в каком случае можно сказать что реализуется проектное обучение
Метод проектов в образовании
I. Введение. Актуальность выбранной темы.
IV. Список литературы.
I. Введение. Актуальность выбранной темы
Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.
Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.
Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.
Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?
Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.
В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.
Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.
Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения. [1]
Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.
1. Из истории проектного обучения.
Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [2, 3]
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [4] Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. [5]
2. Понятие проектного обучения.
Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [7].
Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.
Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:
3. Цель проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
4. Типология проектов.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. [8]
5. Методика осуществления учебного проекта.
Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.
Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.
На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.
В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.
Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.
Вторая группа предметов, как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся [7].
Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.
Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.
Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:
В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.
Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем [11].
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности. [2]
IV. Список литературы
2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.
3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.
4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.
Метод проектов в современном образовании.
Метод проектов в современном образовании
Н.Ю. Пахомова рассматривает учебный проект как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося. Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей” [3, с.17].
На основе анализа литературы, были выделены преимущества метода проектов, которые заключаются в следующем: метод проектов способствует осуществлению разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; развитию их творческих способностей и активности; формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению внутрипредметных и межпредметных связей; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как обучающиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества[4,с. 34].
Нами были изучены наиболее часто выбираемые разделы для изучения и наблюдения в проектной деятельности. На первом месте стоят исследования организма и среды, на втором месте царство растений, что обусловлено наличием в любое время года данного объекта для наблюдения ( например комнатные цветы), на третьем месте строение и функции организма человека, что является актуальным для старших классов. Педагоги выделяют, что наиболее успешными в их практике были в основном проекты экологической направленности.
Проектная деятельность строится на основе какого-либо предметного содержания, освоенного или осваиваемого обучающимися. Данный метод уже включен в классно-урочную систему на принципах сосуществования и взаимодополнения.
Подводя итоги проведенного педагогического эксперимента можно сказать, что метод проектов используется чаще всего в школах нашей области в непрофильных классах. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются педагоги при реализации проектной технологии это недостаток времени и на подготовку, и на проведение данного вида деятельности на уроке. Действительно, подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени.
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007
2.Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст] / Г. Г. Митрофанова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 148-151
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2003
5.Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000г
Методическая разработка «Реализация проектного обучения»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ларичев Александр Александрович
МБОУ Бошинская СОШ, Карачевского района, Брянской области
Ключевые слова: метод проектов; история; культура; психология; педагогика; предпосылка; гуманистический подход к образованию; информационные технологии в образовании
Key words: method of projects; history; culture; psychology; pedagogy; premise; humanistic approach to the education; information technologies in the education
Актуальность проблемы и цель работы
Современное образование переживает время реформ. В настоящее время актуальна проблема не столько приобретения конкретных навыков, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике 3.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому учащемуся раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Основное направление образования в современном учебном заведении среднего образования – адаптация учащегося к жизни в современном обществе, становление личности учащегося в учебной деятельности. И в сегодняшнем меняющемся пространстве невозможно обойтись без образования, которое отвечало бы запросам каждого в соответствии с его возможностями.
В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Особое место в современном обучении отводится проектной деятельности учащихся.
Проектная форма деятельности учащихся – есть система учебно-познавательных, познавательных действий обучающихся, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
Проектный метод имеет в виду систему действий преподавателя и учащегося по разработке проекта. Целью данной работы является разработка схемы реализации проектного обучения в условиях подготовки учащихся, обучающихся по образовательным программам среднего образования.
Ретроспектива периодов становления метода проектов
Первый этап (1590-1765 гг.) характеризуется началом проектной деятельности в архитектурных школах-мастерских Европы, что явилось результатом разделения труда между теми, кто обязан был представить проект в той или иной знаковой форме и теми, кто отвечал за его осуществление на практике. Непосредственному включению исполнителей в проект предшествовала серьезная предпроектная работа руководителя, которому предстояла проведение поиска темы для проектного задания и её формализованного представления (чертеж, расчет, макет, описание). Важным было уже на предпроектном этапе получить как можно более полную картину планируемого объекта. Дифференциация проектных функций осуществлялась в зависимости от мастерства и профессионализма участников проектирования.
Рис. 1. Этапы становления проектной деятельности
Третий этап (1880-1915 гг.) – формирование системного проектирования объектов, применение в производственном обучении и в общеобразовательных школах. Проект в контексте производственного обучения считалось результативной деятельностью, совершаемой в специально организованных (производственных, лабораторных) условиях. Проектное обучение отличалось от проблемного тем, что деятельность учащихся имела характер проектирования, подразумевающего получение конкретного практического результата и его публичного предъявления. Именно в этот период метод проектов был впервые внедрен в российскую систему образования (1905 г.) С.Т. Шацким. В послереволюционный период он довольно широко применялся в школах по личной инициативе Н. К. Крупской. Однако, не будучи педагогически осмысленым учителями, он очень быстро выродился в так называемый бригадный метод.
Четвёртый этап (1915-1955 гг.) – переосмысление метода проектов в процессе крупных социокультурных изменений, вызванных научно-технической революцией. Возникнув в педагогической науке как одна из форм организации исследовательской деятельности, он вобрал в себя экспериментальное, эвристическое, эмпирическое, исследовательское и научное начала. В основу проектного метода обучения были положены идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи. Теория Дьюи послужила основой для научно-педагогических разработок известных американских педагогов У. Килпатрика и Э. Коллингса.
Пятый этап ( 1955-1985 гг.) – период международного распространения: связан с попытками выявления психологических и психофизиологических механизмов деятельности проектировщика. Научные дискуссии середины XX в. касались проблем проектирования как общего способа развития социально-экономической сферы. В этот период была разработана концепция «целостного проектирования», наиболее ясное представление, о которой даёт сборник теоретических и методологических трудов по теории дизайна (авторов О.И. Генисаретский, И.Л.Глазычев, В.Я. Дубровский, Дж. Дьюи, К.М.Кантор, В.Х. Килпатрик, Г.П.Щедровицкий и др.) [4]. Основой концепции послужило сформулированное в соответствии с системно-деятельностным подходом представление о проектировании как одном из видов социальной деятельности. Учёные пришли к выводу о его всеобщем, целостном характере.
Шестой этап (1985-2002 гг.) – новое «открытие» технологии проектирования, механизмы функционирования и деятельности которой рассматриваются преимущественно с позиций теории получения и переработки информации.
Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время. В современной педагогике проектное обучение, аккумулировав в себе все позитивные стороны, можно реализовать уже не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Из этого следует, что учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
По мере развития профессионально-педагогического сознания, проектирование из области педагогической практики трансформировалось в теоретическую сферу. Экспериментальная проба и реконструкция достижений в области познания способствуют развитию способности к рациональному, планово-проектному обоснованию действий, которое предваряется игрой проектного воображения [1]. Путь к научной системе требует экспериментального опыта и объяснения себе этого опыта, свободы в целеполагании и выборе средств.
Метод проектов в американской системе образования понимается очень широко. Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся. Важно одно: чтобы создался интерес и увлечение у детей, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале. Тогда сама цельность и непосредственность занятий даже у детей младших групп стимулируют настойчивость и энергию всей школьной группы [3].
Понятие проектирования в отечественной педагогической науке широко использовал также А.С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.
В 70-е гг. XX в. терминологический аппарат российской педагогики пополняется понятиями «педагогическое проектирование», «проектировочная деятельность учителя», «педагогический проект».
Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия, в связи с развитием идей стандартизации образования, применение проектной деятельности к педагогической теории и практике особенно активизировалось.
Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых компьютерных информационно-коммуникационных технологий [5, 6].
Постепенно идеи проектирования распространяются на уровень педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения, предполагаемых результатов личностно-ориентированного развития. Можно сказать, что на наших глазах формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования. Проектирование становится для педагогики специфическим способом проблемного, развивающего, опережающего обучения. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.
В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. Поэтому в реальной педагогической практике проектом называют самые разные виды деятельности.
Цель проектного обучения и формы проектной работы
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся имели бы возможности [2, 5]:
1) самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разнообразных источников информации, включая современные источники;
2) учиться пользоваться приобретёнными знаниями для решения поставленных перед ними познавательных и профессиональных задач;
3) приобретать необходимые в будущей профессиональной деятельности коммуникативные умения, работая в различных проектных командах;
4) развивать свои исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа результатов эксперимента, построения гипотез, обобщения и формулирования теории);
5) развивать системное мышление.
Использование в учебном процессе проектной образовательной технологии открывает перед преподавателями принципиально новые возможности:
1) развитие познавательной способности учащихся, их исследовательских умений (наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать);
2) развитие аналитического мышления;
3) повышение личной уверенности у каждого участника проектной деятельности;
4) развитие у учащихся «командного духа», «чувство локтя», т.е. таких качеств, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Критериями оценки качества выполнения проектов учащимися является достижение цели проекта и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение [6, 7].
Презентация проектов может проходить в разной форме: видеофильм, журнальный репортаж, альбом с кратким текстом, рисунками, фотографиями, научно-практическая конференция и т.д. Возможные формы проектной работы показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Возможные формы проектной работы
Проектную деятельность мы рассматривает как модель будущей профессиональной и социальной деятельности. Знакомим учащихся со всеми разновидностями профессиональной деятельности, даём возможность испытать свои силы в любом направлении. Это позволяет оптимизировать и индивидуализировать образовательный процесс. Под позитивным характером социализации понимается не «встраивание» человека под существующий мир, а развитие характера учащегося в творческую и социально ответственную личность.
Типовая схема реализации проектной работы учащихся
С целью практической реализации проектной работы учащихся мною разработана типовая схема, которая может быть использована для любой учебной дисциплины. Данная схема представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Типовая схема реализации проектной работы учащихся
1.1 Выбор темы проектов
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Обсуждают и принимают общее решение по теме.
Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.
Группа учащихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.
Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.
Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2 Выделение подтем в теме проекта
Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.
Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую.
Принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.
Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).
1.3 Формирование творческих групп
Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые коллективы – проектные команды.
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.
Заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением внутри группы учащихся.
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Принимает участие в обсуждении.
В группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности по учебным дисциплинам.
Этап 2. Разработка проекта
2 Разработка проекта.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Осуществляют поисковую деятельность
Этап 3. Оформление результатов проекта
3. Оформление результатов проекта.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Вначале по проектным командам, а потом во взаимодействии с другими командами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Этап 4. Изготовление изделия по проектному заданию
4 Работа над изготовлением изделия в соответствии с проектным заданием.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
По группам или индивидуально изготавливают изделие, используя знания, умения и навыки, полученные на аудиторных занятиях.
Этап 5. Презентация проекта
5 Презентация проекта.
Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов учащихся старших курсов, работодателей или представителей других учебных заведений одинакового профиля).
Докладывают о результатах своей работы.
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки.
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.
Предложенная типовая схема реализации проектной работы учащихся при освоении учебных дисциплин позволяет внедрить метод проектов в процесс реализации образовательных программ среднего образования, что, в свою очередь, может обеспечить повышение качества практических навыков, формируемых у учащихся в процессе обучения. При этом необходимо отметить, что практическая реализация метода проектов в образовательных программах среднего образования должна проходить с учётом обязательного выполнения планов теоретического обучения; в противном случае метод проектов может не только не оказаться полезным, а даже принести вред, так как учащиеся научатся простым действиям в рамках практической работы, но не смогут получить глубокие теоретические знания, которые необходимы в условиях современного, наукоёмкого производства. Это – один из наиболее серьёзных рисков, которым сопровождается процесс реализации проектного обучения.
1 Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика [Текст] / Б.С. Гершунский. – Киев: Высшая школа, 1986. – 367 с.
2 Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: Сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии; под ред. В.В. Гузеева. – М.: Педагогика, 2014. – 402 с.
3 Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В.А. Болотова, Л.С. Глебовой. – М.: Педагогика, 2008. – 528 с.
4 Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Педагогика, 2010. – 279 с.
5 Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Учебное пособие. – Ч. 2. – Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. – 128 с.
6 Вербицкий, А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Педагогика, 2016. – 287 с.