в чем зимой ходили крестьяне на руси
Какую обувь носили зимой до валенок?
Не даром говорят, что, посмотрев на обувь человека, можно узнать его черты характера, материальный достаток и отношение к себе. Сейчас на прилавках многочисленных магазинов можно выбрать пару обуви по душе, разного фасона и материала. Но в чем же ходили наши Предки, у которых не было такого разнообразного выбора. Стоит отметить, что с обувью связано множество крылатых фраз и поговорок.
Шевели поршнями
Думаю, каждый слышал эту фразу и примерно понимает её смысл, означающий ускорить шаг, но откуда, как говорится, растут у неё ноги. Фраза появилась в глубокой древности, когда точно сказать нельзя, а вот возраст появления особой обуви – поршни, датируется X веков и найдены они были в районе Новгорода.
Поршни очень примитивная и довольно распространенная обувь. Изготавливалась она из обычного куска кожи или шкуры маленького животного. Пропустив по краям кожаную полоску, которая плотно стягивала её по краям стопы и дополнительно обвязывалась об голень, можно было регулировать размер. У поршней было несколько разновидностей, некоторые дополнительно укрепляли обувь вставками из кожи в районе носка и подъема, также встречались и украшенные бахромой или вышивкой. Позже их стали делать более долговечными, делая подошву из нескольких слоев. Но не все крестьяне могли себе позволить изготовить поршни и поэтому ходили в более дешевой и доступной обуви – лапти.
Лапотная Русь
Одним из символов Руси являются лапти, стоит отметить, что в других странах такой обуви не было. Для большинства крестьян и не богатых жителей городов, лапти были единственной доступной обувью, так как сапоги из кожи были несбыточной мечтой.
Материал из которого плели обувь встречается на каждом шагу – кора ракиты, вяза, березы, ивы, но самыми популярными были лыковые лапти из липы. Стоит отметить, что стоили они не дорого, но вот процесс плетения был трудоемким. Хорошие мастера плели по 2-3 пары в день, самым тяжелым этапом было сплести запятник, где воедино соединяются все лыки. Даже Петру I, у которого все получалось, не удалось сплести лапти, так как не смог справиться с запятником.
К сожалению лапти были не долговечны и одна пара полностью приходила в негодность за 7-10 дней, даже появилась поговорка: «В дорогу идти – пять пар плести».
Для зимы лапти плелись по-особому. Чтобы они были теплее не редко добавляли второе плетение, чаще всего – пеньковые веревки, сами же лапти плели из семи лык, а летний вариант обычно из пяти. Кроме того, ногу дополнительно утепляли шерстяными подмотками иногда застилали соломой. Крепились они, как и поршни, при помощи кожаных ремешков или конопляных веревок.
Валенки, которые также считаются одним из символов Руси, появились в конце 17 века, а широкое распространение получили в середине 19. Но для обычной крестьянской семьи были не доступны из-за своей цены, поэтому они продолжали ходить в лаптях.
Читайте также:
Хотите знать, какая обувь считается самой отвратительной с точки зрения большинства модников? Несмотря на свою…
Когда на улице повышенная влажность, дождь или снег, нужно быть на чеку и беречь ноги.…
Зимние дела русских крестьян: Чем в мороз и непогоду занимались в деревнях
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как мужчины в лесу прялки и лавки искали
Зимой крестьяне не работали в поле, но никогда не бездельничали. Мужчины занимались плотничеством, это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Ведь для постройки изб никогда никого не нанимали, их рубили сами. Самостоятельно делали различную хозяйственно утварь и украшения. Большим спросом пользовались сани с загнутыми полозьями, которые продавали на зимних ярмарках.
Свободные от других видов сезонных работ мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Особенно ценились изготовленные умельцами прялки и лавки. Секрет был в том, что делались они из корней деревьев. Это позволяло крестьянам делать прялку, представляющую собой цельную конструкцию, которую невозможно было ни сломать, ни расшатать.
