в чем заслуга вирхова в развитии цитологии
1.)В чем заслуга Вирхова в развитии цитологии?
1.Доказал,что в клетках есть ядра. 2. Доказал, что клетки
образуются путем деления себе подобных. 3. доказал, что клетки можно культивировать.
2.)Какой хим.элемент клетки не является макроэлементом?
1.водород. 2. сера. 3. цинк. 4.азот
3)Основная функция митохондрий:
1.синтез белка 2.образование лизосом 3.транспорт веществ 4.синтез АТФ
4.) Лизосомы образуются:
1.путем самостоятельного деления 2.на каналах ЭПС
3.на ядерной мембране 4.в аппарате Гольджи
5.)Организмы, клетка которых не имеет оформленного ядра:
1.простейшие 2.одноклеточные 3.прокариоты 4.эукариоты
6.)Какие молекулы не могут выходить из ядра?
7).Какие органоиды не являются двумембранными?
1.ядро и митохондрии. 2. митохондрии и хлоропласты. 3.ЭПС и вакуоли.
8.)Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции:
1.катаболизм 2.анаболизм 3.метаболизм 4.нейтрализм
9).Благодаря чему лизосомы выполняют пищеварительную функцию в клетке?
1. благодаря двумембранному строению. 2.благодаря гормонам, содержащимся в мембране лизосом.
3. благодаря ферментам, содержащимся в лизосомах.
10.)Третий этап энергетического обмена происходит в:
1.рибосомах 2.митохондриях 3.ядре 4.аппарате Гольджи
11).Где происходит сборка белковой молекулы?
1. в ядре клетки. 2. в цитоплазме. 3. на рибосомах.
12)Какой нуклеотид комплементарен Гуанину?
1.аденин 2.цитозин 3.урацил 4.тимин
13).Где происходит транскрипция?
1. в цитоплазме клетки. 2. в ядре. 3. в строме хлоропластов. 4.в рибосоме
14) Установите соответствие между биологическим процессом и его характеристикой:
Характеристика: Биологический процесс:
А. Происходит в митохондриях 1. Клеточное дыхание
Б. Происходит в хлоропластах 2. Фотосинтез
В.Происходит в клетках растений и животных
Г.Поглощается углекислый газ
15)Выберите 3 верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр.
Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:
1.гликолиза 2.репликации 3.клеточного дыхания
4.транскрипции 5.световой фазы фотосинтеза 6.темновой фазы
16)В процессе трансляции участвовали 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
17) Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетке в процессе гликолиза фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 310 остатков глюкозы?
Ответ: 1)2, 2)3, 3)4, 4)4, 5)3 6)1, 7)3, 8)3, 9)3, 10)2, 11)3, 12)2, 13)2, 14)1-авд,2-бге. 15)135, 16) аминокислот 75, триплетов в гене 75, нуклеотидов в гене 225. 17) 620
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
Даю 35 баллов, помогите СРОЧНО!!
1.Выбери один правильный вариант ответа.
1.В чем заслуга Вирхова в развитии цитологии?
1.Доказал,что в клетках есть ядра. 2. Доказал,что клетки образуются путем деления себе подобных. 3. доказал,что клетки можно культивировать.
2.Какой ткани нет у животных?
1. эпителиальной. 2. печеночной. 3. соединительной.
3.Какой хим.элемент клетки не является макроэлементом?
1.водород. 2. сера. 3. цинк.
4.Почему использование жиров в качестве запасных питательных в-в выгоднее?
1.потому,что жиры являются теплоизолятором. 2. потому,что при распаде жиров образуется больше энергии. 3. потому,что жиры могут выполнять защитную функцию.
5.Что из себя представляет вторичная структура белка?
1. полипептидную цепочку. 2. глобулу. 3. спиральнозакрученную цепочку из аминокислот.
6.Какие молекулы не могут выходить из ядра?
1.ДНК. 2. и-РНК. 3.р-РНК.
7.Какие органоиды не являются двумембранными?
1.ядро и митохондрии. 2. митохондрии и хлоропласты. 3.ЭПС и вакуоли.
8.Чьи клетки самые мелкие?
1.растительные. 2. вирусные. 3.бактериальные.
