в чем живут ханты

Ханты

В Красноярском крае перепись 2010 г. зафиксировала

Ханты (ханти, хандэ, кантэк — «человек») — коренной народ Севера в Российской Федерации. Устаревшее название — остяки, угры. Близки к манси, с которыми объединяются под названием «обские угры». Живут по Оби, Иртышу и их притокам в автономном округе и автономном округе, в Тюменской области, а также в Томской области. По данным переписи 2010 г., в России проживают

В Красноярском крае в гг. проживало стабильно 40—45 хантов, все они были мигрантами из Тюменской области. В 2002 г. их число уменьшилось вдвое — до 19 человек. Перепись 2010 г. зафиксировала в крае 14 хантов.

Говорят на хантыйском языке группы уральской языковой семьи. Письменность создана в гг. — первоначально на основе латинской, с 1937 г. — русской графики.

Основные занятия — речное рыболовство, таежная охота, оленеводство, собирательство. Женщины шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивают бисером.

Традиционные зимние жилища хантов — каркасные, углубленные в землю, пирамидальной формы или срубные, с открытым глинобитным очагом. На севере оленеводы вели кочевой образ жизни и жили в чумах.

Одежда у хантов — северного типа: глухая и распашная. Женщины носили шубы из оленьего меха, из сукна, тканевый халат поверх платья; мужчины — малицу, совик, парку. Одежда украшается бисером, металлическими бляшками, тканевой аппликацией. Обувь меховая, замшевая, кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками).

В пище у хантов преобладает рыба. Ее едят свежей, сырой и мороженой (строганина), жарят и варят, заготавливают впрок вяленую, копченую и сушеную, с XX в. — соленую. Пьют рыбий жир, приготавливая его с ягодами. Мясо едят сырым и вареным. Употребляют в пищу орехи и дикоросы. Ханты пьют много чая, едят много хлеба.

Верующие ханты — православные, однако сильны традиционные верования (тотемизм, анимизм, шаманизм, культ предков). Развит культ медведя. С медвежьим праздником связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Источник

ХАНТЫ

ХАНТЫ

Численность – 22 520 человек (на 2001 г.).
Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.
Расселение – Тюменская и Томская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В бассейне Оби, Иртыша и их притоков живут ханты. Раньше населяли более обширные территории — севернее (р. Северная Сосьва), западнее (р. Конда) и южнее (рр. Демьянка, Тура, Тавда).

Выделяют три этнографические группы: северную (самоназвание — ханти), обитающую на Нижней Оби с притоками Казым, Куноват, Сыня, Войкар, южную (хантэ), расселенную в низовьях Конды, на Иртыше и части Средней Оби, и восточную (кантэк, кантэх, кантага-ях, канта-ях, канты-ях), живущую на Средней Оби с притоками Аган, Пим, Тромъеган, Большой и Малый Юган, Вах, Васюган. Для каждой из этих групп характерны диалекты, расценивающиеся как самостоятельные языки (северные ханты не понимают языка южных и восточных). В свою очередь, васюганские, казымские, салымские и другие ханты различаются говорами или наречиями, а также особенностями хозяйства и культуры. Среди них распространены локальные самоназвания: казым ех, сыня ях (ях — «народ»,«люди» — «люди Казыма», «люди Сыни» и т.п.). Северные ханты по культуре близки к манси.

Этноним ханты связывают либо с названием р. Конды (Хунтэ, Контэх), либо с терминами тюркского происхождения хан, хондихо — «ханские люди», либо с самоназванием гуннов (хунну), финским кунта — «община» или венгерским хад — «войско». Скорее всего, этноним происходит от самоназвания хантэ. До 1917 г. русские называли хантов остяками (от хантыйского ас-ях, где ас — «большая река», согласно другим толкованиям — от татарского истек, иштек, уштяк, эштек — «иноплеменник»). До XIV в. хантов, как и манси, в русских документах и летописях называли югрой, югричами от общего термина «угры». Отсюда современный термин «обские угры» (в отличие от венгерских угров).

