в ходе коррекционной работы педагог воздействует на что
Условия осуществления коррекционной работы
Условия осуществления коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающий процесс может быть эффективно осуществлён в том случае, если будут соблюдаться основные психолого-педагогические закономерности, определяющие необходимые условия организации занятий. Эти условия могут касаться как методики работы (подбор учебного материала для занятий, последовательность его предъявления), так и обустройства развивающей среды во время занятия. При этом условием может выступать не любой элемент развивающей ситуации, а только существенно важный, без которого коррекция будет неосуществима, определяемый психологическим механизмом преобразования актуального уровня развития психических качеств в будущий, желательный.
Общими условиями являются:
— учет общих законов и закономерностей нормативного развития, определяющих последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;
— создание необходимого уровня мотивации (активации), соответствующий, как правило, ведущему виду деятельности;
— организация совместной деятельности педагога и ребенка, обеспечивающая возможность перехода от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам, также в соответствии с теорией П.Я. Гальперина [10,c.234].
— организация совместной деятельности педагога и ребенка, позволяющая перевести зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития, по Л.С. Выготскому, то есть с постепенной передачей функций управления действием от взрослого к ребенку (с целью формирования таких качеств, как самостоятельность и активность).
Для организации коррекционных занятия И.И. Мамайчук предлагает учитывать следующие принципы [6,с.70]:.
• принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
• принцип доступности заданий;
• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
• принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов.
1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.
Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом.
— коробки с крышками разной формы,
— объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,
— доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм.
2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.
Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).
Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что нарисовано», «Магазин».
— карточки с изображением геометрических форм;
— парные плоскостные или пластмассовые формы;
— предметы и игрушки разной формы;
Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».
Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».
— карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
— объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.),
— плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:
1. Практическое выделение величины.
Цель занятий: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.
Психотехнические игры: «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.
— матрешки (двух-, трех- и четырехместные),
— бруски разной величины,
— куклы и машинки разной величины,
— игрушечная мебель разной величины.
2. Зрительное восприятие величины.
Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.
Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.
— карточки с изображением предметов разной величины,
— большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,
— трафареты с изображением предметов и животных разной величины.
3. Запоминание предметов с учетом их величины.
Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов,
осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению величины предметов.
Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.
— карточки-лото с изображением предметов разной величины,
— предметы разной величины,
— картонные геометрические фигуры трех величин.
Организация психолого-педагогической коррекции педагогов
Частное учреждение высшего образования
«Институт государственного администрирования»
Факультет Психолого – педагогический
«Организация психолого-педагогической коррекции педагогов»
Автор: студентка 4 курса
дистанционной формы обучения
Гаврилова Ирина Игоревна
Психолого-педагогическая коррекция: сущность, цели, методы
Психолого-педагогическая коррекция — это активное воздействие на процесс формирования личности с целью исправления недостатков психики и поведения.
Основные виды психолого-педагогической коррекции:
а) симптоматическая (направлена на снятие симптомов);
б) каузальная (направлена на поиск и устранение причин отклонений).
Главные принципы психолого-педагогической коррекции:
а) единство диагностики и коррекции;
б) деятельностный принцип коррекции (организация активной деятельности клиента).
Цели психолого-педагогической коррекции:
а) оптимизация социальной ситуации развития;
б) развитие видов деятельности ребенка;
в) формирование возрастных психологических новообразований.
Методы психолого-педагогической коррекции (по Р. С. Немову):
1) убеждение — способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на осознание и волевое исправление человеком недостатков в психологии и поведении;
2) внушение — способ воздействия, который не предполагает осознания клиентом того, что с ним происходит;
3) подражание — демонстрация образцов поведения;
4) подкрепление — применение разнообразных стимулов для поощрения нужных и разрушения ненужных поведенческих реакций.
Психологическая поддержка профессионального здоровья учителя
Психологическая поддержка профессионального здоровья — это взаиморазвитие личности и деятельности, обеспечивающее продуктивное профессиональное развитие; это помощь и поддержка личности в неблагоприятных социальнопрофессиональных ситуациях.
Целью психологической поддержки профессионального здоровья является гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Содержание психологической поддержки зависит от этапа профессионального развития педагога:
— на этапе адаптации — создание условий для психофизиологической и социально-психологической адаптации, оказания помощи в нахождении профессионального поля для реализации себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности;
— на этапе профессионализации — использование технологий восстановления профессионального здоровья. Следует отметить, что в особой психологической поддержке нуждаются педагоги в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека. Педагог стремится к профессиональной самореализации и успеху, он наиболее мобилен и профессионален, способен к вершинам достижений в выполняемой деятельности, что связано с большими физическими и психическими издержками;
— на этапе завершения профессиональной карьеры — расширение сферы внепрофессиональных интересов, уплотнение во времени значимых ситуаций.