9.Благодаря чему лизосомы выполняют пищеварительную функцию в клетке?
1. благодаря двумембранному строению. 2.благодаря гормонам,содержащимся в мембране лизосом. 3. благодаря ферментам,содержащимся в лизосомах.
10.Без чего невозможен катаболизм?
1.без анаболизма. 2. без диссимиляции. 3.без энергетического обмена.
11.Где происходит сборка белковой молекулы?
1. в ядре клетки. 2. в цитоплазме. 3. на рибосомах.
13.Сколько молекул АТФ образуется при полном окислении двух молекул глюкозы?
1.36. 2.76. 3. 38.
14.Что является причиной накопления молочной кислоты в мышцах?
1. Недостаток углеводов. 2. недостаток кислорода. 3. недостаток углеводов и кислорода.
15.Где происходит транскрипция?
1. в цитоплазме клетки. 2. в ядре. 3. в строме хлоропластов.
2.Запишите обобщенное уравнение фотосинтеза. Какова роль фотосинтеза для биосферы?
3.Определите последовательность полного окисления молекулы глюкозы во время клеточного дыхания:
1.выделение воды и углекислого газа
2.поглощение кислорода
3.расщепление крахмала на глюкозу
4.образование молочной кислоты и двух молекул АТФ
5.образование 36 молекул АТФ
6.окисление молочной кислоты
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Даю 35 баллов, помогите СРОЧНО!! 1.Выбери один правильный вариант ответа. 1.В чем заслуга Вирхова в развитии цитологии? 1.Доказа
Даю 35 баллов, помогите СРОЧНО!!
1.Выбери один правильный вариант ответа.
1.В чем заслуга Вирхова в развитии цитологии?
1.Доказал,что в клетках есть ядра. 2. Доказал,что клетки образуются путем деления себе подобных. 3. доказал,что клетки можно культивировать.
2.Какой ткани нет у животных?
1. эпителиальной. 2. печеночной. 3. соединительной.
3.Какой хим.элемент клетки не является макроэлементом?
1.водород. 2. сера. 3. цинк.
4.Почему использование жиров в качестве запасных питательных в-в выгоднее?
1.потому,что жиры являются теплоизолятором. 2. потому,что при распаде жиров образуется больше энергии. 3. потому,что жиры могут выполнять защитную функцию.
5.Что из себя представляет вторичная структура белка?
1. полипептидную цепочку. 2. глобулу. 3. спиральнозакрученную цепочку из аминокислот.
6.Какие молекулы не могут выходить из ядра?
1.ДНК. 2. и-РНК. 3.р-РНК.
7.Какие органоиды не являются двумембранными?
1.ядро и митохондрии. 2. митохондрии и хлоропласты. 3.ЭПС и вакуоли.
8.Чьи клетки самые мелкие?
1.растительные. 2. вирусные. 3.бактериальные.
9.Благодаря чему лизосомы выполняют пищеварительную функцию в клетке?
1. благодаря двумембранному строению. 2.благодаря гормонам,содержащимся в мембране лизосом. 3. благодаря ферментам,содержащимся в лизосомах.
10.Без чего невозможен катаболизм?
1.без анаболизма. 2. без диссимиляции. 3.без энергетического обмена.
11.Где происходит сборка белковой молекулы?
1. в ядре клетки. 2. в цитоплазме. 3. на рибосомах.
13.Сколько молекул АТФ образуется при полном окислении двух молекул глюкозы?
1.36. 2.76. 3. 38.
14.Что является причиной накопления молочной кислоты в мышцах?
1. Недостаток углеводов. 2. недостаток кислорода. 3. недостаток углеводов и кислорода.
15.Где происходит транскрипция?
1. в цитоплазме клетки. 2. в ядре. 3. в строме хлоропластов.
2.Запишите обобщенное уравнение фотосинтеза. Какова роль фотосинтеза для биосферы?
3.Определите последовательность полного окисления молекулы глюкозы во время клеточного дыхания:
1.выделение воды и углекислого газа
2.поглощение кислорода
3.расщепление крахмала на глюкозу
4.образование молочной кислоты и двух молекул АТФ
5.образование 36 молекул АТФ
6.окисление молочной кислоты
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Даю 35 баллов, помогите СРОЧНО!!
