в качестве объекта деятельности педагога выступает что
Объект и предмет педагогики
В буквальном смысле «пайдагогос» в переводе с греческого означает «детоводитель». Данное слово произошло от существительного «пайдос» или же «дитя» и «ara», то есть «вести».
В условиях Древней Греции словом “учитель” обозначали раба, который занимался тем, что проводил в школу ребенка своего хозяина. Постепенно значение слова «педагогика» приобрело более широкий смысл и стало применяться как определение умения «вести ребенка по жизни», другими словами всячески наставлять, воспитывать и учить. В процессе накопления знаний возникла специальная дисциплина, заключающаяся в образовании детей. Таким образом, педагогике официально присуждают звание науке об умении воспитывать и обучать детей. В теоретической части тоже произошел качественный переход от отдельных фактов к более полным случаям. Подобное понимание педагогики было актуальным приблизительно до середины XX века. Лишь последние десятилетия привели к пониманию людьми того факта, что как детям, так и взрослым необходимо высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и, более того, относительно полное объяснение новейшей педагогики формулируется следующим образом:
Педагогика – это учение о воспитании человека.
Термин «воспитание» в нем применяется в самом широком значении, включая в себя понятия образования, обучения, а также развития. Педагогика может быть определена в качестве учения о правильном обучении детей, о контролировании пути его развития согласно потребностям общества.
Предмет педагогической науки
Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.
Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.
Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:
Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.
Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности. К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.
Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами. Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.
Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.
Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.
Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.
Объект в педагогике
Следующее определение объясняет, что является объектом педагогики.
Объект педагогики — это одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно ту из них, которая способствует формированию и развитию личности человека. Таким образом, объект в педагогике— это одно из ключевых понятий.
Педагогика исследует процесс совершенствования личности на базе накопленного людьми социальный опыта, без наличия которого является невозможным любое производство, как материальное, так и духовное, по той причине, что именно человек играет роль субъекта любых возможных социальных отношений. Формируясь параллельно с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, показала свою склонность к усложнению содержания и форм. Если раньше, она не считалась отдельной сферой деятельности, то одновременно с развитием форм активности человека и раскрытием его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли, образование переходит в специализированную сферу и становиться особой профессией.
Педагогическая деятельность: объекты, средства, результаты
Очень плодотворным представляется при исследовании связи педагогической науки и практики использование некоторого общего критерия, который позволил бы сопоставить эти два объекта по одним и тем же элементам. В качестве такого критерия В.В. Краевский предложил понятие деятельности. Деятельность, рассматриваемая с философских позиций, выступает как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру (рис. 1). Содержание этой формы составляет взаимодействие субъекта с объектом, направленное на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.
Любой деятельности, как материальной, так и духовной, присущи инвариантные характеристики (объекты, средства, результаты) и инвариантные стороны (компоненты), которые можно выделить, отвлекаясь от ее специфики.
Рис. 1. Уровни организации материи и способы ее существования
В современной педагогике уточнение, конкретизация общей структуры деятельности
применительно к деятельности педагога чаще всего осуществляется в рамках системного моделирования. При этом предполагается, что в системе и последовательности действий учителя, связанных с решением педагогических задач, есть определенная логика, этапность, компоненты.
Так, в предложенной Н.В. Кузьминой и Н.В. Кухнаревым системной модели практической педагогической деятельности выделяются пять взаимосвязанных, в значительной степени
пересекающихся функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Реализация этих компонентов может осуществляться на разных уровнях и приводить к различным результатам (высоким или низким) в сравнении с поставленными педагогическими целями.
В зависимости от результатов можно выделить следующие уровни практической деятельности педагога:
Каждый новый уровень деятельности педагога включает в себя предыдущий и вместе с тем характеризуется качественными изменениями в структуре знаний и умений педагога.
Строгий анализ предложенной Н. В. Кузьминой и Н.В. Кухнаревым классификации уровней педагогической деятельности, который А.Л. Бусыгина провела в контексте деятельности педагога высшей школы, позволил выявить следующую иерархию уровней.
По мнению В.И. Гинецинского, который также предложил модель системного характера,
в практической педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных
компонента: презентативный, инсентивный, диагностирующий и корригирующий.
Преобладание той или иной функции в педагогической деятельности указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, который задается выбором метода обучения. Например, ведущему положению инсентивной функции обычно сопутствует применение
проблемного метода.
«Оригинальной» назвали Н.В. Бордовская и А.А. Реан концепцию практической педагогической деятельности, разработанную в работах А.К. Марковой. В структуре труда преподавателя она выделила следующие составляющие:
В рамках этой концепции А.К. Маркова сформировала десять групп педагогических умений, связанных с проблематикой социально-педагогической психологии личности педагога и учащегося, социально-педагогического восприятия, самопознания, рефлексии, педагогического общения.
