в чем значение кочевников в истории средневековья
Пожалуйста помогите с ИСТОРИЯ)))
Народы Европы в средние века после эпохи великого переселения народов, когда здесь появились готы, германцы, гунны, авары, болгары, уже не испытывали прежнего серьезного внешнего давления. Гунны, в У веке дошедшие до запада Римской империи, потерпели поражение в 451 г. в битве на Каталаунских полях. Большинство этих народов перешли на оседлый образ жизни, и, смешавшись с местным населением, положили начало новым «варварским» государствам, таким как Франкское, государства Остготов и Вестготов, небольшие политические объединения на островах Англии. Аварский каганат, созданный в Паннонии (на территории современной Венгрии) в 60-х годах У1 в., пришел в упадок уже к УП в, а в 791 году авары присягнули на верность Франскому королю Карлу Великому. Болгарское ханство также вскоре стало типичным европейским оседлым государством.
В отличие от Запада, на Востоке кочевое население было постоянным фактором внешнего влияния. В Азии и Африке и поныне сохраняется многочисленное кочевое население, иногда составляющее значительную долю (например, в Саудовской Аравии – около 60 %, в Сомали – более 80% и т п.). Благодаря им, были освоены человеком малоплодородные земли, степи и полупустыни. Ибн Халдун, величайший ученый Х1У века указывал, что кочевничество – младший возраст развития человечества от дикости к цивилизации (тогда как сельская, земледельческая жизнь – средний; и высший этап – городская). Современные ученые доказали, что этот вид деятельности и вызванный им образ жизни вовсе не является отсталым, как долго полагали, но достаточно развитым и наилучшим образом приспособленным к определенным условиям природной среды.
Кочевой образ жизни требовал и особого характера. Необходимость защиты стада, пастбищ, стоянок, суровые условия подвижной жизни вырабатывали выносливость, силу, нетребовательность, храбрость, охотничьи и воинские умения. Во многих кочевых обществах долго (иногда до рубежа Х1Х-ХХ веков сохранялся особый социальный уклад, основанный на возрастных группах и воспитывавший через прохождение инициаций необходимый для такой жизни тип человека-воина.
За века существования кочевого образа жизни эти народы накопили эмпирическим путем многие виды знаний. Наблюдения за скотом, лечение животных породили зоотехнику и ветеринарию, как и анатомию; накопленные в этой области умения породили и хирургию человека. Столь же полезными не только для кочевников были великолепные знания особенностей климата, знания природной среды, умение находить воду, использование растений (и в пищу, и как фармацевтические средства). Наконец, именно кочевники первыми изучали звездное небо – единственный способ ориентации в ровных пространствах степей и полупустынь, разработали первые календари, основанные на этих знаниях.
В чем значение кочевников в истории средневековья
Народы Европы в средние века после эпохи великого переселения народов, когда здесь появились готы, германцы, гунны, авары, болгары, уже не испытывали прежнего серьезного внешнего давления. Гунны, в У веке дошедшие до запада Римской империи, потерпели поражение в 451 г. в битве на Каталаунских полях. Большинство этих народов перешли на оседлый образ жизни, и, смешавшись с местным населением, положили начало новым «варварским» государствам, таким как Франкское, государства Остготов и Вестготов, небольшие политические объединения на островах Англии. Аварский каганат, созданный в Паннонии (на территории современной Венгрии) в 60-х годах У1 в., пришел в упадок уже к УП в, а в 791 году авары присягнули на верность Франскому королю Карлу Великому. Болгарское ханство также вскоре стало типичным европейским оседлым государством.