1.Выбери один правильный вариант ответа.
1.В чем заслуга Вирхова в развитии цитологии?
1.Доказал,что в клетках есть ядра. 2. Доказал,что клетки образуются путем деления себе подобных. 3. доказал,что клетки можно культивировать.
2.Какой ткани нет у животных?
1. эпителиальной. 2. печеночной. 3. соединительной.
3.Какой хим.элемент клетки не является макроэлементом?
1.водород. 2. сера. 3. цинк.
4.Почему использование жиров в качестве запасных питательных в-в выгоднее?
1.потому,что жиры являются теплоизолятором. 2. потому,что при распаде жиров образуется больше энергии. 3. потому,что жиры могут выполнять защитную функцию.
5.Что из себя представляет вторичная структура белка?
1. полипептидную цепочку. 2. глобулу. 3. спиральнозакрученную цепочку из аминокислот.
6.Какие молекулы не могут выходить из ядра?
1.ДНК. 2. и-РНК. 3.р-РНК.
7.Какие органоиды не являются двумембранными?
1.ядро и митохондрии. 2. митохондрии и хлоропласты. 3.ЭПС и вакуоли.
8.Чьи клетки самые мелкие?
1.растительные. 2. вирусные. 3.бактериальные.
9.Благодаря чему лизосомы выполняют пищеварительную функцию в клетке?
1. благодаря двумембранному строению. 2.благодаря гормонам,содержащимся в мембране лизосом. 3. благодаря ферментам,содержащимся в лизосомах.
10.Без чего невозможен катаболизм?
1.без анаболизма. 2. без диссимиляции. 3.без энергетического обмена.
11.Где происходит сборка белковой молекулы?
1. в ядре клетки. 2. в цитоплазме. 3. на рибосомах.
13.Сколько молекул АТФ образуется при полном окислении двух молекул глюкозы?
1.36. 2.76. 3. 38.
14.Что является причиной накопления молочной кислоты в мышцах?
1. Недостаток углеводов. 2. недостаток кислорода. 3. недостаток углеводов и кислорода.
15.Где происходит транскрипция?
1. в цитоплазме клетки. 2. в ядре. 3. в строме хлоропластов.
2.Запишите обобщенное уравнение фотосинтеза. Какова роль фотосинтеза для биосферы?
3.Определите последовательность полного окисления молекулы глюкозы во время клеточного дыхания:
1.выделение воды и углекислого газа
2.поглощение кислорода
3.расщепление крахмала на глюкозу
4.образование молочной кислоты и двух молекул АТФ
5.образование 36 молекул АТФ
6.окисление молочной кислоты
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Цитология и гистология
В учебном пособии приведены данные о микроскопическом и субмикроскопическом строении клеток, тканей и органов в их нормальном, интактном состоянии, содержатся описания препаратов, которые должны быть рассмотрены студентами на практических занятиях. Пособие снабжено большим количеством рисунков, схем и микрофотографий, в том числе и электронных, с учетом современных цитологических данных.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цитология и гистология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 Краткий очерк развития цитологии и гистологии
Гистология как наука о тканях зародилась задолго до создания микроскопа. Результаты расчленения организма животных и человека встречаются в трудах Аристотеля, Клавдия Галена, Авиценны и других, живших до нашей эры. Однако эти исследования основывались только на макроскопическом визуальном изучение объектов, поэтому при попытке создания классификации в одну и ту же группу ошибочно попадали неродственные ткани и органы, например, сухожилия и нервы. В первой половине ХVII делались попытки изучения структур, невидимых простым глазом, с помощью увеличительных стекол (лупы). В середине ХVII века английский физик Роберт Гук, благодаря усовершенствованному микроскопу увидел пустоты в пробке и впервые применил к ним термин «клетка».
Большой вклад в развитие микроскопии внес голландский оптик Антоний ван Левенгук, который в 1667 году разработал микроскоп, способный увеличивать изображение в 300 раз. Им были описаны красные кровяные тельца и их движение в капиллярах, спермии, поперечнополосатые мышцы, нервы, сухожилия, также первые простейшие организмы, обнаруженные в капле воды. Итальянский ученый Марчелло Мальпиги изучил строение кожи, селезенки, почки и др. Однако открытия в области гистологии носили случайный характер, а из-за малой разрешающей способности микроскопа часто были артефактами. Интерес к микроскопии ослаб и в силу господствующего в те времена метафизического представления о природе. Человек, согласно этому учению преобразован (преформирован) в спермии или яйцеклетке.
В противоположность преформизму в науке развивалась и теория эпигенеза, согласно которой организм животного не преобразован в половых клетках, а формируется в процессе своею развития заново. Основоположником этой теории был К.Ф. Вольф, переехавший в 1760 году из Германии в Россию и много лет проработавший в Петербургской Академии паук. К.Ф. Вольф вполне обоснованно считал, что организм всегда развивается из вещества яйцеклетки путем предобразования органов. Он первым наблюдал формирование органов из листовидных пластинок (зародышевых листков), изучил и описал развитие сердца и почек (таким образом, его можно считать родоначальником теории происхождения тканей из зародышевых листков).
Следующий этап развития гистологии был связан с дальнейшим усовершенствованием ахроматического микроскопа. В теоретических разработках последнего участвовали академики Леопард Эйлер, Ф.У.Т. Эпинус из Санкт-Петербурга. Активное становление гистологии начинается с 30-х годов XVIII столетия. Среди ученых успешно продолжающих микроскопические исследования клеток, или «комочков», различных тканей животных, был и Ян Евангелиста Пуркинье. Изучая яйцо курицы, он впервые описал (1825-1827), главный органоид клетки — ядро, а также нейроны головного мозга, которые затем были названы его именем — клетки Пуркинье. Большой вклад в изучение структуры клеток и тканей различных животных внесли такие выдающиеся ученые как Роберт Броун, Габриэль Валентин, П.Ф. Горянинов, Якоб Генле, Роберт Ремак, Матгиас Якоб Шлейден, Теодор Шванн и другие.
Теодор Шванн, приняв ядро за критерий клеточного строения, смог составить элементарные структуры растений и животных и создать клеточную теорию, которая явилась величайшим открытием в биологии. Суть ее сводилась к следующему: клетки растений и животных принципиально сходны, имеют единый план строения, происхождения и гомологичны друг другу. Начиная с этого времени, гистология стала развиваться как наука. Значение клеточной теории для биологии можно сравнить с двумя другими великими открытиями — законом сохранения энергии и эволюционной теорией Дарвина. Большую роль в развитии клеточной теории Шванна сыграли труды выдающегося патологоанатома и патогистолога Р. Вирхова. Крылатым стал его афоризм «omnis cellula e cellula» — «клетка от клетки». Он показал, что в основе патологических процессов (воспаления, дистрофии, новообразований) лежат изменения клеток.
Важнейшим достижением гистологической техники в середине XIX века стало создание микротома (Я.Е. Пуркинье), позволяющего готовить тонкие срезы, введение в практику водных и иммерсионных объективов. В этот период были открыты процессы кариокинеза в растительных и животных клетках (И.Д. Чистяков, 1874; П.И. Перемежко, 1878; Вальтер Флеминг, 1879 — 1882), обнаружены клеточный центр, сетчатый аппарат (К. Гольджи, 1898), тонофибриллы, хондросомы, митохондрии, миофибриллы, то есть была охарактеризована структура цитоплазмы и ее органелл. Таким образом, к концу XIX столетия в отдельный раздел гистологии выделилось учение о клетке — цитология. Сегодня постулаты клеточной теории звучат следующим образом:
— клетка является наименьшей единицей живого. Этот первый постулат клеточной теории был сформулирован Г. Шванном (1839) и Р. Вирховым (1858). Только на клеточном уровне проявляются в совокупности признаки живого: способность к репродукции, превращению энергии, метаболизм, чувствительность, адаптация к меняющимся условиям изменчивость и другие;
— сходство клеток разных организмов по строению (гомология) обусловлено единообразием общеклеточных функций, направленных на поддержание жизнедеятельности клеток и клеточных популяций;
— клетки размножаются путем деления исходной клетки (третий постулат, сформированный Р. Вирховым в 1855 г., является биологическим законом). Перед делением в исходной клетке происходит удвоение генетического материала (ДНК), образуется специальный аппарат клеточного деления, с помощью которого удвоившиеся хромосомы равномерно распределяются между дочерними клетками. Поэтому митотическое деление эукариотических клеток является единственным полноценным клеточным делением;
— клетка представляет собой часть целостного организма. Находясь в составе тканей и органов, специализированные клетки взаимосвязаны и подчиняются межклеточным, гуморальным, эндокринным и нервным формам регуляции. Таким образом, элементарные единицы организма — клетки — интегрируются в целостные системы тканей и органов, а последние составляют организм, как единое целое.