Если педагогическую деятельность не сводить только к практической работе преподавателя (учителя), то ее можно определить в широком смысле как подсистему деятельности, находящуюся в одном ряду с деятельностью производственной, политической,
экономической и реализующую функцию приобщения человека к участию в жизни общества . В структуре определенной таким образом педагогической деятельности выделяются следующие подсистемы:
Все эти виды деятельности в конечном счете осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. В этом и состоит проявление единства науки и практики в сфере образования, единства двух видов деятельности: научной и практической.
Для углубленного анализа взаимосвязи педагогической науки и практики могут быть использованы инвариантные характеристики деятельности – объекты, средства, результаты.
В результате педагогическую теорию в определенном смысле можно считать теорией педагогической практики, точнее, теорией практической педагогической деятельности.
Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей.
Для педагогической практики – это методы, приемы, организационные формы
воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства обучения и пр. Для
научной педагогической деятельности – это наблюдение, описание, моделирование, выдвижение
гипотез, создание теорий, проверка их путем эксперимента и т. д.
Существуют два вида результатов практической педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию,
методике, методу обучения). Другой (важнейший) предполагает психологические продукты
деятельности (психические новообразования в структуре личности учащегося). Иначе говоря,
основным и конечным результатом практической педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.
Сосредоточив свое внимание на функции управления активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся, практическую педагогическую деятельность можно представить в диахронном аспекте (т. е. в ее развитии) и выделить следующие этапы:
Составлению планов, планов-конспектов или конспектов в ходе этапа планирования
предшествуют следующие действия педагога:
Этап планирования в деятельности педагога завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные.
Деятельность преподавания предполагает регулирование и корригирование процесса
обучения на основе непрерывного контроля. Результаты контроля учитываются педагогом как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе его работы. Особое место на этом этапе деятельности педагога занимает стимулирование активности и самостоятельности обучающихся.
Результатом педагогической научной деятельности являются знания – законы, принципы, правила педагогической деятельности. Они существуют не только в сознании
педагога, но и в материализованном виде – в научных трудах, программах, учебниках,
учебно-методических пособиях и т. д.
В педагогике, как и в любой развитой науке, присутствуют теоретические и эмпирические знания.
На эмпирическом уровне формируется педагогическое знание о фактах:
Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных глубинных связях и закономерностях. Это, например, знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п.
В системе образования как социального института педагогические теоретические знания выполняют вполне определенную роль – они служат основой преобразования и совершенствования практической деятельности, создания новых систем такой деятельности.
В педагогических теоретических знаниях воплощается особая форма отражения
действительности – социальная норма. Социальные нормы не только отражают сущее – то, что существует в педагогической действительности, но и предписывают определенные действия как должное и составляют особый вид знаний – нормативные знания. Это знания о том, что следует делать, в отличие от эмпирических и теоретических знаний, отражающих сущее.
К нормативным знаниям относятся общие и частные указания, предписания к деятельности: принципы, правила, рекомендации и т. п. Эти знания выступают также в
виде методов практической деятельности (например, обучения и воспитания), стандартов,
требований к программам и учебникам, студенческим курсовым и дипломным работам.
Таким образом, совокупность научных знаний о педагогической деятельности подразделяется на две группы.
К первой группе относятся знания, отражающие действительность в том виде как она есть. Это знания о реально протекающем педагогическом процессе. Вторая группа – нормы, регулирующие деятельность. Это знания о том, как нужно ее планировать, осуществлять и совершенствовать в соответствии с целями и условиями, в которых этот процесс протекает.
Обзор всей области различий между объектами, средствами и результатами двух видов педагогической деятельности представлен в таблице 1.
С различением практических, теоретических и нормативных знаний связаны особенности осуществления педагогической наукой ее специфических функций. Эмпирические и теоретические знания педагогика получает, реализуя научно-теоретическую функцию, а
нормативные – это результат осуществления ею конструктивно-технической функции.
Компетентность педагога, трактуемая как его интегральная профессионально-личностная характеристика, в значительной степени определяется овладением проанализированными ранее видами педагогической деятельности и может иметь различные уровни.
Различия педагогической практической и научной деятельности
Первый уровень – педагогическая умелость, включающая обстоятельное знание препо-
давателем своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической
теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые
профессионально-личностные свойства и качества, что в совокупности позволяет достаточно
квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Второй уровень – педагогическое мастерство. Эта качественная характеристика
компетентности преподавателя предполагает доведение преподавателем до высокой степени совершенства учебной и воспитательной умелости, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике,
благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое творчество. Понятие «творчество» всегда ассоциируется с созданием
новых по замыслу культурных и материальных ценностей, с самостоятельной созидательной
деятельностью в различных областях науки и культуры. Педагогическое творчество также
включает в себя определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не
столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с
видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их модернизацией.
Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Педагогическое новаторство является высшим уровнем компетентности педагога. Нова-
торство – новое в созидательной деятельности людей (от лат. novator – «обновитель», т.е.человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные идеи, принципы,
приемы в той или иной сфере деятельности). Это определение в полной мере относится к
педагогическому новаторству, которое органично включает в себя внесение и реализацию новых,
прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно
изменяет и повышает их качество.
Педагогика: конспект лекций
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» — «дитя» и «аго» — «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики — ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии — закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика — это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
Все мы знаем, что наука является формой социального осознания. Фактически, это понятие людей о духовной и физической жизни. Способы передачи понятий и представлений различны:
Процессы и явления природы, общества и человеческой психики сложны и разнообразны. Они часто связаны между собой и являются результатом наблюдения и деятельности человека. Выявленные закономерности полученные на практике и выраженные в человеческом опыте, используются людьми и часто являются обязательными в жизненной практике.
Понятие о предмете и объекте педагогической науки
Воспитание является особенным назначением общества. Оно является предметом педагогики. При этом вопросы образовании исследует не только педагогика. Здесь задействованы философия, социология, психология, экономика и прочие науки.
Значимыми являются достижения всех научных направлений, которые занимаются разработкой вопросов, связанных с образованием. Однако смежные с педагогикой дисциплины в своих исследованиях редко касаются значимых аспектов обучения, которые связаны с каждодневным процессом развития личности, взаимоотношения педагогов и учеников. Это можно объяснить тем, что изучение данных вопросов касается той части образования, которая доступна для исследования только педагогике.
Предмет педагогики
В качестве предмета педагогики выступает обучение как единый педагогический процесс. В этом контексте педагогика выступает в качестве научного направления, которое исследует природу, закономерности, направление и перспективны процесса педагогического воспитания. На практике, педагогика проводит развитие теории и технологии образования, формы и методы работы учителя и учеников, в также способы облегчения взаимодействия всех участников учебного процесса.
Объект педагогики
Объектом педагогики является не сам человек, не его психика, а целостная система явлений из сферы образования и преподавания, которая направлена на развитие человека. Также объектом педагогики можно назвать процесс формирования реальности, которая определяет направление формирования личности и ее органичное встраивание в процесс общественной деятельности.
Педагогика – это наука, которая занимается исследованием обоснованности и целевой практики образования и воспитания личности, знакомство детей с жизнью социума, соединенное с педагогическим процессом и педагогической деятельность.
Исследования, проводимые в рамках педагогической науки, позволяет выбирать и применять на практике наиболее обоснованные способы и методы преподавательской работы. Обнаружение этих наиболее эффективных методов работы и является целью и итогом изучения объекта и предмета педагогики.
Процессы исследования могут отличаться по целям и содержанию, задачам и методикам, исполнение педагогических закономерностей точно отражает источник и сферу внимания и воздействия педагогики.
Утверждения научной педагогики являются базовыми составляющими обучения и воспитания как в учебных учреждениях, так и за их стенами, в семье, в быту. Многие бытовые понятия о правилах воспитания детей, какими должны становиться дети в процессе взросления, основаны на закономерностях, которые были установлены педагогикой.
Установки, имеющиеся в семье, могут развиваться и находить свою реализацию в зависимости лот доходов семьи, ее общественным статусом. В одних семьях считается нормой воспитание детей в строгости. Такой подход может быть следствием личного опыта родителей, их страхом, что избалованные лаской и доверием дети выйдут из-под контроля. В других семьях могут чрезмерное значение придавать доброму отношению, проявлениям любви, отзывчивости, считать эти качества единственными приемлемыми для воспитания.
Есть родители, которые уклоняются от воспитания детей, рассчитывая на школу, вторые верят в действенность личного примера, третьи доверяют обществу и доминирующим в нем веяниям. Есть и те, кто вовсе равнодушен к воспитанию детей, горазды перекладывать вину за проблемы на кого угодно, но только не на самих себя.
Различные мнения об объекте и предмете научной педагогики
Воздействие научной педагогики предполагает проведение анализа и оценки эффективности педагогических явлений и процессов. Если обратиться к сфере внимания научной педагогики, то можно обнаружить сразу несколько различных мнений по поводу объекта и предмета педагогической науки.
Сторонники интуитивной педагогической практики уверены, что объект – это живое общение между участниками педагогического процесса, а предмет – это способы коммуникации, которые более прочих соответствуют целям и содержанию процесса обучения. Важную роль имеет аппарат регулирования в отношениях и коммуникации людей, самоорганизация в группах и коллективах для проведения образовательной деятельности, развития самоанализа и самовоспитания.
Взаимоотношение педагогической науки и педагогической деятельности имеет ряд специфичных черт. С одной стороны они активно выходят за пределы стен учебных заведений, глубоко проникая в жизнь общества. Образ жизни людей, их трудовая деятельность, критерии жизни семьи также являются частью учебно-воспитательного процесса.
С другой стороны, практика педагогики постоянно занимается поиском и внедрением новых решений, которые позволяют учебному процессу удовлетворять запросы общества в плане производства, создания социальных и экономических связей. Новые требования касаются не только набора известных фактов и навыков, но также формирования иной ментальности и отношения к обществу.