в хорошем ключе что значит
в каком-л. ключе
Смотреть что такое «в каком-л. ключе» в других словарях:
в ключе чего-л — см. ключ I; в зн. нареч. В каком л. тоне; в манере чего л. Действовать в едином ключе. Вести разговор в прежнем ключе … Словарь многих выражений
В ключе — 1. Жарг. мол. В курсе дел, событий (быть). (Запись 2004 г.). 2. каком. Публ. В соответствии с какими л. идеями, методами, приемами. БМС 1998, 265 … Большой словарь русских поговорок
ключ — 1. КЛЮЧ, а; м. 1. Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. К. от квартиры. Запереть, закрыть дверь на к. Сдать дом, завод и т.п. под к. (в полной готовности). Вручить к. от города (как символ гостеприимства). 2. Ручной… … Энциклопедический словарь
ключ — [для двери] сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? ключа, чему? ключу, (вижу) что? ключ, чем? ключом, о чём? о ключе; мн. что? ключи, (нет) чего? ключей, чему? ключам, (вижу) что? ключи, чем? ключами, о чём? о ключах 1. Ключ это особым… … Толковый словарь Дмитриева
ключ — I а/; м. см. тж. в каком л. ключе, в ключе чего л, ключик, ключевой 1) Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. Ключ от квартиры … Словарь многих выражений
Целостность информации — Целостность информации (также целостность данных) термин в информатике и теории телекоммуникаций, который означает, что данные полны, условие того, что данные не были изменены при выполнении любой операции над ними, будь то передача,… … Википедия
ГИЛГУД Джон — ГИЛГУД (Gielgud) Джон (14. 04. 1904 21. 05. 2000), английский актер, режиссер. Родился в Лондоне. Будучи по материнской линии отпрыском знаменитого актерского клана Терри, Гилгуд с детства окунулся в атмосферу театра. После окончания Королевской… … Энциклопедия кино
настрой — ▲ состояние ↑ в соответствии с, некоторый, отношение настрой состояние системы, соответствующее какому л. отношению. настроенность. тональность эмоциональная окраска чего л. окраска. колорит (# эпохи). атмосфера чего (# дружбы. # сердечности.… … Идеографический словарь русского языка
ИМЯСЛАВИЕ — движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. мон рях Афона в 1909 1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Имяславские споры «Афонская смута» 1909 1913 гг … Православная энциклопедия
ВЫСОКИЙ И НИЗКИЙ КЛЮЧ
РАССМОТРИМ КАЖДУЮ ИЗ ТЕХНИК ОТДЕЛЬНО
Фотография в высоком ключе, или, как еще говорят, «белым по белому» – это снимок, в котором преобладают в основном светлые тона. Это особая художественная техника, в которой полностью отсутствуют густые тени, а преобладают тонкие очертания объекта. Такую технику используют как в портретной фотосъемке, так и предметной. Она часто используется для каталогов, портфолио и в модных журналах.
Высокий ключ часто применяют, чтобы подчеркнуть невинность, простоту и легкость. В число таких сюжетов входят романтичные образы, фотографии детей, зимние и туманные пейзажи.
Так же эту технику можно использовать при съемке людей с проблемной кожей лица, чтобы скрыть ее дефекты.
Высокий ключ отлично смотрится в черно-белой фотографии. Но важно правильно подобрать ракурс, поскольку изображение может получиться плоским.
Чтобы добиться нужного эффекта – светлых тонов – следует использовать предметы и объекты белого, светло-серого и пастельного цвета, но не нужно пересвечивать их, т.к. пересвет может привести к потере важных деталей и объема в фотографии.
Используйте отражатели для заполнения светом теневых областей объекта съемки. В домашних условиях отражателем может послужить лист белой офисной бумаги.
Так же дополнительный эффект создают малая глубина резкости, контровой свет (когда источник света располагается позади объекта съёмки) и небольшое увеличение экспозиции. При увеличении экспозиции нужно внимательно следить за тем, чтобы не было пересветов.
Термин низкий ключ (или «черный на черном»), наоборот, используется для обозначения фотографий, снятых в темной тональности. Низкий ключ применяется, чтобы подчеркнуть таинственность, загадочность и даже опасность объекта. Прием можно использовать для передачи неспокойного внутреннего состояния человека, тоски, плохого настроения, напряженной обстановки,
Для создания темной тональности используются глубокие тени, задне-боковое освещение, темный фон и темный цвет снимаемых объектов.
Фото в низком ключе можно получить несколькими способами:
1. Фотографировать при минимальном освещении, и в кадре будут преобладать текстуры темных красок.
2. Фотографировать сцену, которая содержит средние тона по яркости, но снимать с недодержкой и с отрицательной компенсацией экспозиции.
3. В Photoshop или в любом другом редакторе можно понизить экспозицию на 1-2 стопа, а также добавить виньетирование, перевести в ч/б.
Техника съемки в низком ключе несложная, но дает возможность получить эффектные, запоминающиеся снимки. Суть заключается в том, что светом выделяется очень малая, но самая значимая область будущего снимка, все остальное остается в глубокой тени. Обычно используется только один источник света, если дается дополнительный свет, то лишь для того чтобы сделать небольшую подсветку теней. Рисующий свет устанавливается сбоку от объекта съемки под углом 45 градусов и настраивается в зависимости от задуманного сюжета.
Чтобы фон оставался темным, источник света поворачивают от фона так, чтобы направленный луч света подсветил только нужную область объекта. Если теневая сторона получается слишком темной, ее можно слегка подсветить с помощью отражателя.
Известно если снимок в целом темный, то взор зрителя направлен к светлым его частям. В этом случае и применяется данный эффект для того, чтобы направить интерес зрителя на некоторые участки на снимке.
Главное при фотосъемке в низком ключе правильно выставлять экспозицию. В этом случае ориентироваться надо на светлые участки объекта, и следить, чтобы они не были пере- или недоэкспонированы.
И предлагаем Вашему вниманию еще несколько работ, выполненных в этих техниках.
Руководство по съемке в низком ключе
Мы уже говорили о том, как снимать ошеломляющие изображения в высоком ключе со студийным оборудованием, создавая яркие фотографии с акцентом на красоту и ясность. Сегодня мы заглянем по другую сторону светового спектра и исследуем, что такое съемка в низком ключе и как вы можете применять ее на практике.
Что такое освещение в низком ключе?
Фотография в низком ключе использует преимущественно темные тона для создания драматического эффекта. В то время как при съемке в высоком ключе мы стремимся пересветить объект до точки снижения контраста, при работе в низком мы усиливаем контраст в изображении через сильно ограниченное освещение.
Ключевой момент здесь состоит в том, чтобы не просто сделать темное изображение, но использовать освещение очень избирательно, так, чтобы только отдельные элементы были освещены. Обычно фотограф тратит время на то, чтобы избежать жестких теней, особенно на лице и вокруг глаз. По этой причине, съемка в низком ключе может показаться действительно забавной сменой ориентиров.
Вместо того чтобы избегать интенсивных теней, вам нужно рассмотреть их как основной элемент композиции; одно это определяет настроение всей фотографии. Фокус состоит в манипулировании светом и положением вашего объекта так, чтобы тени падали только на определенные точки, для получения желаемого результата.
Низкий ключ» в искусстве
Художники осознали силу данного типа освещения задолго до фотографов. Творцы периодов Ренессанса и Барокко часто использовали технику, известную как «chiaroscuro» (светотень), чтобы получить схожий эффект на своих картинах. Слово «chiaroscuro» произошло от итальянских слов «chiaro» (ясный/свет) и «oscuro» (скрытый/темный).
Эта техника использовалась не только для создания драмы, но и для привнесения реализма в картины. Изменяющийся свет создает впечатление трехмерности, что может выглядеть совершенно потрясающе.
Один из моих любимых художников, использовавших эту технику, это Караваджо. Он создал несколько работ, таких как «Неверие Святого Фомы» (см. выше), которые действительно передают всю суть того, что есть «chiaroscuro». Другие великие примеры художников, работавших с этой техникой, включают Геррита ван Хонтхорста, Тинторетто, Эль Греко и даже Рембрандта, но в меньшей степени.
ССъемка в низком ключе в студии
Если у вас есть собственная студия, существует множество способов сделать фотографии в низком ключе. Во-первых, убедитесь, что у вас есть большой черный фон. В общем случае, старайтесь сделать так, чтобы свет не попадал на него, показывая текстуру, складки и т.д.
Вы, разумеется, можете сделать портрет в низком ключе и с другими типами фона, но так вам будет проще достичь классического равномерного черного цвета, который ассоциируется с данным стилем съемки.
Для легкости и доступности настройки расположите ваш объект немного на расстоянии от фона и используйте один источник света сбоку. Также убедитесь, что уменьшили мощность вспышки, чтобы освещение не было слишком сильным.
Так вы должны получить довольно яркий результат с освещением, смещенным в одну сторону, как на примере выше. Обратите внимание, как слабо освещается фон. В зависимости от ваших предпочтений, это может быть желательным, а, возможно, вы захотите этого избежать.
Если вы все же хотите немного осветить фон, установите отражатель и/или разместите еще одну вспышку за объектом, в стороне. Так вы сформируете приятную подсветку на волосах, и можете получить что-то вроде эффекта гало.
Как обычно, не ожидайте получить идеальный результат на первом же снимке. Поиграйте с различными положениями света и объекта, а также с мощностями вспышки. Боритесь с мыслями о том, что вы сможете потом вытянуть изображение в Photoshop, и постарайтесь получить желаемый результат сразу. Сделав это своей привычкой, вы гораздо быстрее изучите все нюансы работы с вашим оборудованием и сократите время на постобработку.
Бюджетная съемка в низком ключе
Если вам еще не посчастливилось быть владельцем студии, не отчаивайтесь. Существует множество способов сделать замечательные снимки в низком ключе при минимальных затратах, используя только вашу камеру и доступные дома ресурсы.
Один прием, который я видел довольно часто, это использование дверного проема между двумя комнатами. Главная комната должна быть практически полностью темной, желательно без окон и иных естественных источников света. Затемнив комнату настолько, насколько это возможно, поместите ваш объект где-нибудь напротив двери.
Теперь настройте яркий свет в другой комнате, также напротив дверного проема. Дверь является способом блокировки и контроля света, попадающего на объект из другой комнаты. Чтобы сделать снимок, просто встаньте у стены, не преграждая путь свету.
Вы можете также установить что-то вроде отражателя за источником света, как на изображении выше. Можно для этого взять картонку, лист бумаги или что-нибудь еще, такое же дешевое, что у вас есть дома и что сможет эффективно отражать свет.
Также можно использовать окно вместо двери. Это немного более изощренно, потому что окно обычно освещает всю комнату, но может привести к получению замечательных результатов при правильных условиях и при помощи использования оконной шторы для смягчения света.
Съемка в низком ключе на улице
Еще один чудесный способ получить приятные снимки в низком ключе, не тратя целое состояние на освещение, это рискнуть выйти на улицу ночью. Здесь сама природа заботится о темноте, а вам надо лишь найти хороший источник света.
Можно начать с лунного света и уличных фонарей. Автостоянки также отлично подходят для создания действительно драматичных снимков, поскольку там можно найти места с резкими перепадами освещенности.
Для снимков в низком ключе настройки камеры могут довольно сильно разниться. Хитрость состоит в том, что нужно минимизировать свет, попадающий в камеру, и в то же время не погрузить весь снимок во тьму. В качестве иллюстрации давайте рассмотрим несколько актуальных снимков вкупе с примененными для их создания настройками.
Здесь мы можем видеть равномерно черный фон и один основной источник света. Из характеристик кадра на Flickr мы узнали, что экспонирование производилось на 1/80 секунды, диафрагма f/6.3, а ISO 100. Обычно такие низкие показатели ISO могут привести к получению изображения, слишком темного по всей площади, кроме довольно сильно освещенных областей, но здесь затемнено именно то, что хотел фотограф, а вспышка в сочетании с выдержкой служат для заполнения областей, которые он решил экспонировать.
Бонус от съемки на ISO 100 – сохранение высокого качества изображения и отсутствие цветного шума, которому свойственно проявляться на темном фоне. Давайте взглянем еще на одно изображение и посмотрим, можем ли мы выявить закономерность.
Как вы видите, несмотря на то, что это изображение ярче, оно снято на 1/200 секунды, значительно более короткая выдержка, чем в предыдущем примере. Хотя диафрагма пропускает меньше света на f/13, ISO осталось таким же, и, кажется, здесь просто больше доступного света. Дополнительное освещение позволяет фотографу снимать на более короткой выдержке и при этом все же фиксировать множество деталей.
Главный вывод, который можно сделать из анализа этих двух изображений: старайтесь держать ISO на уровне 100-200, чтобы обеспечить нужное затемнение и избежать шумов. Затем вам стоит поиграть с настройками экспозиции и диафрагмой, чтобы получить желаемый эффект для определенных условий освещения.
Высокий ключ (High Key), иногда неправильно именуемый «светлым ключом», является высшей степенью лиричности изображения. Некоторые начинающие фотографы испытывают затруднение в технике съемки в этом стиле. Если выполнить следующие пять правил, то высокий ключ получится сам собой:
1. Используйте белый или светлый фон.
2. Снимаемые предметы должны быть белые или светлые.
3. Тени должны быть неглубокими, светлыми, легкими, прозрачными.
4. Площадь теней должна быть незначительна.
5. Ключевой (рисующий) свет должен быть мягким, объемным, то есть иметь большой размер.
6. Иногда, читая статьи о технике съемки в высоком ключе, я встречаю заблуждения и вредные советы. О них и поговорим.
«Фотография в высоком ключе имеет ограниченный тональный диапазон». Переведу на русский: «высокий ключ подразумевает отсутствие черных и темных областей». Встречалось даже вычисление, какое цифровое значение должна иметь самая темная точка при «правильном высоком ключе». Действительно, если в обычной фотографии глубокие тени или черные объекты присутствуют почти всегда, то в высоком ключе, их может и не быть, и отсутствие темных тонов вполне оправдано.
Однако, черные области не только могут присутствовать в высоком ключе, но и делают его более эффектным. Но надо помнить, что площадь таких участков должна быть незначительна. Например, в портрете зачастую это брови, ресницы и радужка глаз модели. Волосы брюнетки, в съемке портрета крупным или средним планом, будет иметь слишком большую площадь черного для высокого ключа. Поэтому, чтобы спрятать волосы брюнетки, используют светлые головные уборы. Можно не скрывать волосы брюнетки, если съемка проходит ростовым планом, ведь тогда доля прически в площади кадра будет незначительна. Так же можно не прятать прическу, когда она является главным сюжетом съемки. И всё же, для большинства съемок в высоком ключе я рекомендую подбирать модель со светлыми волосами.
«При съемке в высоком ключе используется бестеневое освещение». Бестеневое освещение может использоваться, но оно не обязательно. Я считаю, что светотеневые рисунки дают более интересный результат, надо лишь не забывать, что контраст светотени должен быть предельно низким (для меня это 1 ступень).
«Высокий ключ требует непрямого освещения». То есть свет должен быть отражен от отражателей. Да, в прошлом столетии жесткий «прожекторный» свет приходилось смягчать таким способом, чтобы выполнить пункт 5. Но, господа, мы же в 21-м веке, и софтбоксы доступны в любом уголке России и не дорого.
И всё же, иногда результат съемки может «недотягивать» до светлого ключа. Фотошоп вам в помощь, но это тема для другого урока.
Надеемся, сегодняшняя тема Вас заинтересовала и вдохновила на новые фото-эксперименты.
Значение слова «ключ»
1. Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. Ключ от квартиры. □ Татьяна проворно удалилась и заперла за собой дверь на ключ. Тургенев, Дым. [Василий] отпер дверь своим ключом. А. Пришвин, Солнечная зима.
3. перен.; к чему. Средство, возможность для разгадки, понимания чего-л., для овладения чем-л. Много стоило мне усилий, чтобы найти ключ к сердцам этих людей. Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи. Мне казалось нелишним задержаться на бытовой стороне жизни Варламова и Давыдова, ибо это часто дает ключ к разгадке тех или иных особенностей артистического исполнения. Юрьев, Записки. Что принесут космонавты, вернувшись с иных планет? Может быть, ключ к тайне происхождения жизни? Агапов, Взбирается разум. || Условная система обозначения букв, цифр и т. п., на которой основан способ прочтения какого-л. шифрованного текста. Я принялся строить догадки относительно ключа к шифру. Бахметьев, У порога. || Подстрочник к иностранному тексту, а также сборник ответов к задачнику.
4. чего. Воен. Пункт, место, важные в военном отношении, овладение которыми открывает доступ куда-л., обеспечивает победу. Чишму считали ключом Уфы. Фурманов, Чапаев. Что Малахов курган — ключ севастопольских укреплений, знали, конечно, защитники Севастополя. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.
6. Знак в начале нотной строки, условно указывающий на ноту, по высоте которой устанавливается высотное положение других нот (муз.). Скрипичный ключ. Басовый ключ. || перен. ( обычно с предлогом „в“: в ключе). Тон, характер, манера чего-л. Исполнители жили и действовали в едином ключе — непринужденно, весело, празднично, а где нужно — волнующе, драматично. Г. Мичурин, Горячие дни актерской жизни. Мне уже не хотелось вести разговор в прежнем ключе. Маринка жаждет конкретности. Что ж! Шуртаков, Возвратная любовь. В нежном тонком ключе написан портрет Левитана. Смирнова-Ракитина, В. Серов.
7. Архит. Верхний или средний камень, которым замыкается свод или арка здания.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ключ, родник — место выхода подземных вод на поверхность земли.
Музыкальный ключ — знак, определяющий абсолютную высоту нот на нотном стане.
Ключ (иероглифика) — часть иероглифа, обладающая отдельным смыслом.
Ключ (в скалолазании и альпинизме) — самый сложный участок трассы.
Замковый ключ — инструмент для открывания замка.
Гаечный ключ — инструмент для соединения (рассоединения) резьбового соединения.
Динамометрический ключ — гаечный ключ со встроенным динамометром.
Шестигранный ключ (имбусовый ключ, ключ Аллена, шестигранник) — ключ, имеющий шестигранную рабочую часть и предназначенный для работы с винтами и болтами.
Спицной ключ (спицевой ключ, ключ для спиц) — инструмент для работы со спицами колеса (например, колеса велосипеда).
Газовый ключ — инструмент для работы с трубами.
Ключ (электротехника) (переключатель, выключатель) — электрический коммутационный аппарат, служащий для замыкания и размыкания электрической цепи.
Телеграфный ключ — переключающее устройство, используемое, в основном, для передачи знаков азбуки Морзе.
Ключ (электроника) — метка на микросхеме для определения начала отсчета выводов.
Гитарный ключ — инструмент для регулировки прогиба (высоты) грифа.
Ключ, основная мысль высказывания, беседы, обсуждения, например: «Беседа велась в таком ключе: (далее основная мысль)»
Ключ (криптография) — информация в криптографии, используемая алгоритмом для преобразования сообщения при шифровании или расшифровании.
Ключ — понятие в реляционной алгебре и реляционных СУБД.
Потенциальный ключ (возможный ключ) — подмножество атрибутов отношения, удовлетворяющее требованиям уникальности и минимальности (несократимости).
Регистрационный ключ — набор символов, необходимый для подтверждения легитимности использования для некоторых компьютерных программ.
Ключ (Могилёвская область) — деревня в Белоруссии.
Ключ (Коми) — деревня в Сысольском районе Республики Коми.
Ключ (Курская область) — село в Горшеченском районе Курской области.
Ключ (Оренбургская область) — посёлок в Новосергиевском районе Оренбургской области.
Ключ (Рязанская область) — село в Кораблинском районе Рязанской области.
Ключ (деревня, Свердловская область) — деревня в Ачитском городском округе Свердловской области.
Ключ (село, Свердловская область) — село в Ачитском городском округе Свердловской области.
Ключ (Смоленская область) — деревня в Демидовском районе Смоленской области.
Ключ (приток Валы) — река в бассейне Камы.
Ключ (приток Нети) — река в бассейне Урала.
Ключ (приток Сызранки) — река в бассейне Волги.
Ключ (приток Подчерье) — река, приток Подчерья (бассейн Печоры).
Ключ (приток Шадью) — река, приток Шадью (бассейн Вычегды).
Ключ (роман, 1929) — роман Марка Алданова.
Ключ (роман, 1956) — роман Дзюнъитиро Танидзаки.
Ключ (фильм, 1958) — фильм Кэрол Рид (Великобритания).
Ключ (фильм, 1959) (яп. 鍵, Kagi, Odd Obsession) — экранизация романа Дзюнъитиро Танидзаки. Режиссёр — Кон Итикава.
Ключ (мультфильм) — полнометражный мультфильм Льва Атаманова («Союзмультфильм», 1961).
Ключ (фильм, 1980) — комедия Алексея Коренева.
Ключ (фильм, 1983) — эротический фильм Тинто Брасса, экранизация романа Д. Танидзаки (Италия).
Ключ (фильм, 1992) — детективный фильм Павла Чухрая по роману Марка Алданова (Россия, Франция).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ключ I
1. твёрдый стержень с особым сочетанием выступов и углублений для запирания и отпирания замко́в ◆ Ключ от парадной двери. ◆ Ключ от сарая. ◆ Дубликат ключей. ◆ Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а другой держа погасшую трубку; дверь во вторую комнату была заперта на замок, и ключа в замке не было. Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г. ◆ В саду, за малиной, есть калитка, её маменька запирает на замок, а ключ прячет. А. Н. Островский, «Гроза», 1860 г. ◆ Не поднимая никакого шума, доктор отпер дверь своим ключом и, войдя, тотчас запер за собою двери и не вынул ключа, так, чтобы уже ещё никто не мог отпереть её, а должен был бы постучаться. Лесков, «Некуда», 1864 г.
2. инструмент для завинчивания и отвинчивания, приведения в действие механизмов и других механических операций ◆ Гаечный ключ. ◆ Разводной ключ. ◆ Шофер повернул ключ зажигания, рывком, со звоном включил скорость, и машина тронулась. Александр Чаковский, «Блокада», 1968 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. (обычно с предл. «к» + д. п.) что-либо, помогающее для совершения кого-либо действия, средство для понимания, разгадывания кого-, чего-либо, для овладения чем-то ◆ Ключ к разгадке. ◆ Нотенбург — ключ к победе. ◆ Много стоило мне усилий, чтобы найти ключ к сердцам этих людей. Салтыков-Щедрин, «Благонамеренные речи», 1872–1876 г.
4. в докомпьютерных системах шифрования условная система обозначения букв, цифр и т. п., на которой основан способ чтения какого-либо шифрованного текста ◆ Чтобы разгадать зашифрованную запись, нужно найти ключ к шифру, то есть установить, каким знаком обозначена та или иная буква. Тим. Собакин, «Шифры», 1990 г. // «Трамвай» (цитата из НКРЯ)
5. подстрочник к иностранному тексту, а также сборник ответов на задачнику
6. муз. знак в начале нотной строки, определяющий привязку нот к той или иной высоте звука ◆ Скрипичный ключ. ◆ Альтовый ключ. ◆ Басовый ключ.
8. лингв. часть написания иероглифа, обладающая отдельным смыслом
9. военн. самый важный в военном аспекте пункт, место, овладение которым доступ куда-либо, обеспечивает победу ◆ Что Малахов курган — ключ севастопольских укреплений, знали, конечно, защитники Севастополя. С. Н. Сергеев-Ценский, «Севастопольская страда», 1937–1939 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС)) ◆ Чишму считали ключом Уфы. Д. А. Фурманов, «Чапаев», 1923 г. (цитата из НКРЯ)
10. архит. верхний клинообразный камень, который завершает своды дома или арку
11. спец. выключатель для быстрого замыкания и разрыва цепи передатчика при телеграфной и радиотелеграфной связи ◆ Миша быстро надел наушники и, низко наклонившись к фибровому чемоданчику, застучал ключом, дробно выбивая точки и тире азбуки Морзе. Катаев, «Катакомбы», 1949 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС))
12. перен. (обычно с предл. «в» + пр. п.) тон, характер, манера чего-либо ◆ Произведений, написанных в романтико-реалистическом ключе, в которых действие происходит в российских столицах или в каком-нибудь окуровском уезде, у Грина немало, не на один том. В. С. Вихров, «Рыцарь мечты», 1965 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Юноши, как правило, играют в том же ключе, что и их старшие товарищи. «Футбол надежды нашей», 1985 г. // «Студенческий меридиан» (цитата из НКРЯ)
13. истор. в дореволюционной России — отличительный знак камергера в виде золотого ключа [1], носимого на фалде мундирного фрака или на талии фрака либо мундира ◆ Покойник был почтенный каммергер, // С ключом, и сыну ключ умел доставить. Грибоедов, «Горе от ума», 1824 г.
14. радиоэл. электронная схема или компонента, позволяющая замыкать и размыкать электрическую цепь под действием управляющего сигнала ◆ Ключ на полевом транзисторе, управляемый напряжением. ◆ Оптоэлектронный ключ.
15. комп. данные, ввод которых позволяет активировать компьютерное приложение или его отдельные возможности; а также файл, содержащий эти данные ◆ Лицензионный ключ. ◆ Помогите активировать ключ к Windows 7.
16. матем. информ. число или набор чисел, используемых в криптографических функциях для преобразования информации в зашифрованный вид и обратно ◆ Криптография с открытым ключом является одной из самых быстроразвивающихся областей современной информатики. «О стойкости ассиметричных криптосистем на базе эллиптических кривых» // «Информационные технологии», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
17. информ. прогр. поле в структуре данных, по значениям которого производится упорядочивание или быстрый поиск записей в ассоциативном массиве ◆ В паре (k, v) значение v называется значением, ассоциированным с ключом k.