В России XIX века наиболее интенсивные гистологические исследования проводились в Москве, Казани, Харькове, Томске. На медицинских факультетах университетов появляются самостоятельные кафедры гистологии, складываются гистологические школы с определенными научными направлениями. Возглавлявший кафедру гистологии медико-хирургической академии в Петербурге Н.М. Якубович исследовал микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы. Ему удалось дифференцировать различные виды нейронов коры головного мозга (ядра Якубовича). На кафедре гистологии Московского университета под руководством А.И. Бабухина успешно разрабатывали вопросы развития и функций органов нервной системы (сетчатки глаза, электрического органа рыб и др.). И.Ф. Огнев изучал влияние на организм внешних и внутренних факторов. В Киевском университете исследования сотрудников кафедры, возглавляемой П.И. Перемежко, были направлены на изучение развития зародышевых листков и органов зародыша (глаз, надпочечников, селезенки, печени, щитовидной и поджелудочной железы, кровеносных сосудов, мышечных тканей и других структур).
В Казани нейрогистологические исследования активно проводились под руководством К.А. Арнштейна, А.С. Догелем, А.Е. Смирновым, Д.А. Тимофеевым, А.Н. Миславским, Б.И. Лаврентьевым, Н.Г. Колосовым, И.Ф. Ивановым, П.А. Ковальским и др.
Организатором кафедры гистологии Томского университета в 1888 г. стал замечательный нейрогистолог, ученик К.А. Арнштейна — А.С. Догель. В 1895 году Догеля избрали заведующим кафедрой гистологии Петербургского университета, которой прославленный ученый руководил до конца своей жизни. Он изучал тонкое строение чувствительных нервных узлов, выявил свыше десяти типов нейронов, а также сложные перицеллюлярные сплетения. На своих прекрасно изготовленных препаратах продемонстрировал все известные ныне чувствительные окончания в тканях и органах. В 1898 году в вегетативных ганглиях им были обнаружены два типа нейронов. Метод суправитальной окраски нервных элементов метиленовым синим, предложенный А.С. Догелем, остается классическим. Заслугой А.С. Догеля можно считать и основание журнала «Русский архив анатомии, гистологии, эмбриологии», который нашел признание и за рубежом.
В области цитологии следует отметить разработку ленинградскими учеными проблемы паранекроза (Институт цитологии АН СССР). Предложенный Д.Н. Насоновым и В.Я. Александровым метод определения паранекротического («пограничного между жизнью и смертью») состояния клетки путем прижизненного окрашивания ее нейтральным красным, широко применяют в медицине (с его помощыо тестируют пригодность трансплантатов роговицы и т.п.), в сельском хозяйстве (определяют жизнеспособность семян). За монографию «Реакция животного вещества на внешние воздействия» (1940) оба ученых были удостоены Государственной премии.
В середине XIX века исследования К.Ф. Вольфа, X.И. Пандера и К.Э. Бэра послужили основой современной эмбриологии. Крупнейшие русские ученые И.И Мечников и А.О. Ковалевский, изучавшие в сравнительном плане микроскопическое строение и развитие тканей беспозвоночных и низших позвоночных животных, заложили фундамент эволюционной гистологии и эмбриологии.
Исследованиям в области клетки большое внимание уделяли ленинградские морфологи А.В. Немилов, 3.С. Кацнельсон, Б.И. Лаврентьев, А.А. Заварзин и другие. В Ленинградском университете структуру и функции ядра и других органоидов клетки изучали А.Я. Колачев, Д.Н. Насонов, В.Я. Александров, П.В. Макаров (например, в 20-х годах XX века Д.Н. Насонов показал, что в процессах секреции участвует аппарат Гольджи). Ценные для цитологии данные были получены Л.Н. Жинкиным и Г.С. Стрелыниковым при исследовании нейрогуморальной регуляции клеточного деления: ученые доказали, что механизмы реактивного торможения митотической активности возникают лишь на определенных стадиях онтогенеза.
Большой заслугой гистологов России (академики А.А. Заварзин и Н.Г. Хлопин) можно считать создание первых теорий тканевой эволюции, что способствовало успешному развитию эволюционной гистологии, характеризующейся историческим подходом к изучению тканевых структур.
Как известно, в гистологии общепринята морфофизиологическая классификация тканей, предложенная еще в XIX в. немецкими учеными Францем Лейдигом и Рудольфом Альбертом Кёлликером. Глубокое эволюционнотеоретическое обоснование этой системе дал А.А. Заварзин в 1945 году. По его представлению, филогенетическое развитие тканей в рамках четырех групп тканей (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные) обеспечило выполнение четырех элементарных функций многоклеточного организма: разграничительную, создание внутренней среды, реактивную и двигательную.
В 1943 году Н.Г. Хлопин предложил классифицировать ткани, исходя из генетического принципа. В основу своей генетической системы он положил не морфологические особенности нормально функционирующих тканей, а объем их «гистобластических потенций», то есть совокупность признаков, проявляющихся при различных условиях существования, в частности, в эксперименте при патологии. По мнению Н.Г. Хлопина, свойства каждой ткани определяются источником происхождения и путями ее развития. Генетическая система была прекрасно разработана на культурах ткани позвоночных животных. В классификации основное место занимает «тканевой тип» — система гистологических структур, которые развиваются по основному закону эволюционной морфологии, схематически изображенному в виде филогенетического дерева, при этом, ученый особо подчеркивал связь указанных структур с зародышевыми листками.
Особенно бурно развивалась гистология в советские годы в Москве и Ленинграде, где ученые занимались фундаментальными проблемами общей биологии.
При вузах были созданы НИИ и ЦНИЛы морфологии, Институт Мозга и другие. Общепризнанными авторитетами в области гистологии стали кафедры I МОЛМИ и Университета Дружбы народов, которыми руководил В.Г. Елисеев, создавший прекрасную гистологическую школу. Ученики В.Г. Елисеева (Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина, М.Я. Субботин, В.А. Шахламов, А.И. Радостина и др.) сами стали руководителями крупных коллективов и кафедр морфологов. В Ленинграде получили дальнейшее развитие школы Н.Г. Хлопина (С.И. Щелкунов, А.Г. Кнорре, В.П. Михайлов, Б. Винников и др.), А.С. Догеля, А.А. Заварзина (А.А. Заварзин-мл., Д.И. Дейнека и др.), Н.Г. Колосова (В.Н. Швалев, В.Н. Майоров, А.А. Милохин и др.)
В военно-медицинской академии на кафедре гистологии продолжили экспериментальное изучение крови и соединительной ткани, начатые еще А.А. Максимовым направления. В педиатрическом институте всесторонне исследовали эмбриональный гистогенез тканей (А.Г. Кнорре, Л.В. Суворова). В Ленинградском ветеринарном институте с 1948 по 1983 год кафедрой гистологии руководил известный ученый, продолжатель идей школы А.С. Догеля, ученик А.В. Немилова — 3.С. Кацнельсон, внесший большой вклад в изучение проблемы гистогенеза и гистофизиологии надпочечников. В 1959 г. он опубликовал «Руководство к практическим занятиям по гистологии» для ветеринарных вузов, многократно переиздававшееся в стране.
В развитие возрастной, видовой и сравнительной гистологии сельскохозяйственных животных весомый вклад внесли ветеринарные гистологи: В.Я. Суетин, М.3. Атагимов, Г.Ш. Жанчипов, П.А. Ильин, А.Б. Панфилов, А. П. Попов, Л.П. Тельцов, П.М. Торгун и многие другие.
На развитие отечественной гистологии оказывают значительное влияние Оренбургские гистологи медицинской академии: А.А. Стадников, В.С. Полякова, Н.Н. Шевлюк и другие.