Что такое наниколиться и за что могли быть побиты варщики сусла
Зимой на Руси варили пиво и квас. Для того чтобы получить солод, из которого делали эти вкусные напитки, рожь, уже частично обмолоченную, проращивали. Варка сусла была ответственным и непростым делом. По всей деревне собирали зерно, все этапы изготовления напитка отслеживалась очень тщательно.
Особую ответственность брали на себя те, кто непосредственно занимались варкой. Термометров в те времена не было, а ведь требовалось достаточно долгое поддержание нужной температуры на открытом огне, чтобы не перечеркнуть старания остальных крестьян. Если такое происходило, то варщика сусла могли и побить.
После того как сусло было готово, а становилось оно сладким и густым, его разливали по ведрам и раздавали старым да малым, а также больным. Этот напиток считался исключительно полезным. Созревало пиво окончательно к празднику Николы зимнего. Тогда и начинались весёлые праздники с повсеместным распитием благоухающего пива. Так произошло забавное слово «наниколиться», то есть напиться качественного, свежего пива.
Почему женщины надевали на головы коровам свои рубашки
Одним из самых важных зимних событий было появление на свет телят. Отела ждали и готовились к нему. Крестьянки относились к этому процессу с трепетом, как к собственным родам. Когда подходил срок, и корова начинала телиться, они распахивали ворота и двери, распускали длинные волосы, развязывали пояса и тесемки, расстегивали пуговицы на одежде. Существовало поверье, что если на рога первородящей корове накрутить женскую рубашку, то она легко родит своего первенца. После того как на свет появлялся малыш-телёнок, тёлку мыли, одновременно исполняя народные песни, затем проводили окропление святой водой, окуривали травами и подавали угощение. Маленького телёнка заносили в избу, где происходило его знакомство с русской печью.
Звон, шум и грохот – ряженые у порога
Самым весёлым днём зимы, пожалуй, была Коляда, когда можно было хулиганить и веселиться всласть. Ряженые обходили дома, шумя, хохоча, наряженные в костюмы животных и непонятной, но очень страшной нечисти. Молодёжь очень любила колядовать, они готовили костюмы заранее и при наступлении праздника обходили дворы, распевая песни с пожеланиями добра и удачи хозяевам. Те в ответ одаривали колядовщиков сладостями, хлебушком, пирогами, мясом, а иногда и деньгами.
В тёплое время года крестьяне были заняты своими делами, поэтому подработками они не занимались. А вот зимой многие устремлялись на заработки в купеческие мануфактуры. Хозяева мануфактур предоставляли помещения, не жалели ни свечей, ни масляных ламп для этого.
Существовала и практика надомной работы, когда крестьянину выдавалась необходимое оборудование, которое он мог использовать, находясь дома. Это делалось в случае, если крестьянин проживал слишком далеко и относилось к плетению кружева, дорогих полотен, к изготовлению дорогой резной мебели. Надо отметить, что платили таким надомником очень неплохо. При этом они ещё и получали летний отпуск. Однако не каждая семья могла пойти на это и вывести из хозяйства человека, поскольку каждый член крестьянской семьи имел свои собственные обязанности, которые должен был выполнять лично.
Зима, безусловно, очень красивое время года. Особенно на пейзажах прославленного Ивана Айвазовского.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем русские крестьяне занимались в деревнях зимой
Для многих современных людей, особенно для жителей городов, смена времен года означает лишь выбор подходящей одежды. Для крестьян старой Руси зима была особым временем, когда нужно было заняться разными важными делами и подготовиться к зимним праздникам. Потому образ жизни в летний и зимний периоды сильно отличался.
1. Как мужчины в лесу прялки и лавки искали
Зимой крестьяне не работали в поле, но никогда не бездельничали. Мужчины занимались плотничеством, это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Ведь для постройки изб никогда никого не нанимали, их рубили сами. Самостоятельно делали различную хозяйственно утварь и украшения. Большим спросом пользовались сани с загнутыми полозьями, которые продавали на зимних ярмарках.