Первые попытки создать письменность на хантыйском языке (перевод Евангелия) относятся к XIX в. Современная письменность создана в 1930-х гг. для казымского диалекта, легшего в основу литературного языка. В 1950-х гг. появились буквари и учебники на восточных диалектах. Ныне хантыйская письменность существует на пяти диалектах — обдорском, казымском, шурышкарском, ваховском и сургутском. В 1989 г. хантыйский язык считали родным 60,5 % хантов.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыОленьи косокопыльные нарты

В основе национального образа жизни лежит культура аборигенных неолитических племен Урала и Западной Сибири, во втором тысячелетии до н.э. подвергшихся влиянию пришлых с юга кочевых скотоводческих угорских племен. Южные черты сохранились в мифологии, обрядах, распашной халатообразной одежде, низкой кожаной обуви, которую носят с длинными шерстяными носками, в культе коня, почитании некоторых духов, близких к индо-иранским, в ритуальных танцах с саблями или мечами. Северные элементы — в традиционных занятиях (охота и рыболовство), орудиях труда, системе питания, одежде глухого покроя и обуви (сапоги), жилищах (землянки со стенами из столбов и жердей в форме простой или усеченной пирамиды), в средствах транспорта (собачьи нарты, лодки, особенно долбленые, лыжи, подбитые камусом), в деревянной и берестяной утвари, геометрических орнаментах, промысловых культах, в культе медведя и др.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты
Строительство острога

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты
Способ повязывания платка при обряде «избегания»: женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Будучи рядом с ними, она вела себя очень сдержанно, не говорила громко, не смеялась

Жизнь хантов определялась сменой сезонных занятий, отразившихся в названиях месяцев года: «большого или малого наста», «падающих листьев», «заморозков», «прилета орла», «вороний», «больших» или «малых запоров», «по беличьему следу» и т.п. В тундре и лесотундре основным занятием было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В таежной зоне большое значение имела мясная охота, дополняемая таежным оленеводством. В южных районах Прииртышья, а в XX в. и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, ныне выращивают картофель, овощи. Во всех районах важное значение имело рыболовство. Кочевым оленеводством ханты стали заниматься, вероятно, во втором тысячелетии н.э., заимствовав его у ненцев. Оленей использовали в основном как транспорт. Тип нарт, упряжи, способы запряжки и управления оленями — самодийского типа. До XVIII—XIX вв. был распространен также собачий транспорт.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыДолбленая лодка-калданка, сшитая кедровым корнем

На Оби, Иртыше, в низовьях их притоков ловили рыбу ставными и плавными сетями, неводами, мешкообразными ловушками (сырп), а в среднем и верхнем течениях, на мелких речках ставили запоры. Сети, ловушки в запорах проверяли на легких лодках, в таежных районах — долбленках (обласах), в лесотундре и северной тайге — с днищем, выдолбленным из дерева, и пришитыми бортами (калданка). Использовали и большие дощатые лодки-неводники. На «экспедиционный лов» рыбы на Обь отправлялись с семьями и имуществом на больших дощатых лодках с каютами, крытыми берестяными полотнищами (каюки). Ловили осетра, стерлядь, нельму, муксуна, сига, чира, сырка, щуку и др.

На лося и дикого оленя охотились на лыжах, гоном по насту, с помощью ловчих ям, загородей, луков-самострелов; на белку — на оленьих нартах или на лыжах с ружьем и собакой, на водоплавающих — с ружьем и чучелами (имэт), на медведя — с ружьем или копьем. На соболя, колонка, горностая, лисицу, зайца ставили ловушки, петли и капканы. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орехи.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыХозяйственный амбар на сваях для хранения имущества

До середины ХХ в. зимние капитальные постройки были каркасными либо срубными. На коньке сруба и сейчас иногда укрепляют рога оленя, в деревнях на Оби на конце охлупня вырезают коня или птицу. Полуземлянки, сохранявшиеся у восточных хантов вплоть до 1950-х гг., отапливались глинобитными открытыми очагами наподобие камина (чувал) или железной печкой. Вдоль стен ставили нары. Места для женщин в срубном доме находились у входа, а напротив, в красном углу, — для мужчин и почетных гостей. Там же — места хранения священных сундуков с изображениями духов-предков и покровителей.

Сезонные жилища — каркасные, из жердей, крытые корой, чаще всего берестой, — возводили различной формы: односкатные, двускатные, конические, полусферические, прямоугольные с двускатной и односкатной крышей. Обогревали их открытым очагом, разводили дымокур от комаров, пищу готовили обычно на воздухе. Оленеводы и рыбаки на летних сезонных поселениях жили в чумах.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыЧерки — традиционная женская обувь

У северных хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху (маличная сорочка), капюшоном и пришитыми рукавицами. В дорогу поверх нее надевали совик (гусь или кумыш) — глухую одежду мехом наружу. Летний наряд был такого же кроя, из черного сукна; промысловый — распашной и более короткий. Женщины носили платья, суконные или хлопчатобумажные халаты (шешкан-сах), украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Зимние меховые шубы у северных групп шили из оленьего меха, распашные, двухслойные, у других — из меха белки или сукна (раньше — с подкладом из птичьих шкурок). Из рыбьей кожи шили одежду и обувь («рыбьи кожанишки»), теперь делают мешки для хранения соли, пороха и т.п. Одежду и обувь украшали аппликацией, мозаикой из меха или сукна, бисером. Характерны зоо- и растительноморфные мотивы орнамента — «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлическими бляшками, но сейчас эти головные уборы заменили на цветастые шерстяные платки. Украшения нагрудные, головные, накосные (прикрепляемые к ложным косам) делали из бисера, женщины носили серьги, кольца. Мужчины также заплетали косы. И мужчины и женщины наносили татуировку.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыБерестяные изделия мастериц вызывают восхищение разнообразием форм и украшений. В узорах по бересте встречаются прямолинейное и криволинейное исполнение, симметричное и асимметричное расположение, частичная и полная орнаментация предмета, построение по прямоугольной и косоугольной сетке, бордюры и розетки, узоры с названиями и без них

Хантов называли «рыбоядцами», в их пище преобладала рыба. Ее вялили, сушили, коптили (в ХХ в. стали солить), варили, жарили, ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина), кости сушили и толкли на корм для собак, из кишок вываривали жир, его заготовляли, смешивая с ягодами. Лакомством считались варка — икра, вываренная в рыбьем жире, и желудок белки, наполненный кедровыми орехами. Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося всегда варили. Традиционны деревянные долбленые корыта и блюда для рыбы, мяса и теста, ложки. Берестяная утварь украшена геометрическим орнаментом, выскобленным на темном слое или вырезанным и наложенным на закопченный слой бересты либо на полосу темной ткани.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыПодвеска к косам, нагрудное украшение и женская сумочка из бисера

В общественных отношениях до середины ХХ в. было немало пережитков первобытно-общинных отношений. Среди них дуальное деление на фратрии Пор, ведущую свое происхождение от медведя, и Мось — от зайчихи или гусыни. Предками генеалогических подразделений фратрий считались лягушка, тетерка, лось, бобр и др. До середины XIX в. ханты жили большими патрилинейными семьями, был распространен левират. В конце XIX — начале ХХ в. стали формироваться территориально-соседские общины.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыУра — место хранения вместилищ душ людей, умерших неестественной смертью

Духов-покровителей представляли в облике животных, их изображения хранили в священных местах — амбарах в лесу или на окраине селения. Особым почитанием пользовался медведь, предок фратрии Пор. Культ медведя стал у хантов общеплеменным. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника (медвежьих игрищ).

В мифологической системе обских угров медведь выступает, с одной стороны, сыном или братом Торума — верховного божества, с другой — сыном прародительницы. Поэтому обские угры воспринимали медведя и как предка, и как хозяина тайги. В медвежьем празднике нашли отражение представления тотемизма, промыслового культа и древнего культа умирающего и воскресающего божества. Когда с течением времени богатое мифологическое осмысление праздника стало утрачиваться, необходимость его проведения стали объяснять бытовыми причинами (опасностью охоты на медведя и т.д.). Медвежий праздник до сих пор воспринимается как важнейший элемент национальной культуры обских угров, он популярен и любим.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыНа поминках. Обряды погребального комплекса сохранились до наших дней

Шаманство у хантов в XIX—XX вв. представлено слабее, чем у их соседей. Вероятно, его потеснили христианство и фратриальные культы. Основными функциями шаманов оставались гадание и лечение.

Хантыйский фольклор включает в себя священные сказания, песни-мифы, героические песни, старинные рассказы (эпос, предания), бытовые рассказы (былички) и бытовые сказки.

Тексты каждого жанра определяли место и время их исполнения. Например, мифы рассказывали редко, обычно на общественных празднествах (мифы о происхождении медведя — на медвежьем празднике), героические песни звучали лишь на культовых празднествах, свадьбах, героические сказания или сказки можно было услышать вечером, во время отдыха.

Музыка представлена лирическими и эпическими песнями, танцевальными и инструментальными наигрышами, мелодиями шаманских камланий и медвежьего праздника. Шаманская музыка довольно разнообразна и определяется призванием шамана — лекарь, предсказатель, мухоморщик, шаман-маг, т.е. камлающий. Свое пение шаман сопровождал игрой на бубне (пензер), передавая «напевы духов».

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыНамогильное сооружение с нартами и веслом, принадлежащими покойному

Центральное место в музыкальной культуре занимает медвежий праздник — грандиозная многодневная музыкальная композиция, состоящая из обязательной части — «медвежьих песен» и дополнительной, включающей лирику, эпос, инструментальные наигрыши и даже камлания. Различные по жанрам «медвежьи песни» являлись своеобразным каркасом всей композиции праздника. Среди них: «пробуждающая медведя песня», звучавшая каждый день, как бы готовила медведя к восприятию музыкального действа; «возгласная сакральная песня» о божественном происхождении зверя, его жизни и смерти; «профанные (бытовые) песни-инсценировки», исполняемые в специальных костюмах и масках, «мифологические песни» о богах, охраняющих землю и людей. «Великие священные песни» поют в заключительный день праздника, сопровождая игрой на колокольчике; «вечерняя песня-усыпление» звучала в конце каждодневного ритуального цикла. В «медвежьих песнях» не принято было менять мелодию или слова, пели их только мужчины. В конце программы дня исполнялись необрядовые танцы, личные песни и имитации шаманских песен. Наигрыши на струнных инструментах звучали между обязательными и необязательными песнями и являлись своеобразной интермедийной разрядкой в строгой ритуальной композиции.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыИз всех народов Северной Сибири только у хантов и манси были струнные музыкальные инструменты типа арфы. «Лебедь» — 9- или 13-струнная арфа

Музыкальные инструменты хантов — варган, струнные щипковые инструменты — цитра типа гуслей в форме лодки, арфа в виде птицы (лебедь, гусь), лютня.

Большинство хантов (70 %) живут в сельской местности — новых поселках, традиционных селениях постоянного и сезонного типа. За годы рыночных реформ в связи с промышленным освоением территорий, отторжением и загрязнением пастбищ и промысловых угодий почти все колхозы в Ханты-Мансийском автономном округе распались. Численность оленьего стада резко сократилась. Коренное население значительно меньше занимается оленеводством, охотой и рыбной ловлей. Однако по-прежнему развиваются кустарные промыслы — художественная обработка дерева, меха. Женщины шьют одежду, обувь, изготавливают сувениры из оленьего меха, замши, бисера.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыДлинные ложные косы из цветных суконных лент, украшенные подвесками и бусами, привязывали и к коротким волосам

В школах преподают родной язык.

В центрах национальных культур Ханты-Мансийского автономного округа организуют национальные праздники, имеются фольклорные коллективы. Из интеллигенции особенно известны Е. Айпин, А. Тарханов, Р. Ругин, художники Г. Райшев, В. Игошев, Н. Талигина, скульптор Г. Хартаганов, педагог П. Хатанзеев, ученые Н. Сережкин, Е. Немысова, Т. Молданова.

В Институте возрождения обско-угорских народов изучаются проблемы мировоззрения, духовного развития и образования хантов. Сотрудники Института работают в контакте с Ассоциацией «Спасение Югры».

Окружная газета «Новости Югры» периодически выпускает вкладыш «Национальный вестник». На хантыйском языке выходит газета «Ханты Ясанг».

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут хантыв чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.
Зуев В.Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов //ТИЭ, н.с. М., 1947. Т. 5.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.
Кулемзин В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов //Мат. по этнографии Сибири. Томск, 1972.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.
Мифы, предания, сказки хантов и манси /Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. М., 1990.
Соколова З.П. Страна Югория. М., 1976.
Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров //ТИЭ, н.с. М., 1959. Т. 51.

Источник

Народ Ханты

Ханты

– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты
История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Источник

Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры поклонялись медведям и лосям

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Рождение народа.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты

Уровень развития коренных сибирских племён было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у сибирских народов складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

Противостояние.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты

В согласии с природой.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

в чем живут ханты. Смотреть фото в чем живут ханты. Смотреть картинку в чем живут ханты. Картинка про в чем живут ханты. Фото в чем живут ханты

Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *