточенная под эту цель. В России в театр ходит не более 4% населения, и 3% из них привыкли к определенной подаче, классическим текстам. Они приходят в театр, и их это успокаивает. Но театр может и должен оставлять какое-то размышление, порой мучительное размышление. А они к этому не привыкли, театр их обслуживает и делает это на протяжении долгого времени по традиции. Появились новые тексты, а мы все равно прячемся от них, как страусы. Но театр – это единственная территория свободы, где хоть как-то можно чувствовать себя человеком. И то, что большая часть людей туда приходит просто успокаиваться, – это преступление. Есть традиция прийти на свидание в театр, и есть такие спектакли, где просто отдыхаешь, пусть они будут для разнообразия, но не 100% репертуара. Театр – это чистейший канал коммуникации, там ты можешь почувствовать себя свободным. И это прекрасно, что в вашем драмтеатре вы можете услышать Вырыпаева, братьев Пресняковых, Богославского, Ярославу Пулинович, Анну Батурину, Юлию Тупикину.
– В чем преимущества современной драматургии?
– Ощущение настоящего времени. Это, конечно, философский вопрос: нужно ли человека приводить к проблеме лицом к лицу. Слава Дурненков считает, что драматург должен быть там, где плохо, вскрывать какие-то проблемы, болевые точки, у него такая позиция. Для меня вопрос открыт, я считаю, что должен быть баланс, должен быть театр для людей, когда люди приходят и выходят счастливыми, когда мы им даем иллюзию счастья. И должен быть театр для людей беспокойных, которые ищут ответы на глубокие, важные вопросы.
Юлия Федосова, пресс-секретарь Русского Драматического театра имени Бестужева г.Улан-Удэ.
Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.
«Ганди молчал по субботам»
Небольшой зал Малой сцены набит зрителем до отказа, мест немного, всего 50. Зритель рассажен максимально близко к месту действия, на расстоянии вытянутой руки, отчего границы между актерами и зрителем почти стерты, и они невольно втянуты в происходящее.
Начинается действие, появляется молодой человек и начинает вести монолог со зрителем, рассказывая о своей «дружной семье», живые зарисовки которой мы видим на заднем плане. Такие картинки с небольшими вариациями продолжаются в его жизни 16 лет подряд. Ровно столько лет главному герою Саше (артист Павел Матушевич), который просит называть себя – Мот.
Семья Мота – это мама, папа, дедушка, сестра и собака Карамелька. В голове подростка витает много мыслей о том, как все устроено в мире, почему именно так, а не по-другому. Обыкновенно мысли «приходили и уходили» на фоне ежедневных ужинов, приготовленных мамой, но вдруг беззаботное существование сталкивается с реальными жестокими обстоятельствами и поиском самого себя в этой самой жизни, которые выводят его на новый уровень.
Однажды за таким обычным ужином папа объявил, что уходит из семьи. Для мальчика, верящего в большую и настоящую любовь, мир вдруг рушится, а далее события разворачиваются самым непредвиденным образом. Сестра, прирожденная танцовщица, обездвижена из-за болезни, мама находит другого мужчину, чтобы не быть одной, дед впадает в маразм, теряется любимая собака. С этой минуты происходящее вокруг становится для мальчика буквально апокалипсисом.
«Когда наступил апокалипсис» – так обозначает происходящие события и, скорее, собственное состояние главный герой. Распад семьи как спусковое событие пьесы – привычный мир разрушается, кругом обман, суета, теряется опора. В его возмущенном сознании мама и папа превращаются в «Родителя 1» и «Родителя 2», просто передающих «официальную информацию».
«А я в это время сидел и подсчитывал, сколько раз в день в среднем человек говорит неправду. Лично я – восемнадцать раз», – говорит он. Монологи взрослеющего человека правдивы и саркастичны, но не поверхностны. За ними скрывается растерянность перед огромным миром, который заключается не только в дружной семье и взаимоотношениях, но за этими пределами еще больше лжи, неискренности, цинизма. Непонятно, что, собственно, делать с этой жизнью вообще. Не находя ответов на свои вопросы и в знак протеста Мот приводит в дом бомжа Лизу, каждый день сидящую в подземном переходе, и укладывает ее, к ужасу Родителя 2, спать на свою кровать, укладываясь рядом калачиком.
Здесь важен конфликт не только «отцов и детей», а человека с самим собой в целом. В пьесе Мот не принимает действительность и в какой-то момент ощущает бесполезность самого себя. И не только он сам, а каждое из представленных поколений: старшая сестра, родители, бомж Лиза, дедушка, который живет воспоминаниями о прошлой жизни, которая была ему понятна. Сестра, талантливая танцовщица, которая даже к концу пьесы, узнав о болезни, не перестает быть «непробиваемой оптимисткой». В спектакле акцент несколько смещен, и сестру мы видим с неестественным надрывом, намного более несчастной, чем главный герой.
В размышлениях о спектакле встает вопрос: куда мы сегодня способны повести своих детей? Присмотритесь: пойдут ли они за нами, услышат ли вообще, если эгоизм и нежелание слышать даже близких зашкаливает? Многие из нас часто не в состоянии разобраться с самими собой. Способны ли мы промолчать, не усиливая конфликт, прислушаться к себе и окружающим, разобраться, что не так и по какой причине?
К слову, почему Ганди? Все что-то слышали о том, что люди поддерживали его идеи о гармонии и любви, о «непротивлении злу насилием». Неплохо, если спектакль еще и подтолкнет не только подростков, но и взрослых узнать об этой исторической фигуре больше.
Пьесу каждый будет трактовать по-своему: действия Мота – вызов окружающим, ответ на возникшую в семье напряженность, но это говорит и о том, что у него действительно открытая душа, он способен проявить участие в жизни бездомного существа. Кроме того, он видит в бомжихе человека, и если она не идеал искренности, то, по крайней мере, не причиняет боль другим. Обыкновенное молчание наталкивает мальчика на мысль, как можно вести себя, чтобы не разрушать ситуацию дальше. По мере развития событий он ощущает, что «жизнь и так слишком громкая» и «понять, что я говорю, можно было и без слов». Но и этот «серьезный» вывод 16-летнего мальчишки вызывает больше улыбку.
Многим современным текстам свойственна жестокость, в них меньше лирики, больше – окружающей нас действительности. Анастасия Букреева сумела соединить легкость, юмор в описании вполне бытовых событий, поэтому и воспринимать текст не сложно.
Роль Мота, которую исполняет Павел Матушевич, – это практически его моноспектакль, большая часть текста принадлежит именно ему. Задать тон и держать зал на протяжении спектакля для молодого артиста сложно. Но он ведет диалог с залом точно, ровно, сдержанно, без какого-либо эмоционального перехлеста, несмотря на высокий градус чувств и переживаний. Артист погружает нас в свой мир и делится жизненно важными событиями взрослеющего человека.
Стоит отметить отличную работу художника Кристины Войцеховской ( Улан-Удэ ). Функциональная сценография четко организует сценическое пространство, превращая небольшую малую сцену театра то в подземный переход, то в небольшой «мирок» главного героя, то в улицу, то в подъезд дома. Тут нет ничего лишнего, отвлекающего, хотя нюансов много. Режиссер Дмитрий Акимов глубоко поработал над пьесой, сделав акценты на главном, оттенив второстепенное, осмыслил и подробно переработал каждый сюжетный ход и поворот. В спектакле нет нравоучительства, но есть размышления по темам, которых в тексте пьесы поднимается много. Это и тема ценности семьи и ее внезапного распада, и последующие детские моральные травмы, тема подросткового взросления, неприятия ими лжи, притворства, лицемерия, тема поисков смысла жизни и какой ее принимать, если этот смысл невозможно найти и определить, в чем он. Это тема любви, тема выброшенных за борт жизни людей.
Открытый финал дает возможность зрителю самому решить, что будет дальше, главному герою только шестнадцать, и жизнь его, как и остальных героев пьесы, не заканчивается.
Сразу после спектакля 17 февраля состоялось обсуждение со зрителями, услышать мнение аудитории остались и актеры. Обратная связь звучала в основном от взрослых, а юные зрители по большей части отмалчивались, предоставляя возможность высказывать свои мысли о спектакле старшему поколению. Но и это не могло не радовать, ведь спектакль не только для шестнадцатилетних, это и возможность для взрослых увидеть себя и поступки со стороны. Среди зрителей были те, кто пришел всей семьей, и те, кто, поблагодарив за спектакль, признался, что скорее бежит домой общаться с сыном, так велико было воздействие от спектакля. Каждый почувствовал и пережил что-то свое, прочел и увидел в спектакле именно то, что было близко ему.
Одна из зрительниц, представившись Еленой, эмоционально, с большим волнением сказала о спектакле следующее:
– Меня как мать спектакль тронул до глубины души. Я смотрела и видела в главном герое Саше своего сына и очень многое понимала в его протесте против мира взрослых. Протесте, который проявлялся в не совсем адекватных поступках. Я понимала, как мало времени с ним провожу, мало разговариваю, бываю вместе с ним. Это неправильно. Я даже подумала, не сменить ли мне работу. Родители думают, что в дом нужно приносить деньги, а так как мужа у меня нет, мне самой приходится работать за двоих, чтоб ребенок ни в чем не нуждался, был обут-одет-накормлен. Но для ребенка этого недостаточно. Деньги – не главное. Посмотрев спектакль, я поняла, как важно для подростка внимание, заинтересованность в нем, чтобы мама была рядом, а не вечно на работе. Чтобы его не на улицу тянуло и не к компьютеру, а было бы интересно с матерью, как с личностью, и нам было бы о чем говорить вместе. Детям, кроме наших денег, нужна наша любовь.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
На фото: Саша (Павел Матушевич) и Лиза ( Татьяна Чадина )
Молчите. И не говорите, что вас это не касается
На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам» по одноименной пьесе талантливого драматурга Анастасии Букреевой. В течение года пьеса «Ганди молчал по субботам» была поставлена восемь раз на сценах различных российских театров.
Махатма Ганди действительно молчал один день в неделю. Такая аскеза называется мауна — священное молчание, один из способов духовного самосовершенствования в индуизме и буддизме. Совершать аскезы по субботам очень логично для политика и миротворца, каковым являлся Ганди, так как в идуистской традиции суббота посвящена Сатурну, планете, управляющей судьбой человека, а также это день особого почитания предков. Следовательно, аскезы, совершаемые по субботам — это попытка изменить свою судьбу в лучшую сторону, задобрив мрачный Сатурн. Так принято считать в Индии. Возможно, там это работает, но герои пьесы Анастасии Букреевой живут в России. Здесь все по-другому.
Лиза сидела в переходе и внимательно разглядывала идущих мимо людей. Каждый день рано утром она приходила сюда и сидела, пытливо всматриваясь в лица идущих мимо. Ей нельзя было никого пропустить. Ей нельзя было ошибиться. Лиза молчала. Не отвечала на вопросы, ни на что не реагировала, не отвлекалась. Ей нельзя было расслабляться. Она жила под мостом и мылась в фонтане. У нее ничего не было, кроме плюшевого медведя и надежды.
Мот жил в городской квартире со всеми удобствами и очень любил свою семью: папу, маму, дедушку, сестру и таксу Карамельку. Он точно знал, что его семья — самая счастливая на свете. Это главное, что Мот знал в свои 15 лет.
Иногда жизнь человека делится на «до» и «после». «До» и «после» войны, клинической смерти, катастрофы, стихийного бедствия, непоправимой потери. «До» и «после» жизни, которой больше нет. Мот и Лиза встретились «после».
Конечно, папа был ни в чем не виноват. Виноват был кризис среднего возраста. И «несекретарша» тетя Лена была ни в чем не виновата. Виновата была мама, которая недосолила пельмени. Поэтому папа обиделся и ушел. А на его месте появилась Лиза. Она ни на что не обижалась и не жаловалась на пельмени. Она молча искала кого-то в переходе. Каждый день. До самой своей смерти.
Мужчина — глава семьи. Он ее корень и фундамент. Он альфа и омега, начало и конец, ибо не живет дерево без корня, не стоит дом без фундамента. По желанию мужчины семья возникает, по его воле она может быть разрушена. Основа спектакля — это диалог двух мужчин: отца и сына. Мот молчит, когда с ним говорит отец, и разговаривает с отцом, даже когда молчит. Для него, почти ребенка, пока еще черное — это черное, а белое — это белое. Любимая фраза взрослых «вырастешь — поймешь» тонет в грохоте попсы. Что именно должен понять Мот? Что подлость — это нормально? Что так поступают все, и он должен быть как все? А если он не согласится, что будет тогда? «Лиза! Когда я совсем вырасту, я стану предателем, как мой отец!» — кричит Мот прежде, чем замолчать. Совсем замолчать.
Махатма Ганди женился, когда ему было 13 лет на девочке такого же возраста. Они прожили вместе более шестидесяти лет и воспитали четверых детей. Но Ганди жил в Индии и молчал по субботам.
Лиза умерла через 22 года бесконечного молчания и безрезультатных поисков своего сына, которого она потеряла в переходе. Есть ли смысл разговаривать в мире, в котором отец учит сына тому, что в предательстве нет ничего страшного?
На этот раз на сцене театра Школа Современной Пьесы идет гениальный спектакль. Гениальный в своей простоте и правдивости. Без попыток что-то прикрыть, как-то повернуть, чем-то подкрасить, оправдать, подретушировать. Это не просто смело — это вызов. Вызов современному обществу, где ложь — это норма. Попытка показать, что чувствует подросток — человек, уже настолько выросший, чтобы все понимать, но еще не настолько испорченный, чтобы сознательно не отличать дурное от доброго, если это в его интересах. Это о том, как юный человек отказывается заключать сделку со своей совестью и о том, какую цену он за это платит. Спектакль семейный. Если вам не страшно вдруг понять своих детей и своих родителей, сходите. Может быть, еще не поздно.
Режиссер Филипп Гуревич. В ролях: Кирилл Снегирев (Мот), Татьяна Циренина (Лиза), Алексей Гнилицкий (папа), Джульетта Геринг (мама), Николай Голубев (дедушка), Даниэлла Селицка (Катя).
Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый
Ганди молчит по субботам в чем смысл
В театре юного зрителя «Дилижанс» премьера – спектакль «Ганди молчал по субботам» по пьесе Анастасии Букреевой. Постановка в 2018 году стала победителем IX фестиваля «Премьера одной репетиции», который был посвящён современной драматургии для подростков. В этом году спектакль вошёл в постоянный репертуар «Дилижанса».
Почему важно считаться с мнением своего ребёнка? О чём вообще думают современные дети? Как родителям не потерять с ними связь? Эти вопросы стали ключевыми в спектакле и позволили режиссёру Екатерине Зубаревой раскрыть проблему взаимоотношения отцов и детей. Стоит отметить, что в постановке был задействован молодой актёрский состав театра.
Для изображения семейных историй Екатерина Зубарева решила сделать режиссёрский ход, заявив спектакль как бит-драму. На протяжении всей постановки диалоги, ссоры, скандалы озвучивались актёрами при помощи бита, а о чём артисты говорят в данный момент, зрители узнавали через интерпретацию главного героя.
К подбору реквизита для спектакля режиссёр тоже подошла нестандартно, что помогло добиться оригинальной авторской трактовки сюжета. Например, обычные наушники актёры использовали не для прослушивания музыки, а для демонстрации барьера в общении. Во время беседы с сыном отец надевает наушники и не слышит всего, что говорит ему ребёнок. В итоге разговор получается пустым. Таким образом, режиссёр пытается донести до зрителей, что в жизни часто происходит так же. Многие проблемы взаимоотношений родителей и детей заключаются в том, что взрослые не слушают то, что им говорят дети.
Единственный человек, с которым может пообщаться герой – это Лиза, женщина без определённого места жительства. Её роль исполняет сама режиссёр. У Екатерины Зубаревой получилось замечательно передать характер и поведение героини, которой по воле судьбы пришлось жить в метро. Именно там и познакомился с ней Саша-Мот. Потерянное состояние и невнятная речь, «либо мычала, либо молчала», как объяснял сам подросток. Но, если даже Лиза особо не разговаривала с Сашей, то почему он так любил проводить с ней время? А всё потому, что в отличие от остальных Лиза умела слушать. Её уши были открыты, и при разговоре с Мотом она смотрела на него с большим вниманием. Единственной фразой, которую Лиза произнесла в ответ на слова подростка, была: «Ганди молчал по субботам». Именно эта реплика станет ключевой для подростка. Спустя время он поймёт, что во взрослой жизни молчать гораздо лучше, чем говорить. И герой начинает молчать. Сначала по субботам, а затем и всю неделю. Безмолвие сына провоцирует на откровение родителей. Удастся ли им исправить ситуацию? Об этом зрители узнают, только посмотрев спектакль. Каждый сам ответит на вопрос «почему Ганди молчал по субботам», так как у каждого свои ценности.
Важно среди вечной суеты и проблем не забывать о главном. Именно этому и пытались научить зрителей актёры спектакля. На мой взгляд, у них это получилось.