Свободные от других видов сезонных работ мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Особенно ценились изготовленные умельцами прялки и лавки. Секрет был в том, что делались они из корней деревьев. Это позволяло крестьянам делать прялку, представляющую собой цельную конструкцию, которую невозможно было ни сломать, ни расшатать.
2. Что такое наниколиться и за что могли быть побиты варщики сусла
Зимой на Руси варили пиво и квас. Для того чтобы получить солод, из которого делали эти вкусные напитки, рожь, уже частично обмолоченную, проращивали. Варка сусла была ответственным и непростым делом. По всей деревне собирали зерно, все этапы изготовления напитка отслеживалась очень тщательно.
Особую ответственность брали на себя те, кто непосредственно занимались варкой. Термометров в те времена не было, а ведь требовалось достаточно долгое поддержание нужной температуры на открытом огне, чтобы не перечеркнуть старания остальных крестьян. Если такое происходило, то варщика сусла могли и побить.
После того как сусло было готово, а становилось оно сладким и густым, его разливали по ведрам и раздавали старым да малым, а также больным. Этот напиток считался исключительно полезным. Созревало пиво окончательно к празднику Николы зимнего. Тогда и начинались весёлые праздники с повсеместным распитием благоухающего пива. Так произошло забавное слово «наниколиться», то есть напиться качественного, свежего пива.
3. Почему женщины надевали на головы коровам свои рубашки
Одним из самых важных зимних событий было появление на свет телят. Отела ждали и готовились к нему. Крестьянки относились к этому процессу с трепетом, как к собственным родам. Когда подходил срок, и корова начинала телиться, они распахивали ворота и двери, распускали длинные волосы, развязывали пояса и тесемки, расстегивали пуговицы на одежде. Существовало поверье, что если на рога первородящей корове накрутить женскую рубашку, то она легко родит своего первенца. После того как на свет появлялся малыш-телёнок, тёлку мыли, одновременно исполняя народные песни, затем проводили окропление святой водой, окуривали травами и подавали угощение. Маленького телёнка заносили в избу, где происходило его знакомство с русской печью.
Скот, который был лишним, продавали на январских ярмарках. Это был интересный процесс, на котором происходили своеобразные спектакли, когда продавец расхваливал товар, а покупатель всячески старался сбить цену. По древним поверьям можно было украсть у продавца удачу для этого нужно было потихоньку забрать клок соломы или землю из-под копыт продаваемого животного. Чтобы не навлечь на себя беду или сглаз, торговцы во время перегона скота на ярмарку произносили особые заклинания.
4. Звон, шум и грохот – ряженые у порога
Самым весёлым днём зимы, пожалуй, была Коляда, когда можно было хулиганить и веселиться всласть. Ряженые обходили дома, шумя, хохоча, наряженные в костюмы животных и непонятной, но очень страшной нечисти. Молодёжь очень любила колядовать, они готовили костюмы заранее и при наступлении праздника обходили дворы, распевая песни с пожеланиями добра и удачи хозяевам. Те в ответ одаривали колядовщиков сладостями, хлебушком, пирогами, мясом, а иногда и деньгами.
5. Зима время заработков, и как крестьяне работали в мануфактурах и на дому
В тёплое время года крестьяне были заняты своими делами, поэтому подработками они не занимались. А вот зимой многие устремлялись на заработки в купеческие мануфактуры. Хозяева мануфактур предоставляли помещения, не жалели ни свечей, ни масляных ламп для этого.
Существовала и практика надомной работы, когда крестьянину выдавалась необходимое оборудование, которое он мог использовать, находясь дома. Это делалось в случае, если крестьянин проживал слишком далеко и относилось к плетению кружева, дорогих полотен, к изготовлению дорогой резной мебели. Надо отметить, что платили таким надомником очень неплохо. При этом они ещё и получали летний отпуск. Однако не каждая семья могла пойти на это и вывести из хозяйства человека, поскольку каждый член крестьянской семьи имел свои собственные обязанности, которые должен был выполнять лично.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Зимний русский народный костюм
С давних времен Русь славилась не только богатыми традициями, но и суровыми зимами. Непростая жизнь русичей и суровый климат повлияли не только на характер народа и его традиции, но и на зимний русский народный костюм. Для зимних нарядов всех слоев населения были характерны: многослойность, теплота, практичность, не маркие цвета и вышитые языческие символы-обереги. Интересная деталь вся одежда запахивалась на левую сторону, а запах был настолько велик, что женщина за пазухой могла укутать ребенка.
Основные детали русской народной зимней одежды:
Русская народная шапка-ушанка
Шапка-ушанка это один из самых распространенных головных уборов. Изначально шапка-ушанка была исключительно мужским головным убором изготовленным из меха. Так как для большей территории Руси была характерна пушнинная живность разных видов и окраса, то соответственно и цвет шапки был разнообразный. Но преимущественно были темного цвета, так как белые и светлые меха высоко ценились. Предназначалась шапка для пребывания на улице в лютые зимние морозы, так как закрывала не только голову и затылок, но и щеки владельца. Название получила благодаря своей форме, по бокам шапки были длинные края которые по бокам закрывали уши и защищали от ветра.
Русский шерстяной платок
Шерстяной платок исконно женский головной убор, вязанный из шерсти овец, либо коз. Шерсть из которой плели платки была выткана собственноручно, а затем связана мастерицами в особый платочный узор, характерный для определенной местности.
Практичный в своем применении, платок служил не только головным убором, но и пелериной для малыша, а также переноской новорождённого на груди матери. Уникальные свойства шерсти надежно защищали от холода и ветра женщин, которые повязывали его поверх обычных тканых платков. В основном платки были того же цвета, что и шерсть, из которой они связаны, но также могли быть окрашены или отделаны вышивкой из крашеных шерстяных нитей.
Русская народная шуба (шубейка)
Русская народная шуба (шубейка) прерогатива зажиточных барышень из состоятельных семей высшего сословия. Шилась шубейка из парчи, утеплялась ватином и оторачивалась меховым воротником. Самые богатые могли позволить себе и меховую подкладку для шубейки. Обязательно расшивалась пестрыми узорами, в основном цветочными. Шубейка была короткой, до пояса, но богато украшалась, поэтому считалась нарядом для особых случаев.
Валенки русские народные
Валенки русские народные универсальная обувь для как для мужчин, так и для женщин. Изготавливались из валяной шерсти овец, носили валенки в сухие зимние морозы, так как они боятся воды. Изначально валенки могли себе позволить только зажиточное население, но позже, когда валенки стали более распространены, они сменили волойночные сапоги крестьян.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»).
В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.
Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.
Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».
На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.
К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др.
Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.
Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).
Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.
Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.
Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.
При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.
Кафтан с воротником-козырем
Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.
В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.
В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.
Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.
К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.
Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.
Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.
Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.
На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.
Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.
Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.
Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.
Богатым шейным укра¬шением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.
Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.
По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.
Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.
Мужская крестьянская одежда
СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы и, как свидетельствует Достоевский в «Записках из Мертвого дома», заводили себе и некоторые арестанты.
Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести.
Здесь надо предупредить читателя: слово «картуз» в старину имело и другое значение. Когда Хлестаков приказывает Осипу посмотреть в картузе, нет ли там табака, речь идет, конечно, не о головном уборе, а о мешочке для табака, кисете.
Женская крестьянская одежда
Ткани
Напомню вам вот такую версию, что представляла из себя Русь до крещения, а так же Как Россия продавала Аляску и Миф о «Кровавом воскресенье»