в дурном обществе или дети подземелья в чем разница

В дурном обществе

в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Смотреть фото в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Смотреть картинку в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Картинка про в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Фото в дурном обществе или дети подземелья в чем разница

История создания

Известно, что Владимир Галактионович, придумывая место, где будут происходить события, вдохновлялся своим родным городом под названием Ровно (находится в Украине, в произведении назван, как Княжье-Вено), о чём сам признаётся в одной из автобиографических книг. В нём он учился, начиная с третьего класса гимназии. В образ судьи автор также вложил черты характера своего отца.

«Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс.

Прообразом замка послужил дворец Любомирских, известного польского рода. Этот замок был построен в XV веке, а позже перестроен князьями Любомирскими, которые владели городом Ровно начиная с 1723 года. Во времена детства Короленко замок уже был заброшен, он послужил пристанищем для больных, бездомных, бродяг и других крестьян, которые по некоторым причинам сбежали.

в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Смотреть фото в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Смотреть картинку в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Картинка про в дурном обществе или дети подземелья в чем разница. Фото в дурном обществе или дети подземелья в чем разница

Замок Любомирских, Ровно, 1900 год. Фотограф неизвестен.

Короленко также включил рассказ в свою первую книгу и по совместительству сборник «Очерки и рассказы» 1886 года, который позже неоднократно переиздавался. В этом же году в февральском номере журнала «Родник» был опубликован сокращённый вариант рассказа, переименованный в «Дети подземелья». Сам автор негативно относился к публикации из-за сокращений, о чём жаловался в письме своему другу и товарищу Сергею Яковлевичу Елпатьевскому.

«Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном. Павленков, по-моему, совершил настоящее преступление, обкорнав Диккенса. Множество юношей успели получить самое превратное понятие о Диккенсе, и впоследствии мне приходилось разуверять таких читателей, — что Диккенс вовсе не скучный и не сухой моралист.

Сюжет

Детство главного героя произведения по имени Вася проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася был сыном городского судьи. Мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.

Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка. Вася жалеет их.

Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Это полубезумный пожилой «профессор», который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер Заусайлов; спившийся отставной чиновник Лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические истории о своей жизни. А именующий себя генералом Туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. Это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.

Руководитель же всего сообщества «тёмных личностей» — пан Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Иные предполагают в нем аристократа, но наружность его — простонародная. Он известен необыкновенной учёностью. На ярмарках Тыбурций развлекает публику пространными речами из античных авторов. Его считают колдуном.

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырёхлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

У Васи есть сестра, четырёхлетняя Соня. Она, как и ее брат, весёлый и резвый ребёнок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своём отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья — очень справедливый и честный человек. Валек — мальчик очень серьёзный и смышлёный. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невесёлая». Валек говорит, что «серый камень высосал из неё жизнь».

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжёлое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед — по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде. Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет. Вася оставляет ей куклу.

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несёт куклу.

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражён. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передаёт через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вскоре почти все «тёмные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда даёт работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.

Источник

Анализ рассказа «В дурном обществе» (В.Г. Короленко)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.03.2020 · Обновлено 12.03.2020

«В дурном обществе» — одно из самых известных произведений Владимира Галактионовича Короленко. История, рассказанная автором, очень трогательна, поэтому она нравится большому количеству людей. Перечитывая художественный текст, каждый из нас сможет найти в нём новые, скрытые до этого грани смыслов и отголоски значений. Попытаемся разобраться, какие тайны хранит в себе данное произведение. Многомудрый Литрекон представляет Вам полный анализ «В дурном обществе» Владимира Короленко по плану.

История создания

Стоит начать с того, что текст произведения «В дурном обществе» практически полностью был написан автором во время его пребывания в ссылке. Короленко отправили в Якутскую область из-за его революционных взглядов. Писателя подозревали в оппозиционной деятельности. За время мытарств и пересылок он смог проникнуться жизнью бедных и обездоленных людей, которых гонители писателя попросту не замечали. Именно в этих впечатлениях мы находим корни его оппозиционности.

Рассказ «В дурном обществе», так же известный и как «Дети подземелья», сочинялся с 1881 по 1885 года. Многие детали и образы были «взяты с натуры». Судья, сыном которого является главный герой, во многом похож на отца Короленко, а Княжье — Вено напоминает город Ровно, где и вырос творец.

Владимир Галактионович считал себя журналистом, а не писателем. Но цензура запрещала ему публикацию серьезных и насущных статей. Поэтому ему пришлось завуалировать свой посыл литературными тропами и жанром, чтобы хоть как-то проникнуть в печать и обратить внимание общества на тех, от кого оно отвернулось.

Жанр и направление

Попробуем разобраться, каковы же жанровые особенности произведения Владимира Галактионовича Короленко. Книгу «В дурном обществе» принято считать рассказом. Действительно, повествование полностью удовлетворяет всем правилам данного жанра. Объём текста не очень большой, хотя и достаточный для короткой повести. Второстепенные и эпизодические персонажи раскрывают характер главного героя. Название рассказа очень меткое и точное, читатели сразу могут понять, какие примерно события будут происходить с мальчиком Васей. Основной сюжетной линией книги является знакомство сына судьи с детьми из «дурного общества». Автор уделяет огромное внимание деталям, что ещё раз доказывает, что перед нами настоящий рассказ.

Произведение Владимира Короленко относится к реалистическому направлению. Автор не романтизирует окружающий нас мир, он показывает проблемы городка Княжье — Вено. Читатели видят типичные характеры при том, что герои «В дурном обществе» несомненно наделены индивидуальными особенностями и чертами. Произведение отображает современную для Короленко реальность, обыденную жизнь. Автор не делит персонажей на хороших и плохих. Воры предстают перед нами достаточно смышлёными людьми, а справедливый судья — человеком, относящимся с холодностью к своему сыну. Кроме всего вышеперечисленного, писатель уделят особое внимание такой социальной проблеме, как взаимоотношения общества и личности (характерная черта реализма).

Смысл названия

Название рассказа очень меткое. Оно сразу подготавливает читателя к тому, о чём пойдёт речь в тексте. Мы понимаем, что главный герой будет частью «дурного общества», людей низкого социального статуса.

Короленко интересно обыгрывает смысл данного словосочетания. Вася становится одним из детей подземелья, при этом являясь сыном высокопоставленного человека. Мальчика принимают за своего, Тыбурций позволяет ему видится с Марусей и Валеком. Не бедняки отталкивают мальчика, а обычные люди, в том числе и его отец. Нищие никому не мешают, но людиуже осуждают их. Значит, дурной является не компания Васи, а то общество, которое считает себя главным в городе и решает, кому жить, а кому уходит восвояси.

При этом в название звучит одна из проблем произведения. «Дурное общество» — явный предрассудок горожан. Не узнав лучше людей, вынужденных нищенски существовать, жители Княжье — Вено сразу окрестили их ворами и опасными личностями, с которыми не стоит иметь ничего общего.

Композиция

Повествование в произведении «В дурном обществе» линейное. События не нарушают свой хронологический порядок. Главный герой рассказывает обо всём, что с ним случилось, в прошедшем времени, следовательно текст построен на приёме ретроспекции.

Такая модель построения и развития сюжета ещё раз подчёркивает, какую важную роль в жизни Васи сыграло знакомство с членами «дурного общества». Персонаж решает поделиться с нами именно воспоминаниями, связанными с Валеком и Марусей. Эта наивная детская дружба во многом помогла главному герою.

Благодаря товарищам, Вася смог помериться со своим отцом, избавиться от предрассудков и понять, что не всегда люди заслуживают того положения, в котором они оказываются по вине различных обстоятельств.

Суть: о чём рассказ?

Художественный текст «В дурном обществе» повествует нам об одном значимом событии в жизни маленького мальчика. Вася случайно знакомится с девятилетним Валеком и четырёхлетней Марусей, которые являются нищими. Они — часть «дурного общества», возглавляемого Тыбурцием, а значит, им суждено стать воришками, чтобы хоть как-то прокормить себя в будущем.

Однако происхождение новых друзей не отпугивает сына судьи. Мальчик начинает постоянно наведываться к товарищам. Один раз детей застаёт Тыбурций, но он не запрещает Васе встречаться с ребятами.

Неожиданно и без того слабая Маруся заболевает. День ото дня девочке становится всё хуже. Главный герой решает попросить у своей сестры куклу, чтобы на время отдать её четырёхлетней малышке. Маруся радуется игрушке, однако девочке становится лучше лишь на короткий срок. Дома Васю начинают подозревать в том, что он украл Сонину куклу. Мальчику напрочь запрещают выходить из дома. В один из дней отец, переживающий кончину любимой жены, срывается на ребёнка. На помощь юноше приходит Тыбурций. Он рассказывает судье о том, что Вася попросил у сестры игрушку, чтобы отдать её умирающей девочке. Отец и сын примеряются, между ними впервые появляется взаимопонимание.

Лидер «дурного общества» сообщает мальчику печальную новость. Маруся не смогла побороть болезнь. Вася приходит в подземелье, чтобы увидеть подругу в последний раз. Юноша передаёт Тыбурцию деньги и предупреждает пана о том, что ему стоит покинуть Княжье-Вено. Вскоре практически все члены «дурного общества» исчезают. Соня и Вася часто навещают могилу Маруси. Герой защищает оставшихся в городе нищих от уличных хулиганов.

Характеристики главных героев

Разберём подробнее образы основных действующих лиц. Многомудрый Литрекон бережно поместил их в таблицу:

Характеристика ВасиМальчик является сыном городского судьи. Ребёнок очень любопытен, он любит исследовать различные труднодоступные места. Герой не подвержен стереотипам и предрассудкам. Вася не перестаёт общаться с Валеком и Марусей после того, как узнаёт о том, что его новые знакомые нищие. Сын судьи умеет хранить чужие секреты, не рассказывает никому о своих друзьях из «дурного общества». Кроме того, мальчик наделён добротой и состраданием. Он пытается сделать всё возможное, чтобы поднять настроение заболевшей Марусе. В то же время ребенок очень одинок: отец забросил его воспитание из-за моральной травмы от потери супруги.
Характеристика ВалиМалыш достаточно умён и вынослив для своих девяти лет. Он во всем доверяет лидеру «дурного общества» Тыбурцию. Ребёнок умеет размышлять и приходить к правильным умозаключениям. Данное суждение подтверждает сцена, в которой Валек говорит о том, что брать вещи и еду без спроса у родителей равносильно настоящему воровству. Герой — заботливый и добрый человек, хоть на первый взгляд может показаться холодным и задиристым. Мальчик переживает за Марусю, приглядывает за ней, всячески пытается порадовать.
Характеристика МарусиДевочка предстаёт перед читателями спокойной и очень сдержанной, немного странной. «Серый камень высосал из неё жизнь», — так говорит о малышке Тыбурций. Маруся практически не знает радостей. Однако она меняется в лучшую сторону, преображается, когда Вася приносит ей куклу. Девочка становится чуточку счастливее, улыбчивее. Читатели понимают, что малышке сильно мешает болезнь. Слабый детский организм не может выдержать тяготы жизни в подземелье.
Характеристика ТыбурцияЛидер «дурного общества» — человек мудрый и рассудительный. Он легко понимает, кому можно доверять. Для Валека и Маруси Тыбурций — несомненный авторитет, на который стоит равняться. Дети постоянно цитируют высказывания своего предводителя. Герой очень заботлив. Он приходит на помощь Васе, когда тот не может объяснить отцу, зачем взял куклу сестры. Именно лидер «дурного общества» примиряет судью с его сыном.
Характеристика СудьиОбраз отца главного героя противоречив. С одной стороны, читатели понимают, что судья преданно служит закону, не позволяет горожанам нарушать установленные правила. Даже главарь «дурного общества» положительно отзывается о работе данного персонажа. С другой с тороны, блюститель порядка и справедливости настолько погружается в своё горе, что забывает уделять должного времени детям. Судья не следит за тем, что делает его сын, не пытается сблизится с ребёнком. Герой слишком поглощён своей трагедий, он не понимает, что дети тоже переживают потерю матери. Лишь спустя какое-то время отец делает первый шаг навстречу Васе, становится добрее к нему.

Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:

Основная идея

Автор хотел рассказать своим читателям реалистичную и грустную историю о дружбе ребёнка из привилегированного сословия с нищими, которые обделены кровом и продуктами питания. Столь простой на первый взгляд сюжет заставляет нас задуматься о важных проблемах социального неравенства людей.

Мы привязываемся к персонажами понимаем, что Валек и Маруся не чуть не хуже Васи. Каждый член «дурного общества» по-своему особенный. Предрассудки не должны мешать нам хорошо относится к окружающим. Это и есть смысл рассказа «В дурном обществе».

Не случайно Короленко делает главными героями детей. Для них ещё не существует разделения на классы. Их мысли чисты, они руководствуются чувствами, а не слухами и чётким расчётом. На них должны ровняться и взрослые люди. Тогда ничего дурного в обществе не останется. Такова главная мысль рассказа «В дурном обществе».

Чему учит?

Из произведения Короленко можно вынести множество нравственных уроков. Никогда нельзя оставаться равнодушным к чужому горю. Даже маленькая помощь и поддержка способна улучшить жизнь человека, оказавшегося в трудной ситуации. Стоит избавляться от предрассудков, не поддаваться равнодушию.

Каждый из нас может оказаться на месте изгоя, который вынужден существовать в нищете. Доброта к окружающим людям — это не слабость и не порок, а настоящая духовная сила. Вот в чём выражается мораль рассказа «В дурном обществе».

Писатель показывает читателям, какой колоссальной ценностью обладает дружба. Именно она способна растопить наши сердца, избавить мысли от нелепых предрассудков. Таков вывод из книги «В дурном обществе».

Критика

Произведение Короленко очень реалистично, оно пронизано правдоподобностью. Образы героев отражают в себе некоторые черты знакомых автору людей. Даже сам город — калька места, во многом повлиявшего на судьбу творца.

«Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс», — скажет писатель в своей автобиографии.

Автор также даёт собирательный портрет людей, которые живут в Княжье — Вено. Многие обыватели подвержены предрассудкам насчёт членов «дурного общества». Они не пытаются помочь бездомным, а, наоборот, стараются отгородиться от общения с ними. Пан Тыбурций утверждал, что весь город держится лишь на нескольких честных личностях, одной из которых является отец главного героя.

Особое внимание к описанию места событий и созданию образов героев — основные художественные особенности текста Владимира Короленко. Сам автор очень сильно не хотел, чтобы его произведение урезали, убрав из него моменты, связанные с пейзажными зарисовками.

«Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идёт в десятках тысяч экземпляров дешёвых изданий в сокращённом и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном», — утверждал творец в одном из своих писем.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Пионерская готика

Диафильм «Дети подземелья», 1964 год / Студия «Диафильм»

Ровно век назад, в 1920 году, Владимир Короленко (1853-1921) написал наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому отчаянные и опасные письма с критикой большевизма. Из-за них классик оказался на обочине русской литературы. Его статус понизился до детского писателя, но он не был вычеркнут из истории русской литературы. Спасли Короленко «Дети подземелья» — сокращённый вариант повести «В дурном обществе». Рассказ вошёл в школьную программу и советский литературный канон, а главный герой — мальчик Вася — встал в один ряд с Тимуром и его командой, Мишей Поляковым из «Кортика» и другими иконами советской детской литературы.

Эпистолярный поединок

В своих бескомпромиссных письмах к Анатолию Луначарскому Короленко фактически апеллировал к высшему руководству страны. Жанр «писем к вождю» — не просто неформальный диалог с властью. Это дело чести, поединок. В нем трудно, практически невозможно победить, но цель не в этом. Главное — четко озвучить свою позицию и повлиять на ход событий в стране.

Короленко верил в силу своего слова. Он имел колоссальный авторитет в обществе — не только как писатель — властитель дум, но и как народный заступник, правозащитник. И в царской, и затем в Советской России Короленко ходатайствовал за арестованных. Его называли «поэтом русской интеллигентской совести» — за справедливость и прямоту.

Максим Горький говорил о своем «непоколебимом доверии» к Короленко. Обычно язвительный Иван Бунин сравнивал коллегу с «титаном, которого не могут коснуться отрицательные явления». А Антон Чехов сказал о Короленко кратко и ёмко: «Очень хороший человек».

Короленко, как и Лев Толстой, «не мог молчать». Ему, одному из «праотцов» революции, прошедшему аресты и ссылки, важно было объяснить большевикам, в чем их ошибки и преступления. Наивная вера в свой авторитет.

Все происходящее сам Короленко называл «экспериментом». «Вы допустите, вероятно, что я не менее любого большевика люблю наш народ, — обращается он к Луначарскому. — Допустите и то, что я доказал это всей приходящей к концу жизнью. Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или иных экспериментов, а таким, каков он есть в действительности».

И, наконец, Короленко осуждал максимализм и схематизм большевистских программ: «Вы не представляете себе ясно сложность действительности». Вывод был безапелляционный: «В преследовании этой своей схемы вы довели страну до ужасного положения».

Обращение классиков

Десятилетием позже Короленко с его «несвоевременными мыслями» точно причислили бы к врагам народа. И его революционные корни не помогли бы. Но это была заря 1920-х, когда еще существовала политическая полемика, и можно было спорить.

Выбор Луначарского в качестве собеседника был не случаен. С одной стороны, он терпеливо выслушивал несогласных, а это предмет отдельного уважения. С другой стороны, и сам нарком с пиететом относился к Короленко. Отсюда — и надежда писателя на диалог.

Трагический постскриптум

Находясь в Полтаве, где жил тогда Короленко, Луначарский предложил ему письменно изложить свои взгляды на происходящее и обещал опубликовать переписку. Но в итоге на послания писателя нарком так и не ответил.

Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году их опубликовали в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. Так, окольным путём, письма дошли до высочайшего адресата. Но Короленко к тому моменту уже не было в живых. Он умер в Полтаве в 1921 году от воспаления легких.

Дерзкие письма к советской власти, порочащие молодое государство за рубежом и нашедшие живой отклик в эмигрантской среде, могли навсегда вычеркнуть Короленко из истории русской литературы ХХ века. Но неожиданно писателя спасли «Дети подземелья» — сокращенная версия повести «В дурном обществе» (1885), которую сам Короленко при жизни не любил.

В 1916 году в письме С.Я. Елпатьевскому Короленко писал: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».

И хотя оба варианта произведения в течение всего ХХ века издавались параллельно, для многих читателей Владимир Короленко так и остался прежде всего автором детских рассказов, таких как «Дети подземелья» — щемящей, загадочной и незабываемой истории о малышах, живших в склепе. Как это произошло, и каким образом «Дети подземелья» «реабилитировали» Владимира Короленко перед советской властью исследовал филолог Михаил Иткин.

Урезанные ужасы

Развалины замка и часовни. Призраки пленных турок. Крики филина. Кладбище со вспыхивающими на могилах огнями. Люди, живущие в кладбищенских подземельях. Антураж настоящего готического романа! Его не всегда легко переносят не только дети, но и взрослые. Слишком тяжелые впечатления. Жуткий мир и образы, иллюстрирующие его. Много некросимволики: с трупами сравниваются разрушенный замок и часовня, упоминаются гробы, черепа и белые «истлевшие кости». Иногда кажется, что классик перестарался в сгущении красок. Да и готика в русской литературе в конце XIX века уже считалась архаикой.

Готический роман «ужасов» появился во второй половине XVIII века в Европе, прежде всего — в Англии. Мистико-фантастический сюжет с привидениями, страшными тайнами, преступлениями и родовыми проклятиями разворачивался в готическом замке. Отсюда — и название. С другой стороны, готика отсылала к «ужасам» Средневековья.

В русской литературе готические произведения встречались, в основном, в первой половине XIX века. Из самых известных — «Страшная месть» Николая Гоголя, «Остров Борнгольм» Николая Карамзина, «Кровь за кровь» Александра Бестужева-Марлинского, «Семья вурдалака» Алексея Толстого и другие.

Но для писателя с социальным пафосом, каким был Короленко, готики в повести оказалось многовато, хотя она и была во многом художественно оправдана. «Жизнь в заброшенном склепе, погруженном во мрак, является отображением крайней степени нищеты и, по сути, становится причиной кончины Маруси», — поясняет Михаил Иткин.

Издатели краткой версии повести решили не слишком травмировать хрупкую юную психику. В «Детях подземелья», вышедших в 1886 году в детском журнале «Родник», готика и мистика были сильно сокращены, но одновременно из повести убрали и значительную часть «дурного общества».

Утраченные натуры

В оригинальном варианте повести Короленко немало рассказывает о потерянных, опустившихся, оказавшихся вне закона людях. Похожие персонажи появятся и в пьесе Горького «На дне». Собственно, это и есть «дурное общество». Его представителям сочувствует главный герой — мальчик Вася. Однако издатели решили пожертвовать сомнительными персонажами — они не подадут детям хороший пример. Взрослую повесть максимально упростили, сделали историю для детского чтения, где большое количество персонажей излишне.

Объёмная, многослойная история стала плоской, картонной. В остальном фабула осталась прежней. Повествователь рассказывает о своем детстве, в котором он, сын судьи, подружился с нищими бездомными ребятишками, Валеком и Марусей. Их опекун, пан Тыбурций, не в ладах с законом. Но Вася не осуждает его, видя, как тяжело приходится его семье. Мальчик остро переживает их бедствия, пытается помочь безнадежно больной Марусе.

У издателей была своя логика. Гимназисты реагировали прежде всего на взаимоотношения маленьких героев. Многие плакали, особенно из-за смерти Маруси. Описательные же пассажи, часто готические, вызывали меньше интереса. В итоге в последующих дореволюционных хрестоматиях историю упрощали все больше, сосредотачиваясь на эпизоде смерти девочки.

Любовь писателя к людям, его сентиментальность в духе Чарльза Диккенса в сокращённой версии, конечно, остались. Однако вместе с готической «водой» редакторы выплеснули весьма колоритных персонажей. Короленко называл их «проблематическими натурами».

Приглаженное «дно»

В повести целая галерея таких натур: полубезумный «профессор», отставной чиновник Лавровский, «генерал» Туркевич, штык-юнкер Заусайлов. Большинство из них — типичные маленькие люди, дошедшие «до дна». Исключение — пан Тыбурций, явно отличающийся от остальных интеллектом, образованностью и харизмой.

Этот персонаж явно гипнотизирует читателя, особенно тогда, когда приходит в дом судьи и спасает Васю от отцовского гнева. Он играет роль чудесного помощника — благодаря его объяснениям сближаются отец с сыном. Он открывает глаза сыну на — порядочность и благородство отца, а отцу — на сердечность и доброту сына. Однако в детском варианте истории этот важнейший персонаж уходит из центра внимания.

В оригинале повести мир подземелий дан в двух плоскостях. Есть детское сочувственное восприятие, а есть взрослое: «Теперь, умудренный прозаическим опытом жизни, я знаю, конечно, что там был мелкий разврат, грошовые пороки и гниль». Но это переключение повествования, взгляд с дистанции в короткой версии исчезает. Остается только детское восприятие.

Даже само пространство в «Детях подземелья» становится беднее. Вместо города — один только замок, да и тот уже не устрашающе-готический, а полусказочный.

Репутационные издержки

«Дети подземелья» неоднократно переиздавались, но не включались в школьную программу по литературе вплоть до 1937 года. Тем не менее, всё литературное наследие Короленко трудно было игнорировать, и в первые советские программы все же был включен ряд его произведений: «Сон Макара», «Река играет», «Без языка».

В 1930-е годы статус обеих версий сюжета Короленко изменился. В 1933-1935 годах повесть «В дурном обществе» была в разделе внеклассного чтения для 9-го, а затем для 7-го класса. В 1937 году для внеклассного чтения пятиклассникам были рекомендованы уже «Дети подземелья». И, наконец, в 1939 году этот рассказ закрепился в списке обязательной литературы.

Каноничность произведения в 1930-е годы напрямую зависела от статуса, приписываемого автору. Одно дело — «бесспорные» Некрасов или Горький. Другое дело — «сомнительный» Короленко, известный критикой большевизма.

Его положительная репутация была связана с «красотой слога», «душевной ясностью» и «подлинностью любви» (все это — определения Анатолия Луначарского). Его отрицательное восприятие — чисто политическое — «мелкобуржуазный идеалист». Не отклонялись от линии партии и критики: «не дорос до понимания современности», но «как художник он представляет крупную величину».

Двойственная репутация мешала признанию. Публично изменить её попыталась дочь писателя Наталья Короленко-Ляхович. В 1948 году она подготовила новую редакцию произведения отца.

Промежуточный вариант

Новый вариант стал компромиссом между изначальной повестью и вариантом «Родника». Содержательно и стилистически редакция Короленко-Ляхович больше опиралась на оригинал. В ней максимально восстанавливается социальный план. Спустя время эта версия становится основной.

Короленко-Ляхович вернула в текст «Детей подземелья» часть готики. Но теперь у нее была социальная окраска. Она акцентировала «ужасные условия жизни в развалинах».

Восстановлены были и сатирические моменты, которые смущали издателей в дореволюционную эпоху. Например, в главе «Осенью» возвращён портрет ксендза: «У него брюхо, как настоящая сороковая бочка, и, стало быть, объедение ему очень вредно». А в главе «Знакомство продолжается» вновь появляется рассказ о графе-взяточнике, которого «засудил» Васин отец.

Советский идеологический контекст благоприятствовал «реабилитации» этих эпизодов. Обличения «богатого попа» и «аристократа» оказались уместны. А отец Васи, честный судья, выглядел как борец за социальную справедливость.

В команде с Тимуром

Новая версия подправила репутацию Короленко. Тем не менее, он так и остался «понижен» до детского писателя. Половинчатое признание повлияло на закрепление в школьном каноне его произведений о детях («Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Парадокс»). Эти рассказы, не слишком нагруженные идеологически, должны были служить примером для пионеров, поскольку содержали такие ценности, как сочувствие к бедным, героизм, самопожертвование.

Сын судьи Вася по возрасту, происхождению и убеждениям, конечно, не дотягивал до безупречного героя Павки Корчагина из канонического романа Островского «Как закалялась сталь», но он в какой-то мере был его «попутчиком». Как и в советских книжках для юношества, благородный герой в ходе сюжета взрослел, выносил из жизни серьезные уроки, а значит мог быть примером для юных читателей.

Необходимость воспитать нового советского человека была провозглашена главной задачей школы. Ну а литература должна дать образцы «правильного» мышления и поведения. Книжные герои воспринимались как живые люди: «хороших» любили, словно друзей, «плохих» ненавидели, будто реальных врагов.

В послевоенные годы советские критики акцентировали «правильность» Васи. Важно было, что он нашел «черты человечности в людях “дна”», получил «первые уроки гражданского самосознания». А то, что мальчик общался с «деклассированными элементами», свидетельствовало о гуманизме произведения. Тем самым, Вася встраивался в ряд канонических персонажей: «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара, Миши Полякова из «Кортика» и «Бронзовой птицы» Анатолия Рыбакова, а позднее — героев книг Владислава Крапивина.

Но важнее то, что сегодняшние подростки читают в школе изначальный вариант «В дурном обществе». А он производит гораздо более сильное впечатление и намного больше рассказывает о людях, чем трогательные, щемящие, но всё же упрощенные «Дети подземелья».
IQ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *