в честь чего парад вмф
Из истории военно-морских парадов в России
Одна из главных воинских традиций в ряде стран – проведение флотских смотров.
В России эта традиция зародилась при Петре I. В 1698 году, находясь в Англии в составе Великого посольства, молодой царь наблюдал за манёврами британского флота на Спитхедском рейде. Это зрелище произвело настолько сильное впечатление на Петра I, что он решил перенять традицию проведения монарших смотров и морских парадов для создаваемого в то время Азовского флота.
Первый в России флотский смотр состоялся летом 1699 года на Таганрогском рейде Азовского моря. В августе Азовский флот в составе 28 судов провёл манёвры под командованием адмирала Ф.А. Головина, державшего флаг на 62-пушечном корабле «Скорпион».
В 1714 году, 27 июля, российский флот одержал первую крупную морскую победу у мыса Гангут над шведами. «Гангутский триумф» стал первым праздником новой столицы России – Санкт-Петербурга, когда на Невском рейде были выстроены захваченные шведские суда. Спустя ровно шесть лет, 27 июля 1720 года, была одержана морская победа при Гренгаме. Этот знаменательный день, 27 июля (день святого великомученика Пантелеимона), Пётр I распорядился отмечать как праздник с торжественным богослужением, морским парадом, шествиями войск и фейерверками.
После заключения Ништадтского мира со Швецией, завершившего Северную войну 1700–1721 годов, в Санкт-Петербурге 22 октября 1721 года состоялось официальное празднество. В этот день Пётр I принял от Сената и Священного синода титул «отца Отечества, императора Всероссийского Петра Великого».
В 1723 году, ко второй годовщине Ништадтского мира, по решению императора Петра I в Санкт-Петербург из Москвы доставили ботик – «дедушку русского флота». 11 августа 1723 года на рейде Кронштадта в кильватерной колонне выстроились 20 линейных кораблей и других военных судов, экипажи которых приветствовали проходящий мимо ботик. На нём Пётр I был рулевым, а его адмиралы служили гребцами. Так на Балтике зародилась традиция проведения флотских парадов.
После смерти Петра I в 1725 году традиция проведения гангутско-гренгамского флотского праздника в его прежней форме с орудийными залпами, расцвечиванием кораблей флагами постепенно угасла. Этот «викториальный день» отмечали лишь богослужением. При преемниках Петра I о флоте почти забыли, и он стал приходить в упадок. Традиция торжественного выведения на Неву ботика почти не соблюдалась. Лишь дважды при императрице Елизавете Петровне, в 1744 и 1745 годах, он был показан флоту и публике.
В царствования императоров Екатерины II, Павла I и Александра I проводились только смотры и манёвры флота, морские парады не организовывались. При Александре I 16 мая 1803 года отмечалось 100-летие основания Санкт-Петербурга. При этом «дедушка русского флота» находился на палубе стоявшего на Неве 110-пушечного корабля «Гавриил».
Главный военно-морской парад неразрывно связан с Днём ВМФ, когда свой профессиональный праздник отмечают военные моряки
В июне 1827 года император Николай I провёл смотр эскадры, отправляемой в Средиземное море. На Большом Кронштадтском рейде в линию выстроились шесть линейных кораблей, пять фрегатов и корвет. Император с многочисленной свитой поднялся на «Азов» – флагманский корабль эскадры адмирала Д.Н. Сенявина, затем посетил корабли «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и несколько фрегатов.
В последний раз в XIX веке ботик Петра I участвовал в морском параде в 1836 году. Пароход «Охта» отбуксировал ботик в Кронштадт, при приближении которого крепость салютовала 31 выстрелом. Ботик был ошвартован в Военной гавани, и к нему от гвардейского экипажа приставлена почётная вахта. Через несколько дней ботик перевели в Среднюю гавань, где установили на палубе парохода «Геркулес». Корабли Балтийского флота были выстроены на Кронштадтском рейде в три линии. По сигналу императора Николая I «Геркулес» с ботиком на палубе прошёл, принимая почести, между линиями кораблей.
В 1845 году Николай I провёл в Севастополе смотр кораблей Черноморского флота, находясь на 120-пушечном корабле «Двенадцать апостолов». Такие смотры проводились раз в семь лет.
В Морском уставе издания 1853 года содержалось предписание, чтобы в день победы при Гангуте наряду с церковными службами производился салют и корабли расцвечивались флагами. Такой порядок празднования в российском флоте сохранялся вплоть до 1917 года.
В честь 200-летия со дня рождения Петра Великого в Петербурге в июне 1872 года был устроен грандиозный парад военных и гражданских судов. Особые почести воздавались верейке Петра I – небольшой лодке, собственноручно им построенной (ныне хранится в музее «Домик Петра I» в Санкт-Петербурге). В период правления императоров Александра II, Александра III и Николая II количество высочайших смотров и морских парадов сократилось. В основном практиковались торжественные построения кораблей по случаю визитов в Россию монарших особ и глав иностранных государств. О постоянстве таких парадов говорить не приходится.
Большие торжества с участием кораблей Балтийского флота проводились в 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга. В сентябре 1904 года на Ревельском рейде прошёл высочайший смотр 2-й Тихоокеанской эскадры перед отправкой её на Дальний Восток, на театр боевых действий Русско-японской войны 1904–1905 годов. В мае 1907 года столичной публике на Невском рейде были показаны в парадном строю минные крейсера, построенные на добровольные пожертвования народов России. Пожалуй, на этом завершилась дореволюционная традиция проведения морских парадов в России.
Руководство Советского Союза сделало парады кораблей традиционным мероприятием при проведении праздников 1 Мая и 7 Ноября. Однако необходимость привлечения большего внимания населения к Военно-морскому флоту потребовала организации специального праздника военных моряков с демонстрацией морской мощи страны.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июля 1939 года был установлен ежегодный праздник – День Военно-морского флота. Любопытно, что в 1939 году День ВМФ отмечался 24 июля, в понедельник, в день рождения наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, которому тем самым советский лидер И.В. Сталин сделал своеобразный подарок. Празднование же Дня Военно-морского флота в последнее воскресенье июля, как самое тёплое время года на всех морских театрах, было официально установлено уже в послевоенные годы.
9 Мая 1995 года в Санкт-Петербурге состоялся Военно-морской парад в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Впервые в истории нашей страны он стал международным, и в нём участвовали корабли государств – представителей антигитлеровской коалиции периода Второй мировой войны.
Во время морского парада по случаю 300-летия российского флота, который прошёл 26 июля 1996 года, по Неве мимо строя боевых кораблей прошло небольшое судёнышко под императорским штандартом. Изготовленная специально к празднику реплика «дедушки русского флота» прекрасно справилась со своей ролью, став символом преемственности славных отечественных морских традиций. Подлинный же «дедушка русского флота» хранится в Центральном военно-морском музее и является главным его экспонатом.
В наши дни День Военно-морского флота установлен Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 мая 2016 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации». Этот праздник, как и прежде, отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.
Впервые в новейшей истории России в акватории Невы и на Кронштадтском рейде 30 июля 2017 года был проведён Главный военно-морской парад. Состоялись торжественный проход кораблей и пролёт группы морской авиации. В параде приняли участие моряки Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Не менее крупномасштабный, второй по счёту Главный военно-морской парад состоялся в Санкт-Петербурге и Кронштадте 29 июля 2018 года.
Главный военно-морской парад неразрывно связан с Днём Военно-морского флота, когда свой профессиональный праздник отмечают военные моряки. Этот праздник дорог тем, кто обеспечивает боеготовность частей и соединений ВМФ, членам семей моряков-военнослужащих, рабочим и служащим флотских предприятий и учреждений, работникам судостроительной промышленности, ветеранам Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. Главный военно-морской парад способствует консолидации российского общества, воспитанию молодого поколения на лучших флотских традициях в готовности выступить на защиту Отечества.
В этом году 28 июля в Санкт-Петербурге и Кронштадте пройдёт третий в новейшей истории России Главный военно-морской парад. Он станет смотром достижений военных моряков, судостроителей, оружейников, приборостроителей, всех тех, кто создаёт и приумножает морскую мощь Отечества.
_______________
Руслан НЕХАЙ, директор Центрального военно-морского музея.
Эксперт назвал недостатки военно-морского парада в Санкт-Петербурге
Моряки перед началом Главного военно-морского парада в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге, 25 июля 2021 года
Алексей Даничев/РИА «Новости»
В Главном военно-морском параде приняли участие четыре тысячи военнослужащих ВМФ, более 50 кораблей, катеров и подводных лодок, а также 48 самолетов и вертолетов морской авиации. Без всякого преувеличения, ритуал получился торжественным, красочным и внушительным.
Вместе с тем любой парад должен служить яркой и убедительной иллюстрацией роста экономического и оборонного могущества Российской Федерации. Соответствует ли этому критерию Главный военно-морской парад образца 2021 года?
Тесный Петербург
Для начала сформулируем еретическую мысль — река Нева и восточная часть Финского залива (иногда иронично называемая Маркизовой Лужей) мало подходит для демонстрации морской мощи государства.
В Неву весьма трудно завести корабль большого водоизмещения и еще труднее показать его на реке в движении. В лучшем случае корабль класса корвет-фрегат будет стоять на рейдовых бочках, а выбираться из реки в большинстве случаев придется с помощью буксиров.
Глубины Маркизовой лужи (3-5 метров) в принципе исключают возможность размещения в этой части Финского залива каких-либо значительных формаций кораблей. Корабли здесь могут передвигаться либо по немногочисленным фарватерам, либо размещаться на якорных стоянках Кронштадтского рейда (а там тоже не так уж и много места).
По этим причинам в прохождении парадного строя кораблей на реке Неве принимали участие в основном катера. Водоизмещение самых больших кораблей, принимавших участие в этой церемонии — большой тральщик «Павел Хенов», ракетный катер «Димитровград» и корабль противоминной обороны «Александр Обухов» — составляло 460 тонн, 550 и 890 тонн соответственно. К этой же размерности можно отнести и ракетный катер «Одинцово» — 870 тонн. Для сравнения — водоизмещение ракетного крейсера УРО «Тикондерога» ВМС США — 9600 тонн. Разумеется, тральщики с крейсером сравнивать нельзя. Подобные цифры приводим просто для понимания масштаба.
А в целом по этим причинам прохождение парадного строя кораблей на реке Неве вылилось в некую разновидность регаты маломерных судов.
Разумеется, российскому военно-морскому флоту требуются корабли разных классов, включая катера сравнительно небольшого водоизмещения, но вряд ли правильно демонстрировать этот москитный флот в морской столице государства в качестве зримого свидетельства военно-морской и экономической мощи страны.
Несколько лучше обстояло дело на Кронштадтском рейде. Особенно внушительное впечатление производили атомные подводные лодки — ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 К-549 «Князь Владимир», подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» К-266 «Орел» и многоцелевая подводная лодка проекта 971у К-157 «Вепрь».
Крупные надводные корабли на Кронштадтском рейде были представлены в основном кораблями советской постройки, среди которых были откровенные дедушки российского флота типа ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» (в строю с 1986 года) и большого противолодочного корабля проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков» (в строю с 1981 года).
Новых кораблей (БДК «Петр Моргунов» и корвет «Гремящий») на Кронштадтском рейде было относительно немного. Какая-либо система в этой формации кораблей отсутствовала — в одном строю стояли и крейсер, и корвет, и большой десантный корабль, и корабль противоминной обороны.
Поэтому в качестве вывода можно сказать, что река Нева и Кронштадтский рейд для демонстрации морского могущества державы подходят плохо.
Здесь совершенно невозможно продемонстрировать соединения кораблей. К примеру, 10-12 атомных подводных лодок одного проекта и в едином строю. Или дивизию ракетных кораблей. Иными словами, корабли на подобных парадах надо показывать крупными формациями, составленными из судов одного типа. В противном случае впечатление от демонстрации морской мощи государства складывается достаточно противоречивое.
Поэтому Главный военно-морской парад государства надо, скорее всего, переносить в другое место и единственным подходящим вариантом здесь представляется Североморск. Длина Кольского залива достигает 57 км, ширина — до 7 км, глубины у входа — 200-300 метров. Места вполне достаточно. Могут возразить — а как же зрители? Однако в век телевидения и интернета это не представляется проблемой.
Обратимся к историческим примерам. В Великобритании 26 июня 1897 года на Спитхедском рейде (в проливе, отделяющем остров Уайт от Портсмута) в честь «бриллиантового юбилея» королевы Виктории на якорь стала внушительная армада — 165 кораблей (в том числе 21 линкор и 42 крейсера). В последующие годы в честь коронации британских монархов количество кораблей на этом рейде достигало 300 вымпелов. А в Кольском заливе без особого труда может разместиться еще большее количество кораблей и подводных лодок.
Проблемы не только в море
Что касается пролета парадной группы авиации флота над Санкт-Петербургом, то невольно возникает вопрос — а стоило ли включать в состав этой формации откровенно антикварные самолеты типа Бе-12 (первый полет — 1960 год), Ту-134 (первый полет в 1963 году), Ту-154 (первый полет в 1968 году)? Этими машинами из советского прошлого дополнили парадную группу до нужного количества воздушных судов?
Марш хороший, что и говорить, но в этом случае как никогда следовало бы воспользоваться принципом импортозамещения.
То, что Главный военно-морской парад в государстве должен быть, сомнению не подвергается. Но вот его место и сценарий проведения, вполне возможно, надо пересмотреть. Наш флот должен зримо представлять собой могучую и непобедимую силу. Главный военно-морской парад должен явиться еще более внушительной демонстрацией могущества российского государства. Видимо, для этого надо еще немного поработать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).
325 лет российскому флоту: все об истории и традициях Дня Военно-морского флота
Фото: Невские Новости / Майя Котелова
В Петербурге 25 июля масштабно отмечают День Военно-морского флота. НЕВСКИЕ НОВОСТИ углубились в историю и вспомнили, как зарождалось кораблестроение в России.
Установили указом в 2006 году
В День ВМФ свой профессиональный праздник отмечают люди, которые стоят на страже морских рубежей России. Помимо них, это памятный день для тех, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, членов семей военнослужащих, рабочих и служащих флотских учреждений и предприятий, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных сил.
В этом году празднуется 325 лет
В 2021 году российскому флоту исполнилось 325 лет. Его днем рождения считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года. В тот день Боярская дума утвердила указ Петра Первого «Морским судам быть» о создании регулярного флота.
Первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа является судно под названием «Фредерик». Его построили в 1636 году в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна.
Спустя 30 лет в России впервые построили военный корабль по госзаказу. Судно «Орел» соорудили по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Над кораблем подняли бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.
В 1688 году в одном из амбаров подмосковного села Измайлово Петр Первый обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. По приказу царя его отремонтировали, а затем спустили на воду — сначала на реку Яузу, потом на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Там Петр и построил Потешную флотилию, которая стала прообразом русского флота. В нынешнее время ботик хранится в Центральном военно-морском музее Петербурга.
В 1693 году Петр Первый отправился в Архангельск. Этот город на тот момент являлся единственным российским портом. Здесь будущий император впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками. В этом городе Петр устроил свою первую серьезную верфь — Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней заложили фрегат «Апостол Павел».
После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр Первый развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он повелел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Однако основной силой русской армии оказались 22 галеры, четыре брандера, три фрегата и два галеаса, сделанных по голландскому образцу.
К 1696 году у России уже имелся свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Это помогло в ходе второй осады взять крепость Азов. Царь Петр Первый лично вел суда на галере «Принципиум». После захвата важного стратегического пункта Россия получила выход к Азовскому и Черному морям.
20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Тогда власти приняли принципиальное решение: «Морским судам быть». Фактически в России утвердили первую в истории программу судостроения.
Андреевский флаг
В марте 1697 года из России в Европу выехало так называемое Великое посольство. Царь Петр I находился в его составе, однако ехал инкогнито, скрывшись под именем Петра Михайлова.
Во время этой поездки царь лично учился корабельному мастерству на верфях в Нидерландах. Для строительства российского флота тогда закупили корабельные принадлежности. На российскую службу наняли инженеров, морских офицеров и матросов, других специалистов.
Центральным органом управления флотом утвердили воинский морской приказ. Возглавил эту структуру адмирал Федор Головин. В 1700 году ее переименовали в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м — в Адмиралтейский. Он ведал строительством, вооружением и снабжением флота.
В 1712 году Адмиралтейский приказ преобразовали в хозяйственный орган — Московскую адмиралтейскую канцелярию. Его функции передали Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.
1 (11) декабря 1699 года Петр Первый провозгласил стяг с Андреевским крестом официальным флагом российского военного флота России. Полотнище первоначально разделили на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), которые перекрыли косым синим крестом. Он символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России. Помимо этого под крестом понимался и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Создание Балтийского флота
14 (25) января 1701 года Петр Первый открыл в Москве школу математических и навигацких наук. Она оказалась первым в истории России военно-морским учебным заведением.
В 1702 году царь пришел к выводу, что для боевых целей начавшейся Северной войны требуются новые корабли. На реке Сясь заложили верфь для строительства Балтийского флота.
В 1703 году в устье Невы заложили город Санкт-Петербург. Согласно задумке Петра Первого, он должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота. Тогда же построили первый морской корабль для Балтийского флота — фрегат «Штандарт».
До 1709 года на верфи строятся небольшие суда. Более крупные начинают возводить после победы под Полтавой в 1709 году. В честь этой битвы назвали первый линейный корабль, который заложили на Адмиралтейской верфи. Им стала построенная в 1712 году «Полтава».
Адмиралтейские верфи существуют по сей день. Это одно из старейших и ведущих петербургских судостроительных предприятий.
Как прошел парад
«Новейшие гиперзвуковые системы, которыми оснащен ВМФ России, до сих пор не имеют аналогов в мире и постоянно совершенствуются», — отметил президент.
Программа мероприятия включила два парадных строя — в Кронштадте и на Неве. В городе проплыли малые ракетные корабли, минные тральщики, пограничные и противодиверсионные катера. Статично в акватории реки расположились новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов», корвет «Стойкий», большой десантный корабль «Оленегорский горняк», малый ракетный корабль «Град Свияжск», неатомная подводная лодка «Кронштадт» и шесть парусников.
После торжественного парада кораблей и подводных лодок, в том числе и ВМС иностранных государств, в небо взмыли воздушные самолеты, среди которых Су-25, Миг-31, Ту-134 и другие. Небо над Кронштадтом озарилось в цвета российского триколора.
Парад официально завершился, однако петербуржцы продолжают отмечать праздник. В следующем году День ВМФ в России выпадает на 31 июля.
«Вся мощь русского флота»: что увидят горожане на Главном военно-морском параде
Фото: ТАСС / Петр Ковалев
Главный военно-морской парад России проходит в Санкт-Петербурге начиная с 2017 года. В нем принимают участие не только корабли Балтийского флота из Калининграда и Кронштадта, но и представители самого мощного флота России — Северного. В этом году для участия в параде с Северного флота прибыл отряд боевых кораблей в составе ракетного крейсера «Маршал Устинов», большого десантного корабля «Петр Моргунов» и большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков». А еще в начале июля в Кронштадт прибыли атомные подводные лодки Северного флота — ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта «Борей-А», и многоцелевые атомные подводные лодки «Орел» и «Вепрь».
Для океанских кораблей и подводных крейсеров Северного флота участие в петербургском параде не только праздник.
Кронштадтские участники парада тоже не останутся без поздравления Верховного главнокомандующего. По традиции катер с президентом на борту обходит корабли на кронштадтском рейде ранним утром.
Парадный строй
По плану парада все корабли разделены на статическую и динамическую части. Корабли статической части уже выстроились на своих местах, в акватории Невы и на Большом Кронштадтском рейде, рядом с Комплексом защитных сооружений.
В Кронштадте уже можно увидеть атомные подводные лодки, они заняли свои места одними из первых. Это многоцелевые атомные подводные крейсера «Вепрь» и «Орел», и «гвоздь парада» — атомный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир». Компанию подводным крейсерам составила неатомная субмарина «Дмитров». Наилучшая точка для обзора подводных лодок это кронштадтский «Форт Константин», с этой точки их можно разглядеть невооруженным глазом, а сам форт ежедневно открыт для свободного посещения.
В акватории Невы в парадном строю замерли четыре боевых корабля, одна подводная лодка и шесть парусных судов. Парусники, символизирующие многовековую историю флота, расположились у стрелки Васильевского острова. Это шхуны «Юный Балтиец», «Надежда», «Леди Л», бриг «Триумф», куттер (одномачтовый парусный корабль XVII–XIX веков) «Лукулл», и линейный корабль «Полтава», точная копия флагманского корабля петровской эпохи.
Современный флот представляют малый ракетный корабль «Град Свияжск», большой десантный корабль «Оленегорский горняк», корвет «Стойкий», фрегат «Адмирал Касатонов» и большая подводная лодка «Кронштадт».
Два кильватерных строя: на Неве и в Кронштадте
Динамическая часть Главного военно-морского парада это прохождение по Неве и Кронштадтскому рейду кильватерного строя боевых кораблей и катеров. Первая часть парада проходит по Неве, следом по Кронштадтскому рейду идут корабли океанской зоны, размер и водоизмещение которых не позволяет им войти в Неву.
Корабли и катера пойдут кильватерным строем от Благовещенского моста мимо Сенатской площади, где будет находиться президент. В парадном кильватерном строю пройдут 18 кораблей и катеров. Возглавит строй противодиверсионный катер «Нахимовец», следом пойдут еще два катера такого же класса — «Юнармеец Беломорья» и «П-429». На борту десантного катера — «Алексей Баринов» провезут «ботик Петра I», второй десантный катер «Иван Пасько» пройдет в сопровождении катера-полуглиссера. Следующие в строю патрульные катера — «П-461» и «П-462», за ними противодиверсионных катера — «Валерий Федянин» и «Юнармеец Дагестана». Завершат прохождение по Неве корабли ближней морской зоны — рейдовый тральщик «РТ-57», базовые тральщики «Александр Обухов» и «Павел Хенов», ракетный катер «Димитровград», малые ракетные корабли «Одинцово» и «Зеленый дол», и два патрульных катера типа «Мангуст».