в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Экономическая теория. Тема 9. Издержки и доходы предприятий

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Если АVС сокращаются по мере роста объема производства, то:
МС должны быть ниже, чем АVС
ТС также должны сокращаться
АТС должны быть ниже, чем АVС
ТFС также должны сокращаться
МС также должны сокращаться

2. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает при этом на 15%, то в этом случае:
наблюдается отрицательный эффект масштаба
фирма получает максимальную прибыль
кривая LАТС сдвигается вверх
действует закон убывающей производительности
наблюдается положительный эффект масштаба

3. Предельный продукт начнет сокращаться при найме:
в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные
1-го рабочего
2-го рабочего
6-го рабочего
4-го рабочего
3-го рабочего

4. Какое из следующих утверждений, характеризующих связь между ТР, АР и МР, является неверным:
ТР снижается, если МР Категория: Экономическая теория

Источник

Что такое переменные издержки

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Совокупные расходы формируют стоимость продукта. Только правильно распределив затраты по группам, компания может верно считать прибыль. Разберемся подробнее с переменными издержками. О постоянных издержках читайте другую статью.

Переменные издержки: связаны с производством

Переменные расходы — это траты фирмы, прямо связанные с количеством изготовленного продукта или оказанных услуг. Значит при увеличении выпуска, растут и переменные траты, и наоборот. Это отличает переменные расходы от постоянных.

Лучший пример таких издержек — расходы на сырье. Для производства каждой позиции нужны материалы. И чем больше вы делаете продукции, тем больше сырья нужно.

Переменные затраты преобладают на производстве, но есть они и в сфере торговли. Например, расходы на покупку товаров для перепродажи — это переменная статья.

Виды затрат относительно выпуска

Затраты на производство не всегда растут один в один с выпуском. Иногда издержки увеличиваются медленнее или быстрее, чем выпуск готовой продукции. Причин много, например, эффект масштаба, суть которого в том, что каждый последующий продукт обходится компании дешевле предыдущего. Рассмотрим три группы переменных издержек.

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Пропорциональные издержки

Зависят от производства пропорционально объему. Например, для производства одного карандаша нужно 10 рублей на сырье. За 10 карандашей вы отдадите 100 рублей, за 100 — 1 000 рублей, за 1 000 — 10 000 рублей и так далее.

Дегрессивные издержки

Затраты растут медленнее, чем объемы производства, и компании чаще всего сталкиваются именно с этим видом затрат.

Для увеличения выпуска продукции компании нужно больше сырья. А за закуп большого объема материалов поставщики дают скидку. Поэтому каждая последующая единица продукции становится дешевле в плане производства.

Например, экстракт золотого корня можно купить по цене 3 000 руб/кг. При покупке от 5 кг то поставщик даст цену 2 800 руб/кг, от 10 кг — 2 500 руб/кг и так далее. Себестоимость каждой единицы будет снижаться, так как с каждым дополнительным килограммом сырье становится дешевле.

Кроме снижения стоимости сырья при увеличении производства можно сэкономить на отходах производства. Например, при изготовлении 100 карандашей остаются материалы, которых хватит еще на 5 штук., а при изготовлении 1 000 карандашей отходов хватит еще на 20 штук. Это тоже снижает себестоимость.

Прогрессивные издержки

Прямо противоположны дегрессивным. Чем больше производим, тем больше издержек приходится на каждый дополнительный продукт.

Например, премиальная сдельная зарплата работников. За каждый произведенный карандаш работник получает 5 рублей, но при производстве свыше 10 000 карандашей, сотруднику полагается уже не 5, а 7 рублей за каждое изделие следующее изделие.

Одна и та же статья может быть пропорциональной, дегрессивной или регрессивной в разные моменты времени. Изменение происходит с ростом объема производства. Например, сначала затраты будут дегрессивными, потому что поставщики будут давать скидку на сырье. Потом скидку уже давать не смогут, и затраты станут пропорциональными. И в конце объем производства станет настолько огромным, что придется вводить вторую смену, доплачивать работникам и так далее, то есть затраты станут прогрессивными.

Затраты в зависимости от отнесения на себестоимость

Издержки бывают прямые и косвенные. Первые полностью относятся на конкретный вид продукции. Например, материалы для изготовления продукта — это прямая затрата.

Оценить долю косвенных затрат в себестоимости конкретного продукта сложнее. Например, зарплата водителей транспорта, если доставка товаров — не ваш основной вид деятельности. За один раз водитель отвезет сразу несколько различных товаров, разнести его зарплату на каждую товарную позицию нельзя.

Средние переменные издержки

Средние переменные затраты (AVC) считают по формуле:

AVC = Переменные издержки / Объем выпуска

Эта величина пригодится для планирования затрат, которые организация понесет в будущем в зависимости от планов производства и продаж.

Примеры переменных издержек

Вычленить переменные расходы гораздо проще, чем постоянные. Статьи переменных расходов зависят от деятельности компании, но можно выделить самые яркие примеры.

Переменные издержки при отсутствии производства

Про постоянные издержки мы уже говорили, что компания несет их всегда. Например, платить проценты по кредитам или аренду нужно, даже если производство фактически не работает.

С переменными затратами ситуация иная. Если компания не работает, то переменные затраты снижаются до нуля.

Следите за затратами, ведите учет, начисляйте зарплату и сдавайте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Здесь вы сможете настроить учет переменных затрат по разным проектам в бизнесе и статьям расходов, которые важны для вас. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: раскрыть исходные позиции теории производства.

Оглавление

1.1. Предприятие, его внутренняя и внешняя среда

Экономические агенты подразделяются на две группы: производители и потребители. Первые называются предприятиями или фирмами.

Фирма (ит.: «подпись на бумаге») – это экономический агент (хозяйствующая единица), который занимается хозяйственной, промышленной, торговой деятельностью и обладает обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью.

Понятие «фирма» несколько шире понятия «предприятие», поскольку может использоваться применительно и к одному и к нескольким предприятиям, объединенным организационно, технологически, финансами.

Основные признаки фирмы таковы:

В отличие от рыночного порядка, предполагающего спонтанный характер связей, фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. В рыночной экономике действуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые; рыночная экономика исключает диктат, фирмы предполагают единоначалие, основываются на административных формах управления.

На деятельность фирмы можно смотреть с двух сторон: индивидуальной и общественной.

С точки зрения индивидуальных целей – ее деятельность направлена на максимизацию прибыли. Отсюда она заинтересована в максимально высоких ценах на свою продукцию, низких – на ресурсы. С другой стороны, предприниматель выполняет общественную функцию : создание продукции, изучение потребностей общества, их удовлетворение.

Стремление предпринимателя преуспеть порождает конкуренцию. Она требует от предпринимателя высокой отдачи, способности быстро реагировать на нужды общества и НТП. Предприниматель всегда действует в условиях неопределенности, неустойчивости и риска.

Для снижения степени риска и управления им используются меры защитного характера.

Один из способов – диверсификация (diverse – разнообразие): производство нескольких видов продукции. Риск можно уменьшить с помощью самострахования – для этого создается специальный резервный фонд. Одним из способов является хеджирование (hedge – огораживать) – страхование от возможных потерь при колебании цены товара на рынке посредством купли фьючерсных контрактов.

Каждый предприниматель взаимодействует с окружающей средой, от функционирования которой зависят его успехи и степень риска. Внутренняя среда складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками.

Внешняя среда включает в себя отношения:

1.2. Формы организации предпринимательства

В зависимости от основной цели предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. В случаях, когда частные коммерческие или государственные предприятия не могут обеспечить удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей, создаются и функционируют частные некоммерческие предприятия. К ним относятся добровольные благотворительные организации, природоохранные общества, организации помощи инвалидам, ассоциации потребителей, различные союзы и т. д., создаваемые, как правило, в сфере социальных услуг. Учреждения таких предприятий является результатом частной инициативы. Их ресурсы формируются за счет частных пожертвований, государственных дотаций, членских взносов, добровольного труда членов данных организаций. Им, как правило, предоставляются налоговые льготы. Извлечение прибыли у таких предприятий не является целью.

По виду и характеру деятельности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия.

По размерам предприятия выделяют малые, средние, крупные и особо крупные.

Роль малых предприятий в рыночной экономике характеризуется:

Крупные предприятия обладают как достоинствами, так и недостатками. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и кооперативные предприятия.

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. В качестве организатора производства и учредителя здесь выступает государство (или муниципалитет). Обычно государственные предприятия функционируют в сферах хозяйственной деятельности, которые не привлекают частный бизнес по причине чрезмерно больших первоначальных капиталовложений, инвестиций с большим сроком окупаемости, общественной значимости производимой продукции. Государство берет на себя это производство в целях более полного удовлетворения общественных потребностей и стимулирования НТП.

Удельный вес государственных предприятий в общем выпуске промышленной продукции колеблется в разных странах от 20 до 25 %. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях, общественном транспорте, строительстве дорог и т. д.

Особый статус имеют унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Их имущество является государственной или муниципальной собственностью и не может быть разделено по долям, паям. По характеру прав, на основании которых за унитарными предприятиями закрепляется неделимое имущество, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Различие между ними состоит в том, что первые более самостоятельны: они не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на федеральном уровне. Государство несет ответственность по обязательствам этих предприятий.

Производственные кооперативы основаны на частно-коллективной форме собственности. Кооператив представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности. Собственники средств производства в таких предприятиях одновременно являются и работниками. Поэтому их доходы состоят из двух источников: заработной платы и прибыли.

По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

1.3. Производственная функция и ее свойства. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора

Производство есть процесс преобразования производственных ресурсов в готовую продукцию. Задача фирмы – наиболее эффективно использовать ресурсы, получить от них наибольшую отдачу. Это характеризуется производственной функцией. Она показывает максимально возможный объем продукции, который может быть получен при данных ресурсах:

Свойства производственной функции:

Производственный процесс протекает во времени. Исходя из этого, можно рассматривать два периода: краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период – это такой период, в течение которого производители в состоянии изменить какую-то часть применяемых ресурсов. Он слишком краток для изменения у предприятия производственной мощности, но достаточен, чтобы изменить степени ее загрузки. Факторы производства (труд, сырье, вспомогательные материалы и др.), которые могут быть изменены в рамках краткосрочного периода, называют переменными (variable). Все неизменные факторы – постоянными (fixed).

Долгосрочный период – это такой период, когда фирма может изменить все вводимые ресурсы и технологию, осуществить реорганизацию, модернизацию, принципиально расширить или сократить производство. В этом периоде все факторы производства являются переменными.

Результатом производственного процесса является продукт. В рамках простейшего экономического анализа изучают общий (совокупный), средний и предельный продукт переменного фактора.

Общий продукт переменного фактора (Total product – TP) – это объем продукции, производимой при определенном количестве данного фактора и прочих неизменных факторах производства.

Средний продукт переменного фактора APV – отношение TPV к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора:

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

В связи с этим исследуется предельный продукт переменного фактора MPV – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного фактора.

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Рис. 1. Общий (TP), средний ( APL) и предельный (MPL) продукт переменного фактора.
В данном случае в качестве переменного фактора выступает
количество рабочей силы (labor – труд)

Можно доказать, что предприятие должно увеличивать любой переменный фактор (количество рабочей силы) при неизменности других до тех пор, пока не сравняются его средний и предельный продукт, на графике – до L3. Оставшиеся средства необходимо использовать либо на увеличение других факторов, либо – альтернативным путем (к примеру, положить в банк под проценты).

Таким образом, подобный анализ позволяет определить оптимальный объем производства и оптимальное сочетание факторов производства.

1.4. Кривые равного продукта (изокванты) и линии равных затрат (изокосты)

Производители также являются потребителями, используя ресурсы: капитал и работников. Для исследования их поведения в данном случае также используются кривые безразличия – изокванты (isoquant) или линии равного продукта и бюджетные линии – изокосты (isocost) или линии равных затрат.

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Рис. 2. Изокванты, представляющие разные уровни выпуска.
К – производственный капитал (оборудование); L – число рабочих

Для фирмы изокванты – это кривые равных полезностей, но в отличие от кривых безразличия они показывают реальные объемы производства.

На изокванте увеличение использования одного фактора (L) компенсируется уменьшением использования другого фактора (К). От скольких единиц одного фактора (К) можно отказаться для увеличения второго фактора (L) на единицу, показывает предельная норма технической замены – MRTS :

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Как правило, MRTS уменьшается по мере движения вдоль изокванты.

На изоквантах можно видеть интенсивность применения различных ресурсов в определенном варианте их комбинации. Производственный способ А – капиталоемкий, способ В – трудоемкий.

При анализе изоквант используются натуральные показатели применяемых ресурсов и выпуска продукции. Но наиболее эффективные экономически комбинации зависят от цен на ресурсы.

При соотношении цен pL/pK можно изобразить линию равных издержек или линию цен – изокосту (или бюджетную линию).

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Рис. 3. Линии равных затрат (изокосты)

Рост возможностей фирмы (ее бюджета) или снижение цен сдвигают изокосту вправо. И наоборот, если меняются цены, меняется наклон изокосты.

1.5. Оптимум производителя. Отдача от масштаба

Равновесие (оптимум) производителя характеризуется точкой касания изокосты и изокванты – точкой е – общая сумма затрат на производство данного выпуска продукции сводится к минимуму.

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Рис. 4. Оптимум производителя

Здесь выполняется равенство:

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

При изменении цен, во-первых, меняется доходность фирмы; во-вторых, фирма может приобрести больше подешевевшего ресурса. Можно рассмотреть разложение общего эффекта изменения цен на эффект замены и эффект дохода.

В случае возрастающей отдачи от масштаба предприятие должно наращивать производство, т. к. это приводит к относительной экономии (на единицу продукции).

Уменьшающая отдача свидетельствует, что эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Рис. 5. Отдача от масштаба.
а) постоянная отдача от масштаба а=аб=бс);
б)
убывающая отдача от масштаба а аб>бс)

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.6. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины выручки и издержек

Произведя определенное количество продукции и продав ее, фирма получает выручку (доход). Следует различать общую (совокупную) выручку, среднюю и предельную.

Общая (совокупная) выручка (Total revenue – TR) – это сумма выручки, полученной фирмой от продажи всех произведенных товаров. При постоянной цене она равна:

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Средняя выручка (Average revenue – AR) – это выручка, приходящаяся на единицу проданного товара:

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Предельная выручка (Marginal revenue – MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции (обычно на единицу):

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Чтобы подсчитать полученную прибыль, необходимо знать затраты.

Затраты производства прежде всего рассматриваются в бухгалтерском смысле, т. е. как денежные затраты на приобретение ресурсов для производства. Это явные или внешние затраты.

С учетом временных границ издержки производства разделяют на постоянные (fixed cost) и переменные (variable cost). Кроме того различают совокупные или общие (total cost), средние (average cost) и предельные (marginal cost) издержки производства.

Отметим, что S — образная форма (см. рис. 6) совокупных переменных издержек связана с действием отдачи от масштаба: в начальный период организации производства фирма еще не достигла оптимальных размеров, происходит освоение мощностей, поэтому затраты растут быстрее объемов производства. В дальнейшем происходит относительная экономия затрат, но в конце концов, когда предприятие перейдет рубеж эффективного размера производства, совокупные переменные издержки резко возрастают.

Средние издержки производства (average cost – АС) – затраты на единицу произведенной продукции

AC также делятся на постоянные и переменные средние издержки, т. е.

AFC с ростом выпуска продукции уменьшаются (к примеру, арендная плата на единицу продукции), а AVC обычно сначала уменьшаются, а потом вследствие действия закона убывающей отдачи факторов производства — увеличиваются.

Предельные издержки (marginal cost – MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. МС — всегда переменные издержки.

Концепция предельных издержек имеет для фирмы стратегическое значение. Она позволяет определять те затраты, величину которых фирма может контролировать непосредственно, – увеличивать ли производство на несколько единиц или сократить.

Предельные издержки обычно сначала уменьшаются (а вслед за ними уменьшаются и средние затраты), поскольку это переменные затраты на той же базе постоянных затрат, а затем растут.

в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Смотреть картинку в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Картинка про в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные. Фото в долгосрочном периоде переменные издержки растут быстрее чем постоянные

Рис. 6. Общие, средн ие и предельные издержки предприятия

Выводы

Каждый предприниматель взаимодействует с окружающей средой, от функционирования которой зависят его успехи и степень риска. Внутренняя среда складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками. Внешняя среда включает в себя отношения: с другими предпринимателями; с биржами; с кредитно-денежной системой; со страховыми компаниями; с Министерством финансов; с такими агентствами, как Центральный эмиссионный банк, Экспортно-импортный банк, Государственный пенсионный фонд и т. д.

В зависимости от основной цели предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. По виду и характеру деятельности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия. По размерам предприятия выделяют малые, средние, крупные и особо крупные. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и кооперативные предприятия. По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Производственная функция показывает максимально возможный объем продукции, который может быть получен при данных ресурсах. Ее свойства:

Общий продукт переменного фактора – это объем продукции, производимой при определенном количестве данного фактора и прочих неизменных факторах производства. Закон убывающей отдачи факторов производства или закон убывающей предельной производительности свидетельствует, что увеличение использования одного из факторов при фиксированной величине других приводит к последовательному снижению отдачи от его применения.

Средний продукт переменного фактора – отношение общего продукта к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора.

Предельный продукт переменного фактора – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного фактора.

Изокванты – это линии равного продукта. На изокванте увеличение использования одного фактора компенсируется уменьшением использования другого фактора. От скольких единиц одного фактора можно отказаться для увеличения второго фактора на единицу, показывает предельная норма технической замены. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных комбинаций ресурсов, называется картой изоквант. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем продукции она представляет.

Бюджетные линии фирмы – изокосты – это линии равных затрат. Рост возможностей фирмы (ее бюджета) или снижение цен сдвигают изокосту вправо. И наоборот. Если меняются цены, меняется наклон изокосты.

Равновесие (оптимум) производителя характеризуется точкой касания изокосты и изокванты – общая сумма затрат на производство данного выпуска продукции сводится к минимуму.

Расширяя производство, фирма сталкивается с понятием «отдача от масштаба». Она показывает, насколько увеличивается объем производства при увеличении используемых факторов производства. Если выпуск продукции растет пропорционально увеличению факторов производства, это говорит о постоянной отдаче от масштаба. Если выпуск продукции растет быстрее, чем количество применяемых ресурсов, то имеет место возрастающая отдача от масштаба, т. е. ресурсы экономятся. Если выпуск продукции растет медленнее, чем количество используемых ресурсов, то имеет место убывающая отдача от масштаба, т. е. увеличение выпуска продукции требует большего роста используемых ресурсов.

Анализ выпуска с помощью изоквант дает возможность определить технологическую эффективность производства. Пересечение изоквант с изокостами характеризует не только технологическую, но и экономическую эффективность, т. е. позволяет выбрать технологию в зависимости от цен (трудосберегающую, капиталосберегающую и т. д.). Анализ линии роста и отдачи от масштаба раскрывает понятие эффективного размера предприятия.

Общая (совокупная) выручка – это сумма выручки, полученной фирмой от продажи всех произведенных товаров.

Средняя выручка – это выручка, приходящаяся на единицу проданного товара. Предельная выручка – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции (обычно на единицу).

Бухгалтерская прибыль равна общей выручке за вычетом бухгалтерских (внешних) издержек. Экономическая прибыль равна бухгалтерской за вычетом неявных (внутренних) издержек.

Совокупные издержки – это сумма затрат по приобретению производственных факторов, необходимых для производства определенного количества товаров. Они состоят из совокупных постоянных и совокупных переменных затрат. Постоянные затраты фирма не может изменить в краткосрочном периоде: содержание производственных зданий, аренда, административные расходы и др. Они не зависят от количества произведенной продукции и имеются даже тогда, когда продукция не выпускается. Переменные изменяются в зависимости от количества производимой продукции: стоимость сырья, топлива и т. д.

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *