большое количество созданных методик связано с тем что
Тест по психодиагностике, 70 вопросов с ответами
1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
а) валидность;
б) вариабельность;
в) репрезентативность;
г) надёжность.
2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
а) стадия наблюдения;
б) корреляционная стадия;
в) контрольная стадия;
г) стадия формирования гипотезы.
3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
а) способность теста определять меру дефекта;
б) характеристика единства способов использования теста;
в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
г) мера вероятности получения ошибочных результатов.
4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
б) степень однородности диагностируемой выборки;
в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.
5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
а) приведение теста в соответствие со стандартами;
б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.
6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.
7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;
б) диагноз;
в) измерение;
г) психологический эксперимент.
8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:
а) Э. Крепелина и А. Бине;
б) П. Жане и Ф. Гальтона;
в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;
г) Ф. Гальтона и А. Бине.
9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Р. Лурия;
в) Т. Рибо;
г) В.Б. Зейгарник.
10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
а) интеллектуального уровня;
б) зоны ближайшего развития;
в) мотивации учебной деятельности;
г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.
11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;
б) интеллект — мышление;
в) ригидность — гибкость.
12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
б) эксперимент проводится без использования технических средств;
в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;
д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.
13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;
д) свободное интервью.
14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.
15. Включенное наблюдение – это:
а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
б) длительное наблюдение;
в) наблюдение в условиях лаборатории;
г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;
д) наблюдение включает в себя несколько этапов.
16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
а) формирующим экспериментом;
б) наблюдением;
в) констатирующим экспериментом;
г) квазиэкспериментом;
д) моделированием.
17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.
18. Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;
д) лабораторный эксперимент.
19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.
20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.
21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.
22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.
23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.
24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.
25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контекст-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.
28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.
29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа;
г) анализа продуктов деятельности.
30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности.
31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;
б) И.П. Павловым;
в) Эббингаузом.
32. К формализованным методикам относятся:
а) тесты;
б) опросники;
в) проективные методики;
г) психофизиологические методики;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
33. К малоформализованным методикам НЕ относят:
а) наблюдение;
б) беседу;
в) анализ продуктов деятельности;
г) опросники;
д) тесты.
34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает
35.Надежность- это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает
36.Валидность — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает
37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
а) константностью;
б) контент-анализ;
в) тест-ретест.
38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
а) устойчивости внимания;
б) концентрации внимания;
в) переключаемости внимания;
г) динамической асимметрии внимания.
39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
а) классификация и сложение фигур;
б) сложение фигур и исключение предметов;
в) пиктограмма и сложение фигур;
г) классификация и исключение предметов;
д) пиктограмма и классификация.
40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
а) тест уровня самооценки;
б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.
41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
а) профиль должен оцениваться как единое целое;
б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.
42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:
а) в 1912 г.;
б) в 1921 г.;
в) в 1935 г.;
г) в 1951 г.
43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
а) 3-4 года;
б) 5-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9-10 лет.
44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
а) процесса решения конструктивных задач;
б) абстрактно-логического мышления;
в) дискурсивного мышления;
г) оперативной памяти.
45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
а) недостающие детали;
б) арифметика;
в) лабиринт;
г) осведомленность.
46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;
б) высокая потребность в самореализации;
в) высокий уровень внимания;
г) высокая самооценка.
47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
а) ТАТ;
б) тест Роршаха;
в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
г) тест незаконченных фраз.
48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;
б) тест Векслера;
в) тест общих способностей;
г) тест Стенфорд-Бине.
49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
а) оценить уровень депрессии;
б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.
50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
а) тест Роршаха;
б) тест Векслера;
в) тест Бендер;
г) тест Кеттелла.
51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттел
б) Рорших
в) Векслер
г) Бендер
52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
а) тест Векслера для взрослых;
б) тест Айзенка;
в) MMPI;
г) Тест Кеттелла.
53. Тесты способностей показывают:
а) уровень предшествующей подготовки;
б) степень вклада наследственности в способности;
в) возможности успеха в той или иной области;
г) общий уровень умственных способностей.
54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
а) синий;
б) желтый;
в) фиолетовый;
г) сине-зеленый.
55. Надежность теста показывает:
а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.
56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
а) изучение групповой динамики;
б) изучение взаимоотношений в семье;
в) изучение ролевых идентификаций личности;
г) изучение социальной конфликтности.
57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
а) выявление агрессивных реакций на стресс;
б) определение уровня стрессоустойчивости;
в) определение типов реагирования на фрустрацию;
г) диагностика клинических типов агрессивности.
58. Методологической основой психодиагностики является:
а) хорошо разработанная психологическая теория;
б) психометрика;
в) практическая область применения психодиагностических методов.
59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
а) ситуации клиента;
б) ситуации экспертизы;
в) патопсихологической диагностики.
60. Содержательная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.
61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.
62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
а) удобства интерпретации полученных результатов;
б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.
63. Социально-психологический норматив – это:
а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
б) система требований общества к индивиду;
в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.
64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;
б) В.Вундту;
в) А. Бине.
65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
а) не могут давать объективных и надежных результатов;
б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.
66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
а) теоретическому типу валидизации;
б) практическому типу валидизации;
в) теоретическому и практическому типам валидизации.
67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.
68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;
б) валидность ≥ надежность;
в) валидность = надежность;
69. Достоверность теста – это:
а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;
70. Валидность теста доказывает:
а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
б) можно ли применять данный тест на практике;
в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.
Словарь основных терминов. Психодиагностика
АГРЕССИВНОСТЬ
— не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
— сильное развитие, выделение на фоне других какой-либо одной черты характера человека, отличающей его от большинства окружающих людей. А.х. определяют типичное поведение человека в различных жизненных ситуациях.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА
— гипотеза экспериментального исследования, включающая в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующее с ней и оспаривающее её справедливость.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
— одно из возможных решений некоторой проблемы, столь же правдоподобное, как и другие решения. А.р. проблемы оспаривает справедливость возможного другого её решения. При наличии нескольких А.р. одной и той же проблемы ни одно из них не считается полностью и окончательно правильным.
АППАРАТУРНЫЕ ТЕСТЫ
— психологические тесты, предполагающие использование специальной аппаратуры, различных технических устройств для предъявления испытуемым информации или обработки результатов эксперимента.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ
— эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность, например, состояние подавленности, отчаяния, глубокого сожаления, грусти и т.п.
АФФИЛИАЦИЯ
— потребность человека в установлении и сохранении на долгое время добрых, эмоционально положительных отношений с окружающими людьми; стремление к эмоциональному сближению с людьми.
БЛАНКОВЫЕ ТЕСТЫ
— психологические тесты, основу которых составляют различного рода бланки с текстами, рисунками, схемами и т.п. Это, например, анкеты, опросники, таблицы и т.п.
ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— соответствие результатов психодиагностики, проводимой при помощи данной методики, независимым от самой методики внешним признакам, относящимся к поведению того человека, который подвергается психодиагностическому обследованию. Методика считается внешне валидной, если, например, с ее помощью оцениваются черты характера человека и внешне наблюдаемое его поведение согласуется с результатами проведенного тестирования.
ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— соответствие показателей, получаемых при помощи данной методики, тому определению оцениваемого психологического свойства, которое использовано в самой методике.
ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики, тому, для чего она была по замыслу предназначена. Слово «валидность» в переводе означает «ценность», «полезность».
ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (КОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— соответствие результатов тестирования, проведенного с помощью данной методики, показателям тех психологических качеств, которые теоретически связаны с оцениваемым свойством. Если, например, методика измеряет уровень развития мотива достижения успехов, то теоретически валидной она будет в том случае, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о самооценке, тревожности и уровне притязаний, теоретически связанными с мотивацией достижения успехов.
ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— соответствие результатов измерения, произведенного при помощи данной методики, опыту человека, его реальному поведению.
ВЕРИФИКАЦИЯ
— буквально «проверка правильности», достоверности, истинности чего-либо. В. при проверке научных понятий означает доказательство того, что явления, включаемые в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению этого понятия.
ВЫБОРКА
— группа людей, на которой проводится исследование. В противоположность В. генеральной совокупностью называют множество людей, на которых распространяются результаты исследования. В. является частью генеральной совокупности.
ВЫБОРКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
— такая выборка (см.), которая произведена по правилам, т.е. отражает специфику генеральной совокупности как по составу, так и по индивидуальным характеристикам включенных в нее людей.
ВЫБОРОЧНАЯ ДИСПЕРСИЯ
— дисперсия (см.) или разброс данных, характеризующих выборку (см.).
ВЫБОРОЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ
— корень квадратный из величины дисперсии (см.). Определяется по формуле:
ВЫБОРОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (в математической статистике)
— упорядоченное расположение измеренных в эксперименте или в результате проведенной психодиагностики величин от наименьшей к наибольшей, сопровождаемое данными о каждой величине и частоте ее встречаемости в выборке (см.). В.р. нередко представляется в виде соответствующего графика.
ВЫБОРОЧНОЕ СРЕДНЕЕ
— среднее значение некоторой величины, определенное по имеющейся выборке ее частных значений. Устанавливается по формуле:
где х — выборочное среднее,
хk — частные значения данной переменной величины,
n — количество частных значений переменной величины в выборке.
ГИПОТЕЗА
— научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Г. проверяется на истинность в экспериментальном или эмпирическом научном исследовании.
ГИСТОГРАММА
— специальное графическое изображение распределения нескольких дискретных величин в выборке (см.). Представляет собой совокупность расположенных рядом друг с другом и вытянутых вверх прямоугольников или прямоугольных в сечении столбиков, высота которых пропорциональна частоте встречаемости каждого из значений переменной в выборке.
«ГОРЬКАЯ КОНФЕТА»
— условно принятое название одного из психолого-педагогических экспериментов, проводимого с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В этом эксперименте дети получают задание достать конфету, расположенную на середине большого и широкого стола, причем это можно сделать только таким способом, который с моральной точки зрения не вполне оправдан. Дети разного возраста в отсутствие экспериментатора достают конфету таким способом и получают ее в награду. При этом у некоторых дошкольников не возникает угрызений совести по поводу того, что они решили задачу морально запретным способом, в то время как большая часть дошкольников переживает по данному поводу: конфета кажется им «горькой», у некоторых из них даже появляются слезы, когда экспериментатор хвалит их за успешно решенную задачу. Отсюда название эксперимента — «горькая конфета».
ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ
— та группа испытуемых, с которой сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе (см.) с целью вывода о том, подтвердилась ли проверяемая в данном исследовании гипотеза.
ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
— та группа испытуемых, на которой проводится исследование с целью проверки некоторой гипотезы.
ГРУППОВЫЕ НОРМЫ
— правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членов.
ДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПОНЯТИЯ
— логическая операция, в результате которой проводится исследование и называются классы объектов, охватываемые данным понятием. Д.о.п. — это перечисление всех классов объектов, входящих в содержание данного понятия.
ДИСПЕРСИЯ ВЫБОРОЧНАЯ
— математико-статистический показатель разброса экспериментальных или психодиагностических данных, характеризующий среднюю величину отклонения индивидуальных показателей от среднего значения переменной по выборке. Д. определяется по формуле:
х — среднее значение переменной по выборке;
х k — индивидуальные значения переменной по выборке;
n — число частных значений переменной в данной выборке.
ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ
— совокупность методов математико-статистического анализа, объектом рассмотрения которых являются дисперсии (см.) случайных величин. Д.а. позволяет оценивать и сравнивать между собой дисперсии различных выборок, отвечая на вопросы о том, каковы эти дисперсии, являются они одинаковыми или разными и др.
ЖИТЕЙСКИЕ ПОНЯТИЯ
— те понятия, которые используются людьми в повседневном языке, в обыденном общении. От научных понятий Ж.п. отличаются меньшей определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок, слабой операционализацией (см.) и верификацией (см.).
ЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
— те переменные величины, которые в научном эксперименте и в его гипотезах рассматриваются как возможные следствия действия факторов, называемых независимыми переменными (см.).
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ
— скрытые возможности в психологическом саморазвитии человека, которые открываются при оказании ему минимальной подсказки или внешней помощи.
ИНТЕРВАЛ (в математической статистике)
— упорядоченный набор величин, находящихся в заданных числовых границах и характеризуемых их средней величиной (см.).
ИНТЕРВЬЮ
— метод психологического исследования, предполагающий личную беседу исследователя с испытуемым (см.). В ходе такой беседы исследователь задает испытуемому ряд вопросов и по ответам на них делает выводы о психологических особенностях данного человека.
ИСПЫТУЕМЫЙ
— человек, который является участником психологического исследования и на котором проводятся психологические опыты.
КЛИЕНТ
— человек, обратившийся за помощью к практическому психологу. В отличие от К. пациентом называют больного человека, обращающегося за помощью к врачу.
КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР)
— непроизвольная электрическая реакция поверхности кожи человека, выражающаяся в снижении ее электрического сопротивления вследствие активизации деятельности потовыделительных желез. Используется при изучении эмоциональных и других состояний организма.
КОЛЛЕКТИВ
— психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились хорошие человеческие отношения и которые работают эффективно и слаженно.
КОМПЛЕКСЫ
— устойчивые, эмоционально отрицательные переживания, состояния человека, связанные с недостатком у него каких-либо важных способностей, качеств личности, форм социального поведения. К., как правило, существуют и действуют на подсознательном уровне.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
— метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в этих текстах.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
— метод математико-статистического анализа, связанный с вычислением и изучением коэффициентов корреляций (см.) между переменными.
КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ
КРИТЕРИИ ВАЛИДНОСТИ
— независимые показатели и признаки, по которым можно судить о валидности (см.) данной методики. С К.в. сравниваются результаты, получаемые в процессе практического применения методики в психодиагностических целях.
КРИТЕРИЙ ФИШЕРА
— математико-статистический критерий, пользуясь которым можно судить о сходстве и различиях в дисперсиях (см.) случайных величин.
ЛИДЕР (в группе)
— член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются, находясь под прямым или косвенным его психологическим влиянием.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
— индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей. При внутреннем Л. к. эти причины помещаются в самом человеке, в его психологии, а при внешнем Л. к. они располагаются вне данного человека, например, во внешних объективных обстоятельствах его жизни.
МАЛАЯ ГРУППА
— небольшая по численности социальная группа людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим для них делом и находящихся друг с другом в прямых личных взаимоотношениях.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
— область современной математики, основанная на теории вероятностей (см.) и занятая поиском законов изменения и способов измерения случайных величин, обоснованием методов расчетов, производимых с такими величинами.
МЕДИАНА
— величина, разделяющая ряд упорядоченных значений на две равные по количеству входящих в них значений половины, так что справа и слева от М. оказываются одинаковые количества значений.
МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
— метод научного исследования социально-психологических процессов, происходящих в малых группах. При М.в.н. сам экспериментатор является участником тех процессов, которые он наблюдает одновременно как бы со стороны и изнутри.
МЕТОД ВНЕШНЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
— метод психодиагностики, опирающийся на мнения людей — экспертов, хорошо знающих оцениваемое ими явление и способных дать ему достоверные, объективные оценки. М.в.э.о. предполагает изучение и обобщение мнений всех экспертов, высказавшихся по поводу данного явления.
МЕТОД ЭКСПЕРТОВ
МЕТОДЫ СРАВНЕНИЯ ВЫБОРОЧНЫХ ДАННЫХ
— методы математической статистики (см.), предполагающие анализ, обобщение и сравнение между собой данных, полученных на некоторой выборке испытуемых или на нескольких разных выборках.
— известный личностный психологический тест, расшифровываемый как Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник. Широко применяется в клинической психодиагностике для оценивания степени отклонения от медицинской нормы уровня развитости многих личностных свойств человека.
МОДА (в математической статистике)
— числовое значение изучаемого признака, наиболее часто встречающееся в изученной выборке (см.).
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ
— стремление человека добиваться успехов в разных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.
НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств.
НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
— те переменные, которые в эксперименте рассматриваются как возможные причины изменения зависимых переменных (см.).
НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
— регулирование поведения человека со стороны социальных норм, принятых в обществе или в группе или усвоенных им в процессе жизни.
НОРМАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
— сфера сознания человека, связанная с пониманием и осознанием, в также принятием им существующих в обществе норм и правил поведения.
НОРМА ТЕСТА
— усредненная оценка по данному тесту большой группы нормальных, здоровых людей определенного возраста и культуры. С Н.т. сравниваются показатели отдельных людей, полученные путем их обследования по данному тесту, и на основе такого сравнения делается вывод о том, находятся ли они выше или ниже нормы, обладая, соответственно, повышенным или пониженным уровнем психологического развития.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
— тот объект, на котором проводится научное исследование. Объектом психологического исследования, например, является человек или группа людей.
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
— класс или классы объектов, явлений и т.п., к которым относится или которые включает в себя данное понятие.
ОДНОЗНАЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— способность методики отражать в своих показателях только то явление, для диагностики которого она предназначается. Если признаки, используемые в методике для выводов об уровне развития психологического свойства, отражают не только данное, но и другие свойства человека, то соответствующая методика не считается однозначной.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
— требование, предъявляемое к научным понятиям. О. понятия предполагает указание на конкретные операции или действия, выполнив которые, человек может убедиться в том, что данное понятие не является пустым, т.е. в том, что включенные в него явления действительно существуют.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН
— закон, в соответствии с которым сила ощущения, возникающего у человека под воздействием некоторого стимула, пропорциональна логарифму величины стимула, выражаемой в физических единицах. Формула О.п.з. выглядит следующим образом:
ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА
—величина, значения которой не остаются постоянными и изменяются от опыта к опыту. П.в. может принимать различные значения.
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
— предварительное исследование некоторой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и методик, плана и программы. В П.и. уточняются детали будущего эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют пробным.
ПОДШКАЛА ТЕСТА
— относительно самостоятельная часть психологического теста, предназначенная для оценки или измерения одного из нескольких психологических свойств, изучаемых при помощи данного теста.
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
— процесс и результат приобретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение представителей данного пола.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
— сторона объекта исследования (см.), которая в данном случае изучается. Например, объектом исследования может быть человек в целом, а предметом исследования — особенности его внимания.
ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА
— игра ребенка с материальными предметами или их заменителями, подчиненная культурно-историческим особенностям данного предмета, его назначению в жизни людей. Например, игра с книгой как с источником и хранителем информации будет предметной, а игра с той же самой книгой, где она используется в качестве подставки, не будет предметной.
ПРОБЛЕМА
— сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. П. — это вопрос, который все еще стоит на повестке дня и требует своего решения.
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ
— психологические тесты (см.), основанные на получении информации о человеке на базе механизма проекции — не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
— подготовка человека к овладению той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне соответствующей профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
— отбор людей по психологическим и другим качествам, необходимым для овладения и успешного выполнения той или иной профессиональной деятельности.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
— психологические тесты, основная задача которых состоит в изучении познавательных и других психологических процессов. В П.т. используются данные о психических процессах для выводов о состоянии и свойствах человека.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
— совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
— область деятельности практического психолога (см.), связанная с оказанием психологической помощи людям в форме консультаций и советов.
ПСИХОТЕРАПИЯ
— область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на больных людей с целью избавления их от разного рода заболеваний. П. — сфера деятельности, пограничная между медициной и психологией (см. также психокоррекцию).
РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ
— метод математической статистики, позволяющий свести множество частных зависимостей между отдельными значениями переменных к их непрерывной линейной зависимости. В результате Р.а. получают прямую линию, которая наилучшим образом иллюстрирует (аппроксимирует — говоря математическим языком) общий характер зависимости между изучаемыми переменными величинами.
РЕЛЕВАНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
— характеристики ситуации тестирования, от которых непосредственно зависят его результаты. Р.х.с.п.т. включают в себя восприятие испытуемым ситуации тестирования, целей и задач тестирования, личности экспериментатора и его поведения и др.
РЕФЕРАТ
— краткое изложение совокупности идей, содержащихся в том или ином тексте или в нескольких текстах: книгах, статьях, докладах и т.п.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
— группа людей, на которую ориентируется человек, в которой он заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы, правила поведения. Р.г. в значительной степени определяет психологию и поведение того человека, для которого она является референтной.
РЕФЛЕКСИЯ
— сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Р. — это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.
СИСТЕМА
— сложно организованный объект, состоящий из множества более или менее устойчивых элементов, взаимосвязанных друг с другом. Создание, функционирование и развитие С. подчиняется особым законам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или частных связей между ними.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
— совокупность признаков, выделяемых данным понятием в тех классах объектов, к которым оно относится (см. также объем понятия).
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
— система норм, форм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или в социальной группе (см.) определенное положение.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
— устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или к чему-либо. Су. включает в себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный (переживания) и поведенческий (действия), которые в целом и определяют отношение к соответствующему объекту.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕСТА
— изменение, приспособление данного теста, созданного в одной стране, культуре или эпохе, к другим социальным условиям, где он применяется впервые. С.а.т. включает в себя как изменение самих тестовых заданий, так и уточнение норм.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
— название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе (см.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ
— стандартизированная социометрическая методика (см.), имеющая установленные, проверенные нормы и стандартизированную процедуру ее практического использования.
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
— проводимое в научных целях наблюдение за поведением людей, предполагающее наличие определенной схемы наблюдения, в которой отражено то, что нужно наблюдать, каким образом вести наблюдение и представлять его результаты.
СТАТИСТИКА
— термин, имеющий два основных значения: а) область математических или практических знаний, в которой представлены способы статистического анализа или обобщенные количественные данные о чем-либо; б) частный показатель, с помощью которого эти данные представляются.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ
— переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность.
СУБТЕСТ
— часть психологического теста или его подшкала (см.), имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
— аспект проблемы (см.), вопрос, который специально изучается в данном конкретном исследовании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)
— тест проективного типа, созданный американским психологом Г. Марреем. Основу ТАТ составляет серия сюжетно неопределенных картинок, на которых представлены люди в малопонятных ситуациях. Испытуемые по этим картинкам пишут связные рассказы-сочинения, анализ которых позволяет судить о психологии самих испытуемых.
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
— раздел современной математики, рассматривающий случайные величины, а также законы, характеризующие множества и отношения случайных величин.
— стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок.
ТЕСТИРОВАНИЕ
— процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.
ТЕСТ КЕТТЕЛА
— методика, разработанная англо-американским психологом Р. Кеттелом и предназначенная для выявления количественной оценки 16 различных черт личности человека (факторов — см.).
ТЕСТ РОРШАХА
— методика психодиагностики личности, разработанная немецким ученым Роршахом для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека. Т.Р. представляет собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации.
ТЕСТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА (СПСК)
— методика, предназначенная для оценки уровня социально-психологического развития малой группы, как коллектива, с представлением в виде индексов и диаграммы системы существующих в нем коллективистских отношений.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
— группа психологических тестов, в основу которых положена оценка практических достижений человека в тех или иных видах деятельности, а также в решении различных задач.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА
— группа психологических тестов, предназначенных для изучения мышления человека и количественной оценки уровня его интеллектуального развития.
ТЕСТЫ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ
— психологические тесты, предназначенные для диагностики устойчивых состояний и свойств человека как личности.
ТОЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
— способность данной методики достаточно точно оценивать степень развития у человека тех психологических качеств, для диагностики которых она предназначена. Чем больше различных градаций уровня развития данных качеств позволяет получать методика, тем она точнее.
ТРЕВОЖНОСТЬ
— психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно, различают ситуативную и личностную Т.
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)
— способность человека контролировать себя и свое поведение, управлять всем этим, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него.
ФАКТОР
— математико-статистическое понятие, означающее общую причину многих случайных изменений совокупности переменных величин, событий и т.п. Ф. выявляется при помощи специальной математической процедуры, называемой факторным анализом (см.).
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
— процедура или метод математической статистики, основанный на анализе корреляций случайных величин и направленный на то, чтобы выявлять группы случайных величин, взаимно коррелирующих друг с другом. Математико-статистическая основа выявляемых таким образом корреляций называется фактором (см.).
ФРУСТРАЦИЯ
— эмоционально-отрицательное переживание человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, сопровождаемое чувством безысходности, тщетности прилагаемых усилий.
— математико-статистический критерий, на основе которого судят о статистической значимости связей, существующих между двумя или несколькими переменными, часть которых рассматривается как причина, часть — как следствия наблюдаемых изменений.
ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
— устойчивые индивидуальные психологические свойства человека, характеризующие его как личность. Ч.л. могут служить определениями характера, мотивами поведения и т.п.
ЭКСПЕРИМЕНТ
— метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными.
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА
— технически осуществленная запись электрической активности сердечной мышцы в течение определенного промежутка времени, сделанная с помощью специального прибора, называемого электрокардиографом.
ЭЛЕКТРОМИОГРАММА
— запись электрической активности скелетных мышц, осуществленная посредством устройства, называемого миографом.
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА
— запись электрической активности мозга человека или его отдельных участков, выполненная в течение некоторого промежутка времени при помощи прибора, именуемого электроэнцефалографом.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
— исследование, основанное на получении, анализе и обобщении опытных данных.