В отличие от Запада, на Востоке кочевое население было постоянным фактором внешнего влияния. В Азии и Африке и поныне сохраняется многочисленное кочевое население, иногда составляющее значительную долю (например, в Саудовской Аравии – около 60 %, в Сомали – более 80% и т п.). Благодаря им, были освоены человеком малоплодородные земли, степи и полупустыни. Ибн Халдун, величайший ученый Х1У века указывал, что кочевничество – младший возраст развития человечества от дикости к цивилизации (тогда как сельская, земледельческая жизнь – средний; и высший этап – городская). Современные ученые доказали, что этот вид деятельности и вызванный им образ жизни вовсе не является отсталым, как долго полагали, но достаточно развитым и наилучшим образом приспособленным к определенным условиям природной среды.
Кочевой образ жизни требовал и особого характера. Необходимость защиты стада, пастбищ, стоянок, суровые условия подвижной жизни вырабатывали выносливость, силу, нетребовательность, храбрость, охотничьи и воинские умения. Во многих кочевых обществах долго (иногда до рубежа Х1Х-ХХ веков сохранялся особый социальный уклад, основанный на возрастных группах и воспитывавший через прохождение инициаций необходимый для такой жизни тип человека-воина.
За века существования кочевого образа жизни эти народы накопили эмпирическим путем многие виды знаний. Наблюдения за скотом, лечение животных породили зоотехнику и ветеринарию, как и анатомию; накопленные в этой области умения породили и хирургию человека. Столь же полезными не только для кочевников были великолепные знания особенностей климата, знания природной среды, умение находить воду, использование растений (и в пищу, и как фармацевтические средства). Наконец, именно кочевники первыми изучали звездное небо – единственный способ ориентации в ровных пространствах степей и полупустынь, разработали первые календари, основанные на этих знаниях.
О кочевом феодализме, кочевых городах и кочевниках
Мы хотели бы посмотреть на концепцию кочевого мира Евразии с несколько непривычной точки зрения. На наш взгляд, эта концепция содержит в себе целый ряд любопытных проблем.
Безусловно, в разгар вооруженной борьбы кочевники предпринимали многочисленнейшие попытки нападений на форпосты европейцев. Однако сути дела это никак не меняло. Такие нападения представляли собой чрезвычайно локальные стычки где-то на далеких окраинах колонизируемых земель и касались нескольких сотен, в крайнем случае, тысяч колонизаторов. Качество этих столкновений не идет ни в какое сравнение с событиями, которые, согласно традиционной истории, имели место во времена Древнего мира и Средневековья, когда кочевые орды сокрушали государства и цивилизации, многие из которых отправлялись в небытие навсегда.
Заметим в скобках, что в Новое время реально существовавшие кочевники не угрожали не только европейцам, но и никаким другим развитым оседлым культурам. Трудно себе вообразить, что в XVII или XVIII веках какие-то орды могли бы захватить Китай, Индию или Персию.
Почему же все-таки во времена Древнего мира и раннего Средневековья ситуация выглядела совершенно иным образом? Видимо, имеет смысл внимательнее рассмотреть вопрос о том, кто, собственно, взаимодействовал с “классическими” цивилизациями и, в частности, совершал фантастические рейды на тысячи километров через весь гигантский Евразийский материк?
В данном контексте представляется целесообразным провести беглое сравнение кочевников Нового времени и их предшественников из античного и средневекового прошлого.
Во-первых, и это, видимо, самое главное, кочевники последних четырех веков не строили городов, не владели металлообработкой, не знали рынка и денег и занимались земледелием лишь в наиболее простых и примитивных формах.
Это радикально отличает их от предшественников из прошлого. Уровень материальной культуры последних был, по меньшей мере, качественно сопоставим с уровнем современных им “классических” цивилизаций Средиземноморья и Востока. Города, или как их принято называть, “городища” кочевых культур Древнего мира и Средневековья густо покрывают собой огромные пространства Евразии. В этих городищах плавили и обрабатывали металл, производили керамику и ткани и активно торговали. Например, по мнению традиционной истории, Аттика получала половину необходимого ей количества хлеба от скифов через Боспорское царство. Здесь уместно задаться вопросом об уровне товарности скифского зернового производства, производительности труда, агрокультуре и др.
Многочисленные памятники материальной культуры, традиционно приписываемые кочевым сообществам Евразии, позволяют утверждать со всей определенностью: уровень развития этой культуры принципиально не отличался от достигнутого в то же время в Средиземноморье, в Северной Африке и на Среднем Востоке.
Практически все остальные различия между одними и другими кочевыми культурами совершенно естественно и логично вытекают из первого.
Численность же “древних” кочевников чаще всего впрямую не называется, но подразумевается, что их было очень много, во всяком случае, не меньше, чем жителей “классических” цивилизаций, раз они могли громить многие развитые и мощные государства, причем в ходе весьма скоротечных лавинообразных нашествий.
Говоря о численности кочевых племен, уместно вспомнить и о регионе их появления. Ведь ни одна орда, однажды вышедшая из глубин Центральной Азии, обратно не возвращалась. Соответственно, в следующий раз на арену истории выходило следующее полчище. И так много раз. Такое впечатление, что в где-то за Алтаем работал некий гигантский генератор кочевых орд. Но хочется в очередной раз задать вопрос о том, а как, строго говоря, все это происходило физически?
Кочевники Нового времени, во всяком случае, уже ничего подобного не демонстрировали.
Перечень таких различий можно было бы продолжить. Однако и названных, видимо, достаточно, чтобы задать вопрос: а что же, собственно, общего у этих народов, которые одинаково называются кочевыми, но разделены столетиями и так отличаются друг от друга?
Чаще всего в качестве такого общего признака называют скотоводство. Т.е. именно разведение домашнего скота на открытых природные пастбищах, сопровождавшееся постоянными миграциями, и являлось той материальной причиной, по которой те или иные сообщества вели кочевой образ жизни. Соответственно, именно поэтому они могут быть объединены в один качественный разряд.
Иными словами, сообщества, ведущие кочевой образ жизни в полном смысле слова, как правило, занимаются разведением домашних животных на открытых пастбищах. Но именно этим же, и даже с большим успехом, могут заниматься и оседлые жители, что, кстати говоря, они и делают многие столетия.
Во всех остальных отношениях кочевники и варвары Древнего мира очень близки современным им классическим цивилизациям. Уровни материальной культуры одних и других, даже по представлениям традиционной истории, с качественной точки зрения равнозначны. Строго говоря, иначе и быть не может, принимая во внимание не только сопоставимость, но временами и полное военное превосходство кочевников и варваров над “классиками”.
Следует отметить, что подобная постановка вопроса полностью отрицается традиционной наукой. Это неудивительно. Констатация такого рода вызывает множество вопросов, причем самого радикального свойства. Поэтому официальная история предлагает большое количество доводов и интерпретаций, призванных продемонстрировать, что на самом деле классические античные и средневековые цивилизации очень сильно отличались от тех многочисленных евразийских культур, которые принято классифицировать как “кочевые”.
Наверно, в такой ситуации имеет смысл до начала дискуссии по поводу конкретного раскопанного городища или же некой синкретичной скифо-фракийской общности попытаться определиться с самими исходными понятиями и найти, может быть, общий знаменатель, единую шкалу, с помощью которой можно было соизмерять факты и аргументы.
И вот уже здесь виден первый и основной качественный разрыв.
Кочевники (настоящие, а не «исторические») ведут хозяйство экстенсивным способом, и в этом их принципиальное отличие, а не в том, что они скотоводы. Разводить скот (особенно крупный рогатый) можно и интенсивным способом (оседло), причем куда более эффективно.
В чем различие между экстенсивным и интенсивным способами ведения хозяйства?
Интенсивный способ ведения хозяйства предполагает осознанное, систематическое и целенаправленное изменение качеств имеющихся природных ресурсов для достижения большей производительности и улучшения потребительских свойств производимой продукции. Очевидно, что при этом совершенно необходимо столь же систематически и целенаправленно изучать природу используемых ресурсов и ее основные законы.
Интенсивный способ подразумевает наличие самого понятия, идеи о возможности и желательности целенаправленного воздействия на природу. (Вопрос о том, когда и почему возникает такая идея, далеко выходит за рамки предлагаемого рассуждения).
Интенсивный способ ведения хозяйства немедленно приводит к необходимости сложного разделения труда.
А еще возникают города. Здесь, видимо, уместно остановиться на том, а что такое “город” и зачем его строят?
Однако значение и роль городов значительно шире.
Они представляют собой одновременно и место, и способ воспроизведения доминирующих общественных отношений, а также способ воспроизведения и концентрации рабочей силы определенного качества, равно как и форма практической реализации общественного разделения труда.
Думается, что те исследователи, которые предлагают идею неких “кратковременных” городов, смешивают понятия города и перевалочной базы или стойбища, что далеко не одно и то же.
Города, как принцип пространственной и социальной организации общества, не могут быть “временными” по изначальному намерению строителей. Из этого, в частности, следует, что не может быть и градации на “города” и “городища”.
Люди, построившие этот населенный пункт, во-первых, знали, что такое города и зачем их строят, и, во-вторых, знали как.
Итак, государство и сложное разделение труда.
А профессиональные военные радикально отличаются по определенным способностям от гражданских лиц.
Продолжим логический ряд и вернемся к государству.
Такая задача требует постоянного сбора, обработки и донесения до исполнителей огромного объема конкретной и точной информации.
Письменность принципиально необходима не только для выполнения задач государственного управления, но и для функционирования самого интенсивного хозяйства.
Систематическое и целенаправленное изучение природы и ее законов делает необходимым постоянное накопление и обработку специальной и предельно конкретной информации: чисел и определенных алгоритмов, собираемых на продолжительных отрезках времени. И эту информацию передать как бы «в песне» невозможно.
В каждой из сфер человеческой деятельности происходит быстрое накопление профессиональной информации, которая далеко выходит за рамки простых бытовых знаний, которые могут быть свободно воспроизведены без существенных искажений в устной форме. Развитие письменности получает все новые импульсы.
Строго говоря, даже у реальных кочевников существует потребность в закреплении и передаче информации без искажений. Отсюда и кипу. И узелки. Другое дело, что эта письменность еще весьма несовершенна, ее возможности крайне ограничены. Но уже и она достаточно долговечна, чтобы благополучно пережить века.
Таким образом, письменная культура любого общества, дошедшего до уровня государственности и градостроительства, просто обязана быть разнообразна, многочисленна и повсеместна.
В этом, видимо, и кроется ответ на вопрос, почему древние жители евразийских просторов упорно именуются в традиционных версиях кочевниками, несмотря на все следы их богатых оседлых культур.
Традиционная версия истории исходит из того, что кочевой образ жизни возник после перехода от оседлого и т.н. полуоседлого пастушеского скотоводства к подвижному. Как уже отмечалось, здесь происходит смешение качественно разнородных понятий. Профессиональное разделение труда отождествляется с образом жизни и способом ведения хозяйства.
О чем реально могла бы идти речь? Видимо, о том, что в силу сугубо производственно-экономических причин часть населения определенного региона (причем очень небольшая) перешла к кочевому разведению некоторых видов домашних животных. Это легко себе представить. Однако этот вполне естественный и весьма локальный факт рутинного разделения труда в жизни обычной оседлой культуры незаметно трансформируется в нечто совершенно иное: появлению противоестественного гибрида кочевничества и оседлости, когда кочевники начинают плавить на скаку металл, а жители городов начинают кочевать, как мустанги, вместе с самими городами.
Такая картина представляется не очень правдоподобной.
Попробуем сформулировать иную версию.
Интенсивный способ производства (его характеристики уже рассматривались) создает предпосылки и возможности для оседлости. Возникают постоянные поселения, сложное разделение труда, частная собственность на землю, государство, систематическая разработка и использование полезных ископаемых, развитая письменность, постоянно растущий избыточный продукт, быстрый рост населения.
Другой, диаметрально противоположный вариант.
Такое общество обоснованно можно назвать кочевым в полном смысле слова.
Речь о качественно различных уровнях развития общества, культуры, производительных сил и производственных отношений. О разных уровнях развития самосознания и степени осознания мира.
Таким образом, если «киммерийцы», «скифы», «сарматы» и иже с ними имели государства, армии и города со всем стандартным набором (водопровод, металлообработка и пр.), то они были оседлы и у них не могло не быть развитой письменности. Если же они были кочевниками, то у них не могло быть городов, государств, металла и армий. Что-то одно из двух.
На основе всего вышесказанного можно предложить следующую версию.
Концепция кочевого мира Евразии времен античности и Средневековья, по всей видимости, неверна. Огромные территории от Черного моря и до границ Китая были заселены не кочевыми племенами скотоводов, а культурами, уровень развития которых качественно соответствовал классическим цивилизациям Древнего мира. Не исключено, что само понятие «кочевников» родилось, видимо, из термина «номады», который на самом деле может быть переведен и как «всадники». А это очень разные понятия.
Поскольку в этом случае возникает неразрешимое противоречие, связанное с полным отсутствие идентифицированных с этими якобы кочевыми культурами письменных памятников, то остается предложить, что традиционная классификация древних и средневековых народов, а также принятая историческая хронология содержат в себе серьезнейшие искажения.
Мы оказываемся вынуждены произвести определенную коррекцию. При этом выясняется, что наиболее непротиворечивое и адекватное объяснение удается выстроить лишь на основе реконструкции всемирной истории и хронологии, предложенной А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским.
В чём значение кочевников в истории средневековья? В каких формах осуществлялись их контакты с соседями?
Народы Европы в средние века после эпохи великого переселения народов, когда здесь появились готы, германцы, гунны, авары, болгары, уже не испытывали прежнего серьезного внешнего давления. Гунны, в У веке дошедшие до запада Римской империи, потерпели поражение в 451 г. в битве на Каталаунских полях. Большинство этих народов перешли на оседлый образ жизни, и, смешавшись с местным населением, положили начало новым «варварским» государствам, таким как Франкское, государства Остготов и Вестготов, небольшие политические объединения на островах Англии. Аварский каганат, созданный в Паннонии (на территории современной Венгрии) в 60-х годах У1 в., пришел в упадок уже к УП в, а в 791 году авары присягнули на верность Франскому королю Карлу Великому. Болгарское ханство также вскоре стало типичным европейским оседлым государством.
В отличие от Запада, на Востоке кочевое население было постоянным фактором внешнего влияния. В Азии и Африке и поныне сохраняется многочисленное кочевое население, иногда составляющее значительную долю (например, в Саудовской Аравии – около 60 %, в Сомали – более 80% и т п.). Благодаря им, были освоены человеком малоплодородные земли, степи и полупустыни. Ибн Халдун, величайший ученый Х1У века указывал, что кочевничество – младший возраст развития человечества от дикости к цивилизации (тогда как сельская, земледельческая жизнь – средний; и высший этап – городская). Современные ученые доказали, что этот вид деятельности и вызванный им образ жизни вовсе не является отсталым, как долго полагали, но достаточно развитым и наилучшим образом приспособленным к определенным условиям природной среды.
Кочевой образ жизни требовал и особого характера. Необходимость защиты стада, пастбищ, стоянок, суровые условия подвижной жизни вырабатывали выносливость, силу, нетребовательность, храбрость, охотничьи и воинские умения. Во многих кочевых обществах долго (иногда до рубежа Х1Х-ХХ веков сохранялся особый социальный уклад, основанный на возрастных группах и воспитывавший через прохождение инициаций необходимый для такой жизни тип человека-воина.
За века существования кочевого образа жизни эти народы накопили эмпирическим путем многие виды знаний. Наблюдения за скотом, лечение животных породили зоотехнику и ветеринарию, как и анатомию; накопленные в этой области умения породили и хирургию человека. Столь же полезными не только для кочевников были великолепные знания особенностей климата, знания природной среды, умение находить воду, использование растений (и в пищу, и как фармацевтические средства). Наконец, именно кочевники первыми изучали звездное небо – единственный способ ориентации в ровных пространствах степей и полупустынь, разработали первые календари, основанные на этих знаниях.
Кочевники
Коче́вники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, то есть могут классифицироваться как кочевники.
В современном мире, в связи с существенными изменениями в хозяйстве и жизни общества появилось и достаточно часто употребляется понятие неокочевники, то есть современные, успешные люди, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни в современных условиях. По роду занятий многие из них являются программистами, коммивояжерами, менеджерами, преподавателями, учеными, политиками, спортсменами, артистами, шоуменами, сезонными работниками и т. д.. См. также фрилансеры.
Содержание
Кочевые народы
Кочевы́е наро́ды — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Термин кочевье используется в славянском переводе Библии применительно к станицам измаильтян (Быт.25:16)
Этимология слова
Слово «кочевник» происходит из тюркского слова «Кош», что означает аул находящийся в пути в процессе откочевки. Данное слово и поныне имеется, к примеру, в казахском языке. В Республике Казахстан в настоящее время имеется государственная программа по переселению — Нурлы кош.
Определение
Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 %, в Туркменистане — 3 %, в Казахстане — 13 % и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.
Быт и культура кочевников
Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).
Происхождение кочевничества
Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV—III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX—VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II—I тыс. до н. э. в евразийских степях.
Классификация кочевничества
Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:
В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:
В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.
Расцвет кочевничества
Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. — сер. II тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.).
Модернизация и упадок
В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.
Кочевничество и оседлый образ жизни
Производительность труда в условиях пасторализма значительно выше чем в ранних аграрных обществах. Это позволяло высвободить большую часть мужского населения от необходимости тратить время на поиски пропитания и, при отсутствии других альтернатив (таких как например монашество) позволяло направить её на военные действия. Высокая производительность труда однако достигается малоинтенсивным (экстенсивным) использованием пастбищ и требует всё новых угодий которые необходимо отвоевывать у соседей. Огромные армии кочевников которые были собраны из ненужных в повседневном хозястве мужчин значительно более боеспособны, чем мобилизованные крестьяне не имевшие военных навыков. Поэтому несмотря на примитивность социального устройства кочевников они представляли большую угрозу ранним цивилизациям с которыми они зачастую находились в антагонистических отношениях. Примером тех огромных усилий которые были направленны на борьбу оседлых народов с кочевниками является великая китайская стена, которая как известно не была эффективным барьером от вторжений кочевых народов в Китай. Однако оседлый образ жизни конечно имеет свои преимущества перед кочевым и возникновение городов- крепостей и прочих культурных центров со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников которые никогда не смогли полностью уничтожить оседлые народы. Однако набеги кочевников иногда приводили к крушению или значительному ослаблению высокоразвитых цивилизаций- например крушению западной Римской империи которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов». Однако несмотря на постоянные потери от набегов кочевников ранние цивилизации которые были вынужденны постоянно изыскивать новые способы защиты себя от постоянной угрозы уничтожения, получали также и стимул к развитию государственности, что дало евразийским цивилизациям значительное преимущество перед доколумбовыми американскими, где независимый пасторализм не существал (или точнее полукочевые горные племена разводившие небольших животных из семейства верблюдовых не имели такого военного потенциала как евразийские коневоды). Империи Инков и Атцеков находясь на уровне медного века были горазбо более примитивными и хрупкими, чем европейские государства и были без значительных трудностей покоренны небольшими отрядами европейских авантюристов.