Исходя из вышесказанного наиболее оптимальным является реализация психологической поддержки в рамках системной работы по сопровождению.
Здоровьесберегающее пространство школы
Разработки в области психологии здоровья и теории здоровьесберегающей педагогики привели также к необходимости комплексности решения проблем сохранения здоровья участников образовательного процесса и использованию понятия «здоровьесберегающего пространства школы».
Под здоровьесберегающим пространством школы понимается совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов.
Для создания в школе здоровьесберегающего пространства необходимо создать следующие условия:
Следует отметить, что данная работа находится на стадии зарождения, так как на практике эта деятельность ограничивается в основном только обеспечением здоровья учащихся.
Следует отметить, что деятельность по психолого-педагогическому сопровождению поддержки профессионального здоровья учителя может реализовываться в рамках деятельности психологической службы.
Деятельность психологической службы школы
Многие исследователи считают, что основная цель деятельности психологической службы — это психическое и психологическое здоровье личности ребенка в образовательном пространстве, а психолог — это «специалист по профилактике неблагополучия в состоянии психического и психологического здоровья, обеспечивающий психологическую безопасность развития личности в условиях конкретной среды».
В этой связи одним из направлений деятельности психологической службы образовательного учреждения обязательно должно быть здоровьесберегающее направление.
Это направление включает в себя помощь психолога в разрешении личных и профессиональных противоречий, конфликтных ситуаций, жизненных тупиков, переживании отрицательных эмоций и др. В данном блоке могут быть реализованы следующие виды деятельности психолога: психологическая разгрузка, занятия по саморегуляции, психологическое интервью и др. В оказании помощи применяются как традиционные формы работы, так и аппаратно-программные комплексы (биологически обратная связь):
Реализация здоровьесберегающего направления предполагает использование технологий сопровождения.
Основные направления и технологии психолого-педагогического сопровождения
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения поддержки профессионального здоровья учителя можно отнести: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, педагогическое просвещение и образование.
Психологическая профилактика — содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению условий самореализации, с учетом формирующихся социально-экономических отношений.
Сущность психопрофилактики состоит в создании психолого-педагогическими технологиями условий для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологические напряжения, стрессы и травмы, а также повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним.
Психологическое консультирование — это оказание помощи личности в ее самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям и ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деструкций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту, саморазвитию и поддержанию профессионального здоровья.
Принципиальной целью психологического консультирования является формирование личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуации с разных точек зрения.
Психологическая коррекция — это, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала человека и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития. Психокоррекция преимущественно ориентирована на нормальные, но недостаточно развитые или недостаточно адекватные для успешной деятельности проявления психики.
Психокоррекционная работа по своему виду близка к психотерапевтической, но ее приоритетные направления лежат не только в области патологических, но и в области «нормальных» психологических проявлений. В определенном смысле грань между психокоррекцией и психотерапией достаточно тонкая и условная, как, например, между нормой и патологией. Это обусловливает возможность широкого использования приемов психотерапевтической работы в психокоррекционной практике.
Педагогическое просвещение и образование. Данное направление требует организации работы с учителем. Учитывая, что педагогическая деятельность предполагает большую как интеллектуальную, так и эмоциональную нагрузку, значительные преобразования, обусловленные модернизацией системы образования, учитель часто оказывается на грани работы «на износ». Поэтому необходимы профилактические меры — организация условий важных для работы в данном направлении, а именно:
Следует также отметить, что при реализации выделенных направлений эффективным является использование тренинговых технологий.
Это обусловлено тем, что психологический тренинг, в определенном смысле, является элементом и психологической консультации, и психотерапии, и психокоррекции.
Психологический тренинг — это применение психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, или особенностей социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
В зависимости от целей выделяют различные виды тренингов, среди которых отметим такие как:
Особое значение придается созданию благоприятной среды для изменения ограничивающих убеждений, тренировке реакций и понимания поведения других, а также коррекции отдельных функций при помощи специально-подобранных упражнений в процессе индивидуальной и коррекционной работы, в которых формируются навыки взаимодействия с людьми разного возраста, навыки конструктивного поведения в конфликте и др.
Все виды тренингов проводятся в зависимости от ситуации или «запроса». При этом циклы тренинговых занятий, как правило, должны быть достаточно длительными (до нескольких месяцев) и систематическими.
Также к технологиям, способствующим поддержке профессионального здоровья учителей, можно отнести: организационно-деятельностные игры.
Деловые игры позволяют решить следующие задачи:
При конструировании и проведении деловой игры реализуются следующие психолого-педагогические принципы: имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, совместной деятельности, диалогического общения, двуплановости, проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.
Деловые игры способствуют формированию следующих социально и профессионально важных компетенций:
Плановая игра — это последовательное, часто поэтапное проигрывание и проработка (анализ и осмысление) единых типичных изменяющихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы по решению комплексной организационной проблемы. Этот тип игр отличается большей приближенностью к реальным ситуациям. Исходный пункт плановой игры — сложная организационная проблема.
Можно отметить следующие достоинства плановых игр:
В процессе деловых и плановых игр у участников развиваются такие качества, как организованность, корпоративность, толерантность, ассертивность, коммуникабельность, волевой самоконтроль, конвергентность и др. Их наличие способствует поддержанию профессионального здоровья учителя.
Особенностью направлений психолого-педагогического сопровождения является их направленность на раскрытие и развитие индивидуальности учителя, активизацию его потенциала в отношении поддержания собственного здоровья, а также оптимизацию взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Таким образом, психологическая поддержка профессионального здоровья учителя может быть реализована посредством реализации психолого-педагогического сопровождения, которое выступает как неотъемлемый элемент системы образования. Работа в данном направлении должна быть инициирована администрацией образовательного учреждения и реализована при их непосредственном участии.
Список литературы
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб, пособие.2-е изд., перераб. М. : Изд-во Московского психолого-социального института;Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 6.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологиии психология здоровья в школе. М. : АРКТИ, 2008. С. 205.
5. Смирнов Н. К. Указ. соч. С. 216.
6. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий в процессеобучения. М., 1987. С. 109.
10. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М„ 1991. С. 132.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Ольга Карачанская
Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводитдиагностику по основным направлениям:
— выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;
— индивидуальная диагностика по запросам родителей;
— индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;
— диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.
В ДОУ в течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). По результатам диагностики специалисты консилиума делают заключение о необходимости индивидуальной или подгрупповой коррекционной работы. После чего педагог-психолог может начинать коррекционную работу с данными детьми.
В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ,направлена:
— на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;
— повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
— овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
— коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.
Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне самооценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д., у воспитателя или родителей.
Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как: психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.
Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. В начале обучения по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.
Структура коррекционно-развивающегозанятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
На заключительном этапе коррекционной работы проводится ПМП консилиум, на котором озвучиваются результаты заключительной диагностики детей, подводятся итоги проведенной работы, делается вывод о эффективности разработанной программы. Также разрабатываются рекомендации специалистов.
В условиях внедрения ФГОС деятельность психолога несколько видоизменяется, в будущем в ДОУ могут поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, и педагоги, и психолог должны владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить коррекционную работу с такими детьми и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса.
Алгоритм коррекционной работы
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
— индивидуальная углубленная диагностика.
II этап. Уточнение проблемы
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка:
а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;
б) психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
2. Составление коррекционно-развивающей программы.
III этап. Решение проблемы
1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.
2. Итоговая диагностика.
— итоги проведенной работы;
— оценка эффективности программы;
— выявление факторов, препятствующих эффективности программы;
— разработка рекомендаций специалистов.
«Особенности организации коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности» В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Вот она какая, наша посуда» Цель: Развивать познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять представления.
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развитие эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Познакомить детей с умением анализировать свое внутреннее состояние и состояние других.
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Чувств» Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну Чувств». Цель: развитие.
Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.
Организация работы педагога-психолога с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения Положение об организации педагогом – психологом родительского клуба «Растём вместе с ребёнком» Для достижения высокой результативности воспитательно.
«Сказка о непослушном мальчике» — конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Виткова Татьяна Анатольевна педагог-психолог МБДОУ № 11 «Родничок» г. Тихорецка Конспект занятия » История про послушного мальчика» Количество.
Организация коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Транспорт» Организация коррекционной работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Транспорт» Составила и провела: Воспитатель МКДОУ.
Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога Психологи утверждают, что дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств у ребенка. Это время, когда дети.