в чем значение образа катерины
Образ Катерины в пьесе «Гроза»
Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.
Детство
Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!» С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.
Окружение
Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.
«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.
Отношения с Борисом
Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.
Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского Гроза сочинение 10 класс
Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.
Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.
Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.
Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж. Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать. Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.
Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.
Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.
Вариант 2
Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.
Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.
Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов, представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.
В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».
Сочинение Образ и характеристика Катерины
Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.
Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.
На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.
Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.
Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи, ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.
Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.
Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.
Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.
Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.
Эссе про Катерину
Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.
Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.
Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
Главный герой сказки – Филька. Он обладает прозвищем «ну тебя», что говорит о его самолюбии, лени и угрюмости. В произведении говорится о том, как добрые поступки помогают растопить
Мне кажется, что это одно из самых приятных слов. Оно включает в себя много хорошего… Например, в нём обязательно есть слова: мама, нежность, понимание, забота… В общем, всё хорошее.
Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте
Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи
Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза»
Триумфом любви назвали пьесу Островского, когда она впервые была сыграна на сцене Малого театра. Отзывов было много: одни восторгались, другие, сторонники благонравия, открыто осуждали героиню, но равнодушных не было. Образ Катерины в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал «шагом вперед» в русской литературе, от которого «веет на нас новою жизнью, открывающейся нам в самой ее гибели».
История прототипа героини
Работа над произведением «Гроза», основной темой которого стал конфликт между старыми и новыми традициями и устоями в купеческой среде, велась Островским летом и осенью 1859 года. Долгое время считалось, что на написание пьесы писателя вдохновила поездка в Кострому. И действительно, перед читателями представала жизнь маленького купеческого городка под названием Калинов, где жизнь замыкалась в узком мирке патриархальных устоев. Прототипом главной героини стала известная в то время актриса Любовь Косицкая, которая и до этого играла в пьесах драматурга.
Островский признавался, что все лучшее, что он написал в своей жизни, было создано «для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». Косицкая была предана своему делу и в игре на сцене пыталась как можно правдивей передать характер и чувства своих героинь. Дорога к театру была нелегкой. Родившись в семье крепостной крестьянки, девочка познала все лишения в доме грубого и невежественного барина, «которого народ звал собакою».
Когда девочке исполнилось 14 лет, семье удалось выкупиться на волю и Люба нанялась горничной в дом купчихи Долгановой. Здесь на домашних концертах открылись ее артистические способности, а когда девушка побывала на спектакле местного театра, решила, что свяжет судьбу со сценой. Мечта Любы начала осуществляться, когда она в апреле 1844 года была принята солисткой в Нижегородский театр для участия в оперных постановках.
После окончания столичной театральной школы в 1847 году Косицкая дебютировала в одной из пьес Шиллера и стала полноправной артисткой Малого театра.
Однако ее природный талант требовал ролей глубоких и сильных, и они пришли с пьесами Островского.
Последний не отрицал, что Любовь Никулина (по мужу) будет играть лучшие роли. Совместное творчество сблизило двух интересных людей, и у них завязался настоящий любовный роман.
Они оба имели семьи, у писателя к тому времени было уже двое детей. Пьеса «Гроза» стала плодом их страстной любви. Любе нужна была роль для бенефиса, и она должна была сыграть главную героиню в «Воспитаннице». Но данное сочинение драматурга попало в опалу, и тогда он приступил к написанию «Грозы».
Так рождалась Катерина Кабанова — в любви и муках ее создателя, из жизненных и творческих впечатлений 30-летней актрисы Малого театра.
Жизнь в семье Кабановых
По сравнению с детством и отрочеством в родительском доме, где, по словам самой Катерины, она жила, «точно птичка на воле», в семье Кабановых было «все как будто из‑под неволи». Когда ее выдали замуж за Тихона, она восприняла это спокойно, считая, что это судьба каждой девушки. Поэтому, войдя в семью Тихона Кабанова, она была готова любить мужа и уважать свекровь. Женщина надеялась, что он станет ей защитой и опорой, но Тихон не был подготовлен к этой роли.
Он неспособен не только на заботу и защиту другого человека, он сам себя защитить не может от деспотизма матери. Катерине «жалко его очень». В борьбе со страстью к Борису она пытается привлечь к себе мужа, но в те минуты он хочет быстрее уехать из дома, чтобы не слышать сварливые речи Кабанихи.
Мир Катерины меняется. Ей уже не так нравится ходить в церковь, как в девичестве, за всем видит она недовольный и жесткий взгляд свекрови.
По мере нарастания конфликта усиливается страх девушки за совершенный перед Богом грех:
И стоит заметить, что это вовсе не признак самодурства. Это требование было традиционным для патриархальной семьи. И сама Катерина не против этого.
Прощаясь с мужем, она просит взять с нее «какую-нибудь клятву страшную», которая очень похожа на приказы Кабанихи. Но душа женщины против ее воли тянется не к запрещениям, а к свободе. Измену она считает грехом, который требует наказания.
Без покаяния она не может молиться: «Лезет мне в голову мечта какая-то… Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет». Обстановка, в которой вынуждена жить молодая женщина, требует лжи и притворства: так живет Варвара, сестра Тихона, и вполне довольна.
Но Катерина не умеет и не хочет никого обманывать, во всем угождать свекрови и быть рабой своего бесхарактерного мужа тоже не хочет и в смерти находит свое освобождение.
Любовь Катерины
Ежедневно ощущая тяжелый гнет свекрови Марфы Кабановой, Катерина чувствует тоску и одиночество. Муж Тихон тоже не может ее понять и поддержать в чужом для нее доме. Когда женщина впервые увидела в городе Бориса, племянника Дикого, недурной внешности, образованного и с хорошими манерами, обратила на него внимание, а потом и полюбила его. После смерти бабушки, которая завещала свое состояние его дяде, и без того богатому купцу Дикому, Борис и его сестра остались ни с чем.
Борис все-таки надеется, что дядя смилостивится и выдаст им положенную долю, поэтому терпит все издевательства с его стороны. Влюбившись в Катерину, он не думает, что их отношения могут принести ей неприятности. Окружающие, видя это, предупреждают его отступиться, чтобы не случилось беды. «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите. А ведь здесь какой народ. Съедят, в гроб вколотят», — тревожится за их судьбу Кудряш.
Но идя на поводу своих чувств, бесхарактерный Борис не задумывается о последствиях. Искренне верящая в Бога Катерина считает свою любовь грехом и переживает от чувства вины. Она мучается угрызениями совести, но надеется на защиту от своего возлюбленного, ошибочно считая его сильной личностью. Ее любовь настоящая, и она готова ради нее на любую жертву:
После возвращения мужа приходилось прибегать к обману и хитростям, к чему она была неспособна. Но вернуться к прежней жизни для женщины было еще большим мучением. Промучившись несколько дней, она прилюдно признается мужу в измене. У того же один страх — что скажет мать. Кабанова, выслушав исповедь несчастной Катерины, выводит свою мораль: «Что, сынок, куда воля-то ведет?».
До последней минуты Катерина надеется, что Борис придет и спасет ее, но тот, кроме рыданий, ничего не делает и уезжает по приказу дяди в другой город.
Не ожидая такого предательства, Катерина решает свести счеты с жизнью: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно».
Черты характера, значение образа
По мнению Добролюбова, в драме «Гроза» Островский изобразил «русский сильный характер» Катерины. Критик считает натуру главной героини решительной, так как для нее «лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ей противны». Воспитанная в доброй семье, она сумела вынести из нее самые лучшие черты характера. Девушка скромная, чистая, с открытой душой и добрым сердцем. Обман для нее неприемлем: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».
Но, живя у Кабановых, не притворяясь, нельзя. Она не может принять порядки свекрови, для которой главное в жизни — пугать и унижать домашних. Жизнерадостная и беззаботная жизнь у родителей сменилась тоской, чувством постоянной вины и желанием умереть. Муж ее Тихон и его сестра Варвара умеют создать видимость покорности, а сами тайком живут, как им хочется. Скорее всего, Кабаниха знает обо всем и не удивлена, так как все так живут.
Поэтому слишком смирная с виду Катерина навевает на нее необъяснимый страх: не грубит, слушается мужа, беспрекословно выполняет работу по дому. В то же время невестка не хочет выполнять обычаи, которые для нее непонятны (не выла при отъезде мужа), не стала скрывать своей любви к Борису. И мечты, по мнению обывателей Калинова, у нее какие-то «странные»: «Отчего люди не летают так, как птицы?», и сны сказочные: «Снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса».
Даже отношение к вере в Бога и церкви у Катерины другое, естественное, от души («точно, бывало, я в рай войду»), Кабаниха же соблюдает религиозные традиции формально, чтобы не уронить свою власть над окружающими. Катерина бросается в реку, потому что не может и не хочет жить в обмане и лицемерии и без любви. Нельзя не согласиться с великим критиком, что этот поступок героиня совершила не от слабости и безволия, а от силы характера. Катерина своей гибелью создала возможность у жителей городка Калинова задуматься о свободе и духовном раскрепощении.
После ее смерти многое меняется: уходит из дома Варвара, Тихон осознает никчемность своей жизни, Кабаниха теряет былой авторитет. Поэтому, увидев в пьесе Островского «завуалированный призыв к возмущению», власти какое-то время запрещали ее к постановке на сцене.
Для современников образ Катерины — это образ чистой и светлой души, побуждающий бороться с невежеством и приспособленчеством, учиться при любых обстоятельствах отстаивать свое мнение.
Характеристика Катерины
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.
Возраст — не указано, молодая женщина.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.
Социальное положение — мещанка.
Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.
Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.
Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.
Внешность — красивая молодая женщина.
Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.
Положительные черты — преданная, честная, одухотворённая, добрая.
Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.
«Так это молодая Кабанова, что ль. »
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2
«Это вы, Катерина Петровна. »
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось…»
Источник: Действие второе, явление 2
Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.
«Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена…»
Источник: Действие второе, явление 2
У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.
«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Источник: Действие второе, явление 8
Внешность
Катерина — молодая красивая женщина.
«…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. »
Источник: Действие четвертое, явление 6
У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.
«Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2
Черты характера и поступки
Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянного противостояния, склок и раздоров.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…»
Источник: Действие первое, явление 5
Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.
«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».
Источник: Действие первое, явление 5
«Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
Источник: Действие второе, явление 2
У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.
В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.
«…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы…»
Источник: Действие первое, явление 7
«Радости видела мало, а горя-то, горя-то что!»
Источник: Действие пятое, явление 3
Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.
«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
Источник: Действие первое, явление 7
Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.
«…сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом…»
Источник: Действие первое, явление 7
«А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным».
Источник: Действие второе, явление 8
Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.
«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц да богомолок…»
Источник: Действие первое, явление 7
«…до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…»
Источник: Действие первое, явление 7
Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.
«…в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
Источник: Действие первое, явление 7
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
Источник: Действие первое, явление 7
«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Источник: Действие второе, явление 8
У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.
«Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю».
Источник: Действие первое, явление 7
«Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что…»
Источник: Действие первое, явление 7
Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.
«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»
Источник: Действие первое, явление 7
Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.
«Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!»
Источник: Действие первое, явление 9
«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно».
Источник: Действие первое, явление 9
Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.
«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»
Источник: Действие второе, явление 2
Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.
Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Источник: Действие второе, явление 2
Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.
«Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!»
Источник: Действие второе, явление 4
Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.
«Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она!… А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня…»
Источник: Действие второе, явление 10
«Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!»
Источник: Действие второе, явление 10
Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.
«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».
Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3
Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.
«Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
«Нет, нет! Ты меня загубил. »
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.
«Э! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься».
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…»
Источник: Действие четвертое, явление 6
Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.
«Что-то он теперь, бедный, делает? Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор! Да! Себе бесчестье — ему вечный покор».
Источник: Действие пятое, явление 2
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила»
Источник: Действие пятое, явление 3
Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню всё чаще посещают мысли о смерти.
«А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была».
Источник: Действие пятое, явление 2
Источник: Действие пятое, явление 2
«Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила…»
Источник: Действие пятое, явление 2
Источник: Действие пятое, явление 4
Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.
««Казнить-то тебя, — говорят, — так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться?»
Источник: Действие пятое, явление 2
«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду… Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?»
Источник: Действие пятое, явление 4
Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.
«Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови»
Источник: Действие пятое, явление 6
Воспитание
Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
Источник: Действие первое, явление 7
Характеристика Катерины другими героями
Кабанов
Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.
«Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные: все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится».
Источник: Действие четвертое, явление 4
Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.
«Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее…»
Источник: Действие пятое, явление 1
Борис
Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.
«Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.
«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2
Кабанова
Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с мужем.
Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.
Варвара
Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.
Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».
Источник: Действие второе, явление 2
Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.
«Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека».
Источник: Действие второе, явление 2
После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.
«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает».
Источник: Действие четвертое, явление 3
Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.
«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. »
Источник: Действие второе, явление 2
«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…»
Источник: Действие четвертое, явление 3
Кулигин
После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!
Биография
Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.
В родительском доме Катерина приобщилась к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.
Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменяется после замужества. Её супругом становится купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любит. Жизнь в доме Кабановых резко отличается от привычной жизни в стенах родительского дома. Здесь царят жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давит на Катерину, душит её. Она честно пытается полюбить мужа, но, задавленный властной матерью, Тихон не способен на сильные чувства.
Острое чувство одиночества толкает Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не даёт ей покоя, и она признаётся в измене Тихону и его матери. Последняя начинает изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от беспросветной жизни, решает покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.
Образ Катерины
В пьесе «Гроза» Катерина является наиболее сильным, решительным персонажем. Это цельная натура с устойчивыми морально-нравственными принципами, которые не позволяют ей мириться с теми условиями, с которыми она столкнулась в доме Кабановых.
С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чём значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.
Катерина готова подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попрёки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.
Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всём мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.
Образ Катерины в оценке Добролюбова
В своей статье «Луч света в тёмном царстве» литературный критик Н.А. Добролюбов выделяет силу характера Катерины, её решительность, способность противостоять «тёмному царству», не подстраиваться под его правила. Это удивительно цельная личность, которая, хоть и выросла в условиях невежественного патриархального общества, смогла сохранить самобытность, свободолюбие, умение искренне радоваться жизни, мечтать, находить красоту в малом.
Добролюбов считал, что «ничего нет в этом характере внешне чужого — все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически». Катерине не свойственно лицемерие, ханжество, стремление пустить пыль в глаза окружающим — она такова, какая есть, и не стремится изменить свою сущность, подстроиться под правила «тёмного царства».
Не в силах терпеть ту жизнь, которая была ей уготована судьбой, и не имея никакой опоры и поддержки, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Добролюбов так объясняет этот отчаянный поступок героини: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мучиться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу».
Трагическая кончина Катерины не проходит бесследно: отважный поступок молодой женщины пошатнул устои «тёмного царства», заставил жителей провинциального городка задуматься над важными вещами.
Речевая характеристика Катерины
Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житийная литература.
Катерина часто использует просторечные выражения: «долго ли в беду попасть», «души не чаяла», «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери», «успокой ты мою душу», «быть греху», «после этого разговору-то.» Подобная речь указывает на отсутствие полноценного образования, жизнь среди малограмотных людей.
Мечтательность и поэтичность натуры Катерины проявляется в обилии изобразительных средств. Особенно много в её речи сравнений, которые также носят народный, просторечный характер: «руки-то жжет, точно уголь», «точно голубит меня», «точно гора с плеч свалилась», «точно голубь воркует».
Речь Катерины указывает на её духовный мир, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.
Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Особенно ярко это проявляется в монологе, в котором героиня вспоминает своё детство, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».