в композиции натюрморта бывает горизонтальным или вертикальным что это
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Урок № 06. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Роль воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Закономерности построения композиции натюрморта в разные эпохи.
Анализ произведения живописи.
Плоское силуэтное изображение обычных простых предметов. Организация плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа.
Реальность и фантазия – два крыла художественного творчества. В искусстве художник ведёт отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повёрнута к зрителю теми её сторонами, которые выбрал художник, которые волновали его.
Правда искусства – это реальность, пережитая человеком. Художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передавать свои переживания зрителю. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.
Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.
Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
К художественно-выразительным средствам натюрморта можно отнести формат, выделение композиционного центра, ритм, контраст, точку зрения и линию горизонта, открытость и замкнутость, целостность
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
1. Николай Кочергин – иллюстратор русских сказок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web-kapiche.ru/271-nikolay-kochergin.html (дата обращения: 12.08.19)
2. Картины Лувра. Louvre museum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mylouvre.su/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80%D0%B0/ (дата обращения: 12.08.19).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но путём сохранения и обострения основных впечатлений от жизненной реальности. Творческое воображение необходимо для того, чтобы сочинять, видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества. Реальность и фантазия – два стороны художественного творчества. Право на вымысел отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. В искусстве художник ведёт отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повёрнута к зрителю теми её сторонами, которые выбрал художник, которые волновали его.
Правда искусства – это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передавать свои переживания зрителю. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником
Художники всегда любили изображать что-то необычайное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Первый в современном понимании натюрморт — это «Ваза с фруктами» итальянского художника XVI в. Караваджо. Живописец выбрал для своего полотна самые обычные для итальянского горожанина предметы — плетёную вазу и фрукты. Для уравновешенности тяжёлого и тёмного пятна корзины с фруктами художник оставляет большое пространство фона. Гроздья винограда, спелые яблоки и груши, инжир и персики с каплями живой росы были тщательно изображены.
Предметы, которые художник использует в натюрморте, можно разделить на две большие группы: объекты природы (цветы, плоды, рыба, дичь и т. д.) и вещи, сделанные руками человека. Особенности объектов природы — их недолговечность; вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель (цветы вянут, дичь портится и т. п.). Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов — металла, дерева, керамики, стекла; они относительно стабильны, их формы устойчивы.
В натюрморте особое значение имеет композиция. Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. К художественно-выразительным средствам композиции можно отнести формат, выделение композиционного центра, ритм, контраст, точку зрения и линию горизонта, открытость и замкнутость, целостность. В зависимости от своего замысла художник выбирает формат будущей работы — горизонтальный или вертикальный. Для достижения цельности композиции выделяет композиционный центр, где будет расположено главное, отказывается от второстепенных деталей, отвлекающих от главного контраста. Композиция может быть устойчивой, замкнутой или открытой, мысленно продолжающейся за пределами листа. Можно построить композицию натюрморта, используя различные точки зрения: «снизу», когда мы смотрим на натюрморт снизу вверх, или сверху вниз. На главный элемент композиции устремляется в первую очередь взгляд зрителя, а располагаться он может совсем не в центре картины, но должен выделяться по форме, размерам, цвету и др.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Выделите натюрморты.
Ж. Ф. ван Даль. ФРУКТЫ. Масло. XIХ в.
К. Е. Маковский. ЦВЕТЫ. Масло. XIХ в.
М. да Караваджо. ВАЗА С ФРУКТАМИ. Масло. XVI в.
П. Федотов. ЗАВТРАК АРИСТОКРАТА. Масло. XIХ в.
В Серов. ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ. Масло. XIХ в.
Ж. Ф. ван Даль. ФРУКТЫ. Масло. XIХ в.
К. Е. Маковский. ЦВЕТЫ. Масло. XIХ в.
М. да Караваджо. ВАЗА С ФРУКТАМИ. Масло. XVI в.
2. Вставьте пропущенные элементы в пустые ячейки таблицы:
Идея натюрморта
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.
Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.
Примеры тематики натюрморта:
— предметы искусства
— охотничий натюрморт
— цветы и фрукты
— о смысле жизни
— завтрак
— национальный
— дачный
— учебный
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
— «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»)
— «вещи для человека» (например «цветы и фрукты», «битая дичь»)
Посмотрите на пример ниже.
Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.
Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.
Подбор предметов натюрморта:
Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
— Предметы подходят по смыслу
— Предметы имеют разные формы и пропорции
— Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
— Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
— Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
Помните о самом важном правиле:
предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,
натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.
Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.
композициЯ натюрморта
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.
Формат композиции натюрморта
Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.
В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.
Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.
Композиционные схемы постановки предметов:
1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Расположение предметов:
Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.
Композиционный центр
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
Например, посмотрите на натюрморт слева.
Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.
Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.
Именно такой повтор делает картину цельной.
движение глаза по картине.
Чего следует избегать при постановке предметов:
Примеры неудачного набора предметов:
Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади
ВАЖНОСТЬ ФОНА
Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.
Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:
Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками.
Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.
Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:
Колористическое единство
Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.
Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.
Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).
Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой.
Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:
Инструкция ПО постановкЕ натюрморта:
Придумайте тему натюрморта.
Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.
Рассортируйте все составные части по форме.
Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.
Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.
Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.
Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.
Подберите подходящий фон.
Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.
Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.
Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.
Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.
Выставьте свет над натюрмортом.
Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции «засвеченными».
Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.
Успехов вам в составлении натюрмортов!
Буду рада вашим комментариям и репостам!
ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ «НАТЮРМОРТ»
Post Tags:
51 комментарий
Валентина Анатольевна
Спасибо большое. Очень важная и нужная статья.
Марина Трушникова
Валентина Анатольевна, благодарю за отклик!
Екатерина Крюкова
Валентина Анатольевна, полностью с вами согласна… 🙂
Понравилось, что в уроке есть пошаговая инструкция, и то как НЕ нужно ставить натюрморты.
Валентина Анатольевна
Спасибо большое за такую важную и нужную статью.
Марина, спасибо большое!
начал заниматься в изостудии и прочитал в статье несколько полезных советов. Воспользуюсь ими на практике в ближайшее время
Марина Трушникова
Практика здесь – самое важное!
Людмила
Большое спасибо. Вы очень щедрый и творческий человек. Ваша помощь помогает идти дальше, не останавливаться. Бывает что-то не получается, а что не сразу понимаешь. Открываю Ваши статьи, журналы – и всегда нахожу решения, получаю помощь. И эта статья безусловно нужна.
Марина Трушникова
Людмила, благодарю вас за столь теплый отклик и благодарное сердце! Мне важно, что мой труд оценен.
Марина, огромное спасибо! Всего полгода знакома с вашим сайтом, но ваши курсы, уроки, статьи… даже не представляю, как раньше без них обходилась. Особая благодарность за “перспективу” – это что-то невероятное! Титанический труд, великолепная подача материала и очаровательный преподаватель – нигде не встречала ничего подобного. Ещё раз спасибо, спасибо, спасибо!
Елена
Марина, большое спасибо за очень нужную и интересную статью.
Ольга
Спасибо за статью! Все четко и по делу! Как всегда. В разделе про неудачные варианты натюрмортов две опечатки, во-первых в нумерации рисунков, и в комментарии номер 3: “все предметы горизонтальные – не хватает горизонталей”, видимо. имелось ввиду – не хватает вертикалей?
Елена Соболева
Очень хорошая статья! Спасибо!
Ирина
Марина, огромная Вам благодарность за Ваше подвижничество, за то, что щедро делитесь своими знаниями, своими наработками, “секретами” своего мастерства.
Очень нравятся Ваши журналы и уроки. Всегда стараюсь применять на практике Ваши бесценные советы.
Раньше я считала жанр натюрморта скучным, но теперь понимаю, как важно уделить этой теме внимание. Ваши статьи и уроки – очень мощный обучающий материал.
Еще раз большое Вам спасибо.
Марина, как долго не могла понять и приступить к натюрморту не понимая какие задачи в них надо ставить, твоя статья все расставила на свои места и вдохновляет на его живописное решение.Спасибо тебе, что ты находишь на нас время собирая по крупицам всю не обходимую информацию и подаешь нам на тарелочке в шикарном оформлении, у меня нет выхода- Надо только совершенствоваться!
Татьяна
Марина, спасибо за очень полезную статью.
Марина, спасибо за статью! Всё чётко, ясно, упорядочено и без лишнего, поэтому правила легко запоминаются.
Марина, спасибо за статью. Очень интересно, к натюрморту относилась как-то холодно, считала что это не интересно и скучно. Прочитала статью руки зачесались, но голова пока тормозит, думаю они договорятся. Спасибо за Ваш труд.
Евгения
Мария
Марина, спасибо большое! Замечательная статья!
Ирина
Очень хорошая и полезная статья.Спасибо. Но мне немного не хватило информации о золотом сечении. Хотелось бы поподробнее.
Галина
Спасибо, Марина! Как всегда, интересно, наглядно, очень полезно!
Елена Ионкина
Мариночка, очень важная и глубокая статья. Спасибо! Будут ее изучать, так как от одного прочтения не достаточно.
Марина вы продолжаете удивлять и восхищать. очень полезная статья. грамонтно и четко разобраннан материал. просто восхищает.
Наталья
Марина, спасибо большое! Очень важная и своевременная тема для меня. Буду работать.
Оксана
Mарина, супер статья. Мне не хватало такого руководства по натюрмортам, это мой любимый жанр. Все изложено четко с наглядными примерами. Спасибо! И пользуясь возможностью, хочу поблагодарить за твою щедрость. Ты публикуешь безвозмездно столько бесценного материала, видео, статьи и тп. Мне очень повезло быть у тебя на курсе. ))
Аноним
Здравствуйте, МАРИНА! Очень признательна Вам за рассылку таких важных и полезных материалов. Просто, доступно, интересно – всё замечательно! СПАСИБО!
Лариса
ВСЁ ОТЛИЧНО! ВЫ замечательный педагог! Моё высказывание выше под именем “аноним”. (первый раз пишу комментарий и не заполонила правильно строки))))
Аноним
Спасибо, Марина! Полезная статья! Применю на практике.
Татьяна
Большое спасибо,Марина,за статью.Давно искала такой материал где бы было так просто и доходчиво все рассказано.Еще раз большое спасибо.
Ольга
Марина, большое спасибо за статью) я очень люблю натюрморты, пробую рисовать свои)) очень хочется научиться составлять гармоничные композиции, писать красивые картины) Спасибо тебе большое за помощь, за консультации)
Ирина
Марина, большое спасибо за содержательные и очень нужные рекомендации для начинающих любителей живописи! Вы щедрый и чуткий педагог, замечательный художник. С удовольствием занимаюсь по Вашим мастер-классам, хочется рисовать ещё и ещё
Елена
Спасибо, Марина! Как грамотно разложено по полочкам! Сразу же хочется действовать! Очень актуальная статья!
Виктория
Марина, Вы волшебница! С огромным удовольствием читаю Ваши статьи, вдохновляюсь и радуюсь! Все материалы подаются мягко и доходчиво! Спасибо!
Светлана
Марина,спасибо! Очень полезная,нужная информация и инструкция. И главное она всегда доступна на твоем сайте. Спасибо.
Марина, спасибо за этот материал. Пока читала, вспомнила свои неудачные композиции – теперь я поняла как их исправить. В одном случае выбрала вазочку и молочник, одной высоты, на фоне атласной ткани со складками – потому что хотела научиться рисовать складки блестящей ткани и игру света на блестящих металлических поверхностях. Теперь поняла, что изначально само построение натюрморта никак не помогало, а наоборот разрушало мою задумку.
В другом случае я хотела обыграть различные оттенки зеленого – керамический кувшин, стеклянная груша и кастрюлька с крышкой. Теперь поняла, что неправильно расположила по высоте и вообще, стало яснее и понятнее. Конечно, технических навыков все равно пока не хватает…
Спасибо большое, Марина!
Елена
Отличная статья! Столько много интересного и важного для себя открыла. Марина, огромное спасибо Вам за ваш труд. Я только начинаю делать какие-то попытки в живописи и ничего об этом не знаю. Просто всю жизнь хотелось рисовать и только сейчас приступила к этому волшебству. Без Вашего руководства, без Вашей щедрой передачи знаний было бы это очень трудно. С Вами есть надежда …